Как происходит освобождение раскольникова от антигуманной теории. Cочинение «Теория Раскольникова и ее антигуманистический смысл

Сочинения по литературе: Смысл теории раскольникова Федор Михайлович Достоевский - величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе "Преступление и наказание" приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности. Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он "бывший студент", вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность.

Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на "право имеющих", кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и "тварей дрожащих", которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. "Необыкновенные" - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон.

Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: "тварь дрожащая" или "право имеющий". Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление - убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. "Одна смерть и сто жизней взамен",- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету.

Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска.

Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя. Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная - его встреча с Соней Мармеладо-вой.

После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, - протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной.

Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя. Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. "Вечная" Сонечка следует за ним.

На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.

В своем социальном, психологическом и философском романе "Преступление и наказание", написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены. Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь "маленьким человеком", он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних. Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова. Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей.

В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе. Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: "материал", годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями. Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не "тварь дрожащая", Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя.

Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя. Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего "эксперимента".

В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек. Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах.

При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук. Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - "впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история". Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания Раскольникова, которая привела к возникновению в его голове преступной теории, прибавилось в последние три дня перед явкой в полицию еще и помутнение сознания. Вот описание душевного состояния его в эти дни:

/> “Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение. Припоминая это время потом, уже долго спустя, он догадывался, что сознание его иногда как бы тускнело и что так продолжалось, с некоторыми промежутками, вплоть до окончательной катастрофы. Он был убежден положительно, что во многом тогда ошибался, например в сроках и времени некоторых происшествий. По крайней мере, припоминая впоследствии и силясь уяснить себе припоминаемое, он многое узнал о себе самом, уже руководясь сведениями, полученными от посторонних. Одно событие он смешивал, например, с другим; другое считал последствием происшествия, существовавшего только в его воображении. Порой овладевала им болезненно-мучительная тревога, перерождавшаяся даже в панический страх. Но он помнил тоже, что бывали минуты, часы и даже, может быть, дни, полные апатии, овладевавшей им, как бы в противоположность прежнему страху, – апатии, похожей на болезненно-равнодушное состояние иных умирающих. Вообще же в эти последние дни он и сам как бы старался убежать от ясного и полного понимания своего положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он был освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило, впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении…”
Болезненное состояние его психики особенно ярко проявляется в его отношениях с Соней, матерью и сестрой. Он и не может без них жить, ищет с ними встреч, думает о них, иногда даже считает себя виноватым перед ними, перед матерью особенно, но пугается их любви к нему.
В последний день, т. е. в день явки с повинной, обнажились до предела и антигуманистическая сущность теории Раскольникова, и его высокие человеческие качества. И все это выразилось в одном восклицании, которое свидетельствует о том, что Раскольников уже ощущает античеловечность своей теории: “О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого!” Вот это ощущение невозможности реализации его теории в человеческом обществе, каким бы оно ни было, и есть залог того, что возможно нравственное перерождение Раскольникова, хотя он еще долго будет убеждать себя, что его теория ничем не хуже других теорий и что убийство старухи – всего только ошибка. Но для перерождения нужно время.
В Эпилоге Достоевский показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Эпилог состоит из двух частей. Назовем основные события, составляющие содержание первой части Эпилога:
– судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений;
– суд принял во внимание “чистосердечное раскаяние” Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор – каторжные работы второго разряда в течение восьми лет;
– еще в начале судебного процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла;
– Дуня вышла замуж за Разумихина;
– Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Перечитаем выборочно вторую часть Эпилога. Раскольников на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони: “Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред “бессмыслицей” какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя. Тренога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось,- нот что предстояло ему на свете. И что в том, что через восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить. Одною существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он п счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! И толчком стали его размышления об отношениях между ним и каторжными и между каторжными и Соней: “…стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом”, пропасть, которая чуть не привела его к гибели от руки арестанта. “Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню?” И то, что Раскольников заметил эту пропасть между собой и каторжными, заметил, с какой любовью они относятся к Соне, означает его поворот к жизни, поворот еще им не осознанный.
Кроме того, разрушает остатки веры Раскольникова в его теорию сон, приснившийся ему, когда он уже выздоравливал: “Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать”.
Конечно, это еще только перелом, после которого начнется воскресение, “Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, но теперешний рассказ наш окончен”.
Достоевский не показывает нравственно воскресшего Раскольникова, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергнет идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое Read More ......
  2. Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности. Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Read More ......
  3. Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на “сильных мира сего” и “тварей дрожащих”, а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость Read More ......
  4. “Преступление и наказание” – роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раекольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о Read More ......
  5. “Преступление и наказание” – роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о Read More ......
  6. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве ужасная и Read More ......
  7. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким Read More ......
  8. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова – никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Придавленный бедностью, Read More ......
Антигуманистическая сущность теории Раскольникова

Тема: Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.

Цели:

    раскрыть суть антигуманной теории Раскольникова; воспитывать на этом примере чувство личной ответственности за происходящее;

    проверить усвоение и понимание произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    • умение оценивать и анализировать прочитанное;

      излагать мысли и рассуждать;

      выборочно цитировать;

      уметь обобщать и делать выводы.

    пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации;

    активизировать работу на уроке, применяя наглядный и раздаточные материалы;

    учить работать с критической литературой;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунок Боклевского «Раскольников», опорные схемы, критический разбор романа.

Тип урока: обобщение изученного.

«Правильное наблюдение над жизнью почти заменяет чтение книг».

В. Маяковский.

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

    1. Рассказ учителя о Байкале.

Почему говорю о Байкале? Роман Ф.М. Достоевского – тот же Байкал, та же глубина. В нем тоже трудно рассмотреть все до дна – все проблемы и их решение. Мы попробуем поговорить о тех проблемах, которые как бы на поверхности, т.е. о тех, которые попали в поле нашего зрения.

    1. Какие проблемы поднимает Достоевский в романе:

А что можно сказать о романе, в котором решаются эти проблемы? Пусть поможет схема, прочитайте ее.

    1. В основе раскрытия любой проблемы художественного произведения лежит конфликт.

Каков основной конфликт романа?

    Почему убил?

    Какие идеи привели к убийству?

    Виноват ли преступник?

Учащиеся для домашнего задания делятся на 4 группы, каждая группа в классе передает подготовленное задание следующей группе. Таким образом, каждая группа знакомится с материалом урока и вносит свои добавления. Дети работают 5-7 минут, звучит музыка.

1-я группа готовит ответ на вопрос: «Причины преступления».

Итак:

    Почему убил?

    • бедность (два дня не ел, оставил учебу, внешний вид;

      отношения с квартирной хозяйкой;

      условия жизни (коморка, шкаф);

      Петербург (грязь, вонь, пьяная девочка, женщина, бросившаяся с моста…),

      впечатления от встречи со старухой – процентщицей;

      письмо матери;

      встреча с Мармеладовым;

      разговор студента с офицером.

Вот причины, побудившие Раскольникова опустить злосчастный топор на голову старухи – процентщицы, в которой Раскольников видел корень всех бед. Но!.. Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому примеру?

(Составляется эйдос-конспект «Причины преступления Раскольникова», который к концу урока станет частью общего эйдос-конспекта «Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение»).

2-я группа раскрывает суть теории Раскольникова.

    Теория Раскольникова.

У него есть своя теория, он хотел проверить: обыкновенный он человек или необыкновенный – тварь ли я дрожащая или право имею!

Составляется эйдос-конспект «Суть теории Раскольникова».

Да, можно быть таким как Разумихин. А кто тогда спасет Соню? Кто поможет матери и Дуне? Кто избавит мир от того страшного «процента», о котором постоянно думает Раскольников? Для героя Достоевского здесь и логический, и жизненный тупик, из которого нет выхода. Но жизнь устроена так, что безвыходных ситуаций не бывает. И некоторые персонажи чувствуют, что выход все же должен быть!

Вернемся в трактир, где Мармеладов исповедуется перед Раскольниковым. Мармеладов обращается к Богу, молит его об установлении царства всеобщей гармонии на многострадальной земле. Т.е. он ищет спасения для всех у Бога (он считает, обездоленных спасет Бог).

Но Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, он сам хочет приблизить нас к установлению всеобщей справедливости. Не Бог, а он, Раскольников, хочет решать мучительные проблемы современности!

А к чему приводит желание быть таким, как Бог. Вспомните библейские примеры (Сатана, Адам и Ева).

3-я группа подбирает библейские примеры.

Итак, может быть, не знает еще Раскольников, но мы уже догадываемся, что теория его обречена на провал!

Какие еще доказательства можно привести?

    чтобы возвыситься, нужно заглушить сострадание к людям. А Раскольников?

    в основе – теория бонапартизма. А Наполеон развенчан.

    Убийца зыбывает о совести, а Раскольникова совесть судит постоянно.

4-я группа готовит ответ на вопросы: «Кто пострадал из-за теории Раскольникова? Каковы могли бы быть последствия победы теории Раскольникова?» Ответ сопровождается иллюстрациями.




ВЫВОД: все то, о чем мы сейчас говорили, можно изобразить вот такой схемой. Закрепим сказанное по ней.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в контекст) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. Мать почувствовала недоброе в сыне, по его милости в могилу сошла. Чуть было не пострадал Миколка-маляр.

И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И, как результат, встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»

Так, где же выход? По какой дороге идти? Делают попытки спасти людей. Свидригайлов - циник, пошляк, преступник. Но он дает детям Мармеладова деньги своей жены. Лебезятников спасает Соню. Но могут ли они спасти всех людей?!

Остается путь Сони. На ней нет следов преступления и крови. Она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость.

    Виноват ли Раскольников? Это определяет только суд.

Инсценировка суда над Раскольниковым. Распределяются роли: Раскольников, Соня, Дуня, адвокат, прокурор, судья и присяжные. После вынесения судом приговора:

Итак, Раскольников осужден. Погибают Мармеладов, Екатерина Ивановна, умирает мать Раскольникова. Получается, что мир, в котором живет герой Достоевского, это мир «погибших и погибающих». Я хочу, в связи с этим, показать фотографию.

    Какие ассоциации, связанные с героями романа, она вызывает?

    Почему одна гвоздика еще жива, кого она символизирует в романе?

    Почему Соня уповает на Бога? «Он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость».

    Проблемы, поднятые Достоевским в романе.

«Преступление и наказание» находят, к сожалению, отклик и сегодня. Пример: документальный фильм Рижской киностудии «Высший суд». История подобная Раскольниковской.

Прочитана последняя страница, закрыт роман. А мне хочется открыть другую книгу. Беру Библию. Что мог прочитать в ней Раскольников, чтобы переосмыслить свою жизнь? Может быть, это: «Надейся на Господа все сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Пр. 3:5)». Может быть, это: «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). Может быть, это читал он: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде», «но Бог есть судья: одного унижает, а другого возносит» (Пр. 73:3,8). И еще хочется прочитать вам: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Л. 8:16). Пусть всегда в вашем сердце горит свеча, освещая путь к любви и миру.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕОРИИ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Главным героем романа является Родион Раскольников - недоучившийся студент, который прозябает («его допекали нищета») в Петербурге на верхнем этаже в комнатке, которая напоминает то шкаф, то гроб, то собачью будку: «Каморка его находилась под самой крышей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на жилье. Хозяйка, у которой он нанимал эту каморку, жила на этаж ниже, и каждый раз, уходя из дому, он должен был проходить мимо хазяйчину кухню, с почти всегда распахнутой настежь дверью... И каждый раз, когда он проходил мимо, его охватывало какое-то болезненное и робкое чувство, которого он стыдился и от которого болезненно морщился. Он очень задолжал хозяйке и боялся с ней встречаться».

Читатель сразу замечает разительный контраст между красивой внешностью Родиона и его жалкой одеждой («Он был так плохо одет, что другая, даже привычная ко всему, человек постеснялся бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»).

Кажется, он постоянно оправдывает свою фамилию, до такой степени «расколота» его душа. По сути, это добрый человек: он отдает последние деньги семье Мармеладных, заступается за незнакомую девушку, спасая ее от посягательств похотливого мужа, впоследствии, уже в процессе следствия выясняется, что, рискуя жизнью, он спас детей из горящего дома. Как же случилось, что такой человек

смогла опустить топор на головы беззащитных женщин? Ведь он осознавал всю чудовищность, всю отвратительность своего поступка: «О Боже! какая все это гадость! И неужели, неужели я... нет, это чушь, это бред! - добавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На грязь способно, однако, мое сердце! Главное: гряВНО, гадко, гадко, гадко!.. И я, целый месяц... (Достоевский подчеркивает острую внутреннюю борьбу, которая шла в душе Родиона. - Лет.). Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство безмерного отвращения, которое начинало угнетать его сердце еще тогда, когда он только шел к старухе, достигло теперь такой силы и такой выразительности, что он не знал, куда деваться от своей тоски».

Теория Раскольникова, ее антигуманный смысл

Суть своей теории Родион Раскольников раскрывает в разговоре со следователем Порфирием Петровичем, когда объясняет «идею», изложенную им в статье, опубликованной ранее. По его мнению, человечество делится на две неодинаковые части: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Низший разряд («дрожащие твари») - это общая масса, назначение которой быть законопослушными гражданами, неким «строительным материалом» истории. Высший разряд («те, кто право имеет») призван возглавлять и направлять человеческий общем, неспособный самостоятельно изменить свою жизнь. Такие люди разрушают настоящее во имя будущего, противостоят консервативной массе, устоявшемуся образу жизни, старым традициям и законам. Раскольников пришел к выводу, что они находятся вне добра и зла (впоследствии название «По ту сторону добра и зла» выбрал для своей работы Ф. Ницше). Человеческие этические нормы их не касаются, поэтому, по мнению Раскольникова, «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через некоторые препятствия, и единственно в том только случае, когда исполнение ее намерения (иногда, может, спасительного для всего человечества) того потребует». Здесь страшное слово «убийство» («кровь», «смерть») хитро заменено на «гладкую» и недратівливу формулу «некоторые препятствия», но сути дела это не меняет.

С. Косенков. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Середина XX вв.

Заметим, что подобная «словесная эквилибристика» применена далее также относительно «успокаивающе-научного» слова «процент». Вот так и развенчивается позорная сущность всех зверских «теорий», скрытых за удобными словечками и формулами вроде «перешагнуть... через некоторые препятствия» вместо прямого - «убить человека» или «определенный процент людей должен идти» вместо «кто-то должен погибнуть». И делает это именно тот, чей ум тоже отравлен подобной теорией, - Раскольников. Вот как он сочувствует горю пьяненой девушки, которую только что спас от посягательств похотливого незнакомца: «Бедная девочка! Придет к памяти, поплачет, потом мать узнает... Сначала пощечин предоставляет, а затем висіче, больно и с позором, может и прогонит... А не прогонит, все равно пронюхают Дарьи Францівни, и начнет шастать моя девочка туда и сюда. А там вскоре больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и втайне от них погулюють), ну а дальше... а дальше опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три калека, а всего и прожила девятнадцать или восемнадцать лет от силы...» Но вдруг Родион забывает о сострадании и мгновенно становится циником: «Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и должно быть. Какой-то процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, видимо, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! А чудные, действительно, у них эти словечки они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, следовательно, и беспокоиться нечего. Вот когда бы какое-то другое слово, ну тогда... было бы, может, не так спокойно... А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!Когда не в тот, то в другой?..» Следовательно, любая нечеловеческая «теория», примененная к родному человеку (в данном случае - к сестры Дуни), перестает быть привлекательной, обнажает свою звериную суть. Возвращаясь непосредственно к теории Раскольникова, заметим, что в романе прослеживается резко отрицательное отношение автора не только к факту преступления, но и к его теории как философского построения. Прикрытая красивыми фразами о необходимости обновления жизни общества (а оновлювачами, за Раскольниковим, есть «те, кто право имеет»), эта теория является зверской и антигуманной по самой своей сути. Так, в момент душевного напряжения больной и раздраженный разговором с Соней Мармеладовою Родион прорывается об истинных мотивах возникновения его теории: «Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими тварями и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!» Возможно, кто-то скажет, что эту мысль выразила больной человек и она сделала это назло, но все равно - сказанное слово имеет какую-то непостижимую свойство сбываться.

В. Вильнер. Иллюстрации к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1960-е годы

Теория Раскольникова имеет философские, социальные и психологические корни. Начнем с того, что ее основу составляют «незавершенные идеи», которые «висели в воздухе» где-то в середине XIX в., во времена создания романа. В эпилоге автор сравнивает их со страшными вирусами-трихінами, что ведут человечество к самоуничтожению. Больному Раскольникову «привиджувалося, что весь мир обречен в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной язве-моровой язвы. Люди делались одержимыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали более непреклонными своих приговоров, сво"іх научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сходили с ума». Так, мысль об убийстве старухи-процентщицы ради общего благополучия, подслушанный в трактирній разговоре студента с офицером (а студенты и офицеры - это интеллектуальная часть общества), прекрасно иллюстрирует теоретические рассуждения Родиона и побуждает к действию. Конкретным примером «необыкновенного человека» Раскольников считает Наполеона, равнодушного к судьбам и жизням других в стремлении осчастливить Европу свободой. Вывод нашего героя перекликается с принципом «цель оправдывает средства», который приписывается то итальянскому политику XVI ст. Макиавелли, то иезуитам.

Роман Достоевского написан в 1866 p ., поэтому теорию Раскольникова нельзя отождествлять с идеей «сверхчеловека» Ницше, сформулированной позже. Однако они имеют общую философскую основу и возникли на общей Почве - в умонастроениях середины XIX в. В то время в Европе и России была известна философия индивидуализма А. Шопенгауэра Созвучно с философией рационализма (розсудкового, вне - морального видения реальности), она породила аморальную «арифметику»: что больше весит - плевое злой бабка или тысячи добрых дел и благо миллионов людей? Нечто подобное мы уже видели в романе Стендаля «Красное и черное», когда Жюльен Сорель буквально повторяет упомянутую фразу Макиавелли: «Цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем». Следовательно, такие мысли существовали тогда не только в России, но и во Франции, да и во всей Европе. Однако Достоевский считал это недопустимым, потому что ответ на них один, христианское «Не убий!»

Ad Fontes

Наполеону нужно было не завоевание, а собственно война как средство возбуждения, как опьянение. Кровообращение у Наполеона был неправильным и крайне замедленным. Только в бою он чувствовал себя хорошо, пульс его начинал биться ровно и с нормальной скоростью.

Федора Достоевского также интересуют социально-бытовые причины возникновения антигуманной философии. Смертоносная идея зарождается в комнате, похожей на гроб (шкаф, каморку, морскую каюту), а не на нормальное человеческое жилище. Вспомните, Раскольников одет так, что другой «посовістився бы выйти» на улицу, за квартиру не платит и частенько голодает. Семья, стремясь «вывести в люди» Родиона, сначала загнала себя в кабалу к Свидригайлова, взяв жалованье вперед, а потом Дуня ради брата блага готова пожертвовать собой и стать женой циничного, мерзкого дельца Лужина.

Ведущим в романе является мотив безысходности человеческого существования в нечеловеческих условиях тогдашнего общества и проблема поиска выхода из него. Говорить о социальные корни теории вседозволенности невозможно лишь на примере судьбы Раскольникова. Сюжетная линия семьи Мармеладных может быть отдельным социальным романом. А судьба Сони Мармеладової - символ страданий всего человечества. Голодные дети, смертельно больная мать, пьянство отца через ощущение этой безысходности - такой семейный портрет есть фактически портретом всей эпохи. Подобные картины поднимают бурю протеста в душе Родиона, который чувствует свою слабость и неспособность помочь даже своим ближайшим родственникам. Отсюда и раздражение относительно предложения Разумихина зарабатывать на жизнь уроками или переводами, и вызов Насти: «За детей медяками платят. Что на копейки сделаешь, - неохотно говорил он дальше, словно отвечая на собственные мысли. - А тебе бы сразу весь капитал? - Он сx удовано взглянул на нее. - Да, весь капитал, - твердо ответил он, помолчав».

М. Шемякин. Эскизы к балету «Преступление и наказание». 1985, 1964 гг.

Для понимания социальных истоков идеи индивидуалистического протеста большое значение имеет образ Петербурга в романе. Достоевский создал типичную картину жизни мещанской бедноты и мелких чиновников. Это и трактиры, где люди ищут забвения от тяжкого существования, напрасно пытаясь утопить все проблемы в водке. Это и грязные улицы, где царит также и моральный грязь. Это злой и насмешливый толпа развлекается чужим горем и чужой бездарной (вспомним сон Раскольникова о том, как Коля забил свою кобылку). Это и ужасающая нищета, постоянная зависимость от ростовщика, такого себе русского Гобсека. Мрачные бедняцкие районы еще ужаснее воспринимаются на фоне роскоши Невского проспекта. Такой Петербург является благодатным и якобы старательно подготовленной почвой для прорастания мыслей, подобных теории Раскольникова, особенно в среде мыслящих людей, тех, кто способен чувствовать не только свое, но и общее горе (см. далее «Петербург Достоевского»).

Обычные люди («дрожащие твари»)

Необычные люди («те, кто право имеет»)

Большая масса

Один из тысячи, а то и один из миллиона

Это люди консервативные, материал для продолжения рода

Разрушители, которые наделены талантом нести человечеству новое слово

Берегут мир и приумножают его численно

Двигают мир вперед и ведут его к цели

Хозяева современного. Презирают, преследуют и казнят необычных людей, а впоследствии, в будущем - склоняются перед ними и устанавливают им памятники

Хозяева будущего

Не имеют права переступать через закон, должны придерживаться установленных правил

Имеют право переступить через закон, в частности через кровь, во имя идеи, что несет спасение человечеству. Устанавливают новые законы, которых должны придерживаться рядовые граждане

Однако это неполная картина истоков теории. «И жизнь, и характер, и мировоззрение героя - все отразилось в его теории» (М. Качурин). Человек с другой психологией не смогла бы выстроить с острого ума и сердечной муки логически стройную и жизненно противоречивую

теорию. Разуміхін тоже индивидуалист, но выход он видит в разумном и честном предпринимательстве, поддержке и помощи отчаявшемуся Раскольникову. Теория возникает как попытка найти выход из сложных жизненных условий и одновременно как месть обществу, кара «властителям жизни», постепенно превращаясь в желание самому стать над людьми. И развенчивается нечеловеческая суть «разрешения крови по совести» как в философско-социальном, так и в морально-психологическом аспектах.

Статья Раскольникова с изложением его «теории» появилась в газете за два месяца до того, как он услышал разговор офицера и студента и у него возник замысел убийства старухи-процентщицы. О выходе статьи, которую Раскольников написал полгода назад, когда бросил университет, он не знал, потому и газета, в редакцию которой Родион обращался, чтобы ее напечатали, уже не казалась. Основные различия между «тварями дрожащими» и «теми, кто право имеет», как их понимал Раскольников, представлены в таблице.

Поделиться: