Пункт 3 статьи 65 ск рф. Теория всего

Новая редакция Ст. 65 СК РФ

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к Статье 65 СК РФ

1. Под осуществлением права понимается реализация возможностей определенного поведения, составляющих то или иное субъективное право. Оно включает возможность самому вести себя определенным образом, требовать от других субъектов гражданского права соответствующего поведения, а в необходимых случаях - обращаться за защитой в соответствующие государственные органы. Отказ от осуществления права не влечет прекращения права за исключением случаев, предусмотренных законом.

Осуществление права может совершаться как самим управомоченным лицом, так и его представителем. Оно может заключаться как в совершении единичного действия, так и ряда действий, а также в воздержании от действия.

В законодательстве закреплен принцип беспрепятственного осуществления субъективных прав. Однако при осуществлении права нельзя нарушать права других людей. Указанный принцип применяется и к семейным правам.

Требование о недопустимости нарушения прав других граждан обусловлено тем, что права различных субъектов в семейных отношениях тесным образом переплетены. Поэтому, осуществляя свои права, субъект должен осознавать, что другие лица (в том числе другие члены семьи) могут быть обладателями аналогичных или сходных прав, которые признаются и охраняются законом. Аналогичные нормы есть во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах".

Как следует из п. 1 комментируемой статьи, если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права. Так, родители могут быть:

а) лишены родительских прав ();

б) наказаны в административном порядке (ст. 5.35 КоАП);

в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

О лишении и ограничении родительских прав см. в и .

2. Во многих случаях у супругов могут быть различные взгляды на то, каким образом должно осуществляться воспитание детей. При осуществлении родителями своих прав и обязанностей могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. Это обусловлено тем, что реализация родительских прав осуществляется непосредственно каждым из родителей, исходя из различных социальных и экономических факторов, (таких, как образование, воспитание, материальная обеспеченность, состояние здоровья, принадлежность к определенному социальному классу и др.).

В п. 2 комментируемой статьи 65 Семейного кодекса России содержится правило, согласно которому органами, которые рассматривают споры, возникающие между родителями, являются органы опеки и попечительства и суд. При этом можно обратиться сразу в суд, минуя стадию рассмотрения дела органом опеки и попечительства. Однако очевидно, что суд при рассмотрении дела привлечет орган опеки и попечительства к участию в деле.

Комментируемый пункт указывает на необходимость учета при этом мнения детей. Это правило представляет собой конкретизацию идеи, заложенной в п. 1 ст. 13 Конвенции о правах ребенка, где сказано: "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией, может дать свои рекомендации, которые могут быть как в устной, так и письменной форме. Однако эти рекомендации не носят обязательного характера. Что касается рассмотрения дела судом, то в компетенцию суда не входит разрешение споров сугубо педагогического свойства, ибо он правомочен рассматривать только вопросы о месте проживания ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

3. Как уже отмечалось, возможны ситуации, когда родители ребенка проживают раздельно. Это возможно как при расторжении брака, так и в тех случаях, когда родители ребенка формально состоят в браке, но не живут вместе.

В таких случаях родители должны сами решить, с кем из родителей будет жить ребенок. Однако, если соглашения достичь не удалось, этот вопрос решается судом. Спор об определении места жительства ребенка может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода (в бракоразводном процессе) или после прекращения брака.

В ряде случаев после расторжения брака родители продолжают жить в одном жилом помещении в связи с невозможностью найти другое жилое помещение. В таких случаях суд должен воздержаться от рассмотрения дела по существу.

Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств (состояние здоровья родителя и ребенка, возможности ухода за ним, появление отчима (мачехи) и др.).

В этой связи п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров: а) интересы ребенка; б) обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ); в) возраст ребенка; г) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; д) нравственные и иные личные качества родителей; е) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; ж) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя); з) другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания одного из родителей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т.п.

Очевидно, следует прийти к выводу, что место, где ребенок зарегистрирован, на момент рассмотрения спора юридического значения не имеет, поскольку ребенок может быть зарегистрирован по месту жительства любого из родителей.

В п. 3 комментируемой статьи сделана отсылка на нормы гражданского процессуального законодательства. Речь, в частности, идет о п. 6.1 ст. 152 ГПК РФ , согласно которому при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

Особое внимание следует обратить на последний абзац п. 3 комментируемой статьи 65 СК, который был добавлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ. Суть нововведений заключается в том, что еще до рассмотрения дела по существу суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Наличие подобного нововведения обусловлено тем, что в последнее время был отмечен целый ряд случаев, когда один из родителей (обычно отец ребенка) создавал препятствия другому родителю в общении с ребенком до вынесения судебного решения о том, с кем из родителей будет находиться ребенок. В одних случаях ребенка просто прятали, а в других охрана просто не пускала другого родителя в дом, где находился ребенок.

Другой комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации

При решении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения.ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п.3 ст.65, ст.57 СК РФ).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семенного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

  • Вверх

Реализация правовых норм - главное в праве. Поэтому необходимо точно оговорить все реалии прав и ограничений в законе.

Кодекс не разрешает родителю, чьи интересы противоречат интересам ребенка, быть его представителем. Это правило имеет и более широкое содержание. Невозможно осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей - определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием, которых надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Так косвенным образом утверждается приоритет его интересов.

Статья содержит более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе: причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. Внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. В категорической форме запрещаются разной степени опасности для ребенка действия родителей - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна, досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью и учитывается при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

На родителях лежит ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. Имеются в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка.

Это может быть ответственность административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая и уголовная.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов и педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка. Необходимо при этом учесть мнение детей. Разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

Все споры между родителями по вопросам воспитания детей преодолеваются, как правило, самими родителями. Когда же им не удается достичь соглашения, оба родителя (один из них) вправе обратиться за помощью в органы опеки и попечительства или в суд.

Осуществление родительских прав составляет неотъемлемую часть жизни семьи. Когда же родители почему-либо живут по разным адресам, они сами определяют, при ком из них должен проживать ребенок. Главное - с кем из родителей ребенок будет находиться постоянно. Если родителям не удается достичь соглашения на этот счет, их спор рассматривается судом. При разрешении этого спора суду предстоит определить, кому из родителей отдать предпочтение, кто из них станет непосредственным воспитателем ребенка. При этом другой родитель не утрачивает вовсе своих прав и обязанностей. Он становится обладателем права на общение с ребенком, на участие в его воспитании, образовании, т.к. сам по себе факт раздельного проживания родителей ведет к неизбежному при этом фактическому ограничению родительских прав того из родителей, который живет от ребенка отдельно.

Определение места жительства ребенка при споре может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода или после прекращения брака. Никаких временных ограничений на этот счет не существует. Если, несмотря на спор, родители продолжают жить на общей площади, разрешение спора судом лишено смысла. Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств. Поэтому суд не вправе отказать в приеме искового заявления по той причине, что в свое время такой спор уже был предметом судебного разбирательства.

Суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто может обеспечить наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка. Качества матери и отца как воспитателей - важный критерий в определении судьбы заявленного иска. Но главное - чтобы решение суда соответствовало интересам несовершеннолетнего. Привязанность ребенка любого возраста к каждому из родителей, к обоим вместе - необходимое условие его надлежащего воспитания.

Отсутствие привязанности к одному из родителей в момент разрешения спора не может служить основанием для разрешения дела в пользу родителя, чьи качества как воспитателя превосходят таковые качества другого родителя. Если в семье несколько детей, делить их нежелательно, тем более, что они обычно привязаны друг к другу, образуют одну семью. Разрешение спора во многом зависит от возраста ребенка. Маленькие больше нуждаются в материнском уходе, подростку, как правило, больше нужны авторитет и помощь отца. При этом обязательно учитывается мнение детей. Характер работы родителей (длительные командировки, сменная работа, отсутствие свободного времени и т.п.) может затруднить семейное воспитание. Присутствие в семье лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка, - тоже далеко не безразличный для защиты его интересов фактор. Однако между степенью материальной обеспеченности одного из родителей или, наоборот, необеспеченности другого и качеством воспитания нет прямой зависимости.

Уровень материального положения каждого из родителей решающего значения не имеет и оценивается в совокупности с другими обстоятельствами. В качестве довода в пользу одного из родителей нередко приводят наличие у другого тяжелого психического заболевания. Когда же нет медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей, спор о месте жительства ребенка рассматривается на общих основаниях.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

О лишении и ограничении родительских прав, см. статьи 69 и 73 данного документа.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном закономпорядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к Статье 65 СК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления родительских прав. С одной стороны, законодатель предоставляет свободу выбора родителям способов и методов воспитания своих детей, не устанавливая, каким именно образом должны осуществляться родительские права, с другой — определяет ряд требований, которые следует рассматривать в качестве общих границ (пределов) осуществления родительских прав. Во-первых, прежде всего в соответствии с п. 1 комментируемой статьи осуществление родительских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов детей. Во-вторых, при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Законодатель исключил при осуществлении родителями своих прав способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей.

Наличие подобных ограничительных требований продиктовано тем, что реализация родительских прав основана на двух основополагающих принципах осуществления родительских прав, закрепленных в комментируемой статье: а) предмет основной заботы родителей — обеспечение прав и интересов детей; б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей исходя из интересов и с учетом мнения детей.

Действия родителей, совершаемые в рамках предоставленных им прав, но с нарушением пределов осуществления родительских прав, следует рассматривать как злоупотребление родительскими правами. В этой связи п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Следует отметить, что ответственность, применяемая к родителям, злоупотребляющим своими правами и действующим в ущерб правам и интересам ребенка, носит комплексный, межотраслевой характер, поскольку они могут быть привлечены не только к семейно-правовой ответственности, но и к иным видам юридической ответственности, предусмотренным рядом отраслей права. Так, в частности, родители могут быть:

  1. лишены родительских прав (см. комментарий к ст. 69 СК РФ);
  2. ограничены в родительских правах (см. комментарий к ст. 73 СК РФ);
  3. привлечены к административной ответственности (например, согласно п. 3 ст. 6.10 КоАП РФ, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ родителями влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.);
  4. привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, уголовная ответственность может быть предусмотрена в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательных работ на срок до 180 часов; исправительных работ на срок до одного года; ограничения свободы на срок до трех лет).

2. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая положения п. 1 ст. 61 СК РФ (см. комментарий к ст. 61 СК РФ), предусматривает, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что комментируемый пункт основан на одном из принципов семейного законодательства — разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (см. комментарий к ст. 1 СК РФ). Однако на практике, в силу различных жизненных обстоятельств, не всегда бывает так, что вопросы воспитания и образования ребенка решаются родителями обоюдно совместно. Например, другой родитель при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для обучения ребенка находится в длительной командировке, из которой возвратится только в начале учебного года. В таких случаях при решении вопросов о выборе способов и методов воспитания только одним родителем одобрение и согласие другого родителя предполагаются.

В то же время законодатель, учитывая ситуацию, когда супруги могут не достигнуть обоюдного согласия в решении вопросов воспитания и образования ребенка, предусматривает в п. 2 комментируемой статьи, что в случае разногласий между родителями они вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. При этом следует иметь в виду, как справедливо отмечается в юридической литературе, что к предмету семейно-правового регулирования относятся не все без исключения споры между родителями о воспитании детей, а только представляющие наибольшую значимость как для родителей, так и для детей и которые не могут быть разрешены без применения предусмотренной СК РФ судебной или иной процедуры <1>.

———————————

<1> Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 345.

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий, в частности: а) о фамилии, имени ребенка (п. 4 ст. 58 СК РФ); б) о назначении представителя для защиты прав и интересов ребенка (п. 2 ст. 64 СК РФ). Как правило, органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Однако следует иметь в виду, что разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.

Также споры, вытекающие из осуществления родительских прав, связанные с воспитанием детей, могут быть рассмотрены в судебном порядке, в частности: а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).

Споры данной категории дел рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен вопросу, связанному с определением места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей. По общему правилу место жительства ребенка при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Комментируемая норма не указывает форму заключения такого соглашения, поэтому можно сделать вывод о том, что оно может быть заключено как в устной, так и в письменной форме (простой или нотариально удостоверенной). Однако исходя из защиты прав и интересов ребенка, а также защиты прав родителей следует предположить, что такое соглашение целесообразнее заключать по аналогии с п. 2 ст. 66, т.е. в письменной форме (см. комментарий к ст. 66 СК РФ).

Решение данного вопроса об определении места жительства ребенка является очень важным, поскольку от этого зависит, в каком объеме родители, а особенно тот, кто будет проживать отдельно, в дальнейшем смогут осуществлять свои родительские права. Поэтому в случае отсутствия соглашения родителей о месте жительства ребенка спор между родителями может быть разрешен только судом по требованию любого из них. Следует отметить, что спор о месте жительства детей судом может быть рассмотрен как в период брака родителей, так и в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей. Причем, в соответствии со ст. 24 СК РФ, при расторжении брака, если будет установлено, что между супругами не достигнуто соглашение об определении места жительства ребенка или оно нарушает интересы детей, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

Принимая во внимание, что споры об определении места жительства ребенка являются наиболее сложными, поскольку каждый из родителей желает проживать совместно с ребенком, суд должен, во-первых, исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери по осуществлению своих родительских прав; во-вторых, из интересов детей и с учетом мнения детей. В этой связи п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 определяет критерии, которыми должен руководствоваться суд при разрешении подобных споров: а) интересы ребенка; б) обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ); в) возраст ребенка; г) привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи; д) нравственные и иные личные качества родителей; е) отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; ж) возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя); з) другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания одного из родителей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т.п.

С целью выяснения мнения ребенка по вопросу о том, с кем он желает совместно проживать — с отцом или матерью, ребенок может быть опрошен судом с учетом его возраста и развития. В этой связи п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 дает разъяснение, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства. Анализ судебной практики свидетельствует, что при разрешении споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей суды не всегда объективно оценивают мнение ребенка. Так, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции по иску о расторжении брака и определении места жительства ребенка, пояснил: суд не учел, что несовершеннолетний сын сторон достиг 11-летнего возраста и в беседе с представителем органа опеки и попечительства, а также в судебном заседании четко выразил свое желание проживать с отцом. Суд же, вопреки желанию несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, определил его место жительства с матерью, при этом не указал, в чем оставление его с отцом противоречит интересам ребенка, не учел и мнение органа опеки и попечительства о возможности определить место жительства ребенка с отцом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что оставление ребенка на воспитание отцу противоречит интересам ребенка, судом не установлено, между отцом и ребенком сложились более дружеские отношения, чем с матерью. Исходя из этого решение суда нельзя считать законным и обоснованным

Другой комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Под интересами детей имеются в виду не сиюминутные капризы и не любые желания ребенка. Под интересами детей следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать только в узком материальном смысле — как обеспечение определенного уровня жизни, или как просто не приносящую вреда психологическую атмосферу. Ребенок должен ощущать родительскую любовь и заботу, между ними должно быть взаимопонимание. Все вышеперечисленное итак является основным предметом заботы хороших родителей, но поскольку далеко не все родители в должной мере выполняют свои функции, закон еще раз констатирует, что же должно быть приоритетным в их жизни. Это нужно для того, чтобы при разрешении спорных и сложных ситуаций, в том числе и в судебном порядке, можно было апеллировать к данной норме и обеспечивать приоритет интересов ребенка законным образом. В тех же случаях, когда нарушение прав и интересов ребенка очевидно, родители несут ответственность в виде: лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ); ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ); привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК РФ основаниям (например, ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних; ст. 6.10 КоАП РФ — вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, систематическое употребление спиртных напитков, бродяжничество или попрошайничество; ст. 156 УК РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

При осуществлении родительских прав родители не только не должны нарушать права и интересы ребенка, но и не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Норма комментируемого пункта о том, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей, по сути, дублирует положения п. 1 ст. 61 СК РФ о равенстве прав и обязанностей родителей и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение. Законодатель, собирая воедино эти положения и еще раз их повторяя, тем самым фиксирует важность настоящих положений, их основополагающий характер.

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними (например, если один из родителей считает, что другой применяет недопустимые методы воспитания) вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает порядок определения места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке). Такой порядок устанавливается ими самостоятельно по обоюдному согласию. Однако при отсутствии согласия и невозможности самостоятельно договориться, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

При этом суд должен учитывать:

  • привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам и другим членам семьи;
  • возраст ребенка;
  • нравственные и иные личные качества родителей;
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
  • возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя);
  • другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Поделиться: