Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание

Бывший студент Родион Роман (бессмертное произведение)ович Раскольников - главный герой "Преступления и наказания", одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Роман (бессмертное произведение)ович - человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два "разряда" - на "высших" и "тварей дрожащих". Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье "О преступлении". Согласно статье, "высшие" наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество "тварей дрожащих". Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти "простые" люди нуждаются, по мнению Родиона Роман (бессмертное произведение)овича, в библейских заповедях и морали. "Высшие" - это "новые законодатели" для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого "законодателя" - Наполеон Бонапарт: "…настоящий властелин, кому все разрешается, - громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается".

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает "вошью", которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Роман (бессмертное произведение)ович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, "новому законодателю", преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Роман (бессмертное произведение)ович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не "тварь дрожащая". Для этого нужно "переступить" через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

В романе Родион Роман (бессмертное произведение)ович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Роман (бессмертное произведение)ович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Роман (бессмертное произведение)ович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим "обличителям". Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Роман (бессмертное произведение)ович уже "доведен до кондиции" - он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир - она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Роман (бессмертное произведение)овича - он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение - причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман "Преступление и наказание" классикой мировой литературы.

“Преступление и наказание” - роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раекольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о жизни, он создает теорию, по которой все люди делятся на два разряда: “тварь дрожащая”, или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, которые призваны повелевать первыми и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что все они преступники, то есть преступают ранее установленные законы. Развивая эту мысль, Раскольников утверждает, что они могут разрешить себе “кровь по совести”, если потребуется устранить мешающие препятствия.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Это ведет сразу к нескольким трагедиям: невольному убийству Лизаветы, о которой сказано мимоходом, что она постоянно беременна, смерти матери, узнавшей после суда, что сын - преступник, и к глубокому кризису в душе Раскольникова (“Я не старуху убил, я себя убил!”). Это главное развенчание теории. Вся античеловеческая сущность ее раскрыта Достоевским в сопоставлении преступления Раскольникова с преступлениями Лужина и Свидригайлова.

Лужин тоже вооружен своей теорией, расчетом, из которого следует, что если каждый будет сам заботиться о своем благополучии, то жизнь улучшится, настанет пора “всеобщего преуспевания”. Раскольников оспаривает эти выводы, утверждая, что тогда выходит, “что людей можно резать”. Здесь он наталкивается на противоречие. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, он чувствует близость своих убеждений с принципами этого человека.

То же самое происходит и во взаимоотношениях Раскольникова со Свидригайловым. Тот знает, кто убил старуху, и говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”. То есть, идя на преступление ради людей, Раскольников встал в один ряд с Лужиным, скрывающимся в Петербурге после какой-то аферы, и Свидригайловым, совершившим массу преступлений, продиктованных не теорией, а лишь испорченностью собственной натуры.

Свидрйгайлов, как и Раскольников, мучится своими преступлениями. Он кончает жизнь самоубийством, не выдержав сделки с совестью. А Раскольников не собирается этого делать. Даже признавшись в своем преступлении, он еще не разочаровался в теории. Кроме того, украв деньги, он никому не помог, а Свидригайлов делает это как бы вместо него: устраивает в приют детей Мармеладовых, завещает некоторую сумму Дуне и Соне. Благодаря этому Соня и смогла покончить со своим прошлым, поехать вслед за Раскольниковым на каторгу. И опять противоречие в теории: Раскольников хотел спасти детей Мармеладовых, а убивает, возможно, будущую мать, Лизавету. Хотел защитить сестру и Соню, а поднял руку против такой же беззащитной. Достоевский ставит этих трех женщин в один ряд. Значит, одно преступление ведет за собой другие. Прекрасной цели нельзя достичь дурными средствами.

Самым главным обвинением теории является сопоставление преступления Раскольникова с “преступлением” Сони. Она, переступив через свою честь, возвысила себя, потому что ее цель - помочь детям. А Раскольников, осуществив свой замысел, принес горе не только себе, но и любимым людям. Соня, несмотря на пережитые страдания, способна любить. Даже Свидригайлов испытывает глубокое чувство к Дуне, и это спасает его. Раскольников же смог полюбить только на каторге, когда отказался от своей теории. Для Достоевского, верящего в огромную животворящую силу любви, это очень важно. В эпилоге романа герой возрождается к новой жизни любовью, начинает понимать ложность своей теории. Последствия этой идеи, завладей она всеми людьми, обрисованы в последнем сне Раекольникова: мир превратился бы в “мировую язву” и вымер. Это ли не полное развенчание теории?

Уроки 5-6 (семинар)
"Теория Раскольникова и ее развенчание".
ГАЛИЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА.МБОУ СОШ 4 им.П.И.Климук Г.ЩЕЛКОВО.
Цели:
учащиеся должны:
знать суть теории Раскольникова, разбираться в ведущих мотивах преступления;
понимать мировоззрение Достоевского, предупреждавшего о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление идей и теорий;
уметь анализировать художественный текст.
Оборудование: презентация темы
Ход урока.
I. Беседа. Вопросы на первое восприятие теории Раскольникова.
Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
Ваша версия по поводу главной причины преступления Раскольникова. Мотивы преступления. (Нищета, желание помочь матери, сестре, другим лю-дям, "зрелище бедствий народных": Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей; у Раскольникова возникла идея, мысль об особых людях, которые смогут всех несчастных вывести на правильный путь, ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников пытается причислить себя к особым людям).
II. Выступление подготовленных групп учащихся. Комментированное чтение отрывков и анализ. Оформление записей в тетрадях.
1 группа:
1. Говорящая фамилия
Почему главный герой носит такую фамилию?
Как она помогает понять его характер?
Как вы считаете, прав ли исследователь, обративший внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: "Одно - исходит из толкования семантической части, как раскол - раздвоение, другое - выдвигает связь корня с расколом - раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством"?
Приведите аргументы в пользу каждого из возможных толкований.
2. Восстановите последовательность событий (удаленных по времени в том числе), которые предшествовали преступлению Раскольникова.
2 группа:
Какие чувства испытывает Раскольников к Мармеладову, Соне, матери, сестре, девочке на бульваре (ч. 1, гл. 2-4).
Почему убийству предшествует сон героя (ч. 1, гл. 5).
3 группа:
Вспомните содержание статьи Раскольникова (ч. 3. гл.5).
В чем суть теории "двух разрядов"? Что побудило героя создать такую теорию?
Как монолог Разумихина помогать понять идею Раскольникова?
Вопросы 3 группы, анализирующей отрывок (ч. 3, гл. 5), в котором Раскольников излагает содержание своей статьи ("Это совсем как у меня… и те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать").
К какому выводу пришел герой, размышляя над историей (Исторический процесс всегда осуществлялся на чьих-то странностях).
В чем суть теории героя, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи. Другие же должны стать своеобразным материалом).
К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, "тварь он дрожащая" или "право имеет").
Выступление подготовленных учащихся (индивидуальное задание)
Сжатый пересказ сцены подготовки к убийству (ч. 1, гл. 6-7).
Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы и Лизаветы.
Что несет обездоленным теория Раскольникова? (Уже в сцене убийства появляются своеобразные противоречия теории, развенчивающие ее. Убивает Лизавету, т. е. тех, ради кого задумана теория. Стихийность, неуправляемость).
Каковы же истинные причины преступления? (Весь класс анализирует отрывок из критических статей Н.Н. Страхова, Д.И. Писарева, В.В. Кожинова, В.Я. Кирпотина, В.В. Набокова о причинах преступления. Какая из этих точек учения более точно интерпретирует авторскую концепцию). Стр. 365 (учебник). Точка зрения Страхова Н.Н. и частично Набокова В.В.: " Распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так как он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств".
III. Итоговая беседа. Закрепление.
Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности.
Обращаемся к опорному конспекту: различные мотивы подтолкнули разночинца Раскольникова к убийству (назовите их). Но главной причиной была духовная незащищенность, атеизм, увлечение новым материалистическим взглядом на жизнь и стремление с этих новых позиций решать все социальные и нравственные проблемы. Но Раскольников, по словам следователя, натуру не сумел рассчитать, т. е. душу свою (а ее разночинцы во внимание не принимают) забыл, не учел, что не сможет жить спокойно с содеянным. Надеялся, что сможет, что "право имеет", но не смог. Бедность как причину убийства старухи отвергаем сразу, т.к. герой не воспользовался украденными вещами и деньгами. Да и сам он говорит: "Знаешь, Соня, … что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, … то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!" "Не для того, чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества". Что же привело героя к убийству? Мысль о праве сильной личности, "право имеющей", вершить суд над остальными, перекраивать жизнь человечества, делая ее по своему усмотрению более справедливый. И он решил проверить себя - кто он? Убийство - проба, самопроверка героя, способен ли он "переступить" через "привычные нормы" "тварей дрожащих", переступить через "кровь по совести". Теория Раскольникова, его преступление - бунт потерявшего духовную опору человека против несправедливо устроенного мира. Раскольников думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник. Какие же муки больной совести обрушиваются на преступника? (работа со схемой). Да, страшные последствия. Он болен, выброшен из жизни, не может обнять мать, сестру, просто радоваться человеческим радостям. Все изломано в преступнике задолго до уголовного наказания, хотя никто в убийстве его не подозревает. Родион стал злым, раздражительным, подозрительным. Духовный мир его обезображен грехом. Кто может сказать, забегая вперед, когда прекратятся его муки? (На каторге, через 1,5 года, в слезах понятия очистит себя несчастный убийца). Как опасны для людей и общества такие идеи, и такие безумцы, решающиеся на "пробу". Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: "Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее бы дело сделали".
Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшимися в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей. (Пример: революция 1917 г). Как же относится ко злу, несправедливости, бедам людским?
Домашнее задание:
1. Сочинение-миниатюра "Почему терзается и страдает Раскольников?" (Обратить внимание на двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает - душа болит, разъединен с людьми).
2. Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова (по плану, помещенному на учебном стенде).
1 вариант. Пересказ эпизода о Лужине.Ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); Ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым) ;Ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина и Дуней в Петербурге); Ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки)
2 вариант. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым: Ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове); Ч. 4, гл. 1,2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым). Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать).
3 вариант. В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения - главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность.

Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны - Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.

Жанровое своеобразие романа

Краткий пересказ говорит о том, что данный роман можно рассматривать как детективный. Однако это слишком узкие рамки для глубокого произведения Достоевского. Ведь помимо тщательного изображения картины преступления автор прибегает еще и к точным психологическим зарисовкам. Некоторые исследователи однозначно относят произведение к жанру идеологического романа, ведь на первый план выдвигается В романе "Преступление и наказание" о ней становится известно не сразу, лишь после убийства. Однако с первых же глав понятно, что герой не просто маньяк, его поступок подкреплен некими рациональными причинами.

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем - студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха - мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" изначально обречена на провал: она бесчеловечна.

Идея двойничества в романе

Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие - это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.

Критерий Лужин Свидригайлов Раскольников
Теория Жить нужно для себя, "возлюбить себя одного" Человеку все дозволено Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) - лишь строительный материал
Поступки

Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть

Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова

Убивает старуху-процентщицу и ее сестру

Выдвигает ложные обвинения против Сони

Отдал деньги сиротам Мармеладовым

Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара

Покончил жизнь самоубиством

Сознается в преступлении

Таблица показывает, что самый грешный из всех троих - Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.

Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная - теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку "вошью", говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.

Все, что происходит в романе, идею. Даже само поведение главного героя. Особую роль в романе также играют в частности последний сон о моровой язве, благодаря которому становится понятным, насколько губительна теория Раскольникова в романе на подобную тему не может обойтись без расшифровки этого сна. Если бы все считали так, как Раскольников, то мир давно бы рухнул.

Выводы

Итак, бесчеловечная теория Раскольниквоа в романе "Преступление и наказание" опровергается автором, который призывает людей жить по законам божиим. Никакие рациональные причины не могут оправдать убийство человека, каким бы он ни был.

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческой души. С присущей ему правдивостью и трагичностью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, страдающий за «униженных и оскорбленных».

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце ее наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».

На страницах романа автор подробно исследует теорию Родиона Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовалась давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Это высказывание является сутью теории Раскольникова.

По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные», обязаны жить в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать юридические законы, потому что они обыкновенные. Это «твари дрожащие», «материал», «не люди», как называет их Раскольников.

Другие же - «необыкновенные» - имеют право переступать закон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления именно потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них как о «собственно людях», «наполеонах», «двигателях истории человечества». Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить «себе подобных». А «сверхчеловеки» -это люди, имеющие «дар или талант», которые могут сказать в своей среде новое слово. «Первый разряд - господин настоящего, а второй - господин будущего», - говорит Раскольников.

Раскольников доказывает, что «необыкновенные люди» могут и должны «переступать законы», но только ради идеи, «спасительной для человечества».

Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников причислял заочно к «людям». Но ему нужно проверить это на практике. Тут и «подворачивается» старуха-процентщица. На ней он хочет проверить свой расчет, свою теорию: «Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».


Итак, не обладая необходимым материальным состоянием. Раскольников решает убить ростовщицу и получить таким образом средства для достижения своей цели. Но согласно теории героя романа, он имеет право «переступить», если исполнение его идей (спасительной, возможно, для человечества) потребует этого.

Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что преступление его будет совершено «во имя спасения человечества». Потом он признается: «Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель!..» Впоследствии он объясняет Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Он жаждал попасть в число тех, кому «все позволено»: «кто много посмеет». Вот последнее, определяющее его цель признание: «Не для того я убил, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Результат и средства преступления не совпали с высокими целями, которые он провозглашал. «Цель оправдывает средства», - вот казуистика Раскольникова. Но у героя не было такой правой цели. Здесь цель не оправдывает средства, а указывает на неправильность, негодность таких средств и результатов, как убийство. Теория Родиона Раскольникова сломалась, рухнула.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова. По мнению автора, вседозволенность страшна, антигуманна и поэтому недопустима.

Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», «чистокровных арийцев». «Люди делятся на «господ» и «рабов», - говорил он, - и господам - «сильным личностям», «сверхчеловекам» - все дозволено». Следуя такой теории, эти «сверхчеловеки» вправе не считаться с законом, с моралью, уничтожать и подавлять всех, кто становится на их пути. Позднее теория Ницше послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, бедствий всему человечеству.

Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне смог их переступить, по религиозным понятиям способен на все.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова, автор заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Писатель, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Поделиться: