Списание алкоголя при окончании лицензии. Что делать с остатками алкогольной продукции, если лицензия закончилась? Блокируется ли егаис при окончании срока лицензии

У организации, которая занималась розничной торговлей алкогольной продукцией закончился срок действия лицензии. Больше продливать лицензию организация не будет. Что делать с остатками алкоголя? Поставщики отказываются от возврата.Можем ли мы списать остатки и как это правильно оформить документально?

Да, в данном случае можно списать остатки алкоголя, более того это сделать необходимо. Это связано с тем, что, если у организации есть алкоголь, но нет лицензии, она может быть оштрафована за незаконное хранение такой продукции.

Остатки можно вернуть поставщику или, если это невозможно, утилизировать и списать с учета. При утилизации, организация списывает остаток алкоголя в бухучете. Руководитель составляет приказ о списании продукции. Далее составляется акт о порче товарно-материальных ценностей. Его можно составить по форме № ТОРГ-15. Так как товары подлежат уничтожению, то составляется акт об уничтожении. Уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров, к которым относится алкогольная продукция, оформляется актом о списании товаров по форме № ТОРГ-16, который составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Отражение расходов на утилизацию стоимости алкогольной продукции при расчете налога на прибыль скорее всего вызовет разногласия с проверяющими.

Обоснование

Из статьи журнала «Учет в торговле», № 7, июль 2010
Просроченные продукты нужно списать

Оформите документы

Чаще всего просроченные товары обнаруживают в ходе инвентаризации. Поэтому изначально они отражаются в унифицированных документах, используемых для оформления результатов инвентаризации:
– в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
– в сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных запасов (форма № ИНВ-19).

Далее для списания или уценки товаров с уже истекшим или с истекающим сроком годности в торговых организациях составляется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-15 . Данный акт оформляется и подписывается членами специально созданной комиссии, которая может действовать на постоянной основе либо по мере необходимости.

Организации, занимающиеся продажей продуктов питания, а также иных товаров, сроки годности которых истекают достаточно быстро, должны с особой тщательностью отслеживать сроки годности имеющихся товаров. Для этих целей можно использовать данные оперативного учета, а документировать процедуру проверки сроков годности и выявляемых просроченных или близких к истечению срока годности товаров можно внутренними документами, разрабатываемыми самостоятельно. Их формы следует утвердить в учетной политике.

При обнаружении просроченных товаров составляется тот же акт формы № ТОРГ-15 .

Последующее документальное оформление зависит от того, будут товары утилизированы или уничтожены.

Если товары утилизируются

В том случае, если организация планирует перепродать просроченные товары по пониженным ценам для использования не по прямому назначению (например, для переработки, для использования в качестве корма для животных и т. д.), то после проведения необходимых экспертиз в органах Роспотребнадзора и Россельхознадзора их реализация будет отражаться в общепринятом порядке.

Установление пониженной цены в связи с утилизацией лучше всего оформлять приказом руководителя. Он составляется в произвольной форме. Главное, указать причины понижения цены. Наличие такого документа позволит избежать претензий налоговых органов. Ведь даже если она уменьшится более чем на 20 процентов по сравнению с обычной ценой реализации непросроченных товаров, у организации будет доказательство обоснованности такого снижения. А значит, именно эта пониженная цена и станет рассматриваться в качестве цены реализации, формирующей выручку, и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Если товары подлежат уничтожению

В этом случае нужно составлять акты об уничтожении .

Причем иногда эти акты должны подписываться не только комиссией и организацией, ответственной за уничтожение, но и представителями Роспотребнадзора. Так, уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров оформляется актом о списании товаров по форме № ТОРГ-16 , который составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации (а в случае необходимости к уничтожению товаров привлекаются представители санитарного или иного надзора). Если же, например, уничтожаются просроченные лекарства, нужно составлять акт в порядке, предусмотренном пунктом 9 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств.

В письме Минфина России от 7 мая 2010 г. № 03-03-06/1/315 высказано мнение, что затраты на приобретение и ликвидацию просроченных товаров не связаны с получением доходов от предпринимательской деятельности. Следовательно, они не включаются в состав налоговых расходов.

Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ

Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии

«5. В течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона».

Информация Росалкогольрегулирования

Ответы на вопросы, раздел «Декларирование»

Вопрос: Не урегулированы правила представления деклараций в переходный период: возникает ли обязанность представления деклараций организациями, действие лицензий которых закончилось до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 815?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. При этом при окончании срока действия лицензии последним отчетным периодом будет признан квартал, на который приходится окончание срока действия лицензии.

  • Скачайте формы
Должны ли предприятия, занимающиеся продажей алкоголя в рамках оказания услуг общепита, получить новую лицензию в свете произошедших законодательных изменений?

С 31.03.2017 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абз. 4 п. 4 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ). В связи с этим Минфин в Письме от 20.02.2017 № 03 14 18/9679 указал: розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общепита являются раз-ными видами деятельности. Означает ли это, что организации, обладающие правом осуществления обоих видов деятельности на основании ранее выданной лицензии, должны получить новые лицензии? Можно ли продлить или переоформить старую лицензию?

Нужна ли новая лицензия?

Итак, по новым правилам, если одна и та же организация осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, допустим, через магазин и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, например, в ресторане, она должна иметь две «алкогольные» лицензии. При этом права, возникающие у владельцев таких лицензий, различаются (см. п. 4 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ).

Права, возникающие у организации-лицензиата

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

Осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки

Хранение закупленной алкогольной продукции

Хранение закупленной алкогольной продукции, в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке)

Реализация закупленной алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи

Использование алкогольной продукции для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции

Отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив

В статье 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ зафиксирован переходный момент.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе в условиях выездного обслуживания, вправе осуществлять указанную деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которая выдана до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до окончания срока ее действия.

Читайте также

  • Алкоголь в мини-баре гостиничного номера
  • «Алкогольная» лицензия: учет госпошлины
  • При продаже пива чек обязателен
  • И снова про остатки алкоголя в ЕГАИС
  • Запретный алкоголь при оказании услуг общепита

Указанный закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу 04.07.2016. В то же время норма о наличии разных лицензий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкоголя в рамках оказания услуг общепита заработала 31.03.2017. В связи с этим считаем, что положения ст. 7 Федерального закона № 261-ФЗ нужно трактовать так. При оказании услуг общепита можно заниматься розничной продажей алкогольной продукции на основании лицензии на розничную продажу алкоголя, выданной до 31.03.2017, до окончания срока действия названной лицензии. Поэтому, пока не подошел срок окончания действия ранее выданной лицензии, получать новые лицензии не нужно.

О продлении старой лицензии.

Соответственно, продлить ранее выданную лицензию можно только в том случае, если заявление о продлении подано в лицензирующий орган до 31.03.2017. Как и прежде, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общепита, выдают органы исполнительной власти субъектов РФ, если только соответствующие полномочия не переданы субъектом РФ органам местного самоуправления.

Напомним, согласно п. 17 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. При этом срок действия лицензии может быть продлен на срок, не превышающий пяти лет, по просьбе лицензиата, который представляет в лицензирующий орган в письменной форме соответствующее заявление (подается не ранее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия лицензии). Лицензия продлевается при условии уплаты государственной пошлины (составляет 65 000 руб. за каждый год продления срока действия лицензии – абз. 24 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов (лицензирующий орган делает межведомственный запрос в налоговый орган).(Более подробную информацию о порядке продления срока действия лицензии можно найти в статье А. Г. Снегирева «Перепланировка закусочной как основание для потери лицензии», № 10, 2016.)

Предположим, организация представила до 31.03.2017 в лицензирующий орган заявление о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в которой указаны обособленные подразделения, осуществляющие как розничную продажу алкогольной продукции, так и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания («двойная» лицензия). В этом случае, как указал Минфин в Письме от 20.03.2017 № 03 14 17/15653, срок действия «двойной» лицензии продлевается путем выдачи отдельных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общепита. Добавим: речь идет о ситуации, когда лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия лицензии после 31.03.2017.

О переоформлении старой лицензии.

Причиной для переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может стать одно из следующих обстоятельств:

  • изменение наименования лицензиата (если данное изменение связано с реорганизацией организации, переоформление лицензии осуществляется в порядке, для ее получения);
  • изменение места нахождения лицензиата или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений;
  • окончание срока аренды складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • изменение иных обозначенных в лицензии сведений;
  • утрата лицензии.

В силу п. 12 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ при указанных обстоятельствах (за исключением реорганизации) переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих случившиеся изменения или утрату лицензии. За переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 руб. (абз. 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер сбора не изменяется (не удваивается), если в лицензии, выданной до 31.03.2017, указаны и места осуществления розничной продажи алкогольной продукции, и места розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Период, в течение которого заявление о переоформлении лицензии должно быть представлено в лицензирующий орган, – 30 календарных дней со дня возникновения соответствующего обстоятельства. При этом до переоформления лицензии деятельность можно продолжать осуществлять, но не более трех месяцев с момента возникновения причины для переоформления разрешающего документа.

В случаях, предусмотренных п. 12, лицензия переоформляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата в лицензирующий орган ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты).

Опять предположим, организация после 31.03.2017 представила в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкоголя, в которой названы обособленные подразделения, осуществляющие как розничную продажу алкогольной продукции, так и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Тогда переоформление «двойной» лицензии должно быть произведено также путем выдачи отдельных лицензий: на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общепита (Письмо Минфина РФ № 03 14 17/15653).

С 31.03.2017 розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общепита – это не один вид лицензируемой деятельности, а два разных вида деятельности. Поэтому, если организация занимается и тем, и другим видом деятельности, она должна получить две лицензии. В то же время при наличии действующей ранее выданной лицензии спешить получать новые лицензии не нужно, пока не закончится срок действия старой лицензии. Причем стоит отметить, что организации, подавшие заявление о продлении срока действия «двойной» лицензии до указанной даты, должны получить от лицензирующего органа уже две отдельные лицензии: на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Таким же образом разрешится ситуация в случае переоформления «двойной» лицензии после 31.03.2017.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

лицензии общепит обособленное подразделение

Как лучше поступить: сделать перемещение на другое подразделение, продолжить продажи или вернуть продукцию, начав закупки с нуля? - Рассказывает руководитель юридической службы СКБ Контур Селиванова Кристина.

В прошлой новости мы рассказали, как правильно задекларировать слабоалкогольные напитки. Сегодня продолжаем отвечать на самые сложные вопросы в рамках розничной продажи алкогольной продукции.

Ситуация. У организации заканчивается лицензия на розничную продажу алкогольной продукции 12.09.2013. Открыто обособленное подразделение с другим КПП (без отдельного баланса и р/с), на него оформлена новая лицензия, которая начала действовать с 24.08.2013.

  1. Имеет ли компания право продавать остатки алкогольной продукции по новой лицензии? Или же необходимо вернуть продукцию поставщикам и начать закупки с нуля на новую лицензию?
  2. Можно ли сделать перемещение на подразделение с новой лицензией до истечения срока старой и продолжить продавать этот алкоголь?

Отвечает юрисконсульт компании СКБ Контур.

Хотите без проблем формировать отчетность и отправлять ее за пару кликов? Воспользуйтесь комплексным решением «Розничная алкогольная отчетность », которая упростит вашу работу в отчетный период.

Вопрос: Как заполняется пункт 12 «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» раздела «А» справки к товарно-транспортной накладной, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 (далее- Справка к ТТН), и позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» раздела «Б» справки, прилагаемой к таможенной декларации, утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 (далее- Справка к ТД)?

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 3 Правил заполнения Справки к ТТН, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, пункт 12 раздела «А» «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Справки к ТТН, заполняется организацией или сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим производство продукции на территории Российской Федерации, при отгрузке продукции. Заполнение пункта 12 раздела «А» Справки к ТТН организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, Правилами Справки к ТТН не предусмотрено. 2. В соответствии с правилами заполнения Справки к ТД, утвержденными Постановлением № 872, при помещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны юридическое или физическое лицо, которое декларирует товар либо от имени которого декларируется товар, заполняет раздел «А» Справки, а также левую часть раздела «Б» Справки.
При этом позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС» левой части раздела «Б» Справки к ТД заполняется организацией - импортером при оприходовании ввезенной продукции на складе, и должна содержать номер и дату подтверждения фиксации в ЕГАИС документа, на основании которого осуществляется ввоз продукции на территорию Российской Федерации.
При каждой последующей оптовой реализации, в левой части раздела «Б» Справки к ТД позиция «Номер и дата подтверждения фиксации в ЕГАИС» не заполняется.
В правой части раздела «Б» Справки к ТД данная позиция не заполняется.

Вопрос: Приостановили лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, в связи с несоответствием адреса. Как быть если не успеваем выполнить предписание в срок? Как нам можно продлить срок для выполнения предписания?

Ответ: По вопросу о порядке продления срока выполнения организациями предписаний Росалкогольрегулирования. В случае если для организации в установленный в предписании срок для устранения нарушений условий действия лицензии не представляется возможным устранить указанные нарушения, необходимо представить в Росалкогольрегулирование заявление (до истечения указанного в предписании срока его исполнения) о продлении срока выполнения данного предписания с указанием даты его выполнения, а также обоснования причин, по которым организация просит продлить срок выполнения предписаний до указанной даты, с приложением подтверждающих документов.

Вопрос: В случае принятия Росалкогольрегулированием решения об отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции каков дальнейший порядок реализации оставшейся продукции?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон) действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации. На основании пункта 5 статьи 20 Закона в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона.

Вопрос: В каких случаях необходимо наличие копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа, заверенных подписью руководителя организации и ее печатью, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.?

Ответ: Пункт 7 статьи 9 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ устанавливает, что закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) осуществляются при условии представления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах извещения об уплате авансового платежа акциза или извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. Таким образом, требование о наличии у покупателей этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) вышеназванных извещений является обязательным только при реализации указанного спирта организациям, на которые нормами Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплаты авансового платежа акциза.

Вопрос: Обязаны ли лицензиаты направлять декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции в адрес субъектов Российской Федерации или только в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган федеральный исполнительной власти?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. (в редакции от 18.07.2011 г.) № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон 171-ФЗ) приём деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 января 2012 г. организации розничной торговли направляют декларации об объёме розничной продажи алкогольной продукции в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть в Росалкогольрегулирование. Согласно статье 14 Федерального закона 171-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти, который передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

Вопрос: Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии организация имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной продукции иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Все указанные операции осуществляются под контролем лицензирующего органа. Каков механизм осуществления данного контроля, учитывая, что система ЕГАИС заблокирована в связи с прекращением действия лицензии? Согласно действующему законодательству допускается хранение этилового спирта на предприятии-производителе. Какие действия организации необходимо осуществить с остатками этилового спирта по истечении двух месяцев после прекращения действия лицензии?

Ответ: В соответствии с подпунктом «д» пункта 18 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ в пункт 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, перечень которых установлен статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ. На основании изложенного, в целях осуществления контроля за реализацией остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациям в течение десяти дней после истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, необходимо направить в территориальный орган Росалкогольрегулирования заверенные копии сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, а также информацию об остатках этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на дату истечения указанного срока.

Вопрос: С какой даты вступает в силу запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ночное время (с 23 часов до 8 часов)?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ требования абзаца первого пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ до 1 января 2013 года не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.

Вопрос: Существуют ли в настоящее время запреты на продажу пива?

Ответ: Федеральным законом № 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона № 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа: - в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; - в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; - на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; - на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; - на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; - несовершеннолетним; - без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести возврат алкогольной продукции поставщику. Если возврат оформить как обратную реализацию – происходит оптовая продажа алкогольной продукции. При этом необходима соответствующая лицензия, которой нет у розничной организации. Как в этом случае возвратить алкогольную продукцию поставщику?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно статье 2 Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. Частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом норма части 4 статьи 14.17 КоАП РФ в части, касающейся административной ответственности за осуществление поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами ГК РФ. В этой связи возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Из этого следует, что возврат алкогольной продукции, полученной по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в соответствии с взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона и части 4 статьи 14.17 КоАП РФ не может квалифицироваться как поставка алкогольной продукции без соответствующей лицензии и не влечет применения соответствующего административного наказания. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором без получения иной лицензии. Кроме того, согласно части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции помимо документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона, должен сопровождаться документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132: - актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 – в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 – в отношении продукции импортного производства); - товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12).

Вопрос: На складе осталась слабоалкогольная продукция, срок годности истекает в конце июля 2011 г. какова процедура утилизации слабоалкогольной продукции? нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации слабоалкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована. При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение) в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Вопрос: Предприятие получило новую лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Можно ли принять возврат алкогольной продукции от покупателя, которая была отгружена по предыдущей (уже не действующей) нашей лицензии?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, получение возврата алкогольной продукции при наличии новой лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Вопрос: Федеральным законом установлен запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Распространяется ли действие вышеуказанного запрета на розничную продажу пива?

Ответ: Федеральным законом № 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона № 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков. До внесения указанных изменений в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ особо оговаривалось, что нормы Федерального закона № 171-ФЗ не применяются к деятельности по производству и обороту пива, поскольку пиво по всем признакам подпадает под определение, установленное подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2012 года), согласно которому алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Таким образом, согласно прежней редакции Федерального закона № 171-ФЗ пиво признавалось алкогольной продукцией, в противном случае такое изъятие не имело бы правового смысла, что соответствует определению пищевых продуктов, установленному статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которому пиво относится к алкогольной продукции. Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона № 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако до 22 июля 2011 года (дня официального опубликования Федерального закона № 218-ФЗ) на деятельность по их производству и обороту не распространялись ограничения, установленные Федеральным законом № 171-ФЗ. Следовательно, после отмены Федеральным законом № 218-ФЗ вышеупомянутого изъятия, на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции по общему правилу распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона № 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.

Вопрос: Федеральным законом не установлен порядок снятия остатков алкогольной продукции в случае прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, при этом установлена обязанность лицензирующего органа произвести снятие остатков. Каким нормативным правовым актом должен руководствоваться лицензирующий орган при снятии остатков алкогольной продукции?

Ответ: Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при этом исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено. Необходимо также отметить, что формулировка "в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии", учитывает норму пункта 14 статьи 19 указанного Федерального закона, согласно которой до переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Вопрос: Статья 19 пункт 3.2 подпункт 3 гласит: Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Какие документы являются подтверждающими?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом согласно абзацу первому пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в частности земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Совокупность вышеприведённых норм указывает на то, что стационарные торговые объекты отвечают признакам недвижимого имущества, права на которое, их возникновение и прекращение в соответствии со статьей 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон № 122-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Таким образом, документами, подтверждающими наличие у заявителей стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении являются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их копии, заверенные органом, осуществившем государственную регистрацию прав, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Согласно части 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Согласно пункту 77 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, государственная регистрация сделки в отношении недвижимого имущества удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах, проставляемом на оригинале документа, выражающего содержание сделки. Таким образом, для подтверждения наличия стационарных торговых объектов и складских помещений в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, заявители представляют договор аренды, удостоверенный штампом регистрационной надписи на документах, или его копию, заверенную органом, осуществившем государственную регистрацию права, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Кроме того, согласно части 2 статьи 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом какие-либо специальные положения в отношении договоров субаренды Федеральным законом № 171-ФЗ не предусмотрены. В этой связи, для подтверждения наличия у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений допускается предоставление в лицензирующий орган договоров субаренды, соответствующих вышеуказанным требованиям.

Вопрос: Можно ли, начиная с сентября 2011г. на лицензионных площадях оптового склада, хранить совместно винно-водочную продукцию с акцизными знаками, пиво, а так же пивные коктейли? Если можно, то имеет ли значение градус пива?

Ответ: Согласно пункту 3 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. № 59н, на площади складского помещения лицензиата (соискателя лицензии), подтвержденной при обследовании организации на соответствие представленным документам, не допускается: 1) хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару; 2) размещение на одном поддоне разных видов продукции; 3) размещение продукции, не обеспечивающее свободный подход к хранящейся продукции.

Вопрос: Какой порядок отражения организацией-получателем объемов закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 в случае поставки организацией-поставщиком указанной продукции в конце предыдущего квартала?

Ответ: Заполнение деклараций осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н (далее - Порядок).
Согласно пункту 8.2 Порядка в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 (далее - декларация № 6) указываются:
- в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции получателю;
- в графе 13 «Номер товарно-транспортного средства» - номер товарно-транспортной накладной, по которой была осуществлена поставка в отчетном периоде;
- в графе 16 «Объем поставленной продукции» - объем поставленной продукции, указанный в товарно-транспортной накладной, по которой была поставлена продукция.
В соответствии с пунктом 9.2 Порядка в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 (далее - декларация № 7) указываются:
- в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда произошла отгрузка продукции поставщиком;
- в графе 13 «Номер товарно-транспортной накладной» - номер товарно-транспортной накладной поставщика;
- в графе 16 «Объем полученной продукции» - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке), указанный в товарно-транспортной накладной, по которой была осуществлена поставка в отчетном периоде.
Таким образом, продукция, отгруженная со склада продавца, отражается организацией-продавцом в декларации № 6 и организацией-покупателем в декларации № 7 в том отчетном периоде, в котором осуществлена отгрузка (поставка) алкогольной продукции со склада организации-поставщика, в соответствии с товарно-транспортной накладной.
При этом даты отгрузки, указанные в декларации № 6 (поставщика), и даты, указанные в декларации № 7 (получателя), должны совпадать, так же как и номера товарно-транспортных накладных.
В случае, если продукция была получена организацией в следующем отчетном квартале, в котором была составлена товарно-транспортная накладная, организация-получатель обязана представить корректирующие декларации в соответствии с пунктом 1.4 Порядка за предыдущий отчетный квартал до наступления следующего отчетного периода с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку. Все декларации и приложения к ним заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации.

Вопрос: Как отразить в декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции операции по отгрузке спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов.

Ответ: Ответ: Подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено, что спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье), виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с подпунктом 1.7 Перечня пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 18н и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.12.2009 № 726, продукты переработки, образующиеся при производстве водок, ликероводочных изделий, относятся к пищевому сырью для производства этилового спирта.
Таким образом, спиртосодержащие отходы ликероводочного производства относятся к спиртосодержащей продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н (далее - Порядок заполнения деклараций).
Спиртосодержащие отходы ликероводочного производства следует отнести к коду вида продукции «350» - другая спиртосодержащая пищевая продукция (Приложение № 2 к Порядку заполнения деклараций).
Организация, имеющая лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий), операцию по поставке (отгрузке) спиртосодержащих отходов, образующихся в процессе производства алкогольной продукции, в адрес предприятий, осуществляющих переработку данных отходов, отражает в графе 12 «Прочим организациям» декларации № 3 и в графе 16 «Объем поставленной продукции» декларации № 6.

Вопрос: Алкогольная продукция в составе отгружаемой партии, маркирована федеральными специальными марками (далее - ФСМ), номера которых составляют несколько диапазонов. Допустимо ли при частичной реализации алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками, номера которых составляют один диапазон или его часть, указывать все диапазоны ФСМ, нанесенных производителем алкогольной продукции?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 422 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» утверждена новая форма справки к ТТН.
Согласно подпункту «в» пункта 6 Правил заполнения справки к ТТН в пункте 3 раздела «А» справки указывается дата розлива продукции в индивидуальную упаковку (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков).
В соответствии с подпунктом «м» пункта 6 Правил заполнения справки к ТТН в пункте 13 раздела «А» справки указывается серия (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных марок или акцизных марок, которыми маркирована алкогольная продукция в соответствии с законодательством Российской Федерации:
в случае если номера марок следуют подряд - эти показатели указываются одним диапазоном.
Таким образом, в разделе «А» справки к ТТН указывается дата розлива продукции, т.е. раздел «А» справки к ТТН оформляется на каждую партию одного наименования и одной даты выпуска продукции.
В разделе «А» справки к ТТН в пункте 13 указывается один диапазон марок, в случае если номера морок следуют подряд, независимо скольким организациям эта выпущенная партия продукции поставляется.
Например, 18.05.2012 произведено водки 1250 дал/25000 бутылок емкостью 0,5л с условным диапазоном марок 485780001-485805000. Поставка водки данной партии осуществляется 3 организациям: организации «А» - 250 дал/5000 бутылок, организации «Б» - 600 дал/12000 бутылок, организации «В» - 400 дал/8000 бутылок.
При поставке водки трем организациям в пакете документов к ТТН прикладываются справки, в которых в пункте 3 раздела «А» дата розлива будет указана 18.05.2012, а диапазон марок 485780001-485805000. И далее независимо от количества организаций (оптовых, розничных), которым будет эта продукция поставляться, раздел «А» справки к ТТН прикладывается один и тот же, с тем же самым диапазоном марок.
В случае, если производителем в адрес покупателя поставляется алкогольная продукция в объеме, равному объему производства, например, за три дня, т.е. одна поставка формируется из трех партий произведенной продукции, разделы «А» справки к ТТН заполняются на каждую партию алкогольной продукции, то есть в данном случае оформляется 3 раздела «А» справки к ТТН с указанием трех дат выпуска продукции.
В пункте 13 каждого раздела «А» справки к ТТН указываются диапазоны номеров марок, нанесенных на алкогольную продукцию в соответствии с датой розлива алкогольной продукции в потребительскую тару. Соответственно к каждому разделу «А» заполняется первая часть раздела «Б». При этом, в разделе «Б» диапазоны марок не указываются.

Вопрос: В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 422 новой формы справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила ее заполнения прошу разъяснить заполнение разделов «А» и «Б» указанной справки.

Ответ: В целях разъяснения Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 422, на официальном сайте Росалкогольрегулирования размещен пример заполнения указных разделов Справки с разъяснением особенностей их заполнения.

Вопрос: Организации розничной торговли необходимо произвести утилизацию алкогольной продукции. Какова процедура утилизации продукции? Нужен ли представитель Росалкогольрегулирования, либо можно создать внутреннюю комиссию, предварительно уведомив Службу?

Ответ: Процедура утилизации алкогольной продукции действующим законодательством не регламентирована.
Вместе с тем, согласно статье 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ) владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий:
1. Осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов.
При этом в соответствии с пунктом 12 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 № 1263 (далее – Положение), в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции владелец такой продукции обосновывает возможные способы и условия ее уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Пунктом 17 Положения установлено, что уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.
2. Согласовывает с органом государственного надзора способы и условия утилизации или уничтожения продукции.
В случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.
3. Представляет в обязательном порядке в орган государственного надзора документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающих факт утилизации или уничтожения.
4. Оплачивает расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 29- ФЗ в случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.

Все поля обязательны к заполнению.

1. Закончилась лицензия на алкоголь почти 3 месяца назад продукция осталась что делать.

1.1. Правильнее утилизировать.

2. Закончилась лицензия на алкоголь. Можно ли продовать пиво?

2.1. Здравствуйте, пивные напитки можно продавать без лицензии, успехов вам!

3. Скажите если в магазине закончилась лицензия на алкоголь можно ли продавать пиво?

3.1. Нет,нельзя, надо обновлять лицензию.

4. Закончилась лицензия на алкоголь, можно ли его убрать на склад или надо вообще из магазина увозить, чтобы при проверке не было вопросов.

4.1. Здравствуйте.
Алкоголь надо увезти из магазина, как можно скорее.

5. В кафе стоял на выставке алкоголь а лицензия при этом закончилась. Сотрудники полиции сделали фото полок но не составили никаких актов и протоколов. На месте был только бармен. Теперь угрожают директору. Как быть?

5.1. В прокуратуру обратиться, ст.10 Закона о прокуратуре и изложить угрозы. Алкоголь мог быть и личным, им же не торговали. И продажи не было.

5.2. --- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Да ни как не быть, пусть угрожают, уберите алкоголь с витрины и оформляйте лицензию на него, в чём проблема? Если вымогают деньги, жалуйтесь с службу собственной безопасности и в прокуратуру. Порядок оформления письменных обращений регламентирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10] 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

5.3. Фото при отсутствии протоколов об административном правонарушении бесполезны. Они не могут быть приобщены к материалам административного дела. Согласно ст. 26.2 КОАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На действия сотрудников полиции жалуйтесь в управление собственной безопасности.

5.4. Доброго времени суток Юлия

В вашем случае усматривается превышение должностных полномочий по ст.286
"Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2019)

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии

КонсультантПлюс: примечание.
С 28.11.2019 п. 1 ст. 20 излагается в новой редакции (ФЗ от 28.11.2018 N 448-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:

невыполнение лицензиатом предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
использование основного технологического оборудования (за исключением оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и оборудования, имеющегося у организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Федерального закона;
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, а также фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования);
поставка, перевозка, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции без уведомления;

Нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ;

неуплата лицензиатом по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 28.12.2017 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие поступившей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза;
выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Указанная в абзаце тринадцатом настоящего пункта информация представляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с непредставлением в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
В случае непредставления лицензиатом в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии лицензиата до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

5.5. Здравствуйте, пусть угрожают, что предъявляют то? Тот факт, что алкоголь стоит на витрине не означает, что его продают, для подтверждения факта правонарушения требуются доказательства КоАП РФ ст.26.2, которых у полиции нет, контрольную закупку провести должны были, составить протокол об административном правонарушении, прежде чем угрожать. А фотографии совершенно ничего не значат. Протокол не составляли, значит дело не возбуждали, да и не могли, поскольку нет для этого оснований. А если зафиксировать угрозы, то можно подать жалобу в прокуратуру.

5.6. Алкоголь с полок уберите и вообще из помещения это считается хранением алкогольной продукции, у вас лицензии нет на хранение алкогольной продукции. Это уже само по себе нарушение, если бы они поумнее были давно бы уже выписали вам кучу штрафов. Алкоголь весь из помещения убрали, потом на фиг их посылайте, сами по себе бутылки на фото не означают, что в них алкоголь. Ну и без лицензии алкоголь в помещении вообще находится не должен. .

6. У поставщика закончилась лицензия на алкоголь, имеют ли право изъять товар если он был приобретен до закрытия лицензии?

6.1. Изъять и конфисковать можно только лишь ту продукцию, которая является предметом административного правонарушения.
Согласно ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Статья 20, пункт 5 - в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на ХРАНЕНИЕ остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Таким образом, если лицензия закончилась, естественно, алкогольную продукцию необходимо убрать с прилавка. Остатки можно хранить в течение 2 месяцев. Однако осуществлять деятельность направленную на возврат алкогольной продукции поставщику!

7. Я работала в павильоне без оформления в ООО. У работодателей закончилась лицензия на алкоголь, а продукция все-равно стояла под прилавком. В ночь рейда я продала бутылку водки, и то паленой. Был составлен протокол, насильно мной подписанный. Сегодня работодатель позвонил, спросил мои паспортные данные, в противном случае, ко мне явится участковый. Поможет ли мне прокуратура в данном случае?

7.1. Здравствуйте! Не давайте работодателю свои данные.

7.2. В данной ситуации Вас не следует представлять работодателю свои анкетные данные. В дальнейшем нужно оспаривать принятое по протоколу решение.

8. Жена работает заведующей в магазине. Лицензия на продажу алкоголя закончилась, о чём она неоднократно предупреждала руководство. Позже пришла проверка и арестовала алкоголь. Руководство повесили штраф на заведующую 50 т.р. за не вывешенную табличку о запрете продаж алкоголя. Хотя устно не разрешили убирать алкоголь, огораживать витрины и т.д.В момент проверки факта продажи алкоголя выявлено не было. Правомерен ли штраф моей жене и какие должны быть ее должностные действия.

8.1. В законе вы не найдете указаний как поступить с товаром на полке В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ в случае окончания действия лицензии.
Но по логике ващей - не лицензии не должно быть и алкоголя в зале, дабы не провоцировать страждущих. Либо закрыть алкоголь под занавес с информацией "НЕ ПРОДАЕТСЯ".
А по факту вашей проверки-убить и хотеть убить-разные вещи. ФАКТА продажи не было, соответственно за что наказывать?!
Протокол можно обжаловать!

9. Закончилась лицензия на алкоголь, Поставщик отказывается принять возврат алкоголя, хотя все оформили по ЕГАИС. Как вернуть?

9.1. Обратитесь в минэкономразвития Чувашии. Они помогут.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Поделиться: