Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (Панкова О.Б.). О трудоправовом статусе лиц, замещающих государственные должности субъектов российской федерации К их числу относятся

На сегодняшний день государственные должности Российской Федерации представлены во всех ветвях власти и федеральных органах (институтах) с особым статусом.

Их исчерпывающий список представляет сводный перечень государственных должностей Российской Федерации , в которой вошли:

  • Президент РФ;
  • Председатель Правительства РФ;
  • Первый заместитель Председателя Правительства РФ;
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;
  • Заместитель Председателя Правительства РФ;
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ;
  • Министр РФ - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;
  • Министр РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ;
  • федеральный министр;
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ (в иностранном государстве);
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) РФ при международной организации (в иностранном государстве);
  • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ;
  • председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации ФС РФ;
  • член комитета (комиссии) Совета Федерации ФС РФ;
  • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ;
  • председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы ФС РФ;
  • председатель подкомитета комитета Государственной Думы ФС РФ;
  • член комитета (комиссии) Государственной Думы ФС РФ;
  • Председатель Конституционного Суда РФ;
  • заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;
  • судья Конституционного Суда РФ;
  • Председатель Верховного Суда РФ;
  • первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;
  • судья Верховного Суда РФ;
  • Генеральный прокурор РФ;
  • Председатель Следственного комитета РФ;
  • Секретарь Совета Безопасности РФ;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • Председатель Счетной палаты РФ;
  • заместитель Председателя Счетной палаты РФ;
  • аудитор Счетной палаты РФ;
  • Председатель Центрального банка РФ;
  • Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;
  • заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;
  • секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;
  • член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);
  • председатель федерального суда;
  • заместитель председателя федерального суда;
  • судья федерального суда;
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ .

Таким образом, в перечень вошло 44 позиции (часть из которых включает несколько должностей), из которых 41 позиция замещаются сегодня.

Остающиеся незанятыми не означает вакантность должностей, а лишь вариативность названия схожей по функциям должности, но с несколько отличным статусом.

Например, перечень государственных должностей включает «Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ» и «Министра РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ». Обе дают право лицу возглавлять Аппарат Правительства РФ, но в случаи наличия приставки «Заместитель Председателя Правительства РФ», ее обладатель находиться на более высокой ступени иерархии федерального государственного управления. Это дает ему возможности замещения другого Заместителя Председателя Правительства РФ при отсутствии коллеги, воглавления рабочих органов при Правительстве РФ, повышенный уровень социального обеспечения и заработной платы и др.

В настоящий момент в России замещена должность Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ, на которой с 2013 г. находится А в 2011-2012 гг. во главе Аппарата Правительства РФ был на должности Министра РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Помимо выше приведенных, необходимо еще несколько пояснений.

Часть должностей «обезличена», т.е. фактически приводится только общее наименование и место в системе государственного управления. В частности, в перечне государственных должностей имеется «федеральный министр», но в реальности в России никто на такой должности не находиться. Есть просто Министр РФ () и более 2-х десятков министров в конкретных областях (Министр обороны РФ, Министр экономического развития РФ, Министр финансов РФ и др.).

Еще более запутанная ситуация с судебными органами, т.к. перечень содержит лишь должности «председатель федерального суда», «заместитель председателя федерального» суда и «судья федерального суда», которые должны быть применены ко всем судам, за исключением Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Другими словами сюда подпадают военные суды, верховные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, районные, межрайонные, городские и иные суды. В действительности же каждый судья замещает соответствующую должность в конкретном суде. К примеру, председатель Московского городского суда, судья Пресненского районного суда города Москвы.

Среди должностей присутствует «руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ» (председатель регионального правительства, которым в большинстве субъектов федерации является глава региона), которого на роду своей деятельности и объему решаемых задач правильнее было бы отнести к государственной должности субъекта РФ. Но в силу выполнения региональными властями ряда федеральных функций и по ряду иных причин решено было отнести руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ к лицу, замещающую государственную должность Российской Федерации .

Немало трудностей вызывает правильность написания должностей, в особенности, что нужно (не нужно) писать с большой буквы. В верхнем списке приведено корректное (официальное) написание должностей. Единственное, в должностях, содержащих название страны (слова «Российская Федерации») приведена сокращенная форма «РФ». Например, Председатель Правительства РФ, а не Председатель Правительства Российской Федерации. Причины – сокращение объема и облегчение восприятия информации.

С государственными должностями субъектов федерации примерно та же ситуация. Иногда, им даже присущ больший динамизм. К примеру, в столице раньше к относилась ликвидированная должность Вице-мэра Москвы.

Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников - госслужащие и лица, замещающие государственные должности .
Думаю, что необходимо с этим разобраться - чтобы ясно представлять себе - что из себя представляет "РФ".
Итак - с госслужащими все более менее понятно - они служат государству.
Кто или что является у нас государством - это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство - это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного. Никто не будет отрицать, что в РФ классовое общество и на данный момент у нас осуществляется диктатура буржуазии, прикрытая демократией, всякими выборами, многопартийностью и прочим.
Гораздо интереснее с "лицами, замещающими".
Значение слова "замещающий" - я взял определение из бизнес-словаря, поскольку у нас кругом и всюду этот самый "бизнес"-

ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДИРЕКТОР
(alternate director) Лицо, которое может временно выполнять директорские обязанности при отсутствии директора компании.
Замещающий директор представляется на заседании совета директоров, если в уставе (articles of association) компании есть соответствующие положения и если другие директора согласны с тем, что данное лицо способно выполнить возлагаемые на него обязанности.

Уже становится интересно - "временно выполняющий обязанности при отсутствии директора" - не правда ли, интересная формулировка?
Получается, что все чиновники, которые замещают государственные должности - это временщики, поставленные на время отсутствия лиц, исполняющих обязанности.
Самый главный вопрос - кто эти лица? , где они находятся, кто реально управляет образованием "государство РФ"?
Список должностей, которые замещают временщики в отсутствие "хозяина" и разьяснение из Вики.

Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы ).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности:

Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
Председатель федерального суда
Заместитель председателя федерального суда
Судья федерального суда
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Как видите - все ключевые фигуры - это временщики, которые просто замещают кого то, которые являются исполнителями чьей-то воли. Но не "воли народа" - не питайте иллюзий.
Так что или кто является у нас "государством"?

В разделе Конституционное право на вопрос О государственных должностях и государственных гражданских служащих заданный автором Јахов лучший ответ это нет. гражданский служащий вобще не является гос служащим в то время как тот кто занимает гос должность им является.

Ответ от Ольга-Мария Представ.ПоЗак. [гуру]
"Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане)
на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации,
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации,
и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) .
2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба)
и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации) . "
"замещаются", как я поняла, должности установленные прямо Конституцией. На них выбираются или назначаются конкретные физические лица. (главы правительства РФ и субъектов РФ, например, министры, ..)
А "на должностях" работают по заключенному с ними трудовому контракту.


Ответ от Дмитрий [гуру]
Нет, не одно и тоже. Например, судьи. Они являются лицами, замещающими государственные должности, но никак не находятся на государственной гражданской службе.


Ответ от ІБГиО [гуру]
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
В любом случае, лица замещающие государственные должности, наравне с государственными гражданскими служащими несут государственную службу...


Государственные должности Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов .

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 1 января 2008 г. этот перечень включает следующие должности:

Президент Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации

Первый заместитель, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 684 (вступил в силу с 15 февраля 2007 г.) - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - Министр Российской Федерации

Федеральный министр

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве) - должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748 (вступил в силу со дня официального опубликования - Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 от 23 декабря 1996 г.)

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) - должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748 (вступил в силу со дня официального опубликования - Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 от 23 декабря 1996 г.)

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Судья - секретарь Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Генеральный прокурор Российской Федерации

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (наименование должности определяется законодательством субъектов Российской Федерации)

Председатель Счетной палаты Российской Федерации

Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации

Председатель Центрального банка Российской Федерации

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)

Председатель федерального суда

Заместитель председателя федерального суда

Судья федерального суда

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 г. № 1298 (вступил в силу с 1 февраля 1998 г.)

Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - Министр Российской Федерации - должность включена в перечень Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 231, исключена из перечня Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724.

государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.


Прохождение государственной службы: понятие, основные элементы.

Прохождение государственной службы – это система взаимосвязанных, взаимообусловленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Элементы прохождения государственной службы:

1) поступление на государственную гражданскую службу;

2) аттестация государственных служащих и перемещение по службе;

3) поощрение и льготы государственных служащих;

4) юридическая ответственность государственных служащих;

5) прекращение государственной службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Документы , предоставляемые на государственную гражданскую службу:

2) собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу не устанавливается:

1) для беременных женщин – гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с ликвидацией или реорганизацией государственного органа, или сокращения должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской служ- бы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы перечислены в ст. 33 ФЗ о гражданской службе. Служебные отношения могут прекращаться по соглашению сторон, по инициативе служащего, по инициативе нанимателя, по истечению срока контракта, по объективным обстоятельствам, названным в ст. 39 ФЗ о гражданской службе, при несоблюдении ограничений при поступлении.


Служебный контракт: понятие, содержание

1. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения граждан- ской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.

7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.


Основные права, обязанности, квалификационные требования к государственным служащим. Аттестация государственных гражданских служащих.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится. 15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы.

17. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских

Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (Панкова О.Б.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

Изучение законодательства субъектов Федерации и практики высших судебных инстанций РФ свидетельствует о наличии неопределенности (пробелов, коллизий и т.д.) в вопросе о правовом статусе (в том числе социальных гарантий) лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, а также муниципальные должности муниципальных образований, расположенных в границах субъектов Федерации.

Так, под государственными должностями субъектов Федерации понимаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В силу положений п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, указанным Федеральным законом не регулируется (не регламентируется она и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" государственным должностям субъектов Федерации посвящена лишь ст. 2.1, п. 1 которой определено, что перечень типовых государственных должностей субъектов Федерации утверждается Президентом РФ. Такой перечень утвержден Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации".

Под лицами, замещающими муниципальные должности, понимаются: депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. На основании ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Федерации.

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" исключает депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований из предмета своего регулирования, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Органы государственной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 6 ТК). При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

На территории Дальневосточного федерального округа во всех субъектах Федерации действуют законы о статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности, и гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно их положениям лицам этой категории повсеместно гарантировалось обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими государственной или муниципальной должности; в случае освобождения от замещаемой должности и выхода на пенсию за счет средств бюджета предусматривались единовременные и постоянные денежные выплаты в различных размерах, также предусматривались различные дополнительные отпуска и т.д.

Между тем, как уже указывалось, федеральное законодательство непосредственно не предусматривает для этой категории работников подобного рода гарантий, что не раз было предметом исследования Верховного Суда РФ по делам об оспаривании и признании противоречащими федеральному законодательству законов субъектов Федерации о статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Ввиду отсутствия четкого правового регулирования исследуемых отношений Верховный Суд по делам о соответствии (несоответствии) положений региональных законов требованиям актов, имеющих большую юридическую силу, применял положения ТК.

Так, Верховный Суд, основываясь на системном анализе положений трудового законодательства, неоднократно подчеркивал следующее.

Федеральным законом не предусмотрено, что на лиц, замещающих государственные и муниципальные (в том числе выборные) должности, не распространяются нормы трудового права, в частности, по вопросам порядка и оснований установления гарантий. Исходя из положений ст. ст. 164, 165 и 172 ТК соответствующие гарантии могут быть предоставлены исключительно на период выполнения полномочий, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 42-АПГ12-2 и многие другие).

Между тем Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 5 апреля 2013 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 7-П) признал положения ТК не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают право субъекта Федерации - при соблюдении требований Конституции РФ и федерального законодательства - устанавливать законом субъекта Федерации единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.

При этом вопрос о законности установления аналогичной гарантии иным лицам, замещающим государственные и муниципальные должности субъектов Федерации, имеющим схожую с депутатами региональных парламентов правовую природу, остался неразрешенным. Кроме того, отдельные выводы Конституционного Суда, носящие системообразующий характер, могут быть экстраполированы и на иные гарантии лиц этой категории. Федеральное же законодательство в полной мере ответы на указанные вопросы не дает.

Природа судебной власти делает невозможным выполнение ее функций в условиях правового вакуума. Поиск нормативной опоры для судебного решения с неизбежностью приводит ее к использованию в этом случае норм трудового законодательства. Проблема заключается в том, что суд "подбирает" нормы, необходимые ему для разрешения конкретного дела (конкретного вопроса).

Следуя логике права, исходя из трудовой природы исследуемого правоотношения, к другим его элементам также необходимо применять трудовые нормы (ведь специальных норм, регулирующих статус таких лиц, до сих пор нет).

Какие положения трудового законодательства уместно применить работодателю (если вообще можно назвать таковым термином законодательный орган субъекта по отношению к депутату, работающему на постоянной основе) к депутату в случае нарушения им трудовой дисциплины, в иной ситуации?

Верховный Суд РФ в Определении от 5 февраля 2014 г. N 74-АПГ13-37, вынесенном по делу о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 г. 865-3 N 631-1У "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики, республиканский закон) отказал заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления в следующей части.

Статьей 1 Закона Республики в качестве гарантий указанным категориям лиц, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, названы: право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, определенного с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, и ежемесячного денежного поощрения; пособия и компенсации при прекращении полномочий; обязательное государственное страхование; пенсионное обеспечение за выслугу лет; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с повышением квалификации. Статьей 2 республиканского закона предусмотрено предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день и за работу в условиях Крайнего Севера. Частью 2 этой же статьи закреплено, что ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого устанавливается муниципальным правовым актом, предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска и суммируется с ним. Помимо этого, выплачивается компенсация в размере назначенного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения до устройства на новое место работы в случаях: окончания срока полномочий; неизбрания на новый срок соответственно депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; досрочного прекращения полномочий.

Кроме того, Законом Республики Саха (Якутия) определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, исполняющего свои полномочия на непрофессиональной основе.

Удовлетворяя заявление о признании недействующими отдельных положений республиканского закона, Верховный суд Республики Саха (Якутия) исходил из вывода о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование принято с превышением полномочий, предоставленных субъекту Федерации.

Сославшись на ч. ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, абз. 4 п. 1 ст. 9, п. п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, суд указал, что субъект Федерации не вправе определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливать гарантии осуществления их деятельности, поскольку эти полномочия принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими самостоятельно за счет средств местного бюджета. Субъект Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации (абз. 6 ч. 1 ст. 8 БК РФ).

Руководствуясь ч. 2 ст. 6 ТК, суд отметил возможность принятия органами государственной власти субъектов Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лишь по вопросам, не отнесенным ч. 1 ст. 6 ТК к компетенции федеральных органов государственной власти. Суд счел, что вопросы, связанные с продолжительностью ежегодных основных и дополнительных отпусков, а также с предоставлением гарантий и компенсаций, о которых возник спор, составляют предмет ведения федеральных органов государственной власти и иным образом урегулированы ст. ст. 115, 119, 170, 321 ТК.

Верховный суд посчитал эти выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Статьей 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях и порядке, которые установлены этим Законом. В силу ст. 40 этого же Федерального закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Таким образом, делает вывод Верховный Суд РФ, субъектам Федерации не только не запрещается, но и предписывается осуществление правового регулирования по указанному вопросу. Аналогичные правовые предписания приведены в п. 4 ст. 86 БК. В п. п. 1 и 2 этой же статьи БК отражено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, оспариваемое регулирование не нарушает полномочия органов местного самоуправления на закрепление своими уставами размеров и условий оплаты труда, а также гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и не противоречит взаимосвязанным положениям Федерального закона N 131-ФЗ и БК.

Что касается положений ст. ст. 1 и 172 ТК, то они направлены на регулирование иных отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27 июня 2013 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 3 и 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК. В названном судебном акте обращено внимание на то, что реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, правовая природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. Следовательно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем. К числу материально-финансовых гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе относятся ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии, предоставляемые депутатам в течение срока их полномочий.

Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ N 7-П, при всех различиях в полномочиях, правах и обязанностях депутатов различных уровней предоставление депутатам, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий такой гарантии, как единовременная денежная выплата, направлено на обеспечение им дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам. В своем назначении единовременная денежная выплата вполне соответствует природе депутатского мандата, характеру профессиональной депутатской деятельности и призвана гарантировать конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, тем более учитывая, что депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, после прекращения их полномочий не гарантируется предоставление прежней работы (должности), а при ее отсутствии другой равноценной должности (работы) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Верховный Суд РФ 11 ноября 2015 г. оставил без изменения решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2015 г. по заявлению прокурора о признании недействующими отдельных положений Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 373-З N 759-III "О Главе Республики Саха (Якутия)". В соответствии с ч. 5 ст. 15 названного Закона Президенту Республики Саха (Якутия), вице-президенту Республики Саха (Якутия) и Главе Республики Саха (Якутия) после истечения срока их полномочий или досрочного прекращения полномочий, кроме случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливались некоторые социальные гарантии.

Анализируя материалы дела, суд пришел к выводу о том, что установление дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия), законным быть признано не может, поскольку не согласуется с установленными ст. ст. 31 и 33 БК принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов. Реализация указанных принципов выражается в недопустимости установления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.

Возможность установления лицам, замещающим государственные должности субъекта Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами. Бюджетным кодексом РФ определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, являющейся объективным показателем социально-экономического положения субъекта Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций.

Аналогичное решение было принято Верховным Судом РФ в рамках административного дела по заявлению прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области". Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам, проанализировав бюджетное законодательство Брянской области, отражающее основные показатели ее бюджета за период с 2006 по 2015 год, пришла к заключению, что регион относится к числу дотационных, в связи с чем ежегодно получает из федерального бюджета финансовую помощь. Показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются факторами, обусловливающими как нуждаемость региона в дотациях, так и их размер.

Суд также указал, что приведенные обстоятельства служат объективными критериями, подлежащими применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности, и их размера после прекращения государственной службы.

При этом Верховный Суд РФ сослался на мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в упомянутом Постановлении N 7-П о том, что законодатель субъекта Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Федерации и возможности его бюджета.

Таким образом, системный анализ имеющихся на сегодняшний день незначительных по объему регулирования норм федерального законодательства, применимых к лицам указанной категории, а также судебной практики свидетельствует о наличии как правоприменительной, так и законодательной проблемы.

Необходим четкий правовой механизм, определяющий статус (права, обязанности и гарантии) таких субъектов права.

Нельзя признать допустимой ситуацию, когда одни и те же вопросы разрешаются на протяжении долгих лет противоречивым образом. Государственный аппарат посредством организации деятельности прокуроров по опротестованию правовых норм, их оспариванию в суде, рассмотрению, пересмотру судебных дел и т.д. расходует на эти цели значительные ресурсы.

Поделиться: