Как добиться улучшения жилищных условий? Нуждающиеся в улучшении жилищных условий Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению в исковом порядке.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.

Изучение судебной практики показало, что суды в целом правильно применяют законодательство, регламентирующее основания и порядок снятия с учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее также - снятие граждан с учета, снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях), являлась утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

1. Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета, суды принимали во внимание, что частью 2 статьи 56 ЖК РФ установлены требования, предъявляемые к содержанию решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, при рассмотрении районным судом требований П. о признании незаконными постановления главы администрации сельского поселения, решения жилищной комиссии при администрации сельского поселения о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о возложении обязанности восстановить ее на учете установлено, что постановление администрации сельского поселения в нарушение требований части 2 статьи 56 ЖК РФ не содержало оснований для снятия ее с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

В связи с этим, а также ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для снятия заявителя с указанного учета, требования заявителя были удовлетворены судом.

(По материалам судебной практики Камчатского краевого суда)

2. Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

При рассмотрении районным судом заявления прокурора, поданного в защиту жилищных прав К., к администрации сельского поселения о восстановлении ее в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлено, что основанием для снятия К. с учета явился факт предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд пришел к правильному выводу о том, что такого основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении часть 1 статьи 56 ЖК РФ не содержит.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (за исключением граждан, имеющих трех и более детей).

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок был предоставлен К. не для строительства жилого дома, а для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения на нем жилого дома, что следовало из постановления администрации сельского поселения о предоставлении К. земельного участка, а также из договора аренды земельного участка, заключенного с К.

Учитывая данные обстоятельства, а также признание иска администрацией сельского поселения, районный суд удовлетворил заявление прокурора.

(По материалам судебной практики Томского областного суда)

3. В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В декабре 2011 года Л. с членами семьи была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что она и члены ее семьи - ее дочь - не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, а также не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В апреле 2014 года решением администрации сельсовета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ Л. и ее дочь были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что согласно представленным ими сведениям о доходах за 2013 год они не могут быть признаны малоимущими.

Оспаривая указанное решение, заявитель ссылалась на те обстоятельства, что оснований для снятия с учета не имелось, поскольку жилищные условия ее семьи с момента постановки на учет и по день снятия с учета не изменились, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют.

Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, в удовлетворении требований Л. отказано.

Принимая указанное решение, суд правильно исходил из того, что в силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 2013 год уровень доходов Л. и ее дочери превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

(По материалам судебной практики Нижегородского областного суда)

4. Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Ш. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности восстановить его на жилищном учете, указав, что постановлением администрации муниципального образования в августе 2013 года был необоснованно снят с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований, районный суд исходил из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих основания и порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также положений регионального законодательства, регулирующих порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

Законом области предусмотрено, что на учете имеют право состоять малоимущие граждане Российской Федерации, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).

В соответствии с нормами закона области, которыми руководствовался суд, к заявлению о постановке на учет прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим. В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда граждане или лица, уполномоченные гражданами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления необходимые документы для признания их малоимущими.

Между тем, как установил районный суд, Ш. с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер его дохода и стоимость принадлежащего ему имущества, в орган местного самоуправления не обращался, и решения по данному вопросу уполномоченным органом не принималось.

С учетом указанных обстоятельств судом правильно отказано в удовлетворении требований Ш.

(По материалам судебной практики Сахалинского областного суда)

5. В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, отказано в удовлетворении требований К. о признании незаконным постановления администрации города в части отказа в признании К. и членов ее семьи малоимущими и снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено судом, в 2009 году семья К. в составе трех человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В 2013 году на основании заявления К. в состав семьи был включен ее отец Н.

Исходя из документов, представленных К. при прохождении перерегистрации для подтверждения обоснованности нахождения на учете, управлением по учету и распределению жилой площади администрации города произведен расчет размера дохода и стоимости имущества семьи К. в составе четырех человек в целях признания семьи малоимущей.

По результатам данного расчета и заключения жилищной комиссии К. и членам ее семьи отказано в признании малоимущими.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что расчет среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи К., а также расчет размера дохода и стоимости имущества с учетом оценки возможностей по приобретению семьей К. жилых помещений за счет собственных средств произведены правильно и в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом при расчете среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, обоснованно учтены и доходы Н. как члена семьи К.

Доводы заявителя о том, что Н., проживающий совместно с заявителем, не является членом ее семьи, суд первой инстанции признал противоречащими установленным по делу доказательствам. При подаче в 2013 году документов в связи с прохождением ежегодной перерегистрации, предусмотренной для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявитель собственноручно указала Н. в качестве члена своей семьи и подала соответствующее заявление об изменении состава семьи. При обращении в суд К. также не оспаривала включение Н. в состав своей семьи, о чем свидетельствуют заявленные ею требования о возложении обязанности признать ее семью малоимущей и восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях в прежней очереди в составе четырех человек.

(По материалам судебной практики Владимирского областного суда)

6. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Б. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2001 года, в мае 2014 года была снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Принимая решение об удовлетворении иска Б. к администрации муниципального района о признании незаконным снятия ее с учета нуждающихся в жилом помещении, районный суд правильно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, Б. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено районным судом, основанием для снятия Б. с учета послужило то обстоятельство, что Б. не является малоимущей.

Между тем данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Б. с учета, поскольку жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 г., для получения гражданами жилого помещения по договору социального найма не требовалось признания граждан малоимущими.

Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР, которой был установлен перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не предусматривала возможности снятия граждан с учета в связи с утратой ими статуса малоимущих.

(По материалам судебной практики Саратовского областного суда)

7. Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ш. обратилась в суд с иском к администрации городского округа о признании решения жилищной комиссии о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и о возложении обязанности восстановить на указанном учете.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец вместе с сыном и матерью проживает в квартире общей площадью 37,3 кв. м и была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью ее семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, равной на момент постановки на учет 15 кв. м.

Постановлением администрации городского округа с 1 января 2012 г. на территории городского округа, где проживает семья Ш., установлена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. В связи с обеспеченностью семьи Ш. жилым помещением более учетной нормы, в мае 2013 года комиссией по жилищным вопросам было принято решение о снятии семьи Ш. с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Удовлетворяя исковые требования Ш., суд правильно исходил из того, что основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма Ш. не утрачены, поскольку с момента постановки на учет и до принятия решения о снятии с учета жилищные условия ее семьи улучшены не были.

Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

(По материалам судебной практики Свердловского областного суда)

8. Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

Решением районного суда удовлетворено заявление прокурора, поданного в интересах Т., к администрации муниципального образования о восстановлении Т. на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В 2009 году Т. был признан в установленном порядке малоимущим и принят на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании постановления главы администрации муниципального образования, вынесенного в августе 2012 года, Т. был снят с учета по пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с улучшением жилищных условий, произошедшим в результате приобретения им в собственность иного жилого помещения (1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом).

Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанное жилое помещение, унаследованное Т. после смерти матери на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного в январе 2011 года, в августе 2012 года решением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, суд пришел к правильному выводу о том, что Т. необоснованно был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как улучшение жилищных условий Т. не имело места.

Принимая указанное решение, суд также учел, что доказательств, подтверждающих утрату Т. статуса малоимущего, администрация муниципального образования не представила и данное обстоятельство не служило основанием для снятия Т. с учета.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл)

9. Временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета по указанному выше основанию, суды исследовали обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства граждан.

В случае установления доказательств того, что непроживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, суды правильно удовлетворяли требования о восстановлении граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, при рассмотрении районным судом иска А. к администрации города об оспаривании постановления о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановлении на учете, компенсации морального вреда было установлено, что в июне 2013 года А. на основании пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с его выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, на другое постоянное место жительства А. не выезжал. Согласно представленным истцом доказательствам он периодически проходил лечение в другом городе, где был временно зарегистрирован.

Учитывая названные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что временное отсутствие А. по месту своего жительства, а также его регистрация по месту пребывания не могут служить основаниями для снятия его с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, требования А. в части признания незаконным постановления администрации города о снятии его с учета и о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворены.

В другом случае районный суд, установив, что непроживание С. и членов ее семьи в квартире, где они зарегистрированы по месту жительства, носило временный характер и было обусловлено тем обстоятельством, что в результате произошедшего пожара проживать в данном жилом помещении без проведения ремонта не представлялось возможным, также пришел к выводу о незаконности снятия С. и ее несовершеннолетнего сына с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ, и обязал администрацию района восстановить их на указанном учете.

Суд апелляционной инстанции согласился с данным решением районного суда, оставив его без изменения.

(По материалам судебной практики Волгоградского областного суда, Тверского областного суда)

10. Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.

Решением районного суда отказано в удовлетворении требований З. о признании незаконным постановления администрации сельского поселения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о восстановлении его на учете.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент постановки в 2011 году на указанный учет З. не отвечал требованиям, установленным статьей 51 ЖК РФ, поскольку из представленных им документов следовало, что он обеспечен жилым помещением общей площадью, превышающей учетную норму 11 кв. м, установленную решением совета сельского поселения.

Таким образом, должностные лица администрации сельского поселения, располагая данными об отсутствии у З. оснований для постановки на учет, в нарушение требований жилищного законодательства приняли решение о постановке З. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Поскольку постановка З. на учет была произведена в результате неправомерных действий должностных лиц администрации сельского поселения, суд пришел к правильному выводу о том, что З. обоснованно снят с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Республики Коми)

11. Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.

Постановлением главы администрации района Е. с составом семьи пять человек был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в том числе в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.

Решением районного суда требования Е. о признании указанного постановления незаконным и о возложении на администрацию района обязанности восстановить его с членами семьи на учете, обоснованно удовлетворены.

Из постановления главы администрации района следовало, что при повторной проверке документов семьи Е. установлено, что в 2012 году Е. в администрацию района были представлены недостоверные сведения об объектах недвижимости, принадлежащих членам его семьи.

Так, на основании свидетельства о праве на наследство по закону С., являющейся членом семьи Е., принадлежит жилой дом площадью 20,9 кв. м и земельный участок, однако правоустанавливающие документы на указанные объекты недвижимости Е. представлены не были.

С учетом площади указанного дома семья Е., как обеспеченная жилой площадью более установленной учетной нормы, была снята с очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно свидетельству о государственной регистрации права С. принадлежит лишь 3/10 доли в праве на жилой дом общей площадью 20,9 кв. м, что не было принято во внимание при снятии семьи Е. с учета.

Таким образом, как установил суд, размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Е., как на момент постановки Е. на учет, так и на момент снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении составлял менее учетной нормы, установленной постановлением администрации города, и, следовательно, семья Е. имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма и это право на момент снятия с учета не утратила.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Чувашской Республики)

Обзор документа

Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 гг. споров, касающихся снятия малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма из муниципального жилищного фонда.

В частности, обращается внимание на следующее.

В решении о снятии гражданина с такого учета должны быть указаны основания для этого со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.

Перечень данных оснований является исчерпывающим. К ним не относится, например, предоставление земли для ведения личного подсобного хозяйства без права возводить жилой дом.

Право на предоставление жилья по договорам соцнайма возникает при условии признания граждан не только нуждающимися в этом жилье, но и малоимущими. Человек снимается с учета, если его доходы превысили уровень, при котором он считается малоимущим, пусть даже жилищные условия не изменились. Но это основание для снятия с учета не распространяется на граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилья по договорам соцнайма.

Отсутствие принятого в порядке, установленном региональным законом, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить причиной для снятия его с учета.

Основаниями для снятия с учета не могут быть в т. ч. следующие обстоятельства. Изменение органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения после постановки граждан на учет. Приобретение права собственности на жилье, признанное непригодным для проживания. Временное отсутствие (непроживание) граждан, принятых на учет, по месту жительства. Например, если человек периодически проходил лечение в другом городе, где был временно зарегистрирован.

С учета могут снять при выявлении в документах, представленных для принятия на него, недостоверных сведений. Условие - именно эти данные могли повлиять на решение о постановке на учет.

Квартирный вопрос всегда беспокоил граждан нашей страны. Образовываются новые семьи, дети рождаются на свет. Всем хочется жить в комфорте и уюте. Законодательство нашей страны позволяет встать на очередь на улучшение жилищных условий. Конечно, все не так просто. Одного желания человека расширить свою жилплощадь недостаточно.

Кто может встать на очередь на улучшение жилищных условий

Число граждан, которые с помощью государства могут решить свои квартирные проблемы, не так велико. После принятия поправок к жилищному кодексу воспользоваться поддержкой от государства могут лишь те семьи, которые являются малоимущими.

Этот статус после предоставления необходимого пакета документов присваивается местными органами административного управления или Управлением соцзащиты населения.

Еще один критерий, которому обязаны соответствовать граждане - ценз оседлости. Претендент должен проживать на одном месте не менее десяти лет. При этом в течение пяти последних он не должен был преднамеренно создавать условия, не пригодные для проживания.

Итак, на помощь от государства могут рассчитывать:

  • граждане, проживающие в неприватизированной квартире или не являющиеся владельцами жилого помещения;
  • арендаторы или владельцы жилья, метраж которого на одного человека меньше общепринятой нормы;
  • граждане, чье проживание в жилом помещении невозможно из-за несоответствия жилья установленным требованиям;
  • семьи, проживающие в одной квартире, между которыми отсутствуют кровные узы.

Большое внимание государство уделяет семьям многодетным. для данной категории возможно как на федеральном, так и на местном уровне.

Очередь на улучшение жилья как формируется?

  • дети, оставшиеся без опеки родителей;
  • сироты;
  • жильцы аварийных, признанных непригодными для проживания помещений;
  • семьи, в составе которых есть человек с болезнью, при которой необходимо отдельное помещение;
  • ветераны ВОВ.

Способы решения жилищных проблем с государственной помощью

Решить жилищные проблемы можно двумя способами: на возмездной и безвозмездной основе. Первый вариант подразумевает под собой приобретение квартиры по льготной программе или с использованием жилищного сертификата. К нему относятся:

  • социальная ипотека;
  • приобретение жилья по программе рассрочки платежа;
  • приобретение жилья, как наличными, так и в кредит, с использованием субсидии из госбюджета;
  • предоставление квартиры по договору найма на условии вступления в накопительную систему;
  • приобретение квартиры с использованием жилищного сертификата.

Социальная поддержка многодетных семей может быть представлена как списание почти 1/3 части стоимости жилья при приобретении квартиры из жилищного фонда города.

При втором способе граждане бесплатно получают жилье в пользование, но при этом оно остается в собственности муниципалитета.

На что можно претендовать

По договору на право пользования муниципальным жильем семья взамен неподходящего для нормального существования жилья обеспечивается помещением, соответствующим жилищному законодательству. То есть норма на человека жилой площади должна быть не меньше 18 кв.м. Следовательно, муж и жена могут рассчитывать на небольшую квартиру площадью не более 44 кв.м., неполная семья из двух человек - на двухкомнатную квартиру общей площадью до 50 кв.м., супружеская пара с ребенком могут претендовать на двухкомнатную квартиру не более 62 кв.м.

Если один из членов семьи имеет хроническое заболевание, входящее в федеральный список болезней, при расчете нормы жилья будет учитываться то, что больному полагается отдельное изолированное помещение в квартире.

В случае если малоимущий претендент является собственником какого-либо жилья, он имеет право получить государственную субсидию на покупку жилья. При этом оно должно соответствовать требованиям жилищного законодательства: по площади быть не менее полагаемых на всех членов семьи кв. метров.

Социальная поддержка многодетных семей - это обязательство отдельного региона. Поэтому как именно муниципалитет готов помочь и на какую помощь может претендовать самая незащищенная ячейка общества, необходимо уточнять в жилищном управлении и органе соцзащиты по месту регистрации.

Куда обращаться

Гражданам, желающим решить свои квартирные проблемы, в первую очередь нужно добиться признания того, что они на самом деле являются нуждающимися в помощи государства. Для этого необходимо обратиться в жилищные отделы администрации по месту прописки. Также встать на очередь на улучшение жилищных условий можно по месту работы. При этом имеется возможность состоять на учете в двух местах одновременно.

Если гражданин официально признан недееспособным, подачей документов может заняться его законный представитель. В любом случае пакет документов должен содержать как оригиналы, так и копии всех бумаг.

Какие документы, справки и бумаги необходимо предоставить

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий необходимо написать соответствующее заявление и предоставить его со всеми необходимыми документами в районную управу. Заявление должно иметь подписи всех заинтересованных членов семьи.

Для подтверждения права на улучшение жилищных условий нужно предоставить:

  • паспорт;
  • данные ;
  • технический план квартиры БТИ;
  • справку о составе семьи;
  • справку БТИ о наличии или отсутствии в собственности жилого помещения;
  • справку из медицинского учреждения (при необходимости).

Как происходит постановка на учет

После того как заявление претендента будет зарегистрировано в журнале входящих документов, будет произведено обследование жилищных условий. Относительно его результатов составляют акт, согласно которому заявление принимается на рассмотрение общественной жилищной комиссией. Она принимает предварительное решение о принятии или не принятии на учет. Окончательное решение принимает глава районной управы. Ответ дается претенденту в течение месяца со дня подачи заявления в письменном виде. В случае положительного решения заводится учетное дело, а человеку присваивается номер в очереди. В случае отказа - дается объяснение, по каким причинам невозможна постановка на улучшение жилищных условий.

Стоит обратить внимание, что чиновники тщательно проверяют все данные, предоставленные претендентом на помощь от государства. Если жилищная комиссия выявит, что у гражданина все-таки имеется жилье, которое соответствует нормам законодательства, пусть и находящееся в другом регионе, шанс получить жилье равен нулю.

Что делать после признания нуждающимся в новом жилье?

После того как претендент получит извещение о признании его нуждающимся, ему нужно будет в течение одного года сделать выбор в пользу одной из действующих жилищных программ и подать соответствующее заявление. Если гражданин не успеет сделать это в положенный срок, запись признания его нуждающимся будет аннулирована.

В случае подачи всех необходимых документов и регистрации в выбранной программе государственными органами срок действия признания в потребности улучшения жилищных условий будет ограничиваться сроком действия этой жилищной программы.

Коротко обо всех возможностях улучшения жилищных условиях. Что выбрать?

Социальная ипотека представляет собой покупку жилья по льготной стоимости за счет кредитных средств. В этом случае ее цена будет в 3-5 раза ниже рыночной.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны подать заявление с просьбой поставить их на квартирный учет в администрацию своего города. Увы, не все банки готовы выдать социальную ипотеку. Список участвующих в данной банков можно на сайте АИЖК. При этом также стоит иметь в виду, что у каждого банка свои требования к заемщику. Они могут затрагивать гражданство, место прописки, трудовой стаж, страхование имущества, предмет обеспечения кредита.

Возможность приобретения квартиры с использованием жилищного сертификата подразумевает под собой оплату государством некоей части от стоимости жилья. Эта сумма будет зависеть от количества человек в семье и нормы кв. метров жилья им полагающейся. Также субсидия может быть выделена под строительство частного дома.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, имеют право на приобретения жилья с рассрочкой платежа.

Для предоставления гражданам жилья по договору найма им необходимо вступить в накопительную систему и заключить договор аренды квартиры. По этому договору семье будет предоставлена квартира на пользование сроком до 5 лет. В течение этих лет участники программы ежемесячно вносят плату за аренду и эксплуатацию жилого помещения и взнос по накопительной системе.

После истечения срока договора участнику программы нужно будет приобрести собственное жилье в любом регионе страны с использованием предоставленной от государства субсидии, внесенных денежных средств в накопительную систему и, при необходимости, взятых в кредит.

Улучшение жилищных условий – это повышение уровня комфорта и качества жизни. Проблема улучшения жилищных условий граждан остро стоит для многих семей, снимающих квартиру или живущих в довольно стесненных условиях. Например, семьи, имеющие ребенка или даже нескольких детей, нередко живут в общежитии или (часто) в съемной однокомнатной квартире. В социальной политике страны вопрос улучшения условий проживания решается постепенно: создаются государственные программы федерального и регионального уровней, предполагающие ипотечные кредиты с низкой процентной ставкой, материнский капитал направляется на расширение жилой площади.

В чем заключается улучшение жилищных условий

Сегодня не является редкой такая ситуация, когда молодые семьи вынуждены снимать квартиры, жить в общажных комнатах или, например, с родителями. Это вряд ли можно назвать комфортными условиями.

Улучшение жилищных условий семьи включает в себя:

  1. Расширение жилплощади семьи. Все регионы Российской Федерации имеют установленные специально для них нормы предоставления жилой площади на всех прописанных на ней людей. Если лиц в квартире живет больше, чем предполагается по норме, то фиксируется факт нарушения. Это актуально для жилья, которое предоставляется по договору социального найма. Когда нормы нарушаются, семья имеет право занять очередь на предоставление другого жилья по договору социального найма, соответствующего по площади конкретно для этой семьи.
  2. Приобретение нового жилья с помощью государства. Один из вариантов: государством предоставляется субсидия на приобретение квартиры (т. е. часть денег вкладывается государством).
  3. Получение жилья из-за состояния здоровья (то же относится к жилью, занимаемому семьей по договору социального найма). Допустим, людям с ограниченными возможностями (особенно тем, кто имеет проблемы со зрением, хождением или тем, кто передвигается с помощью коляски для инвалидов) лучше иметь жилье на нижних этажах.
  • Приватизация жилых помещений: условия и порядок проведения процедуры

Мнение эксперта

Снос аварийного жилья – важный фактор улучшения жилищных условий населения

А.Н. Кириллова ,

профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью МГСУ

Одним из наиболее значимых факторов для улучшения жилищных условий можно назвать проведение процедур по сносу аварийного и ветхого жилья ускоренным темпом. Комплекс мероприятий по введению новых механизмов расселения из аварийного жилья оговорен в распоряжении Правительства РФ от 22.08.2014 № 1604-р.

Капитальный ремонт и модернизация с повышением класса энергоэффективности жилого фонда более действенны не для ветхих домов, а для МКД, которые были построены в 1960-1980 гг. Так как здания такого вида – это половина всего городского жилищного фонда РФ. Улучшить качество данного актива можно с меньшими затратами, причем это не только повысит уровень комфорта проживания людей, но и сделает такие дома более ликвидным.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Каким образом и в каких ситуациях возможно претендовать на улучшение жилищных условий прописано в Жилищном кодексе РФ. Согласно гл. 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по соглашению социального найма» ЖК РФ право на улучшение жилищных условий имеют граждане:

  • признанные нуждающимися в помощи в законном порядке и не снимающие жилье по договорам социального найма, объектами которых является квартира или дом, относящиеся к муниципальной или государственной собственности;
  • признанные остро нуждающимися и малоимущими в законном порядке с учетом стоимости всего имущества, находящегося в собственности членов семьи, и уровня дохода;
  • являющиеся на текущий момент съемщиками жилья по договору социального найма. Они имеют право на улучшение жилищных условий лишь в тех случаях, когда их жилплощадь меньше положенной из расчета на каждого члена семьи. Если из родственников несколько человек арендуют жилье на основании соглашения социального найма, то, чтобы рассчитать жилищный минимум на одного лица, нужно вычислить совокупную площадь арендного жилья;
  • владельцы аварийных домовладений, не соответствующих минимальным требованиям законодательства РФ и непригодных для проживания в них;
  • собственники или съемщики жилых площадей, живущие вместе с людьми, которые имеют заболевания и таким образом делают проживание с ними опасным. Перечень хронических болезней, при которых опасно совместное проживание, представлен в постановлении Правительства № 378 от 16.06.2006 г.

Нуждающиеся граждане могут получить субсидии на улучшение жилищных условий в виде жилых площадей в домах муниципального или государственного жилфонда в силу соглашения социального найма: полноправным владельцем недвижимости данное лицо не сможет стать. Гражданам других государств и лицам без определенного гражданства данная помощь не предоставляется.

Матери-одиночки и прочие группы лиц, официально названные социально незащищенными, должны ждать своей очереди на общих основаниях.

Внеочередное предоставление жилья может быть предоставлено:

  • Лицам, чье жилье в законном порядке определено как непригодное для нормальной жизни и реконструкции или не подлежащее ремонту (опираясь на данную норму, государство оперативно предоставляет жилье семьям, которые стали жертвами, например, взрывов в многоквартирных домах и т. п.).
  • Лицам, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями (список можно найти в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Как правило, внеочередное жилье выдают не так-то быстро: лишь в редких случаях люди могут рассчитывать на то, что получат муниципальную квартиру в ближайшие 2-4 месяца.

Соискатели на социальные дома должны быть в курсе об одном значимом понятии: «совместная собственность». Так, если супруги находятся в разводе, но являются обладателями квартиры, метраж которой больше 2-х учетных норм (бездетные семьи) или 3-х и более учетных норм (семьи с любым количеством детей), никто из бывших супругов не получит жилье, даже если по документам они вместе не проживают.

Нормы, которым должно соответствовать жилье, чтобы претендовать на улучшение жилищных условий

Претендентом на улучшение жилищных условий может быть лицо, официально признанное «нуждающимся в жилье». Учетную жилищную норму необходимо принимать во внимание в делах собственников аварийной недвижимости и лиц, которые проживают с родственниками, имеющими крайние формы хронических заболеваний.

Стандартную норму площади жилого помещения рассчитывают в каждом субъекте РФ. Данным вопросом занимаются организации местного самоуправления, и это минимальный метраж жилплощади, который причитается каждому из жильцов. К примеру, московская норма – 10 м 2 для квартир в собственности и 15 м 2 – для коммунальных квартир. Нормы для, например, военнослужащих, инвалидов детства, судей Конституционного суда и некоторых других групп граждан регламентируются Указами Президента и федеральными нормативными актами.

Права на улучшение жилищных условий матерей-одиночек не предполагают никаких послаблений в вопросе расчета учетной нормы, где принимаются во внимание общий метраж квартиры с учетом санузла, кухни, коридоров и др. Затем суммируются измерения всей недвижимости, которой обладают члены семьи или которую они арендуют по соглашению социального найма. При этом все данное имущество должно находиться в одном городе. Следовательно, если у жены, проживающей в Санкт-Петербурге, есть жилье в Перми, ее метраж не будет складываться с метражом питерской квартиры.

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий нужно иметь представление и об основных технических и санитарных нормах. Например:

  • Высокий уровень влажности может стать причиной появления и распространения грибка и плесени, которые отрицательно воздействуют на здоровье жителей квартиры, в первую очередь – детей.
  • Освещенность: «темная» квартира может ухудшить зрение, плюс нужно все время включать свет и расходовать электроэнергию в больших количествах.
  • Коммунальные удобства. Если в квартире нет холодной воды, канализации, электричества и отопления, помещение не будет подходить под соответствующие требования, которые предъявляются к жилому помещению. А значит это нарушение прав граждан, проживающих в нем. Они должны быть переселены за счет государства.
  • Безопасность жилья для проживания.

Характеристики жилищных условий определяются такой градацией:

  • Комфортные условия проживания – условия, при которых общепринятым коммунальным удобствам сопутствуют дополнительные: консьерж, квартиры в доме большой площади, социальные учреждения находятся близко и т. д.
  • Удовлетворительные – есть все необходимые коммунальные удобства.
  • Неудовлетворительные – помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В каком порядке проходит признание нуждающихся в улучшении жилищных условий

Условия и критерии, по которым семья может быть признана нуждающейся, и вследствие этого ей должно быть предоставлено жилье из муниципального жилфонда по договору социального найма, прописаны в ст. 51 ЖК РФ. Для расчета нормы берутся все помещения, находящиеся в собственности, или все квартиры, которыми пользуется семья.

Семья-соискатель не имеет права:

  • Быть собственником жилья, отвечающего нормам и не относящегося к аварийному фонду. Даже в том случае, когда один член семьи является владельцем жилья, его площадь не может быть больше нормы предоставления.
  • Занимать другое жилье по договору социального найма, кроме ситуаций, когда метраж квартиры меньше положенной нормы с учетом каждого члена семьи.
  • Быть владельцем недвижимости, которое при этом не соответствует зафиксированной для данного региона норме жилья.
  • Проживать в коммунальной квартире или в помещении, где проживают несколько семей, которые не связаны друг с другом близкими родственными отношениями.
  • Жить с человеком, который имеет хроническое заболевание и нуждается в отдельном помещении для жизни.

Полный список хронических болезней, которые предполагают отдельное проживание больного, прописан в Постановлении Правительства № 378.

  • Порядок переселения из аварийного жилья по договору соцнайма и в собственности

Как граждане могут встать в очередь на улучшение жилищных условий

Чтобы встать в очередь для улучшения своих жилищных условий, граждане должны быть признаны нуждающимися в государственной помощи. Для получения подтверждения сего факта, следует обратиться в администрацию по месту прописки в жилищный отдел. Также встать в очередь для решения квартирного вопроса можно и по месту своей работы. То есть можно одновременно занимать место в обеих очередях.

Документацией недееспособного гражданина должен заведовать его законный представитель. Все справки должны быть в двух экземплярах: исходник + копия.

Для постановки в очередь в целях улучшения своих жилищных условий нужно написать заявление на улучшение жилищных условий в районное управление и приложить к нему документы. Заявление должно быть подписано всеми заинтересованными членами семьи.

Документы на улучшение жилищных условий:

  • Паспорт.
  • Технический паспорт квартиры, который был выдан в БТИ.
  • Справка из БТИ, подтверждающая или отрицающая нахождение в собственности какого-либо жилья.
  • Справка о составе семьи.
  • Медицинская справка при необходимости.

Принятое заявление вносится в определенный журнал. После этого начинается исследование жилого помещения жилищной комиссией с финальным составлением акта, содержащего сведения о том, что данное рассмотрение состоялось. Когда жилищно-бытовая ситуация была проанализирована, тогда может быть вынесен вердикт: нуждается ли обратившееся лицо в том, чтобы встать в очередь по улучшению жилищных условий. Любой из полученных ответов ведет к своему развитию событий: при отказе гражданин имеет право получить объяснения; при согласии с тем, что ему действительно нужно улучшить жилищные условия, на него заводят учетное дело, а гражданину присваивается номер в очереди.

Если комиссия обнаружила у гражданина, подавшего заявление, наличие жилого помещения, соответствующего законодательным нормам, даже если оно не расположено в определенных пределах, в очередь на улучшение жилищных условий он поставлен не будет со стопроцентной вероятностью.

В случае, когда гражданин официально признается нуждающимся, у него есть ровно год, чтобы выбрать подходящую жилищную программу. По истечении данного периода (если заявление не было подано) его признание нуждающимся аннулируется.

Улучшение жилищных условий многодетным семьям осуществляется для них как для первоочередников: специально созданы особые государственные программы.

Для постановки многодетной семьи на очередь и для участия в федеральной или региональной программе, нужно иметь 3-х или больше несовершеннолетних детей, или детей, не достигших 23 лет и учащихся в ВУЗах на дневном отделении. Тогда пакет документов нужно дополнить копиями свидетельств о рождении детей и при необходимости справкой, подтверждающей, что семья является малоимущей.

Что включает в себя программа улучшения жилищных условий

1. «Жилище».

Федеральная целевая программа «Жилище» – наиболее масштабная государственная программа. Ее цель состоит в увеличении доступного жилья по всей РФ для разных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В эту программу входят:

1) Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., сокращенно – «Молодая семья».

Участнику предоставляется социальная выплата от государства, равная не менее 30 % стоимости жилья для пока бездетных молодых семей, и не менее 35 % стоимости для молодых семей, которые уже имеют ребенка.

Улучшение жилищных условий молодым семьям с помощью данной программы предполагает, что участниками могут стать семьи моложе 35 лет.

Социальная выплата определяется с учетом общей площади квартиры или дома, которая полагается им по количеству членов молодой семьи, и норматива стоимости одного квадратного метра жилья, определенного для данного региона. Полученная выплата имеет целевую направленность: можно или стать покупателем квартиры на первичном рынке (только на нем!), или осуществить строительство дома (своими силами или при паевом участии). Сертификат участника программы можно использовать как первоначальный взнос по ипотеке в ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ24 и АО «Россельхозбанк».

2) Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.

Существуют категории граждан, перед кем государство имеет некоторые обязательства, как правило, связанные с их профессиональной деятельностью. Данная подпрограмма рассчитана на такие группы граждан:

  • военнослужащие, которые были уволены до 01.01.2005 г. и которые не могут стать участниками программы «Военная ипотека»;
  • граждане, которые входят в число подлежащих переселению из закрытых военных городков (ЗВТ) и поселков-учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности;
  • жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), если они встали на учет до 01.01.2015 г. и хотят переехать на новое место жительства;
  • граждане, которые оказались под радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», а также иные лица, которых приравняли к этой группе;
  • вынужденные переселенцы в связи с чрезвычайными обстоятельствами и нуждающимися в жилье, которые состоят на учете в Миграционной службе;
  • граждане, которые хотят переехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включая Дальний Восток.

Участники подпрограммы имеют право на покупку квартиры или жилого дома как у физического, так и у юридического лица при помощи сертификата. Социальная выплата может покрыть расходы на приобретение на 100 %, а можно привлечь личные/кредитные средства. Размер субсидии рассчитывают, ориентируясь на среднюю стоимость жилого помещения, которая определяется в соответствии со стоимостью 1 м 2 жилья, установленной в выбранном регионе, и с нормативами жилплощади. Если нужно воспользоваться ипотечным кредитом, сертификат можно использовать как первоначальный взнос в ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ24.

3) Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.

В подпрограмме есть разные направления. Например, обеспечение жильем прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников научных организаций, сотрудников МЧС РФ, федеральных государственных гражданских служащих и молодых ученых. Фактически она направлена на то, чтобы предоставить жилье в социальный найм на время службы или работы в соответствующем ведомстве.

Другое направление фокусируется на том, чтобы предоставить социальные выплаты на покупку жилья молодыми учеными. Данные сертификаты предоставляются Российской академией наук (РАН), Дальневосточным, Сибирским и Уральским отделениями РАН, Российской академией медицинских наук сотрудникам, которые работают в АН или подведомственных им научных организациях.

Участниками данной программы могут стать молодые ученые до 35 лет (кандидаты наук) и до 40 лет (доктора наук), которые проработали в научной организации минимум 5 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий. Размер денежной помощи определяется с опорой на общую площадь жилого помещения (33 м 2), которая полагается ученому, и исходя из средней стоимости 1 м 2 жилья на рынке, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ региону, где находится научная организация. Следовательно, купить жилье в Москве смогут лишь ученые, там работающие. К данной программе тоже можно привлекать ипотечные кредиты. В Московской области на 2017 г. уже получено одобрение 58 заявлений от молодых ученых, которые первыми получат субсидии на покупку квартир на первичном и вторичном рынках недвижимости в МО.

2. Приобретение жилья сотрудниками полиции, МЧС и ФСИН.

Существует некоторое число программ, которые предоставляют социальные выплаты на покупку жилья сотрудниками полиции, МЧС и ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) на основании № 283-ФЗ от 30.12.2012 г. и отдельных постановлений и приказов по каждому ведомству. Претендентом на получение социальных выплат может стать сотрудник со служебным стажем минимум 10 лет, который нуждается в улучшении жилищных условий. Размер субсидии рассчитывают, опираясь на существующие нормативы жилплощади на каждого члена семьи и размеры среднерыночной стоимости 1 м 2 , который определен в каждом регионе.

3. «Жилье для российской семьи».

«Жилье для российской семьи» – программа, рассчитанная на 2014-2017 гг. в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ № 404 от 05.05.2014 г. при поддержке АИЖК, Министерства Строительства и Правительства РФ. В основе данной программы строительство застройщиками жилья эконом-класса (стоимость не может быть выше 35 000 руб. за 1 м 2). Участниками программы могут стать граждане 25-40 лет, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и относятся к следующим группам: многодетные семьи, ветераны военных действий, ученые, семьи, живущие в квартирах, где на одного человека приходится меньше 18 м 2 , жители аварийных домов и проч. К программе на текущий момент подключились 70 областей. Правительство Москвы не стало подавать заявку на участие в программе из-за цен на строительство. Взять ипотеку для покупки жилья в рамках этой программы возможно в банках-партнерах АИЖК.

4. Региональные программы.

Программа помощи приобретения жилья многодетной семьей в каждом из субъектов нашей страны может иметь отличия в форме и условиях, допустим, внеочередного предоставления жилья в социальный найм, возможности получения земельного участка в длительное льготное пользование, субсидирования покупки жилья и проч. Администрации каждого региона прояснят, какие виды помощи могут быть оказаны в данном конкретном регионе. Программы помощи доступны малообеспеченным семьям с 3-мя и более детьми. Когда поддержка оказывается в форме денежной субсидии на покупку жилья, сертификат может быть учтен как первоначальный взнос по ипотеке, если семья не имеет личных дополнительных средств.

Можно получить денежную компенсацию за уже купленную на свои деньги недвижимость. Претендентами на подобного рода компенсацию могут быть сотрудники ФСИН и служащие полиции. В рамках программы переселения из аварийного жилья каждый гражданин имеет право получить от государства либо новое жилье, либо компенсацию на его покупку. Граждане, являющиеся жителями Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода и Новосибирска могут получать компенсации за потраченные на покупку жилья собственные средства. Размер и условия выплаты компенсации регламентируется региональным бюджетом.

  • Программа переселения граждан из аварийного жилья: о качестве новых домов

Как использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий

Рождение 2-го, 3-го и т. д. малыша – это не только подарок семье, но и повод задуматься о жилищном вопросе. Чаще всего молодые семьи не могут сами справиться с данной проблемой. Поэтому в 2007 г. правительство РФ начало программу помощи семьям с 2-мя и более детьми. Это проект «Материнский капитал», который благополучно функционирует на протяжении 10 лет.

Данные Пенсионного Фонда (организации, распоряжающейся средствами семейного капитала) гласят, что приобретение и строительство жилья – это наиболее популярное направление расходования государственных активов.

Это и неудивительно, ведь в больших городах нашей страны не так много вариантов доступного и качественного жилья. При этом материнского капитала также недостаточно, чтобы купить полноценный новый дом/квартиру. При этом материнский капитал – это один из способов начать, а не стоять на месте в ожидании чего-то, что подтолкнет к покупке. Его, например, можно использовать на то, чтобы открыть ипотечный кредит.

Законные способы применить материнский капитал для улучшения жилищного статуса:

  • приобретение квартиры/дома/комнаты по договору купли-продажи;
  • строительство частного дома своими силами/с помощью подрядчиков (в т. ч. возмещение затрат на уже возведенное жилье);
  • реконструкция дома – изменение его технических показателей (площади, высоты, количества жилых комнат);
  • выплаты по кредиту, который был взят на покупку или строительство;
  • выплаты по ипотеке (в т. ч. погашение первоначального взноса);
  • оплата прав на долевое участие в строительстве;
  • оплата вступительного взноса участника жилищно-строительного кооператива.

До того как вложить материнский капитал в данные направления, необходимо заручиться согласием на свое решение от Пенсионного Фонда, ведь без этого граждане, владеющие сертификатом, все равно не смогут его использовать.

Работники Пенсионного Фонда должны лично убедиться в том, соответствует ли жилье, которое планирует приобрести данная семья, существующим требованиям, а также проверить юридическую безупречность сделки.

Недвижимость должна отвечать двум основным требованиям: находиться на территории РФ и быть полноценным жилым объектом со всеми удобствами. Ветхое и аварийное жилье, изношенное более чем на 50 %, приобрести за материнский капитал невозможно.

Покупка или строительство жилья на маткапитал возможны лишь тогда, когда он станет собственностью всей семьи. В том случае если сразу выделить доли детей и супруга не представляется возможным, то владелец сертификата составляет письменное обязательство сделать это после покупки жилья.

Закон предполагает, что использование активов семейного капитала возможно лишь тогда, когда ребенок достигнет возраста 3 лет. Исключение: деньги направляются на погашение ипотеки или кредита, которые были взяты на покупку жилья (нет необходимости ждать, пока ребенку исполнится 3 года), то есть материнский капитал можно использовать сразу, как был получен сертификат.

Правила и порядок улучшения жилищных условий инвалидов

В 1996 г. Правительство выпустило Постановление № 901, где было прописано, что граждане-инвалиды наделяются правом на получение социальной помощи в виде жилищных льгот. Это проявляется в:

  • Предоставлении бесплатного жилья.
  • Выделении жилищной субсидии для компенсации части приобретаемой квартиры.
  • Обеспечении инвалидов скидками на оплату жилья и услуг ЖКХ.
  • Выделении дачных участков или участков земли под ИЖС.

Данные меры должны быть обеспечены органами самоуправления в регионах. Однако действуют они на основании Постановления Правительства РФ № 901, которое фиксирует порядок улучшения жилищных условий и предоставления жилищных льгот.

Постановление содержит информацию о тех условиях, при соответствии которым граждане с ограниченными возможностями и их семьи наделяются правом на получение дополнительной площади или иных мер поддержки.

Условия предоставления жилья лицам с ограниченными возможностями:

  • Семья живет в жилом помещении, площадь которого при пересчете на каждого родственника не соответствует существующим нормам.
  • Технические характеристики помещения, где живут инвалид и его семья, не отвечают существующим нормам.
  • Квартира инвалида-колясочника находится выше 2-ого этажа.
  • Семья гражданина с ограниченными возможностями живет на одной жилой площади в неизолированных комнатах с другими семьями, с которыми она не связана родственными отношениями.
  • Нетрудоспособный гражданин и его семья вынуждены проживать на одной жилой площади с человеком, страдающим хроническим заболеванием.
  • Гражданин с ограниченными возможностями живет в общежитии или в коммунальной квартире (этот подпункт содержит исключения).

Инвалидность гражданина не ограничивает его возможности в том, чтобы получить жилье на прочих основаниях, которые предусмотрены другими социальными программами.

Чтобы гражданин с ограниченными возможностями мог получить квартиру, ему нужно зарегистрироваться в очереди в качестве нуждающегося в расширении жилой площади, собрав необходимые бумаги (в т. ч. заявление). Список документов, чтобы зарегистрироваться в очереди:

  • Справка о признании гражданина инвалидом.
  • Документ, содержащий информацию о программе реабилитации.
  • Документы, которые свидетельствуют о соответствии требованиям социальных служб для получения жилья (справка о составе семьи, выписка из Домовой книги).
  • Прочие бумаги по требованию (медицинские справки, выписки из БТИ и др.)

Граждане с ограниченными возможностями, вставшие на учет как нуждающиеся в жилье, делятся на 2 категории :

  1. Зарегистрированные после 01.01.2005 г. попадают под категорию льготников и получают квартиру в порядке очереди с другими льготными гражданами. Порядок предоставления жилья данной группе инвалидов регламентируется Жилищным кодексом на федеральном уровне.
  2. Зарегистрированные до 01.01.2005г. получают право на жилье по договору социального найма в порядке очередности. Здесь есть один нюанс: ФЗ-181 предусматривает для данных категорий лиц субсидии для оплаты части жилья при приобретении, но по факту эти субсидии выделяют в ограниченном количестве и достаются они, как правило, инвалидам ВОВ. Порядок предоставления жилья данной группе инвалидов определяется местными властями.

Жилищным кодексом предусматриваются некоторые меры, которые позволяют инвалидам ускорить процесс улучшения жилищных условий.

При выделении квартиры во внимание принимаются особенности заболевания гражданина, предписания докторов, которые направлены на восстановление здоровье, место проживания родственников/опекунов инвалида. Как правило, жилое помещение для гражданина с ограниченными возможностями более просторное (в соответствие с нормативами). Дом может находиться рядом с больницей или центром по восстановлению здоровья.

Государством выделяются категории граждан, которые претендуют на получение квартиры вне очереди. Это, например, граждане, чья инвалидность – это следствие хронического заболевания.

  • Защита прав собственников помещений в многоквартирном доме

Имеют ли право на улучшение жилищных условий граждане, намеренно ухудшающие условия проживания

Регламенты, касающиеся таких людей, прописаны в ст. 53 ЖК РФ.

Для установления факта намеренного ухудшения условий проживания, нужно выполнить одно из указанных действий:

  • Продать или обменять имеющееся жилье с удовлетворительными условиями проживания на жилье, не отвечающее этим требованиям.
  • Самовольно выселить из жилого помещения граждан, не выполняющих условия договора по эксплуатации жилых помещений.
  • Провести сделку с занимаемым помещением, изменившую право владения и пользования этим жильем.
  • Незаконное пополнение семьи новыми членами, имеющими дальние родственные связи с гражданами, уже проживающими тут.
  • Заключить или расторгнуть фиктивный брак.
  • Оформить постоянную регистрацию посторонним людям.

Если эти факты обнаружатся органами контроля, совершившие данные действия граждане получат возможность постановки на учет по улучшению жилищных условий лишь по прошествии 5 лет.

Однако установить данный факт проблематично. Как правило, подобные дела рассматриваются в судебном порядке.

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Какие особенности имеет улучшение жилищных условий в Москве

В Москве недвижимость довольно дорогая. Поэтому большинство проживающих там не могут улучшить свои жилищные условия. Однако в городе предусмотрены различные схемы увеличения жилых площадей для определенных категорий граждан. Наиболее продуктивный метод – получить дом по договору социального найма. Хотя муниципальное жилье получить затруднительно, но в целом реально.

Встать на учет может москвич, который проживает в городе 10 лет и более (т. е. имеющий прописку – запись о регистрации по месту постоянного жительства) и имеет доказательство того, что семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Вокруг этой десятилетней прописки, без которой невозможно встать на учет, разгорелись бурные споры. Граждане, не имеющие прописки, подавали судебные иски об отмене этой нормы. Она была отменена на некоторое время, но в 2003 г. ее восстановили в Законе об улучшении жилищных условий.

При этом граждане (как и многие юристы) считают, что такое требование является нарушением прав граждан. Однако на данный момент норма не признана несоответствующей законодательству, и ее активно применяют в практике московских муниципальных органов.

Вопросы касательно этого требования возникают регулярно, например, каков критерий определения того, что человек проживал (или не проживал) 10 лет в Москве. Муниципальные чиновники интерпретируют это как наличие постоянной прописки в Москве. Согласно закону, прописка – это подтверждение, но не доказательство проживания в каком-либо месте.

Следовательно, для того чтобы гражданин был признан постоянно проживающим в Москве, можно предоставить не только прописку, но и прочие доказательства, допустим, свидетельские показания. Однако муниципальные чиновники не принимают других аргументов. Хотя это и нарушает законы, отсутствие четкого решения суда по данному вопросу делает действия чиновников правомерными. В том случае если суд решит дело в пользу истцов, то количество граждан, которые будут претендовать на право постановки на учет для улучшения жилищных условий, моментально возрастет.

Вложенные файлы

  • Документ №1.docx

Немало граждан РФ остро нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Некоторые из них проживают в , а некоторые и вовсе вынуждены постоянно арендовать для своей семьи жилплощадь.

Каждый нуждающийся имеет полное право стать в очередь на улучшение своих жилищных условий.

Какие необходимо иметь основания для этого? Как вообще встать в такую очередь?

Рассмотрим все интересующие вопросы подробней.

Что такое улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий – разновидность социальных программ, позволяющих малозащищенным категориям граждан получить существенную помощь от государства в плане обеспечения жильем либо же выделении финансовой помощи на реконструкцию, ремонт или строительство собственного объекта жилой недвижимости.

Помимо этого, нуждающиеся граждане по условиям программы имеют право оформлять , которое можно будет потратить исключительно на улучшение своего жилья.

Основания для участия

Полный перечень оснований для возникновения прав на постановку в очередь по вопросу улучшения жилищных условий указан в ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Основаниями для постановки в очередь являются:

Важно помнить, что существует несколько норм жилой площади , причем с разной величиной.

Именно по этой причине необходимо отталкиваться от конкретного региона проживания.

К примеру, в столице действуют такие нормы на одного человека :

  • для коммунальной квартиры – минимум 15 кв. метров;
  • квартира – минимум 10 кв. метров.

В ситуации, когда несколько членов семьи являются арендаторами по разному договору социального найма, то норма жилой площади на человека высчитывается в суммарном размере обеих объектов недвижимости.

Кто имеет право на льготы

На сегодня не так уж и много граждан, имеющих законное право на льготную очередь. После того, как в Жилищный Кодекс внесли соответствующие поправки, то претендовать на льготную очередь имеют право исключительно .

Получить статус малоимущей семьи не так уж и сложно. Для этого нужно обратиться со всеми необходимыми документами в отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

Стоит отметить, что условием для постановки в очередь является наличие факта проживания в конкретном регионе не меньше 10 лет. Причем последние 5 лет заявитель должен проживать в непригодных для жизни условиях, сложившихся в объекте недвижимости.

Стоит отметить, что воспользоваться правом улучшения жилищных условий без постановки в очередь могут только несколько категорий граждан, а именно:

  • имеющие серьезные заболевания. К примеру: туберкулез, психические расстройства и так далее;
  • жилье которых признано непригодным для жизни (к примеру, из-за взрыва и так далее).

Все остальные получают возможность улучшить свое жилье на общих основаниях.

Порядок постановки

Куда нужно обратиться

Для постановки в очередь необходимо обращаться в территориальный орган местного самоуправления по месту проживания. Допускается возможность постановки в очередь по месту своей официальной работы.

В ситуации, когда претендентом на улучшение жилищных условий является недееспособный, за него могут осуществить данную процедуру его законные представители.

Подготовка документов

В первую очередь необходимо помнить о том, что в составленном заявлении необходимо наличие подписей всех членов семьи.

Помимо заявления нужно подготовить :

  • оригинал и копию всех заполненных страниц паспорта;
  • технический паспорт на объект недвижимости, предоставленный БТИ (если есть в собственности свой объект недвижимости);
  • справку из БТИ, способную подтвердить либо опровергнуть факт наличия в праве собственности объекта жилой недвижимости;
  • оригинал и копию .

Если у претендента имеется серьезное заболевание, следует подготовить медицинскую справку.

Как узнать свой номер очереди

На сегодня существует несколько вариантов узнать свой номер в очереди на улучшение жилищных условий:

  • составить заявление в жилищный отдел. Причем его нужно написать в нескольких экземплярах. Один остается в жилищном отделе, а второй у заявителя (при постановке в очередь);
  • отправить заказное письмо в жилищный отдел. Как правило, ответ придет по истечении 30 календарных дней;
  • путем личного обращения в местные органы самоуправления. Каждый претендент имеет полное право узнать необходимую для него информацию о продвижении очереди.

Помимо этого, можно узнать очередь с помощью региональных сайтов местных органов управления. Для этого достаточно указать персональную информацию в соответствующем поле.

Порядок продвижения

Граждане, претендующие на улучшение своих жилищных условий, должны регулярно отслеживать продвижение очереди.

Стоит отметить, что в каждом регионе она продвигается со своей скоростью. Каких-либо общих принципов не существует, но при этом напрямую зависит от экономических показателей каждого отдельно взятого региона.

В большинстве случаев получить жилье можно исключительно после того, как в регионе появляются свободные жилые объекты недвижимости.

На практике, продвижение очереди происходит весьма медленно, в среднем необходимо ожидать от 10 до 20 лет. Как бы это не казалось странным, но факт остается фактом.

Снятие с очереди

Согласно Жилищному Кодексу РФ основаниями для снятия с очереди по вопросу улучшения жилищных условий являются:

  • добровольно составленное заявление об исключении из очереди. Это возможно из-за возникновения оснований, которые станут следствием принудительного исключения из данного списка. Примером этому может стать увеличение месячного дохода семьи либо потеря статуса “малоимущих”;
  • смена региона либо места проживания претендентов;
  • выделение претендентам государственной финансовой помощи из казны на покупку либо возведение собственного объекта жилой недвижимости;
  • получение претендентами для дальнейшего возведения на нем жилого дома;
  • заведомое предоставление не правдивых сведений, в том числе и документации (к примеру, справки о доходах с не правдивыми цифрами либо недостоверная справка с завышенным количеством жильцов в одной квартире).

Исключить из очереди имеют полное право местные органы самоуправления только по истечении 30 календарных с момента выявления оснований.

Жилищный Кодекс всегда отличался множеством проблем. Государство действительно поможет нуждающимся, но для этого нужно приложить усилия и подтвердить свои проблемы документально.

Восстановление

В ситуации, когда жилищный отдел исключил из очереди без веских на то причин, претенденты имеют полное право на обращение в судебный орган с исковым заявлением .

В иске следует указать:

  • суть обращения;
  • требования истца о восстановлении судом его в очереди.

После подачи иска в суде будет назначено время заседания. При положительном решении истца обязаны будут восстановить в очереди на улучшение жилищных условий, в противном случае – суд откажет в удовлетворении требований. Если решение отрицательное – истец имеет право обратиться в вышестоящие суды.

Возможность ускорения процесса получения жилплощади

Для возможности ускорить прохождение очереди на улучшение жилищных условий изначально нужно проконсультироваться с квалифицированными юристами и сотрудниками Департамента жилполитики.

Это возможно сделать несколькими путями :

  • применение одной из многочисленных программ по обеспечению малоимущих, многодетных и ;
  • окажет существенную помощь “Жилищный шаг”. Программа призвана помогать семьям, которые из-за низкого дохода не могут оформить льготную ипотеку. Она предусматривает возможность найма жилой недвижимости по доступной ценовой политике и позволяет существенно ускорить процесс накопления необходимого капитала для будущей покупки жилой недвижимости;
  • возможность использовать отдельные в управлении жилой недвижимости.

На самом деле вариантов ускорения прохождения очереди намного больше, поэтому лучше консультироваться с юристами в этой области.

Региональные особенности

Среди нюансов в Ленинградской области необходимо отметить нормы жилплощади.

В регионе могут претендовать на постановку в очередь, если площадь имеющейся недвижимости на одного члена семьи:

  • не превышает 9 кв. метров для квартиры;
  • не больше 15 кв. метров для коммуналки.

В Вологде, Гомеле, Гродно и Владимире граждане находятся в очереди на улучшение жилищных условий свыше 10 лет. В этих регионах отмечается наиболее низкие темпы продвижения. Со слов чиновников, это связано с низкими показателями экономики, а также отсутствием свободных объектов недвижимости на решение этого вопроса.

Что касается Московской области , то здесь ситуация немного лучше. Средний период ожидания получения помощи – 5 – 6 лет.

Стоит отметить, что во всех регионах нашей страны отмечается низкий показатель продвижения очереди, а из-за резкого упада экономики страны за последние несколько лет можно ожидать еще большего ухудшения ситуации.

В любом случае, необходимо всегда отстаивать свои интересы, а также искать все возможные пути ускорения процесса получения собственного жилья.

О правилах постановки на учет нуждающихся в получении жилплощади смотрите в следующем видеосюжете:

Поделиться: