Содействие самоорганизации граждан по месту их жительства. Что нужно, чтобы создать тос На какой территории осуществляется территориальное общественное самоуправление

§ 7. Территориальное общественное самоуправление

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» от 6 октября 2003 г. подчеркивается, что местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации путем референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В статье 27 названного закона вводится понятие территориального общественного самоуправления как формы участия населения в местном самоуправлении.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения - муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами (п. 5 ст. 27).

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления (ст. 27).

Таким образом, под территориальным общественным самоуправлениемпонимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местногозначения непосредственно населением или через создаваемые им органытерриториального общественного самоуправления.

Правовой основой организации и деятельности территориального общественного самоуправления служат Конституция Российской Федерации (ст. 30, 130), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

В этой связи следует обратить внимание, во-первых, на то, что Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления дал определение понятию «территориальное общественное самоуправление» и установил, что порядок его организации и осуществления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление как один из важнейших институтов местного самоуправления неоправданно оставался недостаточно разработанным.

Вследствие этого, в ст. 56 ранее действовавшего закона 1995 г., установлено, что правовое регулирование территориального общественного самоуправления до принятия законов по данному вопросу субъектами Российской Федерации осуществляется в соответствии со ст. 80-86 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6. 07. 1991 года в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному Федеральному закону.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, регулирующие общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права, обязанности, функции, гарантии и другие вопросы.

Являясь частью системы местного самоуправления в Российской Федерации, система территориального общественного самоуправления может включать в себя различные формы, В том числе: собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

органы территориального общественного самоуправления - советы, комитеты микрорайонов, жилых комплексов, поселков, сельских населен пых пунктов, в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются; иные органы самоуправления населения по месту жительства - советы, комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.

Одним из ключевых элементов рассматриваемой системы являются органы территориального общественного самоуправления. В ст. 4 чакона г. Москвы о территориальном общественном самоуправления закреплено, что орган территориального общественного самоуправления (территориальная ой щи на и созданные ею органы) - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная, но инициативе граждан жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилищного комплекса, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению жителей соответствующей территории представительным органом местного самоуправления (п. 1 ст. 27).

Территориальное общественное самоуправление строится на следующих принципах:

а)широкое участие граждан и их объединений в выработке, принятии и
реализации решений по вопросам развития данной территории;

б)самостоятельность, предусматривающая создание органов территориальног общественного самоуправления, а также определение и обеспечение финансово экономической основы их деятельности;

в)выборностьоргановтерриториальногообщественного самоуправления, их подконтрольность и подотчетность населению;

г)открытый и публичный характер их деятельности;

д)законность;

е)сочетание местных интересов, интересов данной территории с интересами муниципального образования, региона и государственными интересами.

Компетенция органовтерриториальногообщественного самоуправления определяется их положением (уставом) с учетом полномочий, передаваемых им представительными органами местного самоуправления и местной администрацией. Представительные органы и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного

самоуправления.

В уставе территориального общественного самоуправления, как правило, указываются:

границы территории, на которой оно осуществляется; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;

срок полномочий органов территориального общественного самоуправления, наименование этих органов, их полномочия, порядок прекращения полномочий;

статус органов территориального общественного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу решений органов территориального общественного самоуправления; основания и виды ответственности органов и должностных лиц территориального общественного самоуправления; экономическая и финансовая основы территориального общественного самоуправления;

Вопросы, относящиеся к ведению территориального общественногосамоуправления, гарантии прав должностных лиц этих органов и иные положения об организации территориального общественного самоуправления, не противоречащие федеральным законам, законамсубъектов Федерации, уставу муниципального образования инормативным правовым актам органов и должностных лиц местногосамоуправления, а также порядок прекращения его деятельности,

В соответствии с Законом Московской области «О местном самоуправлении в Московской области» органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориальногообщественного самоуправления с их согласия. Однако органамтерриториального общественного самоуправления не могут передаватьсяполномочия по принятию правовых актов. Регистрация органовтерриториального общественного самоуправления осуществляется органамимуниципального образования в установленном порядке (Вестник Московскойобластной думы. 1996. № 8. С.27).

Устав территориального общественного самоуправления подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В уставах территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления, по:

а)сохранению и ремонту жилищного фонда;

б)поддержанию чистоты и порядка на данной территории;

в)охране земельных насаждений, водоема, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений иподдержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;

г)организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков;

д)оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей;

е)укреплению общественного порядка;

ж)защите прав потребителей;

з)оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;

и) поддержанию в надлежащем порядке состояния кладбищ и других

мест захоронения;

к) охране памятников истории и культуры,

л) правозащитной деятельности и другим вопросам.Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Их выборы могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях жителей соответствующей территории, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам в ходе муниципальных выборов на срок полномочий представительного органа муниципального образования либо на другой срок. Подготовка и проведение выборов производится открыто и гласно. Таким образом, в системе общественного самоуправления важное место отводится выборам. Путем выборов могут формироваться органы территориального общественного самоуправления, а также избираться должностные лица этих органов.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан на ТОС закреплено в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

  • 1. Законодательство устанавливает, что ТОС – это не публично-властный институт, а форма самоорганизации граждан. ТОС создается по желанию жителей.
  • 2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Тем самым решения ТОС не носят обязательного характера для органов местной власти.
  • 3. ТОС осуществляется на отдельных территориях муниципального образования.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Для создания ТОС на определенной территории логично в качестве обязательных определить следующие условия: 1) границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения; 2) на определенной территории не может быть более одного ТОС; 3) территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию; не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой.

Федеральное законодательство устанавливает общие требования к организации и деятельности ТОС. Непосредственно же порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Обязательными вопросами, которые должны найти отражение в уставе ТОС, являются: территория, на которой осуществляется ТОС; цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления ТОС.

Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС: регистрация устава ТОС и государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Регистрация Устава ТОС представляет собой действие уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляемое посредством внесения в реестр ТОС сведений об учреждении ТОС.

"ГОС может являться юридическим лицом, если это предусматривает его устав. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не устанавливает конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации для ТОС.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" выделяет следующие формы некоммерческих организаций: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Естественно, что в форме фондов или религиозных организаций ТОС создавать бессмысленно. Орган местного самоуправления, принимая муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок создания ТОС, не вправе обязывать ТОС устанавливать конкретную организационно-правовую форму. Однако оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация. Конечно, ТОС имеет полное право не регистрироваться в качестве юридического лица. Однако в таком случае ТОС не сможет в полной мере распоряжаться денежными и материальными средствами, что будет свидетельствовать о неполноценности ТОС.

Деятельность ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся: установление структуры органов ТОС; принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов ТОС; определение основных направлений деятельности ТОС; утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы ТОС осуществляют следующие полномочия: представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Например, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" официально зарегистрировано 42 ТОСа. Из них: в Верх-Исетском районе – 4; в Железнодорожном районе – 7; в Кировском районе – 6; в Ленинском районе – 8; в Октябрьском районе – 4; в Орджоникидзевском районе – 7; в Чкаловском районе – 6.

В целях развития ТОС в Екатеринбурге принято Положение о порядке проведения конкурса на муниципальный грант для территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 12.12.2006 № 97/33. Положение предусматривает, что одним из условий для получения муниципального гранта является следующее: ТОС создано и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, положениями, утвержденными городской Думой. Еще одним условием получения гранта является наличие у ТОС прав юридического лица.

Таким образом, ТОС является действенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Развитию ТОС способствуют и органы местного самоуправления, поскольку совместное сотрудничество органов власти и ТОС как раз и направлено на развитие местного самоуправления.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(см. текст в предыдущей редакции)

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

24 февраля по поручению губернатора Алексея Гордеева еженедельное оперативное совещание провел заместитель губернатора - руководитель аппарата губернатора и правительства Воронежской области Геннадий Макин. На совещании была заслушана информация о выполнении поручений федеральных органов власти и главы региона, обсуждалось обеспечение безопасности граждан при проведении спортивных соревнований, рассматривались другие вопросы.

Главной темой совещания стало выполнение поручения главы региона по развитию в Воронежской области территориального общественного самоуправления (ТОС). С докладом на эту тему выступил первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства области Андрей Марков. ТОС – это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. При этом органы ТОС не являются органами местного самоуправления. Как показало исследование общественного мнения, сегодня многие положительно воспринимают общественные инициативы и решительно настроены участвовать в них. Андрей Марков отметил, что целями развития территориального общественного самоуправления являются быстрое и результативное решение локальных, «мелких» проблем, реализация инициатив населения и потенциала волонтерского движения, обеспечение управления на основе «запросов снизу» и т.д. На сегодняшний день в области создано 690 органов ТОС в 29 муниципальных районах и городских округах, и уже есть немало положительных примеров их деятельности. Докладчик также сообщил, как планируется поддерживать ТОС. В работу будут приниматься только те инициативы, которые предложили жители, и само население готово личным трудом и иными ресурсами участвовать в их реализации. Местные инициативы должны быть отобраны общественниками и ими же контролироваться. При этом предлагается, что органы местного самоуправления смогут предоставлять для этого технику, инвентарь, материалы и др. Финансовая поддержка территориального общественного самоуправления предполагается на основе грантов, полученных через Ассоциацию «Совет муниципальных образований Воронежской области».

Глава администрации Воробьевского района Андрей Пищугин поделился опытом поддержки инициатив сельских поселений. Члены ТОС участвуют в реализации проектов по наведению санитарного порядка на придомовых территориях, оборудованию спортивных детских площадок, организации жителей села на работы по благоустройству парков и скверов, осуществлению контроля за работой уличного освещения, ремонту дорожного покрытия и т.д. Как сказал глава районной администрации, создание ТОС в Воробьевском районе позволяет проводить более точное планирование деятельности органов местного самоуправления с учетом мнений жителей района, более активно взаимодействовать с населением и своевременно принимать необходимые меры.

В продолжение темы председатель Молодежного парламента Воронежской области Артем Зубков говорил о необходимости активного вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность и деятельность социально направленных объединений. По его словам, создание системы ТОС поможет выявить активистов в молодежной среде, а им – реализовать свои инициативы. Также ТОС будут способствовать распространению лучших примеров общественного самоуправления. Кроме того, они помогут создать дополнительные каналы взаимодействия между общественностью, органами местного самоуправления и местным бизнесом.

Поделиться: