Альтернатива воинской службы. Альтернативная служба в армии

Комментариев:

Людям призывного возраста, кроме прохождения военной службы в Армии, предоставляется альтернативная гражданская служба (АГС). Она представляет собой вид деятельности, направленный во благо общества или государства, как аналог армейской повинности.

Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

Это направление регулируется основным законом России. Житель нашего государства в возрасте от 18 до 27 лет имеет право на прохождение альтернативной службы вместо того, чтобы имела место военная служба, если он:

  1. Имеет убеждения философского или морального плана, которые категорически противоречат несению долга непосредственно в воинской части с оружием.
  2. Имеет вероисповедание, не позволяющее ему проходить службу в армии.
  3. Представитель коренного малочисленного народа с ведением традиционного хозяйства и промыслов и др.

Первые два пункта требуют определенных пояснений.

Поскольку в Конституции и законе об альтернативной гражданской службе нет конкретного пояснения, какие именно убеждения дают право на ее прохождение, то принято считать, что это могут быть любые определенные убеждения правового, морального или этического плана, которые имеют четкую, логически понятную взаимосвязь.

Касательно веры гражданина, которая способствует прохождению невоенной службы, ее исповедание запрещает человеку или брать в руки оружие, или участвовать в военных объединениях и организациях, несмотря на их статус.

Вернуться к оглавлению

Альтернативная служба: кто не направляется?

Согласно закону «О воинской обязанности и службе» альтернативный вариант не проходят следующие категории граждан:

  1. Имеющие законные основания для освобождения или отсрочки от призыва в Вооруженные силы.
  2. Не подлежащие призыву для исполнения воинской обязанности.

В частности, если призывник признан негодным или частично годным для прохождения службы в армии, он не направляется к исполнению обязанностей в качестве участника альтернативного варианта, поскольку АГС – альтернатива для тех, кто признан пригодным для армейской мобилизации.

Граждане призывного возраста, имеющие отсрочку, срок действия которой истекает после окончания очередного призывного периода, и в случае досрочного прекращения деятельности таковой, имеют право на подачу заявления по прохождению АГС в десятидневный срок с момента окончания оснований для призывной отсрочки.

Вернуться к оглавлению

Основные критерии и срок альтернативной гражданской службы

Для возможности отдачи долга перед страной на альтернативной основе необходимо личное заявление от призывника на замену военной повинности на АГС. Образец заявления и его регистрация производятся в военном комиссариате по месту жительства. Кроме того, пакет документов необходимо пополнить биографией, характеристикой с места работы или учебы, другими документами, которые могут подтвердить желание призывника, или определенное направление на прохождение альтернативной службы в армии.

Сроки подачи заявления регламентированы законом и составляют полгода, как минимум, до призыва в Вооруженные силы. То есть до , 1 апреля текущего года, и до весеннего, 1 октября прошлого года. Возможны случаи пересмотра своих убеждений касательно воинской повинности и в сроки, не входящие в предусмотренный временной режим. Такая версия событий от момента подачи заявления до вердикта призывной комиссии имеет право на существование, но правомерность и актуальность перемены решения перехода с воинской на альтернативную службу придется доказывать в судебном порядке.

На протяжении месяца до истечения срока подачи заявления, заявителя вызывают на заседание комиссии при военном комиссариате, и в его присутствии происходит рассмотрение документа.

Взяв за основу заявление призывника, выслушав лиц, представляющих доказательства и интересы гражданина, а также изучив приложенные документы и прочие материалы, призывная комиссия принимает решение о назначении человеку прохождения альтернативной гражданской службы в установленном порядке или же выносит обоснованный отказ в предоставлении таковой замены.

Отказ от замены военной службы на альтернативный аналог (альтернативная служба) считается обоснованным в таких случаях, как:

  1. Нарушение сроков подачи заявления или неправильный порядок при оформлении процедуры.
  2. Противоречивость и несоответствие представленных документов, показаний с реальными убеждениями заявителя.
  3. Неправдивые и вводящие в обман факты, умышленно предоставленные сведения.
  4. Неявка на заседание комиссии без уважительной причины два или более раз.
  5. Факты наличия уклонения АГС до настоящего времени.

В случае позитивного решения замены традиционной службы на альтернативный вариант гражданину вручается повестка на медицинский осмотр и следующее заседание призывной комиссии по решению направления на АГС.

При принятии отказа от замены, призывник на общих основаниях проходит мобилизацию в ряды Вооруженных сил. Решение комиссии гражданин может обжаловать в установленные сроки и в соответствующем порядке.

Непосредственно к месту прохождения службы без оружия призванный гражданин направляется военным комиссаром. На месте прохождения своей гражданской обязанности с человеком заключается трудовой договор, и далее взаимоотношения регулируются на основании Трудового кодекса Российской Федерации, закона об альтернативной гражданской службе и других соответствующих документов.

Как правило, альтернативная воинская обязанность исполняется за территорией региона, в котором призывник проживает постоянно.

Случаются и исключения, если нет возможности организовать прохождение АГС за территорией постоянного проживания субъекта, возможно исполнение долга в организациях, находящихся в месте ПМЖ гражданина.

На данный момент срок альтернативной гражданской службы составляет 1 год и 9 месяцев, включая 2 отпуска, для граждан, проходящих АГС после 1.01.08, а для альтернативщиков, которые входят в рабочий персонал воинских частей или формирований, этот срок предусматривает отрезок времени в 1,6 года.

Вот уже пять лет в Российской Федерации действует закон «Об альтернативной гражданской службе». У россиян появилась возможность, не поступаясь моральными принципами, отдать стране свой конституционный долг гражданина.

Понятие альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба (АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 1 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Кого направляют на АГС

Законодательство предусматривает только два, вернее три основания, по которым призывник вправе ходатайствовать перед призывной комиссией о направлении его на альтернативную службу:

• несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
• он относится к коренному малочисленному народу , ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Срок подачи заявления о направлении на АГС

• до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
• до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Кто принимает решение о направлении на АГС

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу принимает призывная комиссия (ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Именно призывной комиссии вам придется доказывать свое право на отказ от оружия и военной формы. Поэтому прежде чем предстать перед комиссией, советуем запастись свидетелями, которые могли бы, например, подтвердить ваши религиозные убеждения. Это может быть священнослужитель, знающий вас лично, и другие лица. К заявлению можно приложить документы, подтверждающие ваши взгляды (статьи в СМИ, переписка и так далее).

Доказывать свою принадлежность к малочисленному народу с одной стороны просто, с другой – не совсем. Национальная принадлежность гражданина в официальных документах указывается только с его согласия, либо вовсе не указывается. При этом у наших граждан врожденная аллергия на любое отражение собственной национальности в документах, оставшаяся еще с советских времен. Кроме того, официальная наука еще до конца не определилась с тем, по каким признакам определяется национальность: по месту рождения, отцу или матери. С другой стороны, на «альтернативу» может претендовать призывник только в том случае, если он ведет традиционный образ жизни и занимается традиционными промыслами. То есть, если вы предстанете перед призывной комиссией в национальном костюме алеута и с тушей тюленя за спиной в качестве подарка заседающим, то, скорее всего, у комиссии к вам не возникнет никаких вопросов…

В случае необходимости получения дополнительных сведений и документов, призывная комиссия может направить соответствующий запрос.

Комиссия принимает решение в течение месяца с момента окончания срока для подачи заявления о направлении на альтернативную службу. В случае направления запроса срок рассмотрения заявления может быть продлен еще до одного месяца (ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Возможные причины отказа гражданину в направлении его на АГС

• он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
• характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
• в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
• он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
• ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Обжалование решения комиссии

Если вас по каким-то причинам не устраивает решение призывной комиссии, то вы вправе обжаловать его в трехмесячный срок, либо в вышестоящий орган (не рекомендуется), либо непосредственно в суд. Для этого вам необходимо получить копию решения комиссии, которую вам обязаны выдать в течение трех дней с момента принятия решения и обратиться с соответствующей жалобой в суд. Более подробно с порядком обжалования можно ознакомиться .

Сроки службы

Особенности прохождения АГС

В отличие от обычных военнослужащих-срочников, с гражданином, проходящим АГС, в обязательном порядке заключается срочный трудовой договор со всеми вытекающими последствиями: оплатой труда в установленном размере, нормированным рабочим днем, обеспечением рабочей одеждой и обувью, ежегодным оплачиваемым отпуском и прочими благами цивилизации. Организация, в которой проходит службу «альтернативщик», обязана обеспечить его жильем. Кроме того, он подлежит социальному и пенсионному страхованию (ст. 20 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Граждане, являющиеся представителями коренного малочисленного народа, направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

В свою очередь прохождение АГС подразумевает под собой ограничение прав и свобод гражданина (ст. 21 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), в частности, гражданин не вправе:

• отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на него срочным трудовым договором;
• занимать руководящие должности;
• участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
• совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
• покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит АГС, без согласования с представителем работодателя;
• прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
• оставлять рабочее место и покидать организацию, где он проходит АГС, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

В России причиной для предоставления альтернативной гражданской службы является наличие у молодого человека призывного возраста различных убеждений, не позволяющих совмещать их со службой в вооружённых силах.

В мировой практике это называется отказ совести. Это случай, когда человек по каким-либо причинам считает войну и все что с ней связано аморальным и сознательно отказывается проходить военную службу.

Причины для отказа могут быть следующие:

  • Религия и вероисповедание
  • Наличие этических убеждений — например пацифизм
  • Желание отдать свой долг родине путём мирного труда
  • Политические убеждения — например, мнение об отсутствии необходимости армии и всеобщей воинской обязанности. Мнение о том, что армия должна быть контрактной

В сущности это может быть любое убеждение, вступающее в конфликт с нормами военной службы — например, нелюбовь к принуждению и приказам. Если у вас есть желание проходить альтернативную гражданскую службу, то вам нужно написать соответствующее заявление в свой военный комиссариат. В этом случае при прохождении призыва будет рассматриваться вопрос о том, чтобы предоставить вам замену армейской службы на АГС или все же отправить вас в ряды вооружённых сил.

Здесь самое главное верно соблюсти все формальные процедуры. Это нужно сделать потому, в военкоматах не очень любят альтернативщиков и иногда пытаются вставлять им палки в колёса. Поэтому в случае нарушения формальностей вам могут отказать в удовлетворении заявления о прохождении альтернативной гражданской службы и отправить в армию. Последовательность действий должна быть такая, как указано ниже.

Правила и сроки подачи заявлений и документов

Подавать заявления нужно в установленный срок - в общем случае за полгода до начала призыва. Это значит, что если вас должны призвать в весенний призыв, вы подаёте заявление до 1 октября, а если в осенний, то до 1 апреля.

В заявлении вам нужно указать причины вашего выбора альтернативной гражданской службы и обстоятельства, побудившие вас это сделать. Также вам нужно приложить документы, которые могут подтверждать ваши аргументы - это должны быть автобиография и характеристика с места обучения или работы.

Далее, будет рассмотрение вашей просьбы. Оно проходит в течение призыва, который предшествуют вашему призыву. То есть если вас призывают осенью, то вопрос о направлении на альтернативную гражданскую службу рассматривают весной. Причём вам могут отказать в рассмотрении в случае, если вы подали заявление не вовремя. Скорее всего, так и сделают, однако, в этом случае у вас есть право обратиться в суд и потребовать у призывной комиссии принять заявление. Обычно суд встаёт на сторону призывника.

Как проходит рассмотрение заявлений

Сам процесс рассмотрения заключается в следующем. Вас вызовут на заседание призывной комиссии. Её члены ознакомятся с документами, которые вы предоставили и зададут вам несколько вопросов о ваших убеждениях и данных представленных в документах. Будет полезно, если вы приведёте с собой свидетелей, которые подтвердят все, о чём вы писали в автобиографии. Это могут быть ваши родители, друзья, коллеги по учёбе или работе, в общем, любые люди, которые хорошо вас знают. Подробнее:

Часто бывает так, что призывная комиссия пытается подловить призывника и найти несоответствия в его словах и информации, представленной в документах. Для этого они используют незнание призывником своих прав. Поэтому вот самые распространённые заблуждения:

НЕПРАВДА ПРАВДА
Вы можете требовать замены военной службы, только если вы религиозный человек или пацифист На самом деле вы имеете такое право в случае, если у вас есть ЛЮБОЕ убеждение, противоречащее прохождению армейской службы, например, нежелание подчиняться приказам
Вы должны предоставить доказательства (документы или справки) о вашем членстве в какой-либо религиозном или пацифистском сообществе Вашей обязанностью является только предоставление собственной автобиографии. Все остальные документы вы приносите по собственному усмотрению
Ваши утверждения о невозможности быть солдатом должны подтвердить свидетели На самом деле закон не обязывает вас приводить свидетелей. Безусловно, это является дополнительным плюсом, но вы делаете это по своему усмотрению
Вы должны ДОКАЗАТЬ призывной комиссии наличие у вас убеждений, противоречащих исполнению воинской обязанности

Вы НЕ ДОЛЖНЫ доказывать наличие убеждений. Вам нужно их сформулировать и объяснить, что они не позволят вам служить в армии

Последний миф широко известен. Его распространяют в военкоматах, чтобы вводить призывников в заблуждение. Строго говоря, наличие убеждений нельзя доказать или опровергнуть, поэтому, если соблюдены все формальности отказать вам будет практически невозможно. Вот как проходят подобные заседания призывных комиссий:

Если вас будут обманывать или давить психологически, и вы почувствуете, что не справляетесь с этим градом дезинформации, то советую вам обратиться в местный комитет солдатских матерей или правозащитную организацию (лучше в ту, которая занимается помощью призывникам и военнослужащим). Особенно хорошо помогут альтернативщикам в комитете солдатских матерей.

По итогам рассмотрения вашего дела,скорее всего, вынесут положительное решение, призывная комиссия напишет соответствующее предписание и вы отправитесь к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Подробнее об этом процессе можете узнать в предыдущей ссылке.

За последние несколько лет интерес молодежи к военному ремеслу резко возрос, но и сегодня найдется немало тех, кто считает срочную службу пустой тратой времени. Вот уже несколько лет действует закон о замене военной службы на гражданскую, однако доля уклонистов при этом уменьшается не совсем теми темпами, как хотелось бы.

Патриотическое воспитание, прививаемое еще со школьной скамьи, подразумевает развитие чувства любви к Родине и чувства долга по обеспечению ее безопасности. С молодежью постоянно проводятся беседы, организованные по линии военкомата, в ходе которых тонкой линией проходит тема популяризации службы в армии. Приближаясь к своему совершеннолетию, юноша начинает понимать, что армия – это верные друзья, боевая подготовка, владение оружием, воспитание мужества. Но статистика продолжает давать печальные результаты, уклонисты только наращивают возможности избежать службы.

В РФ с 1993 года предусмотрена возможность вместо службы в воинских частях проходить АГС (альтернативную гражданскую службу). По определению такой вид службы трактуется, как работа на благо окружающих, которая зачитывается взамен военной деятельности.

Кому доступна

Всем, кто мечтает об альтернативе армейской жизни необходимо усвоить один простой факт: никто из членов комиссии не предложит такой вариант. Для того чтобы военкомат направил на работу, придется обосновать свое решение и написать соответствующее заявление. Законодательный аспект для отбора граждан не до конца разработан, поэтому хоть и существуют определенные условия для того, чтобы гражданская служба оказалась досягаемой, но документально доказывать ничего не нужно.

Поводом может служить принадлежность к определенной конфессии. Многие учения полностью отрицают применение оружия и ведение войны. Проверять приверженность тому или иному вероисповеданию никто не собирается, так как это не предусмотрено законом.

Следующая группа лиц, попадающая на общественные работы, в качестве мотивации приводит отрицание любого насилия. Такие идеи называются убеждениями, они также доступны любому гражданину. Третья группа лиц сформирована из малочисленных народностей, которые занимаются характерным только для них промыслом.

Узнай: Какие знаменитости проходили службу в армии

На первый взгляд кажется, что альтернативная служба в армии – лакомый кусочек для уклонистов, ведь перед тем, как попасть туда, нужно просто заявить о своих убеждениях, но особой популярности данная деятельность так и не получила.

Кроме описанных выше требований предъявляются общие для призывника.

  • Гражданин призывного возраста.
  • Не пребывает в запасе.
  • По итогам медицинского освидетельствования признан годным.
  • Имеет подтверждение военной комиссии.

Гражданские будни АГС

Наконец-то пришла пора открыть секрет такой низкой популярности АГС. Многие молодые люди выбирают уклонение от армии, вопреки грозящим суровым наказаниям. Причина кроется в том, что срок альтернативной службы в значительной степени превышает срок обычной.

Если призывник направлен в организацию, находящуюся в ведомстве Министерства обороны, то отработать ему придется 18 месяцев, в противном же случае, вместо армии ожидает исполнение гражданского долга на протяжении 21 месяца. Подобная информация заставляет призывника еще раз задуматься о целесообразности уклонения от «школы жизни». Нужно ли напоминать, что в России срок военной службы составляет всего 12 месяцев?

После того, как заявление о переводе на АГС будет удовлетворено, наверняка каждый претендент захочет узнать, что такое вакансии? Призывник не имеет право выбирать место своей работы. За него этим займутся сотрудники военкомата и представители администрации. Данные о вакантных местах, где можно пройти альтернативную службу, стекаются в единую базу. По закону, юношу должны отправить в другой регион, однако в реалии все обстоит иначе. Учитывая тот факт, что оплату проезда и проживания на себя должно взять государство, поступает негласное распоряжение предоставить человеку возможность, чтобы он проходил АГС в родном городе.

Государственная служба подразумевает работу на социально значимых предприятиях, организациях, объектах. Полный перечень востребованных профессий достаточно большой. Можно отметить, что обычно юноши востребованы в медицинском учреждении, в строительстве, сфере обслуживания, в офисе. Всего в списке более ста профессий, поэтому ожидать вакантного места не приходится. Все виды деятельности абсолютно идентичны в правовом аспекте и не дают гражданам дополнительных привилегий.

Узнай: Какие вопросы освещает дисциплинарный устав ВС РФ

Положительные моменты

Еще одна веская причина низкой популярности АГС заключается в сложившихся стереотипах о том, что после ее окончания граждане ущемлены в правах относительно бывших военнослужащих. Можно с уверенностью заявить, что это всего лишь людское мнение, повлиять на которое закон не в силах. Но с правовой точки зрения, лица, проходящие альтернативную службу, приравниваются к военнослужащим. Кроме этого, АГС дает ряд преимуществ:

  • На протяжении всего срока юноши получают хоть невысокую, но стабильную зарплату.
  • Предоставленная работа считается официальной, и стаж будет добавлен к общему трудовому.
  • Официальное трудоустройство подразумевает соцпакет, это значит, что гражданин получает право на отпуск и выплату больничного.
  • Трудовая неделя с пятью рабочими днями.

Некоторые юноши отказались от альтернативной службы под гнетущим действием распространенных слухов, содержание которых заключается в том, что с таким послужным списком нельзя будет устроиться в МВД или в другие силовые структуры.

Проанализировав различные источники, мы столкнулись с вполне логичными рассуждениями некоторых экспертов. Суть заключается в том, что гражданин при подаче заявления ссылался на неприятие оружия, силовых методов, насилия. Такие структуры, как МВД, ФСБ явно противоречат внутренним убеждениям граждан, поэтому считаются недоступными. Однако в законе не указано никаких ограничений, поэтому служба в полиции вполне доступна для гражданина, прошедшего АГС. Не будем лукавить, выбор всегда остается за работодателем, и попасть на работу мужчине с армией за плечами гораздо легче.

В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о порядке прохождения
альтернативной гражданской службы

I. Общие положения

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Прохождение в Российской Федерации альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы.

3. Особенности организации и прохождения альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

5. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.

6. Сроки альтернативной гражданской службы установлены:

а) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - 42 месяца, в том числе окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 21 месяц;

б) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, - 36 месяцев, в том числе окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 18 месяцев.

7. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

а) прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

в) время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

г) время отстранения от работы по причине алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

8. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

9. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, выдается соответствующее удостоверение.

Основным документом учета прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является учетная карта.

Формы бланков удостоверения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - удостоверение), и учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - учетная карта), порядок их заполнения и выдачи утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Бланки удостоверения и учетной карты изготовляются по заказу Федеральной службы по труду и занятости и рассылаются в военные комиссариаты.

II. Организация альтернативной гражданской службы

10. Организация альтернативной гражданской службы - комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

11. Организация альтернативной гражданской службы включает в себя следующие мероприятия:

а) организация учета граждан:

подавших заявление в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

в отношении которых призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принято решение об отказе в такой замене (с указанием причины отказа);

в отношении которых призывной комиссией принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу;

проходящих альтернативную гражданскую службу, в том числе в целях ее организации и прохождения в период мобилизации, военного положения и в военное время;

б) подготовка перечней видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено ее прохождение;

в) принятие решений по вопросам участия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации альтернативной гражданской службы;

г) подготовка плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

д) подготовка предложений по расходам на альтернативную гражданскую службу, предусматриваемым в проекте федерального бюджета на соответствующий год;

е) координация и анализ деятельности по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу;

ж) направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

з) контроль убытия граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы, их прибытия, прохождения службы и увольнения с нее;

и) перевод граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при необходимости из одной организации в другую;

к) профессиональная подготовка (переподготовка) при необходимости граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;

л) увольнение граждан с альтернативной гражданской службы;

м) контроль исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, в которых граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

н) обеспечение исполнения нормативных правовых актов в области альтернативной гражданской службы, обобщение практики их применения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;

о) иные мероприятия, осуществляемые в области альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

III. Направление граждан

на альтернативную гражданскую службу

12. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом и настоящим Положением.

13. Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - заявление) в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

14. Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявление на общих основаниях.

15. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

16. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

17. Военный комиссар представляет на заседании призывной комиссии информацию о количестве зарегистрированных заявлений и предложения о порядке и сроках их рассмотрения.

18. Председатель призывной комиссии утверждает график заседаний призывной комиссии по рассмотрению заявлений.

19. Военный комиссариат путем вручения повестки извещает гражданина, подавшего заявление, о необходимости явиться на заседание призывной комиссии, на котором рассматриваются заявления или решается вопрос о направлении его на альтернативную гражданскую службу, на медицинское освидетельствование, а также для получения предписания на убытие к месту прохождения этой службы.

Вручение повестки осуществляется под расписку работником военного комиссариата либо по месту работы (учебы) гражданина руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу работником организации, либо ответственным за военно-учетную работу работником органа местного самоуправления не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки гражданина на соответствующее заседание призывной комиссии, на медицинское освидетельствование или для получения предписания.

20. Оповещение лиц, указанных в заявлении, и обеспечение их явки на заседание призывной комиссии, на котором рассматривается это заявление, осуществляются самим гражданином.

21. Гражданин, явившийся на заседание призывной комиссии, должен иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий.

22. Заявление гражданина рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

23. Председатель призывной комиссии контролирует явку граждан на заседание призывной комиссии, а в случае их неявки выясняет ее причины.

Гражданин, не явившийся на заседание призывной комиссии, на котором должно было быть рассмотрено его заявление, вызывается на заседание повторно.

24. Призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает решение об отказе в такой замене (с указанием причин отказа) на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина и лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином и военным комиссариатом, а также дополнительных материалов, запрашиваемых призывной комиссией от организаций и физических лиц.

25. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, а при запросе дополнительных материалов - в 2-месячный срок.

Заседание призывной комиссии считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей ее членов.

Заключение (решение) выносится (принимается) большинством голосов участвующих в заседании членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

26. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если:

а) он нарушил установленные срок и (или) порядок подачи заявления;

б) характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в) в заявлении гражданина и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

г) гражданин дважды вызывался и не являлся на заседания призывной комиссии без уважительной причины;

д) ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

27. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при документальном их подтверждении являются:

а) заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

28. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование в сроки, определенные военным комиссариатом, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

29. Решение о направлении гражданина, признанного по результатам медицинского освидетельствования годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

Председатель призывной комиссии объявляет гражданину решение о направлении его на альтернативную гражданскую службу. По требованию гражданина ему выдается копия указанного решения.

30. Граждане, в отношении которых призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а также граждане, не прибывшие без уважительных причин на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении их на альтернативную гражданскую службу, подлежат призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

31. В установленный военным комиссариатом срок гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану Федеральной службы по труду и занятости.

32. Предписание выдается гражданину под расписку вместе с удостоверением и учетной картой, заполненными в установленном порядке.

В предписании военного комиссариата указываются организация, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, и срок прибытия в эту организацию.

33. Для обеспечения проезда граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу, к месту ее прохождения военные комиссариаты выдают им воинские перевозочные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

34. Военный комиссариат в день выдачи гражданину предписания уведомляет организацию, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия.

IV. Особенности направления

на альтернативную гражданскую службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами

35. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, в установленные пунктом 13 настоящего Положения сроки подают заявление в военный комиссариат по месту жительства в порядке, определенном главой III настоящего Положения.

К заявлению указанные граждане кроме документов, перечисленных в пункте 16 настоящего Положения, прилагают документы, подтверждающие их принадлежность к коренному малочисленному народу, ведение ими традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

36. При рассмотрении заявления гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, призывная комиссия удостоверяется в том, что этот гражданин действительно относится к коренному малочисленному народу, который включен в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, и на который распространяется действие Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.

37. Граждане, относящиеся к коренному малочисленному народу, в отношении которых призывная комиссия вынесла заключение о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов в порядке, определенном главой III настоящего Положения.

Если указанные граждане до направления их на альтернативную гражданскую службу работали в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов, они могут в соответствии с решением Федеральной службы по труду и занятости направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в эти организации.

V. Прохождение альтернативной гражданской службы

38. Гражданин, направленный в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан прибыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата.

Если гражданин не прибыл в организацию в установленный срок, руководитель организации немедленно уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация.

39. По прибытии в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

а) предписание;

б) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

в) удостоверение и учетная карта;

г) проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

д) трудовая книжка, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;

е) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

ж) документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии).

40. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

41. Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

42. Трудовая деятельность гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

Обращения и жалобы гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, по вопросам прохождения этой службы рассматриваются должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация (далее - должностное лицо).

43. Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках.

За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляются двое суток отдыха.

Отдых предоставляется гражданину, как правило, по окончании этих мероприятий.

44. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведен из одной организации в другую. Основаниями для перевода являются:

а) ликвидация организации;

б) сокращение штатной численности организации;

в) производственная необходимость;

г) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;

д) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;

е) иные случаи (по решению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

45. Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

В представлении приводится обоснование необходимости перевода в другую организацию и может содержаться предложение о переводе гражданина в организацию, подведомственную указанному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

46. Федеральная служба по труду и занятости доводит решение о переводе гражданина из одной организации в другую до соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны эти организации.

На основании указанного решения федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, из подведомственной организации которого переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, издает приказ о переводе гражданина.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, в которую переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, уведомляет эту организацию о принятом Федеральной службой по труду и занятости решении.

47. Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и территориальный орган по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости - о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.

Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Проездные документы для проезда гражданина на новое место службы приобретаются учреждением федеральной государственной службы занятости населения по месту службы гражданина по заявке организации, из которой он переводится.

48. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан прибыть в организацию, в которую он переводится, в срок, указанный в предписании.

Если в установленный срок гражданин не прибыл в организацию, ее руководитель немедленно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация, а также в территориальный орган по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости.

49. По прибытии в организацию для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы гражданин должен предъявить работодателю документы, перечисленные в пункте 39 настоящего Положения.

50. Работодатель, к которому гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, в 3-дневный срок с момента получения информации от работодателя о заключении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, уведомляет об этом Федеральную службу по труду и занятости.

Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

Время нахождения гражданина в пути подтверждается проездными и другими документами и засчитывается в срок его альтернативной гражданской службы.

Работодатель проставляет в учетной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию.

51. Отпуска предоставляются гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

52. Продолжительность отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

53. При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Для обеспечения проезда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при использовании ими ежегодного оплачиваемого отпуска к месту их жительства и обратно работодатель приобретает и выдает им проездные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.

54. По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (при этом гражданин предоставляет работодателю документы, подтверждающие основания для продления отпуска).

55. При возникновении периодов времени, которые в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения не могут быть засчитаны в срок альтернативной гражданской службы гражданина, работодатель уведомляет об этом должностное лицо и представляет ему копии документов, подтверждающих наличие таких периодов.

На основании представленных документов должностное лицо издает приказ, в котором определяет период, не засчитанный в срок альтернативной гражданской службы гражданина.

Приказ должностного лица доводится до работодателя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

VI. Увольнение с альтернативной гражданской службы

56. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

а) по истечении срока альтернативной гражданской службы;

б) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

57. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом.

58. Представление к увольнению готовится и направляется должностному лицу работодателем.

В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы.

59. К представлению к увольнению прилагаются:

а) служебная характеристика;

б) копия учетной карты;

в) копия трудовой книжки;

г) документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы, - для гражданина, подлежащего увольнению по истечении срока службы;

д) документы, подтверждающие периоды альтернативной гражданской службы гражданина, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом его работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (при наличии таких периодов);

е) заключение военно-врачебной комиссии - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

ж) заверенная в установленном порядке копия решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об избрании (назначении) гражданина членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием (назначением) его членом Совета Федерации;

з) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом Государственной Думы;

и) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

к) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

л) заверенная в установленном порядке копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с вступлением в законную силу указанного приговора;

м) заявление гражданина о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, - для гражданина, имеющего право на досрочное увольнение по такому основанию в соответствии с Федеральным законом.

60. Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за 2 месяца до истечения этого срока.

Дата увольнения гражданина по этому основанию указывается в приказе должностного лица.

61. Представление к увольнению в связи с признанием гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе направляется работодателем должностному лицу в 3-дневный срок со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

62. Представление к увольнению в связи с избранием (назначением) гражданина членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования направляется работодателем должностному лицу незамедлительно.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы со дня его избрания (назначения) на соответствующую должность.

63. Представление к увольнению в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, наказания в виде лишения свободы направляется работодателем должностному лицу в 3-дневный срок со дня получения уведомления об этом.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

64. Представление к увольнению в связи с возникшим правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом направляется работодателем должностному лицу в 3-дневный срок со дня подачи гражданином заявления о досрочном увольнении с подтверждающими это право документами.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня подачи им заявления.

65. Гражданин, умерший в период прохождения альтернативной гражданской службы, считается уволенным по этому основанию со дня, следующего после дня смерти, а гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда.

66. Приказ должностного лица об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы должен быть издан в 2-недельный срок со дня получения представления к увольнению.

67. Приказ должностного лица доводится до работодателя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

68. В соответствии с приказом должностного лица в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

Проездные документы для проезда гражданина, уволенного с альтернативной гражданской службы, к месту жительства приобретаются учреждением федеральной государственной службы занятости населения по месту службы гражданина по заявке организации, из которой он увольняется.

69. Работодатель обязан в течение

3 рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок после получения уведомления от работодателя сообщает о расторжении срочного трудового договора с гражданином, уволенным с альтернативной гражданской службы, в Федеральную службу по труду и занятости.

70. Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в 2-недельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

При постановке на воинский учет удостоверение и учетная карта сдаются в военный комиссариат.

Поделиться: