Образец плана локализации аварийных ситуаций. Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (плас)

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Гос
гор тех на дзор России )

Серия 09

Нормативные документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей промышленности

Выпуск 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЛАС)
НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ

РД 09-536-03

Москва

Государственное унитарное предприятие
«Научно-техн
ический центр по безопасности в промышленности
Го
сгор тех на дз ора России»

2003

Настоящие Методические указания о порядке разработки пла на локализа ции и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объ ектах устанавливают порядок разработки, утверждения и пересмотра ПЛАС на опас ных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, требования к их составу, содержанию и форме.

Указания разрабо таны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116- ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, Ст. 3588), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, Ст. 4742) и Об щими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Го сгортех на дзора России от 18. 10.02 № 6 1-А , зарегистрированным Минюстом России 28 .11.02 г., регистрационный № 3968 (Российская газета, 2002, 5 дек. № 231).

Указания применяются организациями, эксплуатирующими взрывопо жар оопасные и химически опасные производственные объекты независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации и поднадзорными Гос гортех на дз ору России.

С введением в действие настоящих Указаний не применяются Временные рекомендации по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах, утвержденные Го сгортех на дзором СССР 05.07.90 г.

Утверждены

поста новлением Госгортех на дзора

России от 18.04.03 № 14,

зарегистрированным

Министерством юстиции

Российской Федерации 25.04.03 г.,

регистрационный № 4453

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(ПЛАС)
НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ *

РД 09-536-03

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1. Настоящие Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (далее - Указания) устанавливают порядок разработки ПЛАС, требования к его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра.

1.2. Указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации. 200 1. № 50. Ст. 4742) и Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 6 1-А , зарегистрированным Минюстом России 28 .11.2002 № 3968 (Российская газета. 2002. 5 дек. № 231).

1.3. Указания применяются организациями, эксплуатирующими взр ывопожароопасн ые и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взр ывопожароопасн ых и токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую природную среду.

1.4. ПЛАС разрабатывается в целях:

определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;

определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

планирова ния действий производственного персона ла и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;

разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;

выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.

1.5. Перечень производств (цехов, отделений, участков, установок) и отдельных химико-технологических объектов, для которых разрабатываются ПЛАС, утверждается техническим руководителем организации.

1.6. Разработка ПЛАС может выполняться самостоятельно (сотрудниками организации) или с привлечением специалистов, имеющих опыт разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.

1.7. В организации для персонала опасных производственных объектов должны быть предусмотрены на базе микропроцессорной и вычислительной техники средства (тренажеры, учебно-тренировочные полигоны и т.д.) для обучения и приобретения практичес ких навыков выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

1.8. Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛАС и соответствие их настоящим Указаниям возлагается на технического руководителя организации.

оперативную часть, в которой даются краткая характеристика опасности объекта (технологического блока, установки и т.д.), мероприятия по защите персонала и действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

расчетно-пояснительную записку, в которой содержится подробный анализ опасности возможных аварийных ситуаций на объекте.

1 .10. ПЛАС основывается на:

прогнозировании сценариев возникновения аварийных ситуаций;

по ста дийном анализе сценариев развития аварийных ситуаций;

оценке достаточности принятых (для действующих опасных пр оизводственных объектов) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций;

анализе действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по лока лизации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития.

1. 11. ПЛАС и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.

1.12. ПЛАС, разработанные в организации для химико-технологических объектов, должны находиться у технического руководителя и диспетчера организации, в отделе (службе) охраны труда и промышленной безопасности, в аварийно-спасательной службе (формировании). ПЛАС производства, установки, цеха, отделения, участка должен находиться у начальника производства, установ ки, цеха, отделения, участка и начальника смены. Оперативные части ПЛАС, разработанные с учетом технологических и других специфических особенностей объекта, должны находиться на соответствующих рабочих местах.

1 .13. ПЛАС не реже чем один раз в 5 лет пересматривается и уточняется в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии.

1.14. Внесенные в ПЛАС изменения и дополнения должны быть изучены руководителями, специалистами и производственным персоналом организации, личным составом аварийно-спасательной службы (формирования). После обучения в установленном порядке должен быть проведен внеочередной инструктаж.

1 .15. В течение года в цехах, на участках, в отделениях, на установках в каждой смене по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным оперативной частью ПЛАС уровня «А» (приложение ), долж ны проводиться учебно-тренировочные занятия согласно графику, утвержденному техническим руководителем организации.

1 .16. Не реже одного раза в год по одной или нескольким позициям оперативной части ПЛАС уровня «Б» (приложение ) в цехах должны проводиться в разные периоды года и в разное время суток учебные тревоги.

1.17. Учебные тревоги по ПЛАС для одного или группы технологических блоков, входящих в состав подразделения, проводятся под руководством начальника подразделения.

1 .18. Учебные тревоги по ПЛАС, разработанному для организации или группы технологических объектов, входящих в состав различных цехов, проводятся под руководством технического руководителя организации.

1.19. Учебные тревоги по ПЛАС проводятся с участием производственного персонала, членов профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований, пожарной охраны, медико-санитарной и других служб в случае, когда их действия предусмотрены оперативной частью ПЛАС.

При неудовлетворительных результатах учебной тревоги она должна быть проведена повторно в течение 10 дней после детального изучения допущенных ошибок.

1.20. Графики учебных тревог разрабатываются руководителями подразделений, согласовываются в производственной службе и отделе (службе) охра ны труда и промышленной безопасности организации, согласовываются с аварийно-спасательной и другими службами при необходимости их совместных действий и утверждаются техническим руководителем организации.

1.21. Знания ПЛАС проверяются квалификационной (экзаменационной) комиссией организации при допуске рабочих и руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний, а также во время учебных тревог и учебно-тренировочных занятий.

1.22. Внеочередная проверка знаний ПЛАС проводится при внесении изменений в ПЛАС, при переводе работников организации на другое рабочее место, в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Госгортехна дзора России.

1.23. Предусмотренные ПЛАС технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей, локализации и ликвидации аварийных ситуаций не должны использоваться для других целей.

1.24. Ответственность за своевременное и качественное проведение учебно-тренировочных занятий и учебных тревог, офор мление необходимой документации возлагается на технического руководителя организации.

II . АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПАСНОСТИ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

2.1. Анализ опасности химико-технологического объекта (цеха, отделения, участка, установки и т.д.) проводится поблочно на основании подробного изучения его состояния в соответствии с требованиями настоящих Указаний, нормативной документации в области промышленной безопасности, а также с учетом аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.

2.2. Результаты анализа опасности объекта представляют в расчетно-пояснительной записке, которая имеет следующую структуру:

титульный лист (приложение );

список исполнителей;

исходные данные;

характеристика опасных веществ, обращающихся в технологическом блоке;

анализ известных аварий на объектах, определение возможных сценариев возникновения, развития и вероятности реализации аварийных ситуаций;

оценка количества опасного вещества, участвующего в аварии;

расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

ситуационный план возможных аварийных ситуаций;

основные опасности технологического блока;

перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

оценка уровня опасности технологического блока;

предложения по реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий;

Раздел 1 . «Технология и аппаратурное оформление блока»;

Раздел 2. «Анализ опасности технологического блока»;

Раздел 3. «Выводы и предложения»;

Раздел 4. «Список использованных методических материалов и справочной литературы».

2 .3. В списке исполнителей указываются фамилии, имена и отчества, должности и место работы ответственных исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке расчетно-пояснительной записки.

В случае если расчетно-пояснительная записка состоит из двух и более книг , каждая из них должна иметь свой титульный лист и оглавление.

2.4. Исходными данными для разработки ПЛАС служат:

краткая характеристика объекта (цеха, установки и т.п. );

блок-схема технологического объекта (приложение ).

2.5. В разделе «Технология и аппаратурное оформление блока» необходимо представить принципиальную технологическую схему блока (приложение ).

2.6. Характеристика опасных веществ должна включать:

наименование вещества;

молекулярную формулу;

физико-химические параметры (молекулярный вес, запах, цвет, температура кипения, плотность при нормальных условиях );

данные о взр ывопожароопасности;

реакционную способность;

коррозионную активность;

токсическую опасность;

характер воздействия на организм человека;

индивидуальные средства защиты;

меры первой помощи пострадавшим, а также методы перевода (нейтрализации) вещества в безопасное состояние.

2.7. Анализ аварий на объектах, связанных с обращающимися опасными веществами, должен быть направлен на выявление основных причин аварий и их исключение в дальнейшем.

2.8. При определении основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаци й, необходимо особое внимание уделить техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям и т.д. (приложение ).

2.9. Определение возможных сценариев возникновения и динамики развития аварийных ситуаций проводится с помощью типовой схемы (приложение ).

2 .10. Каждая аварийная ситуация может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть приостановлена или перейти на более высокий уровень.

Для каждой стадии развития аварийных ситуаций устанавливается соответствующий уровень («А», «Б» и «В »).

2 .11. Для каждой возможной (ожидаемой) стадии развития аварийной ситуации проводится анализ условий ее возникновения (приложение ), перехода с одного уровня на друго й, оцениваются возможные последствия, определяются оптимальные средства ее предупреждения и локализации, выявляется готовность объекта к противоаварийной защите.

2 .12. Если при оформлении результата анализа состояния системы противоаварийной защиты (приложение ) выявляется недостаточная готовность объекта к противоаварийной защите, должны разрабат ываться специальные программы с приоритетом реализации мер, предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взр , быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки объекта, оповещения, защиты и спасения людей; создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п.

2 .13. Требования к надежности, точности и быстродействию технических средств определяются с учетом опасности объекта.

2 .14. Организационно-технические решения должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости технологического объекта (группы объектов) и обеспечивать оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации, оповещение персонала организации, создание необходимых условий для быстрой локализации и ликвидации аварийной ситуации на ранней стадии развития.

2 .15. Оценку вероятности реализации аварийных ситуаций и сценариев их дальнейшего развития рекомендуется проводить, используя метод анализа «дерева отказов и событий» (приложения , ).

2 .16. Частота реа лизации каждого сценария аварийных ситуаций рассчитывается путем умножения частоты аварийной ситуации на вероятность конечного события (приложение ).

2.17. Для каждого сценария (или группы сценариев) указывают поражающие факторы (взрыв, выброс опасных веществ и т.п.), количества опасных веществ , участвующих в аварийной ситуации и в создании поражающих факторов (приложение ).

2 .18. Расчет вероятных зон поражения ведут для факторов, которые имеют место при аварии. Поражающими факторами аварии могут быть:

воздушная ударная волна, возникающая при взрывах;

тепловое излучение «огненного шара», продуктов горения при пожаре;

поражающее воздействие на людей и природную среду вследствие выброса токсичных веществ;

осколочные поля, создаваемые летящими обломками технологического оборудования и строительных конструкций (приложение ).

2 .19. По результатам анализа условий возникновения, путей развития аварий и оценки их последствий необходимо установить возможность перехода аварийной ситуации на уровень «Б» и дать краткое описание возможных сценариев (приложения , ).

2.20. Графическое представление ситуационного плана аварийных ситуаций на объекте зависит от уровня аварийной ситуации:

для аварийной ситуации уровня «А» это план расположения основного технологического оборудования, который рекомендуется представлять по технологическим блокам объекта;

для аварийной ситуации уровня «Б» - план объекта (цеха, установки, группы цехов и т.п.) (приложения , );

2.21. На плане рекомендуется указывать места размещения основного технологического оборудования, межблочной отсекающей арматуры, пультов управления, средств противоаварийного назначения (огнетушители, гидранты, средства индивидуальной защиты, средства оповещения и т.п.), эвакуационные выходы, зоны возможного поражения для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария аварийной ситуации, а также места подъезда и маневрирования спецтехники.

2.22. Основные опасности технологического блока (объекта) связаны с проявлением поражающих факторов, таких, как взрыв, пожар, токсическое поражение или их сочетание. На плане необходимо указать, проявление каких факторов имеет место в данном случае.

2.23. В перечне наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска, рекомендуется указывать те, которые оказывают наибольшее влияние на вероятность возникновения аварийной ситуации и величину нанесения наибольшего ущерба.

2.24. Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварии на объекте (технологическом блоке ), разрабатываются на базе результатов анализа опасности.

III . ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПЛАС

3 .1. Содержание оперативной части ПЛАС определяется уровнем аварийных ситуаций, которые в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней - «А», «Б» и «В»:

на уровне «А» аварийная ситуация характеризуется развитием в пределах одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка), являющегося структурным подразделением организации;

на уровне «Б» аварийная ситуация характеризуется переходом за преде лы одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка) и развитием ее в пределах организации;

на уровн е «В» а варийная ситуация характеризуется развитием и выходом за пределы территории организации, возможностью воздействия поражающих факторов на население близлежащих населенных пунктов и другие организации (объекты), а также окружающую среду.

3.2. При разработке оперативной части ПЛАС для аварийных ситуаций на уровнях «А» и «Б» необходимо:

обеспечить согласованность действий персонала организации и аварийно-спасательных служб (формирований);

установить перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий;

установить порядок осуществления связи аварийно-спасательных служб (формирований) с органами государственного надзора и органами местного самоуправления;

определить действия профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

привести опознавательные признаки уровней аварийных ситуац ий и их значения, по которым управление работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации переходит на уровень «Б».

3.3. ПЛАС уровня «А» разрабатывается для руководства действиями производственного персонала технологического блока, членов нештатных аварийно-спасательных формирований и привлекаемых, в случае необходимости, профессиональных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций , предупреждению их распространения на другие блоки объекта (цеха, отделения, установки и т.д.).

ПЛАС на уровне «А» должен включать:

краткую характеристику опасности технологических блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

принципиальные технологические схемы блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т .д.);

план расположения основного технологического оборудования блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

оперативную часть П ЛАС (приложение ).

Приложения к ПЛАС должны содержать:

список и схему оповещения должностных лиц, аварийно-спасательных формирований, организаций и служб, ответственных за выполнение мероприятий по локализации и ликвидации аварийной ситуации, с указанием адресов и телефонов (приложения , );

перечень инструментов, материалов, допустимых к применению в конкретных условиях, средств индивидуальной защиты членов нештатных аварийно-спасательных формирований с указанием количества и места их хранения (аварийные шкафы) (приложение );

обязанности ответственного руководителя работ и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объекте;

инструкцию по безопасной остановке технологических блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.).

3.4. При отсутствии в организации профессионального аварийно-спасательного формирования или невозможности прибытия другого профессионального аварийно-спасательного формирования, аттестованного на проведение газоспасательных работ, в срок, установленный ПЛАС, обязанности по проведению газоспасате льных работ возлагаются на нештатные аварийно-спасательные формирования организации, которые создаются в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588) на химически опасных производственных объектах во всех случаях, когда имеется необходимость проведения аварийной остановки производства или иных работ с участием людей и не исключена возможность аварийного выделения вредных веществ в атмосферу рабочей зоны.

3.5. В краткой характеристике опасности технологического блока должны быть представлены:

степень опасности и характер воздейст вия веществ на организм человека, индивидуальные средства защиты;

количества опасных веществ в блоке и участвующих в созда нии поражающих факторов для наиболее опасного по последствиям сценария аварийной ситуации;

поражающие факторы аварийной ситуации (ударная волна, тепловое излучение, токсическое поражение и т.д.);

размер зон действия поражающих факторов для наиболее опасной по последствиям сценария аварийной ситуации;

вероятности возникновения наиболее вероятного и наиболее опасного по своим последствиям сценариев аварийной ситуации.

3.6. На принципиальной технологической схеме указываются направления потоков обращающихся в технологическом блоке веществ, места установки отсекающей арматуры, ее технические характеристики, параметры технологического режима.

3.7. Последовательное соединение отдельных блоков будет представлять блок-схему объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) (приложение ).

3.8. Принципиальную технологическую схему необходимо составлять для всех блоков, входящих в состав объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.).

3.9. Границами технологических блоков должны быть, как правило, автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования в аварийной ситуации), установленные на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и обратному потоку материальной среды.

Для п ылеобразую щих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнеков ые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.

3 .10. На принципиальной технологической схеме блока следует указать технологические параметры, основные технические характеристики оборудования, технологические потоки (с указанием их условных сечений, производительности и параметров), регулирующую и запорную арматуру (условное обозначение, тип исполнения, быстродействие), приборы, средства и системы контроля и регулирования, системы противоаварийной защиты (с указанием их основных характеристик ), имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации.

3 .11. На принципиальной технологической схеме должен быть указан код (обозначение) технологического оборудования, арматуры, трубопроводов, соответствующий регламенту и фактическому их кодированию по месту (приложение ).

3 .12. В случае использования принципиальной технологической схемы объекта (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) должны быть указаны границы технологических блоков с необходимой характеристикой (приложение ).

3 .13. Принципиальная технологическая схема должна быть наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварийной ситуации, при необходимости может дополняться пояснительными надписями.

3.14. На плане расположения оборудования технологических блоков должны быть указаны места расположения:

основного технологического оборудования;

границы технологических блоков;

отсекающей запорной арматуры, средств противоаварийной защит ы, пультов (устройств) управления, автоматических извещателей, средств связи и оповещения, а также инструмента, материалов, средств индивидуальной защиты, имеющих непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации;

эвакуационных выходов, маршрутов эвакуации;

путей подъезда, мест установки и маневрирования спецтехники;

убежищ и мест укрытий.

3 .15. На план расположения оборудования технологических блоков могут дополнительно наноситься места наиболее вероят ного возникновения аварийных ситуаций, размеры и границы потенциально опасных зон и другие характеристик и.

Дополнительно могут указываться количественные показатели, характеризующие потенциальную опасность блоков, основные дестабилизирующие факторы и критические значения параметров технологического процесса.

3 .16. В качестве планов расположения оборудования технологических блоков целесообразно использовать планы расположения оборудования объектов (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д. ), в состав которого входят эти блоки (приложение ).

3 .17. Оперативная часть ПЛАС уровня «А» оформляется в виде таблицы (приложение ) и включает следующие графы:

«Наименование, уровень и место аварийной ситуации» - графа № 1. В графе фиксируется наименование стадии развития аварии по принятым сценариям с указанием места.

«Опознавательные признаки аварийной ситуации» - графа № 2. Здесь указываются предпосылки аварийной ситуации и ее опознавательные признаки с указанием внешних эффектов и других критериев, по которым может быть идентифицирована (выявлена) та или иная стадия развития аварийной ситуации.

«Оптимальные способы противоаварийной защиты (ПАЗ )» - графа № 3. В этой графе описываются организационно-технические решения (мероприятия), позволяющие оперативно обнаружить и предупредить возникновение аварийной ситуации или локализовать ее на ранней стадии проявления.

«Технические средства (системы) противоаварийной защиты, применяемые при подавлении и локализации аварийной ситуации (ПАЗ - графа № 4. В этой графе перечисляются средства, которые имеются на объекте и используются для локализации и ликвидации аварийной ситуации.

«Исполнители и порядок их действий» - графа № 5. Порядок действия исполнителей должен предусматривать:

выявление и оценку аварийной ситуации или угрозы ее возникновения по опознавательным признакам;

оповещение персонала производства (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.) и диспетчера предприятия (объекта) об аварийной ситуации или угрозе ее возникновения;

включение противоаварийн ых систе м;

отключение поврежденного участка, полную или частичную остановку производства (цеха, отделения, установки, производственного участка и т.д.);

вывод из опасной зоны персонала с указанием порядка обеспечения и номенклатуры средств индивидуальной защиты;

другие меры, предупреждающие развитие аварийной ситуации с учетом специфики производства.

3 .18. При описании действий персонала следует особо подчеркнуть те из них, которые не допускают промедления и требуют немедленного исполнения.

3 .19. При описании действий аварийно-спасательных формирований следует указать ориентировочное время их прибытия и развертывания.

3.20. Для каждой аварийной ситуации должны быть определены последовательность введения в действие систем противоаварийной защиты, отключения аппаратов и механизмов, электроэнергии и других энергоносителе й, режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств спасения людей, локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При этом должно быть учтено влияние выполняемых переключений и отключений на работу систем противоаварийной защиты, жизнеобеспечения и других систе м, которые являются существенными при ликвидации аварийной ситуации.

3.2 1. ПЛАС уровня «Б» разрабатывается для руководства действиями производственного персонала цеха (установки, производства и т.д.), членов аварийно-спасательных формирований, пожарных и медицинских подразделений, а также для персонала смежных или технологически связанных цехов (установок и т.д.) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, предупреждению их распространения на другие объекты организации и за ее пределы, а также по спасению и выводу людей как из зоны поражения, так и из потенциально опасных зон.

ПЛАС уровня «Б» включает в себя дополнительно к перечисленным в пункте следующие документы :

оперативную часть ПЛАС (приложение );

блок-схему технологического объекта;

ситуационный план технологического объекта (установк и, цеха или группы цехов) (приложение ).

3.22. В блок-схеме технологического объекта необходимо обозначать объект со всеми входящими в него блоками, отделениями или производственными участками, указав прямые и обратные межобъектовые технологические потоки, их характеристики и параметры, а также граничную для объекта отсекающую арматуру, ее тип и основные технические характеристики (условное обозначение, быстродействие), имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварийной ситуации.

3.23. На ситуационном плане технологического объекта необходимо указать:

места расположения цехов, установок организации;

места скопления опасных продуктов с указанием наименования и массы продукта;

места установки межпроизводственной отсекающей арматур ы, ее тип и основные технические характеристики (для аварийных ситуаций, охватывающих группу цехов, установок организации и т.д.);

места нахождения средств противоавари йной защиты;

места расположения пунктов или средств связи и оповещения;

эвакуационные выходы и маршруты эвакуации;

убежища и места укрытий;

пути подъезда, места установки и маневрирования спецтехники;

места наиболее вероятного возникновения аварийных ситуаций;

зоны возможного поражения обслуживающего персонала организации с учетом распространения взрывных и ударных волн, направления движения взрывоопасных и токсичных облаков.

В качестве ситуационного плана технологического объекта может быть использован план группы цехов, установок или генплан организации.

IV . ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

4 .1. Общие положения.

4 .1.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации в организации (далее - Ответственный руководитель).

4 .1.2. Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварийной ситуации Ответственный руководитель создает командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварийной ситуации и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварийной ситуации и за ее пределами;

координация действий персонала организации (объекта) и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4 .1.3. Вышестоящий руководитель имеет право заменить Ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварийной ситуации.

4 .1.4. На командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4 .1.5. На командном пункте Ответственный руководитель организует ведение журнала ликвидации аварийной ситуации, где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени.

4.1.6. Лица, вызванные для спасения людей и локализации и ликвидации аварийной ситуации, сообщают о своем прибытии Ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

4 .1.7. Должностные лица и исполнители, участвующие в ликвидации аварийной ситуации, должны информировать Ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.

4 .1.8. Работы в загазованной среде выполняют аварийно-спасательные формирования (профессиональные и (или) нештатные), аттестованные на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.

4.1.9. Ответственным руководителем является:

на уровне «А» развития аварийной ситуации - начальник цеха (производственного участка, установки ), до его прибытия на место аварии - начальник смены (отделения), сменный мастер;

на уровне «Б» развития аварийной ситуации - руководитель организации (технический руководитель организации), до его прибытия на место аварии - диспетчер организации (начальник производства, цеха, установки).

4.2. Ответственный руководитель должен:

4.2 .1. На уровне «А» развития аварийной ситуации:

оценить обстановку, выявить количество и местонахождение люде й, застигнутых аварие й, принять меры по оповещению работников организации и населения (при необходимости) об аварийной ситуации;

принять меры по оцеплению района аварии и опасной зоны;

принять неотложные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации;

обеспечить вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

привлекать к аварийной остановке производств только тех лиц из числа производственного персонала, которые подготовлены, оснащены в соответствии с табелем оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования (приложение ) и аттестованы в установленном порядке;

контролировать правильность действий персонала, а в случае необходимости - действия аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на производстве и выполнение своих распоряжений;

информировать руководство организации об аварии, территориальные органы Госгортехна дзора России, Государственной инспекции труда, а при необходимости - территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

уточнять и прогнозировать ход развития аварийной ситуации, при необходимости вносить корректировку в ПЛАС.

4.2.2. На уровне «Б» развития аварийной ситуации дополнительно к пункту Ответственный руководитель должен:

в случае изменения места расположения командного пункта оповестить об этом всех привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

руководить действиями персонала организаци и, аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на объекте и контролировать выполнение своих распоряжений.

4.3. Обязанности технического руководителя организации:

4.3 .1. Технический руководитель организации должен обеспечить:

разработку специальных программ (с указанием приоритетности реализации), предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взр ывопредупреж дения и взр ывозащит ы, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки организации (объекта), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем лока лизации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п., если при разработке ПЛАС выявляется недостаточная готовность организации (объекта) к противоаварийной защите;

введение в действие в случае необходимости резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты, то е сть дол жн ы существовать резервные линии связи, назначены дублеры специалистов, определен альтернативный центр управления и т.п.;

оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварийной ситуации путем применения технических средств с необходимыми надежностью и быстродействием и созданием в цехах, отделениях или участках, для которых разработаны ПЛАС, нештатных аварийно-спасательных формирований из числа специально подготовленного и аттестованного в установленном порядке производственного персонала, а также при необходимости профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

распределение обязанностей между производственным персоналом, использование надежных средств оповещения и связи, рационального размещения пультов (устройств) управления противоаварийн ыми системами;

информирование в установленном порядке должностных лиц, ведомств и организаций о результатах выполненного при разработке ПЛАС анализа опасности организации (объекта ), о возможности проявления действия опасных факторов аварийной ситуации за пределами территории организации, о характере и потенциальной тяжести происшествия;

наличие в необходимом количестве и ассортименте современных антидотов и необходимых фармацевтических препаратов, если при аварии произошло выделение вредных веществ, а также деза ктивационного оборудования, средств защиты для медицинского персонала;

взаимодействие с местными органами исполнительной власти (комиссией по чрезвычайным ситуациям) и органами местного самоуправления.

4.3.2. Технический руководитель организации, получив сообщение об аварийной ситуации, должен немедленно прибыть в организацию, сообщить об этом Ответственному руководителю и обеспечить:

организацию оказания своевременной помощи пострадавшим;

принятие необходимых мер по привлечению опытных рабочих и специа листов (из числа руководящих работников и специалистов) в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с локализацией или ликвидацией аварии, а также по своевременной доставке необходимых материалов и оборудования;

работу аварийных и материальных складов и доставку материалов, инструмента и т.п. к месту аварийной ситуации;

руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварийной ситуации;

при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организацию питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;

информирование в установленном порядке о характере аварийной ситуации и ходе спасательных и восстановительных работ.

4.4. Обязанности диспетчера организации:

при получении сообщения об аварийной ситуации диспетчер должен немедленно прекратить переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварийной ситуации, и известить о ней должностных лиц, ведомства и организации по списку (приложение );

при аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации диспетчер выполняет обязанности Ответственного руководителя, организует работы по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС конкретного (данного) объекта. Командным пунктом по локализации и ликвидации аварийной ситуации в данном случае является рабочее место диспетчера. При необходимости диспетчер принимает меры по организации нового командного пункта;

по прибытии технического руководителя организации диспетчер должен его проинформировать о состоянии работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации и поступить в распоряжение Ответственного руководителя.

4.5. Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования) обязан:

руководить газоспасательными работами в соответствии с заданиями Ответственного руководителя и оперативной частью ПЛАС;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем в организации и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить перед загазо ванным участком дежурные посты из членов нештатных аварийно-спасательных формирований;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя проводить работы в соответствии с мероприятиями ПЛАС самостоятельно.

4.6. Начальник цеха, участка, установки, где произошла аварийная ситуация, должен:

выполнять распоряжения Ответственного руководителя;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя выполнять его обязанности, руководствуясь ПЛАС.

4.7. Начальник смены (сменный мастер) цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должен:

немедленно сообщить о ней диспетчеру организации, в аварийно-спасательную службу (формирование), пожарную часть организации;

до прибытия Ответственного руководителя организовать и начать работу по спасению людей и локализации аварийной ситуации в соответствии с мероприятиями ПЛАС и создавшейся обстановкой.

4.8. Заместитель начальника цеха (технолог цеха), в котором произошла аварийная ситуация, должен:

собрать нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников цеха, установки, участка и т.д., обученных и ат тестованн ых в установленном порядке, и руководить их работой по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

докладывать Ответственному руководителю о текущем состоянии технологического процесса в целях предупреждения возможных дальнейших осложнений и создания необходимых условий для успешной локализации и ликвидации аварийной ситуации;

в зависимости от обстановки перевести нормальный технологический режим на режим безопасной остановки или прекратить его.

4.9. Мастера, бригадиры, рабочие, аппаратчики, операторы и т.д. цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должны:

немедленно сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю, а при его отсутствии - диспетчеру организации;

принять меры по выводу людей из опасной зоны локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с П ЛАС;

при необходимости (согласно ПЛАС или по указанию Ответственного руководителя) отключить аппараты, установки, агрегаты, коммуникации и т.п.

4.10. Руководители служб главного механика, главного энергетика, главного технолога, главного прибориста организации должны:

обеспечить создание специализированных бригад из указанных служб для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и восстановлению нормальной работы производства;

по указанию Ответственного руководителя работ обеспечить включение или отключение электроэнергии, работу электромеханического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи, функционирование паровых, тепловых и других сетей.

4 .11. Инженерно-технические работники, мастера, бригадиры и рабочие других цехов должны, получив информацию об аварийной ситуации, выполнять необходимые мероприятия в соответствии с ПЛАС и докладывать о своих действиях Ответственному руководителю.

4 .12. Начальник пожарной части организации должен в соответствии с действующими в пожарной части руководящими документами и инструкциями, с учетом конкретной обстановки на месте аварийной ситуации и оперативной части ПЛАС:

организовать своевременный вывоз резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации;

руководить работами по тушению пожара;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем;

обеспечивать взаимодействие и координацию действий с аварийно-спасательными формированиями.

4.13. Работники медицинского пункта (здравпункта) организации с учетом оперативной части ПЛАС и действующими в здравпункте руководящи ми документами и инструкциями должны немедленно выехать по вызову на место аварийной ситуации и при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Приложение 1

Пример формы титульного листа плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ:

Технический руководитель организации

________________________

(фамилия, инициалы) (подпись)

«___ » _________________ г.

ПЛАН ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

___________________________________________________________________________

(наименование объекта, цеха, отделения, производственного участка, установки и т .д.)

Внесенные изменения _________________ Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций

Возможные причины аварийных ситуаций

1. Контейнер с хлором

1. Наличие в блоке до 1000 кг жидкого хлора, я вляющегося химически опасным веществом и сильным окислителем, создает опасность аварийного выброса большого количества опасного вещества при аварийной разгерметизации системы

2. Хранение хлора под давлением и его транспортирование методом передавливания под избыточным давлением создают дополнительную опасность разгерметизации от превышения давления

3. Коррозионная активность хлора (особенно при наличии влаги) создает дополнительную опасность разгерметизации системы

4. Наличие периодического процесса создает дополнительную опасность аварийной разгерметизации

№ ...

1. Ошибки персонала при ведении технологического процесса (наиболее опасными технологическими операциями с точки зрения влияния человеческих ошибок на возникновение аварийной ситуации являются операции, связанные с подготовкой контейнера с хлором к подключению в технологическую систему)

2. Нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры и разъемных соединений азгерметизация резервуаров из-за дефектов изготовления, переполнения, механических повреждений, нагрева, коррозии и т.п.

Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий является планирование действий (взаимодействий ) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий .

План должен охватывать все уровни развития аварии , которые установлены в процессе анализа опасностей:

    На уровне «А» авария характеризируется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.

    На уровне «Б» авария характеризируется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

    На уровне «В» авария характеризируется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью влияния поражающих факторов аварии на население расположенных поблизости населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

При разработке плана нужно учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленный персоналом предприятия и спецподразделением опыт во время аварийных ситуаций и аварий, для обеспечения представления относительно необходимых дополнительных навыков и ресурсов. План основывается:

    на прогнозировании сценариев возникновения аварий;

    на поэтапном анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий;

    на оценке достаточности существующих мероприятий, которые препятствуют возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварий;

    на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий ) на соответствующих стадиях развития.

Выявление возможных аварий необходимо проводить в следующей последовательности:

а) Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов.

К опасным веществам относится:

1) взрывопожароопасные вещества; 2) вредные вещества.

Опасные режимы характеризируются такими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и т.д.

б) Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машин) и процесса, который проходит в нем.

К видам опасностей принадлежат:

  1. взрыв (внутри оборудования, в зданиях или окружающей среде);

    разрыв или разрушение оборудования;

    выброс вредных веществ;

    соединение перечисленных видов опасности.

Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровнях «А» и «Б» , разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия , добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения к минимуму последствий аварии для людей , материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасение и выведение людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

Оперативная часть плана для аварий на уровне «А» должна содержать:

    блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);

    план производства (цеха, отделения, производственного участка);

    блок-карты объектов (цехов, отделений, производственных участков), которые входят в состав производства;

    описание действий персонала;

    список и схему оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно оповещены об аварийной ситуации (аварии);

    список работников, которые привлекаются к локализации аварии, лиц, которые дублируют их действия при отсутствии первых с каких-либо причин, с указанием места их постоянной работы, проживания и телефонов;

    перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием места их хранения (аварийных шкафов );

    обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии;

    инструкцию относительно аварийной остановки производства (цеха, отделения, производственного участка ).

Оперативная часть плана для аварий на уровне «Б» включает в себя дополнительно следующие документы:

Блок-схема предприятия;

План предприятия.

Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространения ее на другие предприятия (объекты), спасения и выведения людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» должна содержать:

    титульный лист;

    ситуационный план с приложениями;

    обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварий.


1. Заявление на регистрацию ОПО образец 2019 скачать.DOC

2. Заявление на исключение из реестра ОПО образец 2019 скачать.DOC

3. Заявление на внесение изменений в реестр ОПО , перерегистрацию ОПО образец 2019 скачать.DOC

4. Заявление о переоформлении (выдаче дубликата) свидетельства о регистрации ОПО образец 2019 скачать.DOC

5. Заявление о предоставлении информации из реестра ОПО образец 2019 скачать.DOC

6. Заявление о прекращении предоставления госуслуги по регистрации, перерегистрации, исключению из реестра ОПО образец 2019 скачать.DOC

8. Сведения, характеризующие ОПО образец 2019 скачать.DOC

9. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО(пример - сеть газопотребления) образец скачать.DOC

10. Положение о производственном контроле образец скачать.DOC

11. Форма предоставления Сведений (отчета) об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО образец скачать.EXL

12. Форма квартального отчета (сведений) об инцидентах , происшедших на опасных производственных объектах образец скачать.DOC

13. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО 2015-2016 г. образец скачать.DOC

14. Заявление на оформление Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности образец скачать.DOC

15. Заявление на переоформление Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии) образец скачать.DOC

16. Заявление на переоформление Лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с намерением лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии) образец скачать.DOC

17. Заявление на переоформление Лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования; изменением наименования ЮЛ; изменением адреса места нахождения ЮЛ; изменением места жительства, ФИО ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) образец

I Общие положения
II Анализ состояния опасности химико-технологических объектов
III Требования к составлению оперативной части ПЛАС
IV Обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации по локализации и ликвидации аварийных ситуаций
Приложение 1. Пример формы титульного листа плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций
Приложение 2. Пример формы титульного листа расчетно-пояснительной записки
Приложение 3. Форма и пример составления перечня основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций
Приложение 4. Типовая схема построения сценариев развития аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения
Приложение 5. Пример типового анализа аварийных ситуаций, условий их возникновения и развития
Приложение 6. Пример оформления результата анализа состояния системы противоаварийной защиты (ПАЗ) на объекте (блоке, установке и т.д.)
Приложение 7. «Дерево отказов» анализа причин аварийной ситуации и вероятности ее проявления на газораздаточной станции (ГРС) (пример)
Приложение 8. «Дерево событий» (фрагмент) при аварийной ситуации на установке первичной переработки нефти - разрушения дегидратора ДГ-1 (90 т нефти, Т < 100 °С, Р < 1 МПа) (пример)
Приложение 9. Количество опасных веществ, участвующих в создании поражающих факторов при реализации различных сценариев развития аварийной ситуации (пример)
Приложение 10. Пример основных результатов расчета вероятных зон действия поражающих факторов
Приложение 11. Краткое описание сценариев аварийных ситуаций (пример)
Приложение 12. Пример составления плана размещения оборудования (хлораторной)
Приложение 13. Пример составления ситуационного плана (для наиболее вероятной аварии - разрыв трубопровода с СУГ на территории ГНС)
Приложение 14. Пример списка должностных лиц, подразделений и организаций, которые должны быть немедленно извещены диспетчером организации об аварийной ситуации
Приложение 15. Схема оповещения об аварийной ситуации
Приложение 16. Список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (пример)
Приложение 17. Табель технического оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ), создаваемого из числа производственного персонала (пример)
Приложение 18. Пример составления блок-схемы (блок-схема аммиачной холодильной установки)
Приложение 19. Принципиальная технологическая схема блока № 9 (дренажный ресивер поз. R290) (пример)
Приложение 20. Пример оперативной части плана по локализации и ликвидации аварийных ситуаций уровня «А»
Приложение 21. Пример оперативной части плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций уровня «Б»

Разработка ПЛАСа обязательна для организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, вне зависимости от их организационно-правовых форм, а также форм собственности; производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами аппаратуры, взрывами в производственных помещениях и наружных установках, результатом которых могут быть: поражение людей, разрушение зданий, сооружений, технологического оборудования, негативному воздействию на окружающую среду.

Подробнее о ПЛАС – скачать файл.zip

Типовая инструкция о порядке проведения учебных тревог по ПЛАС – скачать файл.zip

Типовая инструкция о порядке проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС – скачать файл.zip

План проведения учебной тревоги по проверке ПЛАС – скачать файл.zip

График проведения учебных тревог на ОПО – скачать файл.zip

Внедрение ПЛАС на предприятии.

  1. ПЛАС и изменения к нему (в объеме, необходимом для качественного выполнения своих обязанностей) должны быть изучены персоналом предприятия, участвующим в ликвидации аварии, и соответствующими спецслужбами.
  2. Допуск к работе лиц, которые в установленном порядке не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний ПЛАС запрещается.
  3. Персонал всех подразделений, участвующих в ликвидации аварии, должен проходить регулярное обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности на случай аварии.
  4. В течение года по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги. График проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог утверждается директором предприятия и согласовывается с территориальным управлением Госгорпромнадзора.
  5. Учебные тревоги проводятся под руководством ответственного руководителя с участием всех подразделений, участие которых предусмотрено оперативной частью ПЛАС.
  6. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги, она должна быть проведена повторно в течение 10 дней, после детального изучения допущенных ошибок.
  7. При проведении тренировок необходимо практиковать участие независимых наблюдателей, поскольку это обеспечивает объективную оценку недостатков или ошибок ПЛАС.
  8. Следует также проводить тренировки в экстремальных условиях (например, во время грозы, ночью, в холодную погоду и т.п.).
  9. Персонал сторонних организаций и лица, посещающие предприятие (объект), должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии.
  10. Следует поддерживать постоянную готовность оборудования и средств информации, которые могут понадобиться для получения необходимых данных в случае аварии.

Статистические данные по аварийности на магистральных нефтепроводах из ежегодных отчетов о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

В статье «Анализ риска магистральных нефтепроводов при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности» М.В. Лисанов и др. отмечается, что среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,27 аварий в год. Кроме того, предлагается уменьшить в 10 раз ожидаемую частоту аварий на проектируемых трубопроводах по сравнению со среднестатистической на действующих трубопроводах.

Согласно «CONCAWE: Perforwance of European cross-country oil pipelines (report № 10/09)» среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,242 аварий в год.

Частота повреждений европейских трубопроводов в зависимости от причины и размера повреждений (1970-2007 гг.), 1/(1000 км×год)

Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, на магистральных трубопроводах, f ij (m ), %

Итоговая частота разгерметизации на каждом участке трубопровода для заданного размера повреждения рассчитывается по формуле:

Fj (m ) = λ ср Σf ij (m ),

где Fj (m ) – частота разгерметизации для j -го размера повреждений на участке m трубопровода, λ ср – среднее значение интенсивности аварий для магистральных трубопроводов, f ij – относительная доля аварий для j -го размера повреждений по i -ой причине на участке m трубопровода, i – количество причин разрушения, j – количество размеров повреждений.

Оценка влияния различных факторов на частоту разгерметизации трубопроводов.

Внешнее воздействие. Частота разгерметизации по причине внешнего воздействия зависит как от диаметра трубопровода, так и от толщины его стенки. Для учета этих факторов вводятся следующие коэффициенты.

k тс = exp[-0,275(δ-6)] (δ – толщина стенки трубы, мм) – поправочный коэффициент влияния, связанный с толщиной стенки трубопровода.

k зт — поправочный коэффициент для трубопроводов, заглубленных на глубину более 1 м составляет 0,73, а для трубопроводов, заглубленных на глубину от 0,8 до 1 м – 0,93. При заглублении на глубину менее 0,8 м поправочный коэффициент к базовому показателю равен 1.

k ннб на участках переходов, выполненных методом наклонно-направленного бурения, из-за большой глубины перехода полностью исключено внешнее воздействие, т.е. коэффициент равен 0, вне этих участков – 1.

k пер на участках переходов через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации принимать равный 2. Если предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства принимать равный 1.

Относительная доля аварий f 1j для j -го размера повреждений по причине внешнего воздействия рассчитывается по формуле:

f 1j = fσ 1j × k тс ×k зт ×k ннб ×k пер, где fσ 1j – базовая относительная доля аварий по причине внешнего воздействия согласно таблицы-матрицы.

Строительный брак и дефекты материалов. Для трубопроводов построенных в соответствии с требованиями нормативных документов k бд принимается равным 1. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки при использовании современных материалов, средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов.

Относительная доля аварий f 2j для j -го размера повреждений по причине строительного брака и дефектов материалов рассчитывается по формуле:

f 2j = fσ 2j ×k бд, где fσ 2j – базовая относительная доля аварий по причине строительного брака и дефектов материалов согласно таблицы-матрицы.

Коррозия. Поправочный коэффициент для трубопроводов k ктс, учитывающий влияние толщины стенки на частоту повреждений по причине коррозии, принимается равным 2 при толщине стенки менее 5 мм, 1 при толщине стенки в интервале от 5 до 10 мм, 0,03 при толщине стенки более 10 мм.

Поправочный коэффициент k кпз, учитывающий влияние применяемой системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.) на частоту повреждений по причине коррозии принимается равным 1 для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки.

Относительная доля аварий f 3j для j -го размера повреждений по причине коррозии рассчитывается по формуле:

f 3j = fσ 3j × k ктс ×k кпз, где fσ 3j – базовая относительная доля аварий по причине коррозии согласно таблицы-матрицы.

Движение грунта, вызванное природными явлениями. Вклад геоопасностей в частоту аварий рассчитывается на основе анализа вероятности опасного смещения грунта по трассе магистральных трубопроводов и учитывается следующими коэффициентами.

k дгд = exp[-0,0156(D-274)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.

k пер –учитывает прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки, принимается равным 5 для водных преград, 2 для заболоченных участков, 1 при отсутствии переходов или при переходах, выполненных методом наклонно-направленного бурения.

Относительная доля аварий f 4j для j -го размера повреждений по причине движения грунта рассчитывается по формуле:

f 4j = fσ 4j × k дгд ×k пер, где fσ 4j – базовая относительная доля аварий по причине движения грунта согласно таблицы-матрицы.

Ошибки оператора. Аварии, связанные с ошибками оператора, наблюдаются чаще на трубопроводах небольшого диаметра.

k оп = exp[-0,04(D-264)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.

Относительная доля аварий f 5j для j -го размера повреждений по причине ошибки оператора рассчитывается по формуле:

f 5j = fσ 5j × k оп, где fσ 5j – базовая относительная доля аварий по причине ошибки оператора согласно таблицы-матрицы.

Прочие и неизвестные причины. Наиболее частой причиной в этой группе является удар молнии. Относительная доля аварий f 6j для j -го размера повреждений принимается равной базовой согласно таблицы-матрицы.

По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2010 г.

Поделиться: