Криминальное поведение: виды, формы, ситуации и причины. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения Причины и условия индивидуального преступного поведения криминология

1. Причины и условия конкретного преступления.

2. Механизм индивидуального преступного поведения.

3. Мотивация преступления.

Конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация является основным источником криминальной активности личности. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения, – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это – объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

Она объективно ставит личности перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);

Обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказать не просто жизненная ситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поисках выбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.

Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликт приводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию. В первом случае исчезает конфликтная ситуация (например, супруги из-за личных неприязненных отношений разводятся и разменивают жилье), во втором случае конфликтная ситуация обостряется (например, муж избивает жену) или разрешается разрушающим, общественно опасным способом (например, муж убивает жену).

Разновидностью проблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенное влияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа. Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желание принадлежать к такой группе (в данном случае группа именуется референтной) требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой, следование одобряемым в данном сообществе групповым нормам, особенно в нестандартных ситуациях.

Многочисленные исследования показывают, что наиболее часто фронтальная ситуация имеет место при совершении преступлений несовершеннолетними, лицами, страдающими психическими отклонениями, а также лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Так, применительно к несовершеннолетним, данное обстоятельство связано с общими условиями социализации, в частности, повышенной потребностью подростков в неформальной среде сверстников, мнение которых для каждого подростка чрезвычайно важно. Не случайно большую часть преступлений подростки совершают либо в составе групп, либо под сильным воздействием неформального окружения сверстников.

Применительно к лицам, находящимся в сметах лишения свободы, можно говорить о часто встречающейся фронтальной ситуации, обусловленной существованием в микросреде осужденных жесткой стратификации, системы неформальных норм и криминальной субкультуры.

В частности, существующие в местах лишения свободы социальные нормы не поощряют обращение осужденных за помощью к администрации исправительного учреждения для разрешения возникших между осужденными конфликтов. Так, осужденные, которым грозит расправа за неуплату карточного долга, не обращаются за помощью к администрации, а прибегают к захвату заложников с единственным требованием к власти – перевести их в другое исправительное учреждение.

По времени существования различают следующие конкретные жизненные ситуации:

1) быстротечные (например, неожиданная ссора);

2) продолжительные, которые характеризуются определенной растянутостью во времени (например, конфликт на почве супружеской измены);

3) длящиеся, которые не просто растянуты во времени, а переходят в элемент образа жизни личности (например, длительные семейные ссоры).

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации. Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение. Проблемная ситуация существует лишь в сознании личности преступника.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

1) связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);

2) складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);

3) смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например, быстрая езда в гололед).

Каждая из этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия на личность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществляться различными способами.

Взаимосвязь свойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующей преступление, представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этого механизма – психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды, т.е. причины и условия конкретного поведения – рассматриваются уже не в статике, а в динамике. Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины» детерминации преступления, установить способы взаимодействия причин и условий конкретного преступления.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются:

а) мотивация;

б) планирование;

в) исполнение.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление, руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Мотивы на этом этапе выполняют две функции:

Отражательную, т.е. актуализируют потребности личности, возбуждают ее физическую или психическую энергию;

Побудительно-регулятивную, т.е. формируют решение совершить преступление, порождают волю преступника, определяют содержание сформировавшихся воли и решения.

Второе звено характеризуется принятием решения (т.е. выбором варианта поведения) и планированием поведения (т.е. выбором варианта совершения преступления).

Это звено может быть деформировано следующими обстоятельствами, способствующими совершению преступления:

Неверной оценкой виновным фактических обстоятельств;

Недостаточным учетом нормативных требований (недостаточным знанием правовых требований, негативным или небрежным отношением к правовым нормам, разрешением противоречий между правовыми нормами и нормами микросреды, между правовыми нормами и реалиями жизни в пользу соответственно норм микросреды и конкретных жизненных обстоятельств);

Искаженными ценностными ориентациями личности, противоречащими правовым нормам;

Дефектами самоконтроля.

Высокий уровень самоконтроля может удержать лицо от совершения преступления даже при существенных деформациях в предшествующих звеньях механизма преступного поведения. Система внутреннего самоконтроля связана прежде всего с эмоционально-волевой сферой личности, на которую могут прежде всего повлиять:

Острое эмоциональное состояние (например, физиологический аффект);

Состояние опьянения;

Сильная усталость;

Болезнь;

Плохое настроение;

Психические отклонения, не исключающие вменяемость.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминолога на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

Лицо может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;

Виновный может изменить способ совершения преступления (например, хищение, начатое как кража, может под влиянием изменившейся жизненной ситуации перерасти в грабеж или даже в разбой);

Лицо может совершить новое преступление;

Виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически.

Итак, криминогенная мотивация личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе.

Иногда говорят, что в жизни встречаются безмотивные поступки и преступления (например, убийство, причинение вреда здоровью, хулиганство и др.). Это ошибка. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива. В упомянутых случаях мотив преступления просто не был установлен. Нередко мотивы преступления скрываются или намеренно искажаются. Бывают и неосознаваемые самим преступником мотивы его поведения, которое он подчас не в состоянии объяснить.

Мотивы преступлений разнообразны. Есть множество различных классификаций преступных мотивов. Нам представляется наиболее удачной классификация В.В. Лунеева, который выделил следующие шесть групп мотивов: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные и 6) трусливо-малодушные.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: 1) материальные потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения – это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность (жизненно необходимые потребности, без удовлетворения которых человек может погибнуть; потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части; гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает; извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т. п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.

При экономическом расслоении общества, которое мы наблюдаем сейчас в нашей стране, значительная часть населения не в состоянии удовлетворить не только завышенные, но и нормальные потребности материального характера. По мнению специалистов, нужда сейчас является причиной 20-30% всех корыстных преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а также к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию. Заметим, что в современной России спиртные напитки регулярно употребляют 80% трудоспособного населения, а каждая шестая семья имеет наркотические проблемы.

Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев. Вместе с тем надо отметить, что в 15-17% случаев агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими.

Переход страны к рыночным отношениям, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни ведут к деформации потребностей личности, а следовательно, к росту числа конфликтов и агрессивных проявлений, увеличению насильственной преступности.

Еще одна категория причин появления того или иного мотива – это интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить. Например, извращенная потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье, а то и насилия над близкими.

Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др. Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.

Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.

Чтобы те или иные потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения переросли в мотив преступления, субъект должен психологически преодолеть еще один внутренний «барьер» - систему так называемых ценностных ориентаций, которая включает и правосознание личности.

Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентации), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование у него корыстного мотива.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В том же примере, если материальные потребности возникли у лица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на законный заработок необходимых средств.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления. Искаженные идеологические представления, например национализм или религиозный фанатизм, могут породить террористические либо другие преступные мотивы и намерения.

В качестве составных элементов ценностных ориентации выступает нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенный инструмент социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения.

У преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам. Вот почему для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятия правовых требований и запретов, хотя они понимают их необходимость (и даже иногда признают на словах). У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления.

В криминологии различают уголовно-правовое понятие «преступление » и криминологическое понятие «преступное поведение».

Они различаются качественно и количественно. Понятие «преступление» как общественно опасное противоправное и виновное деяние» используется для определения оснований уголовной ответственности , понятие «преступное поведение» — для изучения причин и механизма преступления.

Изучение индивидуального преступного поведения тесно связано с проблемой личности преступника. Поскольку различаются понятия «преступление» и «преступное поведение», различаются и понятия «субъект преступления » и «субъект преступного поведения» («личность преступника»).

Понятие «преступное поведение»

Преступное поведение — процесс, развертывающийся в пространстве и во времени и включающий в себя не только сами действия, изменяющие внешнюю среду (акт преступления), но и предшествующие им психологические явления и процессы, детерминирующие эти действия. Конечно, само преступление также развертывается в пространстве и во времени, но в сравнении с масштабом предшествующих ему процессов может быть представлено как одномоментное событие. Криминологию интересует не столько сам преступный акт, сколько предшествующие ему обстоятельства: формирование мотивов, постановка целей, выбор средств и т.д. Подобные обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления , однако включаются в понятие «преступное поведение», которое охватывает как формирование преступного намерения, так и его осуществление.

В объяснении преступного поведения отечественная криминология отвергает дилемму «среда или личность » и исходит из принципа двухфакторной детерминации: преступное поведение детерминируется личностью и средой, оно есть результат взаимодействия личностных качеств и особенностей конкретной ситуации. Но принцип двухфакторной детерминации ничего не говорит о том, какие факторы являются определяющими в этом взаимодействии, что относится к причинам, а что к условиям.

В криминологии исходят из того, что поведение человека , в том числе преступное, причинно обусловлено, детерминировано. Но совместимо ли такое понимание поведения с постулатом «свободы воли», служащим основой уголовной ответственности ? Совместим ли криминологический принцип детерминизма с уголовно-правовым принципом свободы воли? В свое время Э. Ферри отверг принцип «свободы воли» как несовместимый с детерминистическим пониманием преступного поведения. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые отечественные криминологи (А.М. Яковлев).

Если исходить не из волюнтаристского толкования свободы воли («что хочу, то и ворочу»), а из практического, трактующего свободу воли как свободу выбора, то можно показать совместимость этих принципов. Более того, без детерминизма обосновать ответственность на основе свободы воли невозможно: человек должен предвидеть последствия своих действий, чтобы отвечать за них. Лица, которые не в состоянии это делать, не несут ответственности (душевнобольные; лица, не достигшие определенного возраста). Индетерминизм (беспричинность) же фактически лишает выбор свободного характера, так как субъект, не зная последствий своего выбора, может действовать только случайно, наобум.

Свободный выбор не есть неограниченный произвол в силу того, что с философской точки зрения свобода заключается в познании необходимости и ее использовании для своих целей. Значит, изначально свободный выбор ограничен объективно и субъективно как необходимостью, так и возможностью ее познания и использования.

Свобода выбора ограничена тремя группами факторов:

1) самой необходимостью, включающей в себя набор объективно возможных в данной ситуации поступков. В каждой конкретной криминогенной ситуации набор правомерных вариантов поведения всегда конечен и чаще всего достаточно мал;

2) возможностью познания этой необходимости, включающей в себя способность субъекта адекватно оценить ситуацию, осознать общественную опасность своих действий и предвидеть их последствия.

Эта возможность зависит от возрастных и психоинтеллектуальных особенностей субъекта (душевная болезнь, расстройство мыслительной деятельности и т.д.);

3) возможностью использования познанной необходимости для своих целей, включающей в себя оценку преступного варианта поведения как выгодного, целесообразного, допустимого. Эта возможность зависит от социальных качеств субъекта (взгляды, идеалы, ценностные ориентации и т.д.).

Возможные в данной ситуации варианты поведения не являются для субъекта равноценными. Они неравноценны как объективно (не каждый из них может привести к желаемому результату), так и субъективно (одна и та же возможность для разных людей имеет не- одинаковые смысл и значение). Субъект поступает в соответствии со своими представлениями о ситуации, реагирует на нее в соответствии с особенностями своего характера и взглядов.

Свободный выбор ограничивается разными факторами, но что детерминирует сам выбор? Этот вопрос является ключевым для понимания причин индивидуального преступного поведения. Если выбор определяется факторами первой группы, т.е. внешней средой, то уголовная ответственность не наступает (крайняя необходимость , необходимая оборона , физическое принуждение), если второй группы (возрастные или биологические особенности субъекта) — то уголовная ответственность также не наступает в силу невменяемости субъекта.

И в первом, и во втором случаях детерминированность поведения присутствует, но отсутствует свобода выбора. Если выбор детерминируется факторами третьей группы, т.е. социальными свойствами субъекта, то можно говорить и о детерминированности поведения, и о свободе выбора, поскольку выбор варианта поведения на основе своих взглядов и убеждений является осознанным и добровольным.

Многие криминологи (А.И. Долгова, А.Р. Ратинов) источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности. Деформация ценностно-нормативной сферы рассматривается ими в качестве специфической (ближайшей, непосредственной) причины преступного поведения. Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества , меру отчуждения личности от общества.

Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными.

Необходимо дальнейшее изучение комплекса социальных условий, вызвавших отчуждение, т.е. необходимо познание «причины причин». С этой точки зрения особенности ситуации не могут быть причиной преступления, а являются только его условием.

В уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число обстоятельств, определяющих уголовную ответственность, а чаще относятся к смягчающим (или отягчающим) наказание обстоятельствам.

То же можно сказать и о биологических особенностях индивида, которые, как и особенности ситуации, являются объективными, но, в отличие от них, постоянно действующими. Это верно и в отношении так называемых психических аномалий (разного рода психопатии, олигофрения и т.д.).

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников от 25 до 70% лиц (по разным данным) имеют психические аномалии. Казалось бы, можно сделать вывод о том, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен).

Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особенно у подростков).

Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными психологических или судебнопсихиатрических экспертиз, а данными выборочных исследований, проводимых по различным методикам. По данным последней специальной переписи осужденных (1999 г.), в исправительных учреждениях страдают психическими расстройствами 2,1% осужденных.

В-третьих, большинство исследований проводилось среди осужденных к лишению свободы . Но, как известно, условия мест лишения свободы являются мощным психотравмирующим фактором, отрицательно влияющим на психику человека. Обычные методики не позволяют выявить, когда возникли аномалии, до совершения преступления или после, в период отбывания наказания. Конечно, психические аномалии существенно влияют на поведение человека, поскольку осложняют процесс социализации (трудно дается учеба, сложно овладеть современной профессией и т.д.).

Механизм преступного поведения

Для криминологии важно не только «почему совершается преступление », т.е. причинный аспект, но и «как оно совершается» (инструментальный аспект). Для анализа этой проблемы выработано понятие «механизм преступного поведения». Структурно он состоит из трех последовательных внутренне связанных элементов (звеньев):

1) формирование решения (мотивация); 2) принятие решения (планирование , постановка целей и выбор средств); 3) исполнение решения (акт преступления). Эта схема применима к предумышленным преступлениям. Для неосторожных, некоторых умышленных (совершенных в состоянии аффекта) преступлений механизм работает в «свернутом» виде, с пропуском некоторых элементов. Дефекты возможны в любом элементе механизма, и профилактическое вмешательство можно осуществить на любом этапе.

Особую роль играет первый элемент механизма (мотивация), и он чаще других привлекает пристальное внимание исследователей.

Термин «мотивация» имеет два значения: 1) как совокупность мотивов; 2) как процесс формирования мотива. В данном случае он употребляется в обоих значениях. В криминологии проблема мотивации преступного поведения формулируется следующим образом: являются ли мотивы (и порождающие их потребности) внутренними субъективными причинами преступления? И, соответственно, должны ли мотивы и потребности быть объектом профилактическо- го воздействия? По этой проблеме существуют две противоположные точки зрения.

Одни криминологи (У.С. Джекебаев, С.А. Тарарухин) считают, что существуют преступные мотивы и порождающие их преступные, извращенные потребности, которые являются причинами преступного поведения. Но чаще всего говорят не о преступных мотивах (это ведет к чрезмерной психологизации причин преступления), а о преступных, или антисоциальных, извращенных потребностях, являющихся источником этой мотивации: потребность в самоутверждении, потребность хулиганить и воровать, сексуальная потребность, эгоцентризм, потребность в алкоголе и т.д.

Логика здесь проста: все потребности подразделют на два класса: 1) на низшие (или низменные, примитивные, физиологические, извращенные); 2) высшие (или духовные, творческие, моральные).

В первых видят источник преступного поведения, во-вторых — правомерного.

Многочисленные исследования показывают, что у преступников структура потребностей деформирована, в ней преобладают потребности материального характера.

Другие криминологи (А.Ф. Зелинский, А.М. Яковлев) считают, что мотивы и потребности как психические образования нейтральны в этическом плане, к ним неприменима социальная оценка. Даже такой классический «преступный» мотив, как корысть, взятый вне преступления, не может рассматриваться как антисоциальный. Ведь понятно, что удовлетворение потребности в материальных благах может осуществляться отнюдь не обязательно путем преступных действий.

Кроме того, связь между потребностью и мотивом не является строго однозначной: одна потребность может порождать разные мотивы, а один мотив может быть вызван разными потребностями.

В психологии обычно выделяют три основные группы человеческих потребностей: 1) базисные, или органические, определяемые биологической природой человека : потребность в пище, тепле, сексуальная и т.д.; 2) социальные, определяемые социальной природой человека: потребность в общении, самоутверждении и т.д.; 3) духовные, или идеальные: потребность в труде, творчестве, нравственные.

В этой классификации нет места так называемым извращенным, преступным потребностям, и это не случайно: преступными (антисоциальными) являются не сами потребности, а средства их удовлетворения. И то, какое средство изберет в данный момент субъект, зависит не от потребности как таковой, а от особенностей его личности и характера ситуации, которая содержит определенный набор реальных возможностей удовлетворения этой потребности.

Поэтому объектом профилактического воздействия (нейтрали- зация, подавление и т.д.) являются не сами потребности, а социальные условия и особенности личности, которые сформировали антисоциальный характер средств удовлетворения потребности. А то, что называют в качестве антисоциальных потребностей, или вовсе не являются потребностями (потребность хулиганить, эгоцентризм), или не являются отрицательными (сексуальная потребность, потребность в самоутверждении).

С этой точки зрения и часто определяемые в качестве извращенных потребностей тяга к алкоголю и наркотикам не есть собственно потребности, их можно назвать псевдопотребностями. Они не относятся ни к органическим (отсутствуют у животных), ни к социальным, ни к духовным потребностям. Они возникают как следствие неудовлетворенности других потребностей — и социальных (отчуждение, непонимание, отвержение), и духовных (потеря смысла жизни, кризис веры, неразделенная любовь).

Они же выступают и как средства (или их заменители) удовлетворения других потребностей. Так, подросток начинает курить не потому, что испытывает потребность в никотине, а потому, что испытывает потребность в общении и признании со стороны группы: там все курят, это признак взрослости. Многие люди пьют не потому, что испытывают потребность в алкоголе, а соблюдая традиции или потому, что это (на их взгляд) облегчает общение. Конечно, возможны случаи, когда тяга к алкоголю и наркотикам действительно начинает детерминировать поведение: псевдопотребности становятся органическими. Но тогда меняется и природа явления, развивается болезнь, патология, требующая применения мер не криминологического, а медицинского характера.

Всякий поведенческий акт обычно направлен на лучшее приспособление к среде, и преступление не составляет исключения. Но, с точки зрения общества , преступление обладает неадекватной адаптивной функцией. С позиции же субъекта оно выглядит как достигающее определенных необходимых целей — разрешить конфликтную ситуацию, улучшить материальное положение и т.д.

В такой неадекватности отражения социальной среды специфическим образом проявляются причины и условия преступного поведения.

Изучение механизма преступного поведения не подменяет и не снимает проблему изучения его причин, а предполагает необходимость такого изучения.

Не стоит осуждать тех, кто ступил на «кривую дорожку». Возможно, в определенный момент они не видели другого выхода из сложившейся ситуации, а может, просто хотели узнать, какое оно - криминальное поведение. Ощутить вкус свободы и авантюризма. В любом случае для таких действий у человека есть причины, именно о них сегодня поговорим.

Преступная деятельность

Криминальное поведение является не чем иным, как внешним проявлением преступной деятельности. Эта деятельность состоит из двух этапов:

  1. Мотивационный. Возникшие потребности становятся мотивами противоправного поведения. Здесь основную роль играют личностная характеристика субъекта и выбор объекта преступного действия. На этом этапе исследователи могут спрогнозировать возможные результаты преступного поведения.
  2. Реализация решения. Субъект выбирает способы, средства и орудия достижения поставленной цели, осуществляя тем самым преступные намерения.

В криминальном поведении результат действий и задуманные цели не всегда совпадают. Это может объясняться как объективными (не зависящими от человека), так и субъективными причинами. Поэтому можно сказать, что преступная деятельность - это совокупность субъективных и объективных сторон действий.

В каждой преступной ситуации всегда присутствуют ненаблюдаемые (то есть психологические) элементы, которые в значительной мере влияют на противоправные действия.

Не личность, а действия

Криминальное поведение всегда вызывало неугасающий интерес в различных научных направлениях. Усилия исследователей в основном были направлены на изучение преступной личности. Во многих психологических направлениях были предприняты попытки объяснить предпосылки криминального поведения. Единственное, в чем они были согласны друг с другом, - это тезис, что преступные действия появляются из-за болезненных исходов конфликтных в процессе индивидуализации (К. Юнг), социализации (Э. Эриксон), конструирования жизненного сценария (Э. Берн). Проще говоря, криминальная личность - это человек с неудачным процессом формирования индивидуальности и Правда, сегодня это направление многими исследователями признается неконструктивным по нескольким причинам:

  1. Понятие «преступная личность» является удобным, если приходится изучать уже сформировавшегося (состоявшегося) преступника, а не потенциального девианта.
  2. Определение «преступная личность» неконструктивное само по себе, так как предполагает существование непреступной личности, а это противоречит идее о том, что базис противоправного поведения (ложь, агрессия) присутствует в каждом человеке.
  3. Личность не может быть объектом познания. Конечно, человека можно изучать частично, но личность не должна являться экзистенциальным центром мира.

Поэтому логичнее всего изучать не личность преступника, а преступное поведение, которое изначально заложено в основе человеческого бытия.

Страх смерти

Часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.

То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.

Формирование и реализация преступных намерений

Основополагающим фактором криминального поведения является взаимодействие индивида со средой обитания. Отдельно следует рассматривать и психический статус человека. Психологи создали такую причинную цепочку:

  1. Отчуждение.
  2. Возрастающая тревожность.
  3. Формирование мотива.
  4. Преступное действие.

Под отчуждением понимался уход от межличностного взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, это может привести к отсутствию каких-либо представлений о том, как люди должны вести себя в той или иной обстановке.

В результате отчуждения возрастает внутренняя тревожность. Человек ощущает беспокойство, а окружающая среда представляется ему холодной и агрессивной. Такое состояние может вызвать ответные агрессивные реакции. Социальные нормы и правила начинают восприниматься как принадлежащие группе, к которой отчужденная личность себя не относит. Криминогенное значение имеет и отсутствие эмпатии, когда человек не способен эмоционально сопереживать.

Разновидности отчуждения

В психологии различают два вида отчуждения:

  • От социума и его ценностей. Как результат - индивид начинает перенимать негативные нравственные представления и примеры поведения родителей. Взрослый человек реагирует на любое произошедшее событие согласно паттерну, который усвоил в детстве, и, как правило, этот паттерн ребенок заимствует у взрослых, что его окружают.
  • Психологическая отчужденность. Причиной этого феномена является эмоциональное неприятие родителями своего ребенка.

Если в семье нет теплых эмоциональных отношений, это нередко становится причиной девиантного (криминального) поведения.

Отсутствие таких взаимоотношений порождает развитие тенденций, что лежат в основе противоправного поведения. Они, конечно, не влияют сами по себе, но, сталкиваясь с человеческой природой, усиливают фактор тревожности, формируя особое мировоззрение.

Тревога

Согласно недавним исследованиям все преступники страдают от высокой тревожности, которая заключается в беспокойстве, неуверенности в себе и ощущении надвигающейся опасности. Такие состояния являются стабильными, но время от времени они могут повышаться или понижаться. В любом случае мотивы преступления продиктованы именно этим качеством. Совершая преступления, человек пытается сохранить себя как личность и воссоздать свою целостность. Он просто пытается утвердить свое право на существование.

Уничтожить носителей угрозы

Обычно преступники утверждают это право за счет других. Если индивид ощущает, что находится в угрожающей ему среде, то снять свой бессознательный страх можно, отодвинув других людей от себя, а еще лучше - уничтожив носителей угрозы. Именно последний вариант в субъективном плане считается более выгодным, ведь, если не будет этих носителей, индивид сразу же решит все свои психологические проблемы и существование наконец приобретет смысл.

Также частой причиной преступлений выступает жажда власти, хотя глубинный смысл все тот же - управляя носителями угрозы, человек частично снимает с себя напряжение. Поэтому в целом можно сказать, что основная часть преступлений носит субъективный характер - человек защищает себя от, как ему кажется, угрожающих факторов.

Виды криминального поведения

Сегодня оно имеет достаточно большое количество разновидностей:

  • Профессиональное. Главной целью преступления является получение необходимых для существования средств. Преступник готовится к правонарушению заранее, и для него преступная карьера является основной жизненной целью.
  • Уголовное. Сюда относят опасные государственные преступления, подделку валюты, умышленные убийства, угон транспорта.
  • Хозяйственное. Обычно «хозяйственные преступники» уклоняются от уплаты налогов, подпольно продают сырье с предприятий, осуществляют крупные банковские аферы и т.д.

  • Корыстное. Основная цель преступника - обогатиться за счет чужого имущества.
  • Организованное. Преступления осуществляются группой людей, в этой группе есть своя иерархия, каждый участник отвечает за свою «зону действий».
  • Политическая преступность. Злоупотребление властью, устранение политических соперников, организация террористических актов и заказных убийств.

Форма деградации

Поведение в криминальных ситуациях может быть нескольких видов. В первом случае преступник относится с избыточной жестокостью к жертве, его насильственные действия невозможно предсказать, объекты и предметы нападения разбросаны, а мотив преступления сложно идентифицировать.

Во втором случае возникают из-за смещения агрессии в сторону фрустрации. К примеру, преступник был чем-то в жизни не удовлетворен, и у него наблюдалась склонность к суициду. Но это поведение трансформировалось в направленную на определенный объект агрессию, и тот, кто изначально не имел никакого отношения к недовольству преступника, превратился в «бич его жизни».

Еще одной формой криминального поведения является отсутствие мотивации или же безмотивное правонарушение, совершенное по неосторожности.

Таким образом, можно сказать, что склонность к правонарушению является частью человеческой природы. Просто кто-то способен подавлять свою тревожность интересными занятиями, новыми знакомствами, веселым времяпрепровождением, а кому-то кажется, что весь мир настроен против него.

1) Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

Одна из составных частей причинного комплекса преступлений – это условия и причины преступного поведения.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления, так как в итоге, преступления совершаются конкретными представителя общества, которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии.

В самом общем виде, причины преступления – это некая противоправна мотивация личности, которая базируется на антиобщественной установке, складывающаяся постепенно у лиц, под влиянием неких условий, всего их два:

  • Первая (причины, формирующие потребности, ценности и интересы личности)
  • Вторая (причины, относящиеся к процессу совершения преступления непосредственно, они и порождают ситуацию криминогенного характера)

Таким образом, процесс совершения преступления это результат взаимодействующих между собой негативных условий, внешних обстоятельств, психологической и нравственной характеристики личности.

Проанализируем структуру преступного поведения, точнее цепочки причин, которые вследствие которых происходит противоправное деяние, нарушение закона.

Всему этому предшествует предвидение результат и постановка цели деяния.

Это возникает в сознании, базируясь на уже существующих элементах (на опыте, психологической характеристики личности, на взглядах и интересах).

При рассмотрении причинности совершенного преступления, важно рассмотреть результат взаимодействия внешней ситуации и самой личности.

Из этого следует, что взрослый человек, все значимые воздействия внешней среды пропускает через своё сознание и особенности личности, между средой и человеком есть многогранная и сложная следственно-причинная зависимость. 1

Особенность причинной связи заключается в образовании внутреннего содержания детерминации, выражая при этом её сущность.

Являясь одним из видов закономерной связи, в тоже время причинности свойственны уникальные черты, такие как непрерывность (временная и пространственная), необратимость, всеобщность и объективность. Причинная связь, по своей природе, генетична, так как вызывает за собой необратимое следствие.

Преступного поведения не существует, так же как его причины, если присутствуют лица с конкретной системой потребностей, установок и ценностных ориентаций, которые могут с подвигнуть его на совершение преступления, даже если такие люди находятся в среде, в которой поощряется нарушение норм закона, при этом, реализация намерений преступника невозможна.

Такие лица могут находиться под определённым контролем (например, в местах отбытия наказания, или данные объекты находятся под охраной.2

2) Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

При анализе причин совершенного преступления, в криминологии нельзя забывать о роли в поведении личности социально-психологического механизма.

Под данным механизмом следует понимать совокупность психологических и социальных предпосылок в поведении личности, которые в свою очередь обуславливают продуманность и последовательность в выборе вариантов действия, выбирая из представленных наиболее предпочтительный.

Главным звеном в причинной последовательности является внутренне побуждение, т.е. мотив. В качестве первооснов, в процессе формирования потребности, выступают потребности, а по мере осознания потребностей, они переходят в интересы, а интерес уже перерастает в стремление.

Стремления, интересы и потребности в совокупности представляют собой ядро мотива, получая при этом некую эмоциональную окраску в форме раздражения, огорчения или радости (чувственные проявления).

Одним из главнейших элементов механизма выступает воля, под которой понимается регулирование человеком своих действий, в сознательном состоянии, которые требует преодоления внешних и внутренних препятствий.

Причинная цепочка заканчивается понятием реализации и принятия поведенческого решения, направленного на совершение преступления (противоправного деяния).

Стоит обратить внимание на то, что каждое из звеньев цепочки представляют собой некие возможности профилактического характера.3

Прежде всего, это касается надлежащего нравственного формирования личности, выработка интересов и потребностей, оправданных социально, а так же оказание воздействия на определённое лицо, для целей формирования у него знаний по регулированию своих действий в полезном для социума направлении, и стараться согласовать свои интересы и интересы общественности.

Ситуация криминогенного характера, которая не является конкретной причиной совершения правонарушения, занимает в свою очередь место между преступлением, средой и личностью преступника. Предшествую преступлению. Преступление не совершается, если для его осуществления не существует подходящих условий.

Помимо постановки цели и определения мотивации, в поведение человека входит эмоциональная сфера, творчество и воля.

Для индивидуализации специфики реакции и поведения, важное значение отдаётся особенностям биологии человека — процессам, связанным с проявлением элементарных реакций и поведения.4

3) Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

Преступность – это правовое и социальное явление, изучаемое разными науками, каждая из которых изучает отдельные стороны. Но только криминология способная охватить преступность как проблему целиком.

Криминология изучает преступность с точки зрения негативного явления, существующего в обществе, которое непосредственно связанно с другими явлениями со своими закономерностями, которые требуют специфических методов и форм борьбы.

Поэтому понятие преступности является исходным для криминологии положением.

Будучи основным элементом криминологии, термин преступности определял границы и объем научного поиска в сложном криминологическом комплексе много образных явлений и процессов социальной жизни.

Преступность — понятие собирательное, представляющее собой явление, которое включает в себя совокупность актов поведения (индивидуального) преступника.

Для преступника свойственно преодоление индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

Преступность в криминологии – это изменчивое (исторически) системное и массовое явление, которое проявляется как совокупность опасных и наказуемых деяний в обществе, а так же лиц, совершивших правонарушения, на конкретной территории и на конкретный момент времени.

Совокупность представляет собой структурно-системное образование, с наличием многообразных взаимосвязей преступников и преступлений, а так же видов преступлений и самой преступности.5

Ситуация – это то, что влияет на поведение человека в конкретный момент времени, это некий комплекс обстоятельств, которые могут как препятствовать, так и способствовать совершению преступления, либо быть нейтральными.

Роль ситуации определенно зависит от группы факторов, определяющих «лицо» превалирующих в данной ситуации. В этой связи можно выделить две основные группы ситуаций, это криминогенные и не криминогенные.

Криминогенные – это ситуации, положительно влияющие на процесс складывания преступного замысла и цели правонарушения, а так же благоприятны для того, чтобы достичь результат преступного деяния.

Подобные ситуации содержат в себе моменты провокации.

Криминогенные ситуации можно разделить на:

· Непосредственно связанные с личностью и деятельностью субъекта

·Непосредственно связанные с предметом преступления

· Смешанные.

Ситуации в данной группе, часто бывают следствием целенаправленности поступков субъекта, которые являются наиболее благоприятными для того, чтобы осуществить задуманные преступные намерения. Они могут создаваться действиями, первоначально направленными на другое преступление или достижение иной цели, включая аморальное и антиобщественное поведение, исключая преступное.

Ситуация вот второй группе, чаще возникает вследствие недостатков и упущений в процессе функционирования органов государственной власти, а так же общественных и хозяйственных организаций. Ситуации криминогенного характера не существуют в чистом виде, а состоят из криминогенных факторов.

В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.6

4) Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

То, как действует преступник, нередко зависит от действий самого потерпевшего. Который своим поведением, поступками, может подтолкнуть человека на совершение преступления.

Цели изучение поведения потерпевших:

Понимание причины совершенного преступление, понимание того, что предшествовало этому

Определение ущерба, нанесенного преступлением

Профилактика преступлений

Криминологии потерпевший интересен в первую очередь, как субъект, или по-другому жертва преступления, которому был причинен вред. Уже потом как элемент поведения преступника, как часть ситуации, которая могла повлиять на поведение лица, совершившего преступление.

У потерпевшего всегда есть роль в преступлении, которая может быть:

Нейтральная (которая не способствует совершению противоправного действия)

Криминогенная (та, которая сама по себе способствует совершению правонарушения)

Некриминогенная (которая препятствует совершению правонарушения)

Такое явление как подверженность риску стать жертвой преступления, носит название Виктимность. Такая способность (стать жертвой) обуславливается одним из следующих факторов:

Криминогенная обстановка на территории проживания индивида (чем выше уровень преступности, тем сильнее страх стать жертвой преступления)

Особенности личности потерпевшего

Возраст (т.к. например жертвами насильников, чаще становятся дети)

Род занятий (например, таксисты)

Манера поведения потерпевшего

С позиции Виктимности, поведение потерпевшего может носить один из следующих характеров:

Нейтральный (манера поведения не способствует совершению преступления)

Положительный (манера потерпевшего противодействует преступлению)

Неосторожный (непринятие мер предосторожности, с цель избежать преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

Провоцирующий (непринятие определенных мер по предотвращению преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

В гражданском праве есть понятие вины потерпевшего, и оно имеет немаловажное значение, является правовой категорией.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Для криминологических выводов это чрезвычайно важно, ибо, например, не может быть однозначной оценка потерпевших в приведенном выше примере грабежей в районе Золотого кольца и потерпевшей от изнасилования, всем своим предшествующим поведением звавшей к определенным действиям. Безнравственность потерпевшего есть ключ и к проблеме причин преступности (конкретного преступления), и к уяснению механизма преступного поведения.

В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности.7

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. Выделяются два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств.8

Список литературы

1. Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

2. Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

3. http://www.pslog.net/study-34-5.html

4. Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

5. Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

6. Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

1 Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

2 Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

3 Криминология /В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

4 Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

5 Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

6 http://www.pslog.net/study-34-5.html

7 Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

8 Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения

При изучении данной главы обучающийся должен:

  • знать внутренние и внешние причины и условия преступного поведения, формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации;
  • уметь отличать механизм преступного поведения от его причинного механизма и применять теорию причинного механизма преступного поведения к его типам;
  • владеть социально-психологическим причинным механизмом преступного поведения.

Д. Абрахамсен

Важность этой лекции определяется тем, что практически вся особенная часть криминологии строится вокруг проблемы причинного механизма преступного поведения, поскольку большей частью представлена его типами, наполняя ее каждый раз новой, особенной спецификой и путями воздействия на них (на причины и условия типов преступного поведения). Иначе говоря, не разобравшись с общими проблемами, будешь всегда натыкаться на них, анализируя частные .

Причинный механизм преступного поведения

Под механизмом (др.-греч, μηχανική – искусство построения машин) преступного поведения в криминологической литературе традиционно понимается "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения" . В него включают три звена: "1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий" , т.е. фактически под механизмом преступления понимается психологический процесс принятия и осуществления решения.

Против подобного представления механизма преступного поведения могут свидетельствовать следующие аргументы:

  • 1) акцентуация на внутренних, психических процессах, свойствах и состояниях преступника, несмотря на присутствие в определении указания на взаимодействие внешних и внутренних факторов, приводит как бы к перекашиванию, однобокости механизма;
  • 2) судя по раскрытым звеньям механизма, внешними факторами являются лишь внешние условия, т.е. особенности микросреды, причем только такие, которые содействуют исполнению преступлений и наступлению последствий (сюда не включена микросреда формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации);
  • 3) подобное представление механизма преступного поведения практически исключает неосторожные, все непредумышленные, а также полностью или частично не осознаваемые умышленные преступления.

Механизм – это движение, динамика, изменение, а движение появляется там и тогда, где есть противоположные стороны. Это означает, что говоря о механизме преступного поведения мы должны всякий раз находить противостоящие причинам и условиям преступного поведения противоположные им по направленности причины и условия нормативного поведения, во всяком случае, непреступного. Взаимодействие между ними происходит фактически всегда, при совершении каждого преступления, даже если его исполняет и самый особо опасный, и профессиональный преступник.

Словосочетание "причинный механизм", введенное нами в научный оборот, отвечает на вопросы не только почему, но и как, каким образом осуществляется движение преступного поведения к его логическому результату – преступлению, ибо под преступным поведением, как говорилось выше, нами понимается личностно-микросредовая, отклоняющаяся, как правило, вредоносная деятельность лица, направленная к преступлению и им завершающаяся, если безуспешна профилактика.

Следует напомнить, что в криминологической литературе выделяется, по меньшей мере, два уровня причин и условий преступлений – общесоциальный и личностно-микросредовый, а также пять их видов:

  • 1) общесоциальные причины и условия преступности в целом;
  • 2) особенные общесоциальные причины и условия типов преступности, например, экономической, наказательной, бытовой и т.д.;
  • 3) личностно-микросредовые причины и условия преступного поведения в целом;
  • 4) особенные личностно-микросредовые причины и условия типов преступного поведения, например, массового, насильственного и т.п.;
  • 5) индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.

Рассмотрим вопрос о наиболее общих закономерностях причинного механизма преступного поведения.

В традиционной криминологической литературе существует деление причин и условий преступления на непосредственные и опосредованные, объективные и субъективные, полную причину и специфическую, внутренние и внешние и т.п.

Под непосредственной или субъективной, или внутренней причиной преступления понимались в разное время:

  • 1) антисоциальная и асоциальная установка (А. Б. Сахаров);
  • 2) дефекты правосознания (А. Р. Ратинов, И. И. Карпец) или нормативного сознания (А. Р. Ратинов);
  • 3) криминальная мотивация (В. В. Лунеев, Η. Ф. Кузнецова и др.).

Конкретную жизненную ситуацию называли или опосредованной причиной, или объективным условием, или поводом (А. Б. Сахаров).

При этом выделялись еще объективные условия, которые непосредственно способствуют совершению преступления и наступлению общественно-опасных последствий.

Мы полагаем, что деление на объективные и субъективные причины на личностно-микросредовом уровне несколько некорректно и приводит к необозначенным авторами парадоксам. Например, мотивация преступления – субъективная причина, но подчиняется ли она объективным закономерностям, устанавливаемым криминальной психологией? Да, именно законы, независимые от сознания человека, устанавливает любая наука. И таким образом получается, что мотивация – и субъективная, и объективная причина, т.е. субъективно-объективная. А если проанализировать ситуацию в ее традиционном определении, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых и оцениваемых? То получится, что жизненная ситуация – и объективная, и субъективная причина, т.е. объективно-субъективная и т.д.

По нашему мнению, причины и условия преступного поведения (рис. 6.1) следует делить на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В чем недостаток этого деления? А он есть и довольно серьезный. Дело в том, что внутренние условия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины – как бы содержат в себе внутренние условия и причины, а внеш-

Рис. 6.1.

ние условия охватывают собой все – и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние причины, хотя в действительности механизм их взаимодействия довольно сложен.

Рассмотрим их по порядку.

1. Внутренней причиной преступного поведения является криминогенная мотивация (лат. moveo – двигаю) "преступника", сущность которой заключается в побудительных элементах к совершению преступления. В содержание криминогенной мотивации входят: потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, эмоции, мотивы и цели, непосредственно побуждающие лицо совершить преступление. Поэтому функциональная роль внутренней причины состоит в том, что она непосредственно порождает преступление, постоянно ведет к преступлению в процессе преступного поведения. Таковы сущность и содержание первого элемента причинной структуры преступного поведения.

В чем же суть первого элемента причинного механизма преступного поведения?

Криминогенной мотивации внутри того же "преступника", где она действует, противостоит его же антикриминогенная, сущность которой – в побудительных элементах нормативного поведения, во всяком случае не преступного. Иначе... извращенным потребностям и интересам "преступника" противостоят его же нормальные потребности и интересы, негативным ценностям в его ценностной ориентации – позитивные, отрицательным эмоциям – положительные и т.п.

Процесс столкновения разнонаправленных побудительных сил "преступника" – это мотивационная борьба, являющаяся первым элементом причинного механизма преступного поведения.

Рассмотрим отдельные элементы криминогенной мотивации.

Потребности – это недостаток, лишение, нужда, испытываемые "преступником" и побуждающие его к деятельности.

Интерес (лат. interest – писали в счетных книгах напротив ожидаемых доходов) – это актуализированная потребность, т.е. оцененная "преступником" как существенная и подлежащая удовлетворению (А. Б. Сахаров). Потребности и интересы чаще всего, но далеко не всегда, извращенные, лежат в основе, в начале процесса криминогенной мотивации "преступника". Например, в условиях ограничения и лишения свободы у преступника действует естественная физиологическая потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение ограничено (предоставлением определенного количества длительных свиданий, изоляцией, однополовым составом и т.д.), то на базе примитивизма (сведение всего многообразия отношений между полами к половому акту), цинизма (пренебрежительное отношение к лицам противоположного пола), половой распущенности (вступление в частые и нерегулярные половые контакты с разными лицами), безнравственности – эта потребность может стать извращенной и породить половые эксцессы не только в условиях лишения и ограничения свободы, но и на свободе.

Ценностная ориентация (лат. oriens (orientis ) – восток) – это сознательное или бессознательное расположение "преступником" имеющихся у него ценностей в определенной шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении. Ценностная ориентация играет роль центрального звена мотивации и в некоторых криминологических работах то и дело называется главной, непосредственной, субъективной причиной преступления – и эта позиция не лишена оснований. Как будет видно дальше, именно ценностная ориентация очень тесно связана с концетрирующими объектами криминогенной ситуации, которые на практике дознаватели, следователи часто называют причиной преступления.

Установка – это относительно бессознательная готовность следовать определенным образом. Есть установка антиобщественная, или антисоциальная, т.е. готовность к совершению серии антисоциальных деяний, в том числе преступлений, и асоциальная – человек более не удерживается угрозой наказания.

Эмоции (лат. emoveo – потрясаю, волную) – это субъективные переживания лицом отношений в окружающей его среде и процессов, происходящих в его организме и психике. Эмоции бывают положительные (удовольствие, любовь и др.) и отрицательные (гнев, ярость, страх и др.), а также нейтральные (амбивалентные). Кроме того, эмоции имеют характер относительно длительного, затяжного действия (ненависть, любовь, неприязнь, равнодушие и т.п.) – они чаще всего осознаются лицом или временные, преходящие, весьма сильные (гнев, ярость, озлобленность и т.д.) – эти чаще всего действуют кратковременно и или полностью либо частично исключают осознание лицом совершаемых деяний, чаще всего называются аффектом. Эмоциональное отношение к "потерпевшему" (и наоборот) определяет поведение "преступника" по отношению к нему как к той или иной ценности и играет решающую роль при совершении насильственных преступлений в отношении лиц, с которыми он постоянно соприкасается; и есть возможность аккумуляции отрицательных эмоций от неудовольствия к равнодушию, а от него – к неприязни, ненависти, гневу, в порыве которых совершается большинство насильственных преступлений.

Мотивы как внутренние побуждения и цели (идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта) как финальный результат, к которому стремится "преступник", завершают процесс мотивации.

  • 2. Внутренние условия преступного поведения – это внутри- личностная анатомическая, психофизиологическая и психическая среда протекания криминогенной мотивации "преступника". Их содержание составляют:
    • а) относительно устойчивые элементы: рост, физическая сила, половая потенция, темперамент, возрастные и половые особенности "преступника", нейротизм (греч. neuron – жила, нерв или эмоциональная неустойчивость) либо эмоциональная стабильность, лидерство или ведомость, конформизм (приспособленчество) или нонконформизм (лат. поп – не, нет + conformis – подобный, сообразный), иные их психические свойства, психические аномалии и невротические заболевания и т.д.;
    • б) изменяющиеся (преходящие), варьирующие состояния лица: психические состояния (аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть, бурное и кратковременное протекание), стресс (англ. stress – напряжение), фрустрация (лат.frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение), состояния опьянения алкогольного, наркотического, токсического и др.

Иначе говоря, одни действуют на протяжении длительного периода времени, другие – кратковременны.

Основная функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на:

  • 1) темп и ритм протекания физиологических и психологических процессов, а через них – на скорость мотивации;
  • 2) адекватность (точность) восприятия как своих возможностей, так и особенностей ситуации;
  • 3) равноценность, соответствие отреагирования на ситуацию, реализацию мотивации, т.е. они играют роль своеобразного катализатора (греч. κατάλυσις

Взаимодействие между негативными условиями, способствующими преступлению, и позитивными, препятствующими ему в процессе совершения преступления, образует второй элемент причинного механизма преступного поведения.

Процесс взаимодействия внутренних условий можно проиллюстрировать следующим примером. Сравним поведение холерика и флегматика, при сформировавшейся у обоих агрессивной криминогенной мотивации, т.е. насильственного стереотипа отреагирования практически на любую ситуацию. Например, между двумя лицами произошло несколько конфликтов, возникла конфликтная ситуация, которая с каждой их встречей обострялась, т.е. криминализировалась, превратилась в криминогенную. Лицо с холерическим типом темперамента проходит мимо группы людей, где находится лицо, с которым он состоит в конфликтных отношениях. Вдруг из группы раздается громкая фраза оскорбительного содержания. Несмотря на то что эту фразу мог произнести любой другой человек, холерик бросается на того человека, с которым состоял в конфликтных отношениях (его как бы "ведет" именно к нему, к тому, с кем он состоял в обостряющихся напряженных отношениях) и подручными средствами причиняет ему тяжкий вред здоровью, повлекший смерть. В той же ситуации флегматик отреагирует иначе. Он пройдет мимо группы людей, будто бы не обратив внимания. А где-то через неделю-месяц с его обидчиком произойдет как бы несчастный случай, например, свалится кирпич на голову с пятого этажа, т.е. тщательно подготовленное убийство. В той же ситуации – холерик в сильной степени алкогольного опьянения не сможет просто отреагировать на эту ситуацию насилием, хотя и хотел бы. В последующем же он чаще всего забывает случившееся.

3. Внешней причиной преступного поведения является криминогенная ситуация (лат. situs – положение), понимаемая нами как относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям (собственности, человеку и др.).

Далеко не любая ситуация, складывающаяся до совершения преступления, является криминогенной, которая содержит в себе угрозу совершения преступления, опасность разрешиться в любой момент в виде преступления.

Криминогенная ситуация образуется:

  • 1) взаимодействием, по меньшей мере, двух сторон;
  • 2) складывается довольно длительное время;
  • 3) обретает специфические закономерности, толкающие к преступлению, максимально ограничивая свободу выбора;
  • 4) наблюдается возрастание причинения вреда каким-либо общественным отношениям (личности, собственности и др., например, от посягательств на честь и достоинство до покушений на физическую неприкосновенность человека);
  • 5) ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной, складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.

Функциональная роль криминогенной ситуации состоит в том, что она, существуя самостоятельно, как бы запускает в действие, вызывает к активности криминогенную мотивацию преступника.

С точки зрения структуры любая криминогенная ситуация имеет: субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.

Субъекты (лат. subjectum – подлежащее) криминогенной ситуации – это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных ситуаций, их перерастание в криминогенные и исход в преступлении.

Объекты (лат. objectum – предмет) криминогенной ситуации – это те или иные ценности, которые бывают трех видов:

  • а) общие или одноразовые – это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные, предкриминогенные ситуации;
  • б) концентрирующие (нов.-лат. concentration con – с + centrum – центр, средоточие) – это ценности, вокруг которых аккумулируется (лат. accumulatio – собирание в кучу, накопление), сосредоточивается криминогенная ситуация;
  • в) предельные – это ценности, из-за которых в конце концов совершаются преступления. Предельные объекты могут быть и концентрирующими, а могут быть и общими, преходящими, на первый взгляд крайне малозначительными, как капля переполняет чашу и вызывает поток жидкости.

На практике объекты чаще всего и называют причинами, хотя это лишь внешне видимые причины, выполняющие функцию повода. По существу же порождает преступление, ведет к нему (как показано в предшествующем примере) криминогенная ситуация.

Содержание криминогенной ситуации – это 1) характер, т.е. какие отношения складываются между субъектами (например, напряженные, управленческие, безнадзорные) и 2) тенденции, т.е. в какую сторону они между ними развиваются (циклически или резко обостряющиеся либо смягчающиеся, снимающие напряженность; или концентрирующиеся, консолидирующиеся вокруг какой-то группы либо, наоборот, разобщающие, разлучающие; или все более отклоняющиеся либо нормализующиеся, т.е. либо криминализирующиеся или декриминализирующиеся). Содержание ситуации, таким образом, складывается из двух моментов и в конечном счете определяет ее сущность и чаще всего название.

Методы ситуаций – это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом эти приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так и не осознаваться ими.

С точки зрения влияния на ход отношений в ситуации, на ее криминализацию или декриминализацию они могут быть:

  • 1) активно-негативные, например, насилие, шантаж, взятка, непрофессионализм, непоследовательность, эпизодичность воздействия со стороны органов уголовной юстиции, а со стороны "преступников" – различные приемы и уловки с целью избежать контроля – это и обман, и взятка, и насилие и др.;
  • 2) активно-позитивные, в частности, переговоры, борьба с агрессией, обращение за помощью, концентрация усилий в правоохранительной структуре, консолидация сил и др.;
  • 3) пассивные – это непринятие никаких мер обычно в развитии ситуации, поэтому, как правило, играющие роль негативную, например, халатность, безынициативность и т.д.

Стадии (др.-греч, στάδιον – период, определенная ступень в развитии чего-либо, фаза развития) ситуаций – это периоды, этапы развития отношений между субъектами.

По субъективному основанию можно выделить:

  • 1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;
  • 2) "выбор стратегии" поведения, метода, определяющего дальнейший ход развития отношений;
  • 3) выбор деяния в рамках общей "стратегии" взаимодействия .

По объективным основаниям также выделяются три стадии:

  • 1) образование жизненной ситуации или предкриминогенной, определяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых . Жизненная ситуация бывает следующих типов:
    • а) проблемная (др.-греч, πρόβλημα – задача, задание) – когда жизнь ставит перед человеком особо важный вопрос, задачу и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда при окончании школы; чаще – лицея, колледжа, вуза; как правило, перед впервые осужденными;
    • б) стрессовая (англ. stress – напряжение) – как совокупность факторов, внутренних и внешних, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние внутреннего нервного психического напряжения, стресса, требующего снятия, разрешения. Стрессовых ситуаций у каждого человека ежедневно возникает множество. Главное здесь – помочь найти адекватную и законноприемлемую разрядку;
    • в) фрустрационная (лат. frustratio – обман, неудача, крушение надежд) – возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно важных целей, приводящая чаще всего к дезорганизации его сознания и деятельности. В качестве фрустраторов могут выступать: смерть близкого человека; тяжкое оскорбление осужденного, на которое в соответствии с преступной субкультурой "нужно" ответить "кровью", т.е. причинением тяжкого вреда здоровью, смерти обидчику; развод и др.;
    • г) конфликтная (лат. conflictus – столкновение) – это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами, столкновениями;
    • д) стихийные (др.-греч, στοιχείον – элемент, первоначало, основание) бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и сели, и др.;
  • 2) перерастание жизненной или предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие образования такого типа отношений, которые угрожают в любой момент разрешиться преступлением, возникает опасность преступления, например, в результате усложнения проблемы, концентрации стрессоров, утяжеления фрустратора, обострения напряженности отношений, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.;
  • 3) исход криминогенной ситуации в совершении преступления.

Таким образом, элементом причинного механизма является взаимодействие субъектов криминогенной ситуации в процессе ее развития по стадиям.

Познание механизма развития криминогенных ситуаций поможет сотруднику практически любого звена правоохранительного органа или негосударственной структуры, например, службы безопасности банка, детективного агентства войти в криминогенную ситуацию разных типов, стать значимым субъектом и разрешить ее законно-приемлемым способом. Для этих целей и разрабатываются в науке методы воздействия людей друг на друга.

4. Внешние условия – это социальная микросреда , т.е. непосредственное окружение "преступника" или "преступной группы", субъектов ситуации. Их основная функциональная роль заключается в воздействии на скорость протекания социально-психологических процессов, на характер межличностных или межгрупповых отношений. Они также могут или способствовать, или препятствовать совершению преступлений и наступлению общественноопасных последствий, т.е. играют роль своеобразного катализатора внутренней и внешней причин, стимулируя их развитие.

  • 1) технические (др.-греч, τεχνικός – искусный, знающий
  • 2) организационно-правовые, т.е. недостатки в реализации права, заключающиеся в следующих звеньях:
    • а) в доведении норм права до адресата со стороны законодателя;
    • б) в обучении, как в первоначальном, так и с точки зрения повышения квалификации профессионалов, а также в начальном правовом образовании граждан;
    • в) в раскрытии и профилактике преступлений;
  • 3) организационно-управленческие недостатки в деятельности субъектов профилактики (социальная, финансовая, материальная незащищенность сотрудников органов уголовной юстиции; промахи в организации профессионального труда, в частности, уголовного розыска, следствия, надзора, судебного рассмотрения дел и др.);
  • 4) материально-вещная среда, т.е. жилищное, бытовое, материальное окружение "преступников", определяющее степень удовлетворения их потребностей.
  • См.: Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 321.
  • См., например: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973; и др.
Поделиться: