Антигуманная сущность теории раскольникова. Теория раскольникова - социальные и философские истоки теории и ее смысл



Антигуманная сущность теории Раскольникова и ее крах

  • (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока:

  • Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления

  • Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется он в своей жизни

  • Развивать навыки литературного анализа произведения


Вопросы для обсуждения:

  • В чем суть теории Раскольникова?

  • К чему привела теория Раскольникова?

  • Как для себя определяет цели преступления?

  • Чем оправдывает свое намерение?

  • Почему мучается?

  • Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова?

  • Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»?

  • Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова?

  • Что и кто помог Раскольникову возродиться?



Мотивы (социальные, психологические, нравственные), побудившие Раскольникова к убийству:


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении»



Роман – исследование:

  • Почему убил?

  • Почему признался?

  • Почему воскрес?


Преступление Раскольникова



Цели преступления:










Выводы:

  • Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью.

  • Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно.

  • Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».



Индивидуальные задания

  • Составить шпаргалку по теории Раскольникова

  • Составить викторину или тест (с ответами)

  • Задайте вопросы Раскольникову


Создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения - главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность.

Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны - Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.

Жанровое своеобразие романа

Краткий пересказ говорит о том, что данный роман можно рассматривать как детективный. Однако это слишком узкие рамки для глубокого произведения Достоевского. Ведь помимо тщательного изображения картины преступления автор прибегает еще и к точным психологическим зарисовкам. Некоторые исследователи однозначно относят произведение к жанру идеологического романа, ведь на первый план выдвигается В романе "Преступление и наказание" о ней становится известно не сразу, лишь после убийства. Однако с первых же глав понятно, что герой не просто маньяк, его поступок подкреплен некими рациональными причинами.

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем - студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха - мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" изначально обречена на провал: она бесчеловечна.

Идея двойничества в романе

Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие - это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.

Критерий Лужин Свидригайлов Раскольников
Теория Жить нужно для себя, "возлюбить себя одного" Человеку все дозволено Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) - лишь строительный материал
Поступки

Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть

Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова

Убивает старуху-процентщицу и ее сестру

Выдвигает ложные обвинения против Сони

Отдал деньги сиротам Мармеладовым

Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара

Покончил жизнь самоубиством

Сознается в преступлении

Таблица показывает, что самый грешный из всех троих - Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.

Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная - теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку "вошью", говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.

Все, что происходит в романе, идею. Даже само поведение главного героя. Особую роль в романе также играют в частности последний сон о моровой язве, благодаря которому становится понятным, насколько губительна теория Раскольникова в романе на подобную тему не может обойтись без расшифровки этого сна. Если бы все считали так, как Раскольников, то мир давно бы рухнул.

Выводы

Итак, бесчеловечная теория Раскольниквоа в романе "Преступление и наказание" опровергается автором, который призывает людей жить по законам божиим. Никакие рациональные причины не могут оправдать убийство человека, каким бы он ни был.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ТЕОРИИ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Главным героем романа является Родион Раскольников - недоучившийся студент, который прозябает («его допекали нищета») в Петербурге на верхнем этаже в комнатке, которая напоминает то шкаф, то гроб, то собачью будку: «Каморка его находилась под самой крышей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на жилье. Хозяйка, у которой он нанимал эту каморку, жила на этаж ниже, и каждый раз, уходя из дому, он должен был проходить мимо хазяйчину кухню, с почти всегда распахнутой настежь дверью... И каждый раз, когда он проходил мимо, его охватывало какое-то болезненное и робкое чувство, которого он стыдился и от которого болезненно морщился. Он очень задолжал хозяйке и боялся с ней встречаться».

Читатель сразу замечает разительный контраст между красивой внешностью Родиона и его жалкой одеждой («Он был так плохо одет, что другая, даже привычная ко всему, человек постеснялся бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»).

Кажется, он постоянно оправдывает свою фамилию, до такой степени «расколота» его душа. По сути, это добрый человек: он отдает последние деньги семье Мармеладных, заступается за незнакомую девушку, спасая ее от посягательств похотливого мужа, впоследствии, уже в процессе следствия выясняется, что, рискуя жизнью, он спас детей из горящего дома. Как же случилось, что такой человек

смогла опустить топор на головы беззащитных женщин? Ведь он осознавал всю чудовищность, всю отвратительность своего поступка: «О Боже! какая все это гадость! И неужели, неужели я... нет, это чушь, это бред! - добавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На грязь способно, однако, мое сердце! Главное: гряВНО, гадко, гадко, гадко!.. И я, целый месяц... (Достоевский подчеркивает острую внутреннюю борьбу, которая шла в душе Родиона. - Лет.). Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство безмерного отвращения, которое начинало угнетать его сердце еще тогда, когда он только шел к старухе, достигло теперь такой силы и такой выразительности, что он не знал, куда деваться от своей тоски».

Теория Раскольникова, ее антигуманный смысл

Суть своей теории Родион Раскольников раскрывает в разговоре со следователем Порфирием Петровичем, когда объясняет «идею», изложенную им в статье, опубликованной ранее. По его мнению, человечество делится на две неодинаковые части: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Низший разряд («дрожащие твари») - это общая масса, назначение которой быть законопослушными гражданами, неким «строительным материалом» истории. Высший разряд («те, кто право имеет») призван возглавлять и направлять человеческий общем, неспособный самостоятельно изменить свою жизнь. Такие люди разрушают настоящее во имя будущего, противостоят консервативной массе, устоявшемуся образу жизни, старым традициям и законам. Раскольников пришел к выводу, что они находятся вне добра и зла (впоследствии название «По ту сторону добра и зла» выбрал для своей работы Ф. Ницше). Человеческие этические нормы их не касаются, поэтому, по мнению Раскольникова, «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через некоторые препятствия, и единственно в том только случае, когда исполнение ее намерения (иногда, может, спасительного для всего человечества) того потребует». Здесь страшное слово «убийство» («кровь», «смерть») хитро заменено на «гладкую» и недратівливу формулу «некоторые препятствия», но сути дела это не меняет.

С. Косенков. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Середина XX вв.

Заметим, что подобная «словесная эквилибристика» применена далее также относительно «успокаивающе-научного» слова «процент». Вот так и развенчивается позорная сущность всех зверских «теорий», скрытых за удобными словечками и формулами вроде «перешагнуть... через некоторые препятствия» вместо прямого - «убить человека» или «определенный процент людей должен идти» вместо «кто-то должен погибнуть». И делает это именно тот, чей ум тоже отравлен подобной теорией, - Раскольников. Вот как он сочувствует горю пьяненой девушки, которую только что спас от посягательств похотливого незнакомца: «Бедная девочка! Придет к памяти, поплачет, потом мать узнает... Сначала пощечин предоставляет, а затем висіче, больно и с позором, может и прогонит... А не прогонит, все равно пронюхают Дарьи Францівни, и начнет шастать моя девочка туда и сюда. А там вскоре больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и втайне от них погулюють), ну а дальше... а дальше опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три калека, а всего и прожила девятнадцать или восемнадцать лет от силы...» Но вдруг Родион забывает о сострадании и мгновенно становится циником: «Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и должно быть. Какой-то процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, видимо, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! А чудные, действительно, у них эти словечки они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, следовательно, и беспокоиться нечего. Вот когда бы какое-то другое слово, ну тогда... было бы, может, не так спокойно... А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!Когда не в тот, то в другой?..» Следовательно, любая нечеловеческая «теория», примененная к родному человеку (в данном случае - к сестры Дуни), перестает быть привлекательной, обнажает свою звериную суть. Возвращаясь непосредственно к теории Раскольникова, заметим, что в романе прослеживается резко отрицательное отношение автора не только к факту преступления, но и к его теории как философского построения. Прикрытая красивыми фразами о необходимости обновления жизни общества (а оновлювачами, за Раскольниковим, есть «те, кто право имеет»), эта теория является зверской и антигуманной по самой своей сути. Так, в момент душевного напряжения больной и раздраженный разговором с Соней Мармеладовою Родион прорывается об истинных мотивах возникновения его теории: «Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими тварями и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!» Возможно, кто-то скажет, что эту мысль выразила больной человек и она сделала это назло, но все равно - сказанное слово имеет какую-то непостижимую свойство сбываться.

В. Вильнер. Иллюстрации к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1960-е годы

Теория Раскольникова имеет философские, социальные и психологические корни. Начнем с того, что ее основу составляют «незавершенные идеи», которые «висели в воздухе» где-то в середине XIX в., во времена создания романа. В эпилоге автор сравнивает их со страшными вирусами-трихінами, что ведут человечество к самоуничтожению. Больному Раскольникову «привиджувалося, что весь мир обречен в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной язве-моровой язвы. Люди делались одержимыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали более непреклонными своих приговоров, сво"іх научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сходили с ума». Так, мысль об убийстве старухи-процентщицы ради общего благополучия, подслушанный в трактирній разговоре студента с офицером (а студенты и офицеры - это интеллектуальная часть общества), прекрасно иллюстрирует теоретические рассуждения Родиона и побуждает к действию. Конкретным примером «необыкновенного человека» Раскольников считает Наполеона, равнодушного к судьбам и жизням других в стремлении осчастливить Европу свободой. Вывод нашего героя перекликается с принципом «цель оправдывает средства», который приписывается то итальянскому политику XVI ст. Макиавелли, то иезуитам.

Роман Достоевского написан в 1866 p ., поэтому теорию Раскольникова нельзя отождествлять с идеей «сверхчеловека» Ницше, сформулированной позже. Однако они имеют общую философскую основу и возникли на общей Почве - в умонастроениях середины XIX в. В то время в Европе и России была известна философия индивидуализма А. Шопенгауэра Созвучно с философией рационализма (розсудкового, вне - морального видения реальности), она породила аморальную «арифметику»: что больше весит - плевое злой бабка или тысячи добрых дел и благо миллионов людей? Нечто подобное мы уже видели в романе Стендаля «Красное и черное», когда Жюльен Сорель буквально повторяет упомянутую фразу Макиавелли: «Цель оправдывает средства; если бы я был не такой незначительной пылинкой, а имел хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем». Следовательно, такие мысли существовали тогда не только в России, но и во Франции, да и во всей Европе. Однако Достоевский считал это недопустимым, потому что ответ на них один, христианское «Не убий!»

Ad Fontes

Наполеону нужно было не завоевание, а собственно война как средство возбуждения, как опьянение. Кровообращение у Наполеона был неправильным и крайне замедленным. Только в бою он чувствовал себя хорошо, пульс его начинал биться ровно и с нормальной скоростью.

Федора Достоевского также интересуют социально-бытовые причины возникновения антигуманной философии. Смертоносная идея зарождается в комнате, похожей на гроб (шкаф, каморку, морскую каюту), а не на нормальное человеческое жилище. Вспомните, Раскольников одет так, что другой «посовістився бы выйти» на улицу, за квартиру не платит и частенько голодает. Семья, стремясь «вывести в люди» Родиона, сначала загнала себя в кабалу к Свидригайлова, взяв жалованье вперед, а потом Дуня ради брата блага готова пожертвовать собой и стать женой циничного, мерзкого дельца Лужина.

Ведущим в романе является мотив безысходности человеческого существования в нечеловеческих условиях тогдашнего общества и проблема поиска выхода из него. Говорить о социальные корни теории вседозволенности невозможно лишь на примере судьбы Раскольникова. Сюжетная линия семьи Мармеладных может быть отдельным социальным романом. А судьба Сони Мармеладової - символ страданий всего человечества. Голодные дети, смертельно больная мать, пьянство отца через ощущение этой безысходности - такой семейный портрет есть фактически портретом всей эпохи. Подобные картины поднимают бурю протеста в душе Родиона, который чувствует свою слабость и неспособность помочь даже своим ближайшим родственникам. Отсюда и раздражение относительно предложения Разумихина зарабатывать на жизнь уроками или переводами, и вызов Насти: «За детей медяками платят. Что на копейки сделаешь, - неохотно говорил он дальше, словно отвечая на собственные мысли. - А тебе бы сразу весь капитал? - Он сx удовано взглянул на нее. - Да, весь капитал, - твердо ответил он, помолчав».

М. Шемякин. Эскизы к балету «Преступление и наказание». 1985, 1964 гг.

Для понимания социальных истоков идеи индивидуалистического протеста большое значение имеет образ Петербурга в романе. Достоевский создал типичную картину жизни мещанской бедноты и мелких чиновников. Это и трактиры, где люди ищут забвения от тяжкого существования, напрасно пытаясь утопить все проблемы в водке. Это и грязные улицы, где царит также и моральный грязь. Это злой и насмешливый толпа развлекается чужим горем и чужой бездарной (вспомним сон Раскольникова о том, как Коля забил свою кобылку). Это и ужасающая нищета, постоянная зависимость от ростовщика, такого себе русского Гобсека. Мрачные бедняцкие районы еще ужаснее воспринимаются на фоне роскоши Невского проспекта. Такой Петербург является благодатным и якобы старательно подготовленной почвой для прорастания мыслей, подобных теории Раскольникова, особенно в среде мыслящих людей, тех, кто способен чувствовать не только свое, но и общее горе (см. далее «Петербург Достоевского»).

Обычные люди («дрожащие твари»)

Необычные люди («те, кто право имеет»)

Большая масса

Один из тысячи, а то и один из миллиона

Это люди консервативные, материал для продолжения рода

Разрушители, которые наделены талантом нести человечеству новое слово

Берегут мир и приумножают его численно

Двигают мир вперед и ведут его к цели

Хозяева современного. Презирают, преследуют и казнят необычных людей, а впоследствии, в будущем - склоняются перед ними и устанавливают им памятники

Хозяева будущего

Не имеют права переступать через закон, должны придерживаться установленных правил

Имеют право переступить через закон, в частности через кровь, во имя идеи, что несет спасение человечеству. Устанавливают новые законы, которых должны придерживаться рядовые граждане

Однако это неполная картина истоков теории. «И жизнь, и характер, и мировоззрение героя - все отразилось в его теории» (М. Качурин). Человек с другой психологией не смогла бы выстроить с острого ума и сердечной муки логически стройную и жизненно противоречивую

теорию. Разуміхін тоже индивидуалист, но выход он видит в разумном и честном предпринимательстве, поддержке и помощи отчаявшемуся Раскольникову. Теория возникает как попытка найти выход из сложных жизненных условий и одновременно как месть обществу, кара «властителям жизни», постепенно превращаясь в желание самому стать над людьми. И развенчивается нечеловеческая суть «разрешения крови по совести» как в философско-социальном, так и в морально-психологическом аспектах.

Статья Раскольникова с изложением его «теории» появилась в газете за два месяца до того, как он услышал разговор офицера и студента и у него возник замысел убийства старухи-процентщицы. О выходе статьи, которую Раскольников написал полгода назад, когда бросил университет, он не знал, потому и газета, в редакцию которой Родион обращался, чтобы ее напечатали, уже не казалась. Основные различия между «тварями дрожащими» и «теми, кто право имеет», как их понимал Раскольников, представлены в таблице.

Тема: Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение. Раскаяние и наказание Раскольникова.

Цели:

    раскрыть суть антигуманной теории Раскольникова; воспитывать на этом примере чувство личной ответственности за происходящее;

    проверить усвоение и понимание произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

    • умение оценивать и анализировать прочитанное;

      излагать мысли и рассуждать;

      выборочно цитировать;

      уметь обобщать и делать выводы.

    пробудить интерес к анализу текста, используя нестандартные ситуации;

    активизировать работу на уроке, применяя наглядный и раздаточные материалы;

    учить работать с критической литературой;

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунок Боклевского «Раскольников», опорные схемы, критический разбор романа.

Тип урока: обобщение изученного.

«Правильное наблюдение над жизнью почти заменяет чтение книг».

В. Маяковский.

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

    1. Рассказ учителя о Байкале.

Почему говорю о Байкале? Роман Ф.М. Достоевского – тот же Байкал, та же глубина. В нем тоже трудно рассмотреть все до дна – все проблемы и их решение. Мы попробуем поговорить о тех проблемах, которые как бы на поверхности, т.е. о тех, которые попали в поле нашего зрения.

    1. Какие проблемы поднимает Достоевский в романе:

А что можно сказать о романе, в котором решаются эти проблемы? Пусть поможет схема, прочитайте ее.

    1. В основе раскрытия любой проблемы художественного произведения лежит конфликт.

Каков основной конфликт романа?

    Почему убил?

    Какие идеи привели к убийству?

    Виноват ли преступник?

Учащиеся для домашнего задания делятся на 4 группы, каждая группа в классе передает подготовленное задание следующей группе. Таким образом, каждая группа знакомится с материалом урока и вносит свои добавления. Дети работают 5-7 минут, звучит музыка.

1-я группа готовит ответ на вопрос: «Причины преступления».

Итак:

    Почему убил?

    • бедность (два дня не ел, оставил учебу, внешний вид;

      отношения с квартирной хозяйкой;

      условия жизни (коморка, шкаф);

      Петербург (грязь, вонь, пьяная девочка, женщина, бросившаяся с моста…),

      впечатления от встречи со старухой – процентщицей;

      письмо матери;

      встреча с Мармеладовым;

      разговор студента с офицером.

Вот причины, побудившие Раскольникова опустить злосчастный топор на голову старухи – процентщицы, в которой Раскольников видел корень всех бед. Но!.. Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому примеру?

(Составляется эйдос-конспект «Причины преступления Раскольникова», который к концу урока станет частью общего эйдос-конспекта «Антигуманный смысл теории главного героя и ее крушение»).

2-я группа раскрывает суть теории Раскольникова.

    Теория Раскольникова.

У него есть своя теория, он хотел проверить: обыкновенный он человек или необыкновенный – тварь ли я дрожащая или право имею!

Составляется эйдос-конспект «Суть теории Раскольникова».

Да, можно быть таким как Разумихин. А кто тогда спасет Соню? Кто поможет матери и Дуне? Кто избавит мир от того страшного «процента», о котором постоянно думает Раскольников? Для героя Достоевского здесь и логический, и жизненный тупик, из которого нет выхода. Но жизнь устроена так, что безвыходных ситуаций не бывает. И некоторые персонажи чувствуют, что выход все же должен быть!

Вернемся в трактир, где Мармеладов исповедуется перед Раскольниковым. Мармеладов обращается к Богу, молит его об установлении царства всеобщей гармонии на многострадальной земле. Т.е. он ищет спасения для всех у Бога (он считает, обездоленных спасет Бог).

Но Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия Христа, он сам хочет приблизить нас к установлению всеобщей справедливости. Не Бог, а он, Раскольников, хочет решать мучительные проблемы современности!

А к чему приводит желание быть таким, как Бог. Вспомните библейские примеры (Сатана, Адам и Ева).

3-я группа подбирает библейские примеры.

Итак, может быть, не знает еще Раскольников, но мы уже догадываемся, что теория его обречена на провал!

Какие еще доказательства можно привести?

    чтобы возвыситься, нужно заглушить сострадание к людям. А Раскольников?

    в основе – теория бонапартизма. А Наполеон развенчан.

    Убийца зыбывает о совести, а Раскольникова совесть судит постоянно.

4-я группа готовит ответ на вопросы: «Кто пострадал из-за теории Раскольникова? Каковы могли бы быть последствия победы теории Раскольникова?» Ответ сопровождается иллюстрациями.




ВЫВОД: все то, о чем мы сейчас говорили, можно изобразить вот такой схемой. Закрепим сказанное по ней.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла все-таки не вверх, а (вглядитесь в контекст) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. Мать почувствовала недоброе в сыне, по его милости в могилу сошла. Чуть было не пострадал Миколка-маляр.

И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз. И, как результат, встал перед ним огромный тупик. «Я себя убил, а не старушонку!»

Так, где же выход? По какой дороге идти? Делают попытки спасти людей. Свидригайлов - циник, пошляк, преступник. Но он дает детям Мармеладова деньги своей жены. Лебезятников спасает Соню. Но могут ли они спасти всех людей?!

Остается путь Сони. На ней нет следов преступления и крови. Она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость.

    Виноват ли Раскольников? Это определяет только суд.

Инсценировка суда над Раскольниковым. Распределяются роли: Раскольников, Соня, Дуня, адвокат, прокурор, судья и присяжные. После вынесения судом приговора:

Итак, Раскольников осужден. Погибают Мармеладов, Екатерина Ивановна, умирает мать Раскольникова. Получается, что мир, в котором живет герой Достоевского, это мир «погибших и погибающих». Я хочу, в связи с этим, показать фотографию.

    Какие ассоциации, связанные с героями романа, она вызывает?

    Почему одна гвоздика еще жива, кого она символизирует в романе?

    Почему Соня уповает на Бога? «Он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость».

    Проблемы, поднятые Достоевским в романе.

«Преступление и наказание» находят, к сожалению, отклик и сегодня. Пример: документальный фильм Рижской киностудии «Высший суд». История подобная Раскольниковской.

Прочитана последняя страница, закрыт роман. А мне хочется открыть другую книгу. Беру Библию. Что мог прочитать в ней Раскольников, чтобы переосмыслить свою жизнь? Может быть, это: «Надейся на Господа все сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Пр. 3:5)». Может быть, это: «Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). Может быть, это читал он: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде», «но Бог есть судья: одного унижает, а другого возносит» (Пр. 73:3,8). И еще хочется прочитать вам: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Л. 8:16). Пусть всегда в вашем сердце горит свеча, освещая путь к любви и миру.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, чуть ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвело впечатление полностью понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связано с его теорией, а его теория - преступна.

Уже из первых страниц роману «Преступление и наказание»

Главный герой подавлен собственной философией, которая позволяет «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мнению, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, которые вздрагивают» «сильными мира сего.

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а вроде бы наталкивают на нее.

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Удушающая атмосфера его жилья перекликается с удушающей атмосферой улиц.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачел себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: сестра, Соня, Разумихин. Он отсек себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.»

Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лизавету: «Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я о ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. Милые!.. Почему они не плачут? Почему они не стонут?.. Они все отдают, глядят кротко и тихо.».

Этот монолог показывают весь ужас сделанного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он опять убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением.

Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы ли я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»

Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.

Следовательно, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый искуснейший вор, не только человек с раздвоенной личностью. Возможно, потому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей образной системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.

Поделиться: