Инструктаж требования к перевозке людей локомотивным транспортом. Обеспечение безопасности при перевозке людей

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ АВТОТРАНСПОРТОМ

ТОИ Р-07-021-98

Согласована письмом ЦК профсоюза работников лесных отраслей
Российской Федерации от 23 сентября 1998 г. № 3-11

1. Общие требования безопасности

Раздел составляется самостоятельно на основании Типовой инструкции ТОИ Р-07-001-98 "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" с учетом специфики конкретного лесхоза и нижеприведенных требований.

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей в лесном хозяйстве, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала-цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство; путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский контроль.

2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещения салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л; двери, открывающейся из салона наружу; полумягких сидений, отопления салона.

2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

2.5. Проверить наличие надписи "Люди" и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, бензопил, незачехленных острых инструментов.

2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой-в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

3. Требования безопасности во время работы

Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя действующие Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.7. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения; отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;

въезжать в опасную зону валки леса;

производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;

подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.10. Водитель транспортного средства обязан:

заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;

разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;

с наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;

если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;

при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившимся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

4.5. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие либо населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и. покинуть место возгорания.

Аналогичным способом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

4.6. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

при перевозке людей автотранспортом

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению при перевозке людей автотранспортом.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящую инструкцию обязаны знать:

– водители, занятые на перевозке людей;

– старшие, назначенные ответственными лицами при перевозке людей;

– пассажиры (рабочие, ИТР, служащие предприятия);

– руководители автотранспортного хозяйства.

На предприятии доставка рабочих на работу и рабочие места производится автотранспортом предприятия (на автобусах и спе­циально оборудованных грузовых бортовых автомашинах).

1.2. При перевозке людей на автотранспорте опасными и вредными производственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность:

а) дорожно-транспортного происшествия по причине неудов­летворительного технического состояния автомобиля, нарушений Правил дорожного движения водителем, утомления водителя;

б) травмирования движущимся по территории предприятия ав­тотранспортом, незакрепленным в кузове громоздким и тяжелым грузом; острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на по­верхности оборудования;

в) отравления токсичными газами автомобиля;

– опасность возникновения простудного заболевания при неу­довлетворительных метеорологических условиях;

– нарушение правил безопасности самими работниками при следовании в пути на работу и с работы на автотранспорте предприятия;

– недостаточное освещение.

1.3. К работе водителем автотранспорта для перевозки людей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обуче­ние безопасности труда, проверку знаний безопасности труда и безопасных приемов работы, имеющие удостоверение на право уп­равления данным автомобилем, непрерывный стаж работы в качест­ве водителя не менее трех лет и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.

На перевозку людей должны назначаться наиболее опытные, дисциплинированные водители первого и второго классов.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осу­ществляться водителями, имеющими удостоверение на право управ­ления транспортным средством категории “С” (при перевозке бо­лее 8 человек, включая пассажиров в кабине, – категорий “С” и “Д”) и стаж управления транспортными средствами данной катего­рии более трех лет.

Работники, подлежащие доставке к месту работы и обратно, также должны быть проинструктированы по правилам безопасности при проездах автотранспортом.

Закрепление водителей за автомобилями, занятыми на пере­возке людей, производится приказом по предприятию.

Автомобили, предназначенные для перевозки рабочих смен, закрепляются за определенным маршрутом. С водителем проходят изучение трассы маршрута движения и установленные на ней до­рожные знаки, определяют безопасные приемы управления автомо­билем с учетом дорожных условий.

1.4. Водителю автотранспорта полагаются по Нормам следую­щие индивидуальные средства защиты:

– перчатки х/б, РСФСР 8386-75 арт.74О5, 74О6.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Общие требования безопасности, предъявляемые к пере­возке людей автотранспортом предприятия:

1.6.1. Доставка рабочих на работу и обратно производится во всех случаях, когда место жительства от места работы нахо­дится на расстоянии более трех километров и при отсутствии го­родского транспорта.

Доставка рабочих производится за счет предприятия на обо­рудованном для этой цели транспорте.

1.6.2. Работник, заметивший нарушение инструкций другим работником, обязан предупредить его о необходимости соблюдения требований по технике безопасности.

1.6.3. Для перевозки людей, как правило, выделяется авто­бус, а при его отсутствии специально оборудованные грузовые бортовые машины, техническое состояние которых должно отвечать действующим Правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта и Правилам по охране труда на автомобильном транс­порте.

Запрещается использовать для перевозки людей автомобильные или тракторные прицепы (тележки).

1.7. Все изменения вносятся в инструкцию на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.8. Обязанность рабочих и служащих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность перевозки людей на автотранспорте в значи­тельной мере зависит от соблюдения правил и норм охраны труда как самими рабочими, ИТР, служащими, так и водителем. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязан­ностей водителя при перевозке людей на автомобильном транспор­те, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Приготовить исправные и чистые полагающиеся по Нормам средства индивидуальной защиты.

Водитель не допускается к работе без предусмотренных в Ти­повых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, а также в других неисправных средствах индивидуальной защиты.

2.3. На перевозку людей должна быть заявка от руководите­лей подразделений (мастеров) производственных участков.

2.4. Транспорт должны готовить руководители автохозяйства.

Для перевозки людей должны использоваться автомобили с на­дежной работой узлов, агрегатов и оборудования, обеспечивающие безопасность движения в любых условиях.

2.5. Транспорт должен быть подготовлен к перевозке в соот­ветствии со следующими мерами безопасности:

2.5.1. Автобусы и специально оборудованные грузовые авто­мобили для перевозки людей должны быть укомплектованы средс­твами пожаротушения: исправными легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый, кошмой и ящиками с пес­ком, которые должны размещаться на видном месте в салоне авто­буса или кузове грузового автомобиля. Кроме того, на каждом автомобиле должны быть аптечка и знаки аварийной остановки.

2.5.2. Грузовые бортовые машины:

а) Кузов грузового автомобиля не должен иметь поломанных брусьев и досок.

б) Борта кузова должны свободно открываться (откидывать­ся), иметь исправные петли и запоры.

в) Для разовых перевозок пассажиров кузов бортового грузо­вого автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сидениями на удобной высоте, но не ме­нее 15 см от верхнего края бортов; сидения, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться.

г) Кузов должен быть оборудован сидениями, закрепленными на удобном месте, закрепленными на высоте О,3-О,5 м от пола и не менее О,3 м от верхнего края борта.

Задние и продольно-расположенные у боковых бортов сиденья, а также бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

Сидения, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

д) Автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован:

– тентом или полубудкой (для перевозки 5-6 человек), проч­но закрепленными в кузове, защищающим перевозимых людей от ат­мосферных воздействий;

– ровным полом, без сквозных отверстий и щелей;

– звуковой и световой сигнализацией из кузова в кабину во­дителя;

– освещением в кузове;

– стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;

– выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузо­ва на 3О-5О мм.

е) Грузовой автомобиль с кузовом типа “Фургон”, используе­мый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:

– исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;

– исправное устройство для фиксации дверей в открытом по­ложении;

– исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;

– подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;

– освещение, защищенное от механических повреждений;

– устройство для обогрева в холодное время года;

– достаточную вентиляцию.

ж) Автомобили должны иметь:

– специальную окраску, обеспечивающую хорошую видимость с большого расстояния;

– на передней части кузова табличку с надписью: “Осторожно люди” (фон ярко-желтый, буквы черные, размер таблички 1ООх2О);

– на стенках кабины, обращенной в кузов автомобиля, таб­лички с надписью “В кузове не стоять!”, “Не курить!”, “На бор­тах не сидеть”.

з) Число людей в кузове не должно превышать для автомоби­лей грузоподъемностью:

от 1,5 тонны до 2 тонн – 16 человек, 4 скамейки по 4 чело­века;

от 2,5 тонн до 3 тонн – 2О человек, 5 скамеек по 4 челове­ка;

от 3,5 тонн до 4 тонн – 24 человека, 6 скамеек по 5 чело­век;

от 5,О тонн и более – 3О человек, 6 скамеек по 5 человек.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

2.5.3. Автобусы для перевозки людей:

– должны быть оборудованы дополнительными отражателями (зеркалами), позволяющими водителю наблюдать за посадкой (вы­садкой) людей и порядком в салоне;

– иметь сигнализацию из салона к водителю;

– труба глушителя должна быть выведена за габариты кузова с тем, чтобы отработанные газы не попадали в салон;

– капот двигателя должен быть надежно уплотнен (содержание углекислого газа в кабине водителя и в салоне не должно превы­шать 2О мг/куб.м;

– двери салона должны иметь исправные запорные устройства, исключающие возможность самопроизвольного открывания во время движения и иметь приспособления для принудительного их откры­вания и закрывания водителем.

2.6. Руководитель не имеет права:

– заставлять водителя выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соот­ветствуют Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и Правилам по охране труда на автомобильном транспорте;

– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами: “Положению о рабочем времени и времени отдыха водите­лей автомобилей” и “Кодексу законов о труде РФ”.

2.7. Водитель обязан получить задание на выполняемую рабо­ту (перевозку людей) от руководителя работ, пройти предрейсо­вый медицинский осмотр состояния здоровья с записью об этом в путевой лист, ознакомиться с маршрутом движения, получить со­ответствующую путевую документацию.

2.8. Перед поездкой водитель должен проинструктировать лю­дей о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудо­ванный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке и высадке.

Начинать движение следует только убедившись, что условия безопасной перевозки людей выполнены.

2.9. На каждый выделенный для перевозки людей автотранс­порт должен быть выделен старший, наряду с водителем ответс­твенный за безопасность людей в пути следования. Старший дол­жен находиться в кузове (салоне автобуса).

Фамилия ответственного лица должна быть вписана в путевой лист.

2.1О. Организатор (руководитель) перевозки людей обязан проинструктировать водителя и ответственных лиц о порядке и соблюдении правил и особенностей перевозки людей.

2.11. Водитель обязан проверить готовность машины к выезду на линию: проверить исправность тормозов, рулевого управления, приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей, наличие и исправность инструмента и инвентаря, заправку автомобиля топ­ливом, маслом, водой, уровень тормозной жидкости и электроли­та, работу отопительных устройств.

2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе машины они должны быть устранены. До их устранения к работе не приступать.

Не допускаются к эксплуатации машины, имеющие неисправнос­ти.

2.13. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Работать следует только на том автомобиле, который закреплен за водителем приказом по предприятию, выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопас­ными приемами.

При выполнении работ пользоваться выданными средствами ин­дивидуальной защиты и правильно применять их, бережно отно­ситься к выданным средствам защиты, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. Число перевозимых людей не должно превышать количест­во оборудованных для сидений мест.

3.3. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, не должна превышать 6О км в час.

3.4. ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

3.4.1. Следует осуществлять посадку и высадку людей только после полной остановки машины, а при перевозке в автобусе на­чинать движение только после закрытия дверей и не открывать их до полной остановки.

3.4.2. Осуществлять выход людей из кузова грузового авто­мобиля следует только на обочину дороги через задний борт.

3.4.3. Посадку и высадку людей следует производить в спе­циально предусмотренных расписанием перевозок местах у бровки тротуара (обочин дороги).

3.4.4. Трогать с места и останавливать автомобиль необхо­димо плавно, без рывков, переезжать ухабы и рытвины на пони­женной скорости.

3.4.5. Вынужденную остановку автомобиля (для долива воды в радиатор, проверки технического состояния) следует производить только на горизонтальном участке дороги, предварительно выклю­чив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необ­ходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

3.4.6. Следить за размещением людей в салоне автобуса, ку­зове грузового автомобиля, запрещать проезд людей в грузовом автомобиле стоя.

3.4.7. При наличии предупреждающих знаков необходимо быть предельно внимательным и осторожным в зоне их действия.

3.4.8. В случае возникновения неисправности, из-за которой невозможно дальнейшее движение, следует высадить людей и ука­зать место безопасного движения.

3.4.9. Строго соблюдать установленный схемой маршрут дви­жения.

3.4.1О. В случае нарушения порядка и дисциплины при посад­ке, высадке и в движении со стороны перевозимых людей необхо­димо потребовать от них прекращения нарушений. Если порядок и дисциплина не восстановятся – прекратить перевозку, сообщив об этом руководству предприятия или в ближайшие органы милиции.

3.5. Запрещается перевозка вместе с пассажирами горюче-смазочных веществ, взрывоопасных материалов и других гру­зов, кроме личного багажа пассажиров.

– сидящих на грузах, которые выходят выше бортов кузова;

– на открытом кузове;

– на тракторной тележке;

– на кузовах автосамосвалов;

– на цистернах;

– на грузовых прицепах всех видов.

3.7. Проезд в кузове автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за получением груза при ус­ловии обеспечения удобного места для сидения, которое должно быть расположено ниже уровня верхней кромки борта.

3.8. При перевозке острого инструмента, который может выз­вать ранение при движении автомобиля, острые части, лезвия должны быть зачехлены.

3.1О. Пассажирам запрещается переходить улицу спереди ос­тановившегося автомобиля.

3.11. Не допускается во время движения на специально обо­рудованном грузовом автомобиле:

а) Стоять в кузове, облокачиваться на борта кузова, ку­рить, выпрыгивать из кузова на ходу автомобиля.

б) Запрещается слезать с автомобиля, а также садиться в кузов с левой стороны кузова по движению автомобиля.

в) Не допускается во избежание травматизма перевозка в ку­зове громоздких и тяжелых грузов, не закрепленных в кузове.

3.12. При перевозке грузов должно быть исключено загрязне­ние и проезжей части дороги и распространение неприятного запаха.

3.13. Не допускается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах, пе­ревозка детей в кузове даже оборудованного грузового автомоби­ля.

3.14. Лица, находящиеся в автотранспорте, необходимо вы­полнять требования водителя.

3.15. При остановке транспортного средства водитель, поки­дая кабину, должен обезопасить машину от самопроизвольного движения – выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейт­ральное положение, затормозить стояночным тормозом.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной види­мости на автомобиле должны быть включены габаритные или стоя­ночные огни.

– на безбортовых платформах;

– на грузовом прицепе;

– на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;

– на длинномерном грузе и рядом с ним;

– в кузове автомобиля-самосвала;

– в кузове специализированных грузовых автомобилей;

– сверх количества, предусмотренного технической характе­ристикой автомобиля. При этом фактическая масса автомобиля не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, ус­тановленной предприятием-изготовителем.

3.17. СТАРШИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ ОБЯЗАН:

а) пройти и знать вводный инструктаж по охране труда при перевозке людей;

б) проверить путевой лист, обратив внимание на задание во­дителю, оборудование грузового автомобиля сидениями;

в) соблюдать установленные нормы вместимости, контролиро­вать соблюдение водителем маршрута движения;

г) требовать выполнения пассажирами правил проезда, не разрешать сидеть на бортах кузова и стоять в нем во время дви­жения;

д) не допускать посадку и высадку людей до полной останов­ки;

е) иметь при себе список перевозимых людей;

ж) запрещать проезд в автомобиле посторонних лиц;

з) в случае признаков неудовлетворительного состояния во­дителя (опьянение, утомление и т.д.) немедленно прекращать пе­ревозку и сообщить об этом руководству предприятия или в бли­жайшие органы милиции.

3.18. ПАССАЖИРЫ (РАБОТНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ) ОБЯЗАНЫ:

а) производить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля;

б) если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, осуществлять посадку и высадку со стороны проез­жей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения;

3.18.1. Пассажирам запрещается:

– отвлекать водителя от управления машиной во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– выпрыгивать из кузова при движении автомобиля;

– открывать двери машины во время ее движения.

3.19. Для предотвращения возникновения пожара на автомоби­ле запрещается:

– подавать при неисправной топливной системе бензин в кар­бюратор непосредственно из емкости шлангом или другими спосо­бами;

– эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами сис­темы питания;

– применять для мытья двигателя бензин и другие легковосп­ламеняющиеся жидкости;

– оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и прочее);

– допускать скопление на двигателе грязи и масла;

– курить к непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков);

– пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.2О. При дорожно-транспортном происшествии необходимо:

3.2О.1. Остановить автомобиль, включить аварийную сигнали­зацию, оказать помощь пострадавшим (если они есть), зафиксиро­вать положение автомобиля на месте ДТП, выставить знак аварий­ной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предме­ты, имеющие отношение к аварии, записать фамилии свидетелей, сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.

3.2О.2. Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать “Скорую медицинскую помощь”, а в экстренных случаях отправить пострадавших на по­путном, а, если это невозможно, доставить на своем транспорт­ном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъ­явлением документа, удостоверяющего личность, или водительско­го удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.

3.2О.3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобожде­ния проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно за­фиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и при­нять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

3.2О.4. Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

3.2О.5. Если в результате дорожно-транспортного происшест­вия нет пострадавших, водитель при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося с лицом, расследующим дорож­но-транспортное происшествие, могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ГИБДД или в орган милиции для оформления происшествия.

3.21. При появлении резкого запаха бензина во время движе­ния немедленно остановить машину, выявить причину его появле­ния и по возможности устранить неисправность.

3.22. При возникновении пожара на автомобиле необходимо немедленно отключить аккумуляторную батарею и тушить очаг по­жара огнетушителем.

Нельзя гасить горящее топливо водой. Воспламенившееся го­рючее необходимо засыпать песком, землей или накрыть брезен­том, войлоком.

3.23. Водитель, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.24. Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.25. При несчастном случае, по возможности, необходимо доложить руководителю работ и обратиться в медицинское учреж­дение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРЕВОЗКИ

4.1. При необходимости вымыть автомобиль от загрязнения.

4.2. Поставить машину на стоянку в предназначенное для этого место, затормозить стояночным тормозом, под колеса под­ложить упоры, осмотреть машину, проверить ее техническое сос­тояние совместно с механиком, выяснить отсутствие подтекания топлива.

4.3. Обо всех неполадках и недостатках в работе автомобиля доложить руководителю работ (механику).

4.4. Сдать путевой лист, другую документацию в установлен­ном на предприятии порядке, сообщить о замеченных недостатках в работе автомобиля руководителю работ (механику).

4.5. Убрать в отведенное место средства индивидуальной за­щиты.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.6. Вымыть руки с мылом или принять душ, если возможно.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ АВТОТРАНСПОРТОМ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Перевозка людей на автобусах и переоборудованных под перевозку грузовых автомобилях должна соответствовать требованиям действующих Правил дорожного движения, настоящей Инструкции, Правил поведения пассажиров и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

1.2. К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители, безупречно работающие в течение последних 2-х лет, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением на право управления транспортным средством категории соответствующей виду автотранспортного средства (при перевозке 8 и более человек категория "Д").

1.3. Водители обязаны соблюдать установленный режим работ и своевременно проходить медицинское освидетельствование.

1.4. Запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля (кроме того, где это разрешено), самосвала - цистерны и других специальных грузовых автомобилей, на грузовом (не предназначенных для перевозки людей) прицепе (полуприцепе) и технологическом оборудовании транспортных средств.

1.5. Проезд в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки групп людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены удобным, безопасным местом, расположенным ниже уровня бортов на 15 см.

1.6. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами и соответствующим приложением коллективного договора.

1.7. По требованиям пожаро- и взрывобезопасности не допускается: скопление на двигателе и его картере грязи и масла; оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы; эксплуатировать неисправные приборы системы отопления; применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся вещества; подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости или другими способами; курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя; пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей; подогревать двигатель открытым пламенем; автотранспортные средства должны быть оборудованы огнетушителями, кошмой, омедненным инструментом; в автобусах или грузовых автомобилях, предназначенных для перевозки людей, не должны находиться взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки людей (автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для этих целей), иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные номера на транспортное средство; путевой или маршрутный лист с соответствующими отметками. Водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр.

2.2. Перед выездом проверить исправность и комплектность транспортного средства и следить за его состоянием в пути: тормозов; рулевого управления; колес и шин; двигателя и трансмиссии; внешних световых приборов и салона (кузова).

2.3. В предназначенном для перевозки людей грузовом автомобиле, оборудованном салоном, проверить наличие и исправность: лестницы для посадки; двухсторонней звуковой сигнализации из салона в кабину водителя; освещения салона; аптечки с набором медикаментов; легкосъемного (находящегося вне кабины) огнетушителя емкостью 2 л; двери, открывающейся из салона наружу; полумягких сидений, отопления салона.

2.4. В предназначенном для перевозки людей в теплый период года грузовом автомобиле, оборудованном тентом для защиты от ветра и атмосферных осадков, проверить наличие и исправность: съемной лестницы для посадки; огнетушителя емкостью 2 л; аптечки с набором медикаментов; звуковой сигнализации из кузова в кабину водителя; сидений в кузове с прочными спинками, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края бортов; бортовых замков, дополнительно закрепленных так, чтобы исключалось их самопроизвольное открывание.

2.5. Проверить наличие надписи «Люди», или «Осторожно, дети» и соответствующего знака спереди и сзади в верхней части салона или тента грузового автомобиля, оборудованного для перевозки людей. Убедиться в отсутствии в салоне перевозимых ГСМ, незачехленных острых инструментов, узлов, деталей и др.

2.6. Проверить количество перевозимых людей, которых должно быть не более числа мест для сидения, оборудованных в кузове грузового автомобиля.

2.7. Проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и размещении в кузове, предупредить, что стоять во время движения автомобиля запрещено.

2.8. Убедиться в наличии выделенных лиц, ответственных за безопасную перевозку людей: один человек должен находиться в кузове грузового автомобиля, другой - в кабине; фамилии ответственных лиц должны быть записаны в путевой лист.

2.9. Выявленные неисправности до начала движения с пассажирами должны быть устранены. Убедившись в исправности транспортного средства, должностное лицо делает отметку в путевом листе, там же ставится штамп медицинским работником, подтверждающим соответствующее здоровье водителя.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Водителям автомобилей во время движения, кроме общих требований, предусмотренных действующими Правилами дорожного движения, следует дополнительно исполнять следующие требования:

3.1. Водитель должен осуществлять движение автобуса (автомашины) по дорогам общего пользования, выполняя действующие Правила дорожного движения.

3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в том, что пассажиры заняли места, в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

3.3. При выезде из гаража или другой территории, с места посадки пассажиров водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов, не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража.

3.4. Перед началом движения с места стоянки или остановки, перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

3.5. Скорость движения на дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. При работе в стесненных зимних условиях (сужение дороги из-за снега) при встречном движении использовать разъезды дорог.

3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться зеркалом заднего вида. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

3.7. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автомашины. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

3.8. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках, пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашине, подавшей сигнал об обгоне, повороте. Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

3.9. Водителю автотранспорта запрещается:

Управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

Выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

Отдыхать при работающем двигателе;

Передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина или посторонним лицам;

Въезжать в опасную зону валки леса;

Производить техническое обслуживание транспортного средства с пассажирами в салоне;

Подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

Пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

Курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.10. Водитель транспортного средства обязан:

Заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

Оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

Остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины;

Разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;

Для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры;

С наступлением темноты и при плохой видимости днем включить внешние световые приборы, дальний свет использовать на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителя встречного транспорта.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Остановиться также при ослеплении водителя встречной машиной.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Без промедления остановиться и не трогать с места автомашину, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры к доставке пассажиров иным транспортным средством;

Если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомашины и относящиеся к дорожно-транспортному происшествию предметы и следы на схеме;

При необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара необходимо использовать огнетушители, находящиеся в автобусе (автомашине).

4.5. При экстренной остановке автобуса (машины) с необходимостью покинуть салон и разместиться на местности во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.6. При необходимости оставить в случае аварии или поломки автомашину на дороге на продолжительное время необходимо поставить ее на обочине или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возращения из рейса совместно с механиком проверить исправность автомашины. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автомашины, направляемой на техническое обслуживание или ремонт, вымыть ее и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автомашина технически неисправна, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленную к следующей смене машину поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении без подогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи, поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

Разработчик: «___» _________ 200__ г. _____________ ____________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Согласовано: «___»__________ 200__ г. _____________ __________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«___»__________ 200__ г. ____________ ___________________

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К перевозке людей на автомобиле допускается работник не моложе 21 года, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку и водительское удостоверение соответствующей категории, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Водитель, допущенный к перевозке людей (далее – водитель), должен периодически, не реже одного раза в год, проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда и получать допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения им требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: меры безопасности при посадке, перевозке и высадке людей из автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля при перевозке людей.
1.6. Водитель, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда и Правил дорожного движения, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Водитель должен выполнять только те работы, которые ему поручены в установленном порядке; не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.8. Водитель, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.9. Во время перевозки людей на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при обгоне, проезде нерегулируемых перекрёстков, встраивании в транспортный поток, резком торможении, и т.п.;
- недостаточная освещённость проезжей части (при работе в тёмное время суток);
- слепящее действие света фар от встречных автомобилей;
- повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия);
- неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха).
1.10. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, выдаваемыми ему в соответствии с утверждёнными Нормами.
1.11. Водителю следует помнить о высокой пожарной опасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками и пассажирами; курить разрешается только в специально отведённых для этого местах.
1.13. Водитель должен помнить о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и соблюдать правила личной гигиены; перед приёмом пищи, а также курением необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.14. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан сообщить о своём состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.16. Если с кем-либо из работников произошёл несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создаёт опасности для окружающих.
1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом на линию водитель должен пройти медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе или контрольной медицинской книжке водителя; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомлённом состоянии, не должен садиться за руль транспортного средства, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
2.3. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах; выезжать на линию на непроверенном автобусе или с неисправностями запрещено.
2.4. Двери автобуса должны быть исправными и исключать их самопроизвольное открытие во время движения.
2.5. Автобус должен быть оборудован зеркалами, позволяющими водителю наблюдать за посадкой (высадкой) пассажиров и порядком в салоне.
2.6. Концентрация вредных веществ внутри салона автобуса не должна превышать санитарной нормы (окись углерода – не более 20 мг/м3).
2.7. Если автобус исправен, то перед выездом следует проверить укомплектованность его запасным колесом, огнетушителями, медицинской аптечкой и буксировочным тросом; кроме того, автобус должен быть снабжён набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, пусковой рукояткой, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автобусе должны быть клинья, упорные колодки для подкладывания под колёса (не менее 2 шт.).
2.8. При направлении в дальний рейс автобус дополнительно должен быть снабжён лопатой, буксирным приспособлением, металлическими козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца.
2.9. Автобус должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами.
2.10. Перед выездом водитель должен проверить наличие необходимых документов, в том числе, удостоверения на право вождения автобуса.
2.11. Водитель должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности предстоящей работы выполнены.
2.12. Водитель не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности выполнения предстоящей работы.
2.13. Выезжать на линию на неисправном автомобиле или с неисправностями запрещено.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Водитель, находящийся в болезненном или переутомлённом состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
3.2. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.3. Во время работы водителю следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.4. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован соответствующим образом для перевозки людей; при этом перевозка детей не допускается.
3.5. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
3.6. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
3.7. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учётом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
3.8. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
3.9. Не допускается перевозка людей в следующих случаях:
- вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче;
- сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства;
- на безбортовых платформах;
- на грузе, размещённом на уровне или выше борта кузова;
- на длинномерном грузе и рядом с ним;
- на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов;
- в кузове автомобиля-самосвала;
- в кузове специализированного грузового автомобиля (например, рефрижератора и др.).
3.10. Водитель не должен допускать нахождение в автомобиле людей, во время его движения по территории организации (при обкатке, апробировании, перестановке и т.п.), не имеющих к этому прямого отношения.
3.11. Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.
3.12. Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
3.13. Не разрешается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах. Нельзя стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.
3.14. Во избежание несчастных случаев пассажирам нельзя выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу.
3.15. Для предупреждения возможности отравления отработанными газами не следует отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове автомобиля на стоянке при работающем двигателе.
3.16. Водитель автомобиля должен начинать движение только после того, как закончилась посадка (высадка) пассажиров и только при полностью закрытых дверях автобуса.
3.17. Перед троганием с места водитель автомобиля должен убедиться, что начало движения не представляет опасности для пассажиров и окружающих людей.
3.18. Водитель автобуса по прибытии на место посадки (высадки) пассажиров не должен открывать двери до полной его остановки.
3.19. При перевозке групп детей на автобусе спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки в виде квадрата жёлтого цвета с каймой красного цвета и с чёрным изображением дорожного знака «Дети». В светлое время суток на автобусе должен быть включен ближний свет фар; в автобусе должен находиться хотя бы один взрослый сопровождающий.
3.20. Пассажиры, находящиеся в автомобиле во время перевозки, обязаны выполнять требования водителя.
3.21. При работе на линии водитель не должен передавать управление автомобилем работникам, не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем или не указанным в путевом листе, а также лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3.22. Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности.
3.23. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учётом интенсивности движения, а также дорожных и погодных условий; в населённых пунктах она не должна превышать 60 км/ч.
3.24. Вне населённых пунктов разрешается движение:
- легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;
- междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах – не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, – не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, – не более 60 км/ч.
3.25. Водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по скользкой и мокрой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.
3.26. При маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, водитель должен заблаговременно убедиться в полной безопасности маневра.
3.27. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены; во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.
3.28. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключить на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства.
3.29. При разъезде не следует смотреть на фары встречного автомобиля; если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
3.30. Во время остановки или стоянки на неосвещённом участке дороге необходимо включить габаритные огни; при неисправности осветительных приборов автомобиль вне населённых пунктов должен быть отведён за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при её отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25-30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.31. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения; перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и, что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.
3.32. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания следует взять с собой, а двери запереть.
3.33. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую медицинскую помощь по телефону 103 или 112, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своём транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своём транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в ГИБДД, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.3. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
4.4. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить его стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.
5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику.
5.3. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.
5.5. После окончания работы следует перемещаться безопасным путём с учётом движущихся транспортных средств, в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по территории организации.

Законодательно закреплены основные правила и требования к перевозке пассажиров. При этом должна соблюдаться определенная техника безопасности. Данный момент также закреплен законодательно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какими нормативными актами регулируется

Сегодня требования безопасности при перевозке людей на автотранспорте установлены законодательно. Нарушение их карается достаточно серьезно – денежными штрафами.

Если же нарушения имеют место не единожды, имеют серьезные последствия – перевозчику может быть вовсе запрещена деятельность по транспортировке людей.

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос правил техники безопасности людей, включает в себя всего несколько пунктов.

Основополагающими НПД являются следующие:

Несмотря на то, что данные документы распространяются в первую очередь именно на организованную перевозку, они применительно также для любых других перевозок людей.

При этом любое предприятие имеет право самостоятельно формировать свои собственные правила перевозки людей. Но при этом они должны соответствовать .

Данный раздел имеет большое количество подпунктов. Требования всех их также требуется обязательно соблюдать. В противном случае возникнут вопросы со стороны сотрудников дорожной полиции.

Законодательные акты ежегодно редактируются. Потому следует постоянно следить за всеми изменениями. Особенно часто вносятся коррективы в Правила дорожного движения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими НПД:

  • – касательно перевозки детей в кузове автомобиля;
  • – касательно количества перевозимых людей в кузове автомобиля;
  • Постановление правительства РФ №84 от 16.02.08 г. – пересмотрены правила организованной перевозки групп детей;
  • – относительно количества перевозимых лиц;
  • – затронут вопрос перевозки детей не достигших 12 летнего возраста.

В течение 2020 года Правительство РФ также планирует ввести различного рода поправки. Особенно серьезные изменения будут иметь место в сфере наложения административных наказаний на нарушение Правил дорожного движения относительно перевозки пассажиров.

Для каждого вида транспорта, который предусматривает перевозку граждан, разработаны свои собственные правила техники безопасности.

Сегодня основополагающими являются следующие:

  • для железнодорожного транспорта – , а также ;
  • для авиаперевозок – ;
  • водным транспортом –

Для различных альтернативных видов транспорта также разработаны специализированные законодательные акты. В первую очередь это касается именно велосипедов, мотоциклов.

Основные требования безопасности при пассажирских перевозках

Сегодня основные требования о пассажирских перевозках целиком и полностью отражаются в действующих законодательных нормах. Но при этом существуют различные правила для разных видов транспорта. Этот момент необходимо учитывать.

Сегодня разделить по правилам транспортировки пассажиров можно ТБ на следующие категории:

  • автомобильный транспорт;
  • ЖД транспорт;
  • авиационные перелеты;
  • водный транспорт;
  • другие виды транспорта (мотоцикл, велосипед, ленточный конвейер, грузовые авто и другие).

Автомобильный транспорт

Автомобильные перевозки согласно статистике ежегодно уносят жизни в два раза больше жизней, чем все остальные. Потому ГИБДД пристально следит за соблюдением всех правил.

К наиболее существенным моментам ПДД стоит отнести:

  • – перевозка в кузове автомобиля возможна только в случае, если водитель имеет водительские права категории «С» и длительность стажа управления подобным транспортным средством составляет более 3 лет;
  • – допускается перевозка людей в автомобиле с бортовой платформой только в случае, если он оборудован специальными устройства (перевозка детей в таком случае не допускается);
  • – суммарное количество людей, перевозимых в транспортном средстве, не должно превышать суммарное количество свободных пассажирских мест (предусмотренных технически);
  • – водитель в обязательном порядке должен проинструктировать своих пассажиров обо всех правилах, соблюдение которых необходимо в поездке во избежание возникновения травм, иных проблем;
  • – провоз людей на платформе без специальных приспособлений разрешается только лишь в случае необходимости сопровождения груза;
  • – перевозка детей должна осуществляться с нанесением специальных знаком на транспортное средство, обязательно нахождение взрослого человека;
  • – водителю разрешается высаживать пассажиров только после того, как транспортное средство полностью остановилось;
  • обозначает ситуации когда людей перевозить запрещается:
    • вне мест внутри и снаружи автомобиля, предусмотренных конструкцией;
    • сверх количества, которое предусматривается заводом-изготовителем транспортного средства.
  • – перевозка детей может осуществляться только при наличии определенного оборудования внутри самого транспортного средства.

Особенно много ограничений затрагивает вопрос перевозки детей до наступления возраста 12 лет.

При выполнении перевозки лиц, не достигших данного возраста или же рост которых составляет менее 150 см, требуется использовать специальные устройства. Это могут быть детские кресла или же иные удерживающие.

Основная причина тому: конструкция ремне безопасности предусматривается для людей ростом более 1.5 м. В случае пристегивания лица ростом менее этой величины ремень при аварии может повредить шею.

Также не допускается осуществлять перевозку детей до наступления 12 лет на заднем сиденье технических средств категории «А» — мотоциклов.

Отдельное внимание всегда уделяется именно перевозке детей. Так как они подвергаются наибольшей опасности на дороге в силу возраста.

На ЖД транспорте

Основные требования к перевозке пассажиров на железной дороге отражаются в гл. №4 Приказа Минтранса РФ №473 от 19.12.13 г.

Основными разделами данного нормативно-правового документа являются следующие:

  • поезду для провоза пассажиров обязательно должен быть присвоен статус «фирменный» — товарный знак, факт наличия которого гарантирует определенный уровень обслуживания;
  • аттестация на категорию «фирменный» должна проводиться специалистами при соответствии определенным критериям;
  • обязательно предварительно исследует рынок транспортировки пассажиров;
  • обязательно осуществляется контроль качества пассажирских перевозок на железной дороге в соответствии с законом о «Защите прав потребителей»;
  • обязательно должен быть обеспечен доступ к услугам;

К железнодорожным вагонам предъявляются особые требования в зависимости от дальности следования. В первую очередь это касается поездов дальнего следования.

Они разделяются на следующие классы в зависимости от компоновки:

  • вагон 3-го класса – мягкие/жесткие сиденья, центральный проход;
  • вагон 2-го класса – кресла соответствующего типа и центральный проход;
  • вагон 1-го класса – кресла соответствующего класса, а также центральный проход и столики.

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте не менее обширны, чем на автомобильном. В первую очередь с ними ознакомиться необходимо именно самим лицам, которые планируют осуществить путешествие на таком виде транспорта.

При авиа перелетах

На данный момент основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим вопрос перевозки гражданских лиц авиатранспортом, являются Федеральный авиационные правила .

На данный момент они утверждены приказом Минтранса №82 от 28.06.07 г. Вопрос перевозки пассажиров раскрывается в гл. №7 данного НПД.

К наиболее существенным моментам возможно будет отнести следующее:

  • обязательно обеспечение пассажира визуальной, а также акустической информацией;
  • непосредственно в аэропорту перевозчик должен обеспечить для своих пассажиров:
    • регистрацию и оформление;
    • доставку к месту расположения самого самолета;
    • обеспечение выхода из самолета и доставка в здание автовокзала;
    • выгрузку багажа, его транспортировку и иное.
  • непосредственно на борту воздушного судна перевозчик обязан обеспечить:
    • информирование всех находящихся в салоне об условиях осуществления полета;
    • информацией о месте расположения аварийных выходов;
    • о месте нахождения индивидуальных средств защиты;
    • медицинскую помощь при необходимости;
    • горячее питание – если длительность полета составляет 3 часа или же более.

Также существуют правила относительно отдельных групп пассажиров. Они отражаются в гл. №8 данного нормативно-правового документа. В первую очередь это касается несовершеннолетних граждан.

Водным транспортом

При перевозке водным транспортом должны быть соблюдены условия, обозначенные в «Инструкции по организации перевозок пассажиров водным транспортом юридическими лицами». Также следует соблюдать основные правила, отраженные в

К наиболее важным правилам, соблюдение которых строго обязательно, следует отнести:

  • транспортное средство должно быть соответствующим образом зарегистрировано в Государственном реестре;
  • основным назначением судна должна быть перевозка пассажиров;
  • обязательно наличие действительных документов PPP;
  • перед выходов в рейс обязательно проводится проверка.

Другие виды транспорта

Перевозка может осуществляться также различными иными видами транспорта. Это может быть велосипед, мотоцикл, грузовые автомобили. В некоторых случаях правила перевозки пассажиров на них могут несколько различаться.

Но можно выделить перечень правил которые являются универсальными и обязательны к выполнению на всех видах транспорта:

  • транспортное средство должно быть оборудовано соответствующим место для сидения;
  • обязательно наличие средств защиты;
  • водитель должен иметь соответствующий опыт управления транспортным средством и права с соответствующей категорией.

Ответственность за нарушения

Сегодня полагается достаточно серьезная ответственность за нарушение правил безопасности.

В первую очередь к ним относится следующее:

  • водным транспортом:
    • – предпринимательская деятельность ведется без соответствующей регистрации;
    • – услуги пассажирам предоставляются ненадлежащего качества;
    • – предоставление услуг по перевозке при отсутствии контрольного оборудования.
  • – нарушение правил перевозки людей включает в себя следующие основные разделы:
    • штраф в размере 500 рублей;
    • перевозка вне кабины, без специального защитного шлема – штраф в размере 1 тыс. рублей;
    • нарушение требований, предъявляемых к перевозке детей – 3 тыс. рублей.
Поделиться: