Образование в годы великой отечественной войны. Образование и наука в годы войны


Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно – исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно–Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша, С. А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры – фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А. П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев – блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К. М. Симонова и «Направление главного удара» В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).






Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 33,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.


В годы Великой Отечественной войны именно наука внесла значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно- исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов


В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Благодаря ученым- геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане.


Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. А. Ф. Иоффе КАПИЦА Петр Леонидович (1940-е годы)


Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом внутрь, а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония. Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.


Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Памятники медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной...


Конструктор П. Дегтярев В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина.


Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский. С. В. Ильюшин,Медаль "С.В. Ильюшин"

Основа будущей Победы закладывалась не только в ходе боевых действий на фронте и мобилизации усилий в сфере военной экономики. Особой сферой жизни советского государства в те тяжелейшие годы оставались наука и культура. Совершенно четко осознавался тот факт, что война не бесконечна и следует сейчас думать о будущем — о мирном времени. По этой причине работа в сфере культуры и науки не прекращалась ни на минуту, хотя и получила особую, военную, специфику: сократилось финансирование, ощутимо не хватало кадров. Однако необходимость концентрации сил для достижения победы давала свои ежедневные результаты.
24 июня 1941 г. начал работу Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника, принявший постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В Свердловск и Челябинск были вывезены государственные запасы драгоценных металлов и камней. Алмазного фонда СССР, ценности Оружейной палаты и других музеев Московского Кремля. В Казань и Свердловск перебазировали большую часть учреждений Академии наук. Архивы и музеи предприняли беспрецедентную акцию по перемещению 14 млн единиц архивных дел, 843 тыс. единиц из рукописных фондов, 66 крупных фондов музеев РСФСР; были полностью перебазированы библиотеки им. Ленина. Московский государственный университет, Государственная публичная историческая библиотека. Начинается массовое перемещение и других учреждений культуры на восток страны.

Развитие науки во время ВОВ

В ходе эвакуации были созданы особые комиссии по мобилизации ресурсов АН СССР, которые объединили усилия ученых для более эффективного использования природных запасов на нужды обороны. В 1942 г. Сталинской премией была отмечена работа президента АН СССР В.Л. Комарова «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны». В июне создана Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья, объединившая более 300 сотрудников институтов и лабораторий АН СССР. В ходе их работы были выявлены новые месторождения и запасы нефти, химического и строительного сырья в Татарии, Марийской, Чувашской, Башкирской АССР, Куйбышевской области. Концентрация научных кадров на различных направлениях приводила к созданию качественно новых институтов, кафедр и лабораторий, внесших серьезный вклад в развитие отечественной науки на периферии и, конечно же — в достижение победы. Так, в октябре 1943 г. в Новосибирске открылся Западно-Сибирский филиал АН СССР, являющийся и сегодня крупнейшим на востоке страны.
Фронт все же во многом требовал немедленной отдачи, и большая часть ученых работала именно в этом направлении. Создание новых образцов вооружения и совершенствование боевых характеристик старого, изучение перспективных видов боевой техники, боеприпасов, горючего являлись насущной проблемой. Довоенные успехи в конструировании танков (KB, T-34, Т-40) позволили в ходе войны создать самые совершенные образцы этого вида оружия: танки ИС, СУ и САУ различных типов, усовершенствовались характеристики бронирования, скорости и маневренности, мощности вооружения. Остались непревзойденными в своих талантах конструкторы Ж.Я. Котин, Н.А. Астров, Н.Ф. Шашмурин, А.А. Морозов, Н.А. Гинзбург. М.Ф. Балжи и др.
Советское авиастроение хоть и встретило войну, имея ряд трудностей, все же в ходе упорной работы вышло на лидирующие позиции в мире. «Летающие танки» — штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10 не имели аналогов в мире; ТУ-2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, истребители ЛА и ЯК по многим боевым показателям превосходили лучшие машины противника и союзников. Сегодня весь мир знает блестящую плеяду советских авиаконструкторов, дело которых продолжает жить в одноименных КБ: А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, П.О. Сухого, В.М. Петлякова, O.K. Антонова, СВ. Ильюшина, Н.Н. Поликарпова и др. Уже в мае 1942 г. состоялся испытательный полет первого советского реактивного самолета БИ-1 конструкции В.Ф. Болховитинова, что стало несомненным успехом целого ряда отраслей советской науки.
Под руководством И.В. Курчатова и А.П. Александрова группа физиков разрабатывала программы и инструкции по противоминной защите с помощью размагничивания корпусов кораблей и подводных лодок. Как результат — за годы войны не пострадал ни один защищенный корабль.
Отличительной чертой военной науки стало ее максимальное сращивание с производством — срок от изобретения какого-либо новшества до его промышленного внедрения был минимальным. Характерным примером может служить изобретение электрошлаковой сварки Б.Е. Патоном, которое позволило качественно изменить положение в танкостроении и других отраслях.
Естественно, помимо следования нуждам фронта, работы велись и на других фундаментальных теоретических направлениях. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцина активно изучалась космическая радиация. В 1941 — 1942 гг. Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии его удостоили Нобелевской премии. В начале 1943 г. под руководством И.В. Курчатова были развернуты исследования в области ядерной физики. В 1944— 1945 гг. В.И. Векслер вывел принцип ускорения элементарных частиц, который лежит в основе работы современных ускорителей.
В Институте химической физики АН СССР под руководством Н.Н. Семенова добились успехов в изучении цепных реакций. Знаменитый В.И. Вернадский именно в годы войны завершает свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в котором был подведен важнейший итог его биогеохимических исследований. Как видно, ни одно направление научной мысли не стояло на месте даже в период испытаний.
В то же время сложившаяся в довоенное время авторитарность оценок часто оставалась нормой, и это приводило к ужасающим последствиям, как, например, утверждение «лысенковщины». В биологической науке Т.Д. Лысенко развернул «идейную» борьбу с известным генетиком Н.И. Вавиловым, в результате чего последний и многие его сподвижники были репрессированы и, как и он, погибли в тюрьмах.
Подобные действия, несомненно, направлялись свыше и являлись лишь частью идеологических мер И.С.Сталина по запугиванию страны. Запрещались научные школы, уничтожались авторы и книги, вычеркивались либо переписывались целые пласты нашей истории: идеологическая машина формировала у населения страны четкие установки, ориентировавшие на построение «нового общества». Фактически создавалась система, которую принято называть тоталитарной.

Образование в период ВОВ

Военные действия велись на огромных просторах СССР, что поставило миллионы советских граждан в труднейшие условия. Оккупация и эвакуация заставили переместиться на новые
места жительства тысячи семей, миллионные жертвы требовали замены на рабочих местах, на фронтах, в семьях. В условиях нехватки квалифицированных кадров главнейшей проблемой для государства стало образование.
Миллионы детей были лишены возможности учиться: сократилось число школ, обеспечение учебниками, письменными принадлежностями. В связи с тем, что школьникам приходилось работать на производстве вместе со взрослыми, занятия в школах проводились в 3—4 смены. Значительно сократилось количество учителей и старшеклассников — часть из них ушли на фронт, другие — встали к станкам. В сложившейся ситуации государство пыталось оперативно разрабатывать меры по преодолению кризиса в образовании. В тылу для эвакуированных из национальных республик школьников преподавание велось на родном языке, для сирот открывались интернаты. Занятия проводились и в осажденных городах: в Севастополе — в бомбоубежищах, катакомбах и штольнях, а в Ленинграде учителя имели два плана уроков — для спокойной обстановки и для занятий в бомбоубежищах. Была изменена и сама школьная программа. Вводилась обязательная военная и физическая подготовка, учащиеся привлекались к обязательным работам на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Постановлением ЦК ВКП(б) в сентябре 1941 г. было введено обязательное сельскохозяйственное обучение в школе, что позволило заменить на работе в деревне в 1943 г. 5 млн взрослых.
Ставшее всеобщим еще в 1940 г. тимуровское движение получило больший размах. Помощь семьям фронтовиков, предприятиям, добровольная работа в госпиталях, сбор средств для фронта (металлолом, теплые вещи и др.) являлись весомым вкладом в дело Победы. На средства школьников создавались даже танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», участвовавшие в военных действиях.
С наступлением Красной армии в 1943 г. мирная жизнь постепенно приходила на отвоеванные территории: было восстановлено 70 тыс. школ, а осенью с целью «дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов народного образования» была создана Академия педагогических наук РСФСР. По-новому выстраивалась школьная программа: вводилось раздельное обучение, появлялись вечерние семилетние и средние школы для обучения без отрыва от производства, вводились экзамены на получение аттестата зрелости и награждение медалями за успешную учебу.
В высшем образовании были похожие проблемы. Сокращение преподавательского состава сказалось на темпах подготовки специалистов. Однако в годы войны занятия во многих учебных заведениях не прекращались, и в 1941 — 1945 гг. страна получила 300 тыс. выпускников вузов и 540 тыс. — средних учебных заведений. В период освобождения страны было восстановлено 170 высших учебных заведений. Изменились требования к подготовке специалистов — обязательной стала зашита диплома наряду с государственными экзаменами. Уровень образования в советских вузах существенно повысился.

Литература и искусство во времена ВОВ

В начале войны наибольшее распространение получили действенные публицистические формы — корреспонденция и очерк, плакат и листовка, кинорепортаж и песня. С первого же дня войны символами борьбы стали знаменитая песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война» и плакат И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». В дни испытаний требовалась мобилизация всех усилий на достижение победы, что приводило к ярко выраженной пропагандистской направленности произведений литературы и кинематографа, песенного, художественного и театрального творчества.
Главной идеей в творчестве стал образ советского человека, безраздельно преданного делу зашиты Родины, отстаивающего ее от врага, ведущего справедливую освободительную войну. Подлинные образы героев ложились в основу многих произведений литераторов: поэмы М. Алигер «Зоя», М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина». Были созданы такие произведения как «Молодая гвардия» (А. Фадеева), «Наука ненависти» (М.А. Шолохова), «Русский характер» (А. Толстого), «Жди меня» (К. Симонова). Осмысление войны, ее сути и истоков рождает на свет первую повесть военных лет «Народ бессмертен» (В. Гроссмана). Однако в тяжелых военных условиях произведения публиковались лишь в газетах. Любимым произведением фронтовиков стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», начало которой было напечатано 4 сентября 1942 г. в «Красноармейской правде» Западного фронта.
Новые страницы Великой Отечественной войны запечатлевались в новых книгах. Московская битва нашла отражение в «Волоколамском шоссе» А. Бека, оборона Ленинграда — у В. Инбер («Пулковский меридиан») и В. Вишневского («У стен Ленинграда»). Сталинградская битва запечатлена К. Симоновым («Дни и ночи»), бои за Дон — М. Шолоховым («Они сражались за Родину»). Боевой и трудовой подвиг народа навсегда остался на страницах «Непокоренных» Б. Горбатова. «Радуги» В. Василевской, «Испытаний» А. Первенцева, «Клятвы» Ф. Гладкова и т.д. Противостояние с врагом возвратило к жизни исторические произведения, посвященные героическим подвигам прошлого. Воодушевление несли «Петр Первый» А. Толстого, «Батый» и «Юность полководца» В. Яна. «Багратион» С. Голубева, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.
Многие писатели и литераторы в дни войны ушли на фронт, став солдатами и офицерами, сражались рядом с кадровыми военными. Призванные по мобилизации, они становились спецкорами фронтовых и центральных изданий, дивизионных и армейских газет.
Важнейшей чертой военных лет стало песенное творчество. Песни рождались в народе либо создавались нашими величайшими композиторами. Незабываемыми стали «Катюша» М. Блантера, «Священная война» А. Александрова, «Любимый город» и «Темная ночь»Н. Богословского, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седова, песни Т. Хренникова, И. Дунаевского, М. Фрадкина и др.
История классической музыки обогатилась Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича. Написанная и исполненная в блокадном Ленинграде, она была посвящена борьбе с фашизмом и грядущей победе. Уже тогда «Ленинградская» симфония получила мировое признание и с огромным успехом исполняется до сих пор.
В самый разгар войны правительство предприняло беспрецедентный шаг: в 1943 г. СВ. Михалков и Г. Эль-Регистан на музыку А.В. Александрова написали слова нового Гимна Советского Союза. На смену «Интернационалу» пришла поистине национальная мелодия с патриотическим текстом, что, несомненно, оказало огромное влияние на умонастроение и боевой дух защитников Отечества.
Представители театрального искусства также отдавали свои силы на борьбу с врагом. Уже в июле 1941 г. в Москве была сформирована первая бригада, в которую вошли известнейшие актеры театров, эстрады, всесоюзного радио. В течение всей войны подобные «формирования» выступали на фронтах, своим искусством поддерживая сражающуюся армию.
Советский кинематограф представлен, с одной стороны, большим объемом кинохроники, с другой — героическими художественными лентами. Сегодня кадры хроники Московской, Сталинградской, Курской и других битв легли в основу документальных сериалов, используются при создании современных фильмов о войне, в частности в многосерийной эпопее А. Озерова. Такие же произведения как «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, «Двабойца» Л.Д. Лукова, «Жди меня» А.Б. Столпнера стали уже классикой художественного жанра.
Героические минуты войны представлены и в живописи. А.А. Дейнека создал незабываемую «Оборону Севастополя», образы защитников запечатлены на полотнах А.А. Пластова «Фашист пролетел», СВ. Герасимова «Мать партизана» и др. Конечно, наследие художников военного периода не столь значительно, как у представителей других направлений искусства, но оно позволяет нам воочию представить степень одухотворенности и своевременности их творчества.
Особый вклад в искусство военного времени внесли представители такого оригинального художественного жанра, как карикатура. Группа художников, объединившись под именем «Кукрыниксы», создали целую галерею юмористических иллюстраций, посвященных войне. Крупнейшие провалы немецкого командования или успехи Красной армии подавались с неизменным юмором и остроумием, что имело большой успех среди населения.
Однако даже в военные годы не прекращала своей работы партийная идеологическая машина и цензура. В период сталинградских боев газета «Правда» опубликовала рассказ А. Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда», мгновенно взятый под контроль. Попытка автора объективно осветить положение на фронте закончилась его арестом и обвинением в шпионаже. Советская культура, как явствует из этого примера, оставалась крайне тесно связанной с пропагандой.
Идеологическим и пропагандистским проработкам был подвергнут и ряд известных деятелей литературы и искусства. «Идеологически вредными» были объявлены стихотворения И. Сельвинского. пьеса В. Катаева «Синий платочек», рассказ А. Платонова «Оборона Семидворья», повесть А. Довженко «Победа» и его киносценарий «Украина в огне», первая часть повести М. Зощенко «Перед заходом солнца» и др.

Русская православная церковь во времена ВОВ

Испытания, выпавшие на долю советского государства, потрясли как его политические, экономические, социальные, так и идеологические основы. Пропаганда идей патриотизма (вместо интернационализма) и самопожертвования в Отечественной войне были не новым явлением, а хорошо забытым старым — подобные принципы всегда стояли на вооружении православной религии. Осознавая необходимость объединяющей идеи, руководство государства пошло на уступки в отношениях с Русской православной церковью (РПЦ).
Митрополит Московский и Коломенский Сергий, являвшийся главой РПЦ. уже 22 июня 1941 г. благословил всех верующих на защиту Родины: «Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и сейчас. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Подобное обращение последовало и в дни защиты Москвы. В апреле 1942 г. в осажденной столице на Пасху было разрешено свободное передвижение даже в ночное время, а во всех храмах состоялись богослужения при большом стечении народа.
С началом коренного перелома в войне и в связи с изменением общественного мнения Сталин все чаще приходил к мысли о необходимости предоставления церкви определенных льгот, восстановления ряда ее прав и т.д. Подобного шага требовали и отношения с союзниками — им требовалось подтверждение возврата СССР к общечеловеческим ценностям. 4 сентября 1943 г. состоялась личная встреча Сталина с иерархами церкви, на которой и были положительно решены важные проблемы Русской православной церкви, такие как: созыв Архиерейского собора для избрания патриарха (им уже в сентябре был избран митрополит Сергий), открытие храмов и духовных учебных заведений, издание печатного органа РПЦ, организация свечных заводов, расширение прав духовенства и снятие ограничений с действующих религиозных общин. Особо стоял вопрос об освобождении из заключения ряда священнослужителей, находившихся в тюрьмах, ссылках и лагерях. Для взаимодействия государства и церкви был создан посреднический орган — Совет по делам Русской православной церкви при СНКСССР.
В целом можно сказать, что годы Великой Отечественной войны стали периодом как возрождения церкви, так и реабилитации собственно веры. При этом в будущем действия советской системы в отношении религии не слишком отличались логичностью и последовательностью.
Таким образом. Великая Отечественная война нашла свое отражение не только в военных сводках и планах командования. Деятели науки и культуры воплотили свои замыслы и идеи в открытиях и произведениях. Вклад представителей науки позволил склонить чашу весов в пользу нашей Победы. Художники, поэты, композиторы и писатели навсегда запечатлели в своих творениях подвиги советского человека, трагедию и ужасы войны, самоотверженность человеческого духа и непреодолимое стремление человека к свободе — свободе своей Родины. И именно культурное наследие той далекой военной поры доносит до нас главное — идею вечности и главенства духа в час даже самых трудных испытаний.

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

Поделиться: