Для чего нужен план тушения пожара. Планы тушения пожаров

Вопрос: Добрый день, просим разъяснить ст. 21 69-ФЗ, по вопросу: Кто должен разрабатывать Оперативный план тушения пожара?

Сообщаю Вам следующее:

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части, их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

  1. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения , определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Документ 2

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Документ 3

….Административным органом правомерно вменены балансодержателю нарушения правил пожарной безопасности в местах общего пользования, каковыми являются:

…не разработан план тушения пожара на объекте (ППБ 01-03 ФЗ N 69 );….

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

Современное и эффективное оборудование для тушения пожаров не может полностью обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, а также целостность материальных ценностей без надлежащего и скоординированного на профессиональном уровне плана тушения пожара. Организация и правильная последовательность этого мероприятия должны соответствовать соответствующим нормам и правилам, а также описываться в регламентных документах.

Предназначение и роль планов и карточек

Основными целями описываемых планов и карточек является определение необходимых мер руководителем организации и определение круга ответственных должностных лиц за то или иное мероприятие при возникновении пожара. Также планы и карточки позволяют осуществить информационное обеспечение при исследовании возгорания и принятии эффективных мер.

Учитывая периодическую актуализацию этих документов, они также играют важную роль в повышении и усовершенствовании теоретической и практической подготовки ответственных сотрудников предприятия, организации или учреждения при возникновении внештатной ситуации, которая тем или иным образом влияет на противопожарную безопасность.

Основные понятия и принципы составления

План пожаротушения относится к категории основных регламентных документов по организации оперативных мероприятий подобного рода. Наряду с планами определенных действий при локализации и устранении пожаров законодательством также предусмотрена необходимость в наличии карточек.

План тушения пожаров представляет собой утвержденный документ, основным содержанием которого является порядок действий, принципы и технические основы устранения возгораний в организациях, предприятиях или учреждениях.

Кроме того, подобные планы утверждаются для конкретных объектов или сооружений в том случае, когда они расположены не по месту юридической регистрации организации. План тушения можно охарактеризовать как документ, который прогнозирует определенную обстановку при развитии пожара на конкретном объекте и призван максимально эффективно скоординировать действия пожарной бригады и должностных лиц организации при его тушении.

Карточка тушения пожара представляет собой более конкретный документ с описанием основных регистрационных данных предприятия, учреждения или организации, а также регламентирует пути эвакуации из здания (объекта) при возникновении пожара. Такие карточки призваны оперативно скоординировать и организовать действия представителей пожарной охраны и обеспечить максимально безопасный вывод людей из горящего объекта недвижимости.

Нормативным документом, на основе которого ответственными за противопожарную безопасность на предприятиях, учреждениях или организациях разрабатываются планы тушения пожаров, являются методические рекомендации по составлению вышеуказанных документов.

Планы и карточки разрабатываются в двух или более экземплярах, один из которых должен храниться непосредственно на объекте, а второй в пожарной части в зависимости от ее территориальной юрисдикции.

Эти документы разрабатываются и утверждаются еще на стадии строительства тех или иных сооружений или объектов. Не реже чем один раз на протяжении календарного года или же по мере необходимости вносятся коррективы в существующий план или карточку тушения пожара администрацией и подразделениями противопожарной охраны.

Помимо указанных регламентных документов при тушении пожаров допускается внедрение компьютерных планов. Эти электронные документы применяются на объектах, относящихся к категории важных для национальной безопасности государства, а также других, имеющих особое значение для интересов страны.

Требования к содержанию


Сам же план оформляется в виде прошитой книги в твердой обложке для надежной защиты сшитых листов, формат которых должен быть не менее стандартного размера – А4.

Графический раздел плана может быть изготовлен в двух рекомендуемых форматах – А3 или А4. Те листы графического плана, которые превышают стандартный размер общей брошюры, должны иметь линии сгиба с надлежащей защитой от потертостей или механической порчи.

Отдельное внимание стоит уделить обязательному приложению-разделу «Оперативный раздел» или «Оперативное тушение пожара». Этот раздел особенности технической и тактической характеристики организации или расположение конкретного объекта.

Кроме того, приложение содержит приблизительное количество необходимых сил или оборудования для успешного тушения пожара. Также содержаться подробные рекомендации для должностных лиц предприятия, организации, учреждения или членов пожарного расчета.

В приложении «Основные требования по охране труда и технике безопасности» декларируются нормы и правила, соблюдение которых позволит определить действия расчета при работе в конкретных условиях.

Также в качестве дополнений к основному плану тушения пожара могут использоваться приблизительные схемы возможного или прогнозируемого развития возгорания в зависимости от окружающей обстановки и других факторов, различные расчетные материалы, схемы расположения всех доступных источников водозабора.

Карточки тушения возгораний представляют собой документ установленного образца, размер которого определен как 150 на 200 мм. При этом графическую часть карточки составляют схематические планы конкретной организации или объекта, а также отдельные поэтажные схемы.

Обязательное составление карточек тушения пожаров применяется для объектов, не попавших в категорию обязательного составления плана.

Кроме того, карточки должны оформляться при обслуживании технологических установок, электрических подстанций, отсеков, где расположены основные кабели энергетических объектов, дошкольных и школьных учреждений, многоэтажные жилые постройки, отдельно взятые конструкции и изделия особого назначения. Также карточки могут оформляться на целые населенные пункты в сельской местности.

96. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр - в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.

107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, - на листах формата A4 - A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы.

Быстрое подавление огня на объекте возможно лишь при слаженной работе сотрудников предприятия, пожарных служб и оставшихся внутри посетителей. Не всегда только функционирование автоматических систем пожаротушения обеспечивает устранение огня. Правильно скоординированные действия персонала зачастую помогают не меньше тушильного оборудования.

Оперативный план тушения огня - полноценный документ, в котором прогнозируется обстановка и решаются основные вопросы по организации подавления распространяющегося пожара.

План пожаротушения представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, характеризующий порядок действий, принципы и технические мероприятия по устранению возгораний на предприятиях, в организациях или учреждениях.

Основная задача оперативного плана тушения огня заключается в организации максимально эффективной взаимосвязи пожарной бригады и сотрудников объекта для сгруппированного тушения пожара.

Структура оперативного плана пожаротушения

Оперативный план пожаротушения составляется в двух экземплярах в письменном виде. Один из документов передается на пожарную станцию, второй находится на объекте.

План тушения огня должен включать такие разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Подробное содержание (обязательно требуется, если объем плана более 10 страниц).
  3. Основная часть.
  4. Приложения и дополнения.

Документ состоит из графической и текстовой частей.

Текстовая половина содержит описание особенностей объекта, места его расположения, обязанности и последовательность взаимодействия дежурных команд. Для прибывших пожарных бригад также имеется отдельный раздел.

В текстовой части обязательно указывается степень пожароопасности объекта и прилегающих участков.

Разработчик плана, опираясь на сведения о предприятии, его конструкции, материалах строительства и отделки, функциональное назначение и другие факторы, вырабатывает оптимальный алгоритм тушения огня.

Графическая часть представлена детальной схемой размещения наиболее важных элементов предприятия с анализом их значения в случае аварийной ситуации.

Также в этой половине плана отражаются такие данные:

  • расположение пожарных водоемов;
  • все имеющиеся входы, выходы и оконные проемы;
  • планировка помещений;
  • схема земельного участка.

Для оформления графической части используют условные обозначения. Схемы должны быть легкочитаемыми, доступными и достоверными.

Объекты, требующие разработки плана пожаротушения

План тушения пожаров обязательно составляется для таких объектов:

  • пожаровзрывоопасных с наличием радиоактивных и взрывчатых веществ;
  • технически и конструктивно сложных, с уникальными технологическими процессами;
  • высших органов власти;
  • являющихся культурным наследим страны;
  • детских и медицинских учреждениях;
  • транспортных компаний;
  • металлургических и машиностроительных заводов.

Обеспечение противопожарной защиты на таких объектах крайне важно, поэтому к составлению оперативного плана пожаротушения следует относиться внимательно.

Ответственный за разработку плана пожаротушения

Согласно закону корректировка плана тушения огня возлагается на специальные подразделения Федеральной противопожарной службы (ФПС), которые охраняют (обслуживают) конкретную организацию.

Документ согласовывается с руководством объекта и утверждается начальником Специального управления ФПС. После этого оперативный план пожаротушения изучается представителями администрации.

Ответственность за разработку документа, его качество и достоверность, налагается на руководителя и назначенного сотрудника.

Чтобы план пожаротушения был разработан качественно и грамотно, можно обратиться в специализированную организацию.

Квалифицированный специалист работает поэтапно:

  • тщательно изучает объект;
  • исследует нормативную литературу, аналитические и другие материалы, раскрывающие тонкости тушения пожаров на подобных объектах;
  • оценивает пожарные риски;
  • проводит экспертизу документов предприятия;
  • прогнозирует вероятные места возникновения наиболее сложных пожаров и варианты их развития;
  • разрабатывает альтернативные методики подавления пожаров.

В составленном плане разработчик обязан описать методы борьбы с возгораниями на конкретном объекте, указать категорию пожарного риска, а также уточнить самые опасные в отношении возникновения пожара участки.

Отчет о проведении по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (план тушения пожара) + раздел организация спасения людей (расстановка пожарных подъемных механизмов)Применяемые автоматические системы пожаротушения не в состоянии обеспечить полную безопасность людей и сохранность материальных ценностей. Чтобы провести грамотную эвакуацию, сохранить и оборудование, и жизни людей, необходимы верные и слаженные действия руководителя предприятия и его сотрудников. Для этого ведется разработка плана пожаротушения. Составление документа предполагает следование определенным и правилам. Самостоятельно выполнить данную работу крайне сложно, процесс чреват образованием ошибок и недочетов.

План пожаротушения — официальный акт, в котором прогнозируется возможное развитие пожара. Разработка документа дает возможность в спокойной обстановке, без паники, проанализировать вероятные события, рассчитать собственные силы с учетом имеющихся средств для борьбы с огнем. Однако, план нельзя просто написать и оставить, он требует обязательного согласования в Генеральном Управлении МЧС РФ, проверке некоторыми должностными лицами региональных органов исполнительной власти.

Регламентирующие нормы прописаны в пункте 2.3 приказа Министерства чрезвычайных ситуаций РФ 156. Общие указания относительно проведения разработки, внешнему виду документа (имеются определенные особенности оформления) и его применении устанавливает письмо МЧС России № 43-956-18.

Кто составляет план

По закону эта обязанность возлагается на собственников объектов. Руководствуясь нормативными документами, человек (сотрудник, в должностную инструкцию которого входят вопросы противопожарной безопасности), составляет план и карточки.

  • Предприятия по добыче, хранению, переработке и перевозке полезных ископаемых (нефти и газа);
  • Производства, на которых технологический процесс предполагает использование химических соединений с повышенным классом опасности;
  • Образовательные учреждения, культурные и медицинские объекты и иные места большого скопления людей (например, торгово-развлекательные центры);
  • Компании, занимающиеся грузо- и пассажирскими перевозками;
  • Предприятия металлургической и машиностроительной отраслей.

Состав плана пожаротушения

Акт включает две части: письменную и графическую. Рассмотрим каждую.

В текстовом разделе описывается объект, его местоположение, размещается инструкция для дежурных команд и план действий для прибывших на место пожара спасателей, для этого описывается схема здания, планировка. Разработка также включает прописанный ход того, как будет распространяться пламя, обычно, в расчет берется самый неблагоприятный исход. Учитываются все опасные факторы, способные повлиять на ситуацию. Основная задача – создать практически пошаговую инструкцию, чтобы тушение пожара проходило максимально эффективно. Такое расписание действий способно помочь спасателям быстро сориентироваться и начать бороться с огнем.

Графическая часть – схема с обозначенными значимыми объектами (их размеры и иные характеристики) для локализации и ликвидации возгорания. Важность предметов определяет специалист, разрабатывающий план пожаротушения. Он оценивает их роль в момент чрезвычайной ситуации.

В состав графической части входят следующие сведения:

  • Наличие пожарных водоемов, их расположение, на каком удалении они находятся от рассматриваемого объекта;
  • Места запасных и основных входов и выходов;
  • Оконные проемы – размер, и где находятся;
  • Поэтажная планировка внутренних помещений;
  • На схеме земельного участка отображаются подъезды для специальной техники.

Готовый документ имеет вид графической схемы. Главное требование, которое предъявляется к данному акту, — это достоверность, легкость в понимании.

Общие требования к оформлению

Разработка плана пожаротушения ведется строго по установленным методикам. В акте всегда присутствуют следующие элементы:

  • Титульный лист;
  • Содержание, когда общий объем документа превышает десять страниц;
  • Основная часть;
  • Приложения и дополнения – обязательный раздел.

Готовый план имеет вид прошитой книги с твердой обложкой, формат листов для текстовой части — А4, для графической – А4 или А3. Все страницы защищаются от механического воздействия и порчи, ведь храниться им предстоит достаточно долго. Акт составляется в двух экземплярах: один хранится в учреждении, второй – в пожарной части.

Оперативный раздел

Особо стоит сказать о приложении «Оперативное тушение пожара», которое представляет собой описание особенностей технической организации процесса борьбы с огнем, разработку специальной тактики для локализации возгорания на конкретном объекте.

Приложение включает:

  • примерное число сил и технического оснащения, требующееся для тушения;
  • конкретные советы для сотрудников предприятия и спасателей. Здесь предлагаются точные методы локализации возгорания относительно специфики объекта, его принадлежности, количества сотрудников. Однако, эти варианты носят рекомендательный характер;
  • категория пожарного риска;
  • перечень опасных участков, требующих повышенного внимания.

Специалистами учитывается статистика, удаленность пожарных частей и другие особенности местности и района, где находится учреждение.

Кроме оперативного раздела у плана имеются иные приложения, в частности «Основные требования по охране труда и технике безопасности». Здесь описываются правила, определяющие работу спасателей в момент чрезвычайной ситуации в конкретной обстановке.

Дополнением к основному документу выступают примерные планы того, как будет развиваться пожар. На составление прогноза влияют окружающие факторы и условия, месторасположение источников воды, расчетные материалы.

Согласование проекта и его стоимость

Да, по закону составлять план пожаротушения – это обязанность владельца объекта. Однако, процесс имеет множество тонкостей, а готовый документ проходит стадии согласования. Учитывая эти моменты, лучше обратиться в специализированную организацию, сотрудники которой разбираются в нюансах сферы пожарной безопасности объектов любой направленности, разработке плана спасения материальных ценностей и путей эвакуации людей.

Сотрудничество предполагает:

  • Изучение объекта;
  • Расчеты всех рисков;
  • Экспертная оценка предоставленной документации. Порой случается, что исходные сведения содержат ошибки.
  • Обобщение прогнозов;
  • Изучение альтернативных способов борьбы с огнем.

Чтобы сопоставить полученные сведения, требуется провести аналитическую работу, проверить документацию, изучить объект. Стоимость завершенного плана пожаротушения в Москве зависит от трудозатрат, которые требуются на его составление. После эксперты сопровождают процесс оценки документа проверяющими органами, в том числе в ГУ МЧС РФ.

Поделиться: