Не всякая демократия одинаково полезна. Избирательная кампания в российской федерации Все демократии одинаковы

Опираясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три аргумента, под­твер­жда­ю­щих не­об­хо­ди­мость вы­бо­ров для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) ответ на второй вопрос:

Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Ответ на третий вопрос:

Механизмы избрания парламента и формирования правительства. (ИЛИ При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике).

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

В тек­сте упо­мя­ну­ты «соображения», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние избирателя. На­зо­ви­те любое из этих «соображений». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «соображения».

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на пер­вый вопрос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе призывы самих кан­ди­да­тов):

Позитивное: боль­шин­ство людей редко ошибается.

Негативное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обещаниях.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Евразийская специфика русской государственности

Наше государство особое, не такое, как на Западе. Так же как и общество - у нас оно солидарное, а у них, как известно - «гражданское общество», там своя специфика, которая никак не пересекается с нашей, а значит, нам не подходит.

Во всем том большом количестве материалов, которые уже были изданы на эту тему, красной нитью проходит главная мысль: солидаризм противостоит дискретности - дробности, разрозненности, разделенности, отчужденности атомизированных индивидуумов, которая лежит в основе либерального общества.

Но всякий раз, когда мы противопоставляем наше общество обществу либеральному, критикуя концепции либерализма, тут же в ответ слышим главный упрек: «А как же демократия?»

И вот здесь стоит оговориться отдельно, остановиться на этом понятии, которое, собственно, и предопределяет возникновение как гражданского общества, так и солидарного общества.

Как однажды на эту тему высказывался Владимир Владимирович Путин, на Западе своя демократия, а у нас - своя. Но что он имеет в виду, когда об этом говорит?

Три демократии

Известный французский философ и социолог Ален де Бенуа разделил демократию на три типа: условно это демократия свободы, демократия равенства и демократия братства.

Демократия свободы (Liberte) - это и есть, собственно, та либеральная демократия, которая доминирует сегодня на Западе и которая Западом активно навязывается всему остальному человечеству. В основе ее лежит категория индивидуума, нарциссической субъектности, и вся структура общества подчинена этому свободному индивидууму, а в целом - свободному потреблению совокупности торгующих индивидуумов.

Но это далеко не так, потому что есть еще «демократия равенства» - Egalite - отсюда эгалитаризм. Это когда атомизированные индивидуумы суммируются в массу просто путем механического сложения. При этом в основе лежит такой же атомизированный индивидуум, только рассматриваемый уже не отдельно, а как масса индивидуумов.

Эгалитаризм - это механическое явление, в котором преимущество отдается не отдельному индивидууму, как в либерализме, а дискретным массам, конгломератам. Эта форма демократии лежала в основе, в частности, советского общества, марксистской модели, когда общество дробилось искусственно, атомизировалось, и складывалось в безликие массы, марширующие огромными колоннами - в этом суть эгалитаризма. И это второй вид демократии - демократия равенства.

Но существует и такое понятие, как «демократия братства» (Fraternite) - то, что имеет совершенно иной характер происхождения. В ней народ воспринимается как качественная и органическая общность. Она имеет духовную, культурную и политическую традицию общего сосуществования, воспроизводимую в своей непрерывности, и демонстрирует такую сущность, как коллективное волеизъявление.

Таким образом, демократия братства, или органическая демократия - это живой организм, в отличие от россыпи демократии свободы и эгалитаристского механизма демократии равенства, которые основаны на механицистском принципе.

Соучастие народа в собственной судьбе

Европейский философ и социолог Артур Меллер ван ден Брук описывал органическую демократию как «возможность соучастия народа в собственной судьбе». То есть органическая демократия - это не форма государственного устройства, как это принято в атомизированном, прежде всего западном, обществе, но участие в жизни государства живой органической субъектности единого народа.

На Западе как раз, напротив, культивируется некая отчужденность. Отсюда государству придаются служебные механические функции, и эти функции направлены на обслуживание интересов разделенных торгующих индивидуумов. Отсюда же понятие «наемного менеджера», который этим дискретным обществом нанимается для выполнения служебных функций государства, в отличие от служения обществу , которое принято в рамках органической демократии.

Таким образом, мы видим, что не всякая демократия одинаково полезна. Мало того, они различны по своей сути и являются опытом разных цивилизационных типов.

Теперь понятно, что в Европе демократия дробная, дискретная. А что у нас, в России? А в России все еще сохраняются элементы органической демократии. И, как указывал европейский социолог Карл Шмитт, органическая демократия возможна только в однородном обществе, то есть в том обществе, в котором «демос» воспринимается как единая, однородная качественная общность, а не набор атомизированных социальных единиц, представляющих собой западное общество, некий искусственно сложенный механистичный организм. И чем меньше однородность общества, тем сложнее им управлять, тем, соответственно, больше требуется авторитаризма и тоталитаризма для его удержания.

Предпосылки солидаризма в России

Исходя из того, что демократии являются совершенно неоднородными явлениями, и в Европе демократия развивалась своим путем, там солидаризм - это попытка объединить уже атомизированное дискретное общество.

Отсюда частое сравнение и сопоставление солидаризма с фашизмом, который возник как ответ на либерализм, на размывание государства-нации, постимперского национального государства как такового. Фашизм возникал как утверждение, что государство - это ценность, перед угрозой либерализма, который заявлял, что государство - это не ценность, главное - это торгующий индивид, а государства лишь выполняют служебные функции и в итоге, когда все человечество станет либеральным, должны вообще отмереть.

Именно в попытках вновь пересобрать общество, которое в значительной степени уже рассыпалось на атомизированных индивидуумов, создав предпосылки для торжества и доминирования либерализма, в Европе и возникала необходимость создания искусственных форм солидаризма на фоне уже довольно разрозненной гражданской атомизированной массы.

Но в России совершенно иная ситуация. У нас все еще сохраняются и сосуществуют, соприсутствуют с нами коллективные субъекты, а именно: большой народ - русские, являющийся коллективным органическим субъектом со своей историей, традицией, культурой, сохраненной в преемственности. По сути, у нас органические коллективные субъекты и так являются данностью, а значит, нам не нужно искусственно собирать разрозненные атомизированные массы, как в Европе, поэтому у нас солидаризм имеет естественные, органические предпосылки.

По сути, в последние два десятилетия мы наблюдали попытку интенсивно раздробить коллективные органические сущности наших народов, пропустить их через либеральное сито атомизации для того, чтобы изъять возможность народа в принципе соучаствовать в своей судьбе.

Взамен органическая демократия всегда подменяется авторитаризмом и жесткими тоталитарными формами правления, которые, кстати, довольно распространены на Западе. Несмотря на химеры свободы и демократизации западного общества, мы понимаем, что западное общество абсолютно несвободно, а более тоталитарную страну, чем Соединенные Штаты Америки, на сегодняшний день сложно себе представить.

Двусмысленность «гражданского общества»

Понятие «народ России» - на самом деле калька с западного, европейского понятия people, то есть просто люди, атомизированная масса. В то время как народ как органическая субъектность происходит от греческого понятия «лаос», который подразумевает как раз коллективную, органическую сущность. То есть народ России - это как раз дискретная масса, люди, а русский народ - это качественная категория. И отсюда же разночтения понятия «гражданин».

В либерализме по сути «гражданство» и понятие «гражданин» стало тождественно понятию «человек». Гражданин - всякий, кто имеет паспорт, в то время как изначально гражданин, горожанин - это тот, кто созидает, развивает полис, то есть некую органическую политическую единицу. Это совершенно два разных явления, отсюда разность в понимании «гражданского общества».

В западной либеральной модели «гражданское общество» - это просто случайный набор людей - people, рассыпная биомасса, собранная случайным образом. Это гражданское общество, в котором каждый стремится к своей цели, а не к общей цели, как в государстве-нации.

Но изначально понятие «гражданского общества», если его базировать на понятии «горожанин», участник полиса, - это как раз субъектное органическое понятие. Поэтому гражданское общество в России - это органическая сущность, а на Западе - дискретная сущность.

Но нам навязывается именно западный концепт «гражданского общества», который разрушает наше органическое единство. Он достигается путем нарушения однородности общества, размывания его. И в первую очередь этому способствует такое явление, какмиграция, когда массы людей перемещаются с одного места на другое, теряя корни, социальные связи, размывают базовое общество, в которое они прибывают, нарушая эти органические связи внутри него самого.

Против смешения. Ради жизни

Смешение культурное, религиозное, этническое размывают органическую однородность солидарного общества. Больше всего этому способствует концепция постмодерна, которая сегодня доминирует.

Таким образом, разрушение коллективного бессознательного, создание искусственного дискретного гражданского общества на западный либеральный манер угрожает принципам нашей государственности, в основе которой как раз и лежит органическая соборность, на которой и выстраивается наша - органическая - демократия.

Сохранение и преемственность этих связей является неким иммунитетом от разрушительного воздействия западных либеральных концептов, делает общество более предсказуемым, более стабильным, создавая возможность его соучастия в своей судьбе, что как раз характеризуется предпосылками, имеющимися у нас по факту.

Для того, чтобы выжить как государство, нам необходимо сохранить эту органичность и не дать возможность либеральным химерам ее разрушить.

Демократия — это одно из понятий, которые в современности являются как бы «всем понятными и очевидными». Все слышали, что это «власть народа». Однако кто именно подразумевается под народом и в чём именно заключается власть оного? Если обратиться к истории, то греческий термин изначально, до обретения смысла «власть/управление», означал силу, при этом не физическую, а способность выигрывать в общем виде, побеждать в борьбе. То есть подразумевается возможность народа влиять на свою жизнь — но, опять же, а каким именно способом?

Давайте постепенно разберём, что есть демократия, как она развивалась, что под ней подразумевалось ранее — и что сейчас.

Начнём, пожалуй, с математического обоснования несоответствия демократии справедливости и здравому смыслу. Нет, это не новость — Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе сформулировал свой парадокс ещё в 1785-м году, более двух столетий назад.

Стандартное восприятие демократического выбора, которое существует у избирателя, — это желание, чтобы результат голосования привёл к его удовлетворённости в будущем: «Проголосую, и будет выбран правильный политик, который сделает то, что мне хотелось бы». Однако эффект Кондорсе следует из того, что непопулярные политики и политические тезисы разными избирателями воспринимаются по-разному, что и приводит к парадоксу нетранзитивности: «при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивна), даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны)».

Иллюстраций парадокса Кондорсе существует множество, остановимся на самом наглядном: есть три избирателя, которые голосуют по неким трём вопросам. Их мнение выглядит как «да/да/нет», «да/нет/да» и «нет/да/да» соответственно. Таким образом, суммарный итог голосования будет выглядеть как «да/да/да» — и при этом не будет устраивать вообще никого из участников! По такой схеме, например, некий закон будет принят постатейно, но при этом в целом будет отвергаться всеми участниками — странная ситуация, не так ли?

Сам маркиз предложил избежать подобных недостатков прямого голосования методом ранжирования мнений: не просто «я голосую за Иванова», а «я предпочитаю Иванова, на худой конец — Петрова, а Сидоров у меня в конце списка». Обратите внимание, что метод, исправляющий парадокс, известен с XVIII века, но на практике используются совсем другие. Важно отметить, что знание эффекта Кондорсе вполне может быть использовано для достижения целей, не соответствующих чаяниям избирателей.

Дальнейшее развитие математических доказательств некорректности демократии как инструмента отражения интересов общества получило в 1951 году благодаря Кеннету Эрроу (именно за это он получил Нобелевскую премию в 1972 году). В исследовании «Социальный выбор и индивидуальные ценности » он рассмотрел демократию как модель общественного выбора, объединяющую индивидуальные предпочтения:

Аксиома универсальности: система выборов должна обеспечивать возможность любого распределения голосов. Очевидное требование.

Аксиома единогласия: если имеется единогласное мнение у всех голосующих, то результат голосования должен приводить именно к этому выбору. Ещё более очевидно, не так ли?

Аксиома независимости от несвязанных альтернатив: предпочтение избирателем определённого выбора при голосовании не должно зависеть от его отношения к альтернативным вариантам. Хотя требование логически верно, на практике оно может нарушаться по психологическим причинам. Однако сейчас мы рассматриваем идеальную демократию и математику процесса; да и, если говорить именно о политических выборах, мнение о кандидатах является условием осознанного выбора.

Аксиома полноты: система голосования должна обеспечивать сравнение любой пары кандидатов, включая случай одинаковой привлекательности для избирателя. Также сложно представить демократическую избирательную систему без такого механизма.

Аксиома транзитивности: «если в соответствии с мнением избирателей кандидат В не лучше кандидата А (хуже или эквивалентен), кандидат С не лучше кандидата В, то кандидат С не лучше кандидата А». Простая логика высказываний, по сути просто утверждается рациональность поведения избирателей.

Все пять аксиом полно описывают демократическую избирательную систему в общем виде, не так ли? А вот затем Эрроу доказал, что выполнение всех аксиом одновременно невозможно. Если точнее, то он добавил шестую аксиому об отсутствии диктатора — человека, который имеет возможность и желание навязывать своё мнение всему социуму, и математически доказал, что одновременное выполнение всех шести аксиом невозможно. Т.е. если выполняются первые пять — то выбор осуществляется как следствие подчинения диктатору — именно поэтому конечный вывод Эрроу получил название «теоремы невозможности».

Три цели демократии, а именно — коллективная рациональность, способность избирателя принимать решения и равенство власти, как оказалось, противоречат друг другу. Если исходить из равенства и способности принимать решения (суть избирательного процесса), то придётся отказаться от коллективной рациональности выбора (см. парадокс Кондорсе). Если настаивать на коллективной рациональности, то принцип равенства будет наличествовать лишь при подходе, когда результат голосования определяется лишь полным консенсусом электората. И, в конце концов, если исходить из способности принимать решения, то придётся концентрировать это право для всё более узкого круга, т.е. по сути переходим к тому же диктатору в предельном случае.

При этом в роли диктатора не обязательно должен выступать некий вождь и т.п. — в общем виде условие свободы выбора может быть снято любым достаточно глобальным посторонним воздействием: религией в фундаментальных странах, угрозой всему народу извне и т.д. — включая так называемое общественное мнение, которое зачастую инспирируется внешними силами в своих целях. Забегая вперёд: именно так работает современная демократия.

И ещё один интересный нюанс.

Не относясь напрямую к выборам, так называемое равновесие Нэша также наглядно иллюстрирует современный демократический мир. Джон Форбс Нэш-младший, изучая теорию игр, сформулирован тезис:

«Если в некоторой игре с произвольными количеством игроков и матрицей выигрышей существует такое состояние, что при выборе не соответствующего ему хода любым из игроков в отдельности его личный выигрыш уменьшится, то это состояние окажется “равновесным” для данной игры. Кроме того, в ряде случаев ходы игроков будут иметь тенденцию стремиться к этому состоянию, даже если в этой игре есть другие состояния, в рамках которых выигрыш игроков в целом и/или по отдельности выше».

Обычно теорию игр применяют к экономике, но, говоря о демократии, можно применить её к конкуренции партий — это ведь так демократично, не так ли?

Равновесие Нэша — это «положение, при котором самостоятельные стратегии продавцов не позволяют получить результат лучший, чем результат конкурента», т.е. в условиях олигополии равновесие Нэша достигается при нулевой прибыли (если не работать далее в убыток). Таким образом, оптимальной стратегией для всех олигополистов является сговор, позволяющий держать цены. Но немногочисленные политические партии вполне являются аналогами олигополистов, только на политическом поле — им выгодно продолжать своё существование и иметь с этого власть и прибыль, а не выполнять требования избирателей, так что сговор (не обязательно официальный) тут неизбежен: «нам всем наплевать на избирателей, просто будем изображать конкурентную борьбу и время от времени меняться у руля».

Участие обычных людей, не имеющих возможности действительно влиять на происходящее в стране, что в рыночной экономике, что в либеральной политике направляет их положение к равновесию Нэша, которое на практике может отстоять от их общего и личного блага сколь угодно далеко.

Таким образом, демократия с точки зрения математики является самопротиворечивой моделью социума, при которой велика вероятность устойчивых равновесных состояний, значительно удалённых от оптимума как для социума в целом, так и избирателей лично . Тем не менее она считается если не идеальным общественным строем, то как минимум — вспоминая Уинстона Черчилля — наилучшим.

Древнейшая демократия по названию — это Афины, приблизительно с 500 по 330 гг. до н.э. Реально граждане, обладающие там избирательными правами, составляли хорошо, если четверть взрослого населения: в голосовании не участвовали женщины, рабы и рождённые в других греческих городах. Помните, у Стругацких в «Понедельнике начинается в субботу» был фрагмент про древнегреческого философа и предлагаемое им государство, устройство которого «было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов»? Но если про рабов и так понятно, про женщин тоже многие в курсе, то про другую группу свободнорожденных совершеннолетних эллинов, не допускавшихся к выборам, знают далеко не все: если полноправный гражданин по каким-либо причинам переезжал в другой полис из того, где он родился, то он терял все политические права и часть гражданских.

Кстати, к месту будет вспомнить Новгородское вече — сколько было славословий про «истинную демократию», которую-де изничтожили клятые тоталитарно-царские москали! Однако, когда археологи добрались до вечевой площади, то определили, что её размер был всего лишь где-то 40х50 метров, при этом из летописей известно, что там даже не стояли, а сидели. Короче говоря, исследовав проблему (подробности опускаю), историки определили, что вече в Великом Новгороде составляли несколько десятков знатных человек, а вовсе не всё население.

Так что исторические варианты демократии сейчас очень вряд ли кто-либо назвал демократическими… Давайте теперь посмотрим на прошлое с точки зрения равноправности выборов — ведь демократия это подразумевает, не так ли?

Имущественный ценз . "Люди, не имеющие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством".

Возрастной ценз . Во многих странах активное избирательное право и остальные гражданские права возникали с 21 года (англосаксонская традиция). Когда США начали войну со Вьетнамом, то расхожим выражением стало «слишком молод для выборов, в самый раз — для войны».

Избирательное право для женщин . Первыми всеобщее избирательное право для женщин ввели в Новой Зеландии в 1893-м году, затем — в Австралии (1902 г.) и России (на территории Финляндии — с 1906, на остальной — с 1917 года). Показательный пример: в Германии женщины получили право голоса в 1918-м году, но до 1926-го года на выборах использовали отдельно «женские» и «мужские» бюллетени. Ну и на десерт: в Швейцарии женщины получили всеобщие избирательные права 7 февраля 1971 г.

Расовый ценз . То, что в Америке угнетали негров — все в курсе. Но не все знают, когда это прекратили делать — «Закон о гражданских правах» вступил в силу 2 июля 1964 г.

Ещё интересный факт: всемирно известный борец против рабства Линкольн отнюдь не был аболиционистом. «Честный Эйб» в «Прокламации об освобождении» (1862-63 г.) объявил свободными негров, проживающих на территории Конфедерации, но не на Севере. Государственный секретарь У.Г. Сьюард тогда метко выразился: «Мы выразили свою симпатию рабам, освободив их там, где мы не можем этого сделать, и продолжив держать их в рабстве там, где могли бы освободить их». Такой ход был сделан Линкольном исключительно с целью ослабления Юга, чтобы поднять там негритянскую «пятую колонну». Демократично?

Но давайте глянем на факты ближе к нашему времени: ещё в XX-м веке вполне обычным европейским развлечением были зоопарки, в которых содержались в том числе и люди . Последние клетки с людьми были убраны лишь в середине 30-х гг. XX века, а в 1958-м году в Брюсселе на выставке была представлена «временная экспозиция», где в качестве экспоната демонстрировалась «конголезская деревня вместе с жителями». И даже в США, где негры жили уже пару сотен лет, в зоопарках содержали пигмеев. Демократия XX-го века!

Таким образом, демократия — которая, как общеизвестно, «власть народа» — это очень, очень исторически разнообразное явление, включая не только древнюю, но и новую и даже новейшую историю.

Что же касается Западного мира, то там нормой является концепция «что законно — то и справедливо». В контексте разговора: что назовём демократией, то ей и является.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
1/8
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2
содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам
в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других
дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
КИМ
1
Характеристики человека
ПОНЯТИЯ
Индивид
Бланк
Ответ: МОРАЛЬ.
Ответ:
Ответ:
...
2 3
Ответ: 125.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

2
А Б В Г Д
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Производственный кооператив, хозяйственное общество, адвокатская
палата, юридическое лицо, общественный фонд.
3 2 3 1 1
Ответ: ___________________________.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение,
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное
мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить
свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более
привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Копирование не допускается
3
Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа
дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление
монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов
граждан.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу

Ответ:

Единый государственный экзамен
4
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
2/8
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми
они указаны.
6
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие,
представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки,
связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение
внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие
познаваемых объектов на органы чувств.
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники
в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных
свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное
общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение
работы.
4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.
технологии
являются
важнейшим
фактором
5) Информационные
производства.
6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие
отрасли производства.
Ответ: ___________________________.
Ответ: ___________________________.
5
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры:
к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) влияние на социализацию индивида
Б) разнообразие используемых средств
В) отсутствие ярко выраженной
коммерческой направленности
Г) сложность содержания
Д) развлекательный характер
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) только массовая культура
2) только элитарная культура
3) и массовая,
и элитарная культура

Ответ:
А Б
В Г Д
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
7
Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят
от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по
ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые
взносы и оплату охраны.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
8
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Установите соответствие между факторами и типами экономического роста:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ФАКТОРЫ
внедрение новых технологий
переподготовка работников
увеличение площади предприятий
увеличение численности
обслуживающего персонала
Д) дополнительное капиталовложение
в приобретение сырья
А)
Б)
В)
Г)
Вариант 107
3/8
10
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА
1) интенсивный
2) экстенсивный
Какие из перечисленных факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9
А Б
1)
2)
3)
4)
5)
6)
пенсия
заработная плата
земельный налог
проценты по кредиту
страховые взносы
проценты по вкладу
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
уменьшение стоимости кормов для коров
ожидания роста потребления молочной продукции
банкротство нескольких молочных ферм
повышение цен на энергоносители
строительство новых заводов молочной продукции
Ответ: ___________________________.
В Г Д
Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила
наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите,
другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна
Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из
перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
На рисунке отражено изменение предложения
молочных продуктов на соответствующем рынке:
линия предложения S переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
11
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют
отличные, только им присущие признаки (социальное положение,
интересы, ценностные ориентации).
2) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
3) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило,
основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
4) Принадлежность к различным социальным группам определяет
положение человека в обществе.
5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
12
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
4/8
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им
предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов
в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа
отвечавших) приведены на диаграмме.
13
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно
утверждённым источником власти в любом государстве.
2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.
3) К основным функциям политической элиты относят производство
и потребление материальных благ.
4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую
и контрэлиту.
5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную
самостоятельную группу, способную принимать политические решения.
Ответ: ___________________________.
14
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество
отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем
в стране Y.
2) Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине
больше импортных продуктов.
Доля
тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z
3)
больше, чем в стране Y.
4) В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее
популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.
5) В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов,
популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.
Ответ: ___________________________.
Установите
соответствие
между
полномочиями
и
субъектами
государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) объявляет амнистию
Б) осуществляет управление федеральной
собственностью
В) принимает федеральные законы
Г) разрешает споры о компетенции между
субъектами государственной власти РФ
и субъектов РФ
Д) осуществляет исполнительную власть
в РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
1) Правительство РФ
2) Государственная Дума
3) Конституционный Суд РФ
А Б
В Г Д

Единый государственный экзамен
15
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
5/8
В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из
приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало
правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.
17
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных
норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике
гарантии прав и свобод личности.
2) Утверждена республиканская форма правления.
3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей
власти.
4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.
5) На выборах победила консервативная партия.
6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
А) охрана исключительно силой
общественного мнения и (или)
внутренними убеждениями человека
Б) мера общественно значимого поведения
В) формальная определённость
Г) общеобязательность для всего населения,
проживающего на территории
определённого государства
Д) регулирование общественных отношений
Ответ: ___________________________.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ
НОРМ
1) и правовые, и моральные
нормы
2) только правовые нормы
3) только моральные нормы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам
(свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
право участвовать в отправлении правосудия
право на жизнь
право на защиту своей чести и доброго имени
право быть избранным в органы государственной власти
право на тайну переписки, телефонных переговоров
Ответ: ___________________________.
18
А Б
В Г Д
Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу.
Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно
прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять
лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому
контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
дискриминация
уголовное право
потерпевший
заявление в отдел полиции
иск в суд
трудовое право
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
19
Прочитайте приведённый ниже
обозначено определённой буквой.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
текст,
каждое
положение
которого
(А) Понятие «политическая система общества» вошло в научный оборот
во второй половине ХХ в. (Б) Политическая система регулирует
производство и распределение благ между социальными общностями
на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за
неё. (В) Системообразующая категория, интегрирующая данные элементы
в единую политическую систему, – категория «политическая власть».
(Г) Политическая власть – способность одного человека или группы лиц
контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из
общенациональных или общегосударственных задач. (Д) Сущность
политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ:
А Б
Вариант 107
6/8
В Г Д
20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей,
основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной
________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс
важнейших для существования общества функций: ________(В) людей;
передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г),
установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация
домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены
семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной
семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая
государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной,
определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) брак
2) контроль
3) институт
4) взаимоответственность
5) норма
6) семья
7) мобильность
8) супружество
9) репродукция
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами
слова.
Ответ:
А Б
В Г Д Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
7/8
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
21
Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст
назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое
различие между ними отмечает автор?
22
В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение
избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя
обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное
последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».
23
Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей
степени защищает сильные политические партии? Используя текст
и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита.
Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию
политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.
24
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни,
приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для
функционирования и развития демократического государства.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют
собой политические системы, в которых определённые люди получают
доступ к власти и право принимать решения в результате свободных
всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и
формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от
национальной формы правления…
При президентской республике власть передаётся посредством прямых
выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике.
Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской
либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее:
ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на
прямых выборах.
Ещё одно различие политических систем состоит в способе
голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти:
пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При
мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один
депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший
наибольшее
количество
голосов.
Системы
пропорционального
представительства предполагают распределение мест в парламенте
в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным
спискам) голосов…
Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать,
руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют,
руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не
тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения
проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно
прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих
кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной
борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями
и пристрастиями каждого голосующего.
(М. Уоллерстайн)
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении
глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее
любое одно негативное проявление глобализации.
26
Назовите любые три позитивные формальные
и проиллюстрируйте примером каждую из них.
27
Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для
автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту
своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет
уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую
информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности
налогоплательщика.
28
социальные
Вариант 107
8/8
санкции
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её
функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том
содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью
выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
(29.1–29.5).
29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл
в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты
поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной
темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания, соответствующие
понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух
примеров из различных источников.)
29.1
Философия
«Революция
(Ж. Жорес)

варварская
форма
прогресса».
29.2
Экономика
«Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится
не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
29.3
Социология,
социальная
психология
«Юность – весеннее время человека, в которое
засеваются семена на будущие годы жизни».
(Я. Княжнин)
29.4
Политология
«Политическая культура – проявление того, как
люди воспринимают политику и как они
интерпретируют увиденное». (С. Верба)
29.5
Правоведение
«Закон не может делать людей свободными: сами
люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

В тек­сте упо­мя­ну­ты «соображения», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние избирателя. На­зо­ви­те любое из этих «соображений». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «соображения».

Пояснение.

1) Ответ на пер­вый вопрос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе призывы самих кан­ди­да­тов):

Позитивное: боль­шин­ство людей редко ошибается.

Негативное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обещаниях.

Какая из рас­смот­рен­ных ав­то­ром из­би­ра­тель­ных си­стем в наи­боль­шей сте­пе­ни за­щи­ща­ет силь­ные по­ли­ти­че­ские партии? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, объясните, в чём про­яв­ля­ет­ся эта защита. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром одну любую функ­цию по­ли­ти­че­ских партий, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в из­би­ра­тель­ном процессе.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

Пропорциональная.

2) Ответ на второй вопрос:

При этой си­сте­ме сильная пар­тия гарантировано про­хо­дит в парламент, получая в нем большинство мест.

3) Указание функции и ее иллюстрация примером:

Элек­то­раль­ная. Накануне выборов в Государственную Думу, партия КПРФ вела предвыборную агитацию, чем обеспечила себе поддержку 20% избирателей.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

3. Гражданское общество, ос­но­ван­ное на плю­ра­лиз­ме мнений и ин­те­ре­сов людей, не в со­сто­я­нии обеспечить доб­ро­воль­ное законопослушание граждан, из­бе­жать острых со­ци­аль­ных взрывов, а может, и кро­ва­вых столкновений, если ор­га­ны государственной вла­сти не будут об­ра­зо­ва­ны на спра­вед­ли­вой выборной ос­но­ве с уча­сти­ем самих же граждан.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Поделиться: