Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента по российскому законодательству. Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, опекунов и попечителей? Признание и исполнение решений

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т. е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК. Пункт 1 ст. 162 предусматривает правило, в соответствии с которым установление и оспаривание отцовства (материнства) в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Данное правило применяется независимо от последующего приобретения ребенком гражданства другого государства. Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское законодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отношении детей, являющихся иностранными гражданами по рождению (законодательство государства их гражданства).

В связи с тем, что материальным правом, регулирующим установление и оспаривание отцовства (материнства), является законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению, следует иметь в виду, что ребенок является гражданином РФ по рождению в случаях, если:

  • а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка), т. е. гражданство родителей автоматически распространяется на родившегося ребенка;
  • б) один из его родителей является гражданином РФ, а другой родитель - лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • г) родители ребенка, находящегося на территории РФ, неизвестны и не объявились в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка;
  • д) оба его родителя являются гражданами иностранного государства, не предоставившего ребенку, родившемся на территории РФ, своего гражданства;
  • е) оба родителя ребенка, родившемся на территории РФ, являются лицами без гражданства (ст. 12 Закона о гражданстве РФ).

Статья 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, как и СК, устанавливает, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законодательство государства - члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.

Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ согласно п. 2 ст. 162 СК определяется только российским законодательством. Отсюда следует, что установление отцовства (материнства) ребенка на территории РФ, независимо от гражданства ребенка по рождению и соответственно законодательства, которое применяется при этом (в том числе и иностранное законодательство), осуществляется в органе загса или в суде (ст. 48-51 СК), а оспаривание отцовства (материнства) - в судебном порядке (ст. 52 СК).

В тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства (материнства) в органах загса (например, при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка - п. 3 ст. 48 СК), то проживающие за пределами территории РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

По общему правилу в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (ст. 163 СК). Отсюда следует, что при совместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имущественные права и обязанности будут определяться законодательством РФ, а именно ст. 54-88, 99-105 СК. Данное правило дает возможность применить к правоотношениям родителей и детей законодательство той страны, с которой они наиболее связаны в силу совместного места жительства.

Если родители и дети проживают в разных государствах (не имеют совместного места жительства), то права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Например, при взыскании алиментов с отца ребенка (иностранного гражданина) по иску матери - гражданки РФ, проживающей с ребенком в РФ, российский суд должен применять законодательство РФ (ст. 80-83, 86, 107, 108 СК), если ребенок является гражданином РФ, или законодательство страны гражданства ребенка, если ребенок - иностранный гражданин. Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выборе законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве.

В порядке исключения в целях выбора наиболее благоприятного (предпочтительного) для ребенка законодательства к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми (несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (вне зависимости от его гражданства). Как правило, данное положение относится к случаям, когда ребенок проживает на территории одного государства, а является гражданином другого государства. Применение законодательства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является более благоприятным для него, позволяет истцу наилучшим образом защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со стороны родителя (родителей). Однако применение законодательства страны места постоянного жительства ребенка на практике возможно только по требованию истца (родителя или опекуна (попечителя) ребенка). При отсутствии такого требования со стороны истца суд будет руководствоваться общими коллизионными правилами ст. 163 СК.

Правовое регулирование отношений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в государствах - членах СНГ осуществляется коллизионными нормами ст. 31, 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые по своему содержанию не отличаются от соответствующих норм СК (ст. 162, 163). Установление и оспаривание отцовства или материнства согласно ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам производится по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению. Правоотношения родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются по законодательству государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - по законодательству страны, гражданином которой является ребенок. Вместе с тем по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство страны, на территории которой постоянно проживает ребенок (п. 1 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, вытекающим из правоотношений между родителями и детьми, является суд того государства - члена СНГ, законодательство которого подлежит применению. Исполнение же решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого проживает ребенок (п. 3, 4 ст. 32 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам).

Признание и исполнение решений иностранных судов других государств (т. е. не членов СНГ) по правоотношениям родителей и детей осуществляется в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.

Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определено коллизионными нормами ст. 164 СК. В соответствии с указанной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, т. е. в интересах членов семьи и упрощения процедуры взыскания алиментов закреплен "территориальный" подход к решению данного вопроса. Таким образом, при проживании получателя алиментов и плательщика алиментов в Российской Федерации независимо от их гражданства следует применять российское законодательство (ст. 87, 88, 93-98 СК). При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. В этой связи не исключается обращение к законодательству РФ об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требующее уплаты алиментов, является гражданином РФ. Однако правило о выборе законодательства по гражданству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на территории какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в разных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются правом требовать уплаты алиментов. При применении законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен отказ компетентного органа в удовлетворении требования об уплате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена.

В государствах - членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи при наличии иностранного элемента определяются согласно ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам законодательством государства, на территории которого они имели совместное место жительства, а при его отсутствии - законодательством государства, гражданином которого является истец, т. е. лицо, претендующее на получение алиментов. Поэтому суд государства по месту совместного проживания родителей и совершеннолетних детей, других членов семьи (либо суд государства, гражданином которого является истец) компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей. Непосредственно механизм исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а также перевода алиментов гражданам государств - членов СНГ определяется соглашениями от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" и "О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам".

  • 5. Внутреннее законодательство в области мчп.
  • 6. Обычаи и обыкновения в мчп. Доктрина lex mercatoria.
  • 7. Коллизионная норма: структура и элементы. Основные типы коллизионных привязок.
  • 8. Виды коллизионных норм
  • 9. Конфликт квалификаций в мчп. Толкование коллизионных норм.
  • 10. Оговорка о публичном порядке.
  • 11. Применение права страны со множественностью правовых систем.
  • 12. Проблема «обхода закона» в мчп
  • 13. Сверхимперативные нормы в мчп
  • 2 Признака:
  • 14. Обратная отсылка и отсылка к закону третьего государства
  • 15. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 16. Установление содержания иностранного права.
  • 17. Личный закон физ. Лица и его варианты. Сфера действия дан. Закона.
  • 18. Коллизионные вопросы дееспособности физ. Л. Ограничение дееспособного и признание недееспособным иностранца. Признание безвестно отсутв. И объявл. Умершим в мчп.
  • 19. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 20. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Трудовые права иностанцев.
  • 21. Личный закон юридического лица. Сфера действия личного закона юр лица.
  • 22 Государство как участник гражданских правоотношений в мчп. Иммунитет государства и его виды.
  • 23 Коллизионные вопросы вещного права.
  • 24. Коллизионные вопросы формы сделок.
  • 26. Соглашение о выборе права: форма и содержание.
  • 27. Принцип «тесной связи» при определении права, применимого к договору. Закон продавца и иные привязки.
  • 28. Право, применимое к уступке требования и уплате процентов
  • 29. Коллизионное регулирование отношений с участием потребителей в мчп. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги
  • 30. Сфера применения и общие положения Конвенции оон в договорах международной купли-продажи товаров 1980
  • 31. Порядок заключения и содержания договора международной купли-продажи товаров по Венской Конвенции 1980
  • 32. Вопросы исковой давности в мчп
  • 33. Инкотермс-2000: термины группы е и f
  • 34. Инкотермс-2000: термины группы с и d
  • 2) Термины d:
  • 35. Международные перевозки. Транспортные конвенции.
  • 36. Расчетные отношения в мчп.
  • 37. Коллизионные вопросы вексельного и чекового обращения.
  • 38. Коллизионные вопросы деликтных обязательств в мчп. Неосновательное обогащение в мчп.
  • 39. Вопросы авторского права в мчп. Международные договоры в области авторского права.
  • 40. Международные соглашения в области охраны промышленной собственности.
  • 41. Коллизионные вопросы наследственного права.
  • 42. Заключение и расторжение брака в мчп.
  • 43. Правоотношения между супругами в мчп.
  • 44. Правоотношения между родителями и детьми в мчп. Усыновление в мчп.
  • 45. Международная подсудность. Критерии определения подсудности.
  • 46. Положение иностранных лиц в гражданском процессе. Процессуальная дееспособность иностранцев.
  • 47. Признание и исполнение иностранных судебных решений.
  • 48. Исключительная подсудность в международном гражданском процессе. Договорная подсудность. Lis alibi pendens.
  • 49. Оказание правовой помощи. Судебные поручения.
  • 50. Действие иностранных официальных документов в пространстве. Легализация и апостиль.
  • 44. Правоотношения между родителями и детьми в мчп. Усыновление в мчп.

    Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

    Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.).

    Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. Основная коллизионная привязка – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

    Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

    Усыновление (удочерение) в МЧП.

    Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. В этой связи в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

    Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК). Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей – российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

    В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей – граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами Российской Федерации. При усыновлении (удочерении) детей – граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ.

    Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке"). В национальном законодательстве установлено: "Правоотношения между родителем и ребенком регулируются правом страны гражданства ребенка, когда такое право является тем же самым, что и право одного из родителей, или когда оно является тем же самым, что и право одного родителя, если другой родитель отсутствует. В иных случаях регулирование осуществляется по праву места обычного пребывания ребенка" (ст. 32 Закона о МЧП Японии).

    Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. "Семейные правоотношения между родителями и детьми, особенно в отношении фамилии, опекунства, законного представительства, содержания и управления имуществом - кроме содержания родителей - регулируются личным законом ребенка" (§ 45.1.4 Указа о МЧП Венгрии).

    Кроме личного закона детей и родителей применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда. Последний является вспомогательной привязкой и применяется при условии, что он наиболее благоприятен для ребенка: "К отношениям между родителями и детьми применимо право государства, гражданами которого они являются. Если родители и дети имеют различное гражданство, применимо право государства, на территории которого они имеют место жительства. Если родители и дети имеют различное гражданство и не имеют места жительства в одном и том же государстве, применяется право страны, гражданином которой является ребенок" (ст. 46 Закона о МЧП Македонии).

    Если в момент рождения ребенок является законнорожденным согласно праву страны гражданства либо мужа, либо жены, он считается законнорожденным (ст. 28 Закона о МЧП Японии). При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства родителей, а в его отсутствие - закон места рождения ребенка. Современный законодатель стремится установить право, наиболее благоприятное для признания ребенка законнорожденным: "Если супружеские отношения прекратились до рождения ребенка, ребенок признается законнорожденным, если это соответствует праву гражданства ребенка в момент рождения, или праву гражданства его матери, или мужа его матери в момент прекращения супружеских отношений" (§51 Закона о МЧП Тайваня).

    Однако в Таиланде законнорожденность ребенка определяется законом гражданства мужа матери на момент рождения ребенка. Тот же самый закон регулирует иск об оспаривании законнорожденности ребенка (§ 29 Закона о МЧП).

    Вопросы происхождения ребенка являются предпосылкой для разрешения проблемы взаимоотношений между родителями и детьми; эти вопросы, как правило, имеют самостоятельную коллизионную привязку. По вопросам происхождения ребенка современный законодатель, как правило, устанавливает цепочку коллизионных норм, нацеленную на отыскание наиболее благоприятного для ребенка права: "Происхождение регламентируется правом государства, чье гражданство ребенок приобрел к моменту рождения. Если это более благоприятный вариант для ребенка, то применяется: 1) право государства, чьим гражданином является ребенок или в котором у него есть обычное местопребывание к моменту установления происхождения; 2) право, которое применимо к личным отношениям между родителями к моменту рождения ребенка. Отсылка к праву третьего государства принимается, когда это право допускает устанавливание происхождения ребенка. Подтверждение отцовства действительно, если оно отвечает отечественному праву лица, которое осуществило его, или отечественному праву ребенка к моменту подтверждения отцовства, или праву государства, в котором находится обычное местопребывание ребенка к моменту подтверждения отцовства" (ст. 83 Кодекса МЧП Болгарии).

    Происхождение ребенка, рожденного вне брака, определяется на основе альтернативных коллизионных привязок: закона гражданства ребенка, права его места жительства, закона гражданства его матери, закона места заключения брака. Во всех случаях "судье надлежит применить закон, наиболее благоприятный для установления происхождения ребенка, из следующих: закон гражданства ответчика или закон его места жительства, закон гражданства ребенка или закон его места жительства" (ст. 52 Кодекса МЧП Туниса).

    Происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где возникли предпосылки этого спора. Во всех случаях происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где ребенок имеет обычное место нахождения (ст. 51 Закона о МЧП Грузии). В Эстонии к оспариванию происхождения применяется право местожительства ребенка в момент рождения либо право его местожительства во время оспаривания (ст. 62 Закона о МЧП).

    Детальное коллизионное регулирование института признания внебрачного ребенка установлено в итальянском законодательстве: "Условия признания внебрачного ребенка определяются национальным законом ребенка на момент рождения, или, если это является более благоприятным, национальным законом субъекта, осуществляющего признание, в момент осуществления признания. Способность родителя осуществить признание определяется его национальным законом. Форма признания определяется правом государства, в котором осуществляется признание, или правом государства, которое регулирует существо данного правоотношения" (ст. 35 Закона о МЧП).

    • - по праву государства, гражданкой которого является мать. Отношения между отцом и ребенком, рожденным вне брака,

    определяются в соответствии со следующей очередностью:

    • - по праву государства последнего общего гражданства родителей;
    • - по праву государства их последнего общего обычного места пребывания;
    • - по праву государства, гражданином которого является отец.

    Отношения между матерью и отцом ребенка, который был рожден вне брака, определяются в соответствии со следующей очередностью:

    • - по праву государства последнего в течение беременности общего гражданства родителей;
    • - по праву государства последнего в течение их брака общего обычного места пребывания;
    • - по праву их общего простого места пребывания (ст. 19-21 ГК Греции).

    Узаконение ребенка, рожденного вне брака, путем последующего брака его родителей регулируется статутом общих последствий брака. В случае разного гражданства родителей альтернативной привязкой является закон гражданства одного из них. Если узаконение производится в какой-либо иной форме (а не путем последующего брака), то компетентен закон гражданства того лица, чей ребенок подлежит узаконению: "Условия узаконения внебрачного ребенка путем последующего брака определяются согласно личному закону родителей. При отличающихся личных законах родителей является определяющим тот личный закон, который более благоприятен для узаконения ребенка. Условия узаконения внебрачного ребенка путем объявления о его брачном происхождении определяются согласно личному закону отца; если ходатайство об объявлении о брачном происхождении ребенка заявлено лишь после смерти отца, то согласно личному закону отца на момент его смерти. Если согласно личному закону ребенка является необходимым согласие ребенка или третьего лица, с которым ребенок состоит в семейно-правовой связи, то в данном отношении является определяющим также это право. Последствия брачного происхождения и узаконения ребенка определяются согласно праву того государства, в котором он имеет свое обычное местопребывание" (ст. 23-25 Закона о МЧП Лихтенштейна).

    Во всех случаях приоритет отдается закону, разрешающему узаконение: "Установление происхождения регулируется законом гражданства ребенка в момент его рождения... если происхождение не может быть установлено этим законом - то в соответствии с законом места постоянного проживания ребенка. Если происхождение не может быть определено по этим законам, то оно устанавливается в соответствии с законом гражданства матери или отца в момент рождения ребенка и, если оно не может быть установлено в соответствии с этими законами, то применяется закон места совместного постоянного проживания матери и отца в момент рождения ребенка, а если оно также не может быть определено по этому закону, то применяется закон места рождения ребенка" (ст. 16 Кодекса МЧП Турции).

    По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц (Австрия, Франция). На Украине алиментные отношения родителей и детей определяются личным законом ребенка или правом, которое имеет тесную связь с соответствующими отношениями и если оно является более благоприятным для ребенка (ст. 66 Закона о МЧП). В Польше право, применимое к вопросам взаимного содержания детей и родителей, определяется на основании Регламента Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств" (ст. 63 Закона о МЧП).

    По вопросу уплаты алиментов допускается заключение "соглашения в отношении алиментов". Это соглашение предполагает возможность автономии воли, но выбор сторон ограничен правом государства, гражданами которого они являлись во время выбора или на территории которого один из них в это время имел постоянное место жительства. При отсутствии выбора применяется право государства, на территории которого кредитор имел свое постоянное место жительства при заключении соглашения. Эти же коллизионные привязки (плюс требования права государства, места заключения соглашения) определяют действительность соглашения по форме (ст. 75 Кодекса МЧП Бельгии).

    Установление совокупности альтернативных коллизионных привязок и целой "цепочки" коллизионных норм, применяемых при разрешении вопросов правового статуса детей, производится в интересах детей и направлено на достижение их максимальной защиты. Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве. На универсальном уровне приняты:

    • - Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
    • - Гаагские конвенции:
    • o о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (1956);
    • o о компетенции и применимом праве в отношении несовершеннолетних (1961);
    • o о гражданских аспектах международного похищения детей (1980);
    • o о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мер по защите детей (1996);
    • o о международном взыскании алиментов на детей и других форм семейного содержания (2007).

    На региональном (европейском) уровне действуют:

    • - Страсбургские конвенции:
      • o о правовом статусе внебрачных детей (1975);
      • o об осуществлении прав детей (1996);
      • o о контактах в отношении детей (2003);
    • - рекомендация Комитета министров ЕС "В отношении детей против жестокого обращения" (1979);
    • - резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке" (1977);
    • - постановление Совета ЕС о юрисдикции и признании, и исполнении судебных решений по супружеским вопросам и вопросам родительской ответственности обоих супругов за детей (2000);
    • - Регламент Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств".

    В российском праве коллизионное регулирование отношений между супругами по поводу происхождения или воспитания детей установлено в ст. 162 и 163 СК РФ. Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), определено в ст. 162. Основная коллизионная привязка - закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами России обращаться в ее дипломатические и консульские представительства по поводу решения данных вопросов.

    Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163. Основная коллизионная привязка - закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

    В контексте брачно-семейных отношений важное место занимают отношения родителей и детей. Права ребёнка признаются и защищаются на международном уровне, где каждое государство всячески сопутствует этой защите в институте семьи.

    В случае же расторжения брака интересы детей должны учитываться и соблюдаться в первую очередь , так как они остаются в достаточно нестабильной ситуации во многих аспектах.

    Определение места жительства детей

    Одним из проблематичных вопросов остаётся определение места жительства детей, поскольку не всегда родители могут договориться мирно и упростить ситуацию, связанную с распадом семьи, для ребёнка. Особенно проблематичным этот вопрос выглядит, если брак был интернациональным, так как место жительства ребёнка определяется не городами, а странами. Логично возникает ряд вопросов, связанных с применимым правовым полем, юрисдикцией иностранных и национальных органов по вопросам защиты прав и интересов детей, а также признанием решений иностранных уполномоченных учреждений.

    Правовое поле, распространяющееся на защиту прав детей, достаточно развито как на международном, так и на национальном уровне. В связи с этим необходимо упомянуть Конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 г., а также Гаагскую Конвенцию о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., если мы говорим о международных нормативно-правовых актах. Также, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах (Минская конвенция) 1993 г., которая является региональным универсальным нормативным актом для стран СНГ. На национальном уровне данный вопрос регулируют Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 № 2947-III (далее – СК Украины), Закон Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 № 2709-IV (далее – Закон), а также ряд других специальных законов.

    Определение места жительства детей, как юридический факт, может возникать в связи с рядом правовых ситуаций, возникающих в международном частном праве. Превалирующей ситуацией при этом остаётся расторжение, так называемого, «интернационального брака», т. е. брака, заключённого между лицами с разным гражданством, либо за границей, либо в консульском учреждении/дипломатическом представительстве. При этом таково расторжение зачастую сопровождается спором об определении постоянного места жительства ребёнка. В целях защиты детей, а также увеличения ответственности родителей в ряде случаев международным правом выработаны нормы и правила, которые позволяют урегулировать данный вопрос.

    В первую очередь возникает проблема определения права и государства, органы которого компетентны принимать меры по защите прав ребёнка, где права опеки и попечительства, а также определения места жительства (как производное право) рассматриваются как составляющие общих мер защиты. Статья 5 Конвенции ООН 1989 г. предписывает, что судебные или административные органы Договаривающегося Государства обычного места проживания ребёнка имеют юрисдикцию принимать меры, направленные на защиту лица или имущества ребёнка. В случае же изменения обычного места проживания ребёнка на другое Договаривающееся Государство, юрисдикцию имеют органы Государства нового обычного места проживания.

    Украина, присоединяясь к данной Конвенции, сделала оговорку, указав на то, что компетентным органом на территории нашего государства является Министерство юстиции Украины (Закон от 14.09.2006 г. № 136-V). Что касается применимого права, то ст. 15 Конвенции предусматривает применение национального права компетентного органа. В тоже время существует оговорка, позволяющая применять право наиболее тесной связи, если того требует ситуация.

    В свою очередь, ст. 34 Минской конвенции 1993 г. гласит, что в делах об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, по отношению которого устанавливается или прекращается опека и попечительство, если другое не установлено этой Конвенцией (т.е. по отношению ребёнка). Применимое же право логично определено ст. 33 Конвенции как право гражданства лица, по отношению которого устанавливается или прекращается опека и попечительство. На национальном уровне Закон предусматривает, что права и обязанности родителей и детей определяются личным законом ребёнка (т.е. места последнего проживания и/или гражданства) или правом, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующими отношениями, и если оно является более благоприятным для ребёнка (ст. 66).

    Если же компетентными определены национальные органы, то уполномоченными на решение спора о месте проживания ребёнка являются суд и органы опеки и попечительства, что предусмотрено нормами СК Украины (ч. 1 ст. 161). Исходя из вышеуказанных норм, можно сделать вывод о том, что нормативно предусмотрено содействие интересам ребёнка путём установления связи с его гражданством или постоянным местом жительства, что логично также дополнить критерием совместного места жительства детей и родителей. При этом круг полномочных органов внутри каждого отдельного государства может отличаться, но зачастую он идентичен национальным органам в лице суда и органов опеки и попечительства.

    Спорные правоотношения в других странах

    Для практической оценки результата спорных правоотношений рассмотрим применимость указанных норм в различных правопорядках, так как предполагать их рассмотрение лишь в контексте национального судопроизводства было бы ошибочно.

    Право в Кипре

    Например, в случае расторжения брака на Кипре вопросы попечительства над ребёнком решаются в суде. При этом ребёнок может остаться на попечении одного из родителей, либо, если есть соответствующее соглашение, забота о нём будет возложена одновременно на обоих родителей с определением места проживания ребёнка.

    Стоит также отметить, что при вынесении решения суд, как правило, учитывает отношения ребёнка с каждым из родителей, а также с братьями и сёстрами, возможные соглашения между родителями по вопросу об управлении имуществом ребёнка. В качестве главного критерия рассматриваются интересы несовершеннолетнего. Практика свидетельствует о том, что часто принимаются решения в пользу отца-киприота, а не матери – гражданки третьей страны. Определяющими аргументами выступает имущественное положение, которое гарантирует будущее ребёнка, а также значительное количество близких родственников, готовых оказать помощь в воспитании. Кроме того, по закону родители обязаны содержать несовершеннолетнего ребёнка совместно, путём внесения вклада каждого в соответствии с возможностями.

    Право в Англии

    В Англии данные вопросы урегулированы Актом о детях 1989 года, который устанавливает, что при осуществлении своих прав родители должны принимать во внимание возраст, взрослость и понимание ребёнка в конкретном вопросе, который должен быть решён: чем старше ребёнок, тем больше внимания родитель должен уделять его желаниям и намерениям. При этом установлено, что никакое лицо не вправе увезти ребёнка за пределы юрисдикции английских судов без письменного на то разрешения всех лиц, имеющих родительские права. Суд, рассматривая споры по данному вопросу, должен решить, будет ли в интересах ребёнка такое изменение места проживания, хорошо ли спланирован переезд ребёнка, и получит ли ребёнок там такие же возможности к образованию, общению и т.д., которые свойственны для ребёнка его возраста.

    Суды исходят из того, что вся польза, связанная для ребёнка с переездом и сменой юрисдикции должна быть сравнима с тем вредом, который будет нанесён отношениями между ребёнком и другим супругом, принимая во внимание возможности другого супруга навещать ребёнка на ином месте жительства. В общем, английским судам присуще принимать во внимание благосостояние и интересы ребёнка в первую очередь, а также не замедлять процесс рассмотрения вопроса, так как существует презумпция, что любая задержка в разрешении вопроса негативно влияет на благосостояние ребёнка.

    Право в Германии

    Право Германии вопрос несовершеннолетних детей преимущественно рассматривает на основании договорного режима супругов. В то же время, если имеет место спор между родителями, компетентным в данном вопросе будет суд, с обязательной опорой на мнение Ведомства по делам несовершеннолетних. Суд всегда изначально исходит из равенства прав родителей, не отдавая предпочтение одному из них. По достижению же ребёнком возраста трёх лет суд также учитывает его мнение.

    Если мать и отец не могут прийти к единому мнению, то необходимо через адвоката указать желаемый вариант распределения их прав. При этом суд в своём решении будет исходить из фактов, обязательно руководствуясь мнением Ведомства по делам несовершеннолетних, соответствующих дошкольных организаций, а также заключением эксперта, имеющего богатый опыт общения с детьми и предварительно побеседовавшего с каждой из сторон, кто из супругов более способен обеспечить интересы ребёнка (детей), при ком из родителей он (они) будут развиваться гармоничнее, к кому он (они) имеют большую эмоциональную привязанность.

    Отдельно предусмотрено, что если один из супругов пожалуется на то, что другой может увезти ребёнка за границу без его согласия, то родительские права на данного ребёнка при определённых обстоятельствах могут перейти сначала Ведомству по делам несовершеннолетних, хотя ребёнок будет постоянно проживать с одним из родителей, а затем при ухудшении ситуации на усмотрение государственных органов, одного или обоих родителей могут через суд лишить прав опеки.

    Из вышеуказанного следует, что в случае возникновения спорных правоотношений, связанных с правами родителей и детей, одному из родителей необходимо реализовать своё право путём обращения в соответствующие компетентные органы, решение которых и уполномочит определить дальнейшее место жительства ребёнка. При этом, как мы видим, закон всё же исходит из интересов ребёнка, устанавливая правовую связь с его постоянным местом жительства.

    Обобщение судебной практики в Украине по определению места жительства ребенка

    Обобщение судебной практики национальными судебными органами выработало ряд рекомендаций в связи с данными правоотношениями. Так, в Письме Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.05.2013, № 24-754/0/4-13 “О практике рассмотрения судами гражданских дел с иностранным элементом” говорится следующее. При разрешении дел об определении места проживания ребёнка следует руководствоваться ст. 66 Закона Украины «О международном частном праве». При рассмотрении споров об определении места проживания ребёнка при участии иностранцев судам следует руководствоваться «законом суда», то есть при определении подсудности может применяться общая территориальная, альтернативная, исключительная и договорная подсудность.

    Кроме того, подчёркивается, что при рассмотрении вопроса об определении места проживания ребёнка, следует руководствоваться положениями Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г., Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., Конвенции о контакте с детьми 2003 г., Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г., а также Европейской конвенции о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 г., межгосударственными договорами Украины и окончательными решениями Европейского суда по правам человека.

    Также, возвращаясь к вопросу компетентных органов, предусмотрено, что при рассмотрении дела об определении места проживания ребёнка между иностранцем и гражданином Украины в случае, когда ребёнок проживает на территории Украины, суд привлекает третьим лицом орган опеки и попечительства по месту проживания ребёнка .

    Анализ же судебной практики сугубо на национальном уровне говорит о том, что судами всё же учитываются различные критерии для определения прав одного из родителей и соответственно места жительства ребёнка. При принятии решений суды исходят как с материальных (возможность обеспечивать ребёнка, бытовые условия для него, уровень заработной платы родителя), так и с моральных (преимущественное отношение ребёнка к одному из родителей, предоставляемый уровень воспитания, фактические взаимоотношения между родителем и ребёнком) критериев. Решающими также определяются сведения, которые содержатся в различных характеристиках, например, с места работы, учёбы, а также врачебные (в части алкогольной или наркотической зависимости) о родителях.

    Неединичны случаи пересмотра судебных решений, которые были вынесены в пользу одного из родителей, исходя лишь из его материального состояния. Кроме того, суды часто ссылаются на применение ст. 6 Декларации прав ребёнка 1959 г., которая гласит о том, что малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. Последнее говорит о том, что превалируют всё же решения в пользу матери ребёнка, основанные на более тесной связи.

    Признание и исполнение решений компетентных органов на территории иностранного государства

    Что касается признания и исполнения решений компетентных органов на территории иностранного государства, то таково должно осуществляться в рамках международных договоров, подписанных государствами, либо же на основании документов, выданных компетентными органами иностранного государства и легализированных в установленном законом порядке. В связи с вышеуказанным, на практике возросло количество случаев незаконного перемещения детей через границы родителями, чьи права на детей не признаны, а также трудностей выполнения решений иностранных юрисдикционных органов.

    При этом следует говорить о том, что таковы действия нашли отображения в нормативном урегулировании, а защита прав правомочных родителей осуществляется. В развитие разрешения указанной проблемы существует ряд международных актов, предписания которых призваны её решить. Среди них стоит упомянуть, кроме вышеуказанных, Конвенцию Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192, Европейскую конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 г. СДСЕ № 105. Например, ст. 9 Конвенции о правах ребёнка 1989 г. провозглашает, что государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.

    Кроме того, ст. 11 предусмотрено, что государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединяются к действующим соглашениям. В свою очередь, ст. 7 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г. устанавливает предписания о компетенции органов, которые уполномочены осуществлять действия для защиты прав ребёнка в случае незаконного перемещения или незаконного удержания. Таковыми признаются органы Договаривающегося государства, в котором ребёнок обычно проживал непосредственно перед перемещением или удержанием. При этом данная юрисдикция сохраняется до тех пор, пока ребёнок не приобретёт место обычного проживания в другом государстве.

    Также, данная норма даёт определение таким действиям как незаконным, если они нарушают права опеки, которыми были наделены, совместно или индивидуально, лицо, организация или иной любой орган в соответствии с правом государства, в котором ребёнок обычно проживал до перемещения или удержания; во время перемещения или удержания эти права действительно осуществлялись совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не перемещение или удержание. Отдельным нормативным актом в этом вопросе выступает Конвенция Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192, которая предусматривает правила осуществления общения между родителями и детьми, которые находятся на территориях разных государств. Важными в контексте данной Конвенции рассматриваются меры защиты и гарантии, предпринимаемые в отношении контактов, а также предписания о возврате ребёнка.

    В частности, речь идёт о том что, если ребёнок в конце периода трансграничного контакта не возвращён, компетентные органы, по запросу, обеспечивают незамедлительный возврат ребёнка, применяя соответствующие положения международных документов, внутреннего законодательства, и осуществляя такие защиты и гарантии, какие могут быть предусмотрены в распоряжении о контакте. При этом установлен срок возвращения ребёнка, который составляет шесть недель со дня заявления о возврате (ст. 16 Конвенции).

    На национальном уровне данному вопросу также уделено внимание. В частности, ст. 162 СК Украины устанавливает, что если один из родителей или другое лицо самовольно, без согласия второго из родителей или других лиц, с которыми на основании закона или решения суда проживал малолетний ребёнок, или детского учреждения, в котором по решению органа опеки и попечительства или суда проживал ребёнок, изменит его место жительства, в том числе способом его похищения, суд по иску заинтересованного лица имеет право постановить решение об отобрании ребёнка и возвращении его по прежнему месту жительства. При этом на лицо, самовольно изменившее местожительство малолетнего ребёнка, возложена обязанность по возмещению материального и морального ущерба, причинённого тому, с кем он проживал.

    Таким образом, похищение и незаконное удержание детей (даже осуществимое родителями) пресекается на межнациональном уровне, тем самым обеспечивая защиту прав и интересов ребёнка, который сам себя в силу возраста, защитить не может.

    Для надлежащей организации данных правоотношений необходимо рассмотреть ряд средств оптимизации, которые позволят в дальнейшем предусмотреть развитие событий в пользу как ребёнка, так и одного из родителей, заинтересованных в защите его прав и интересов. Отношения родителей и детей можно предварительно урегулировать, исходя из двух режимов – легального и договорного. В контексте легального режима необходимо исходить из анализа правовых норм, которые будут применяться в том, или ином случае.

    Имеется ввиду, что ориентирование в правовом регулировании может помочь в предотвращении непредвиденных ситуаций. Так, исходя из предписаний национального и иностранного законодательства, можно будет сделать вывод о преимуществе в выборе гражданства, либо определении постоянного места жительства ребёнка, либо концентрации имущества ребёнка (которые являются решающими факторами, исходя из анализа, приведённого выше).

    Кроме того, анализ легального регулирования важен ещё и в связи с компетентными органами, которые будут решать вопрос места жительства ребёнка. Исходя из небольшого очерка различных правопорядков (Кипр, Англия, Германия), становится ясно, что каждый из них частично различен и исходит иногда из разных критериев в решении рассматриваемого вопроса. Что касается договорного режима, то таков рассматривается в двух направлениях – при заключении брачного контракта и при заключении соглашения о контакте (частный случай).

    В случае заключения брачного договора возможным является рассмотрение вопроса о месте жительства ребёнка на случай развода, а также объеме прав каждого из родителей. Выбор такого способа оптимизации является преимущественным в связи с тем, что институт брачного договора распространён в большинстве иностранных правопорядков. При этом предмет такого договора (в части отношений с детьми) должен содержать положения о месте проживании ребёнка в случае развода, обязанности супругов (одного из них) принимать участие в воспитании ребёнка, беспрепятственном общении каждого из родителей с ребёнком, условия общения при наличии ограничений в отношениях с одним из родителей (дни, часы, места встреч), вопросы оплаты обучения ребёнка и прочее.

    Данный способ урегулирования отношений является привлекательным ещё и потому, что договор можно заключить и до вступления в брак, и во время пребывания в нём, а также то, что содержание может претерпевать изменения на протяжении супружеской жизни.

    Что касается соглашения о контакте, то таково рассматривается в рамках Конвенции Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192 и имеет место уже после факта развода и установленного места проживания с одним из родителей. Но стоит сделать оговорку о том, что данные договорные отношения распространяются и регулируются только в отношении стран, которые присоединились к Конвенции. Данное соглашение заключается с целью регулирования отношений между родителями и детьми, в случае, когда каждый из бывших супругов живёт в разных Договаривающихся государствах, а неконтролируемый контакт с ребёнком не соответствует наивысшим интересам последнего. Данный способ оптимизации необходимо рассматривать в случае наличия риска похищения и незаконного удержания ребёнка другим из родителей, а также наличия других рисков, связанных с безопасностью и несвоевременным возвратом ребёнка.

    Таким образом, определение места жительства ребёнка в международном частном праве рассматривается как отдельный коллизионный вопрос. При этом таков урегулирован на основании многочисленных международных и национальных нормативно-правовых актов, наивысшим приоритетом которых являются интересы ребёнка. При этом основной упор сделан на привязку к правовому регулированию, связанному с гражданством и постоянным местом жительства ребёнка для минимизации различного рода ущербов для его личности.

    Судебная практика по данному вопросу неоднозначна в связи с наличием различных правопорядков и характеризуется применением разных критериев, которыми руководствуются уполномоченные органы, наделяющие правами одного из родителей, управомоченного в т.ч. определить место жительства ребёнка. Также международные отношения, связанные с взаимоотношениями родителей и детей, характеризуются таким негативным явлением как похищение и незаконное удержание ребёнка неправомочным родителем, о чём были сделаны отдельные оговорки.

    Исходя из вышерассмотренного анализа, удалось предложить отдельные способы оптимизации данных правоотношений, среди которых рассматриваются легальный и договорной. Наиболее же приемлемым при этом остаётся договорной, так как он позволяет урегулировать правоотношения, исходя из конкретно сложившихся обстоятельств.

    Предметом регулирования в МЧП являются личные и имущественные отношения супругов в браках, осложненных иностранным элементом.

    Особенностью регулирования такого рода отношений в МЧП является практически полное отсутствие единых материально-правовых норм (например, в разных странах разные основания для рассторжения брака, некоторые страны закрепляют главенство мужа в семье и т.д.). В связи с этим, коллизионный метод для регулирования отношений супругов применяется чаще.

    Национальные коллизионные нормы в области отношений супругов содержатся в семейных,а также гражданских кодексах государств.

    Коллизионные нормы впо данному вопросу содержатся в международных конвенциях (Гаагские конвенции 1902-1906гг, Конвенция о взыскании за границей алиментов, Конвенция о признании разводов 1970г, Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978г.).

    Однако, РФ в большинстве Конвенций не участвует, поэтому для нашей страны особое значение имеют договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам (они также как и Конвенции содержат в себе коллизионные нормы).

    Личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов. в соответствии с СК правоотношения супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. если совместное место жительства отсутствует, то применяется право государства, на территории которого они имели последнее совместно место жительства. Однако, если супруги вообще не имели совместного места жительства будет применяться закон суда.

    В случае несовпадения места жительства супругов на момент рассмотрения спора право их первого совместного места жительства может быть значительно оторвано от рассматриваемых отношений. именно в связи с этим некоторые государства применяют право общего гражданства супругов или право гражданства одно из супругов для восполнения пробелов.

    В соотв. со ст. 161 СК РФ при заключении брачного договора или оглашения об уплате алиментов супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства могут избрать применимое право к их соглашению, но в любом случае такое соглашение должно быть заключено письменной форме для того что бы российский суд принял его во внимание.

    Установление отцовства и материнства

    ст 162 СК РФ данные вопросы определяются законодательством того государства, гражданство которого имеет ребенок по рождению при этом порядок отцовства или материнства на территории России определяется на законодательством РФ.

    Привязка к праву гражданства ребенка в первую очередь направлена на обеспечение защиты прав ребенка. однако по вопросам установления отцовства многие страны закрепляют привязку личного закона лица чье отцовство устанавливается. Связанно это с тем, что свои отцовские обязанности данное лицо будет исполнять только в том случае, если го государство будет признавать такое отцовство и законодательство данного государства обеспечит выполнение таких обязанностей, определенными процессуальными мерами.

    Применительно к обязанностям родителей и детей применимым является право того государства, на территории которого они имеют совместно место жительства. при отсутствии совместного места жительства СК устанавливает привязку к гражданству ребенка. Применительно к алиментным обязательствам может быть применено законодательство того государства, на территории которого ребенок постоянно проживает.

    ст. 164 СК устанавливает, что алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства на территории которого они имуют совместное место жительства, а при его отсутствии право гражданства того лица, которое имеет право на получение алиментов.

    28. Особенности правового статуса детей в трансграничных семьях. Личные и имущественные отношения родителей и детей: материально-правовое и коллизионное регулирование

    Коллизионное регулирование правового положения детей в трансграничных семьях основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

    Эти вопросы урегулированы в международном праве : в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.

    Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

    Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

    29. Международный гражданский процесс: понятие, правила определения подсудности. Соглашения о подсудности: понятие, виды, применимое право

    Предметом международного гражданского процесса как института МЧП являются отношения, возникающие в связи с рассмотрением гос-ми судами дел с участием иностр лиц, в частности: 1) процессуальное положение иностранных граждан, организаций, а также иностр гос-в и междунар организаций в гражданском и арбитражном судопроизводстве; 2) международная подсудность по гражданским и торговым делам; 3) исполнение иноср судебных решений и иностр судебных поручений.

    Междунар гражд процесс относят к сфере МЧП по традиции, поскольку процессуальное право – это публичное право, а суды при разрешении дел даже с участием иностр лиц применяют только свое процессуальное право.

    Три основных определения подсудности:

    1) Подсудность по месту жительства (нахождения) ответчика (германская система): иски к иностранцам, проживающим в данном гос-ве, надлежит предъявлять в суды данного гос-ва, а если ответчик находится за рубежом, то иск следует предъявлять в суд соответствующего иностр гос-ва. Иски к юр лицам предъявляются по месту нахождения административного центра (правления) юр лица. Такого принципа определения междунар подсудности придерживаются большинство стран континентальной Европы, в том числе Россия. Российские суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием иностр лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин ответчик имеет место жительства в РФ (ст. 402 ГПК)

    2) Подсудность по признаку гражданства сторон спора (латинская система): иски компетентен рассматривать суд такого гос-ва, гражданином которого является ответчик. (Франция, Италия)

    3) Подсудность по признаку фактического присутствия ответчика, когда принимается во внимание фактическая возможность вручения ответчику повестки о вызове в суд. (США, Великобритания, другие страны Британского Содружества).

    Правила о междунар подсудности носят односторонний характер, возможны ситуации, когда правовая система одного гос-ва отсылает рассмотрение спора к суду другого гос-ва, а этот последний отказывается от рассмотрения спора в силу отсутствия компетенции по своему национальному законодательству. Иными словами, если в закон-ве одного гос-ва записано, что споры надлежит рассматривать по месту жительства ответчика, то это не означает, что суды иностр гос-ва (если этот ответчик проживает за рубежом) должны непременно принимать данное дело к своему производству.

    Когда на разрешение одного и того же спора претендуют судебные учреждения двух и более гос-в – так называемая конкуренция юрисдикции. Для разрешения конкуренции юрисдикции существует международный обычай: компетентен суд того гос-ва, который впервые принял к производству исковое заявление.

    Для того чтобы избежать ситуации отказа в принятии иска или ситуации конкуренции юрисдикции, гос-ва заключают международные договоры. (Брюссельская конвенция, Женевская конвенция)

    Рассматривая дела с участием иностр лиц, суды России сталкиваются с необходимостью получения сведений об иностр лице, уведомления его о процессе, вручения документов, принятия мер по обеспечению иска за счет имущества, находящегося за рубежом. Для осуществления указанных действий российские суды направляют за рубеж судебные поручения, адресованные иностранному суду или властям. Порядок направления производится на основе международных договоров, пример Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (два порядка исполнения иностр судебных поручений – дипломатический и непосредственные сношения).

    Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 CК).

    Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).

    Соглашения о международной подсудности принято подразделять на пророгационные и дерогационные соглашения .

    Пророгационные соглашения определяют государственный суд какого государства будет рассматривать спор между сторонами.

    Дерогационные соглашения исключают возможность передачи спора государственному суду конкретного государства.

    Возможность заключения пророгационного соглашения прямо оговорена действующими процессуальными кодексами, а так же постановлением пленума ВАС от 11 июня 99г. При этом упоминания о дерогационных соглашениях не встречается.

    Однако формально можно утверждать, что к ним предъявляются одинаковые требования.

    Форма обязательно письменная (в том числе путем составления отдельного документа).

    Любое соглашение о международной подсудности должно быть достаточно четким, чтобы его можно было исполнить. В частности должно быть указано конкретное государство, в суд которого стороны решили обратиться в случае возникновения спора.

    Одновременно с заключением соглашения о международной подсудности сторонам рекомендуется заключать соглашение о внутригосударственной подсудности

    При его отсутствии компетенция конкретного суда будет определяться по правилам процессуального законодательства.

    Поделиться: