Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и ее принципы. «Техносферная безопасность» что это за специальность Специальность «Техносферная безопасность», востребованность

Безопасность -- это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты. Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия:

Первое -- осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

Второе -- разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

Третье -- разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Для выполнения условий обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности

Принцип -- это идея, мысль, основное положение.

Метод -- это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения безопасности в широком смысле -- это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности -- это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

Принцип гуманизации труда -- освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств по взрывопожарной опасности).

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное защемление, молниеотводы, предохранители и др.).

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности. Поэтому обеспечение безопасности деятельности может быть достигнуто следующими тремя основными методами:

А -- пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Б -- нормализация ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования, и применения других средств коллективной защиты.

В -- средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

В реальных условиях реализуется комбинация этих названных методов.

Для обеспечения безопасности исходя из способов защиты применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие в зависимости от назначения делятся на классы. При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов (средства защиты от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ, в основном--в зависимости от защищаемых органов (средства зашиты органов дыхания, рук, головы, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализации, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие, герметизирующие средства и др.

К СИЗ относятся противогазы и респираторы, маски, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса, дерматологические средства и др. Эти средства создаются согласно действующим нормам. Их следует рассматривать, как вспомогательные и временные меры зашиты от опасных и вредных факторов.

Тягунов Г. В., Фетисов И. Н., Цепелев В. С.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере. В 2 частях. Часть 1. Основные сведения о БЖД

ПРЕДИСЛОВИЕ

На окружающий человека мир нельзя смотреть как на безграничную и безопасную кладовую энергии. Время неуёмного потребительства природы человеком уже прошло, а современная его деятельность приводит к изменениям в биосфере (глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, повышение температуры поверхности Земли, разрушение озонного слоя). Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Количество опасностей в техносфере непрерывно растёт, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются с опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали последствиями воздействия негативных факторов (число жертв, потеря качества компонентов биосферы, материальный ущерб).

Проводившиеся на такой основе защитные мероприятия оказывались несвоевременными и недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату явилась грубейшим просчетом человечества. Это привело к огромным жертвам и кризису биосферы. Очевидно, решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе .

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о техносферной безопасности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

В современных условиях введения балльно-рейтинговой системы – системы определения уровня успешности студента на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов – сжато поданная информация в виде учебного пособия, на наш взгляд, будет востребована студенческим сообществом.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения безопасности человека приобрели повышенную остроту: растёт производственный и бытовой травматизм, не снижается и количество аварий, пожаров. На производстве в России ежегодно погибает до 10 тыс. чел., травмируется 350 тыс. чел., а от несчастных случаев, не связанных с производством, погибает и травмируется в 15 раз больше. Значительно меньшие потери на производстве связаны с развитой структурой обучения, контроля и наказания за нарушение нормативных документов по безопасности труда. Ситуация осложняется ростом стихийных бедствий на планете, ухудшением состояния окружающей среды. Ежегодно от экологических заболеваний в мире умирает 1,6 млн. чел.

От сложности технологических процессов, использования в производстве опасных веществ зависят условия труда и безопасность не только непосредственно на рабочем месте, но и в дальних сферах обитания . Так, результаты трудовой деятельности, выполняемой на конкретном рабочем месте (где условия труда могут быть различными), способны оказать неблагоприятное воздействие через производственную продукцию (или при использовании техники) на огромное количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом (взрывы на газопроводе Челябинск–Уфа; авария в Бхопале (Индия), где из-за утечки ядовитого вещества (метилизоцианат) погибло 3150 чел., 20 тыс. стали инвалидами, 200 тыс. получили заболевания). Аварии типа Чернобыльской показали, что бедствия носят зачастую интернациональный характер.

В мире характерна тенденция: вероятность каждого отдельного происшествия уменьшается, а масштабы последствий возрастают, что хорошо иллюстрируется (рис. I).

Обеспечение безопасности, сохранение биосферы и здоровья человека – сложные комплексные задачи.

– теоретические основы безопасного и безвредного взаимодействия человека со средой обитания;

– правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

– методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем;

– основы проектирования защитной техники и средств повышения безопасности и экологичности технических систем;

– методы прогнозирования и ликвидации ЧС.


Рис. I. Риск аварий и число погибших пассажиров в ходе развития авиации


Цель курса БЖД – вооружить специалистов знаниями:

– необходимыми для идентификации опасностей;

– разработки методов и средств защиты путём проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с требованиями безопасности, в т. ч. и экологической, на основе сопоставления затрат и выгод;

– прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС по защите населения от возможных последствий аварий, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

Условия достижения безопасности:

– общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;

– юридическое закрепление прав человека в области безопасности;

– наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакций на воздействие негативных факторов, комплексного представления об источниках, о количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания, принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Федеральные государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к подготовке дипломированных специалистов по направлениям бакалавриата. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» определяет объем необходимых знаний: человек и среда обитания; характерные состояния системы «человек – среда обитания»; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы, их воздействия на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля – выполнения требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

БЖД – это область знаний, в которой изучаются опасности и нежелательные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания, закономерности их проявления и способы защиты от них.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т. д.

Процессы, явления и различное воздействие на организм человека и объекты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия, называются опасностями . Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, не соответствующими условиям жизнедеятельности человека.

Различают опасности реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины – это совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.

Триада «опасность – причины – нежелательные последствия» – это логический процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т. д. Например: яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие) или электроток – короткое замыкание – смерть человека.

Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а следовательно, и в предотвращении несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

2. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР БЖД

2.1. Аксиома о потенциальной опасной деятельности

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ


Техносферная безопасность»

Квалификация (степень) выпускника

________________бакалавр_________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № 1061)

Форма обучения

Очная, заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Пермь, 2016


Программа практики составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Разработчик: к.т.н. доцент Крашевский Л.В

Ученая степень, должность, Ф.И.О.

Рецензенты к.т.н. доцент директор ООО «Текос» Ковин М.И.

Протокол от 29.04.2016 г. № 8.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии инженерного факультета _04.05.2016 , отвечающего за подготовку выпускника данного направления подготовки/специальности. Протокол от 04. 05. 2016 г. № 9.

Согласовано:

1. Культурно-информационный центр ______________/__________

«__» _______ 2016 г.

2. Отдел качества и информатизации ______________/_____________

«__» _______ 2016 г.

© ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,2016 © __________, 2016 Ф.И.О. разработчика


1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Место практики в структуре ОПОП

Цель практики

Задачи практики

1.4. Место практики в профессиональной подготовке выпускника

Вид практики

Способы проведения практики

Формы проведения практики

Место и время проведения практики

Структура практики

Организация практики

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 . ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРАКТИКЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) бакалавриата. Направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП вуза.

Место практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика базируется на гуманитарном, социальном и экономическом цикле, а так же на математическом и естественнонаучном циклах. Прохождение практики студентами направленно на приобретение практических знаний и навыков работы по специальности, изучение организации производства, методов и средств обеспечения безопасности управления производством, анализ технико-экономических показателей работы отдельных участков, цехов и предприятий в целом, приобретение навыков применение средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Производственная практика является основой профессионального образования студентов и дает представление об основных задачах профессиональных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Теория горения и взрыва», «Экология», «Ноксология», «Электробезопасность», «Безопасность жизнедеятельности в ЧС», «Управление техносферной безопасностью».

Цель производственной практики

Закрепить и расширить теоретические знания :

В области оценки опасных и вредных факторов среды обитания на промышленном объекте, в районе, городе;

Структуры производства и основных технологических процессов;

Функционирования служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны.

Приобрести практические навыки :

Методов и средств защиты окружающей среды, используемых на объекте;

Действие систем обеспечения безопасности объекта;

Определение качественных и количественных показателей промышленной безопасности на предприятии;

Порядка составления и оформления ПДВ, ПДС, ПДР промышленного объекта

Приемов ликвидации последствий аварий и несчастных случаев.

Ознакомиться :

С мерами обеспечения надежности функционирования объектов в промышленном производстве;

С системой контроля за показателями состояния среды обитания на промышленном предприятии в городе, районе;

С экспертной процедурой определения экологической и промышленной безопасности, действующих, реконструируемых или проектируемых объектов;

ОПК-5: готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе

ПК -19: способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности

ПК-8: способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПК-6: способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты

ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды

Задачи производственной практики

Закрепить теоретические знания, полученные в вузе, на основе изучения работы предприятия, организации, учреждения, на которых студенты проходят практику;

Овладеть производственными навыками в процессе прохождения практики на конкретном рабочем месте;

Овладеть передовыми методами труда, приобрести опыт организаторской и воспитательной работы;

Изучить основы производственного процесса, функционирование служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны;

Получить практические навыки составления и оформления соответствующих нормативных документов;

Получить практические навыки ликвидации опасных последствий аварий и оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев.

Графики прохождения производственной практики составляются руководителем практики от вуза и предприятия, исходя из условий и организационной специфики проведения практики, не менее, чем за две недели до её начала. Этот график утверждается зав.кафедрой и руководством предприятия, принимающего студентов-практикантов.

Вид практики.

Производственная практика

Способы проведения практики

Выездная

Формы проведения практики

Основной формой проведения практики является самостоятельная работа студентов на рабочих местах по выполнению индивидуальных заданий.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 2 з. е., 14 дней, 2 (недели).

Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Содержание практики

№ п/п Этапы практики (Указываются разделы (этапы) практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике и т.д.) Трудоем-кость, дней Форма текущего контроля Время проведения и форма промежу-точной аттестации
Организационное собрание на кафедре по проведению учебной практики. Знакомство с целями и задачами практики. Проведение инструктажа. За 2 недели до начала практики Отметка в журнале регистрации инструктажей. Ответственный по практике на кафедре.
Групповое занятие по ознакомлению с с/х предприятиями, на которых будет проходить практика. Прохождение инструктажа по технике безопасности и противопожарнрго инструктажа. 1-ый день практики Отметка в путевке Студент
Экскурсии по с/х предприятиям. Знакомство с системами охраны труда,безопасности оборудования и технологических процессов. 2-6-ой день практики Отметка в журнале регистрации вводных инструктажей по ОТ Специалисты предприятия по охране труда
Составление отчета по 1-му этапу практики. 7-ой день практики Отметка в журнале регистрации инструктажа по ОТ на рабочем месте Руководитель практики от предприятия
Прибытие на предприятие (в организацию)для выполнения индивидуального задания по учебной практике. Прохождение вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, получение спецодежды. Знакомство с деятельностью предприятия (организации). 8-ой день практики Отметка в журнале Руководитель практики от предприятия, студент
Выполнение программы практики: Изучение технологической схемы предприятия; Изучение источников вредных и опасных факторов; Знакомство с работой систем безопасности, методами и средствами защиты персонала; Знакомство с нормативными документами по безопасности труда, промышленной безопасности; Изучение работы служб и должностных лиц по охране труда; Освоение порядка проведения инструктажей; Изучение причин травматизма, аварий и пожаров; Ознакомление с системой контроля по охране труда. 9-13-ый день практики В течение практики
Составление отчета по 2-му этапу практики. Получение характеристики от руководителя практики от предприятия. 14-ый день практики В течение практики
Сдача отчета по практике. В соответствии с графиком учебного процесса В последний день практики

Приложение 1


Приложение 1

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

Код и название КОМПЕТЕНЦИИ:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП:

Итоговый контроль сформированности компетенции ОПК-5,ПК-19, ПК-8, ПК-6, ПК-11 осуществляется в форме дифференцированного зачета

§ Отчет и защита

§ Проведение конференций по результатам практики

§ Дифференцированный зачет

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ


Направление подготовки (специальность)

Техносферная безопасность»

код и наименование направления

Профиль подготовки (уровень бакалавриата)

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" в г. Нерюнгри

Реферат по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Безопасность в техносфере»

Введение

1. Основные воздействия в системе «человек - среда обитания»

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства

3. Опасность и её источники

4. Критерии комфортности, безопасности техносферы

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере

Заключение

Список литературы

Введение

Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и бытовым условия жизнедеятельности.

Техносфера представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами и предприятиями. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В настоящее время 75% населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных факторов.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных и социальных), способных оказывать прямое и косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек и среда обитания непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, верхний слой литосферы и гидросферу.

Техносфера - часть биосферы в прошлом, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего её соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Наша среда обитания - техносфера, биосфера и социальная среда.

1. Основные воздействия в системе «человек - среда обитания»

Закон сохранения Куратовского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Для техносферы характерны потоки всех видов сырья, энергии, многообразие потоков продукции и людских ресурсов, потоков отходов и т.д.Естественные потоки: поступление солнечной энергии, которая создает в свою очередь потоки животной и растительной массы биосферы, потоки абиотических веществ (воздух и вода), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях в естественной среде.

К основным естественным потокам относятся: электрическое и магнитное поле, круговороты веществ в природе, атмосферные, гидросферные, литосферные явления, в том числе и стихии.

Основные потоки техносферы: отходы промышленности, бытовые отходы, информационные потоки, световые потоки и искусственное освещение, потоки сырья и энергии, потоки при различных техногенных и другого рода авариях.

Основные потоки в социальной сфере: информационные потоки (обучение, госуправление, международное сотрудничество), людские потоки (демографические взрывы, урбанизация), потоки наркотических веществ, алкоголя и т.д.

Основные потоки, выделяемые / потребляемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак и т.д.), тепловые потоки, потоки солнечной и механической энергии, информационные потоки, потоки отходов процесса жизнедеятельности.

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства

Потоки масс энергии и информации, распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания живой природы - человека, фауны и флоры. Воздействие потока на объект в каждой точке пространства определяется интенсивностью I и длительностью экспозиции t: E (x, y, z)=f (I, t), где E - фактор воздействия в точке пространства с координатами (x, y, z). Для звукового потока, исходящего из точечного источника, интенсивность определяется по формуле:

I = P*Ф*k*(R2) Вт/кв. м,

где Ф - фактор направленного излучения звука, P - мощность источника звука, R - расстояние от источника до объекта воздействия, к - коэффициент, учитывающий уменьшение интенсивности звука на пути распространения за счет затухания (к=1 при R<50 м). Реальные интенсивности звука: 0 - 160 дБ. При интенсивности звука до 20-25 дБ человек чувствует себя нормально; до 50 дБ - реагирует негативно, но реакция организма отсутствует (для людей, связанных с тяжелым физическим трудом этот порог доходит до 80 дБ); свыше 85 дБ и до 140 дБ - при длительных экспозициях возможно травмирование человека из-за разрыва барабанных перепонок и контузии; при 160 дБ - может наступить смерть.

По поверхности Земли температура атмосферного воздуха меняется от -88 до +65? С, в то время как человек имеет постоянную температуру 36? С. Наивысшая температура, которую выдерживает человек (внутренние органы) равна +43? С при t< 1 часа. При температуре более 30? С работоспособность человека резко падает. Комфортная температура для человека: летом 23-25? С, зимой 22-24? С.

Комфортные потоки - это оптимальные условия воздействия на человека для проявления наивысшей работоспособности человека, гарантирующие целостность среды обитания.

Допустимые потоки - оказывают негативное влияние на здоровье, но не приводят к дискомфорту и снижению эффективности деятельности человека и не являются негативными в нарушении процесса жизнедеятельности человека и его среды обитания.

Опасные потоки - оказывают негативное влияние, вызывают заболевания и приводят к деградации элемента техносферы и природной среды.

Чрезвычайно опасные потоки - потоки высоких уровней и, самое главное, за короткий период времени, которые могут принести травмы и привести к летальному исходу, вызвать изменения в техносфере и природе.

3. Опасность и её источники

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи (людям, среде, материальным ценностям). Различают опасности: естественного происхождения, техногенного, антропогенного. Естественные: погодные, атмосферные, природные явления. Техногенные: создаются элементами техносферы - машины, сооружения, отходы, побочные воздействия производства, электро- и магнитоизлучения. Самыми страшными опасностями являются стихийные бедствия. В течение многих лет люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, в результате очень усилились техногенные опасности. Антропогенные: результат изготовления технических систем и проектов, которые создавались без расчетов и сводили поставленную задачу к ущемлению жизнедеятельности человека. Они очень быстро нарастают в социальной сфере (ВИЧ, алкоголь).

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

Травмирующий фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Потенциальная опасность представляет собой угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Реальная опасность связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и времени. жизнедеятельность техносфера опасность

Классификация опасностей:

1) по видам источников:

Естественные

Антропогенные

Техногенные

2) по видам жизненных потоков в пространстве:

Энергетические

Массовые

Информационные

3) по величине потоков:

Допустимые

Предельно допустимые

Опасные

Чрезвычайно опасные

4) по моменту возникновения опасности:

Спонтанные

Прогнозируемые

5) по длительности воздействия опасности:

Постоянно-переменные

Периодические

Кратковременные

6) по объекту негативного воздействия:

Действующие на человека

На природную среду

На материальные ресурсы

Комплексное воздействие

7) по количеству людей, подверженных опасному воздействию:

Групповые

Массовые

по размерам зон воздействия:

Локальные

Региональные

Межрегиональные

Глобальные

9) по видам зон воздействия:

В помещении

Действующие на территории

10) по способности человека идентифицировать опасность органами чувств:

Ощущаемые

Неощущаемые

11) по виду негативного воздействия на человека:

Вредные

Травмоопасные.

Опасность характеризуется интенсивностью и продолжительностью: O (x, y, z)=f (I, t).

Источники опасности в техносфере Современное состояние селитебных зон техносферы России

Производственная среда: машины, технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентируемые действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения параметров микроклимата рабочей зоны.

Травмирующие и вредные факторы подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизические.

Происшествие - это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и мат. ресурсам.

Чрезвычайное происшествие - событие, происходящее кратковременно и имеющее высокий уровень негативного воздействия (крупные аварии, стихии).

Чрезвычайная ситуация - состояние объекта территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и природной среде.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей и пропажей людей без вести.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийным явлением на земле и приводящее к разрушению биосферы, техносферы и гибели или потере людей.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором при воздействии на него всех потоков веществ, энергии и информации их значения внутри него не превышают максимально допустимых значений.

4. Критерии комфортности, безопасности техносферы

Критериями безопасности техносферы являются ограничения воздействий на человека вредных и опасных негативных факторов:

1. Предельно допустимые уровни (ПДУ) нежелательных воздействий на человека различного рода потоков энергии (механической, электромагнитной, тепловой, ионизирующей);

2. Предельные дозы (ПД) нежелательных воздействий, полученных организмом человека за время активного влияния на него негативных техногенных факторов (электромагнитных, ионизирующих);

3. Предельно допустимые концентрации (ПДК) нежелательных для человека токсических и (или) загрязняющих веществ;

4. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу, а также предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу, нежелательных для человека и окружающей природной среды объемов токсических и (или) загрязняющих веществ;

5. Предельно допустимое время воздействия на человека негативных факторов техносферы без угрозы для его безопасности;

6. Предельно допустимый риск воздействия негативных факторов техносферы без ущерба для безопасности человека и состояния окружающей природной среды.

Основной смысл критериев безопасности заключается в сохранении здоровья и жизни человека путем ограждения его от вредных и опасных факторов техносферы.

Критерии комфортности направлены на обеспечение нормального, комфортного самочувствия человека независимо от характера его деятельности. Важным обстоятельством, служащим основанием для отнесения того или иного параметра к числу критериев комфортности, является тот факт, что нормальная жизнедеятельность человека при полном отсутствии этого параметра вообще невозможна, поскольку такова физиология и структура человеческого организма. В качестве важнейших критериев комфортности для человека выступают следующие параметры его среды обитания:

1. Энергобаланс человека с окружающей средой, включающий в себя энергозатраты на выполнение трудовой деятельности и тепловые параметры, определяемые различными видами теплообмена.

2. Параметры микроклимата среды обитания человека, тесно связанные с его энергобалансом. Комфортное состояние жизненного пространства помещений и территорий по показателям микроклимата достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности.

3. Параметры освещения среды обитания человека, включающие в свой состав уровень освещенности, спектральный состав и уровень пульсации освещения, контрастность объекта наблюдения, пространственное расположение и яркость источников света и т.д.

4. Эргономические параметры среды обитания, характеризующие степень приспособленности форм и размеров окружающих предметов в техносфере к размерам тела человека, удобство длительного пользования следующими объектами: элементами городской инфраструктуры, зданиями и постройками, внутренним интерьером помещений, мебелью и посудой, производственным оборудованием, технологическими приспособлениями, рабочими инструментами, транспортными средствами и т.д.

5. Параметры переработки информации человеком, характеризующие, прежде всего физиологические возможности человеческого организма к восприятию и осмыслению поступающих из внешней среды информационных сигналов, а также формированию адекватной ответной реакции на них. Определяющими факторами являются объем и скорость предъявляемой информации, форма и частота следования информационных сигналов, сложность переработки информации человеком, необходимая скорость и форма ответной реакции на внешние воздействия и т.д.

6. Параметры труда и отдыха человека, обеспечивающие поддержание его нормального здоровья, активности и длительной продолжительности жизни, высокой эффективности трудовой деятельности. Они включают в себя работоспособность человека в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность рабочего времени, гарантированные периоды отдыха в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность ежегодных отпусков и т.д.

Возможны следующие состояния взаимодействия человека и техносферы:

Комфортное (оптимальное), когда потоки вещества, энергии и информации соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Допустимое взаимодействие гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.). Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли.

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда(конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5…10 кг для женщин и 15…30 кг для мужчин - средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин - тяжелая,

Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека. Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения рабочей зоны производственных помещений достигается соблюдением нормативных требований.

Заключение

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причём уровни физических и химических факторов воздействия в XX веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность общества, не сумевшего создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив её негативное влияние до допустимых уровней.

Список литературы

1. «Безопасность жизнедеятельности» П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Пономарев Н.Л.

2. «Безопасность жизнедеятельности» Белов С.В., Девисилов В.А., Козаков А.Ф.

3. Охрана труда. Девисилов В.А.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности изучения основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Сущность ключевых аспектов взаимодействия человека и техносферы. Характеристика системы безопасности человека в техносфере. Изучение проблем производственной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2011

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Обобщение научных и практических достижений в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Понятия, термины и определения. Защита человека и его среды обитания в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения.

    учебное пособие , добавлен 23.02.2009

    Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Характер воздействия на человека потоков жизненного пространства, их факторы. Опасности как негативные воздействия внешней среды, их источники и методы преодоления. Развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 01.06.2009

    Цели, задачи, объект и предметы изучения науки БЖД. Опасности и их источники, количественная характеристика, концепция приемлемого риска. Безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения. Человек как элемент системы "человек - среда обитания".

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Человек и среда обитания. Негативные факторы техносферы. Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности и охраны труда. Исследование негативного воздействия ЭВМ на персонал. Организация рабочего места оператора.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2003

    Перспектива развития науки о безопасности жизнедеятельности. Охрана атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Средства защиты атмосферы. Теоретические основы БЖД в системе "человек - среда обитания – машина - ЧС".

    контрольная работа , добавлен 02.02.2011

    Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности. Человек и среда обитания. Физические, химические, биологические, социальные факторы, способные оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.

В пособии рассматриваются вредные и опасные факторы, сопутствующие человеку в повседневной жизни, и их воздействие на человека, правила поведения в сложной экологической обстановке. Рассмотрены основные причины роста травматизма и профессиональной заболеваемости, структура законодательной и нормативно-правовой базы охраны труда, концепция безопасности и стратегия защиты от опасностей в современной техносфере. Издание 2-е выходило под названием «Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Ч. 1».

* * *

компанией ЛитРес .

2. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР БЖД

2.1. Аксиома о потенциальной опасной деятельности

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей.


Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности


Идентификация опасностей – это процесс выявления и установления временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека.

В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и выявляется их номенклатура. Номенклатура опасностей – перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку, например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке, например: алкоголь, вибрация и т. д. Поскольку опасность – понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются.

Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией .

Таксономия (классификация) опасностей:

1) опасности бывают реальные и потенциальные;

2) по происхождению:

– естественные (природные) – землетрясения и т. д.;

– технические (движущиеся части машин);

– антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

– экологические (загрязнения биосферы);

– смешанные;

– по локализации (месту существования) – в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере;

3) по виду источника:

– физические (различные излучения);

– химические (химические вещества);

– биологические (бактерии, микробы);

– психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

4) по времени проявления последствий:

– мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

– кумулятивные (действующие с запаздыванием);

5) по вызываемым последствиям:

– утомление;

– травмы;

– заболевания;

– стресс;

– летальные исходы;

6) по виду ущерба:

– технический;

– экономический;

– экологический;

– социальный;

7) сферы проявления:

– бытовая;

– производственная;

– дорожно-транспортная;

– спортивная – и т. д.;

8) по структуре (строению):

– простые;

– сложные, порождаемые взаимодействием простых;

9) по характеру воздействия:

– активные (воздействуют сами);

– пассивные, активизирующиеся за счёт энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

2.2. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

Имеется 4 класса опасности оборудования:

I – безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывают повреждений оборудования и несчастных случаев;

II – граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудования, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев;

III – критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала;

IV – катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, гибели людей или массовому травматизму.

При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.

2.3. Стадии изучения опасностей

Изучение опасностей осуществляется в 3 стадии.

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа:

а) выявление источников опасностей (утечка, коррозия и др.);

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти опасности (ёмкости, трубопроводы и др.);

в) введение ограничения на анализ, т. е. исключаются опасности, которые не будут изучаться (диверсии, землетрясения и др.).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей (попадание воды → появление ржавчины, утонение стенки, разрыв ёмкости и др.), (попадание воды → образование ржавчины, попадание ржавчины в предохранительный клапан, перекрытие клапана, разрыв ёмкости и др.).

Стадия 3 – анализ последствий аварии (выброс химических веществ, отравление людей, ударная волна, разлетание осколков и др.).

В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатываются и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

2.4. Построение дерева причин и опасностей

Любая опасность может перейти в нежелательное событие из-за какой-то причины или нескольких причин, которые, в свою очередь, являются следствием других причин. Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логические символы) и логические операции. Чаще всего употребляются «И» и «ИЛИ» (рис. 2.1), а также другие символы (рис. 2.2).


Рис. 2.1. Логические операции для анализа методом дерева отказов


Операция (или вентиль) «И» указывает на то, что, для того чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция «ИЛИ» указывает, на то, что для того чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам:

где Р(А) – вероятность события А.

Построим дерево событий на примере полученной на производстве травмы (рис. 2.3).


Рис. 2.2. Символы для построения дерева событий:

1 – символ какого-либо события; 2 – символ «И»; 3 – символ «ИЛИ»; 4, 5 – символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 – домик, событие, которое может случиться или не случиться


Рис. 2.3. Дерево событий на примере полученной травмы


2.5. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события.

При априорном анализе рассматривают такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению (например, горение газа (CH 4) → сгорит футеровка печи).

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт эксплуатации аналогичных систем и механизмов.

При анализе сложных систем, новой техники (и тем более при отсутствии опыта их эксплуатации) используют апостериорный анализ – определяют причину после свершившегося нежелательного события (например, авария на подводной лодке «Курск»).

2.6. Анализ безопасности методом дерева отказов

Данный вид анализа предполагает сначала установление определенного нежелательного события, так называемого «венчающего» события (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Схема венчающего события


Венчающим событием работы блока питания реактора будет взрыв из-за неправильного соотношения в нём «топливо – окислитель». Для предотвращения реактора от этой опасности используют защитную цепь, в состав которой входят установленные на линиях подачи топлива и окислителя два датчика расхода ДР-2 и ДРЗ-4 и два регистрирующих регулятора расхода РР-1 и РР-3 (рис. 2.5). Венчающее событие – взрыв – происходит, когда во взрывчатой смеси возникает зажигание, а также когда интенсивна подача топлива или слишком низка подача окислителя.


Рис. 2.5. Структурная схема защитной цепи


Имея дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе (см. рис. 2.6), можно (при проектировании) заранее предусмотреть мероприятия, которые бы или предотвращали, или своевременно информировали о появлении опасности, например, установку звуковой сигнализации при нарушении работы задвижек и т. п.

Основной проблемой при анализе безопасности является установление параметров или границ системы. Если система будет чрезмерно ограниченна, некоторые опасные ситуации могут оставаться без внимания; если рассматриваемая система слишком обширна, то результаты анализа могут оказаться крайне неопределёнными.

До какого уровня следует вести анализ, зависит от конкретных его целей, уровня квалификации, предшествующего опыта работы аналога, и обычно он выполняется с использованием сложных компьютерных программ.

Общий же подход к анализу безопасности состоит в том, чтобы выявить главные события, на которые с учётом класса опасности в данной конкретной ситуации можно влиять посредством предупредительных мер.


Рис. 2.6. Дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе:

1 – испортился датчик расхода РР3 и даёт завышенные показания; 2 – испортился преобразователь РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 3 – испортился регулятор РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 4 – испортился клапан РР3, заедает в закрытом положении; 5 – испортился нагнетатель окислителя; 6 – не работает задвижка, ДР3-4; 7 – не полностью открылась задвижка после пуска ДР3-4; 8 – испортился датчик расхода РР1 и даёт заниженные показатели; 9 – испортился преобразователь РР1 и даёт заниженные показатели; 10 – испортился регулятор РР1 и даёт сигнал увеличить подачу; 11 – испортился клапан РР1 и заедает в открытом положении; 12 – не работает задвижка ДР3-2; 13 – воспламенение


2.7. Принципы обеспечения безопасности

О значении принципов французский философ Гельвеций (1715– 1771) писал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов»1 .

Принцип – это идея, мысль, основное положение теории, основа устройства, действия.

Имеется 4 основных вида принципов обеспечения безопасности.

1. Ориентирующие принципы:

– активность оператора;

– гуманизация деятельности;

– замена оператора;

– ликвидация опасности;

– системность;

– снижение опасности;

– деструкция (разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо).

2. Технические принципы:

– блокировка;

– вакуумирование;

– герметизация;

– увеличение расстояния;

– компрессия (сжатие газа);

– прочность;

– слабое звено;

– флегматизация;

– экранирование.

3. Организационные принципы:

– защита временем;

– информацией (передача знаний, обеспечивающих безопасность);

– резервированием;

– несовместимостью;

– нормированием;

– подбор кадров;

– последовательности;

– эргономичность.

4. Управленческие принципы:

– контроль;

– адекватность (соответствующий, равный);

– обратная связь;

– ответственность;

– планирование (например, нагрузки на рабочих);

– стимулирование;

– автоматизация;

– управление;

– эффективность.

2.8. Методы обеспечения безопасности

Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знаний наиболее общих закономерностей.

Для раскрытия применяемых на практике методов обеспечения безопасности необходимо ввести два новых понятия.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности (кран – стропальщик). Реализация метода А осуществляется с помощью автоматизации средств дистанционного управления и т. д.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путём исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность мероприятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений и т. д.

Метод В – повышение адаптации человека к среде – осуществляется при помощи средств индивидуальной защиты (СИЗ), профотбора, обучения и т. д.

В реальных условиях используется комбинация этих методов.

2.9. Средства обеспечения безопасности

Средства обеспечения безопасности разделяются:

1) на средства коллективной защиты – вентиляция, заземление, зануление, ограждения и т. д.;

2) СИЗ – специальная одежда, противогазы, беруши, каски и т. д.;

3) повышение надежности систем.

Под надёжностью понимается свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей.

Существуют показатели надёжности и показатели ремонтопригодности. Показатели надёжности – среднее время безотказной работы; вероятность безотказной работы; интенсивность отказов. Показатели ремонтопригодности – вероятность восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления.

2.10. Квантификация риска и опасностей

Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

При анализе безопасности машин, оборудования, технических систем наиболее распространённой оценкой опасности является риск.

Многие специалисты предлагают ввести стоимость человеческой жизни. Однако это вызывает возражение из-за недопустимость финансовых сделок вокруг человеческих жизней. Чтобы обойти этот нравственный вопрос, количественную или экономическую оценку рассматривают обычно так: сколько необходимо затратить средств, чтобы спасти человеческую жизнь? Данная цифра колеблется в пределах 660 тыс. – 7 млн. долл. США. В Германии за смерть работника на производстве выплачивается семье 0,1–0,5 млн. евро. Денежная оценка опасности является для работодателя как бы финансовым наказанием за реализованную опасность. Подтверждением этого является тот факт, что в США, наряду с выплатой определённой суммы пострадавшим, предприниматель выплачивают солидную сумму за каждый несчастный случай на производстве в страховой фонд. Поэтому зачастую выгоднее вложить средства в обеспечение безопасности производства, нежели осуществлять соответствующие выплаты.

2.11. Методические подходы к определению риска

Процедура определения риска приблизительна и имеет 4 методических подхода:

1) инженерный, опирающийся на статистический расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасностей и причин;

2) модельный, основанный на построении моделей воздействия опасных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. д.;

3) экспертный – вероятность различных событий определятся на основе опроса опытных специалистов – экспертов;

4) социологический, базирующийся на опросе населения.

Чаще всего все 4 подхода применяются вместе.

2.12. Основные положения теории риска

Риск – это вероятность наступления нежелательного события или количественная оценка опасности. Риск оценивается как отношение числа неблагоприятных последствий к их возможному числу за определённый период. Например, риск смерти на производстве R можно определить как

где n – количество людей, погибших на производстве от травм в России за год;

N – общее число работающих, которые могли бы умереть на производстве от травм в России за год.

Риск таких явлений, как смертельная травма, заболевание, материальный ущерб, утомление, профессиональное заболевание, можно рассчитывать. Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Индивидуальный риск смерти от различных видов деятельности в США в год, чел.:

1) автотранспорт – 3 · 10 – 4 ;

2) станочное оборудование, огнестрельное оружие – 1 · 10 – 5 ;

3) отравление – 2 · 10 – 5 ;

4) утопление – 3 · 10 – 5 ;

5) пожар и ожог – 4 · 10 – 5 ;

6) падения – 9 · 10 – 5 ;

7) железная дорога – 4 · 10 – 6 ;

8) падающие предметы, электроток – 6 · 10 – 6 ;

9) водный, воздушный транспорт – 9 · 10 – 6 ;

10) молния – 5 · 10 – 7 ;

11) ядерная энергия на 100 реакторов – 2 · 10 – 10 .

Социальный (групповой) риск для группы людей отражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Английский ученый В. Маршал считает, что риск – частота реализации опасности. Но говорить о частоте применительно к проблемам безопасности можно лишь условно, т. к. вероятность её проявления не фиксирована во времени. Опасность может проявиться в любое время, в момент появления причины, но не чаще, чем это характерно для данного вида деятельности (рис. 2.7).

Эмоционально групповой риск воспринимается более тяжело.

Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв (гибель 700 чел. на теплоходе «Адмирал Нахимов», авиакатастрофы с гибелью всех пассажиров и т. д.). В то же время частые события, в результате которых погибают небольшие группы людей, например ежедневная гибель на производстве 20–30 чел., менее впечатляют и не вызывают столь напряженного отношения.

2.13. Концепция приемлемого (допустимого) риска

Традиционная техника безопасности базировалась на категорическом требовании обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий. Но опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна.

В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой – в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения. Нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

На рис. 2.8 показан упрощенный пример определения приемлемого риска.

Говоря о риске, необходимо иметь в виду, что, помимо прямого риска R пр, создаваемого данным оборудованием (на уменьшение которого направлены мероприятия по обеспечению безопасности), существует ещё и косвенный риск R косв, состоящий из социального и технического, зависящего от усложнения систем безопасности. С ростом расходов Х на безопасность R пр уменьшается, а R косв. растёт. Из рис. 2.8 видно, что начиная с некоторого уровня этих расходов при их дальнейшем росте будет происходить возрастание полного риска

R полн = R пр + R косв

При увеличении затрат технический риск снижается, но растёт социальный, т. к., затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например ухудшить медицинскую помощь (рис. 2.9).

Суммарный риск имеет минимум при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

Приемлемый риск в некоторых странах, например в Голландии, установлен в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 1 · 10 – 6 в год. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 1·10 – 8 в год.


Рис. 2.8. Определение приемлемого риска


Рис. 2.9. Определение полного риска


Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.

Приемлемый риск обычно на 2–3 порядка строже фактического. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, направленной на защиту человека.

Помимо коллективной приемлемости, существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя осознанно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

2.14. Управление безопасностью жизнедеятельности

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на системы «человек – среда», «человек – производство», «человек – машина» для перевода объекта из одного опасного состояния в другое, менее опасное. При этом должны соблюдаться на основе сопоставления затрат и выгод условия экономической и технической целесообразности.

Управление БЖД – это в то же время есть управление риском. И осуществляться оно должно на всех стадиях деятельности: научный замысел, НИР, проект и его реализация, испытание, производство, транспортирование, эксплуатация, реконструкция, консервация, ликвидация и захоронение.

Управление БЖД (риском) осуществляется по нескольким направлениям:

1) обучению персонала и профессиональному отбору;

2) психологической подготовке персонала;

3) совершенствованию технических систем;

4) экономическому стимулированию;

5) управлению режимами труда и отдыха;

6) использованию средств индивидуальной и коллективной защиты;

7) воспитанию культуры безопасного поведения;

8) организации контроля;

9) прогнозированию и организации управления чрезвычайными ситуациями (ЧС);

10) материально-техническому обеспечению.

Одним из путей повышения БЖД является активное содействие всех участников трудовой деятельности в сборе и анализе информации о безопасном ведении работ, для чего все сотрудники обязаны сообщать о выявленных ими ошибках, их причинах, возможных последствиях. Накопленные данные анализируются и разрабатываются предложения по совершенствованию производства, рабочей среды, оборудования. Таким образом создаются банки данных о безопасности работы как оборудования, так и систем.

2.15. Психология и безопасность

По вине самих пострадавших происходит 60–90 % травм в быту и на производстве. В современной психологии ошибки работников рассматриваются как неизбежный элемент деятельности, причина которых связана с психическим состоянием людей, так называемым личным фактором.

Изучением особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производства и управления, а также требований, предъявляемых к конструкциям машин и приборов, с учётом психических свойств человека занимается инженерная психология.

Часто встречающимися (производственными) психическими состояниями людей являются: психическое напряжение (стресс); утомление; особые психические состояния работника.

2.16. Стресс

Стресс – это нормальная реакция человека, мобилизующая физические и психические ресурсы на выполнение какой-либо работы. Оказывает положительное влияние на работоспособность до определённого, так называемого запредельного напряжения.

Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать . Чрезмерные формы психического напряжения приводят к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

Зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V -образной кривой, представлена рис. 2.10.


Рис. 2.10. Закон Иеркса–Додсона, связывающий активацию нервной системы А с продуктивностью действий W : I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности ΔW 1; II – к снижению продуктивности ΔW 2; А кр – критическая активация


2.17. Утомление

До 50 % несчастных случаев происходит в конце смены в результате утомления. Запредельные психические формы утомления проявляются в двух типах реакции человека.

Тормозной тип характеризуется скованностью, замедленностью действий, замедлением мыслительной деятельности, ухудшением внимания и другими признаками, не свойственными человеку в обычной обстановке. Замедленная психическая деятельность увеличивает время операций и число совершенных ошибок.

Возбудимый тип характеризуется вспыльчивостью, грубостью, суетливостью, многословностью, дрожанием рук, излишними ненужными действиями.

2.18. Особые психические состояния

Контроль за психическим состояниям может выявить особые состояния, которые не всегда являются постоянным свойством личности, возникают спонтанно и существенно изменяют работоспособность человека. Встречается три вида особых психических состояний (рис. 2.11).


Рис. 2.11. Особые психические состояния


Параксиальное состояние связано с заболеванием мозга и проявляется отключением сознания на 1–2 мин в виде обморока, эпилепсии, лунатизма.

Психогенное состояние наступает после конфликта, гибели близких людей, обиды и т. д. Проявляется в виде снижения настроения, апатии, замедления мышления и может длиться от нескольких часов до двух месяцев. Под влиянием обид, неудач, оскорблений может развиваться аффективное состояние (взрыв эмоций, сопровождаемый агрессивными и разрушительными действиями).

Еще один вид особых психических состояний возникает в результате действия стимуляторов. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

2.19. Действие стимуляторов

Приём лёгких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Активные стимуляторы (фенамин, первитин) уменьшают скорость реакции, ухудшают самочувствие. Транквилизаторы (седуксен, элениум) оказывают успокоение и предупреждают развитие неврозов, однако могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

Алкоголь как транквилизатор приносит при избыточном употреблении колоссальный ущерб здоровью человека, разрушая прежде всего нервную систему и психику человека. Алкоголизм приводит к деградации человека, что особенно характерно для женщин. С употреблением алкоголя связаны 40–60 % случаев автомобильного травматизма и 64 % смертельных случаев на производстве.

Посталкогольная астения (похмелье) ведёт к заторможенности человека и снижению чувства осторожности («пьяному море по колено»).

Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий требует организации постоянного контроля над психикой человека для снижения уровня травматизма.

Учитывая, что в системе «человек – машина» самым слабым звеном является человек, контроль его над психическим состоянием на специальностях с высокой ответственностью должен быть ежедневным. Контроль осуществляется при помощи следующих приёмов:

1) предварительного осмотра;

2) профессионального отбора2 ;

3) контроля за психическим состоянием в процессе труда. Существуют тесты, позволяющие определить состояние человека в процессе работы;

4) проведения исследований по проблемам психологии, в частности, поведенческих особенностей человека;

5) обучения и тренировки человека по типу аварийных игр, т. е. с помощью имитационного моделирования; с его помощью решаются следующие задачи:

– приобретение навыков управления, мастерства;

– обучение принятию решений и анализу документации;

– отработка лидерских навыков;

– повышение эффективности взаимодействия персонала;

– обучение деятельности в экстремальных условиях без угрозы безопасности работающих.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности в техносфере. В 2 частях. Часть 1. Основные сведения о БЖД (В. С. Цепелев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Поделиться: