Система сертификации нефтепродуктов система сертификации. Об утверждении системы сертификации нефтепродуктов Система сертификации нефтепродуктов

Безопасность и надежность эксплуатации техники в значительной степени определяются качеством применяемых в ней топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, т.е. горюче – смазочных материалов (ГСМ). В связи с чем повышенное внимание уделяется надежному контролю качества нефтепродуктов на различных этапах их получения, использования и утилизации. Ранее в отечественной практике качество товарных ГСМ контролировалось в процессе их производства на заводах - изготовителях (НПЗ) и у потребителей, имеющих для этого технические возможности. При необходимости текущий контроль качества выпускаемых ГСМ определялся специальными договорными обязательствами между изготовителями и потребителями, в которых регламентировался товарный ассортимент ГСМ, требующий углубленной проверки, и объем контролируемых показателей качества.

При переходе к рыночным условиям хозяйствования контроль качества осуществляется через сертификацию, проводимой по правилам системы сертификации ГСМ. Учитывая, что нефтепродукты по своей природе представляют повышенную опасность для экологии, человека и имущества, при сертификации ГСМ проводится их комплексная оценка на соответствие физико-химическим и эксплуатационным показателям, регламентируемым в нормативной документации (в ГОСТах и ТУ на нефтепродукты).

При сертификации ГСМ подтверждаются характеристики и показатели качества, заявляемые изготовителем (продавцом), путем испытания образцов продукции в аккредитованной Госстандартом РФ на техническую компетентность независимой лаборатории.

Система сертификации ГСМ предусматривает как обязательную, так и добровольную сертификацию. Список нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, приведен в прил. 2.

По результатам сертификационных испытаний выдается сертификат соответствия, который является основанием для реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Основными правовыми документами, определяющими необходимость сертификации ГСМ в РФ являются законы РФ: «О защите прав потребителей»; «О сертификации продукции и услуг»; «О стандартизации».

Правила и порядок проведения сертификации ГСМ в РФ определены: постановлениями Госстандарта России «Правила проведения сертификации ГСМ в РФ»; «Порядок проведения сертификации в РФ»; а также государственными стандартами ГОСТ 4.23-83: ГОСТ 4.24-84; ГОСТ 4.25-83.

Полный перечень нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, приведен: в «Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ», утвержденной Госстандартом России; в стандартах РФ (ГОСТ 26191-8; ГОСТ 26432-85; ГОСТ Р 18241-90).

Нормативными документами, регламентирующими требования к представляемым на сертификацию ГСМ, являются государственные и межгосударственные, отраслевые и региональные стандарты, технические условия, спецификации фирм и другие нормативные документы по согласованию сторон (заявителя и органа по сертификации).

Система сертификации нефтепродуктов учитывает особенности их производства, поставки потребителям, международных требований и соответствующих соглашений на нефтяном рынке как подсистемы сертификации ГОСТ Р.

По правилам Системы может проводиться также добровольная сертификация продуктов переработки нефти, горюче-смазочных материалов на нефтяной и синтетической основе (топлива, масла, смазки и специальные жидкости), а также компонентов этих материалов (присадки, загустители, добавки, модификаторы, ингибиторы, депрессаторы).

Номенклатура нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, разработана на основе Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013, и охватывает нефтепродукты народно-хозяйственного назначения, включая нефтепродукты, используемые на автомобильном транспорте (бензины автомобильные, дизтопливо, масла моторные, смазки и т. п.).

Основным организационно-правовым документом Системы являются «Правила проведения сертификации нефтепродуктов» (утв. Постановлением Госстандарта России от 8 октября 1998 г. N 78, зарегистрирован Минюстом РФ 25 декабря 1998 г. N 1666), которые устанавливает правила, процедуры и порядок проведения сертификации нефтепродуктов, проводимой Органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Организация работ в Системе Организацию работ по формированию Системы сертификации нефтепродуктов, руководство ею осуществляет соответствующее подразделение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации Центральный орган по сертификации

Функции Центрального органа по сертификации: - координацию деятельности Органов по сертификации и Испытательных лабораторий, входящих в Систему; - разработку предложений по номенклатуре продукции, сертифицируемой в Системе; - участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация; рассмотрение апелляций по поводу действий Органов по сертификации и Испытательных лабораторий;

- ведение учета Органов по сертификации и Испытательных лабораторий, входящих в Систему, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы.

Нормативные документы для сертификации К используемым при обязательной сертификации нормативным документам относятся международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Методики, используемые при проведении сертификационных испытаний, включенные в стандарты и иные нормативные документы на сертифицируемые нефтепродукты, позволяющие полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям нормативных документов, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» должны быть аттестованы в установленном порядке.

Порядок проведения работ по сертификации Порядок сертификации нефтепродуктов включает: - подачу заявки на сертификацию; - принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; - - отбор, идентификацию образцов и их испытания; - оценку производства нефтепродуктов (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата соответствия; - выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; - осуществление инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией (в соответствии со схемой сертификации); - проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении Знака соответствия; - информацию о результатах сертификации.

Изготовитель (продавец, исполнитель) направляет заявку на сертификацию в Орган по сертификации по своему выбору, в область аккредитации которого входит данная продукция. Учитывая специфику нефтепродуктов, каждая марка нефтепродукта сертифицируется отдельно.

Орган по сертификации в 10 -дневный срок рассматривает заявку. В случае положительного решения по результатам рассмотрения заявки Орган по сертификации сообщает заявителю о принятом решении. В случае принятия отрицательного решения заявителю отправляется обоснованное уведомление о невозможности проведения сертификации представленной продукции. Оплата работ по обязательной сертификации осуществляется заявителем в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» .

Выбор схемы сертификации при обязательной сертификации нефтепродуктов осуществляет Орган по сертификации, при добровольной определяет заявитель и предлагает Органу по сертификации.

Системой предусмотрено использование семи схем сертификации, каждая из которых предусматривает этапы «Испытания» , «Проверка производства» , «Инспекционный контроль» . Нумерация, состав и содержание схем, а также правила их применения соответствуют «Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15, зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 1996 г. , N 1139).

Пробы нефтепродуктов для сертификационных испытаний отбираются в соответствии с требованиями ГОСТ 2517 -85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» . Отбор проб продукции оформляется актом. Отбор проб для испытаний производится, как правило, аккредитованной Испытательной лабораторией (центром) или по ее поручению другой компетентной организацией. В случае проведения испытаний в двух или более Испытательных лабораториях отбор образцов может быть осуществлен Органом по сертификации (при необходимости, с участием Испытательных лабораторий).

Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора и отправляют в аккредитованную Испытательную лабораторию. Срок хранения, требования к маркировке и учету образцов, порядок их списания устанавливаются Органом по сертификации или Испытательной лабораторией. Испытания проводятся в аккредитованных Испытательных лабораториях (центрах). Испытания проводятся на образцах, состав и технология которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю продукции (заказчику).

По результатам сертификационных испытаний Испытательная лаборатория (центр) выдает Органу по сертификации протоколы испытаний по установленной форме.

Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний, готовит решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата. Органы по сертификации имеют право переоформления Сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями, при наличии соответствующих многосторонних или двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация. Орган по сертификации оформляет Сертификат по установленной форме, регистрирует в реестре и выдает заявителю. Срок действия Сертификата устанавливает Орган по сертификации, но не более чем на три года.

Нефтепродукты, хранящиеся в организациях нефтепродуктообеспечения в таре изготовителя (продавца, исполнителя) и сертификатом организациипоставщика, повторной сертификации при реализации не подлежат Организации нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, нефтеналивные станции), получающие нефтепродукты в транспортных емкостях или по трубопроводам, сертифицируют нефтепродукты по схемам сертификации, включающим анализ состояния производства.

Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком соответствия по ГОСТ Р 50460 -92 в порядке, установленном «Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» , утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25. 07. 96 N 14 и зарегистрированными в Минюсте России 01. 08. 96 под N 1138.

Рассмотрение апелляций При возникновении спорных вопросов по сертификации нефтепродуктов заинтересованная сторона может подать апелляцию Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов, в апелляционную комиссию специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в соответствии со ст. 9 и ст. 10 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг») и (или) в суд.

Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств Обязательность проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС определена Законами РФ «О защите прав потребителей» , «О безопасности дорожного движения» и закреплена в «Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации» , утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13. 08. 97 N 1013 и Госстандарта России от 23. 02. 98 N 5.

По правилам Системы может проводиться также добровольная сертификация услуг по ТО и ремонту АМТС.

Основные принципы построения и функционирования, общие правила проведения работ по сертификации, принятые в Системе, закреплены ее организационно-правовыми документами и соответствуют принципам и правилам, устанавливаемым Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» , «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» , «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации» , основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.

В настоящее время основным организационно-правовым документом Системы является документ «Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 11 ноября 1994 г. N 21, введен в действие с 1 января 1995 г.), который устанавливает организационную структуру Системы, определяет функции ее участников и порядок проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС.

Организационная структура Системы Организационную структуру Системы сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС образуют: - Национальный орган по сертификации - Госстандарт России; - Центральный орган по сертификации (Департамент автомобильного транспорта Минтранса России); - Апелляционная комиссия; - Научно-методический центр (НИИАТ); - Органы по сертификации услуг по ТО и Р АМТС (ОСУ); - Испытательные лаборатории (центры); - Исполнители услуг (заявители).

Нормативные документы для сертификации услуг В перечне услуг, подлежащих обязательной сертификации, помимо их наименования, непременно должны быть указаны нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.

При формировании перечня услуг, подлежащих обязательной сертификации, учитывается следующее: - наименование (а следовательно и технологическое содержание услуги) должно соответствовать Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002 -93 (ОКУН);

- нормативные документы, используемые при обязательной сертификации услуг, должны содержать: - требования по безопасности для: - жизни, здоровья граждан; - окружающей среды; - требования к методам проверки (контроля, испытаний) услуг; - требования к технологическим процессам исполнения услуг; - требования к мастерству исполнителя услуг.

Проверка, испытания и оценка услуг ведется в соответствии с требованиями технической документации на конкретные виды услуг, которая может быть дифференцирована по маркам, моделям, составным частям, отдельным видам работ, составляющих технологическое содержание услуг.

Порядок проведения работ по сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств Сертификация услуг по ТО и Р в общем случае включает в себя: - подачу заявки на сертификацию; - принятие решения по заявке, в том числе - выбор схемы сертификации; - оценку мастерства исполнителя или процесса оказания услуги, Системы качества;

- проведение сертификационных проверок результата услуги; - анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата соответствия; - выдачу Сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р; - осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой; - корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия; публикацию информации о результатах сертификации.

В заявке, в общем случае, сообщается: - наименование предприятия; - адрес и банковские реквизиты предприятия; - фамилия руководителя; - наименование сертифицируемой услуги (услуг) с кодом ОКУН. Форма заявки предусматривает также обязательства заявителя по выполнению ряда условий сертификации (в частности, оплаты расходов по проведению сертификации со стороны Органа).

Правилами Системы предусмотрено использование трех схем сертификации (1 -я, 2 -я и 5 -я), соответствующих «Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (зарегистрированы в Госреестре Госстандарта России РОСС RU. 0001. 010134 от 18 июня 1998 г. , зарегистрированы Министерством юстиции РФ 3 апреля 1998 г. , N 1502, введены в действие с 18 июня 1998 г.). Каждая из схем предусматривает последовательное выполнение следующих процедур:

Схема N 1: «Оценка мастерства исполнителя» , «Проверка результатов услуги» , «Инспекционный контроль» . Схема N 2: «Оценка процесса оказания услуги» , «Проверка результатов услуги» , «Инспекционный контроль» . Схема N 5: «Сертификация системы качества» , «Проверка результатов услуги» , «Инспекционный контроль» .

Процедура «Оценка мастерства исполнителя» предусматривает проверку: - соответствия квалификации руководящего и технического персонала исполнителя требованиям, содержащимся в нормативных и технических документах, оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих опыт работы и профессиональные характеристики конкретных работников исполнителя (трудовая книжка, конкурсный диплом, производственная характеристика, свидетельство о присвоении разряда, удостоверение о прохождении специального обучения и т. п.);

- знаний работниками технологической и нормативной документации, метрологического обеспечения производства; навыков оказания услуги (выполнения работы), в т. ч. использования при этом технологического оборудования и оснастки.

Процедура «Оценка процесса оказания услуги (выполнения работы)» предусматривает проверку: - соответствия технических документов требованиям нормативных документов в части возможности обеспечения результатов услуги сертификационным требованиям (включая проведение экспертизы); - обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;

- обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, оборудованием, оснасткой, средствами измерений (включая их аттестацию и поверку); - соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в нормативных и технических документах.

Процедура «Сертификация системы качества» предусматривает учет и проведение соответствующей экспертизы имеющегося у заявителя сертификата на систему качества на предмет соответствия требованиям Системы сертификации ГОСТ Р, возможности признания области его действия применительно к заявленной услуге (работе). При этом процедура сертификации системы качества осуществляется органами, аккредитованными на сертификацию систем качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.

Процедура «Проверка результата услуги» предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по рабочему плану проведения сертификационной проверки. Сертификационные проверки результатов услуг (работ) осуществляются экспертами по сертификации на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя.

Процедура «Инспекционный контроль» также предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется с целью подтверждения соответствия услуги (работы) сертификационным требованиям и условиям выдачи (ограничениям на область действия) Сертификата соответствия в рамках реализованной схемы сертификации, а также выполнения лицензионных условий на применение знака соответствия.

Основными целями сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются: создание условий для деятельности пассажирских автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей на едином рынке услуг; содействие потребителю в компетентном выборе услуг; защита потребителя услуг от недобросовестности исполнителя услуг; контроль безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества пассажиров; подтверждение показателей качества услуг, заявленных исполнителем услуг.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация услуг осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится с целью повышения конкурентоспособности исполнителей на рынке услуг.

Обязательная сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в Российской Федерации установлена в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» , «О сертификации продукции и услуг» , основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» (утверждена Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5).

Обязательной сертификации подлежат следующие услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом: - услуги по перевозке пассажиров в международном сообщении; - услуги по перевозке пассажиров в междугородном сообщении; - услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении; - услуги по перевозке пассажиров в городском сообщении; - прочие услуги по перевозке пассажиров (туристскоэкскурсионные, специальные, разовые автобусами; легковыми таксомоторами; легковыми автомобилями, осуществляющими пассажирские перевозки на коммерческой основе).

- Основными функциональными элементами организационной структуры Системы сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации - Госстандарт России; Апелляционная комиссия Госстандарта России; Центральный орган Системы - Департамент автомобильного транспорта Минтранса России; Совет Системы; Методический центр Системы - Научноисследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ); Органы по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, эксперты по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, исполнители услуг.

Классификация услуг устанавливается Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002 -93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.

Госстандарт России формирует сеть Органов по сертификации, утверждает организационно-методические документы Системы, осуществляет контроль за деятельностью Центрального органа Системы, взаимодействует с руководящими органами других Систем сертификации и с соответствующими органами других стран и международными органами по вопросам сертификации.

Апелляционная комиссия Госстандарта России формируется для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью Органов по сертификации, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия Сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия и пр.

Центральный орган Системы осуществляет: - руководство Системой; - устанавливает порядок сертификации, правила и процедуры управления Системой; - регулирует состав, количество и дислокацию Органов по сертификации; - организует и участвует в работе по аккредитации и инспекционному контролю за деятельностью Органов по сертификации; - взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации; - организует работы по актуализации и совершенствованию фонда нормативных и технических документов.

Совет Системы является совещательным органом. В его функции входят: - разработка направлений политики в области сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; - подготовка предложений по развитию и совершенствованию Системы; - подготовка предложений по совершенствованию нормативных, технических и организационно-методических документов.

Методический центр Системы: - координирует научно-методические работы, проводимые в Системе; - разрабатывает организационно-методические документы по сертификации; - формирует, ведет и актуализирует фонд нормативных и технических документов для сертификации; - разрабатывает методы и процедуры проверки и оценки услуг; - оказывает методическую помощь участникам Системы сертификации.

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом включает в себя следующие этапы: - подачу заявки на сертификацию; - принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; - оценку процесса оказания услуги или системы качества; - проведение сертификационных проверок результата услуги; анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата соответствия;

- выдачу Сертификата соответствия; - осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами; - корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги установленным требованиям; - публикацию информации о результатах сертификации.

При необходимости, по требованию Органа по сертификации, дополнительно к заявке может быть затребована дополнительная информация, которая, как правило, включает: а) копии регистрационных и уставных документов заявителя - Свидетельства о государственной регистрации и Устава заявителя (для индивидуальных предпринимателей Свидетельства о государственной регистрации). Просмотр данных документов осуществляется на предмет правомочности заявителя оказывать заявляемые услуги;

б) сведения об исполнительных руководителях и специалистах заявителя с указанием данных об их образовании, квалификации и аттестации. К исполнительным руководителям и специалистам относятся: - руководители и заместители руководителей; начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации, безопасности дорожного движения и технического контроля колонн (маршрутов), отрядов; - специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов;

в) сведения о пассажирских автотранспортных средствах с указанием инвентарного и государственного регистрационного номеров, их марок, года выпуска и даты прохождения последнего государственного технического осмотра;

г) сведения о регулярных автобусных маршрутах с указанием конечных остановочных пунктов, протяженности, времени в пути и прочих характеристик маршрута (интервал движения в часы максимального спроса, плановое количество подвижного состава в часы максимального спроса, кольцевой характер движения, наличие полуэкспрессного (скорого) или экспрессного режимов движения и т. п.).

Нормативные требования к услугам по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, установленные различными документами, для удобства их предъявления распределяются по следующим характеристикам: 1) Маршруты движения; 2) Соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения; 3) График (расписание движения);

4) Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; 5) Характеристики персонала: квалификация водителей, поддержание и контроль состояния здоровья водителей, режим труда и отдыха водителей, предрейсовый инструктаж, квалификация исполнительных руководителей и специалистов; 6) Дополнительные требования при международных перевозках: - квалификация водителей; - квалификация руководителя; - режим труда и отдыха водителей; соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения.

Сертификационные проверки подразделяются на два этапа: - проверка процесса оказания услуг в предприятии; - проверка процесса оказания и результата услуги на маршрутах движения (на линии). Каждый этап проверки оформляется отдельным протоколом.

Проверка характеристики «Маршруты движения» проводится по следующим элементам: соблюдение порядка обследования, открытия, изменения и закрытия регулярных автобусных маршрутов; - соблюдение требований по составлению и оформлению паспортов регулярных автобусных маршрутов; - своевременность оповещения населения об открытии автобусных маршрутов;

- соблюдение требований по присвоению регулярному автобусному маршруту категории «горный» ; -определение категории автобусных маршрутов по виду сообщения; -проведение обследований пассажиропотоков; -соблюдение требований по нормированию скоростей движения подвижного состава на маршрутах;

-соответствие автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, технических средств организации дорожного движения, пересечений автомобильных дорог с железными дорогами и другими коммуникациями, паромных и ледовых переправ установленным требованиям; -соответствие обустройства и информационного обеспечения автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов установленным требованиям.

Проверка характеристики «Соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения» проводится по следующим элементам: - соблюдение требований к подвижному составу по осевой нагрузке; - соответствие полной массы подвижного состава категориям автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, и фактической грузоподъемности расположенных на маршруте искусственных сооружений;

-соблюдение требований к подвижному составу для работы на горных и приравненных к ним маршрутах; -соблюдение требований к опознавательным знакам подвижного состава; -соответствие информационного обеспечения подвижного состава установленным требованиям.

Проверка характеристики «График (расписание) движения» проводится по следующим элементам: - соблюдение требований по составлению графиков (расписаний движения); - диспетчерское управление перевозками; - правильность действий при изменении дорожных условий; - соответствие эксплуатационной надежности движения подвижного состава на маршрутах установленным требованиям.

Проверка характеристики «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» проводится по следующим элементам: прохождение подвижным составом государственного технического осмотра; - соблюдение порядка выпуска подвижного состава на линию; - обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава; - учет и анализ сходов подвижного состава с линии по причине технической неисправности

Характеристики персонала проверяются по следующим элементам: - соответствие квалификации и опыта работы водителей установленным требованиям; - соблюдение требований по проведению стажировки водителей; - повышение профессионального мастерства водителей; своевременность прохождения водителями медицинского освидетельствования;

- осуществление контроля за состоянием здоровья водителей; - соответствие режимов труда и отдыха водителей установленным требованиям; - организация предрейсовых инструктажей водителей; - соблюдение требований по назначению на должности исполнительных руководителей и специалистов; - соблюдение требований по аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов; - информационное обеспечение водителей.

После проведения сертификационных проверок на предприятии и на маршрутах движения Орган по сертификации проводит экспертизу всех материалов (протоколы, акты и другие документы, предусмотренные соответствующими схемами сертификации) и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) Сертификата соответствия в срок не более 5 -ти дней.

Срок действия Сертификата соответствия устанавливает Орган по сертификации с учетом срока действия нормативной документации на сертифицированные услуги, но не более чем на три года. В течение срока действия Сертификата соответствия Орган по сертификации, выдавший Сертификат соответствия, не реже одного раза в год проводит инспекционный контроль сертифицированных услуг в форме периодических и внеплановых проверок.

Информация о приостановлении действия или отмене Сертификата соответствия доводится Органом по сертификации, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников Системы сертификации. Отмена действия Сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р. Повторная выдача Сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии с порядком, установленным Системой.

Когда мы говорим о сертификации ГОСТ Р, важно учитывать определенные важные моменты...

В рамках Системы сертификации ГОСТ Р , предназначенной для подтверждения соответствия продукции в Российской Федерации в общем случае утверждены правила сертификации нефтепродуктов. Данные правила учитывают специфические условия производства нефтепродуктов, а также особенности их поставок и положения международных требований и соглашений, которые действуют на нефтяном рынке.

В «Правилах проведения сертификации нефтепродуктов» указаны также порядок и процедуры проведения обязательной сертификации соответствующей продукции, которую проводят органы по сертификации, аккредитованные на право проведения таких работ в Системе сертификации ГОСТ Р. По данным правилам сертифицируют нефтепродукты, которые имеют техническое заключение по производству и применению, оформленное в соответствии с "Правилами организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники". Эти же правила используются и при проведении добровольной сертификации продуктов нефтепереработки (масел, топлива, специфических жидкостей) и компонентов таких материалов, например загустителей, модификаторов, добавок, присадок, депрессаторов и ингибиторов.

По Правилам сертификации нефтепродуктов проводится подтверждение соответствия топлива и горюче-смазочных материалов (нефтепродуктов), которые будут выпущены в обращение на территории Российской Федерации. Также они (правила) могут использоваться и в иных случаях, установленных законодательством России.

Для того чтобы определить, необходимо ли в обязательном порядке сертифицировать конкретный вид нефтепродуктов, нужно воспользоваться «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация ". Номенклатура содержит названия и коды по общероссийскому классификатору продукции (ОКП) тех видов продукции, подтверждение соответствия требованиям безопасности для которых является обязательным.

Обязательные требования к нефтепродуктам содержатся в соответствующем техническом регламенте. До вступления в силу техрегламента необходимо подтверждать требования безопасности к данной продукции, содержащиеся в стандартах, СанПиНах, нормах по безопасности или других документах, в которых, согласно российскому законодательству, могут содержаться требования безопасности. При добровольной сертификации могут подтверждаться любые требования, указанные заказчиком в документах, также указанных заказчиком.

В первую очередь заказчик должен выбрать орган по сертификации из числа тех, чья область аккредитации включает соответствующий вид нефтепродуктов. Затем организация-заказчик подает заявку в выбранный орган по сертификации . Если по заявке было принято положительное решение, то следующим этапом процедуры сертификации будет отбор образцов, их идентификация и испытания. Если схемой сертификации предусматривается оценка производства, то после проведения испытаний образцов орган по сертификации проводит такую оценку. Затем сотрудники органа по сертификации анализируют все полученные результаты и принимают решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. После выдачи сертификата соответствия орган по сертификации осуществляет регулярные проверки - инспекционный контроль в течение срока действия сертификата. Сотрудники органа по сертификации по результатам инспекционного контроля могут рекомендовать заказчику провести корректирующие мероприятия, приостановить или отменить действие сертификата в случае обнаружения несоответствий.

Постановление Госстандарта РФ от 8 октября 1998 г. № 78
"Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации нефтепродуктов"

Госстандарт России постановляет:

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5152-1 "О сертификации продукции и услуг", Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ "О защите прав потребителей " и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" утвердить и ввести в действие в установленном порядке Правила проведения сертификации нефтепродуктов.

Настоящее постановление направить на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации и ввести в действие по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

Правила проведения сертификации нефтепродуктов

(утв. постановлением Госстандарта РФ от 8 октября 1998 г. № 78)
(с изменениями от 5 апреля, 20 июля, 5 сентября 2001 г., 12 августа 2002 г.)

1. Область применения

Настоящие Правила разработаны с целью создания системы сертификации однородной продукции - нефтепродуктов, учитывающей особенности их производства, поставки потребителям, международных требований и соответствующих соглашений на нефтяном рынке, как подсистемы сертификации ГОСТ Р.

Правила разработаны в развитие Системы сертификации ГОСТ Р и в соответствии с Законами Российской Федерации от 10.06.93 г. № 5152-1 "О сертификации продукции и услуг" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.98 г. № 154-ФЗ (далее - Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"), от 10.06.93 г. № 5154-1 "О стандартизации", от 27.04.93 № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений", а также в соответствии с "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации ", утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 27 июня 2000 г. под № 2284 (далее по тексту - Правила); Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации , утвержденным постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15, зарегистрированным в Минюсте России 5 апреля 1995 г. под № 826 с изменением № 1, утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. № 15, зарегистрированным в Минюсте России 1 августа 1996 г. под № 1139 (далее по тексту - Порядок).

Документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации нефтепродуктов, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

На сертификацию рекомендуется принимать нефтепродукты, имеющие техническое заключение (допуск) по производству и применению, оформленное в соответствии с "Правилами организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники ", утвержденными постановлением Госстандарта России от 14 февраля 2001 г. № 16, зарегистрированным в Минюсте России 22 марта 2001 г., регистрационный № 2626.

Настоящий документ может быть использован для проведения добровольной сертификации продуктов переработки нефти, горюче-смазочных материалов на нефтяной и синтетической основе (топлива, масла, смазки и специальные жидкости), а также компонентов этих материалов (присадки, загустители, добавки, модификаторы, ингибиторы, депрессаторы).

2. Общие положения

2.1. Объектом сертификации являются топливо и горюче-смазочные материалы (далее по тексту - нефтепродукты), предназначенные для реализации на территории Российской Федерации и в иных случаях, установленных законодательством.

2.2. Обязательной сертификации подлежат нефтепродукты, включенные в "Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация ", разработанную в соответствии с "Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № .

2.3. Обязательная сертификация продукции осуществляется в соответствии с нормативными документами, устанавливающими обязательные требования, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья людей и окружающей среды.

К используемым при обязательной сертификации нормативным документам относятся международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы, законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Соблюдение правил обязательной сертификации и сертифицированная продукция подлежат государственному контролю и надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4. Добровольная сертификация нефтепродуктов проводится в соответствии со статьями 17, 18, 19 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг " по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольная сертификация нефтепродуктов проводится на соответствие требованиям документов, определяемых заявителем.

2.5. Информация о нефтепродуктах, включенных в область аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), органах по сертификации и аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), предоставляется Центральным органом по сертификации нефтепродуктов или Отделом по ведению Государственного реестра специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации.

2.6. Методики, используемые при проведении сертификационных испытаний, включенные в стандарты и иные нормативные документы на сертифицируемые нефтепродукты, позволяющие полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям нормативных документов, в соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений " должны быть аттестованы в установленном порядке.

2.7. Сертификация нефтепродуктов проводится по схемам, приведенным в .

2.8. При ввозе продукции в Российскую Федерацию в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг " (ст.14, ч.1) должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 14 названного Закона). Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом Российской Федерации.

Зарубежные сертификаты на нефтепродукты признаются при наличии двух- или многостороннего соглашения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации в соответствии со ст. 4 указанного Закона.

2.9. Организацию работ по формированию системы сертификации нефтепродуктов, руководство ею осуществляет соответствующее подразделение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации - Центральный орган по сертификации, функции которого изложены в Правилах .

3. Порядок проведения обязательной сертификации нефтепродуктов

3.1. Сертификация продукции в соответствии с Порядком включает:

подачу заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

отбор, идентификацию образцов и их испытания;

оценку производства нефтепродуктов (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее - сертификат);

выдачу сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией (в соответствии со схемой сертификации);

проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

информацию о результатах сертификации.

3.2. Изготовитель (продавец, исполнитель) направляет заявку на сертификацию в орган сертификации по своему выбору, в область аккредитации которого входит данная продукция. Форма заявки приведена в .

Учитывая специфику нефтепродуктов, каждая марка нефтепродукта сертифицируется отдельно. Нефтепродукты, применяемые в авиации, сертифицируются отдельно по маркам и сортам.

3.3. Орган по сертификации в 10 - дневный срок рассматривает заявку.

В случае положительного решения по результатам рассмотрения заявки орган по сертификации сообщает заявителю о принятом решении по форме .

В случае принятия отрицательного решения заявителю направляется обоснованное уведомление о невозможности проведения сертификации представленной продукции.

Оплата работ по обязательной сертификации осуществляется заявителем в соответствии с п.2 ст.16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг ".

3.4. Выбор схемы сертификации при обязательной сертификации нефтепродуктов осуществляет орган по сертификации, при добровольной - определяет заявитель и предлагает органу по сертификации в соответствии с Порядком .

3.5. Пробы нефтепродуктов для сертификационных испытаний отбираются в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб". Отбор проб продукции оформляется актом в соответствии с .

Отбор проб для испытаний производится, как правило, аккредитованной испытательной лабораторией (центром) или по ее поручению другой компетентной организацией. В случае проведения испытаний в двух или более испытательных лабораториях отбор образцов может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости - с участием испытательных лабораторий).

Испытательная лаборатория (центр), аккредитованная только на техническую компетентность, отбор проб осуществляет в присутствии представителя органа по сертификации или по его поручению другой компетентной организации.

3.6. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора и отправляют в аккредитованную испытательную лабораторию. Срок хранения, требования к маркировке и учету образцов, порядок их списания устанавливаются органом по сертификации или испытательной лабораторией.

3.7. Испытания проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах). Испытания проводятся на образцах, состав и технология которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю продукции (заказчику).

При отсутствии испытательной лаборатории (центра), аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проведение испытаний для целей сертификации в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией (центром) обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории (центра) и органа по сертификации.

3.8. Испытания нефтепродуктов, поставляемых только для нужд обороны, производятся в испытательном центре Министерства обороны Российской Федерации. Пробы нефтепродуктов отбираются в присутствии представителя заказчика Министерства обороны Российской Федерации.

Авиационные горюче-смазочные материалы, относящиеся к объектам воздушного транспорта, подлежащим обязательной сертификации, проходят сертификацию в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, зарегистрированной Госстандартом России под № POCC.RU.0001.AT.01 и Минюстом России 15.02.96 г. под № 1031.

3.9. По результатам сертификационных испытаний испытательная лаборатория (центр) выдает органу по сертификации протоколы испытаний по установленной форме ().

3.10. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний, готовит решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата.

Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие нефтепродуктов требованиям и нормам безопасности, установленным в государственных стандартах. Допускается сокращать объем сертификационных испытаний при условии наличия документов компетентных государственных органов Российской Федерации, подтверждающих безопасность продукции.

Органы по сертификации имеют право переоформления сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями при наличии соответствующих многосторонних или двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

3.11. Орган по сертификации оформляет сертификат по установленной форме, регистрирует в реестре и выдает заявителю.

3.15. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводящие сертификацию этой продукции с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций.

Порядок проведения и периодичность инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в каждом конкретном случае и фиксируются в решении о выдаче сертификата.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом.

Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле.

3.16. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в соответствии с п.п.3.7.6, 3.7.7 Порядка .

Решение о приостановке действия или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и всех заинтересованных участников сертификации продукции. Отмена действия сертификата соответствия производится согласно п.3.8.2 Порядка .

3.17. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат соответствия.

По результатам внеплановых проверок орган по сертификации действует в соответствии с п.3.15 настоящих Правил.

3.18. Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов соответствия. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию продукции, находятся на хранении в органе по сертификации не менее, чем срок действия сертификата.

4. Рассмотрение апелляций

При возникновении спорных вопросов по сертификации нефтепродуктов заинтересованная сторона может подать апелляцию в Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов, в апелляционную комиссию специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в соответствии со ст.9 и ст.10 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг ") и (или) в суд.

Приложение 1

к Правилам проведения

от 8 октября 1998 г. № 78

Номенклатура нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации
(с изменениями от 5 апреля 2001 г.)

Приложение 2

к Правилам проведения
сертификации нефтепродуктов,
утвержденным постановлением Госстандарта РФ
от 8 октября 1998 г. № 78

Схемы сертификации

№ схемы

Испытания

Проверка производства

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

Испытания типа*

Испытания типа

2а.

Испытания типа

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания типа

3а.

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания типа

4а.

Испытания типа*

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания типа*

Сертификация производства или сертификация системы качества изготовителя

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Контроль стабильности условий производства и функционирования системы качества

Сертификация системы качества изготовителя

Контроль за стабильностью функционирования системы качества

Испытания партии

________________________

* Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

Приложение 3

к Правилам проведения
сертификации нефтепродуктов,
утвержденным постановлением Госстандарта РФ
от 8 октября 1998 г. № 78

наименование органа по сертификации

(адрес)

Заявка

на проведение сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ Р

1. ______________________________________________________________________

(наименование организации-изготовителя, продавца (далее -

заявителя) код ОКП-О или номер регистрационного документа

_________________________________________________________________________

индивидуального предпринимателя)

_________________________________________________________________________

телефон ________________ факс ____________ телекс ___________________________

в лице _____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество руководителя)

заявляет, что _______________________________________________________________

наименование вида продукции, код ОКП и (или)

__________________________________________________________________________

ТН ВЭД, серийный выпуск или партия определенного размера

Выпускаемая (*) по

(каждое изделие при единичном производстве)

_________________________________________________________________________ ,

наименование и реквизиты документации изготовителя (ТУ, стандарт)

соответствует требованиям __________________________________________________

(наименование и обозначение стандартов)

и просит провести сертификацию данной продукции на соответствие

требованиям указанной нормативной документации по схеме ____________________

(номер схемы

сертификации)

2. Заявитель обязуется:

выполнять все условия сертификации;

обеспечить предоставление образцов (проб) должным образом идентифицированной продукции;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

маркировать знаком соответствия только ту продукцию, которая соответствует требованиям нормативных документов, на которые распространяется действие сертификата;

при установлении несоответствия продукции требованиям нормативных документов принимать меры по недопущению реализации этой продукции;

оплатить все расходы по проведению сертификации.

3. Дополнительные сведения ______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Руководитель организации ___________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Главный бухгалтер __________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Печать

Дата

Примечание:

(*) Если заявителем является продавец, то после слова

"выпускаемая" записывается "изготовителем ____________________________________________ __

(наименование изготовителя)

_________________________________________________________________" и далее по тексту.

Приложение 4

к Правилам проведения
сертификации нефтепродуктов,
утвержденным постановлением Госстандарта РФ
от 8 октября 1998 г. № 78

Решение

органа по сертификации по заявке на проведение сертификации

№ _____ от "__" ________ ____ г.

Рассмотрев заявку _______________________________________________________

(наименование организации-изготовителя,

_________________________________________________________________________

продавца, исполнителя)

Юридический адрес _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

телефон _______________ факс ____________ телекс ___________________________

_________________________________________________________________________

на сертификацию _________________________________________________________

(наименование вида продукции, код ОКП

_________________________________________________________________________

и (или) ТН ВЭД)

_________________________________________________________________________

Орган по сертификации ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

1. Сертификация будет проведена по схемам _________________________________

(номер схемы сертификации)

2. Сертификация будет проведена на соответствие требованиям _________________

_________________________________________________________________________

(наименование и обозначение нормативно-технических документов)

3. Проверка производства будет проведена ____________________________________

_________________________________________________________________________

(наименование аккредитованной организации, адрес, вид проверки)

_________________________________________________________________________

4. Инспекционный контроль за продукцией будет осуществляться путем

испытаний образцов ______________________________________________________

(взятых в торговле и (или) у изготовителя)

_________________________________________________________________________

с периодичностью ________________________________________________________

5. Работы проводятся на основе _____________________________________________

(договор, (тариф, другие варианты оплаты)

_________________________________________________________________________

Приложение : Перечень необходимых технических документов и аккредитованных испытательных лабораторий, в которых может быть испытана продукция, органов по сертификации производства или систем качества, в которых могут быть получены соответствующие сертификаты.

Руководитель Органа по сертификации _____________________________________

_____________________________________

(подпись)

(расшифровка подписи)

"___" _________ г.

Приложение 5

к Правилам проведения
сертификации нефтепродуктов,
утвержденным постановлением Госстандарта РФ
от 8 октября 1998 г. № 78

отбора образцов (проб)

от "__" ________ 199_ г.

Наименование изготовителя (заявителя) _____________________________________

Наименование и адрес организации, где проводился отбор образцов (проб)

_________________________________________________________________________

Наименование вида продукции _____________________________________________

Единица измерений _______________________________________________________

Размер партии ____________________________________________________________

Результат наружного осмотра партии _________________________________________

(состояние упаковки, маркировки)

Дата выработки __________________________________________________________

Проба (образец) отобрана в соответствии с ГОСТ _____________________________

Количество отобранных образцов ___________________________________________

(масса, упаковочные единицы)

(для испытаний _____________________________________________________)

(для контрольных образцов ___________________________________________)

Цель отбора: испытание продукции по показателям безопасности в

соответствии с требованиями ГОСТ, СанПин и т.д.

_________________________________________________________________________

Место и дата отбора проб __________________________________________________

_________________________________________________________________________

От изготовителя (заказчика)

_______________________________

(подпись)

(Ф.И.О.)

От лаборатории или

_______________________________

органа по сертификации

(подпись)

(Ф.И.О.)

_______________________________

(подпись)

(Ф.И.О.)

Приложение 6

к Правилам проведения
сертификации нефтепродуктов,
утвержденным постановлением Госстандарта РФ
от 8 октября 1998 г. № 78

Испытательная лаборатория (центр)

(наименование)

_________________________________________________________________________

Аттестат аккредитации на

Зарегистрирован в Государственном

техническую компетентность

реестре Системы сертификации ГОСТ Р

и (или) независимость

№ __________________________________

от "__" __________ г.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(наименование, адрес и телефон (факс) испытательной

лаборатории (центра)

Протокол испытаний

контрольный

№ ___________________________

от "___" ___________ г.

1. Продукт

2. Организация-заказчик на проведение сертификации продукции _______________

3. Организация-изготовитель _______________________________________________

4. Дата получения образца _________________________________________________

5. Основания для проведения испытаний _____________________________________

6. Дата испытаний ________________________________________________________

7. Номер и дата отбора проб, шифр образцов __________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9. Участие субподрядчиков

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Результаты испытаний приведены в таблице (прилагается) ___________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Руководитель испытательной

лаборатории (центра)

Приложение 7

к Правилам проведения
сертификации нефтепродуктов,
утвержденным постановлением Госстандарта РФ
от 8 октября 1998 г. № 78

Результаты испытаний

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении "Системы сертификации нефтепродуктов"


Госстандарт России

постановляет:

1. Утвердить "Систему сертификации нефтепродуктов" (прилагается).

2. Настоящее постановление направить на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Настоящее постановление ввести в действие в установленном порядке.

Председатель
Госстандарта России
Б.Алешин


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 ноября 2002 года,
регистрационный N 3939

Приложение. Система сертификации нефтепродуктов

Система сертификации нефтепродуктов (далее - Система) является подсистемой "Системы сертификации ГОСТ Р", положение о которой утверждено и зарегистрировано Минюстом России 29 апреля 1998 года, регистрационный N 1520, с изменениями и дополнениями , утвержденными , зарегистрированным Минюстом России 10 июня 2002 года, регистрационный N 3506.

I. Основные цели и принципы Системы

Система создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

II. Структура Системы и функции ее участников

Структуру Системы, приведенную в приложении 1, образуют:

- Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов (отдел сырья и материалов Управления стандартизации Госстандарта России) - далее ЦОС;

- органы по сертификации (сертификационные центры) - далее ОС, в область аккредитации которых включены нефтепродукты;

- испытательные лаборатории (испытательные центры) - далее ИЛ, аккредитованные на независимость и (или) техническую компетентность, в область аккредитации которых включены нефтепродукты.

ЦОС осуществляет свою деятельность в соответствии с "Положением о Центральном органе Системы сертификации нефтепродуктов" (приложение 2).

ЦОС организует работы по формированию Системы сертификации нефтепродуктов и осуществляет руководство ею, координирует деятельность ОС и ИЛ.

Основные функции ОС и ИЛ установлены "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации ", утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года N 26 и зарегистрированными Минюстом России 27 июня 2000 года, регистрационный N 2284.

III. Правила проведения сертификации нефтепродуктов

Правила проведения сертификации нефтепродуктов с изменениями N 1 , N 2 и N 3 утверждены , от 5 апреля 2001 года N 32 , от 20 июля 2001 года N 68 , от 5 сентября 2001 года N 79 и зарегистрированы Минюстом России 25 декабря 1998 года под N 1666, 7 мая 2001 года, регистрационный N 2699, 8 августа 2001 года, регистрационный N 2853, 19 сентября 2001 года, регистрационный N 2944 соответственно.

В Системе работы по подтверждению соответствия проводятся по "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" и "Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" (утверждены постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64; признано не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 03.09.2002 N 07/8285-ЮД).

Приложение N 1 к Системе. Организационная структура системы сертификации нефтепродуктов

Приложение N 1

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов (отдел сырья и материалов Управления стандартизации Госстандарта России)

Координационный совет

Апелляционная комиссия

Органы по сертификации
(сертификационные центры)

з
а
я
в
к
а

с
е
р
т
и
ф
и
к
а
т

з
а
д
а
н
и
я,

п
р
о
б
ы

р
е
з
у
л
ь
т
а
т
ы

(п
р
о
т
о
к
о
л
ы)

Заявители
(производители, продавцы, организации нефтепродуктообеспечения)

Испытательные лаборатории (испытательные центры)

Организации, взаимодействующие с Системой

Террито-
риальные органы Госстан-
дарта России

Федераль-
ные органы исполни-
тельной власти

Правительство Москвы

ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

ТК 88 "Парафины, церезины"

ТК 127 "Нефтяные растворители"

ТК 138 "Нефтяные битумы и коксы"

Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России

Приложение N 2 к Системе. Положение о Центральном органе Системы сертификации нефтепродуктов

Приложение N 2

Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, структуру и функции, права и обязанности Центрального органа Системы сертификации нефтепродуктов.

I. Общие положения

Центральным органом Системы сертификации нефтепродуктов является отдел сырья, материалов Управления стандартизации Госстандарта России.

Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Положением о Системе сертификации ГОСТ Р , утвержденным постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 года N 11 и зарегистрированным Минюстом России 29 апреля 1998 года, регистрационный N 1520, с изменениями и дополнениями , утвержденными постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2002 года N 30 , зарегистрированным Минюстом России 10 июня 2002 года, регистрационный N 3506, документами Системы сертификации нефтепродуктов, Правилами проведения сертификации нефтепродуктов, с изменениями N 1 , N 2 и N 3 , утвержденными постановлениями Госстандарта России от 8 октября 1998 года N 78 , от 5 апреля 2001 года N 32 , от 20 июля 2001 года N 68 , от 5 сентября 2001 года N 79 и зарегистрированными Минюстом России 25 декабря 1998 года, регистрационный N 1666, 7 мая 2001 года, регистрационный N 2699, 8 августа 2001 года, регистрационный N 2853, 19 сентября 2001 года, регистрационный N 2944 соответственно, а также настоящим положением.

II. Организационная структура

2.1. Руководитель Центрального органа по сертификации нефтепродуктов - начальник отдела сырья, материалов Управления стандартизации Госстандарта России.

Заместитель руководителя - заместитель начальника отдела сырья, материалов Управления стандартизации Госстандарта России.

2.2. Ответственный секретарь назначается руководством Центрального органа.

2.3. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов образует в своем составе:

- координационный совет;

- апелляционную комиссию.

В состав координационного совета включаются представители Госстандарта России и подведомственных ему учреждений, а также представители организаций от изготовителей и потребителей нефтепродуктов; в состав апелляционной комиссии - представители Госстандарта России и подведомственных ему учреждений. Персональный состав координационного совета и апелляционной комиссии утверждается постановлением Госстандарта России (на государственную регистрацию не представляется).

III. Функции

3.1. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов выполняет следующие функции:

- организует и координирует работу органов по сертификации и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им Системе сертификации нефтепродуктов;

- готовит предложения по правилам системы сертификации нефтепродуктов;

- рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), участвующих в данной системе;

- выявляет потребность в органах по сертификации, испытательных лабораториях и экспертах;

- разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции, сертифицируемой в Системе сертификации нефтепродуктов;

- обеспечивает разработку и утверждение методических документов Системы (при необходимости изменений к ним);

- взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, участвует в подготовке предложений по разработке и (или) изменению нормативных документов по стандартизации;

- взаимодействует с потребителями и изготовителями нефтепродуктов, обществами потребителей, Минздравом России и другими заинтересованными предприятиями и организациями;

- принимает решение по материалам, представленным координационным советом и апелляционной комиссией Системы.

3.2. Координационный совет Системы сертификации нефтепродуктов (КОС) осуществляет следующие функции:

- формирует политику функционирования и развития Системы сертификации нефтепродуктов;

- проводит анализ работы Системы, вырабатывает предложения и мероприятия по ее развитию и совершенствованию;

- рассматривает и готовит к утверждению организационно-методические документы;

- рассматривает (при необходимости) проекты нормативной документации на продукцию, входящую в Систему.

Заседания КОС проводятся по инициативе его руководителя. КОС осуществляет работу в присутствии более 50% состава.

3.3. Апелляционная комиссия рассматривает в 5-дневный срок жалобы участников сертификации, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и по другим вопросам.

При необходимости комиссия организует проведение арбитражных испытаний нефтепродуктов в аккредитованной лаборатории (центре), после чего подготавливает проект решения заявителю.

В случае несогласия с решениями апелляционной комиссии Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в апелляционную комиссию Госстандарта России и в арбитражный суд.

IV. Права и обязанности

4.1. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов имеет право:

- рассматривать и утверждать по согласованию с Госстандартом России организационно-методические документы Системы сертификации нефтепродуктов;

- рассматривать материалы, подготовленные координационным советом и апелляционной комиссией, и принимать по ним решения;

- вносить предложения по разработке и совершенствованию основополагающих организационно-методических документов в области сертификации продукции и услуг;

- вносить в Госстандарт России предложения по совершенствованию структуры Системы, изменению сферы ее деятельности.

4.2. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов обязан:

- обеспечивать актуальность правил и процедур Системы;

- строго соблюдать установленные правила, порядок и сроки проведения работ по сертификации нефтепродуктов;

- не допускать дискриминации по отношению к соискателям аттестатов сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).


Текст документа сверен по.

Поделиться: