Стадия проведения закупки у единственного поставщика. Единственный поставщик

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

    Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;

    Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

    Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

    заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

    заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

    Деятельность субъектов естественных монополий

    Указ или распоряжение Президента или Правительства

    Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся

    Мобилизация

    Закупка до 100 тыс. руб.

    Закупки государственного или муниципального учреждения культуры

    Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита

    Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты

    Организация мероприятия

    Поставка культурных ценностей

    Народные художественные промыслы

    Преподавательские или экскурсоводческие услуги

    Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти

    Вооружение и военная техника

    В случае аварии, ЧС

    Товары и услуги от предприятия УИС

    Обеспечение визитов глав иностранных государств

    Обеспечение деятельности объектов государственной охраны

    Управление многоквартирным домом

    Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение

    Ремонт нежилых помещений

    Направление работника в командировку

    Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии

    Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком

    Закупки ЦИК

    Оборудование для инновационных площадок

    Банковская гарантия для бюджетного учреждения

    Средства разведывательной деятельности для внешней разведки

    Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ

    Сбор и обработка первичных статистических данных

    Информация баз данных

    Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью

    Воинские перевозки

    Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

    Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ

    Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах

    Орган исполнительной власти лечится за границей

    Осуществление государственной охраны

    Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС .

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Извещение нужно для закупок у едпоставщика, которые проводятся до июля 2019 года. Как считать срок его публикации: в календарных или рабочих днях, читайте в статье.

Когда необходимо размещение извещения у единственного поставщика по 44-ФЗ

Публикация извещения необходима не во всех случаях. Разместите документ, если закупаете у субъектов естественных монополий или по распоряжению президента, правительства и т.д. Также извещение понадобится для закупок работ по мобилизационной подготовке в РФ, не имеющего аналогов российского вооружения, услуг по обеспечению ресурсами, произведений авторов, печатных или электронных изданий.

Кроме того, извещение понадобится при закупках услуг по продаже билетов на культурные события, по авторскому контролю над разработкой проектной документации и т.д. Полный список смотрите в ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

С 1 июля 2018 года от публикации извещения о закупке у едпоставщика освободили федеральные органы власти в сфере обороны и обеспечения безопасности РФ, а также подведомственные этим органам МУПы и ГУПы. Кроме того, извещение не нужно публиковать, если информация о закупке относится к гостайне.

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Что включить

Извещение о закупке у единственного поставщика должно содержать сведения о заказчике. Включите название предприятия, адрес и контактные данные. Также необходимы краткие условия закупки: что именно закупается, в каком количестве или объеме, какие установлены сроки исполнения обязательств. Цена контракта - еще один обязательный элемент извещения. Укажите источник финансирования, ограничения для участников и размер обеспечения, если оно предусмотрено.

C начала августа, а точнее с 31 июля, когда вступило в силу новое правило, заказчики получили новые возможности, чтобы заключить контракт с едпоставщиком в облегченной версии. В такие контракты теперь можно не вписывать ответственность сторон, приемку, порядок оплаты и другие обычные пункты. Читайте, какие еще льготные условия появились в контрактах с пониженными требованиями и чем вы рискуете.

5 дней рабочих или календарных?

Срок публикации извещения составляет 5 дней. Зачастую у заказчиков возникают трудности с расчетом этого периода. Речь идет о календарный днях. Но рассчитывать срок необходимо с учетом особенностей, предусмотренных ГК РФ.

Самые провокационные ошибки в малых закупках

Мы собрали опасные ошибки заказчика, которые чаще всего выявляют контролеры в закупках у едпоставщика. Если заказчик заключает соглашение с единственным поставщиком, он минует конкурентную процедуру. На такие закупки контролеры обращают особое внимание, проверяют их тщательно и знают, где скорее всего заказчик нарушил закон. Расскажем про самые интересные нарушения на свежих практических примерах.

Изменения в размещении извещения

Законодатели внесли изменения в ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Из нее исключили первое, второе и третье предложения, посвященные случаям, когда заказчику необходимо размещать извещение о закупке у единственного поставщика. Ч. 3 указанной статьи в исправленном варианте гласит, что извещение в неконкурентных закупках не требуется вообще. Изменения внес Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ. Они вступят в силу с 1 июля 2019 года.Уведомление о закупке у единственного поставщика.doc

Контрактная система госзакупок, великая и ужасная, за пару лет своего существования начала становиться более-менее привычным явлением в деловой жизни страны. Про нее так или иначе знают почти все бизнесмены, да и работали с ней уже многие предприятия - как крупные гиганты, лидеры своих рынков, так и небольшие компании, которые производят и продают самые разные товары.

Одним из способов осуществления государственных закупок - и, пожалуй, самым простым способом, - является закупка у единственного поставщика. Давайте разберемся, что же это такое?

Что такое закупка у единственного поставщика?

Название говорит само за себя: такой вид закупки предполагает, что купить товар или услугу для государственных нужд можно напрямую у одного конкретного контрагента, без проведения аукционов или запросов котировок в нескольких конкурирующих компаниях. Бюджетная организация выбирает подходящую компанию - и заключает с ней договор напрямую. Конечно, это будет не простой договор купли-продажи, а специальная процедура, регулируемая ст. 93 ФЗ 44 о закупках . Но она все равно проще аукционов и конкурсов.

Плюсы такой закупки - это меньшие сроки проведения (в отличие от полноценных аукционов), упрощенные процедуры, экономия ресурсов и возможность заключить контракт с проверенной компанией, а не той, которая просто предложит лучшую цену.

Минусы - отсутствие конкуренции и, как следствие, невозможность снизить цены и, конечно, поле для злоупотреблений и привлечении к госзакупкам «своих» поставщиков.

Когда возможна закупка у единственного поставщика?

Закон «О контрактной системе» жестко устанавливает закрытый перечень случаев, когда такой вариант госконтракта в принципе возможен. И возможен он при соблюдении двух критериев - это, во-первых, сумма контракта, и во-вторых, совпадение вида поставки с одним из перечисленных в ст. 93 фз 44 случаев.

С суммой контракта все просто. Она не должна превышать 100 000 рублей - это максимальный допустимый по объем закупок у одного контрагента. Таким образом, мы видим, что закупки у единственного поставщика допускаются для относительно небольших поставок. Важное дополнение: общий объем таких контрактов у организации-покупателя не может быть больше 2 миллионов рублей или 5% от годового объема закупок, составляя при этом не более 50 миллионов руб.

Теперь разберемся с перечнем случаев, когда вообще такой контракт допускается. Этот перечень, повторим, закрытый - а значит все, что в него не включено, не может быть закуплено у единственного поставщика. Этот список состоит из 43 пунктов, но для удобства ознакомления мы можем его логически разбить на несколько категорий:

1. Случаи, когда предварительно проводились конкурентные процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.п.), и они по каким-то (а точнее, вполне определенным на законодательном уровне) причинам признаны несостоявшимися.

В этом случае процедура закупки у единственного поставщика имеет ряд нюансов, отличающих ее об общего порядка. В частности, в таких случаях контракт с единственным поставщиком должен быть заключен только на условиях, указанных в конкурсной заявке того самого несостоявшегося конкурса, и цена не может быть выше начальной цены конкурса. Также заказчику не нужно размещать уведомление на официальном сайте госзакупок, уведомлять контролирующий орган. Есть еще ряд аспектов, которые применяются в таких ситуациях - подробнее рекомендуем изучить пункты 24 и 25, а также части 2 - 4 статьи 93 и часть 5 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

2. Закупки, связанные с определенной сферой деятельности. Вот некоторые примеры, когда такие закупки можно делать именно у единственного поставщика:

  • закупка услуг по управлению многоквартирным домом;
  • приобретение нежилых помещений для государственных нужд;
  • закупки товаров, работ или услуг учреждениями культуры (предельная сумма дополнительно оговорена - в этом случае объем закупок 44 ФЗ ограничивает в размере 400 000 рублей в год);
  • проведение фестивалей, концертов и других культурных событий на основе приглашений;
  • закупка товаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лекарств на сумму до 200 000 рублей;
  • покупка военной техники, аналогов которой в России не производят;
  • покупка товаров у естественных монополий.

Это далеко не полный список случаев, когда контрагентом может выступать единственный поставщик - 44 ФЗ приводит их полностью, все сорок три, в пункте 1 статьи 93.

Какова процедура закупки у единственного поставщика?

Шаг первый.

На этом шаге необходимо:
  • Организовать проведение закупки: утвердить состав закупки, сроки, цены, разработать проект и издать соответствующий приказ.
  • Выбрать поставщика. Сделать это можно самостоятельно, но с обязательным учетом требований статьи 31 закона о закупках 44 фз - именно в ней устанавливает требования к тому, каким должен быть единственный поставщик.
  • Согласовать контракт. Согласование в данном случае имеет вполне определенный порядок. Он, как и всё, что связано со сферой госзаказа, также утвержден правовым актом. С мая 2015 года это - Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189.

Шаг второй.

Подготовка необходимых документов: проекта контракта с единственным поставщиком, отчета с обоснованием такой закупки. После этого необходимо разместить извещение о проведении закупки на официальном сайте.

Шаг третий.

Заключение контракта. В определенных случаях помимо подписания контракта требуется проверка обеспечения, предоставленного единственным поставщиком. В обязательном порядке она нужна, если закупка производится по итогам признания несостоявшимся конкурса или аукциона. Также требование обеспечения исполнения контракта может быть установлено в проекте контракта.

Шаг четвертый.

Уведомление контролирующего органа - ФАС России. Такое уведомление нужно делать не всегда, а лишь в некоторых случаях. Его можно делать в произвольной форме, но обязательно письменно (на бумаге - это важно!) и с учетом обязательных элементов, как-то: сведения о заказчике и поставщике, основания заключения контракта и сведения о нем.

В определенных случаях закон разрешает выбрать поставщика товаров для государственных нужд, не прибегая к долгой процедуре торгов. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ позволяет не только существенно сэкономить время, но и трудоресурсы, так как не нужно привлекать персонал к различным этапам конкурса или аукциона . Кроме того, риск подобных сделок сводится к минимуму, ведь заказчик, как правило, имеет дело с проверенным контрагентом.

Случаи закупки у единственного поставщика

Условия, при которых закон позволяет обойтись без конкурентной борьбы на торгах, хотя бы формальной, определены 93-й статьей закона № 44-ФЗ. Таких оснований в законе насчитывается более 50-ти, поэтому назовем лишь некоторые из них:

  • если заказчика интересует закупка товаров, услуг или работ на общую сумму, не превышающую 100 000 рублей;
  • если закупка потребовалась в связи с аварией, стихийным бедствием или иным форс-мажорным обстоятельством;
  • если товары закупаются у субъекта естественных монополий;
  • если заказчик нуждается в услуге по водоотведению, водоснабжению, газо- или теплоснабжению;
  • если открытый ранее конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся, и т.д.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика также охватывают приобретение вооружения российского производства, не имеющего аналогов (то есть его выпускает единственный отечественный производитель). Следует отметить, что почти во всех случаях, перечисленных в 93-й статье закона № 44-ФЗ, подобная бесконкурентная закупка является правом, а не обязанностью заказчика.

Для тех, кто готов воспользоваться «лазейкой», позволяющей закупать в определенной компании товары на сумму до 100 000 рублей, установлено ограничение: закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по этому основанию возможна до тех пор, пока не будет превышен определенный лимит (пп. 4 п. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) Он составляет либо 2 000 000 рублей в течение года (после достижения этой суммы безальтернативные закупки должны быть прекращены), либо 5% от совокупного объема закупок за год (но не больше 50 000 000 рублей).

Обоснование закупки у единственного поставщика

Закон требует от заказчика, осуществившего госзакупку у единственного поставщика, обосновать целесообразность подобной сделки. Документальное обоснование прикладывается к заключенному контракту. Его содержание должно объяснять, почему государственная организация сочла невозможными или невыгодными закупки на конкурентной основе.

Такое обоснование требуется не всегда. Необходимость его зависит от того, по какому основанию осуществлена безальтернативная сделка (п. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Например, если по контракту выполняются работы по мобилизационной подготовке, или понадобилось восстановить деревню, сгоревшую из-за лесного пожара, обоснование нужно, а если товары закупались у монополиста, то нет.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Данный закон устанавливает иные, более «мягкие» условия для закупок у единственного поставщика. Однако никаких противоречий с законом № 44-ФЗ у него нет, так как действие 223-го закона распространяется на узкий перечень государственных структур, среди которых:

  • компании с государственным участием более 50%;
  • государственные монополии и их дочерние подразделения;
  • унитарные предприятия особой важности;
  • организации, осуществляющие регулируемую деятельность (в сфере энергетики, газоснабжения, утилизации и т.д.).

Организации, попадающие под действие указанного закона, обязаны ежегодно разрабатывать Положение о закупках и публиковать его в Единой информационной системе госзакупок (ст.ст. 2 и 3.6 закона № 223-ФЗ). Этим документом определяется и осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также перечень случаев, когда они возможны.

Плюсы и минусы безальтернативных закупок

Любое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Таблица проиллюстрирует, к каким издержкам и преимуществам следует быть готовым заказчикам, осуществляющим закупки у единственного поставщика, исполнителя.

Плюсы

Минусы

Возможность сотрудничества с надежным, проверенным партнером.

Могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов.

Экономия времени и трудовых затрат.

Осуществление закупки у единственного поставщика обычно требует более значительных бюджетных средств, так как нет стимула снижать цену.

Быстрота и простота процедуры заключения контракта.

По причине отсутствия конкуренции, поставщик или исполнитель может недостаточно следить за качеством поставляемой продукции или выполняемой услуги.

Риск расторжения контракта минимален.

Широкий простор для возможных экономических злоупотреблений, когда контракты заключаются с «нужными», а не выгодными поставщиками.

" № 2/2017

Приводятся ответы на вопросы читателей, касающиеся применения норм закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

От читателей нашего журнала поступил ряд вопросов, касающихся некоторых аспектов осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб. (на профессиональном закупочном жаргоне такие закупки еще называют «стотысячными» или «стотысячниками»). Указанные закупки осуществляются на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В данной статье автор отвечает на эти вопросы.

Вопрос:

Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., обосновывать невозможность и нецелесообразность применения иных способов закупки?

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Однако на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона), данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, подобной необходимости в описанном случае нет.

Вопрос:

Необходимо ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., производить расчет и обоснование цены контракта?

В случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете цену контракта (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а следовательно, и произвести ее расчет. Но, как и в предыдущем случае, на закупки, размер которых не превышает 100 тыс. руб., данное требование не распространяется – они являются исключением из этого требования (ч. 4 ст. 93). Таким образом, производить расчет и обосновывать цену «стотысячника» не нужно (см. также письма Минэкономразвития России от 31.01.2017 № ОГ-Д28-1095, от 26.01.2017 № Д28и-191, от 10.05.2016 № Д28и-1307, от 05.05.2016 № Д28и-1217). Дополнительно отметим, что при осуществлении названных закупок и сам контракт не должен содержать расчета и обоснования цены контракта.

Вместе с тем обратим внимание, что законодательство требует обоснования цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае «стотысячных» закупок обоснованию подлежит не цена отдельного контракта, а общий годовой объем таких закупок (п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд , Письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 № Д28и-104).

К сведению:

Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

В силу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по контрактам, заключенным:

Разъяснения на этот счет представлены в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403.

Вопрос:

Обязательно ли при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размер которых не превышает 100 тыс. руб., применять типовые формы контрактов, предусмотренные Законом № 44-ФЗ?

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru, далее – ЕИС) должна в числе прочего содержать библиотеку типовых контрактов (типовых условий контрактов) (п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). На момент подготовки статьи (конец апреля текущего года) в ЕИС соответствующий раздел «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов» содержал семь типовых контрактов и одни типовые условия контракта (типовой контракт на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и т. д.).

Данные типовые контракты (типовые условия контрактов) разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности. Работа продолжается, так что соответствующий раздел в ЕИС будет наполняться и дальше. Поэтому сразу обратим внимание, что заказчикам необходимо постоянно отслеживать появление в ЕИС новых типовых контрактов (типовых условий контрактов), чтобы не «пропустить» появление документа, который касается осуществляемых названными заказчиками закупок.

Порядок разработки типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения установлены Правительством РФ (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее – Правила).

В Правилах содержится отдельная норма (пп. «б» п. 18), согласно которой типовые контракты (типовые условия контрактов) могут не применяться, в частности, при осуществлении «стотысячных» закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если необходимость применения типового контракта (типовых условий контракта) в данном случае не предусмотрена информационной картой типового контракта (типовых условий контракта). Поэтому ответ на заданный вопрос целиком зависит от того, что написано в информационной карте типового контракта.

Информационная карта составляется по установленной форме и в числе прочего содержит две позиции:

  • размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяется типовой контракт (типовые условия контракта);
  • иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.

Именно на них и нужно обращать внимание, разбираясь в каждой конкретной ситуации.

Например, в информационной карте типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств установлено, что данный типовой контракт применяется при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и никаких иных показателей для применения названного типового контракта не указано. А вот в информационной карте типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов (фрагмент см. ниже), несмотря на наличие абсолютно такой же нормы в отношении размера начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в позиции «иные показатели для применения типового контракта» установлено, что он применяется при цене контракта свыше 100 тыс. руб.

Поэтому в первом случае при осуществлении «стотысячной» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) применение типового контракта является обязательным, а во втором – нет. Обратим внимание, что во втором случае нельзя не отметить непоследовательность двух норм: с одной стороны, типовой контракт должен применяться при любом размере цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а с другой – только если цена контракта превышает 100 тыс. руб. Однако наличие последней нормы все-таки может служить основанием для того, чтобы не использовать типовой контракт.

Опять же, на момент подготовки статьи информационные карты всех размещенных в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контракта) (за исключением информационной карты указанного выше типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов) устанавливали необходимость их применения при любом размере начальной (минимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), без каких-либо дополнительных оговорок.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в случае отсутствия в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденных соответствующими федеральными органами, субъекты РФ имеют право самостоятельно разрабатывать и размещать в региональных информационных системах в сфере закупок типовые контракты (типовые условия контрактов), применяемые для обес­печения нужд субъектов РФ (ч. 7 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). При этом порядок разработки таких типовых контрактов (типовых условий контрактов), а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ч. 8 ст. 112) .

Но после утверждения и размещения в ЕИС типовых контрактов (типовых условий контрактов), утвержденными федеральными органами, эти «региональные» типовые контракты (типовые условия контрактов) уже не должны применяться (ч. 9 ст. 112). Получается некий «временный» вариант до появления в ЕИС федеральных типовых документов. Поэтому если в конкретном субъекте РФ имеются и действуют свои утвержденные региональные типовые контракты (типовые условия контрактов), то в соответствующих региональных нормативных правовых актах также могут содержаться те или иные правила применения данных типовых контрактов (типовых условий контрактов), в том числе в отношении «стотысячных» закупок. Отметим, что на момент подготовки статьи в Республике Крым и г. Севастополе имелся только один такой типовой контракт, обязательный к применению в случае закупки проектно-изыскательских работ по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года ».

Вопрос:

Считается ли закупкой у единственного поставщика в рамках Закона № 44-ФЗ приобретение сотрудником в магазине товаров на денежные средства в размере, не превышающем 100 тыс. руб., которые были выданы ему под отчет из кассы предприятия?

Согласно гражданскому законодательству от имени организации могут выступать не только ее органы в соответствии с законами, нормативными актами и учредительными документами, но и ее представители, которыми могут быть лица, действующие исходя из своих полномочий, следующих из обстановки (ст. 53, абз. 2 ч. 1 ст. 185 ГК РФ).

Сотрудник организации, получивший из кассы под отчет денежные средства и покупающий в торговой точке товары для нужд организации, является как раз таким представителем. Значит, если закупочная деятельность организации подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, то указанная закупка квалифицируется как закупка, совершаемая в соответствии с поименованным законом (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2014 № Д28и-385). Поскольку предельный размер наличных расчетов для организаций составляет 100 тыс. руб. , любая такая закупка будет относиться в контексте Закона № 44-ФЗ к «стотысячным» закупкам. Контракт в письменной форме при названных закупках может не заключаться (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2803).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Отметим, что в случае, когда , перешедшее на закупки по Закону № 44-ФЗ с 01.01.2017, заключило в 2016 году договоры еще по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ с оплатой в 2017 году, сум-ма данных договоров не учитывается в совокупном годовом объеме закупок по Закону № 44-ФЗ, так как эти закупки считаются осуществленными еще по Федеральному закону № 223-ФЗ.

Приложение к правилам.

Приложение 5 к Приказу Минпромторга России от 20.02.2016 № 467.

Приложение 2 к Приказу Минздрава России от 15.10.2015 № 724н.

См. сайты www.rks.sevzakaz.ru (г. Севастополь), www.zakupki.rk.gov.ru (Республика Крым).

См. постановления Правительства Севастополя от 26.06.2015 № 559-ПП «О Порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя, а также случаях и условиях их применения» и Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 505 «Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаев и условий их применения для обеспечения нужд Республики Крым».

Поделиться: