Что такое режим КТО? Особенности введения режима контртеррористической операции. Режимы функционирования рсчс Режим в зоне проведения контртеррористической операции

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    "

    Тема 25 Режим контртеррористической операции

    Вопрос 1. Понятие и правовая основа режима контртеррористической операции

    Статья 11 указанного Закона устанавливает, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно (ст. 12 Закона о противодействии терроризму).

    Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

    В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, председателя Правительства РФ, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, генерального прокурора РФ и при необходимости иных должностных лиц.

    Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

    Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. В ее состав могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Статья 16 Закона о противодействии терроризму вводит особые требования для руководителей контртеррористической операции: при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

    В период режима контртеррористической операции к гражданам могут применяться следующие меры административного принуждения :

    1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях – и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

    6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемичес-ких, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

    Важно заметить, что в отличие от военного и чрезвычайного положения режим контртеррористической операции прямо не упоминается в Конституции РФ, поэтому достаточно актуален вопрос соответствия данного режима положениям Конституции РФ (в первую очередь – ст. 55) и международным стандартам в области ограничения прав граждан.

    Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

    Вопрос 2. Ответственность организаций за причастность к терроризму

    В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277–280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ.

    Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206,208,211,277–280,282.1,282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

    Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Статья 20. 27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

    Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

    ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 20.27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции 1. Неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на

    Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

    Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

    Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

    Статья 10. Управление контртеррористической операцией 1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы

    Из книги Административное право автора Автор неизвестен

    Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов

    Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

    Статья 12. Руководство контртеррористической операцией 1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению

    Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

    Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции 1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Статья 16. Окончание контртеррористической операции 1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической

    Из книги автора

    Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой

    Из книги автора

    Тема 23 Административно-правовой режим чрезвычайного положения Вопрос 1. Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введенияЧрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

    Из книги автора

    Тема 24 Режим военного положения Вопрос 1. Понятие и правовые основы режима военного положенияВ соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с

    Из книги автора

    Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной

    Из книги автора

    Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных

    1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

    1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

    6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

    12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

    4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных

    Предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО) . Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: "контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта."

    На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

    • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
    • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
    • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
    • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
    • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
    • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
    • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
    • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
    • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
    • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
    • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
    • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
    • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

    Практика применения

    23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" , предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.

    Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов "Исламской международной миротворческой бригады" под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.

    4, 8, 13 и 16 сентября 1999 года в нескольких городах России - Буйнакске, Москве, Волгодонске - была осуществлена серия жестоких террористических актов: взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооружённых формирований - в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. По другой версии к организации взрывов домов причастна Федеральная служба безопасности РФ, чьи сотрудники были 22 сентября 1999 года задержаны в Рязани в момент минирования жилого дома.

    18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.

    27 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин категорически отверг возможность встречи президентов России и ЧРИ, о которой с 20 сентября просил Аслан Масхадов .

    Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.

    В результате длительных военных действий республика перешла под контроль российских силовых структур, а президентом Чечни был избран Ахмад Кадыров - отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова .

    Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, "по поручению президента РФ", 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

    Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.

    Режимы функционирования РСЧС

    Существуют три режима функционирования РСЧС:
    1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
    2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
    3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


    Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


    Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
    в режиме повседневной деятельности:
    1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
    2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
    4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
    5. подготовка населения к действиям в ЧС;
    6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
    8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
    10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
    11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


    в режиме повышенной готовности:
    1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
    2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
    3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
    4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
    5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
    6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
    7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
    8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


    в режиме чрезвычайной ситуации:
    1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
    2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
    3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
    4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
    5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
    6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
    7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
    1. локальной - силами и средствами организации;
    2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
    3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
    4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


    При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Финансирование РСЧС

    Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


    Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
    2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
    3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
    4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
    5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
    6. Назовите основные задачи РСЧС.
    7. На каких уровнях действует РСЧС?
    8. Как организован каждый уровень РСЧС?
    9. Назовите координационные органы РСЧС.
    10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
    11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
    12. Что относится к силам и средствам единой системы?
    13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
    14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
    15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
    16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
    17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

    Поделиться: