Что такое правопреемство в международном праве. Правопреемство государств в отношении международных договоров

Международное правопреемство государств представляет собой переход обязанностей и юридических возможностей одной страны к другой. Причинами этого процесса выступает прекращение существования державы или изменение ее территории. Пределы, в рамках которых осуществляется , определяются суверенной волей стран.

Ключевые теории

Правопреемство государств считается одним из древнейших институтов в мировой юридической системе. В науке известно несколько теорий перехода обязанностей и возможностей от одной страны к другой. В частности, существуют концепции:

  1. Универсального и частичного правопреемства.
  2. "Чистой доски".
  3. Правопреемственности и неправопреемственности.
  4. Континуитета.

Рассмотрим их подробнее.

Особенности концепций

В соответствии с теорией универсального правопреемства, государство является юрлицом, которое состоит из населения, территории, политической организации, обязанностей и прав, переходящих к другой стране. Частичная передача характеризуется следующим. Страна-предшественник сохраняет такие обязанности и юридические возможности, которые не предполагают наличия суверенитета над отторгнутой территорией. Преемник, в свою очередь, не принимает их ни при предоставлении части государства, ни при отделении ее. Согласно теории "чистой доски", новая страна не связана соглашениями предшественницы. Суть концепции правопреемственности предполагает, что юрлицо государства аннулируется в процессе изменения госстроя. Новое лицо принимает обязанности и юридические возможности предшественника так, как будто они являются его собственными. По теории неправопреемственности, к лицу, являющемуся главой государства, переходят только права. Обязанности страны-предшественницы не передаются. По теории континуитета, все соглашения остаются в силе. В этом случае нет необходимости проходить процедуру признания в качестве субъекта мирового права. Достаточно фиксирования факта, что страна является продолжателем предшественника. Например, в 1991 г., 25 декабря, государство-председатель ЕС (Нидерланды на тот момент) опубликовало заявление, которым констатировалось, что Россия является державой, обладающей международными обязанностями и правами бывшего СССР, включая, в том числе, вытекающие из Устава Организации ОН.

Основания для перехода

Правопреемство государств может осуществляться при:

  1. Социальных революциях.
  2. Распаде страны на две и более части.
  3. Слиянии держав при вхождении одной территории в состав другой.
  4. Определении положений относительно метрополий и создании нового независимого государства.

Мировая жизнь знает немало примеров разъединения и объединения стран. К примеру, по ст. 1 Договора об итоговом урегулировании в Германии 1990 г., в ее состав входят ГДР, ФРГ и весь Берлин. По Соглашению о формировании СНГ от 1991 г., СССР прекратил свое существование в качестве субъекта мировой юридической системы. На его территории в результате возникло 12 независимых стран.

Специфика

Правопреемство государств тесным образом связано с вопросами непрерывности существования и идентичности субъектов мировой системы. Страна-наследник принимает, как правило, все обязанности и юридические возможности предшественника. Нельзя не отметить и тот факт, что тесно связано с современными нормативными институтами. В частности, речь о соглашениях между странами, ответственности, членстве в разных организациях и пр.

Нормативная база

В настоящее время действует два основных документа, в соответствии с которыми осуществляется переход юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В частности, первым является Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении госсобственности, архивов и долгов. Она была принята в 1983 г., 8 апреля. Кроме этого, действует Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Она была принята в 1978 г., 23 августа.

Виды и объекты

В настоящее время может осуществляться правопреемство государств в отношении:

  1. Договоров .
  2. Госсобственности.
  3. Архивов.
  4. Долгов.

В качестве объектов, соответственно, могут выступать:


Основные положения о правопреемстве государств в отношении соглашений

Они определены в документе от 1978 г. Конвенция о правопреемстве государств устанавливает, в частности, что новая независимая страна может установить свой статус участника многостороннего соглашения, который на момент перехода обязанностей и юридических возможностей находился в силе к территории, выступающей в качестве объекта наследования. Это требование, однако, применяется не во всех случаях. В частности, оно не действует, если из соглашения следует или установлен другим способом факт, что использование этого договора по отношению к новой независимой стране существенным образом изменило бы его условия действия или противоречило бы его целям и предмету. Если участие в многостороннем документе требует согласия остальных сторон, то только при его получении держава может установить свой статус. При этом Венская Конвенция о правопреемстве государств предписывает составление уведомления о "наследовании". Оно оформляется письменно. В уведомлении новое государство может выразить согласие на обязательность только части соглашения или выбрать между теми или иными его положениями, если такая возможность предусматривается в договоре. Документ, выступающий в качестве объекта перехода, будет считаться имеющим силу между новой страной и иным участником, когда стороны явственно договорились об этом или в силу их поведения должны считаться выразившими соответствующую волю.

Госсобственность

Переход имущества страны-предшественницы влечет прекращение ее прав на него. Соответственно, юридические возможности появляются у новой - принимающей собственность - державы. В качестве даты перехода выступает момент правопреемства. Обычно наследование собственности осуществляется без какой-либо компенсации. В соответствии со ст. 14 Конвенции от 1983 г., при передаче части территории другой стране, предоставление госсобственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого документа вопрос может быть решен одним из следующих способов:

  1. Недвижимость, которая находится на территории страны, переходит к наследнику.
  2. Движимые объекты, связанные с деятельностью государства-предшественника на территории, выступающей в качестве объекта передачи, получает преемник.

Объединение и разделение

Когда два и более государства соединяются, они образуют одну страну-преемницу. Госсобственность предшественников полностью переходит к новой державе. При разделении государства и прекращении его существования, образовании из его частей нескольких стран-преемниц, недвижимость получает тот участник, на территории которого она располагается. Если же объекты находятся за пределами предшественника, то она переходит ко всем наследникам в равных долях.

Архивы

Они представляют собой комплекс документов любого рода и давности, приобретенных или созданных предшественником в процессе его функционирования, принадлежащих ему на момент преемства в соответствии с его внутренним законодательством и хранившиеся непосредственно под его контролем. В качестве даты перехода архивов выступает момент наследования. Передача документов осуществляется без компенсации. Страна-предшественница обязана предпринять все надлежащие меры по сохранению целостности, предотвращению уничтожения или ущерба архиву, переходящего к преемнику.

Долги

Они включают в себя любые финансовые обязательства страны-предшественницы относительно других государств, международных организаций или иного субъекта мировой юридической системы, возникшие в соответствии с общепринятыми нормами. Переход долга влечет следующие последствия. В первую очередь прекращаются обязательства страны-предшественницы. Соответственно, они возникают у государства-преемника. Переход задолженности не затрагивает юридических возможностей кредиторов.

Гражданство физлиц

Одна из наиболее актуальных проблем в области международного правопреемства - последствия изменения суверенного статуса государства. Ключевые нормы, регламентирующие гражданство, содержатся во внутреннем законодательстве страны. Однако, его достаточно существенно затрагивает и международное право. Советом Европы в 1997 г. был принят документ, положения которого касаются получения и утраты гражданства при переходе юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В сентябре 1996 г. была утверждена Декларация о последствиях правопреемства государств для их населения. Основываясь на этих документах, Комиссия ООН разработала Проект статей, касающихся гражданства. Ключевые положения сводятся к следующему. Любое лицо, имевшее на момент преемства гражданство страны-предшественницы, вне зависимости от способа его получения, имеет право на подданство хотя бы одного из новых государств.

И обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г . устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.

Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии . Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы - это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.


Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

Правопреемство возникает :

  • · при распаде федерации;
  • · при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
  • · при социальных революциях;
  • · при распаде колониальной системы.

Объектами правопреемства могут быть:

  • § территория;
  • § договоры;
  • § государственная собственность;
  • § государственные архивы;
  • § государственные долги;
  • § членство в международных организациях.

Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.

Существуют следующие формы правопреемства :

  • - Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);
  • - Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);
  • - Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).

Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 / далее: Венская конвенция 1983 / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев

  • · правопреемство международных договоров;
  • · правопреемство государственной собственности;
  • · правопреемство государственных архивов;
  • · правопреемство государственных долгов.

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта меж­дународного права (правопредшественника) к друго­му (правопреемнику) вследствие возникновения или прекращения существования государства либо измене­ния его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших ин­ститутов международного права. Гуго Греции в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полно­го правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-правопреемник обя­зано выплачивать долги другим государствам.

Правопреемство возникает:

При распаде федерации;

При других территориальных изменениях (распа­де государства на два и более государств, слиянии госу­дарств или вхождении территории одного государства в состав другого);

При социальных революциях;


При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:

Территория;

Договоры;

Государственная собственность;

Государственные архивы;

Государственные долги;

Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:

- полное - универсальное - когда к правопреем­нику переходят все права и обязанности правопредше­ственника (например, Украина является полным пра­вопреемником УССР);

- неполное (частичное) - когда к правопреемни­ку переходит часть прав и обязанностей либо только права или обязанности (например, Украина является час­тичным правопреемником СССР по вопросу ядерного оружия);

- отсутствие правопреемства (tabula rasa - чис­тая доска) - когда новый субъект международного пра­ва отказывается от всех прав и обязанностей правопред­шественника, в том числе не связывает себя его обяза­тельствами по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан, Индия объявила о принятии на себя всех долгов, отно­сящихся к территории Пакистана, хотя оговорила воз­можность последующих регрессных требований к Па­кистану).

Учитывая то, что основными.субъектами международ­ного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоя­щее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Вен­ской конвенции о правопреемстве государств в отноше­нии договоров от 23 августа 1978 года /далее: Венская конвенция 1978 года/ (Украина присоединилась к дан­ной конвенции 17 сентября 1992 года) и Венской кон­венции о правопреемстве государств в отношении госу-


дарственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года /далее: Венская конвенция 1983 года/ (Украина присоедини­лась к данной конвенции 17 ноября 1992 года). Эти кон­венции в силу пока не вступили, поэтому их нормы при­меняются в качестве международных обычаев.

2. Правопреемство государств в отношении международных

договоров.
Венская конвенция 1978 года регулирует правопре­
емство только в отношении договоров, которые заклю­
чены в письменной форме, и только лишь между госу­
дарствами. В отношении устных договоров и договоров
между государствами и иными субъектами междуна­
родного права действуют обычные нормы.

Конвенция закрепляет следующие правила правопре­емства в отношении договоров:

а) в случае создания в результате деколонизации но­вого независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими державами-мет­рополиями;



б) новое независимое государство не обязано сохра­нять какой-либо договор или становиться его участни­ком только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта

правопреемства;

в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для терри­тории правопреемства, путем уведомления о правопреем­стве. Если до момента правопреемства государство-пред­шественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждния, правопреемник может стать участников договора, ратифицировав, приняв или утвер­див его (кроме случаев несовместимости участия право­преемника с объектами и целями, договора).


Если часть территории государства становится ча­стью территории другого государства, в отношении этой

территории:

а) договоры, государства-предшественника утрачива- .

б) договоры государства-правопреемника приобрета­ют силу, кроме случаев, когда применение этих догово­ров было бы несовместимым с их объектами и целями. Находящийся в силе двусторонний договор в отно­шении территории - объекта правопреемства считает­ся действующим и для государства-правопреемника, ес­ли новое государство договорилось об этом с контраген­том или это следует из его поведения.

При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к пра­вопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уве­домления депозитарию договора и/или его участникам.

3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

Венской конвенцией 1983 года установлены прави­ла правопреемства в отношении государственной собст­венности, государственных архивов и государственных

Согласно Конвенции государственная собствен­ность - это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, со­гласно внутреннему праву государства-предшественни­ка, этому государству.


Государственные архивы представляют собой сово­купность документов любых давности и рода, произве­денных или приобретенных государством-предшествен­ником в ходе его деятельности, принадлежащих госу­дарству на момент правопреемства согласно его внут­реннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое фи­нансовое обязательство государства в отношении дру­гого государства, международной организации или лю­бого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход собственности, архивов и долгов при право­преемстве регулируется соглашениями между государ­ством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следую­щие правила:

а) При передаче части территории государства дру­гому государству к правопреемнику переходят:

Все недвижимое имущество, находящееся на соот­ветствующей территории, а также движимое имущест­во, связанное с деятельностью государства на данной тер­ритории;

Часть архивов, которая относится к соответствую­щей территории и необходима для ее нормального

управления;

б) При создании нового независимого государства на территории государства предшественника к государст­ву-правопреемнику переходят:

Находящееся на его территории недвижимое иму­щество, а также недвижимость, принадлежащая госу­дарству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имуще­ство, находящееся на территории государства-предше­ственника;

Архивы, принадлежащие его территории, а также | часть иных архивов, необходимых для нормального f управления.


Государственные долги к правопреемнику не пере­ходят.

в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность госу­дарств-предшественников, их архивы и долги.

г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

Находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое иму­щество и часть иного движимого имущества (в справд-ливой доле);

Относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для управления ею;

Государственный долг (в справедливой доле).

д) При разделении государства, когда части террито­рии образуют два или несколько государств-правопре­емников, к-правопреемникам переходят:

Находящееся на их территории недвижимое иму­щество, а также относящаяся к ней движимая собст­венность;

Относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное от­ношение к ней;

Государственный долг (в справедливой доле).

4. Правопреемство Украины в связи с прекращением существования СССР

Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Сою­за ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекраще­ния существования Советского Союза.

Украина в лице своих высших органов власти опре­делила правопреемство в тех случаях, когда в силу ме­ждународного права это подлежит разрешению одно­сторонним волеизъявлением, а в иных случаях - пу-


тем заключения соответствующих международных со­глашений.

Односторонним волеизъявлением установлена непре­рывность государства Украины, его территориальное вос-преемство в Декларации о государственном суверени­тете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ за­крепляет существование Украины как суверенной национальной державы в существующих границах, дея­тельность ее высшего представительного органа, имею­щего исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенст­ва Конституции. Здесь же провозглашались установле­ние украинского гражданства, территориальное верхо­венство республики на всей ее территории, экономиче­ская самостоятельность и право осуществления внешних

сношений.

В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесо­юзных алмазном и валютных фондах и золотом запа­се, которая создана благодаря усилиям народа Респуб­лики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в За­коне Украины от 12 сентября 1991 г. «О правопреемст­ве». В соответствии с этим Законом:

С момента провозглашения независимости Украи­ны высшим органом государственной власти в Украи­не являлся ее Верховный Совет;

До принятия новой Конституции Украины дейст­вовала Конституция УССР;

Законы и другие акты УССР действовали на тер­ритории Украины при условии, если они не противоре­чили законам Украины, принятым после провозглаше­ния независимости Украины;

Органы государства, сформированные на основе Конституции УССР, действовали до создания органов государства на основе Конституции Украины;

Государственной границей Украины являлась ее
государственная граница в составе СССР по состоянию
на 16 июля 1990 года; v


Украина подтверждала свои обязательства по ме­ждународным договорам, которые были ратифициро­ваны УССР до провозглашения независимости Украи­ны и провозглашала себя правопреемником прав и обя­занностей по договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам Республики;

Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, которые были подписаны после 1 ию­ля 1991 года без согласия Украины;

Все граждане СССР, которые постоянно проживали на момент провозглашения независимости Украины на ее территории, становились гражданами Украины.

При заключении международных договоров по раз­личным аспектам правопреемства Украина исходила из своих национальных интересов.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению междуна­родных обязательств, вытекающих из договоров и со­глашений бывшего СССР. Вместе с тем каждое госу­дарство СНГ имело право подтвердить действие для се­бя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обо­роны 1972 года государства-правопреемники СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих дого­ворах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, со­гласившись с тем, чтобы членство СССР в ООН было про­должено Российской Федерацией, самостоятельно вступа­ли (кроме Украины и Белоруссии), в ООН, становились Участниками различных международных договорив.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопре­емства в отношении договоров бывшего СССР, пред­ставляющих взаимный интерес 1992 года, Советом глав


государств СНГ 20 марта 1992 года была создана ко­миссия по правопреемству в отношении договоров, пред­ставляющих взаимный интерес, государственной собст­венности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рам­ках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (на­пример, Договор о правопреемстве в отношении бывше­го государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о соб­ственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-уча­стников СНГ о международных обязательствах в облас­ти прав человека и основных свобод 1993 года и др.). Украина является участником большинства из этих до­говоров.

Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Рос­сийской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распре­делении всей собственности бывшего Союза ССР за ру­бежом. Предметом соглашения являлась вся движи­мая и недвижимая собственность и инвестиции за пре­делами территории СССР, которая находилась во владении, пользовании и распоряжении СССР, его орга­нов или иных структур, под его контролем или юрис­дикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и кон­сульскими представительствами СССР; инфраструкту­ры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юриди­ческих лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; при­быль от выполнения работ по международным согла* шениям СССР и др. Эта собственность делилась в про^ центах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для 1 Российской Федерации). Украина получила 16,37 %. Со­вокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии соста­вила 4,77 % и этим соглашением не рассматривалась.


В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о пра­вопреемстве в отношении государственных архивов быв­шего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения явилось провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашени­ем предусматривался переход под юрисдикцию госу­дарств-участников СНГ государственных архивов и дру-,гих архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящие­ся на их территории. Стороны данного Соглашения име­ют право на возвращение тех фондов, которые образо­вались на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе за­ключения специальных двусторонних соглашений архи­вов, находящихся в распоряжении любого участника пу­тем доступа к ним либо получения копий.

В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азер­байджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдави­ей, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекиста­ном - с другой, об урегулировании вопросов правопре­емства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Литература:

1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся госу­дарств. - М., 1983.

2. Признание в современном международном праве /Под ред. Д.И. Фельдмана. - М., 1975.

3. Суверещтет Украши i м!жнародне право /В1дп. ред. В.Н. Денисов, B.I. бвштов. - К., 1995.

4. Тункин Г.И. Международная правосубъектность (неко­торые вопросы теории). - М., 1971.

5. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. - Одесса, 1998.

6. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т.1. Современные теоретические проблемы. - М., 1999.

Поделиться: