Соционика и другие типологии. Истероидный тип личности: особенности характера и коррекция поведения


Главная черта истероидного типа личности - эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, интерес, сочувствие, почитание. На худой конец, предпочитаются негодование и ненависть, но только не перспектива остаться незамеченным. Лживость и фантазирование, так свойственные истероидной личности, направлены на приукрашивание ею собственной персоны, с тем чтобы всеми силами привлечь к себе внимание окружающих. Кажущаяся эмоциональность истероида на деле оборачивается театральной наигранностыо переживаний, склонностью к рисовке и позерству. Глубокие, искренние чувства, как правило, отсутствуют, несмотря на то что ис- тероиды постоянно имитируют исключительные страдания и сверхсильные эмоции.
Дети с истероидными чертами характера охотно декламируют стихи, стоя на стуле в окружении взрослых зрителей, поют и танцуют на сцене под восхищенными взглядами зрительного зала. В подростковом возрасте с целью привлечь к себе внимание могут использоваться нарушения поведения, алкоголизация, сексуальные эксцессы. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, так как «серая» жизнь их не удовлетворяет, а занять престижное положение, которое бы тешило самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости и воли. Тем не менее безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не- удовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Истероиды склонны также к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно не бывает.
Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, истероидные дети стремятся находиться там, где их будут искать, обратить на себя внимание милиции или каким-то косвенным путем просигналить родным о своем местопребывании.
Истероидные личности склонны преувеличивать свою ¦ алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством вы-питого или блеснуть изысканным набором алкогольных напитков. Готовы изображать из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз-другой ка- кой-либо доступный суррогат, любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный кайф, прием экст-равагантных средств вроде героина, экстези или ЛСД. Детальный распрос при этом обнаруживает, что на-хватанные с чужих слов сведения быстро истощаются. С целью привлечь к себе внимание в ход пускаются мнимые болезни, ложь и фантазии. Выдумывая, легко вживаются в свою роль и вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди имитируемых заболеваний могут быть психические расстройства. Особой популярностью пользуются деперсонализационные и дереалнзационные переживания, идеи воздействия, явления психического автоматизма, «внутренний голос», «раздвоение Я». К ним, так же как и к демонстративным суицидным попыткам, могут прибегать, когда хотят выпутаться из какой-либо неприятной истории.
Истероидная акцентуация может сочетаться с психофизическим инфантилизмом. Она формируется также при воспитании по типу семейного кумира. Неудачи в среде сверстников истероидные личности склонны вымещать на своих родителях, которые становятся «козлами отпущения» за то, что уже не могут, как в детстве, преподнести готовым все, что захотелось, избавить от трудностей, устранить все вставшие на пути преграды. Любимые, избалованные, заласканные с детства, они, к удивлению своих родителей, платят им холодностью, а то и озлоблением. В сексуальном поведении истероида также очень много игры; игрой, которой они преимущественно увлекаются, является игра под названием «динамо». Самооценка очень далека от объективности. Неспособность занять видное положение, разоблачение вымыслов, крушение надежд, утрата внимания со стороны значимых лиц - все это может привести к острым аффективным реакциям демонстративного типа, вплоть до имитации суицидных попыток, а также к истерическому неврозу и к демонстративным нарушениям поведения.
В экстремальных обстоятельствах актуализируется де- монстративно-шантажное поведение истериодной лично-сти. На глазах у окружающих истериодная личность мо-жет проявлять чудеса героизма, окрашенного, впрочем, в большинстве случаев театральной наигранностыо и под-черкнутым драматизмом, в расчете произвести на зрите-лей нужное впечатление. При отсутствии зрителей исте- роидная личность теряется, обнаруживая инфантильно- незрелое поведение, слабость, беспомощность, отсутствие необходимых ресурсов для разрешения сложных жизненных проблем.

Еще по теме Истероидный тип:

  1. а) Проксимальные детские спинальные мышечные атрофии. Тип 1, болезнь Верднига-Гоффмана (М1М: 253300). Тип 2, промежуточный (М1М: 253550). Тип 3, мягкая спинальная амиотрофия Кугельберга- Веландер (М1М: 253400)

Истероид является самым ярким психотипом среди акцентуированных личностей. Определение психотипа "Истероид" не имеет никакого отношения к психической болезни.

Акцентуация у истероидного типа личности - это всего лишь особенность его характера, наиболее сильно выраженная.

Рассмотрим ниже признаки истероидного типа личности.

1. Демонстративность

Это главная черта, вокруг которой собираются все другие качества истероида. Под этим понимается постоянное желание человека попасть в центр внимания, добиваться похвал, признания и одобрения.

Делается это любыми доступными и экстравагантными действиями, парадоксальными заявлениями и даже антисоциальными поступками. При этом, истероид не будет делать что-то, что не привлечет к нему интереса.

2. Театральность поведения

Такие люди, как правило, имеют неплохие актерские способности и умело этим пользуются.

Для привлечения внимания истероид готов сыграть спектакль даже для одного зрителя, если других не удается найти. Проявляется театральность в зависимости от ситуации: это может быть нарочито пафосная речь или вычурная одежда, парадоксальное суждение или напускной вид человека, убитого горем - простор для возможностей и вариаций.


Такого человека нельзя не заметить в обществе, поскольку сдерживать себя он не умеет и не хочет. Но для него важно произвести на окружающих хорошее впечатление и чтобы о нем не подумали плохо. Он за этим всегда следит.

3. Эмпатия

Глубокое сочувствие к человеку истероиду не знакомо. Он не способен сопереживать, но никогда это не показывает, а наоборот разыгрывает сочувствие. Тут ему нельзя верить.

Впрочем, на низком уровне он не будет даже помогать, если этим не удается привлечь внимание.

4. Самооценка

Притязания истероида всегда завышенные и необоснованные - он ценит себя выше, чем на самом деле стоит. Это сильно портит ему жизнь - фиаско постоянно терпят его начинания и проекты по всей жизни.

5. Трусость

Еще одно качество, не позволяющее истероиду добиться выдающихся успехов. Он не берется за рискованные дела и хорошо понимает, чем может ему грозить неудача.

Храбрость истероида - это постановка для публики, только на словах.

6. Комплекс неполноценности

Присутствует, но в малой степени и по пустякам. Характерно несоответствие размера причины с выражаемой экспрессией.

7. Эмоции

Истероид чрезвычайно эмоционален, вплоть до экзальтированности. Его эмоции - тонкие и подвижные, выражаются в резких и частых сменах настроения, можно сказать, что он легко перевоплощается.

Именно из-за этой особенности среди истероидов много талантливых артистов.

8. Ценностные ориентации

Для истероида не существует ценностей, которые перестают привлекать к нему внимание. Вся его жизнь это калейдоскоп увлечений, идей и ценностей, существующих до тех пор, пока ими можно пользоваться для своей выгоды.

По этой причине меняются друзья, манеры поведения, принимаемые роли в социуме.

9. Порядок

У истероида порядок является продолжением логики его поведения. Рациональность ему не присуща и его порядок подчинен модным веяниям в данное время. Если это модная книга, то будет стоять на видном месте и так далее.

Вообще, дом истероида наполнен модными вещами и порядок он наводит только среди них. Остальное может валяться как попало.

10. Эпатирование

Это одно из важнейших качеств истероида. Он всегда готов к эпатажу. Чтобы шокировать публику пойдет на любые необычные поступки.

11. Эрудиция

Истероид любит интересных людей и многое у них перенимает, чтобы потом блеснуть знаниями в другой компании. Когда ничего нового больше взять нельзя, он меняет общество и снова черпает сведения.

Он читает модные книги, смотрит фильмы, бывает на модных выставках и поэтому всегда производит впечатление эрудированного и образованного человека.


Но его эрудиция поверхностна - он выбирает только то, что сможет потом использовать для поднятия своего имиджа.

Дикция четкая. Прекрасно умеет рассказывать «в лицах», озвучивая нескольких персонажей.

13. Почерк

Почерк у истероида, как правило, аккуратный, но трудно читается. Буквы преимущественно округлые.

В письме истероид употребляет много вводных слов и причастных оборотов, строя слишком длинные предложения.

14. Телосложение

Так как у него постоянное желание быть на людях и привлекать внимание, то он следит за своей фигурой, занимается спортом и поэтому среди истероидов нет располневших или сухощавых.

Пластичность истероида делает его хорошим и изящным танцором.

15. Лицо

Истероид обладает правильными чертами лица, без асимметрии. Всё в нем пропорционально и гармонично.

Мимика естественна, адекватна реакциям и артистично сопровождает рассказ или меняется в соответствии с ситуацией.

16. Одежда

Истероид - это всегда человек, одетый по последней моде. Униформа не его удел.

Если появился в новом наряде, то значит пришла новая мода. Это они постоянные клиенты многочисленных домов моды.

17. Юмор

Это человек всегда готовый пошутить, рассказать анекдот или комичный случай из жизни. Хорошо воспринимает юмор и в свой адрес.

18. Любовь и дружба

На глубокие чувства истероид не способен по определению. Он выбирает возлюбленную так, чтобы ее можно было предъявить в обществе и сорвать аплодисменты для себя.

Его чувство не вырастает до настоящей любви, а остается на уровне влюбленности. Друзей у истероида много. На каждом мероприятии он заводит все новых и новых. В разговоре на любую тему он всегда вспомнит, что у него там есть хороший знакомый.

19. Секс

В сексе эмоциональность истероида проявляется в полной мере. Он играет спектакль для одного зрителя - своей партнерши, и все возможные сексуальные фантазии он способен реализовать мастерски.

Любит ролевые игры и садо-мазо, но не грубое, а интересное и с юмором. При этом, сексуальные приоритеты выбирает с учетом модных течений в данное время.

Видео: Как общаться с истероидом

Заключение

Вот так выглядит портрет истероидной личности. Таким можно его наблюдать в обществе. Он человек компанейский, поэтому почти в каждой компании есть такие люди.

Яркими представительницами истерического типа являются издавна считаются женщины, хотя и среди мужчин их встретить довольно просто. Рената Литвинова, Мерилин Монро, Холли Голлайтли, Скарлетт О’Хара.

Женственная внешность, сексуальность, умение привлечь к себе внимание. Им нравится блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они не любят организованности и рутины, испытывают большое стремление к свободе, переменам, риску, преувеличенным эмоциональным реакциям, как способу обратить на себя внимание или произвести впечатление. Кажутся непредсказуемыми, демонстративными, порой, эксцентричными.

На людях такая женщина - ходячий праздник, временами воспринимается весьма поверхностно из-за своих театральных жестов, но в глубине ее разворачивается самая настоящая драма. Драма маленькой недолюбленной девочки, которая страшится этого большого взрослого мира и вынуждена жить в постоянной тревоге.

Истероидный тип формируется в возрасте с 3 до 6 лет. В это время девочка проживает комплекс Электры, то есть соперничество с мамой за папу. И от того, как он будет пройден, зависят выводы, которые будущая женщина сделает об отношениях полов.

Рассмотрим несколько семейных ситуаций, которые являются предпосылками формирования истерической акцентуации:

История первая:

Холодная, властная не сексуальная мать, которая подавляет дочь или конкурирует с нею. Кажется, что отец гораздо ближе к девочке, он чаще проявляет к ней внимание, говорит нежные слова, называет своей маленькой принцессой, оказывает всяческие знаки внимания. Ввиду того, что отношения между супругами довольно прохладные, отец переключается на отношения с дочерью, эмоционально поставив ее на роль супруги, чтобы получить внимание и признание, которое он не может получить от своей жены. Со временем, девочка может все больше заботится об отце - готовить для него, выходить с ним в свет вместо матери, заменяя жену во все больших сферах, исключая, разве что интимную.

Отец поощряет ее красоту, молодость и сексуальность, но мало говорит о ее уме и достижениях, поэтому в представлении дочери закрепляется идея, что мужчины любят молоденьких и не слишком умных. Своим поведением, желая того или нет, папа транслирует ей послание "не расти", "оставайся моей малышкой". Поэтому и во взрослом возрасте она искренне и умело разыгрывает девочку перед окружающими. Отец ревниво относится к первым юношеским встречам с мальчиками, ждет ее по вечерам, с большим трудом отпускает во взрослую жизнь.

Будучи зрелыми, такие женщины продолжают придерживаться юношеского или сексуального стиля в одежде, предпринимать отчаяные попытки остановить процесс старения с помощью косметологии и хирургии. На вопрос о возрасте часто отвечают: "После восемнадцати, мне все всегда восемнадцать", или: "Мне столько лет, на сколько я себя чувствую. Я вечно молода." Предпочитают общество мужчин и недолюбливают женщин, воспринимая их как соперниц, по аналогии отношений с матерью. Если им и удается дружить, то в этих взаимоотношениях женщины истероидного типа проявляют себя как маленькие девочки - жалуются, делятся секретами, просят совета.

Могут привлекать внимание окружающих не только внешней привлекательностью, но своей жертвенностью или подчеркнуто милым и вежливым поведением. Не смотря на внешне легкий характер, обладают расчетливостью и склонностью к манипуляциям. Когда им это выгодно, из особы приятной во всех отношениях, становятся стервами, язвительны на язык, могут ранить других людей под видом невинной шутки, плести интриги и "сталкивать лбами".

Легко входят в роль и сами начинают верить во все, что отыгрывают. Это добавляет им убедительности и искренности для окружающих и спасает от страха стыда.

В отношениях часто ищут мужчину-покровителя, по аналогии с отцом, с которым можно оставаться девочкой. Либо находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания. В длительных отношениях склонны постепенно разочаровываться в партнере и предъявлять ему претензии о несоответствии ее представлению об идеале. Устраивают истерики, демонстративно обижаются и закатывают сцены, нередко на людях. Со временем, начинают относиться к мужу, снятому с пьедестала, как к своей собственности, а не отдельной личности, имеющей право выбора.

При всей внешней привлекательности, такие женщины могут испытывать ощущение женской несостоятельности, проблемы с деторождением и вынашиванием. После рождения ребенка, особенно дочери, ревнуют его к мужу, так как ребенок "занимает ее место".

История вторая:

Отцом девочки был властный, статусный и холодный мужчина, который одновременно привлекал и пугал ее. Ее мать, хотя и была доброй и отзывчивой женщиной, но все время оказывалась на вторых ролях. У мужчин в этой семье всегда было преимущество и власть, будь то отец, дед или братья. Малышка очень рано усвоила, что женщина - второплановое существо, чувствующее себя без мужчины ущербной. У мужчин власть, доступ к ресурсам, а женщины слабы и беззащитны. Поэтому очень важно пользоваться женским арсеналом очарования, чтобы привлечь сильного и статусного мужчину, который сможет о ней позаботиться.

Впервые ощутив, что мужчины реагируют на ее физическую красоту, девушка делает вывод, что признание как женщина она может получить за свою сексуальную привлекательность. Почувствовав силу, она стремится привлечь и соблазнить мужчину, а потом обесценить его в качестве мести за "превосходство его пола".

В любви представительницы этого типа страстны, требовательны, жадны до впечатлений. Эротическая атмосфера для них естественная среда, они изучают и используют различные способы очаровывания и соблазнения, просто ради факта соблазнения и получения отклика от мужчины, нежели действительно желая с ним каких-то отношений.

Как один из механизмов преодоления тревоги используют отреагирование вовне - стремятся туда, где их подсознательный страх. Соблазняют того, кого боятся, демонстрируют тело, если стыдятся, бравируют и совершают героические поступки, провоцируют на агрессию, если ее боятся.

По юности, не разбираясь в мужчинах, склонны связываться с психопатами и антисоциалами. Им очень импонируют их методы ухаживания, отношение как к принцессе, контроль под видом заботы, возможность почувствовать себя маленькой девочкой или романтичной особой. В силу своей внушаемости, могут давать в кредит тем мужчинам, кто не отдает долги, "спасать" алкоголика, писать письма на зону бандиту. Довольно распространен феномен доброй и порядочной женщины, влюбляющейся в хулигана, в надежде спасти его. Могут влюбиться и стараться удержать сложного для открытости и близости мужчины - зависимого от матери, холодного, женатого и т.д.

Во взрослом возрасте женщина, выросшая в такой семье, склонна впадать в зависимость от отношений с мужчиной и ставить его потребности выше своих, позволять себя использовать. Способ достижения самоуважения - спасение других. Проявляя заботу о другом, она соприкасается со своим внутренним запуганным и нуждающимся в любви ребенком. Жена отдает себя мужу и детям, забывая, при этом, про свои потребности, не заботится о себе, не просит и не получает заботы от других. И, так как не умеет напрямую просить, пытается получить ее путем манипуляций или предъявления претензий.


Очень актуальна для нее тема вторичной выгоды - заболеть, чтобы получить внимание или довести себя до отчаяния, чтобы другой заметил и пожалел. Усиливает эмоции, чтобы ее услышали и приняли всерьез.

В целом, это более тревожные (и за счет этого могут восприниматься поверхностными), сердечные люди, склонные попадать в ситуации, связанные с риском или драмой. Они тяжело берут ответственность за свою жизнь, вызывают желание себя спасать, жалеть, оказывать поддержку.

История третья:

Может случиться так, что оба родителя девочки сами вели себя в большей степени инфантильно, нежели могли предъявить ей образец поведения взрослых людей. Возможно, они были слишком молодыми или эмоционально незрелыми, слишком заняты своими делами и проблемами, и не обращали внимания на ребенка. В результате ей не хватило образцов для подражания и идентификации. Вокруг была слишком хаотичная и непредсказуемая атмосфера - то, за что вчера еще поощряли, сегодня уже наказывают. Детей в такой семье не воспринимали как личностей, считали глупыми и не значимыми, к их вопросам относились с пренебрежением, а мнение не принималось в расчет. Важно было лишь то, насколько они были удобны для взрослых.

В результате вырастает человек, который не имеет устойчивых моральных ценностей и привык жить одним днем. Таких людей характеризует спонтанность в принятии решений и покупках, нежелание сдерживать свои влечения. Их легко обольстить, так как им сложно противостоять искушению и тяжело продумывать вперед последствия своих поступков. Пунктуальность, ответственность, планирование кажутся им непосильной ношей, которая давит клеткой на их свободолюбивую натуру. Зато они любопытны и легко идут на риск, гибки и предприимчивы, умеют убеждать и производить впечатление, склонны к импровизации. Могут быть заводилами в компаниях. Легко поддаются лести, в которую охотно верят.

Истероиды, описывая ситуацию или событие, легко переделывают реальность, игнорируя часть правды, преувеличивая в свою пользу или скрывая то, что выставляет их в невыгодном свете. Поймать, при этом, на вранье их очень сложно, поскольку они искренне веря в то, что говорят.

Ввиду того, что в детстве их чувства обесценивали или игнорировали, они не ждут к себе серьезного отношения, поэтому преувеличивают свои чувства, театрально отыгрывают их, заявляя, таким образом, свое право на самопредъявление.


Главная потребность - чтобы их заметили и признали, но выражается она, порой, искаженно. Через эксцентричное провоцирующее поведение, они приглашают окружающих подтвердить их существование. И готовы принимать внимание людей в любом виде - в восхищении или критике, потому что самое страшное для них - это безразличие.

У них много поверхностного общения, они легко заводят многочисленные романы и так же легко расстаются. Не слишком переживать об утрате и идти на риск им помогает способность не думать о вещах или событиях, которые неприятны или могут представлять для них опасность. Здесь как нельзя лучше подходит фраза Скарлетт О’Хара из романа "Унесенные ветром": "Я подумаю об этом завтра".

Женщины истероидного типа испытывают невероятный интерес к сексуальной сфере и, одновременно очень сильный страх. Они используют секс скорее как цель, достижение которой повышает их самооценку, и как испытание силы воздействия своего обаяния на мужчину.

Защиты и психологические игры

В поведении истероидов сильно проявлены защиты и психологические игры, потому что так они избегают соприкосновения с тяжелыми чувствами, в которых не признаются даже самим себе. Их выражение эмоций может выглядеть несколько искусственным и наигранным, именно потому что это - маскировка.

Основные механизмы защиты: регресс, вытеснение (истерическая амнезия), сексуализация.

Типичные игры:

"Малышка доброго папочки"

"Динамо" "Посмотри, как я хороша! Дерзай!... Фу, какой противный, всем мужикам только одно и надо!"

"Давай поговорим по душам..." "Ну что, наелась гадостей?"

"Да, но..." "Помогите!... Ваши советы не работают, вы мне не помогли".

"Если бы не ты..." Перенос ответственности на мужа-тирана за свой страх перед миром.

Могут страдать агорафобией (боязнь открытых пространств) и клаустрофобией, боятся животных. Таким образом, перенося свой страх реальности на внешние объекты.

Подведем итог особенностей данного типа личности


Для диагностики собственных истероидных черт, проверьте себя на соответствие нижеследующим пунктам. Для отнесения к этому типу, ваше обычное состояние должно соответствовать, по меньшей мере, четырем пунктам из шести:

1. Показной характер, театральность поведения или преувеличенное выражение своих чувств;

2. Внушаемость, легкое подпадание под влияние окружающих или ситуативных воздействий;

3. Поверхностные, переменчивые эмоциональные состояния;

4. Постоянный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, в которых субъект находится в центре внимания;

6. Чрезмерная озабоченность своей внешней привлекательностью.

В некоторых аспектах, истероидные личности могут иметь сходные черты с нарциссическими, но отличаются тем, что у них нет ярко выраженной гордыни и грандиозности. Они не чувствуют пустоту внутри себя, и в безопасной обстановке искренне приветливы и доброжелательны.

Истероидные личности

Резкая смена настроения – от оглушительного хохота до визгливого крика из-за любого пустяка, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка!» – говорят за спиной такого человека.

Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности, неуважения к окружающим, отсутствия культуры поведения или чего-то иного? Ведь истерия – не просто однократное неуместное поведение человека, осознанное игнорирование чужих прав и интересов.

Это пример сложного и едва уловимого психического расстройства. В современных классификациях истерия представляет собой целую группу психических расстройств: от так называемой акцентуации характера и расстройства личности до соматоформных и диссоциативных расстройств.

Главной особенностью истероидных личностей, по образному выражению К. Ясперса, является стремление казаться бо?льшим, чем они есть на самом деле.

Ядром данного характера является эгоцентризм на фоне дисфункционального инфантилизма. Эгоцентризм характеризуется не всегда осознаваемым стремлением обращать на себя внимание.

Глубокий, талантливый человек, как правило, невольно оказывается в центре внимания, люди сами к нему тянутся в силу значительности личности и высоких творческих достижений. Он же нередко не только не стремится быть в эпицентре, а порой им тяготится; ему часто претит и мешает популярность, связанная с ней шумиха вокруг его персоны. Для таких людей эффективность важнее популярности.

Популярность – это когда вас все любят, обычно немного и недолго. А эффективность подразумевает ваши качества, способности и навыки. По контрасту с этим легче понять истерического человека, который жаждет быть в центре внимания и при этом не слишком разборчив в средствах и методах его достижения. Главное из них – демонстративность, то есть стремление выставлять себя напоказ.

Истерические расстройства представляют собой одну из наиболее аморфных и многоликих форм пограничных нервно-психических расстройств. «Нет более спорного понятия, как по содержанию, так и по объему, чем понятие “истерия”», – писал психиатр Эмиль Крепелин в 1913 году.

Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем 4000 лет. Симптомы данного психического расстройства еще в 1700 году до нашей эры были описаны в папирусе Эберса: судорожные припадки, нервозность, чересчур уязвимое самолюбие, обмороки и способность имитировать практически любое заболевание.

Концепция истерии началась с древнеегипетской идеи о том, что если матка не закреплена, она будет блуждать по всему телу и останавливаться в определенном месте, вызывая там истерические симптомы.

Древнегреческие врачи Гален и Гиппократ тоже полагали, что драматические перемены эмоционального состояния таких пациентов и их смутные жалобы на физическое самочувствие вызваны заболеванием, сопровождающимся смещением матки (от греч. hystera – матка).

Лечение заключалось в процедурах, способствовавших возвращению матки в нормальное положение. Основные методики включали окуривание или смазывание влагалища благовониями либо применение дурно пахнущих ядовитых веществ на «пораженном» участке.

Предписания Гиппократа часто включали регулярную половую жизнь, брак и рождение ребенка (рекомендации врачей, чаще всего даваемые истеричным пациенткам и сегодня).

В Средние века истерию воспринимали как одержимость бесами и нередко пытались лечить с помощью экзорцизма. Для этого применяли разные специфические процедуры: от небезызвестных поныне «отчиток», ссылки в монастырь или дом умалишенных до сжигания на кострах в случае дополнительных обвинений в колдовстве и сношениях с дьяволом.

Намного позднее с назначением, подобным гиппократовскому, столкнулся Зигмунд Фрейд . Среди его первых пациенток была Лиза Пуфендорф, болевшая истерией. Оказалось, из-за того, что муж Лизы был импотентом, она, прожив 18 лет в браке, оставалась девственницей.

Фрейд спросил у знакомого гинеколога, как помочь больной, и тот цинично ответил: «Единственное средство, которое можно прописать в данном случае, слишком хорошо нам известно, но его нельзя выписать в рецепте. Оно должно выглядеть так: «Penis normalis dosim repetatur!» («Нормальный пенис в повторных дозах!»)».

Фрейд был шокирован, противился мысли о преимущественно сексуальной природе человека. Однако факты, подтверждающие значение сексуальности, буквально преследовали его, и в итоге он признал влияние либидо на человеческую психику.

Хотя психоаналитическая теория происходит из объяснения Фрейдом симптомов истерии, его первичный интерес фокусировался на конверсионной истерии (телесных проявлениях истерии – истероидных дугах, псевдопараличах и множестве других вариантов), а не на истерических чертах личности.

В ранних психодинамических описаниях он уделял особое внимание нерешенным эдиповым конфликтам как первичной причине расстройства. Подавление рассматривается как наиболее характерный тип защиты.

Основываясь на убеждении, что разрядка подавляемых сексуальных эмоций приведет к излечению, психоаналитическая терапия истерии сначала состояла из суггестивных воздействий и гипноза для отреагирования эмоций и облегчения состояния больной.

Позже Фрейд модифицировал свой метод, включив в него использование свободной ассоциации, интерпретации сопротивления и переноса. Это должно было облегчить достижение так называемого инсайта (прояснения, просветления), который, как ошибочно полагал отец психоанализа, автоматически вызывает катарсис (очищение, освобождение). Хотя лечение истерии считалось основой психоаналитического метода, было опубликовано крайне мало точно описанных контролируемых исследований.

Конверсия в психологии означает защитный механизм психики, проявляющийся в тенденции переводить психоэмоциональный стресс в телесные (соматические) реакции и дисфункции. При этом имеются в виду функциональные расстройства чувствительно-двигательной сферы и деятельности внутренних органов, не обнаруживающие органической основы, характеризующиеся необычностью и причудливостью локализации болезненных расстройств.

Поскольку трансформация происходит неосознанно, пациенты обычно искренне верят в свое тяжелое заболевание. Эта вера создает основу клинической картины, поскольку изнутри задает характер дисфункции, отражающий представления человека о том, как заболевание «должно» себя проявлять.

Обычно «поражения» соответствуют обывательским представлениям об анатомии и функции органов, а не реальным зонам иннервации и механизмам функционирования. Наиболее характерно такое проявление у личностей истероидного склада.

Наглядным примером конверсии на уровне симптома является так называемый глобус истерикус (лат. globus hystericus ), когда человека беспокоит ощущение инородного тела (комка) в горле, чувство давления в области шеи, обычно несколько ослабевающее во время еды. Порой одним комом дело не обходиться, и при высокой силе психоэмоционального напряжения телесные симптомы превращаются в выраженное расстройство, вызывающее серьезные нарушения функционирования.

Одним из примеров такого расстройства является история, произошедшая с Гитлером . 15 октября 1918 года ефрейтор Адольф Гитлер потерял зрение во время газовой атаки противника. Лечение в баварском полевом лазарете в Уде-нарде не дало результата.

Врачи пришли к выводу, что сетчатка, зрительный нерв и зрительный анализатор не были повреждены, однако, несмотря на здоровый орган зрения и сохранные проводниковые пути с исправным анализатором в затылочной коре, пациент продолжал оставаться слепым. Его переправили в психиатрическое отделение прусского тылового лазарета в Пазевальке.

Гитлер не мог передвигаться без помощи медицинской сестры. Его глаза были закрыты повязкой. Он полагал, что ослеп до конца своих дней, и был поглощен постигшей его бедой. В лазарет поступил раздавленный несчастьем инвалид, которому довелось попасть в руки пытливого врача – Эдмунда Форстера, немецкого психиатра, впоследствии ставшего профессором.

Адольф Гитлер не подозревал, что через месяц выйдет из лазарета другим человеком, и не только зрячим. Как неуверенный в себе ефрейтор, которого однополчане считали малопримечательным, во всех характеристиках проходивший как «слабо инициативный и ведомый», вдруг стал ярким оратором, гипнотически действовавшим на толпу, политическим лидером и в 1934 году фюрером, вождем нации?

Британский историк и писатель Дэвид Льюис в своей книге «Человек, который создал Гитлера» утверждает, что на самом деле будущего фюрера пришлось лечить не от физической слепоты, а от нарушения психики, заключавшегося в конверсионном нарушении зрения. Побочным эффектом от необычного лечения, предложенного доктором Форстером, по мнению Льюиса, стала трансформация личности Адольфа Гитлера и его психическая инициация.

Немецким психиатрам были хорошо знакомы симптомы истерии. Во время Первой мировой войны она косила ряды немецких солдат, попадавших в психиатрические клиники из обычных госпиталей с псевдопараличами, псевдослепотой, псевдоглухотой, астазией и абазией (потерей способности ходить и стоять без поражений головного мозга), другими вариантами конверсии.

Правительство поставило задачу как можно быстрее возвращать в строй «симулянтов поневоле». Технология их скорейшего излечения в прямом и переносном смысле ковалась энтузиастами врачебного дела на прибывающих фронтовиках.

В чем суть технологии и эффективного налаживания коммуникации с истероидным клиентом? Сегодня мы, скорее всего, назвали бы этот метод эриксоновским гипнозом. Хотя самому Милтону Хайленду Эриксону на тот момент было чуть меньше семнадцати лет, и на следующий год ему предстояло перенести полиомиелит, со временем приковавший ученого к инвалидному креслу.

Свой вариант гипноза, получивший впоследствии его имя, Эриксон создал лишь 20 лет спустя. Однако техники подстройки, раппорта, наведения транса и метафор Эдмунд Форстер использовал гораздо раньше.

Благодаря богатому опыту общения с такими пациентами он прекрасно знал их особенности, «открытые места» и ведущие мотивы. Свой «танец удава» честолюбивый психиатр начал с надежного выстрела: пригласил прямо к себе в кабинет немощного ефрейтора и огорошил словами, что якобы сразу выделил его как весьма необычную и многозначительную личность.

«Случившееся с вами – не обычная слепота, – продолжал Форстер, присматриваясь к малейшим невербальным реакциям Гитлера. – Это знак свыше!»

И амбициозный Адольф, в детстве часами рассматривавший религиозную символику в церкви, а за секунды до этого разговора веривший в свое предназначение менее всего за всю сознательную жизнь, пересохшими губами переспросил, что уважаемый доктор имеет в виду? И доктор объяснил, что раз у высших сил, пославших воину такой знак, есть на него реальные виды, лечение обречено на успех. «Приходите ко мне завтра, и мы раскроем ваши глаза», – пообещал психотерапевт-экспериментатор.

На следующий день Эдмунд Форстер вновь издалека начал беседу с несколько возбужденным Адольфом Гитлером. На столе, за которым восседал психиатр, стояли две горящие свечи, по понятным причинам недоступные взору собеседника. Доктор снова мягко прошелся по всем ключевым фибрам личности ефрейтора, целеустремленно готовя его к апофеозу гипнотической суггестии.

«Небеса, – продолжая вчерашнюю тему, задушевным голосом вещал Форстер, – могут дать настоящий сигнал прямо здесь. Если вам суждено повлиять на судьбы множества людей на этой планете, ваши глаза обязательно откроются именно сейчас».

С учетом специфики личности Гитлера, на такое соблазнительное предложение его неосознанная сфера психики просто не могла не отреагировать. «И тогда вы увидите мой силуэт и белый халат», – уже вовсю используя свой натренированный голос, вещал Форстер, облекая в его тягучие формы ловушек внушения.

О, чудо! Гитлер впервые со времени ранения в бою заметил смутные разводы в глазах, а потом обнаружил, что способен различить контуры собеседника и белое пятно его халата. «Сколько свечей вы видите на моем столе?» – задал контрольный вопрос психиатр. Чуть помедлив и дав глазам привыкнуть к рези вновь вспыхнувшего света спустя долгие недели тьмы, Адольф прошептал: «Две».

Следующие дни, быстро идя на поправку и восстанавливая зрение, Гитлер предавался глубоким раздумьям. Выводы, к которым он тогда пришел, вместе с ним канули в Лету, но их последствия узнал весь мир.

Этот сеанс гипноза и краткосрочная терапия дорого обошлись человечеству и, в том числе, самому врачу, когда его подопечный пришел к власти. Теперь в роли кролика выступал гипнотизер.

Когда в 1933 году Форстер попытался опубликовать информацию о ходе лечения своего пациента, к тому моменту ставшего канцлером Германии, ему начали угрожать. В понедельник 11 сентября 1933 года, в 8 часов утра (наиболее суицидоопасное время – утро понедельника) доктор был найден своей супругой мертвым в ванной.

Эдмунда Форстера застрелили с близкого расстояния, рядом с ним лежал пистолет, о котором в семье никто ничего не знал. Возникло подозрение, что это не суицид, а ликвидация слишком хорошо осведомленного врача.

Ушел Форстер из жизни сам, опасаясь грядущей расплаты, или ему помогли профессионалы, устранявшие личных врагов фюрера, доподлинно не известно. Но очевидно, что финал его жизни был тесно связан с роковой терапией.

Несмотря на то что психоаналитические теории истерической личности были более известны, чем любая другая концепция, они не оказали сильного влияния на официальные классификации .

Долгие годы типовым являлось выделение в американской Классификации психических болезней 1968 года (DSM-II) так называемого истерического невроза (включая конверсионную реакцию и диссоциативную реакцию) и истерической личности.

Термин «истерия» использовался для обозначения таких разнородных явлений, как временная потеря контроля вследствие сильного стресса, конверсионное расстройство, синдром Брике, расстройство личности и черта личности.

Чаще всего он использовался для описания легковозбудимых пациенток, которые с трудом поддавались лечению. К. Шнайдер предлагал называть людей данного типа «требующими признания».

Стремясь уменьшить путаницу (и возможные сексистские коннотации) относительно использования термина «истерия», Американская психиатрическая ассоциация не включила данный термин в классификацию третьего пересмотра (DSM-III) 1980 года. Вместо этого обозначили отдельные категории соматизации, конверсионного расстройства, ипохондрии, диссоциативного и истерического расстройства личности (ИРЛ).

В последней, 10-й попытке пересмотра Международной классификации болезней также обозначены отдельные категории диссоциативных (конверсионных) расстройств, соматоформных расстройств и истерического расстройства личности.

Согласно ей человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и желанием привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других.

Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, находясь в центре внимания.

Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной. Они склонны к общим высказываниям, имеют импрессивный стиль речи и поведения; чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, так и положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками.

Их речь часто энергична, эмоционально насыщенна, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Истерики склонны делать всеобъемлющие заявления типа: «Это всегда случается именно со мной!» Часто говорят о своих симптомах, мыслях и действиях так, будто это внешние объекты, навязанные им помимо их воли.

Эмоции интенсивно выражены, но воспринимаются преувеличенными или неубедительными, словно пациент играет роль. В одежде таких людей преобладает провокационный стиль, яркие или необычные цветовые гаммы. Они злоупотребляют косметикой, парфюмерией и окраской волос.

Их межличностные отношения нарушены, из-за чего здоровые окружающие люди часто воспринимают их как ограниченных, неискренних, прихотливых и чрезмерно зависимых. Именно из-за зависимости от внимания других личности с истерией склонны к тревоге расставания, могут идти на разные уловки и манипуляции, едва почувствовав угрозу.

В 1984 году американские исследователи К. Стандидж, К. Билсбери, С. Джейн и Д. Смит обнаружили, что у женщин с диагнозом «истерия» нарушена способность чувствовать и оценивать собственное поведение так, как оно воспринимается и оценивается другими в той же самой культуре. Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм.

Истерию чаще всего диагностируют у женщин. Когда такое происходит с мужчинами, часто шаблонно кивают на гомосексуальность. Однако эта поло-ролевая специфика в большей мере является следствием наших социальных ожиданий, нежели истинных различий.

Истерию более адекватно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к ней не только крайне выраженную женственность, но и такую же мужественность, как, например, образ «мачо», который ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, а у женщин истерия в наше время часто прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

Одна из основных идей пациента с истерией: «Я неадекватен и не способен жить самостоятельно». Такое допущение и ложная мыслительная схема характерны и для других расстройств личности.

Истерик отличается от других тем, как пытается справляться с проблемой. Например, депрессивные люди с таким убеждением будут фиксировать свое внимание на негативных аспектах собственной личности, чувствуя себя никчемными и безнадежными. Истероидные же личности придерживаются более прагматичного подхода, ничего не оставляя на волю случая.

Они приходят к выводу, что поскольку не способны заботиться о себе, должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все должны их любить, приводит к сильному страху быть отверженными.

Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования, терпения.

Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы.

Со времен Э. Кречмера представления о демонстративности (невольной наигранности, эпитимности) поведения рассматриваются в свете учения об истерии. Женская истероидность – преимущественно экстравертирована и болезненно адресована внешнему миру, окружающим свидетелям. Мужская истероидность чаще интровертирована и обращена на самого себя: «Без вас обойдусь!» (укрытие в демонстративной пассивности). Или характеризуется внутренней бравадой: «Я вас всех!..» (выход в представление о своей активности). Это уже героизирующая истероидность.

Стремление нравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что используют ее неэффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида реальную цель, начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих: путь от идеи понравиться до привычки демонстрировать себя.

Истероиды считают себя личностями общительными, дружелюбными и приятными. Они действительно легко сходятся с людьми, умеют прекрасно подстраиваться и находить общий язык на первых порах. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но затем большинству собеседников становится заметно, что действия истероидных личностей картинны, эмоции яркие и преувеличенные, но поверхностные.

Когда окружающие обнаруживают их негативные черты, они легко разрывают связи и уходят искать новые. А тех, от кого ушли, обвиняют в непонимании, несоответствии и в том, что это были «неподходящие» или даже неадекватные люди. Обаяние постепенно теряется, истериков начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке.

В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к хитростям, часто используют манипуляции. В ход могут идти слезы, обмороки, падения, различные болезни, скандалы, интриги, ложь, хвастовство, наряды, необычные увлечения и т. п. А если более тонкие методы терпят неудачу, прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства.

Характерный стиль мышления истероида ведет к нескольким внутренним психологическим искажениям, которые выделил Аарон Бек. Поскольку эти люди довольно впечатлительны, не склонны к размышлениям и анализу, они подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению, реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или позитивные выводы.

В силу того, что эти личности уделяют недостаточное внимание деталям и логике, они также склонны к чрезмерному обобщению. Из-за обеспокоенности внешними событиями люди данного типа привыкают ценить внешние события больше, чем свои внутренние переживания. Это приводит к избеганию самопознания, что является серьезной помехой для адекватного восприятия себя и качественного взаимодействия с окружающими. Что, в свою очередь, влечет разные проблемы в общении, как для их собеседников, так и для них самих.

В отечественной врачебной среде бытуют выражения (тропы), выделяющие в качестве неформального, негласного и паранаучного деления хомо истерикус на два типа: «истероза мимоза» и «истероза стервоза».

«Мимоза» представляется слабой и беспомощной, тонкой и ранимой, подчиняющейся и отдающейся, а «стервоза» – сильной и властной, агрессивной и коварной, соблазняющей и наказывающей. «Мимоза» соблазняет желанием защищать, «стервоза» – желанием добиться. В целом это феноменологически точное, хотя и не совсем корректное обозначение подгрупп.

Два главных урока, которые можно усвоить как мастер-класс от «истерозы мимозы». Первый: если ничего не знаешь о своем партнере, будь молчалив и любезен, дай ему возможность говорить и создай «экран для проекций». Второй: если оппонент сильнее тебя или обладает большими ресурсами любого порядка, помоги ему поверить в глобальное превосходство над тобой и твою беспомощность. В результате этих двух действий истерик сам расскажет обо всех своих слабостях и уязвимостях, с доверием отдаст в пользование все ключи доступа.

Сегодня понятие «стерва» стало чуть ли не синонимом женской успешности и ассертивного (уверенного) поведения. «Хотите стать такой же – уверенной, сильной, самодостаточной? Сегодня мы даем уроки Настоящей Стервы!» – пестрят заголовки сайтов и рекламных объявлений.

Десятки популярных книг, сотни семинаров, тренингов и советчиц, «как стать настоящей стервой», управлять «мужиками и миром» несколько перевернули обычную трактовку этого термина и понятия.

В переносном смысле стерва традиционно воспринимается как скандальная, сварливая и своенравная женщина. Но буквально, по словарю Даля, стерва – это труп околевшего животного, падаль, мертвечина. Что весьма символично и даже метафорично, поскольку, вольно или нет, отражает неживую, искусственную игру в сильную личность глубоко неуверенного в себе человека, огромными усилиями пытающегося создать привлекательный виртуальный образ.

Сейчас в нашем социуме в качестве «стервы» пытаются позиционировать сильную, самодостаточную, умную, красивую и любящую себя женщину, искусного манипулятора и мастерицу соблазна. Особенностям и преимуществам «стерв» приписывают сочетание безупречной женской внешности с холодным расчетливым умом и мужским логичным, циничным взглядом на мир и отношением к людям.

Она точно знает, чего хочет, и как ей этого добиться. У нее есть четкий план и нужен мужчина, который в него идеально впишется, поможет его реализовать. Таким женщинам есть что показать, и они этим умело пользуются, превращая каждый свой шаг в перформанс и акт соблазнения.

В качестве инструмента для управления отношениями стерва обычно использует свою внешнюю сексуальность и инициативу. Однако истерики становятся заложниками старательно и собственными руками создаваемого имиджа успешности и независимости: несвойственная роль на длинной дистанции для них слишком тяжела. По ходу формирования реальных отношений удерживать имидж становится все труднее – прямо пропорционально их плотности и длительности.

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1 Психологические операции как комплексные организационные технологии тайного принуждения личности 1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Личности Чем отличается личность от серой массы? Прежде всего, нонконформизмом. Но там есть баланс. Серая масса - это масса конформистов, т.е. людей, которые со всем соглашаются и всех слушают, и если их не тряхнёт, они из колеи не выберутся. Но и жёсткие нонконформисты тоже

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Направленность личности. субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

52. Тип личности В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента:1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик;3) сильный, неуравновешенный – холерик;4) слабый, неуравновешенный – меланхолик.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Миф личности Очень важный момент – это миф вашей личности.Вы знаете, что вы лучше всех, но почему? Да, у вас трудности, но и у других – трудности. Ваша жизнь полна опасностей, но у и других, может быть, опасностей не меньше. Вы живете по регламенту, но и многие другие тоже

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

Истероидные личности Резкая смена настроения - от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка» - говорят за спиной такого человека. Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности,

Из книги автора

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Из книги автора

5 Личности не любят - личности чего-то хотят Когда маски сброшены, люди часто чувствуют обиду и разочарование, - но многие пары выдерживают такое испытание, не распадаются. Партнеры все еще чего-то хотят друг от друга и думают, что могут получить желаемое. Многие

Эпилептоидный тип

Черты эпилептоидного типа обычно видны уже в детстве. Ребенок эпилептоидного типа может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить, ни заставить замолчать. Очень рано у таких детей выявляются садистские наклонности: они любят мучить животных, дразнить малышей, издеваться над слабыми и беспомощными.

При этом характерна также и недетская бережливость в отношении всего «своего»: своей одежды, своих игрушек, своего школьногс хозяйства, и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покуситься на их собственность. В школе появляется мелочная аккуратность в ведении тетрадей, дневников, содержании всех ученических принадлежностей.

Черты эпилептоидного типа особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. Главной особенностью является склонность к периодам тоскливо-злобного настроения с постепенно, исподволь накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния могут длиться часами, иногда днями, постепенно развиваясь и медленно ослабевая. С тоскливо-злобными настроениями - дисфориями - тесно связана аффективная взрывчатость эпилептоида.

Вспышки возбуждения лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Аффект накипает постепенно длительное время. Повод для «взрыва» может быть ничтожным, играя роль «последней капли». Аффекты эпилептоида не только сильны, но и продолжительны: они долго не мо -ут успокоиться. В аффекте наблюдаются безудержная ярость, щ-ничная брань, возможно нанесение побоев, безразличие к беспомощности противника, неспособность учесть собственную превосходящую силу.

Инстинктивная жизнь эпилептоида отличается большим напряжением. Отмечается сильное половое влечение; склонность к сексуальным эксцессам может сочетаться с садистскими и мазохистскими наклонностями. Любовь окрашена мрачными красками ревности. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В состоянии алкогольного опьянения эпилептоид может совершать поступки, о которых потом не помнит. При этом отмечается тенденция напиваться "до отключения".

Брутальность эпилептоида сказывается буквалыо во всем: крепкие спиртные напитки он предпочитает пиву и вину, крепкие папиросы - легким сигаретам. В состоянии алкогольного опьянения легко возникают как агрессивные, так и аутоагрессивные аффективные реакции. У эпилептоидных личностей существует ральная угроза в отношении хронического алкоголизма. Среди их увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Очень легко пробуждается безудержная страсть к обогащению.

Эпилептоидные личности могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима, где умеют подольститься к руководителям, заполучить от них определенную власть над другими и использовать эту власть в собственных корыстных целях. Обычными чертами эпилептоида являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что накладывает отпечаток буквально на все — от моторики до эмоциональности, личностных ценностей, мышления (инертность основных психических процессов).

Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех предписаний, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм,— все эти особенности рассматриваются как способ компенсации собственнной инертности. Эпилептоиды склонны к консерватизму, любят раз и навсегда установленный порядок, подозрительны ко всякого рода новшествам. Их можно назвать «хранителями традиций».

Эпилептоида отличает большое внимание к своему здоровью. Бережное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, склонностью не прощать обиды, реакциями озлобления при малейшем ущемлении их интересов.

Самооценка эпилептоидной личности носит односторонний характер: замечает свою склонность к периодам мрачного расположения духа («на меня находит»), осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, беспокойство о своем здоровье, даже склонность к ревности, а в остальном представляет себя гораздо более конформным, чем это есть на самом деле. Ситуации наибольшей уязвимости -ситуации ущемления интересов, состояния алкогольного опьянения, а также ситуации, когда эпилептоид получает в руки власть над другими людьми, которую использует деспотично и авторитарно.

Отмечается непереносимость эпилептоидом неподчинения себе, материальных утрат, неспособность унять свое властолюбие, необузданная ревность. Любой аффект легко становится неудержимым и приводит иногда к непоправимым последствиям. Эпилептоидные черты способствуют психопатическому развитию по эпилептоидному типу, могут служить «почвой» для острых аффективных реакций, для делинквентных и криминальных поступков.

Истероидный тип

Главная черта истероидного типа - эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, интерес, сочувствие, почитание. На худой конец, предпочитаются негодование и ненависть, но только не перспектива остаться незамеченным. Лживость и фантазирование, так свойственные истероидной личности, направлены на приукрашивание ею собственной перссны с тем, чтобы всеми силами привлечь к себе внимание окружающих. Кажущаяся эмоциональность истероида на деле оборачивается театральной наигранностью переживаний, склонностью к рисовке и позерству. Глубокие искренние чувства, как правило, отсутствуют, несмотря на то, что истероиды постоянно имитируют исключительные страдания и сверхсильные чувства.

Дети с истероидными чертами характера охотно декламируют стихи, стоя на стуле в окружении взрослых зрителей, поют и танцуют на сцене под восхищенными взглядами зрительного зала. В подростковом возрасте с целью привлечь к себе внимание могут использоваться нарушения поведения, алкоголизация, сексуальные эксцессы. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, так как «серая» жизнь их не удовлетворяет, а занять престижное положение, которое бы тешило самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости и воли. Тем не менее безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически неудовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Истероиды склонны также к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно не бывает.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, истероидные дети стремятся находиться там, где их будут искать, обратить на себя внимание милиции, или каким-то косвенным путем просигналить родным о своем местопребывании.

Истероидные личности склонны также преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным набором алкогольных напитков. Готовы изображать из себя наркоманов.

Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз-другой какой-либо доступный суррогат, любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный кайф, прием экстравагантных средств вроде героина, экстези или ЛСД. Детальный расспрос при этом обнаруживает, что нахватанные с чужих слов сведения быстро истощаются. С целью привлечь в себе внимание в ход пускаются мнимые болезни, ложь и фантазии. Выдумывая, легко вживаются в свою роль и вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди имитируемых заболеваний могут быть психические расстройства. Особой популярностью пользуются деперсонализационные и дереализациониые переживания, идеи воздействия, явления психического автоматизма, «внутренний голос», «раздвоение Я». К ним, так же как и к демонстративным суицидным попыткам, могут прибегать, когда хотят выпутаться из какой-либо неприятной истории.

Истероидная акцентуация может сочетаться с психофизическим инфантилизмом. Она формируется также при воспитании по типу семейного кумира. Неудачи в среде сверстников истероидные личности склонны вымещать на своих родителях, которые становятся «козлами отпущения» за то, что уже не могут, как в детстве, преподнести готовым все, что захотелось, избавить от трудностей, устранить все ставшие на пути преграды. Любимые, избалованные, заласканные с детства, к удивлению своих родителей, они платят им холодностью, а то и озлоблением.

В сексуальном поведении истероида также очень много игры; игрой, которой они преимущественно увлекаются, является игра под названием «динамо». Самооценка очень далека от объективности. Неспособность занять видное положение, разоблачение вымыслов, крушение надежд,— утрата внимания со стороны значимых лиц,— все это может привести к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая изображение суицидных попыток, а также к истерическому неврозу и к демонстративным нарушениям поведения.

Поделиться: