Что такое правопреемство в международном праве. Правопреемство государств в отношении международных договоров
Международное правопреемство государств представляет собой переход обязанностей и юридических возможностей одной страны к другой. Причинами этого процесса выступает прекращение существования державы или изменение ее территории. Пределы, в рамках которых осуществляется , определяются суверенной волей стран.
Ключевые теории
Правопреемство государств считается одним из древнейших институтов в мировой юридической системе. В науке известно несколько теорий перехода обязанностей и возможностей от одной страны к другой. В частности, существуют концепции:
- Универсального и частичного правопреемства.
- "Чистой доски".
- Правопреемственности и неправопреемственности.
- Континуитета.
Рассмотрим их подробнее.
Особенности концепций
В соответствии с теорией универсального правопреемства, государство является юрлицом, которое состоит из населения, территории, политической организации, обязанностей и прав, переходящих к другой стране. Частичная передача характеризуется следующим. Страна-предшественник сохраняет такие обязанности и юридические возможности, которые не предполагают наличия суверенитета над отторгнутой территорией. Преемник, в свою очередь, не принимает их ни при предоставлении части государства, ни при отделении ее. Согласно теории "чистой доски", новая страна не связана соглашениями предшественницы. Суть концепции правопреемственности предполагает, что юрлицо государства аннулируется в процессе изменения госстроя. Новое лицо принимает обязанности и юридические возможности предшественника так, как будто они являются его собственными. По теории неправопреемственности, к лицу, являющемуся главой государства, переходят только права. Обязанности страны-предшественницы не передаются. По теории континуитета, все соглашения остаются в силе. В этом случае нет необходимости проходить процедуру признания в качестве субъекта мирового права. Достаточно фиксирования факта, что страна является продолжателем предшественника. Например, в 1991 г., 25 декабря, государство-председатель ЕС (Нидерланды на тот момент) опубликовало заявление, которым констатировалось, что Россия является державой, обладающей международными обязанностями и правами бывшего СССР, включая, в том числе, вытекающие из Устава Организации ОН.
Основания для перехода
Правопреемство государств может осуществляться при:
- Социальных революциях.
- Распаде страны на две и более части.
- Слиянии держав при вхождении одной территории в состав другой.
- Определении положений относительно метрополий и создании нового независимого государства.
Мировая жизнь знает немало примеров разъединения и объединения стран. К примеру, по ст. 1 Договора об итоговом урегулировании в Германии 1990 г., в ее состав входят ГДР, ФРГ и весь Берлин. По Соглашению о формировании СНГ от 1991 г., СССР прекратил свое существование в качестве субъекта мировой юридической системы. На его территории в результате возникло 12 независимых стран.
Специфика
Правопреемство государств тесным образом связано с вопросами непрерывности существования и идентичности субъектов мировой системы. Страна-наследник принимает, как правило, все обязанности и юридические возможности предшественника. Нельзя не отметить и тот факт, что тесно связано с современными нормативными институтами. В частности, речь о соглашениях между странами, ответственности, членстве в разных организациях и пр.
Нормативная база
В настоящее время действует два основных документа, в соответствии с которыми осуществляется переход юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В частности, первым является Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении госсобственности, архивов и долгов. Она была принята в 1983 г., 8 апреля. Кроме этого, действует Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Она была принята в 1978 г., 23 августа.
Виды и объекты
В настоящее время может осуществляться правопреемство государств в отношении:
- Договоров .
- Госсобственности.
- Архивов.
- Долгов.
В качестве объектов, соответственно, могут выступать:
Основные положения о правопреемстве государств в отношении соглашений
Они определены в документе от 1978 г. Конвенция о правопреемстве государств устанавливает, в частности, что новая независимая страна может установить свой статус участника многостороннего соглашения, который на момент перехода обязанностей и юридических возможностей находился в силе к территории, выступающей в качестве объекта наследования. Это требование, однако, применяется не во всех случаях. В частности, оно не действует, если из соглашения следует или установлен другим способом факт, что использование этого договора по отношению к новой независимой стране существенным образом изменило бы его условия действия или противоречило бы его целям и предмету. Если участие в многостороннем документе требует согласия остальных сторон, то только при его получении держава может установить свой статус. При этом Венская Конвенция о правопреемстве государств предписывает составление уведомления о "наследовании". Оно оформляется письменно. В уведомлении новое государство может выразить согласие на обязательность только части соглашения или выбрать между теми или иными его положениями, если такая возможность предусматривается в договоре. Документ, выступающий в качестве объекта перехода, будет считаться имеющим силу между новой страной и иным участником, когда стороны явственно договорились об этом или в силу их поведения должны считаться выразившими соответствующую волю.
Госсобственность
Переход имущества страны-предшественницы влечет прекращение ее прав на него. Соответственно, юридические возможности появляются у новой - принимающей собственность - державы. В качестве даты перехода выступает момент правопреемства. Обычно наследование собственности осуществляется без какой-либо компенсации. В соответствии со ст. 14 Конвенции от 1983 г., при передаче части территории другой стране, предоставление госсобственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого документа вопрос может быть решен одним из следующих способов:
- Недвижимость, которая находится на территории страны, переходит к наследнику.
- Движимые объекты, связанные с деятельностью государства-предшественника на территории, выступающей в качестве объекта передачи, получает преемник.
Объединение и разделение
Когда два и более государства соединяются, они образуют одну страну-преемницу. Госсобственность предшественников полностью переходит к новой державе. При разделении государства и прекращении его существования, образовании из его частей нескольких стран-преемниц, недвижимость получает тот участник, на территории которого она располагается. Если же объекты находятся за пределами предшественника, то она переходит ко всем наследникам в равных долях.
Архивы
Они представляют собой комплекс документов любого рода и давности, приобретенных или созданных предшественником в процессе его функционирования, принадлежащих ему на момент преемства в соответствии с его внутренним законодательством и хранившиеся непосредственно под его контролем. В качестве даты перехода архивов выступает момент наследования. Передача документов осуществляется без компенсации. Страна-предшественница обязана предпринять все надлежащие меры по сохранению целостности, предотвращению уничтожения или ущерба архиву, переходящего к преемнику.
Долги
Они включают в себя любые финансовые обязательства страны-предшественницы относительно других государств, международных организаций или иного субъекта мировой юридической системы, возникшие в соответствии с общепринятыми нормами. Переход долга влечет следующие последствия. В первую очередь прекращаются обязательства страны-предшественницы. Соответственно, они возникают у государства-преемника. Переход задолженности не затрагивает юридических возможностей кредиторов.
Гражданство физлиц
Одна из наиболее актуальных проблем в области международного правопреемства - последствия изменения суверенного статуса государства. Ключевые нормы, регламентирующие гражданство, содержатся во внутреннем законодательстве страны. Однако, его достаточно существенно затрагивает и международное право. Советом Европы в 1997 г. был принят документ, положения которого касаются получения и утраты гражданства при переходе юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В сентябре 1996 г. была утверждена Декларация о последствиях правопреемства государств для их населения. Основываясь на этих документах, Комиссия ООН разработала Проект статей, касающихся гражданства. Ключевые положения сводятся к следующему. Любое лицо, имевшее на момент преемства гражданство страны-предшественницы, вне зависимости от способа его получения, имеет право на подданство хотя бы одного из новых государств.
И обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).
Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г . устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.
Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.
Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии . Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы - это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.
Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.
Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.
Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.
Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.
Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.
Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.
Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.
Правопреемство возникает :
- · при распаде федерации;
- · при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
- · при социальных революциях;
- · при распаде колониальной системы.
Объектами правопреемства могут быть:
- § территория;
- § договоры;
- § государственная собственность;
- § государственные архивы;
- § государственные долги;
- § членство в международных организациях.
Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.
Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.
Существуют следующие формы правопреемства :
- - Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);
- - Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);
- - Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).
Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 / далее: Венская конвенция 1983 / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев
- · правопреемство международных договоров;
- · правопреемство государственной собственности;
- · правопреемство государственных архивов;
- · правопреемство государственных долгов.
Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.
Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Греции в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-правопреемник обязано выплачивать долги другим государствам.
Правопреемство возникает:
При распаде федерации;
При других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государств, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
При социальных революциях;
При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:
Территория;
Договоры;
Государственная собственность;
Государственные архивы;
Государственные долги;
Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:
- полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);
- неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей либо только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросу ядерного оружия);
- отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствами по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан, Индия объявила о принятии на себя всех долгов, относящихся к территории Пакистана, хотя оговорила возможность последующих регрессных требований к Пакистану).
Учитывая то, что основными.субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года /далее: Венская конвенция 1978 года/ (Украина присоединилась к данной конвенции 17 сентября 1992 года) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении госу-
дарственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года /далее: Венская конвенция 1983 года/ (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992 года). Эти конвенции в силу пока не вступили, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев.
2. Правопреемство государств в отношении международных
договоров.
Венская конвенция 1978 года регулирует правопре
емство только в отношении договоров, которые заклю
чены в письменной форме, и только лишь между госу
дарствами. В отношении устных договоров и договоров
между государствами и иными субъектами междуна
родного права действуют обычные нормы.
Конвенция закрепляет следующие правила правопреемства в отношении договоров:
а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями;
б) новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта
правопреемства;
в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждния, правопреемник может стать участников договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями, договора).
Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой
территории:
а) договоры, государства-предшественника утрачива- .
б) договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями. Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.
При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.
При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.
О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.
3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
Венской конвенцией 1983 года установлены правила правопреемства в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных
Согласно Конвенции государственная собственность - это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.
Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.
Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила:
а) При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:
Все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
Часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального
управления;
б) При создании нового независимого государства на территории государства предшественника к государству-правопреемнику переходят:
Находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
Архивы, принадлежащие его территории, а также | часть иных архивов, необходимых для нормального f управления.
Государственные долги к правопреемнику не переходят.
в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.
г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:
Находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справд-ливой доле);
Относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для управления ею;
Государственный долг (в справедливой доле).
д) При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к-правопреемникам переходят:
Находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;
Относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;
Государственный долг (в справедливой доле).
4. Правопреемство Украины в связи с прекращением существования СССР
Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Союза ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекращения существования Советского Союза.
Украина в лице своих высших органов власти определила правопреемство в тех случаях, когда в силу международного права это подлежит разрешению односторонним волеизъявлением, а в иных случаях - пу-
тем заключения соответствующих международных соглашений.
Односторонним волеизъявлением установлена непрерывность государства Украины, его территориальное вос-преемство в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ закрепляет существование Украины как суверенной национальной державы в существующих границах, деятельность ее высшего представительного органа, имеющего исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенства Конституции. Здесь же провозглашались установление украинского гражданства, территориальное верховенство республики на всей ее территории, экономическая самостоятельность и право осуществления внешних
сношений.
В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесоюзных алмазном и валютных фондах и золотом запасе, которая создана благодаря усилиям народа Республики.
Дальнейшее развитие эта тенденция получила в Законе Украины от 12 сентября 1991 г. «О правопреемстве». В соответствии с этим Законом:
С момента провозглашения независимости Украины высшим органом государственной власти в Украине являлся ее Верховный Совет;
До принятия новой Конституции Украины действовала Конституция УССР;
Законы и другие акты УССР действовали на территории Украины при условии, если они не противоречили законам Украины, принятым после провозглашения независимости Украины;
Органы государства, сформированные на основе Конституции УССР, действовали до создания органов государства на основе Конституции Украины;
Государственной границей Украины являлась ее
государственная граница в составе СССР по состоянию
на 16 июля 1990 года; v
Украина подтверждала свои обязательства по международным договорам, которые были ратифицированы УССР до провозглашения независимости Украины и провозглашала себя правопреемником прав и обязанностей по договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам Республики;
Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, которые были подписаны после 1 июля 1991 года без согласия Украины;
Все граждане СССР, которые постоянно проживали на момент провозглашения независимости Украины на ее территории, становились гражданами Украины.
При заключении международных договоров по различным аспектам правопреемства Украина исходила из своих национальных интересов.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Вместе с тем каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года государства-правопреемники СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.
Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, согласившись с тем, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией, самостоятельно вступали (кроме Украины и Белоруссии), в ООН, становились Участниками различных международных договорив.
Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 года, Советом глав
государств СНГ 20 марта 1992 года была создана комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (например, Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 года и др.). Украина является участником большинства из этих договоров.
Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. Предметом соглашения являлась вся движимая и недвижимая собственность и инвестиции за пределами территории СССР, которая находилась во владении, пользовании и распоряжении СССР, его органов или иных структур, под его контролем или юрисдикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным согла* шениям СССР и др. Эта собственность делилась в про^ центах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для 1 Российской Федерации). Украина получила 16,37 %. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 % и этим соглашением не рассматривалась.
В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения явилось провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашением предусматривался переход под юрисдикцию государств-участников СНГ государственных архивов и дру-,гих архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Стороны данного Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе заключения специальных двусторонних соглашений архивов, находящихся в распоряжении любого участника путем доступа к ним либо получения копий.
В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекистаном - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.
Литература:
1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. - М., 1983.
2. Признание в современном международном праве /Под ред. Д.И. Фельдмана. - М., 1975.
3. Суверещтет Украши i м!жнародне право /В1дп. ред. В.Н. Денисов, B.I. бвштов. - К., 1995.
4. Тункин Г.И. Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории). - М., 1971.
5. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. - Одесса, 1998.
6. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т.1. Современные теоретические проблемы. - М., 1999.