Обо Всём. Обо Всём Ст 151 упк рф подследственность уголовных дел

Очень часто даже при наличии заявления от потерпевших, работники следствия или дознания не могут возбудить уголовное производство. Подобная ситуация связана с тем, что законодатель четко определяет компетенцию различных подразделений правоохранительных органов. Законодатель разрешает рассматривать нарушения закона в соответствии с признаками уголовного производства. В уголовном праве принадлежность уголовного производства к определенному контролирующему органу называют подследственность. Регулирует понятие ст. 151 УПК РФ.

Подследственность − это совокупность правил, которые дают возможность определить принадлежность уголовного дела к компетенции следственного органа или дознания. Подследственность позволяет также определить ведомство, которое может возбуждать уголовное производство и начинать следственные мероприятия.

Подследственность уголовных дел очень важное понятие, ведь с его помощью можно добиться большей четкости и оперативности ведения следствия, а также максимально индивидуализировать наказание виновным.

На сегодняшний день уголовные дела могут рассматривать дознаватели и следователи органов внутренних дел, специалисты органов контроля над оборотом наркотических средств, представители службы судебных приставов, а также таможенных органов. Нередко инициируют уголовные производства работники пограничных органов, ФСБ, а также начальники Вооруженных Сил РФ.

Любые споры, связанные с подследственностью, решает прокурор. Достаточно часто бывает так, что одно производство подлежит рассмотрению несколькими ведомствами. Своим постановлением прокурор может инициировать возбуждение уголовного дела в одном из ведомств. К примеру, если было совершено несколько преступлений одним человеком, но с разной территориальной принадлежностью, то согласно установленному закону, возбуждать производство будут в подразделении, на территории которого была совершена большая часть нарушений закона или самое тяжелое злодеяние.

Основные положения

Согласно ст. 151 УПК РФ, подследственность затрагивает абсолютно все уголовные производства. Распределение дел происходит по 5 критериям, каждый из которых обладает особой важностью. Если рассматривать юридическую принадлежность уголовного производства, можно отметить, что законодатель выделяет нарушения, совершенные несовершеннолетними, связанные с наркотиками и оборотом оружия, военные преступления, пограничные нарушения, а также злодеяния в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Особый порядок возбуждения дел предусмотрен также для депутатов, судей, адвокатов и Президента.


Во всех случаях, помимо статей, указанных в пункте 3 ст. 151 УПК РФ, производство возбуждается следователями, и только в указных нормах необходимо вмешательство дознания. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая, как правило, занимается делами незначительного уровня тяжести. Дознание может проводиться в общем порядке на протяжении 30 дней или же иметь сокращенную модель (20 дней). Следственный орган занимается делами более сложными по уровню тяжести и ведению расследования. Следствие может вестись от двух месяцев до восемнадцати.

Если производство было возбуждено не тем контролирующим органом, прокурор вправе изымать материалы и передавать его другому компетентному ведомству. Для осуществления этого права ему необходимо создать соответствующее постановление.

Виды и признаки

Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации четко описывает обстоятельства, по которым контролирующие органы определяют подследственность каждого производства.

Подследственность в уголовном процессе определяют по таким признакам:

  • предметный;
  • территориальный;
  • персональный;
  • альтернативный;
  • по связи уголовных дел.

Подсудность и подследственность уголовных дел по предметному признаку напрямую зависят от квалификации злодеяния. Именно обстоятельства совершения преступления определяют, какая именно служба будет расследовать дело. Если речь идет о продаже наркотиков, делом будет заниматься Госнаркоконтроль, в случае международного шпионажа − задействуют ФСБ, если нарушение определено на таможне, то отвечает Пограничная служба.

Территориальный признак определяется местом совершения нарушения закона. Производство подлежит рассмотрению тем ведомством, в юрисдикции которого находится место совершения злодеяния. При инициировании уголовного производства именно этот признак является основным, хотя он не абсолютный.

Территориальная принадлежность дела может меняться в процессе расследования. Если злодеяние было начато в одном месте, а закончено в другом, то производство возбуждают в месте окончания злодеяния. В случае, когда определить место совершения преступления невозможно, уголовное производство возбуждают в органе, определившем нарушение закона.


Персональный признак определяется исходя из субъекта злодеяния, то есть кем является преступник – депутатом, военнослужащим, адвокатом и т.п. Немаловажной считают информацию о потерпевшем по делу, ведь нужно определить против кого осуществлялось злодеяние − против судьи, прокурора или других лиц в связи с их персональной деятельностью. В отношении указанных субъектов существует специальная модель возбуждения дел. Это же касается преступлений с участием несовершеннолетних или против интересов несовершеннолетних.

Альтернативный признак характеризуется возможностью ведения производства любым органом, определившим злодеяние. Альтернативный признак подследственности определяется в делах о мошенничестве, присвоении чужого имущества и других злодеяниях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

По признаку связи с преступлением подследственность уголовных дел определяется по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, злоупотреблением должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными нарушениями закона. В данную категорию дела отнесут, если, к примеру, была совершена кража и вовлечены в нее были несовершеннолетние. То есть подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого.

Комментарии к статье 151 УПК

Понятие подследственности и виды подследственности в уголовном процессе позволяют определить оптимальный режим работы контролирующего органа. Подследственность повышает эффективность расследования в целом и индивидуализирует работу следователя, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, дознания, ФСБ и других.

Неправильно определенная подведомственность дела влечет за собой очень тяжелые последствия, которые затрагивают интересы как потерпевший стороны, так и обвиняемого. Гораздо быстрее и эффективней будет раскрыто преступление, связанное с наркотическими веществами Госнаркокнтролем, чем службой ФСБ. Работники наркоконтроля обладают соответствующими знаниями и навыками в расследовании характерных дел, соответственно, максимально точно подойдут к следственным мероприятиям и правильно оформят дело.

В случае возникновения спорной ситуации между признаками подследственности, помимо территориальной и предметной принадлежности, во внимание принимают персональный признак. Рассмотрение дела будет происходить в месте, где находиться обвиняемый, потерпевший или большее количество свидетелей, участников производства. Если нарушение совершено за пределами Российской Федерации, расследуется оно по месту жительства или пребывания потерпевшего в РФ.


Если нарушение закона осуществил психически больной или невменяемый гражданин, во внимание персональный признак, альтернативный и остальные не принимаются, дело будет рассматриваться по территориальной принадлежности.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип определения подследственности дела очень сложно понять, не рассмотрев реальный пример. Объяснить суть термина можно на случае гражданина Петрова, который является военнослужащим. Отправившись в отпуск, в родной город, Петров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подрался со своим знакомым и нанес ему травмы средней тяжести. На вызов очевидцев приехал патруль полиции, и составил протокол. После допроса свидетелей и обвиняемого было постановлено передать материалы происшествия по подведомственности в Вооруженные силы, а непосредственно в подразделение, где служит виновный.

Если бы виновный не являлся военнослужащим, то возбудить производство мог бы следователь района, на территории которого произошла драка. В случае с легкими травмами, которые нанес бы гражданин Петров, не будучи военнослужащим, дело рассматривал бы орган дознания или мировой суд, если потерпевший обратился бы с частным иском.

Больше всего проблем возникает при тяжелых преступлениях, состоящих из нескольких эпизодов. Следователям необходимо проделать колоссальную работу не только для того, чтобы определить круг виновных, но и для того, чтобы понять, какой именно из органов может возбудить производство и привлечь виновных к ответственности.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 151 УПК?

Все решения на начальном этапе расследования принимает следователь или дознаватель. Проверяет целесообразность и обоснованность решения следователя и дознавателя прокурор. Своим постановлением он может закрыть производство, возобновить его или перенаправить в другой компетентный орган.

Важно отметить, что решить вопрос подследственности может и сам потерпевший вместе со своим защитником. Достаточно часто потерпевшие составляют ходатайство о перенаправлении дела в другое ведомство. Сделать это можно не только исходя из утвержденных признаков подведомственности, но и когда отмечается предвзятость следователя или он не выполняет в полной мере своих обязательств.


В последнем случае передача дела по подведомственности в большей мере напоминает отвод следователя, только меняют не работников следствия, а целый отдел, который будет заниматься производством.

Возбуждением дела органы дознания чаще всего занимаются в отношении преступлений, описанных в пункте 3 ст. 150 УПК РФ, а по всем остальные нарушениям, помимо дел частного обвинения, дела возбуждает следователь. Исходя из квалификации преступлений, следователь или дознаватель может направлять материалы в специальное воинское подразделение, в Госнаркоконтроль, Службу судебных приставов, в Пограничную службу и др.

Что чаще всего является отягощающим и смягчающими обстоятельствами?

Отягощающие или смягчающие обстоятельства, в случае с определением подведомственности дела большой роли не играют. Квалифицирующие признаки в данном случае позволяют определить тяжесть непосредственного злодеяния и предполагаемого наказания, а также указать на то, будет заниматься производством следователь или дознаватель. Дела без отягощающих обстоятельств переходят в орган дознания или сразу в мировой суд, а дела, которые затрагивают интересы несовершеннолетних, организованные злодеяния и нарушения, повлекшие серьезные последствия, входят в компетенцию следственного органа.

Определение подведомственности важно не только для процессуального оформления материалов дела, но и необходимо для максимально эффективного проведения следственных мероприятий. Источников информации о преступлении гораздо больше можно найти, исследуя территориальную принадлежность злодеяния, субъектов нарушения, а также предметный признак подследственности.

Совокупность определенных признаков совершенного деяния, позволяющая определить, каким органом будет расследоваться данное преступление, называется подследственностью. Кодекс об уголовном процессе раскрывает ее сущность в статье 151, где четко прописано о том, что злодеяния раскрываются процессуальными лицами в рамках их компетенции.

Признаки

Для того чтобы узнать, каким органом будет расследоваться совершенное деяние, нужно выделить соответствующие признаки преступления, после чего можно будет определить подследственность. УПК гласит о том, что в зависимости от категории дела его раскрытие поручается процессуальным лицам.

Признаки для определения подследственности существуют следующие:

  • предметный или родовой (характер злодеяния);
  • территориальный (в зависимости от места совершения деяния);
  • персональный (особенности субъекта преступления);
  • альтернативный (кем выявлено, тот орган и расследует).

Органы

Возбуждение и ведение дела может осуществляться дознавателем или следователем. В том случае, если прокурор дает письменное указание на то, чтобы преступление расследовалось тем или иным органом, значит, необходимо соблюдать его требования, об этом гласит статья 150 УПК РФ. Подследственность дела при таком обстоятельстве может быть отнесена к дознанию, которое производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Преступления небольшой и средней тяжести могут быть распределены между данными государственными органами. Ведение дела дознавателем обязательно по всем злодеяниям, которые указаны в части третьей РФ. Подследственность при этом определяется по родовому признаку.

Пример

Лицо совершило кражу сотового телефона, через некоторое время указанный человек был задержан полицией, в отношении него было заведено дело, которое подпадало под подследственность органов дознания, потому что на данный факт указывает статья 150 Кодекса об уголовном процессе.

Основные виды

Компетенция различных органов по раскрытию дел носит название "подследственность". УПК различает ее следующие виды:

  • родовая или предметная - определяется по составу деяния, наиболее тяжкие преступления подлежат раскрытию следственным комитетом, ФСБ;
  • территориальная - производится по месту совершения злодеяния;
  • персональная - зависит от субъекта, который претворил в жизнь свой умысел;
  • альтернативная - позволяет производить расследование тем, кто его выявил.

Здесь необходимо отметить тот факт, что весь уголовный процесс и его ведение полностью зависят от тех лиц, которые его осуществляют. Потому что стадия предварительного расследования - одна из наиболее важных во всем уголовном производстве, так как именно в данный период времени производится сбор всех доказательств и опрос свидетелей, которые помогают быстрее раскрыть совершенное преступление.

Предметная

В данном случае по составу совершенного деяния и его тяжести можно определить подследственность. гласит о том, что дела об умышленном лишении жизни другого человека, похищении, доведении до самоубийства, а также связанные с нарушением конституционных прав и свобод граждан, против мира и безопасности всего человечества относятся к ведению служащих Следственного комитета.

ФСБ занимается раскрытием злодеяний, которые относятся к особо тяжким и представляют наибольшую опасность для общества, например: организация террористической деятельности, незаконного вооруженного формирования, угон воздушного транспорта, утрата документов, содержащих тайны государства.

Предметным признаком определяется и служебная деятельность сотрудников ФСКН, когда речь идет о незаконном обороте наркотических и психотропных средств. Кроме того, родовая подследственность УПК имеет наибольшее значение в том случае, когда необходимо отнести расследование дела к ведению определенного процессуального лица, например, дознавателя. Они занимаются преступлениями только небольшой тяжести. Также к их компетенции по родовому признаку относятся те деяния, на которые указывает подследственность УПК РФ, ст. 150.

Районный отдел полиции, как правило, расследует злодеяния, которые относятся к тяжким и предусмотрены статьей 151 Кодекса об уголовном процессе.

Персональная

Данная подследственность относится к конкретному субъекту, совершившему злодеяние. Например, преступления, совершенные сотрудниками МВД и ФСБ, будут раскрывать служащие следственного комитета. То же самое правило относится и к другим должностным лицам, таким как судьи и военнослужащие.

Законодательные нормы не позволяют в некоторых случаях точно определить подследственность. УПК также не может однозначно решить данный вопрос. Например: следователь ФСБ совершил злодеяние, которое предусмотрено ст. 276 Кодекса о преступлениях, - так как специальные нормы закрепляют за данным лицом иммунитет, то ведением данного дела будет заниматься следователь СК РФ.

Альтернативная или смешанная

В зависимости от определенных обстоятельств совершенного злодеяния будет определяться его подследственность. УПК РФ гласит в данном случае о том, что дела могут быть расследованы тем государственным органом, который первым получил сообщение о преступлении либо выявил его совершение. Например, деяния, связанные с незаконным могут быть раскрыты как следователями районного отдела полиции, так и сотрудниками ФСКН.

Территориальная

В данном случае уголовные дела должны быть раскрыты по месту совершения злодеяния, что соответствует Подследственность при этом распространяется даже на органы дознания. Поэтому на практике нередко встречались такие случаи, когда оперативные сотрудники могли перенести обнаруженный труп в другое место, чтобы раскрытием данного деяния занимался соседний отдел полиции.

По общему правилу, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то в этом случае оно должно быть расследовано тем ОВД, где оно было завершено, так и определяется его подследственность. УПК РФ закрепляет данную норму в ст. 152.

Кроме того, в законе существуют некоторые исключения. Они позволяют заниматься расследованием дела по месту нахождения наибольшего количества свидетелей, пострадавших. Такое возможно только в той ситуации, когда потерпевший проживает за границей и злодеяние было совершено за пределами России.

В данном случае вопрос о том, как будет проводиться раскрытие дела и его передача по подследственности, УПК РФ позволяет решать руководителю следственного органа или прокурору.

Если необходимо произвести розыскные мероприятия вне места обнаружения признаков совершенного злодеяния, то дознаватель может совершить такие действия самостоятельно либо поручить это другому процессуальному лицу. Данное правило предусмотрено ст. 152 УПК. Территориальная подследственность при этом не нарушается, расследованием дела занимается тот же государственный орган.

Нарушения

Совокупность признаков совершенного злодеяния позволяет поручить его раскрытие тем государственным органам, которые уполномочены на это законом. Данное правило носит название "подследственность". УПК РФ (ст. 151) предусматривает, что ведением дела занимается то процессуальное лицо, в чью компетенцию входит раскрытие деяния в зависимости от степени его тяжести. Именно поэтому все доказательства, которые будут собраны ненадлежащим органом, а соответственно с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не могут быть положены в основу вынесения приговора судом. Дело при этом подлежит прекращению, а все доказательства должны быть уничтожены.

Необходимые действия

В том случае, если процессуальное лицо установило факт того, что ведение уголовного дела относится не к его компетенции, дознаватель должен передать его прокурору, чтобы последний вынес решение о его подследственности. Споры при этом недопустимы.

Кроме того, прокурор должен распределить уголовные дела так, чтобы каждое было отнесено к ведению конкретного должностного лица. Данное правило действует только при соединении в одном производстве нескольких материалов, которые имеют разную подследственность, ст. УПК 151 напрямую указывает на данный факт.

Образец постановления

Если полученное государственным органом сообщение о совершенном преступном деянии не входит в его компетенцию, то оно должно быть передано по подследственности для производства соответствующих процессуальных действий.

Образец

Постановление
о передаче сообщения о совершенном злодеянии компетентным органам г. __________ 00.00.00 года

Руководитель органа дознания, подполковник полиции _______, рассмотрев поступившее сообщение от гражданина ________о деянии, предусмотренном ч. 1 ст. 179 Кодекса о преступлениях,

Установил:

При проверке поступившего сообщения было выяснено, что данное деяние не подлежит расследованию дознанием, поэтому необходима передача подследственности. УПК предусматривает ее в ст. 151 УК.

Постановил:

Передать указанное сообщение о совершенном деянии следственному отделу.

Руководитель дознания подполковник ______________________

Особенности

Предварительное расследование совершенных злодеяний вправе осуществлять должностные лица в пределах вверенных им полномочий, так гласит 151 статья, подследственность УПК РФ определяется в зависимости от совокупности признаков и квалификации содеянного.

В данном случае существуют некоторые особенности, которые позволяют начать расследование одним государственным органом, после чего передать его через прокурора в ведение других.

Пример

Есть несколько преступных деяний, связанных с пожарами. Так, по части 2 ст. 167 УК, дознаватель ГПН проводит все необходимые действия после возбуждения дела, затем передает его со всеми материалами прокурору для определения его подследственности, потому что в данном случае оно должно быть раскрыто процессуальными лицами ОВД. В том случае, если на пожаре присутствовал следователь, значит, он имеет право сразу принять данное дело к своему производству, а дознаватель ГПН просто передать ему все наработанные материалы.

СК РФ и полномочия

Все совершенные злодеяния находятся в компетенции конкретных должностных лиц, так гласит 151 статья УПК. Подследственность уголовных дел определяется в зависимости от состава деяния и его тяжести.

Служащими СК РФ раскрываются следующие виды злодеяний:

  • умышленное лишение жизни человека;
  • доведение до самоубийства;
  • изготовление поддельных денежных средств;
  • особо тяжкие деяния в отношении лиц, которым нет 18 лет, а также совершенные такими гражданами;
  • касающиеся половой неприкосновенности женщин, мужчин и детей;
  • сотрудниками правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказаний, военнослужащих.

Все указанные преступления, а также те, которые предусмотрены ст. 447 Кодекса об уголовном процессе, входят в подследственность ст. (УПК РФ) 151 и возлагаются на аппарат сотрудников комитета.

Органы дознания

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

  • возбуждать уголовные дела в пределах вверенных им полномочий и осуществлять необходимые розыскные мероприятия;
  • осуществлять проверку полученных сообщений о готовящихся или уже совершенных злодеяниях.

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Формы

Законодательно их существует только две. Дознание по делам, где необходимо проводить должно быть произведено только после незамедлительного уведомления прокурора. После чего осуществляются все необходимые следственные мероприятия: допрос подозреваемого, пострадавшего, выемка и обыск.

По тем делам, где не требуется досудебное производство, составляется обвинительный акт и направляется прокурору для его утверждения. С составленными материалами может быть ознакомлен только сам обвиняемый.

ФСБ

Следователи данных органов занимаются делами, которые нарушают интересы государства и его безопасность. Поэтому, согласно ст. 151 Кодекса об уголовном процессе, они расследуют следующие преступные деяния:

  • о незаконном экспорте сырья, который поступает за пределы России;
  • контрабанде денежных средств;
  • террористической деятельности и обо всех действиях, связанных с ней;
  • об угонах подвижных составов, воздушного транспорта и судов;
  • о разглашении

Период времени

Сроки для осуществления предварительного расследования достаточно различны. Для дознания он составляет всего один месяц. В то же время следствие проводится в течение двух месяцев. При наличии достаточных оснований данные сроки могут продляться. В данном случае необходимо составить постановление и направить его в адрес прокурора с указанием уважительных причин. Как правило, временной период для окончания следствия составляет три месяца. Продляется до одного года только при наличии запутанных обстоятельств злодеяния и отсутствии достаточных доказательств виновности лица.

Определенные условия

В том случае, когда процессуальные лица не имеют достаточных оснований для того, чтобы доказать вину подозреваемого в содеянном, расследование дела должно быть завершено по соответствующим основаниям Кодекса об уголовном процессе. В то же время дознаватель и следователь объясняют гражданину порядок восстановления его прав, которые были нарушены из-за незаконного привлечения к ответственности. Лицо может обратиться в суд за возмещением морального вреда.

Не распространяется

Ни один из видов подследственности не применяется в том случае, когда речь идет о расследовании дела в порядке статьи 10 Кодекса об уголовном процессе. При этом вынести постановление без ведения дела и следствия. Также здесь не будет иметь решающего значения, на какой территории произошло злодеяние.

Значение

В большинстве случаев рассмотрение дела в суде было бы невозможным без проведения предварительного расследования, так как за недостаточным количеством доказательств нельзя предъявить гражданину обвинение. Кроме того, предварительное расследование способно полностью изменить судьбу человека, если его виновность окажется доказанной, или наоборот. Также это очень важная деятельность органов дознания, несмотря на то что она осуществляется только в течение одного месяца. От того, насколько тщательно будет проведено предварительное, досудебное расследование, будет зависеть исход всего дела и даже постановление приговора. Все проводимые действия дознания и следствия фиксируются в обвинительном заключении и акте, после чего направляются для утверждения в прокуратуру.

Суд при рассмотрении дела по существу исследует все представленные доказательства, добытые при проведении предварительных процессуальных действий, которые, как правило, являются подтверждением вины обвиняемого.

Несоблюдение

В соответствии со ст. 151 УПК, должностные лица уполномочены для расследования и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции. Это приводит к более правильному и быстрому результату. В том случае, если данные нормы подследственности нарушаются, доказательства, собранные по делу, будут признаны несостоятельными и недопустимыми. Кроме того, расследование злодеяния может быть прекращено.

Пример

Сотрудник полиции совершил ДТП, в котором погиб человек, взяли данное дело под свой контроль, чем существенно нарушили нормы подследственности. При этом доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, впоследствии были признаны недопустимыми. Суд их не принял и прекратил дело. При этом должностные лица существенно нарушили права пострадавших. Сотрудник полиции в данном случае - это лицо с особым статусом, он госслужащий, а не простой гражданин, и его делом должен был заниматься следственный комитет, а не местный ОВД.

Следующий пример

При подаче апелляционной жалобы защитник гражданина, который был осужден по статье 159 за мошенничество в особо крупных размерах, в обосновании доводов ссылался на то, что должностными лицами были нарушены правила определения подследственности, и хотел, чтобы суд отменил приговор.

При этом адвокат не учел положений статьи 151 Кодекса об уголовном процессе, где четко прописано о том, что раскрыть злодеяние может тот орган, который выявил его совершение. Поэтому доводы защиты были несостоятельными.

Из приведенных примеров видно, что не все должностные лица соблюдают правила определения подследственности, чем существенно нарушают уголовное законодательство. При этом нарушаются права самих граждан, которые являются участниками процесса. Для всестороннего и полного изучения всех материалов дела, а также для сбора доказательств просто необходимо соблюдать правила подследственности. Потому что каждый государственный орган обладает своими полномочиями и компетенцией.

Если злодеяние было совершено военным человеком, прокурором, судьей, то данное дело может быть полностью раскрыто только следователями комитета РФ. Потому что они призваны предотвращать распространение преступности среди государственных служащих. Также в их компетенцию входит ведение дел по особо тяжким деяниям, которые были совершены лицами, не достигшими совершеннолетия.

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение . Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Система органов дознания

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны , собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно . В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Подследственность представляет собой признак уголовного дела, в соответствии с которым определяется орган, занимающийся расследованием. В практике, в целом, вопрос об отнесении материалов преступления к ведению того или иного подразделения не вызывает проблем. Тем не менее в ряде случаев могут возникнуть споры, конкуренция компетенций, требующих участия руководителей отделов или прокурора. Подробно подследственность разъясняет УПК в ст. 151.

Классификация

Подследственность может быть:

  1. Территориальной.
  2. Предметной (родовой).
  3. Смешанной (альтернативной).
  4. Индивидуальной.

Первая и вторая предусматривается в ст. 151, 152 УПК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Предметный признак

Родовая подследственность сотрудников прокуратуры распространяется на дела, считающимися наиболее опасными. К ним, в частности, относят такие преступления, как убийства, терроризм, изнасилования, массовые беспорядки, бандитизм, пиратство. В ведении указанных служащих также находятся дела о должностных, экологических, воинских деяниях. В целом можно сказать, что к служащим прокуратуры попадают наиболее сложные случаи. Большой объем уголовных материалов ст. 151 УПК РФ относит к ведению сотрудников ОВД.

Среди них: посягательства на половую неприкосновенность, здоровье граждан, преступления против собственности, общественной безопасности, нравственности и так далее. Родовую подследственность сотрудников органов ФСБ составляют дела о контрабанде с отягчающими обстоятельствами, незаконный экспорт технологий, услуг и информации при изготовлении ОМП. Они изучают материалы о терроризме, угоне воздушных и прочих транспортных средств, организации незаконных бандформирований, посягательства на конституционный строй и государственную безопасность.

Территориальный признак

Он указывает на место совершения незаконного деяния либо окончания преступления. В частности, речь идет о районе, области, республике и пр. административной единице страны. При этом стоит отметить, что в рамках местной подследственности предварительные мероприятия могут осуществляться сотрудниками различных ведомств (краевого, районного и пр.). В кодексе нет правил, в соответствии с которыми осуществляется распределение дел среди служащих разного уровня. Данный вопрос, согласно положениям ст. 151 УПК РФ, решается руководителями ведомств с учетом особенностей преступления.

Смешанная категория

Одни и те же незаконные посягательства могут расследоваться сотрудниками разных ведомств. К примеру, дела о терроризме могут рассматриваться служащими прокуратуры, ФСБ и ОВД. В таких случаях в качестве критериев отнесения преступления к ведению определенного органа будут выступать ответы на следующие вопросы:


В ст. 151 УПК РФ подследственность служащих, выявивших дело альтернативного ведения, включает в себя преступления, попадающие под многие нормы УК. В частности, это мошенничество, растрата и присвоение, незаконное предпринимательство при отягчающих обстоятельствах, незаконная банковская деятельность и прочие деяния в экономической сфере. В эту же категорию входят преступления в области компьютерной информации, против порядка управления и правосудия, общественной безопасности. Альтернативными считаются такие деяния, как захват заложников, бандитизм, организация преступных сообществ и так далее. Понятие "выявление", которое упоминает статья 151 УПК РФ ("Подследственность"), указывает на то, что конкретный сотрудник первым получил сообщение о незаконных действиях. Он возбудил дело и принял его к производству.

Комментарий к ст. 151 УПК РФ

В компетенцию сотрудников, к ведению которых относится "основное" деяние, по которому, собственно, возбуждено производство, включаются дела о привлечении несовершеннолетних к совершению противоправных действий, злоупотреблениях должностными полномочиями, их превышении, даче или получении взяток, халатности и служебном подлоге, а также некоторые посягательства на правосудие. В данном случае используются ст. 150, 151 УПК РФ. Они применяются постольку, поскольку в ходе проведения предварительных мероприятий по одному делу выявляются составы иных преступлений.

Персональный признак

Рассматривая ст. 151 УПК РФ с комментариями, стоит отметить, что в норме отдельно оговаривается распределение дел с учетом особенностей, присущих субъектам, в отношении которых они возбуждены. В качестве персональных признаков, в частности, выступают:

  1. Принадлежность к категории граждан, относительно которых в кодексе установлены особые правила для начала производства.
  2. Наличие у субъекта психических расстройств, которые требуют досудебного исследования.
  3. Принадлежность лица к ВС либо правоохранительной системе.

В ст. 151 УПК РФ не оговаривается порядок отнесения дел о преступлениях, субъектами в которых выступают несовершеннолетние.

Сотрудники прокуратуры

Компетенция этих служащих устанавливается в ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Так, сотрудниками прокуратуры рассматриваются дела по преступлениям, совершенным субъектами, перечисленными в ст. 447 УПК. К ним относят:


Следователями прокуратуры разбираются дела о посягательствах, имевших место в отношении указанных выше лиц и связанных с исполнением ими профессиональной деятельности.

Служащие ОВД

Их компетенцию также устанавливает статья 151. Подследственность этих сотрудников разъясняется во второй части нормы. Вопрос об отнесении дела к их компетенции возникает в случаях, когда необходимо произвести медицинские манипуляции принудительного характера к лицам, совершившим преступление. Расследование осуществляется разными служащими, в соответствии с предметной подследственностью. Здесь, однако, есть нюанс. Если психически нездоровый субъект совершил неправомерное деяние, расследование которого в соответствии с общим правилом должно осуществляться в форме дознания, то ситуация становится непонятной. Неясность связана с тем, что в законе не определено, какому именно сотруднику осуществлять надлежащие мероприятия. По мнению специалистов, такая обязанность может возлагаться на служащих ОВД, поскольку дознание осуществляется, как правило, ими же по таким делам.

Сотрудники ФСБ

В части второй п. 2 ст. 151 УПК РФ установлены дела, включенные в компетенцию этих служащих. Они рассматривают материалы по преступлениям о:

  • Шпионаже.
  • Госизмене.
  • Разглашении государственной тайны и потере документов, ее содержащих.

В качестве субъектов в таких преступлениях должны выступать лица, указанные в перечне выше.

Конкуренция компетенций

В ч. 8 ст. 151 УПК РФ предписывается, что споры по отнесению дел к ведению того или иного служащего разрешаются прокурором. Такая ситуация может возникнуть, если квалификация действий и исследование материалов одного субъекта преступления относятся к компетенции сотрудника ОВД, а поведение другого злоумышленника, проходящего по этому же делу, по персональному либо предметному признаку – к полномочиям служащего прокуратуры. При этом лицо, уполномоченное на разрешение возникшего спора, должно руководствоваться определенными правилами. В частности, ему надлежит поручить такое дело следователю прокуратуры. Это обуславливается тем, что в компетенцию последнего входит рассмотрение преступлений в отношении определенных лиц и считающихся наиболее опасными. Такое же правило действует при объединении дел, которые подследственны различным органам предварительного расследования, в одном производстве. При определении подразделения, уполномоченного на поведение предварительных мероприятий, прокурор должен руководствоваться установленными в рассматриваемой норме правилами.

Дознание

В ст. 151 УПК РФ разъясняется распределение дел между дознавателями разных органов. Правила устанавливаются в части третьей. Так, дознаватели ОВД расследуют все преступления, предусмотренные в ч. 3 ст. 150 УПК. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 3-6 рассматриваемой нормы. В п. 3 ст. 151 УПК РФ установлено, что дознаватели пограничных структур ФСБ компетентны вести производство по делам, подпадающим под:

  1. Ст. 256 и 253 в части, относящейся к незаконной добыче водных растений и животных.
  2. Ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323.
  3. Ч. 1 ст. 188 в части, относящейся к контрабанде, которая была задержана сотрудниками пограничной службы безопасности при отсутствии таможенных органов.

Дознаватели ФССП компетентны расследовать дела, предусмотренные в ст. 297, 294, 315, 312 и ч. 1. Ст. 311 УК. Служащие таможенных органов могут вести производство по преступлениям, попадающим под ч. 1 ст. 188, ст. 194. Дознаватели противопожарной службы могут рассматривать дела, предусмотренные в ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261. Сотрудники подразделений, осуществляющих контроль за оборотом наркотических и психотропных соединений, ведут производство по преступлениям, подпадающим под ст. 228 в ч. 1, 228.2, части первые ст. 232-233, а также ч. 1 и 4 ст. 234.

Место производства предварительных мероприятий

Расследование осуществляется на территории совершения деяния, в котором присутствуют признаки преступления. В ряде случаев возникает необходимость провести мероприятия, розыскные в том числе, в другом месте. В таких ситуациях следователь может осуществить их самостоятельно или поручить их органу дознания либо иному служащему. Такие поручения должны исполняться в десятидневный срок. Если установлено, что начало преступления было в одном месте, а его завершение – в другом, то расследование осуществляется по месту окончания деяния. В практике бывают случаи, когда совершено несколько посягательств на разных территориях. Расследование в таких ситуациях производится в районе, где имело место большинство из них. Предварительные мероприятия могут осуществляться по адресу нахождения свидетелей или самого обвиняемого. Это обеспечивает во многих случаях объективность и полноту действий должностных лиц, а также соблюдение установленных процессуальных сроков.

Важный момент

Преступления могут совершаться за пределами РФ. В таких случаях предварительное расследование осуществляется по основаниям, установленным в ст. 12 УК либо по ст. 459 УПК по месту проживания/пребывания потерпевшего на территории России. Допускается производство действий по адресу нахождения большинства свидетелей. Также законом предусмотрено проведение предварительного расследования по месту пребывания обвиняемого в РФ, если потерпевший находится за ее пределами.

Неотложные действия

Дознаватель или следователь, установившие, что принятое ими дело им неподследственно, должны передать его руководителю отдела/прокурору. При этом им надлежит совершить неотложные действия в рамках своих полномочий. Руководитель вышестоящего органа может вынести постановление, в соответствии с которым подразделение, которым он управляет, принимает дело к производству. Решение должностного лица должно быть мотивированным. Руководитель вышестоящего подразделения обязан уведомить прокурора письменно о вынесенном постановлении.

1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, —

наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Комментарий к Ст. 151 УК РФ

1. Законом предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством, попрошайничеством.

Содержание способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение указанных антиобщественных действий является таким же, как и при вовлечении несовершеннолетнего в преступления, указанные в ч. 1 ст. 150 УК. Под систематическим употреблением спиртных напитков, одурманивающих веществ признается склонение несовершеннолетнего к данным действиям не менее трех раз в течение непродолжительного времени (например, трижды в месяц). Таким образом, преступление считается оконченным с момента склонения несовершеннолетнего к систематическому употреблению спиртных напитков или одурманивающих веществ.

К спиртным напиткам относится алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину.
———————————
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; 1999. N 2. Ст. 245; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2002. N 30. Ст. 3026, 3033; 2003. N 47. Ст. 4586; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3433; N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 11; N 17. Ст. 1931; N 31. Ст. 3994; N 49. Ст. 6063; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 15. Ст. 1737; 2011. N 1. Ст. 42; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3446; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 301.

Для понимания содержания данной статьи следует различать одурманивающие вещества и наркотические средства (ст. 230 УК). Список наркотических средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 23.11.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 41. Ст. 5624; N 49. Ст. 6861.

Одурманивающие вещества не являются наркотическими, это, как правило, лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т.д.), при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики. Одурманивающими веществами могут быть также средства бытовой химии, вдыхание паров которых вызывает одурманивание (например, ацетон, хлороформ, эфир). Способ одурманивания наряду с другими доказательствами должен подтверждаться судебно-медицинским заключением. В случае причинения вреда здоровью несовершеннолетнего вследствие вовлечения его в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, действия виновного должны квалифицировать по совокупности со статьями, предусматривающими ответственность как по комментируемой статье, так и за преступления против здоровья.

2. Вовлечение в занятие бродяжничеством или попрошайничеством заключается в возбуждении у несовершеннолетнего желания беспрестанного перемещения, скитаний из одной местности в другую, проживания без постоянного места жительства, без постоянного заработка, за счет подаяний в виде денег, вещей, продуктов питания и т.д. Несовершеннолетний может согласиться на такой образ жизни под влиянием как уговоров, использования своего авторитета взрослым человеком, так и угроз, обмана, шантажа.

Вместе с тем следует отметить, что в силу примеч. к комментируемой статье родители не могут быть привлечены к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в бродяжничество, если само бродяжничество имеет место вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствия места жительства.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгое наказание в случаях, когда вовлечение в совершение антиобщественных действий имеет место со стороны родителей, педагогов либо иных лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 150).

4. Применение насилия или угрозы его применения влечет уголовную ответственность и наказание по ч. 3 комментируемой статьи с учетом обстоятельств, изложенных в ч. 3 ст. 150 УК (см. коммент. к этой статье).

Поделиться: