52 фз об обязательном страховании. Кого из запасников призовут в армию по новому указу путина

19 марта 2018 года Путин подписал указ о призыве запасников в 2018 году на военные сборы . Эти учения будут длиться не более двух месяцев, а направлены они на «обновление и подтверждение» навыков запасников.

Обычно на военные сборы призываются те люди, которые являются необходимыми в данный момент специалистами. Их навыки проверяются, они проходят дополнительное обучение, которое позволяет повысить их квалификацию.

В указе президента говорится о том, что в 2018 году граждане, пребывающие в запасе, будут призваны на военные сборы, которые пройдут в Вооружённых силах РФ, органах государственной охраны и органах ФСБ. Стоит сразу отметить, что этот указ является для Путина ежегодным, так что уже не первый раз проходят военные сборы запасников.

Сколько человек призовут?

Обычно на военные сборы призывается относительно небольшое количество человек – не более 5000. Для проверки навыков и их улучшения берут специалистов востребованных военных профессий.

Даты проведения

Когда будут военные сборы запасников в 2018 году – решается совместно с органами исполнительной власти российских субъектов. На текущий момент даты проведения военных сборов ещё не определены.

Кого могут призвать?

Под призыв могут попасть люди, которые проходили службу в частях вооружённых сил (служили в армии, проще говоря), а также те, кто окончил в своём ВУЗе военную кафедру и те, кто был освобождён или получил отсрочку до 27 лет.

Если гражданин РФ за последние два года уже был призван на военные сборы, то его в этот раз не вызовут – делать это можно лишь один раз в три года максимум.

Кого призывать не могут?

Есть такие запасники, которые точно не будут призваны на военные сборы в 2018 году. Это женщины, сотрудники органов безопасности, педагоги, студенты ВУЗов, сотрудники ВС России, служащие авиа- и жд-транспорта, отцы трёх и более несовершеннолетних детей, экипажи флотов в плавании, граждане, которые прошли альтернативную гражданскую службу. Разумеется, чиновники (высших рангов) также не могут быть призваны. При этом, депутаты могут быть призваны, но чисто формально – в 2017 году для них был подготовлен однодневный курс боевой подготовки.

Как проходят?

Призванные специалисты, обычно во время учений, например, «Восток-2018», снимают с хранения военную технику, подготавливают её, выводят на полигон, выполняют приказы и поставленные командиром задачи, возвращают технику и обслуживают её.

Президент России Владимир Путин подписал указ о призыве россиян, находящихся в запасе, на военные сборы в 2018 году. Соответствующий документ был опубликован на официальном портале правовой информации. Что такое военные сборы, зачем они нужны, и кому «грозят», стоит ли опасаться призыва, и что ждет уклонистов, - в разборе Федерального агентства новостей и в комментарии военного эксперта.

Указ о военных сборах

В указе Владимира Путина говорится: «Призывать в 2018 году граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооруженных силах России, в органах государственной охраны и органах Федеральной службы безопасности».

В документе уточняется, что сроки военных сборов будут согласованы с органами исполнительной власти субъектов федерации и с Минобороны России, сообщает «Газета.ру» .

Что такое военные сборы

Военные соборы - это один из видов воинской обязанности граждан Российской Федерации. Военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе.

Как часто объявляют военные сборы

Указы о проведении в России военных сборов президент подписывает ежегодно. В прошлом году аналогичный указ Владимир Путин подписал 20 апреля. Максимальный срок проведения военных сборов как правило составляет два месяца.

Кого могут призвать на сборы

Как правило, на сборы призывают тех, кто имеет отношение к военной службе. Есть возрастные ограничения, которые зависят от присвоенного резервисту разряда.

Обычно на сборы призывают мужчин от 22 до 40 лет. Минобороны не разглашает количество граждан и регионы, откуда их будут призывать. Также не сообщается, на обладателей каких воинских специальностей будет распространен призыв - эта информация является служебной.

Могут ли призвать тех, кто не служил в армии

Да, граждане не служившие срочную службу, могут быть призваны на военные сборы. Согласно закону, в запас зачисляются лица, как прошедшие военную службу по призыву, так и окончившие военные кафедры, освобожденные от военной службы или имевшие отсрочки от призыва до 27 лет.

Не призывают на военные сборы граждан, которые признаны временно негодными или негодными к военной службе.

Также на военные сборы не призывают женщин, педагогических работников, учащихся и студентов всех форм обучения, а также тех, у кого трое или более детей.

Также на сборы стараются не призывать тех, кто проходил альтернативную службу из-за пацифистских убеждений или лиц, которые сумеют доказать, что не могут служить по политическим или религиозным убеждениям. Как правило, военные комиссариаты идут навстречу таким гражданам и освобождают их от сборов.

Как гражданин узнает о призыве на военные сборы

На военные сборы граждане вызываются повестками военного комиссариата установленного образца. Повестка должна быть вручена гражданину лично в руки под подпись. Приглашения по почте, по телефону, через родственников законом не предусмотрены.

Ранее в Госдуму были внесены поправки к закону о воинской обязанности, согласно которым призывники, не получившие повестку в период призыва, обязаны самостоятельно явиться за ней в комиссариат. Эти поправки еще не приняты, но в любом случае на военные сборы они не распространяются.

Что будет за уклонение от сборов

В отношении «уклониста», получившего повестку, но не явившегося без уважительных причин к месту сбора, могут быть приняты необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов, в том числе с привлечением полиции.

За неявку на сборы без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Уголовной ответственности за уклонение от сборов не установлено. Уголовную ответственность влечет только уклонение без уважительных причин от призыва на военную службу, но не от призыва на военные сборы.

Это заболевание или увечье гражданина, связанное с утратой трудоспособности; болезнь, тяжелое состояние или смерть близких родственников; а также другие причины, которые будут признаны уважительными призывной комиссией или судом.

Стоит ли «прятаться» от военных сборов

Надо сказать, в России к военным сборам граждане относятся более лояльно, чем к призыву на срочную службу. Резервистам по месту работы сохраняется средний заработок, и многие не прочь на два месяца отправиться «партизанить» («партизаны» - народное название резервистов).

Для некоторых резервистов сборы - это способ на законных основаниях немного отдохнуть от работы и семейной жизни, в этом россияне вполне в русле мировых трендов.

Например, в Израиле, где к военной службе относятся чрезвычайно серьезно, военные сборы - крайне популярное мероприятие. В Израиле срочную службу проходят и мужчины, и женщины, а вот сборы - прерогатива исключительно мужчин. Все прошедшие срочную службу военнослужащие-мужчины, как рядовые, так и офицеры, до достижения 45 лет ежегодно призываются на сборы на срок до 45 дней. Уклоняться от сборов там не принято.

В 2018 году на месяц раньше, чем в предыдущих. сайт выяснил, кто из запасников может подлежать призыву, какие есть возрастные ограничения для призыва и что будет, если не явиться в военкомат без уважительной причины.

Александр Буров.

Кого могут призвать на военные сборы в России?

Получить повестку на сборы может каждый российский гражданин, находящийся в запасе. Как правило, призывают тех, кто уже служил.

Самые востребованные военные профессии, по которым есть шанс повторно попасть в армию - это специалисты войск связи, ракетных войск и артиллерии, мотострелковых, береговых войск ВМФ, железнодорожных и инженерных подразделений.

Тех, кто не проходил срочную службу, тоже могут призвать на военные сборы. Согласно закону, в запас зачисляются лица, окончившие военные кафедры, освобожденные от военной службы или имевшие отсрочки от призыва до 27 лет.

Как рассказали в пресс-службе Центрального военного округа, Минобороны пока не разглашает, сколько человек призовут и из каких регионов. Также пока не сообщается, каких воинских специальностей это коснется.

Анна Зайкова

Кого не призывают на военные сборы?

На военные сборы не призывают женщин, педагогических работников, учащихся и студентов всех форм обучения, а также тех, у кого трое или более детей. Также стараются не призывать тех, кто проходил альтернативную службу из-за пацифистских убеждений или лиц, которые сумеют доказать, что не могут служить по политическим или религиозным убеждениям.

До какого возраста гражданин подлежит призыву на военные сборы?

Есть возрастные ограничения, которые зависят от присвоенного резервисту разряда.

Скриншот consultant.ru

Сколько времени занимают военные сборы?

Максимальный срок - два месяца. Военные сборы проводятся ежегодно.

Как проходят военные сборы?

В ходе сборов резервисты повышают свою квалификацию в теории. На практике они изучают новшества военной профессии.

Запасник обязательно проходит медобследование. По его результатам принимается решение - годен резервист к сборам или нет.

Анна Зайкова

После медкомиссии военкомат отправляет запасников в воинские части, где их ставят на довольствие и выдают обмундирование. Кормят резервистов в солдатской столовой. Режим дня не отличается от режима солдата-срочника.

Как призывают на военные сборы?

Граждан вызывают повестками военные комиссариаты. Они вручаются лично в руки. Призываемый гражданин должен расписаться на корешке. В повестке указано когда и куда должен явиться призывник, а также причина вызова - для прохождения военных сборов.

Сколько платят за военные сборы?

Во время прохождения сборов резервистам гарантированно выплачивают средний заработок по месту работы. А Минобороны выдает денежное содержание, зависящее от должности. Для рядовых и сержантов это 2−6 тыс. рублей, а для офицеров - до 25 тыс. рублей.

Анна Зайкова

Что будет, если запасник не явится в военкомат?

Уважительными причинами неявки по повестке являются:

  • заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья близких родственников либо участие в их похоронах;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Анна Зайкова

Что грозит за неявку на военные сборы?

В случае неявки без уважительных причин резервиста могут доставить к месту сборов принудительно. При необходимости привлекают полицию. Полиция вправе оштрафовать нарушителя по ст. 21.5 КоАП РФ(«Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету»). Размер штрафа варьируется от 100 до 500 рублей.

Уголовной ответственности за неявку на военные сборы нет.

Как узнать, подлежу ли я призыву на военные сборы?

По вопросу призыва на военные сборы надо обратиться в отдел военного комиссариата по месту жительства(пребывания).

Сложная экономическая ситуация в стране, которая пришлась на 90-е годы, не могла не отразиться на состоянии вооруженных сил. Это низкого уровня социальное обеспечение военного, устаревшая техника, отсутствие квалифицированных кадров в числе высшего руководства, наличие горячих точек. Начиная с рубежа веков, Президентом был выбран курс на модернизацию армии. В то время 25-летняя программа казалась такой недоступной, а сегодня она уже подходит к концу.

К сожалению, в сознании граждан изменения к лучшему происходят с гораздо меньшей скоростью, поэтому доля призывников, старающихся обойти службу стороной, еще довольно велика. Этот мотив и становится причиной необычайной заинтересованности вопросами организации призыва на срочную службу и на сборы офицеров запаса, призывного возраста и предельного возраста для резервистов.

Причины для организации сборов

Срочная служба не может снабдить армию личным составом в полном объеме. В долевом соотношении при ведении боевых действий на одного солдата приходится один военнослужащий из офицерского или сержантского состава. Это говорит о том, что в мирное время необходимо поддерживать в тонусе военное ремесло, тактические навыки командного состава, оттачивать умения и навыки не только действующих офицеров, но и пребывающих в запасе.

Ежегодный призыв граждан на военные сборы позволяет повысить квалификацию специалистов по военно-учетным специальностям, актуализировать навыки запасников, полученные при прохождении срочной службы и потерянные по причине технической модернизации армии. К тому же, само время становится поводом периодически освежать в памяти знания.

Кого по закону могут призвать

На последнем этапе организации сборов поименный список задействованных военнообязанных составляется по согласованию с органами местной власти, поэтому нельзя предугадать наверняка, призовут или нет. Можно лишь оценить вероятность, но для этого придется рассмотреть некоторые положения из закона о военной службе, определяющие, кто подлежит призыву на сборы:

  • Рядовые запаса, которые прошли срочную службу по призыву.
  • Граждане, имеющие отсрочку, но получившие военный билет после достижения 27-летнего возраста.
  • Офицеры запаса, уволенные из рядов ВС и состоящие в резерве.
  • Офицеры запаса, получившие звание после окончания ВУЗа, в котором проводилось обучение на военной кафедре.

Узнай: Как пишется характеристика на студента ВУЗа для военкомата

Заметим, что для участия в сборах нет требования наличия за плечами срочной службы в армии. Например, для последней категории граждан общий срок сборов будет засчитываться, как исполненная воинская обязанность. Отбор контингента проводится на основе востребованности кадров. Армейскую службу на сборах резервисты проходят как в вооруженных силах, так и в органах ФСБ или ФСО. С большой долей вероятности будут призваны граждане, которые имеют военно-учетную специальность или офицерское воинское звание.

Освобождение от сборов получают лица, имеющие ограничения по здоровью, или признанные негодными к службе во время прохождения медицинского освидетельствования. Не касаются учения и граждан, за которыми закреплена бронь предприятием или органами местной власти. Следующая категория освобожденных – педагоги. Семейные обстоятельства были и остаются уважительной причиной, чтобы не участвовать в указанном мероприятии. Только в отличие от освобождения по срочной службе, здесь гражданин должен иметь трех детей.

Обойдет стороной призыв на военные сборы и работников управленческого аппарата федерального и регионального уровня, служащих железнодорожного транспорта и авиации, сельскохозяйственных работников. Законное основание имеют студенты-очники, а также заочники во время сдачи сессии.

Как мы заметили, перечень всех исключенных категорий очень разнообразен. Теперь становится очевидной причина такого малого соотношения призванных к общему числу военнообязанных.

До какого предельного возраста гражданин считается резервистом

Второй по популярности вопрос, объединяющих всех лиц, давно живущих гражданской жизнью, определяет предельный возраст, при котором еще может прийти повестка на учебные сборы. Это и не удивительно, ведь каждый желает планировать свою деятельность, а, учитывая то, что большинство россиян обременены кредитами, штрафами, обязательствами по работе, делать перерывы подобно катастрофе.

Прежде чем озвучить конкретные показатели, обратим внимание на разрядность военнослужащих, которая определяет очередность призыва из запаса в военное время. Необходимость введения этого параметра продиктована различием в накопленных знаниях и опыте.

  • Первый разряд имеют граждане, которые прошли воинскую службу по призыву или по контракту. Вследствие того, что они представляют особую ценность для вооруженных сил, в случае мобилизации будут задействованы в первую очередь.
  • Второй разряд получают солдаты и офицеры, не имеющие реального военного опыта. Это те, кто получит билет после длительной отсрочки или выпускники военной кафедры.
  • Третий разряд старшим офицерам не присваивается, так как высший офицерский состав не может не служить.

Узнай: Кто считается уклонистом от армии, что грозит таким людям

Учитывая звание и разряд, определен крайний максимальный возраст для пребывания в запасе.

  • Рядовые, сержанты, прапорщики и резервисты, имеющие аналогичные звания ВМФ призываются до 35, 45 и 50 лет (по разрядам соответственно).
  • Звания младшего офицера позволит состоять на учете до 50, 55 и 60 лет.
  • Несколько увеличен порог для майоров и подполковников, его значения достигают 55, 60 и 65 лет.
  • Граждане, имеющие высшие офицерские звания, привлекаются вплоть до 70 лет.

Возникает непонимание, почему рядовой и полковник отличаются разными возрастными рамками? Разберемся, почему звание влияет на возраст, при котором происходит освобождение от призыва, ведь военные сборы, на первый взгляд, должны охватывать всех в равной степени. На самом деле все поддается логическому объяснению.

Великовозрастный боевой офицер представляет собой ценный кадр для вооруженных сил. Его ценность заключается не в том, что это боевая единица, а в опыте, который он может передать молодым командирам. Старшим офицерам, подлежащим призыву, предоставляют более комфортные условия. Именно этот фактор и позволил увеличить возраст. Такой расклад считается нормой и свидетельствует о том, что современная армия способна предоставить все необходимой для службы до 70 лет.

, от 21.04.2011 N 74-ФЗ , от 11.07.2011 N 208-ФЗ , от 19.07.2011 N 247-ФЗ , от 08.11.2011 N 309-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ , от 23.07.2013 N 251-ФЗ , от 04.06.2014 N 145-ФЗ , от 03.07.2016 N 227-ФЗ , от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

Статья 1. Объекты обязательного государственного страхования (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования

1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

родители (усыновители) застрахованного лица; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

подопечные застрахованного лица. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Статья 3. Дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Наряду с требованиями, предусмотренными Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для соискателей лицензии на осуществление обязательного страхования, соискатели лицензии на осуществление обязательного государственного страхования должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.";

Статья 4. Страховые случаи (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

инвалиду III группы - 500 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

3. Размер страховой суммы, применяемой страховщиком для расчета страховой премии, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Статья 6. Договор обязательного государственного страхования (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

1. Договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.

3. Договор страхования включает в себя соглашение о застрахованных лицах, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, о сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах выплаты страховых сумм выгодоприобретателю.

4. После заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке. При этом в уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, с приложением расчета страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах его размера.

Статья 7. Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию

1. Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Пункт 1 статьи 7 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части и ), 37 (части и ), 39 (части и ), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную, по имеющейся у него (сообщенной ему страхователем) информации, на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации - страхователю необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2018 N 24-П).

2. Информация о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования), о страховщике должна быть предоставлена страхователем гражданину при поступлении его на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы, а также застрахованному лицу путем размещения на сайте страхователя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в местах, доступных для застрахованного лица, и в случае необходимости должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Страхователь обязан поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

2.1. Воинская часть, военный комиссариат, военно-медицинская и иная организация страхователя (далее - организация страхователя) обязаны уведомить выгодоприобретателей, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а при их отсутствии иных выгодоприобретателей о наступлении страхового случая, предусмотренного абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

3. В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев. (в ред. Федерального закона от 11.06.2008 N 86-ФЗ)

4. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Статья 8. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование

1. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

2. Обязательное государственное страхование лиц, прикомандированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органом исполнительной власти, от которого прикомандированы указанные лица. (в ред. Федерального закона от 11.06.2008 N 86-ФЗ)

Статья 9. Размер страховой премии и размер страхового тарифа (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

1. Размер страховой премии определяется на основе страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, и страхового тарифа, размер которого определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

2. Размер страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, определяется как произведение размера страховой суммы, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона с учетом требований абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и количества застрахованных лиц.

3. Изменение размера страховой премии осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором страхования, с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4. Порядок определения размера страхового тарифа, в том числе структура страхового тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядок обмена такими данными между страхователем и страховщиком устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

5. Включенные в структуру страхового тарифа и подлежащие возмещению страхователем расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования не могут превышать 6 процентов размера страховой премии.

6. Размер страхового тарифа, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, не подлежит изменению в течение срока действия договора страхования.

Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 208-ФЗ))

Статья 11. Порядок и условия выплаты страховых сумм

1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ , от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительствам Российской Федерации.

2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

2.1. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ от 02.07.2013 N 165-ФЗ

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Поделиться: