Основания возникновения изменения и прекращения экологических отношений. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений

Связующими элементами субъектов экологических правоотношений являются их управомоченность и обязанность друг перед другом, которая меняет субъекты местами в зависимости от характера пра­воотношений.

Эта управомоченность и обязанность выражается в правах и обязанностях субъектов экологических правоотношений, что и составляет содержание этих правоотношении.

Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет две стороны:

а) право на определœенное поведение, ᴛ.ᴇ. на совершение действия или бездействия. К примеру, лесопользователи могут при осуществлении ими лесопользования возводить пункты хранения древесины, а могут и не возводить, и никто не вправе обязать их делать или не делать этого, если законом не предусмотрено иное;

б) право на притязание, выражающееся в правовой возможности требовать от определœенных субъектов правоотношений:

Определœенного поведения. К примеру, право требования не находиться на определœенном секторе земельного участка, леса, принадлежащих собственнику, и т. д.;

Защиты от определœенного поведения и его последствий. К примеру, право требования от органов местного самоуправления прекращения необоснованных ограничений в природопользовании; право судебного взыскания причинœенных убытков; право на обращения за привлечением к административной или уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства на права субъектов экологических правоотношений, и т. д.

Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ также имеет две стороны: а) обязанность совершения субъектами правоотношений определœенных действий. К примеру, обязанность юридических лиц и граждан принимать меры к предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и иных работ; б) обязанность не совершать определœенные действия, которая установлена законом. Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов.

Обязанности субъектов экологических правоотношений, в отличие от их прав, характеризуются жесткой правовой регламентацией. К примеру, законом предусматриваются не только обязанности субъектов по охране природы, но и процедурные правила реализации этих обязанностей. Иначе говоря, урегулированы не только правила, но и процесс их применения.

Права и обязанности субъектов экологических правоотношений можно подразделить на следующие виды:

1) права и обязанности по включению субъектов экологических правоотношений в эти правоотношения. К примеру, для получения права землепользования, субъект экологического права должен обладать определœенными параметрами правоспособности и дееспособности;

2) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от особенностей объектов, по поводу которых складываются эти правоотношения. В связи с этим можно выделить земельные экологические правоотношения, водные экологические правоотношения, лесные экологические правоотношения и т. д.;

3) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются экологические правоотношения. К примеру, при деградации земель возникают у землепользователœей права и обязанности по консервации деградированных земельных участков и проведении на них специальных восстановительных мероприятий;

4) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от обстановки на данной территории, имеющей юридическую значимость. К примеру, если в результате этого стихийного бедствия на территории введен особый правовой режим или в результате антропогенного загрязнения территории она определœена зоной чрезвычайной экологической ситуации, то на права и обязанности субъектов экологических правоотношений накладывается определœенный отпечаток в виде ограничений определœенных видов природопользования.

Обстановка, имеющая эколого-правовую значимость для формирования экологических правоотношений, имеет две разновидности: а) обстановка, правовая характеристика которой устанавливается при определœении той или иной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия и т. д. (ст. 58, 59 Закона об охране окружающей природной среды). Параметры этой обстановки определяются соответствующими государственными органами, осуществляющими введение чрезвычайного положения на данной территории, ᴛ.ᴇ. конкретного состава параметров закон не предусматривает, уступая место административному усмотрению соответствующих государственных органов и должностных лиц; б) обстановка, правовая характеристика которой устанавливается законом. К примеру, система зон и их правового режима была установлена для местностей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Соответственно, правовой режим каждой из этих зон является составом юридических фактов, влияющих на содержание экологических правоотношений.

Специфика прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений выражается в том, что они всœегда имеют природоохранительный характер, выражающийся в следующем: а) права и обязанности субъектов содержат в себе механизм предотвращения причинœения вреда окружающей природной среде. Так, введением обязанности рационального использования земель законодатель обеспечил создание предпосылок сохранности и неухудшения их; б) права и обязанности данных субъектов содержат в себе механизм пресечения вреда окружающей природной среде уже в ходе реализации субъектами своих правомочий. К примеру, устраняются причины и условия возникновения пожара обязанностью граждан соблюдать правила противопожарной безопасности в лесах (ст. 86 ЛК РФ); в) права и обязанности субъектов экологических правоотношений содержат в себе правовой механизм восстановления и улучшения природных объектов, по поводу которых складываются эти правоотношения. Так, земле­пользователи обязаны повышать плодородие почв, лесопользователи – осуществлять лесовосстановительные работы, пользователи объектов животного мира - сохранять и улучшать среду обитания объектов животного мира и т. д.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. К примеру, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на данный участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нельзя отнести к человеческому поведению. К примеру, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, ᴛ.ᴇ. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

В случае если поведение всœегда является волевым актом людей, проходящим через определœенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, ᴛ.ᴇ. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всœегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. К примеру, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, ᴛ.ᴇ. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определœенными властными полномочиями. К примеру, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определœенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделœенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определœенных актов (сделки и др.), либо в виде определœенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, к примеру, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целœевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целœей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, ᴛ.ᴇ. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. К примеру, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, ᴛ.ᴇ. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной крайне важности охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, ᴛ.ᴇ. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. К примеру, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Экологические юридические факты – это обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.
Экологические права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Эти основания именуются юридическими фактами, которые могут иметь сложные составы и процедуры своего осуществления.

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Классификация юридических фактов :
1) В зависимости от воли субъектов (характера течения): события и действия
2) По признаку дозволенности законом действия (юридические факты) бывают: правомерные и неправомерные.
3) По содержанию правомерные действия делятся на:
3.1. Юридические акты (сделки, административные акты, лицензирование)
3.2. Юридические поступки

Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.
Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.
Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.
Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.
В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.
По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.
Как правило юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности: заявка - согласование мест расположения предполагаемых природопользований - рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений - выдача специальных разрешений (лицензий); - отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре); - выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования). В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.
В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются :
минования надобности в осуществлении природопользования;
истечения сроков природопользования
добровольного от него отказа;
необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;
использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;
ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников
прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Вопрос 12. Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан.

В статье 46 Конституции закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.

Эколого-правовой статус гражданина – это системообразующая категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права , объединяющий:

1) конституционное право человека на благоприятную окружающую среду;

2) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека;

3) правомочия физических лиц по обеспечению их экологических интересов в сфере природопользования;

4) гарантии соблюдения названных прав.

Нам предстоит разобраться, что следует понимать под правом наблагоприятную окружающую среду . Для этого, очевидно, следует обратиться к истокам. Впервые это право как правовая норма было закреплено в международных документах. Принцип 1 Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. устанавливает, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввела это право на уровне принципа: при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, предприятия обязаны руководствоваться принципом обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. В специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования и охраны природных ресурсов, качество которых более других отражается на здоровье человека это право также закреплено. Например, в ст. 13 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа.

Экологическое законодательство, в частности ст.5 Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» Республики Беларусь определяет параметры понятия «благоприятная окружающая среда» . Оно складывается из понятий:

1) среда обитания человека, т.е. природные элементы – атмосферный воздух, водоемы, почва, растительный мир, радиационная безопасность;

2) социальная среда, т.е. условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучение, воспитание, которые при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.

Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды,но оно должно стремиться к этому.


Похожая информация.


Объекты экологических правоотношений.

Объектами экологических правоотношений в данном случае являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух), а также естественная среда обитания в целом.

Кроме того, объектами правоотношений при определенных обстоятельствах, указанных в законе, становятся природные комплексы, заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы, лечебно- оздоровительные зоны и т. д.

Кроме этого в учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:

-интегрированные - окружающая природная среда в целом;

- дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

-особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

1) природопользователи, являющиеся носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

4) органы прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Особенности содержания экологического правоотношения зависят и от того природного объекта, по поводу которого оно возникает.

В этом аспекте различают права и обязанности в земельном, водном, недренном, лесном правоотношениях, связанных с использованием и охраной соответственно земель, вод, недр, лесов. Особо выделяются отраслевые права и обязанности, направленные на защиту отдельных природных объектов.


Но наряду с отраслевыми существуют комплексные полномочия, устанавливающие права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Носителями таких полномочий выступают специальные органы государства по охране природной среды (например, Министерство природных ресурсов РФ) и хозяйствующие субъекты - природопользователи, использующие природу для выполнения своих практических задач.

При этом права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего в Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду посвящен специальный раздел (глава III) Закона РФ «Об охране окружающей среды», в статье 11 которого говорится, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Предусмотрев и механизм обеспечения этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.

Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды, таковым является право:

Создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

Принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды;

Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

О правах и обязанностях юридических лиц и государственных органов в экологических правоотношениях подробнее будет сказано в последующих темах.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты , то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологическим правоотношениям, где указано, что правоотношения (т.е. права и обязанности) возникают из юридических фактов, с которыми закон и иные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей. А также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях.

Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологических правоотношений играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть. Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Как и у других правовых отношений, основанием возникновения экологических правоотношения являются юридические факты. Экологические юридические факты - это обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Экологические права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Эти основания именуются юридическими фактами, которые могут иметь сложные составы и процедуры своего осуществления.

Общими признаками всех юридических фактов как совокупности действий, на основании которых возникает экологическое правоотношение, является:

  • 1. Связь юридических фактов с правомочием распоряжения природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами как государственной или частной (земельной) собственностью.
  • 2. Юридические факты представляют собой государственно-правовые разрешительные системы получения природных ресурсов, объектов и комплексов в собственность, пользование или во владение (общее и специальное природопользование). Правда, общее пользование может осуществляться без выдачи на то специальных индивидуальных разрешений со стороны государства и без соответствующего оформления, например, передвижения по земле, купание, выпас скота, сбор грибов, добыча гражданами песка или глины для собственных нужд и т.д. Однако и эти природопользования в целом имеют разрешительно-правовую основу, поскольку они прямо предусмотрены земельным или другим природоресурсовым законодательством.

Классификация юридических фактов:

1) В зависимости от воли субъектов:

события и действия;

2) По признаку дозволенности законом действия:

правомерные и неправомерные.

  • 3) По содержанию правомерные действия делятся на:
  • 3.1. Юридические акты (сделки, административные акты, лицензирование)
  • 3.2. Юридические поступки

Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.

  • *Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
  • *При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.
  • *Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.
  • *Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.
  • *В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
  • *Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.
  • *По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.

Как правило, юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности:

  • -заявка
  • -согласование мест расположения предполагаемых природопользований;
  • -рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений;
  • -выдача специальных разрешений (лицензий);
  • -отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре);
  • -выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования).

В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.

В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:

  • *минования надобности в осуществлении природопользования;
  • *истечения сроков природопользования
  • *добровольного от него отказа;
  • *необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;
  • *использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
  • *систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;
  • *ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников
  • *прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
  • *аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Предыдущая
Поделиться: