Предмет правового регулирования отрасли конституционного права. Образовательный портал - все для студента юриста

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.


1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

Другие особенности.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права - совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

Императивные методы:

Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

Диспозитивные методы:

Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

5. Источники конституционного права как отрасли российского права.

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

Конституция РФ.

Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Законодательство субъектов РФ.

Судебные решения.

Иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

6. Система конституционного права как отрасли российского права.

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

Конституционно-правовые институты, такие как:

Институт основ конституционного строя.

Институт основ государственного устройства.

Институт государственной власти.

Институт местного самоуправления.

Институт основ правового статуса личности.

Институт гражданства РФ.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Конституционное право как наука изучает конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты.

Как учебная дисциплина оно основывается на данных науки.

По словам А.Н. Кокотова, именно конституционное право осуществляет постановку целей для национального права, общеправовое целеполагание, закрепляет базовые для всех отраслей права ценности.

Конституционное право России как отрасль права весьма многогранный феномен.

В этом аспекте конституционное право характеризуется, во-первых, в качестве составной части национальной правовой системы нашей страны.

Следует уточнить, что национальная правовая система, будучи комплексной правовой категорией, отражает, по мнению большинства ученых, правовую сторону организации общества , целостную правовую действительность, предназначение которой состоит в отображении основных правовых явлений, существующих в конкретном административно-территориальном или национально-государственном образовании, их взаимных связей и отношений с основным, главным компонентом данной системы — правом в его нормативном закреплении.

Во-вторых, конституционное право Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия , охраняются права и свободы человека и гражданина , а также учреждается в этих целях определенная система государственной власти , основанная на принципе «разделения властей ».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека , чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие.

Но необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своим гражданам в свободе, превращается в тоталитарное.

Обеспечение баланса свободы народа и власти государства — главная задача и смысл конституционного права России.

Здесь довольно плодотворно используются результаты научно-теоретических и проблемно-практических исследований.

Вместе с тем многие, в том числе видные теоретики государства и права , отмечают наличие кризисных явлений в государствоведении.

Одной из основных причин концептуальных тупиков в науке конституционного (государственного) права является отсутствие релевантных методов научных исследований, следствием чего явились существенные смысловые и терминологические трактовки.

Сложились также смысловые разночтения между изменившейся информационной картиной мира и наукой конституционного права.

Однако, как известно, кризисы являются необходимой предпосылкой возникновения новых теорий и новых методологий.

По определению Н.А. Богдановой, методология науки конституционного права — это область знания данной науки, представляющая собой теоретическое объяснение оснований и принципов познания ее предмета и предлагающая логические способы и приемы исследования с целью формирования объективного, всестороннего, системного конституционно-правового знания.

Потребность в новых подходах в юриспруденции опосредует новые образовательные стандарты для юридических вузов.

Важно, чтобы новая генерация правоведов и государствоведов, не игнорируя классические методы науки конституционного права, учитывая системную взаимосвязь методов научного познания, смогла предложить более эффективные и правильные решения актуальных проблем современного государственного строительства.

Конституционное право России прочно переплетено с государственно-политической практикой.

Властные отношения задевают человека, его права и свободы, сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения.

Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет, под которым понимается совокупность общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.

Уяснение вопроса о предмете конституционного права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих черт, свойственных его нормам и институтам, специфики правового регулирования , а также влияет на правоприменительную деятельность.

К предмету конституционного права относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в политической, экономической, социальной, культурной, иных сферах.

В своей совокупности они образуют своего рода фундамент сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют их строение и принципы функционирования.

Названные отношения имеют характер системообразующих, обеспечивающих целостность общества, его единство как упорядоченной, действующей и развивающейся структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений: а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства); б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается: 1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования; 2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества.

Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода. Рассмотрим их более подробно:

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления , форму государственного устройства , принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности , гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя ».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство , принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности.

Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми. 3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства.

Эти отношения также составляют предмет конституционного права. 4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами.

В обществе это выражается через систему органов государственной власти и .

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления ; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти , порядок их образования; формы деятельности.

Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство , систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком (обществом) и государством.

Конституционно-правовые нормы и институты

По определению Ю.А. Тихомирова «конституционная норма — это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще.

Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм.

По справедливому мнению В.О. Лучина, «все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения.

Это единство обусловлено их ролью и местом в механизме правового регулирования ». Специфика конституционных норм характеризуется:

В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативно-правовой акт , обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе , — Конституция Российской Федерации.

5. Особым механизмом реализации. Уточним, что реализацию права понимают как «соблюдение его норм государством и обществом в целом, государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями»; как социальное поведение субъектов права , в котором воплощаются предписания правовых норм; как форму практической деятельности по осуществлению прав , выполнению обязанностей.

Верно подчеркивается также, что «без реализации право утрачивает свой социальный смысл». Реализация конституционных норм: — обусловлена тем, что они определяют весь уклад государственно-правовой и общественно-политической жизни общества; — не сводима лишь к правомерному (законопослушному) поведению; — требует социально-правовой активности; — осуществляется на нескольких уровнях, определяемых рамками конституционных отношений (органы государства либо непосредственно применяют нормы конституции, либо на основе конституционных норм принимаются соответствующие законы) и всех иных правоотношений (конституционные нормы действуют совместно с отраслевым законодательством); — обнаруживается в различных формах, связанных или нет с конкретными правоотношениями; — осуществляется разными способами (средствами), в числе которых соблюдение и исполнение, использование и применение конституции; — связана с функциями конституции (учредительной, правонаделительной, охранительной, иными); — зависит от волеизъявления субъектов конституционного права, деятельности государственных органов и волеизъявления третьих лиц.

Таким образом, реализация конституционных норм имеет много общего с аналогичным процессом отраслевых норм, но ей присущи и свои специфические черты, известная сложность, связанные с особым положением конституционного законодательства в национальной правовой системе, своеобразием содержания и формы его предписаний, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения.

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены.

Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные.

Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы).

Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы , политические партии).

Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод , в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях — трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам.

На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание.

Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление .

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы.

Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.

Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов.

К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т.п.

Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям.

К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, 59 (ч. 1)), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.

В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ)).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст, 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). 6. По назначению в механизме правового регулирования.

Различают процессуальные и материальные нормы.

Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108).

Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности.

Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений.

В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя , основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом их классификации.

В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Конституционно-правовые отношения, их субъекты

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные.

Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства).

Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения.

С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений — материальные и процессуальные.

В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий, т.е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Во-первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых — права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт .

Именно с него начинается реализация правовой нормы.

Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство , депутаты, органы государственной власти и т.д.).

Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума , выборов депутатов Государственной Думы , Президента РФ .

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане , и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

Источники конституционного права: понятие и виды

Формами в этом случае выступают правовые акты.

В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции России определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения воли народа; в ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция РФ — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина , всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих исходные положения конституционного права, базу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации.

Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов (например, ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, п. "д" ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118 Конституции РФ) и федеральных законов (например, ч. 2 ст. 70, ч. 2 ст. 67, ч. 4 ст. 75, ч. 4 ст. 81 Конституции РФ).

Они различаются по юридической силе; предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; порядку принятия; возможности применения в отношении них Президентом РФ отлагательного вето.

В качестве источника конституционного права России выступают правовой акт в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 2 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»), а также законы, действовавшие в РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в части, ей не противоречащей (ч. 2 Заключительных и переходных положений Раздела второго Конституции РФ).

Таким образом, к источникам конституционного права относятся такие законы, как, например, Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом России (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти »), Советом Федерации (например, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»), Государственной Думой (например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 января 2000 г. № 1-Ш ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), Правительством РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти »).

Источником отрасли являются регламенты палат Федерального Собрания РФ, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти .

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете от 12 июня 1992 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация от 22 ноября 1991 г.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства , провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации , относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам, поскольку последние обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта РФ.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, принятые его законодательным (представительным) органом, постановления, принятые органами исполнительной власти, иные нормативные акты .

К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления , содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры : внутригосударственные публично-правовые (в их числе Федеративный Договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти конкретного субъекта РФ, которые предусмотрены ч. 3 ст. 11 федеральной Конституции) и международные договоры , которые в качестве источников конституционного права определены самой Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 46, ч. 2 ст. 67 и др.) (например, Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 г.) и др.).

Судебные решения также являются источниками конституционного права, особенно акты Конституционного Суда РФ , действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ от 26 июля 1994 г.

Решения (постановления, определения, заключения) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления , предприятий , организаций, должностных лиц и граждан, вступают в силу немедленно и обжалованию не подлежат.

В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области», Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. № 145-0. «По жалобе гражданина Андреева Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ».

К источникам конституционного права относят также решения референдумов, проводимых в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

В частности, результаты референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, проведенных в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе; Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» послужили основанием образования таковых — Пермского и Красноярского краев соответственно.

Система конституционного права России и его место в системе национального права

Применительно к институтам, нормы которого определяют системы государственной власти и системы местного самоуправления, можно указать на следующие особенности: 1) это нормы прямого регулирующего действия, реализующиеся в конкретных правоотношениях; 2) в качестве субъектов выступают органы государства и местного самоуправления в их статусе народовластия ; 3) большая часть норм устанавливается на основе Конституции РФ в актах текущего законодательства, определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности; 4) для норм этого института характерно специфическое соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого субъекта Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей придает определенной группе норм качество элемента отрасли.

Характеристика системы конституционного права предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли.

Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем месте стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности.

Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, определяют необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти, определяют национально-государственные и государственно-территориальные образования в Российской Федерации.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции.

Система отрасли предопределяется объективными факторами, но она формируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли.

Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики общественных отношений.

Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.

В системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм.

Система отрасли, как и система Конституции, не есть нечто застывшее.

Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.

Конституционное право России — ведущая отрасль права Российской Федерации.

Такая его роль обусловлена важным значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Все отрасли права основывают на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права.

Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Это выражено в тех положениях, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения полномочий между их различными уровнями.

5. Существенная реорганизация федеративного устройства России.

Россия, которая всегда определялась как федерация, являлась таковой преимущественно по способу организации территории, но не власти.

Поэтому законодательно закрепляются новые принципы федерализма, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно — необходимый уровень самостоятельности ее субъектов.

Вместе с тем конституционная формула российского федерализма не избежала ряда недостатков, осложняющих процесс укрепления государственности.

6. Переход к рыночной системе хозяйствования.

Конституционно закреплено многообразие форм собственности , равная защита со стороны государства всех ее форм, но сам рынок пока так и не сложился.

Наука конституционного права в системе общественных наук

Предмет науки соединяет знания о различных сторонах изучаемых явлений и процессов в целостную систему.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как концепция народного представительства , сущность государственного, народного и национального суверенитета, вопросы формы государства , принципа, разделения властей , теория федерализма и др.

Важное место занимает исследование вопросов правового статуса личности , прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, взаимной связи государства и личности и др.

Все эти проблемы составляют предмет науки, полученные в процессе их изучения выводы и теоретические положения — ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений. Эти теоретические комплексы находятся в определенном соподчинении.

Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, имеющих между собой логическую связь.

Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания.

В связи с тем, что указанным предметом является одноименная отрасль права, каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории.

Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, ее источники, систему.

Совокупность теоретических выводов по всем перечисленным проблемам составляет первый раздел в системе науки, посвященной характеристике конституционного права и одноименной науки.

Без уяснения этого раздела нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами. Второй раздел системы науки составляют положения, обосновывающие теорию конституции и дающие анализ конституционного развития государства.

Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя ». Она исследует сущность Российского государства, суверенитета, народовластия , формы правления .

Относительно самостоятельной частью науки становятся теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина , природы его прав, свобод и обязанностей.

Поскольку Россия является федерацией, в науке выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления .

Наука изучает принципы их построения, сущность и формы реализации, принципы разделения властей , правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему .

Таким образом, система науки в своей основе соответствует системе отрасли, но является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует также и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права .

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие теоретико-философские суждения по проблемам, относящимся к предмету конституционно-правовой науки.

Источниками науки конституционного права являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы .

Основополагающие позиции здесь, как уже отмечалось, занимает Конституция Российской Федерации.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания.

Они разнообразны: диалектический, системный, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, исторический, статистический, конкретно-социологический и др.

Привлечение диалектического метода позволяет исследовать проблемы конституционализма во взаимосвязи и взаимозависимости.

Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии.

Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании , для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Все научные разработки, сделанные в дооктябрьской России, были полностью отброшены как несоответствующие новой идеологии марксизма-ленинизма.

В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве , демократии.

Исходные начала любых исследований заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось полное народовластие , ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа при руководящей и направляющей роли КПСС.

Любое отступление от названных идей жестко пресекав лось, и наука могла развиваться только на их основе.

Однако сказанное не дает основания зачеркнуть все итоги исследований государствоведов того периода.

Если не учитывать идеологические оценки, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем отрасли государственного права.

Это относится к общетеоретическим проблемам отрасли, исследованию ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм и т.д.

Серьезные исследования проведены по проблемам сущности государственного суверенитета, общих вопросов народного представительства , форм непосредственной демократии.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование основных теоретических понятий и категорий, которыми оперировали конституционное и текущее государственно-правовое законодательства, научное обоснование их содержания.

Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с созданием конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства.

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки.

В России она складывается как наука конституционного права.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития, наука государственного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования гражданского общества , освобожденного от глобального огосударствления, отказ от монополии единой идеологии, от принципа однопартийности становятся отправными принципами конституционно-правовых исследований.

Изменяется и научная трактовка правовых форм регулирования экономической жизни общества .

Переход на рыночную форму хозяйствования, появление частной собственности требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации видятся теоретическая проблема федеративных отношений, обоснование концепций новой Российской Конституции , закрепившей основные принципы устройства государства и общества, давшей общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Теоретическая мысль, способная объяснить, осмыслить и сформировать российский конституционализм, наиболее близка современному западному либерализму. Но это не значит, что конституционный строй России копирует западные модели.

У России свой путь, но этот путь не должен быть вдали от дорог, по которым движется мировое сообщество, кроме того, необходимо помнить, что застывшая конституция хороша только тогда, когда все ее статьи четко работают, обеспечивая выполнение возложенных на всех задач.

Конституционное право России как учебная дисциплина

Во-вторых, термин «государственное право» не охватывает норм международного права , тогда как «конституционное право» устанавливает их соотношение, правила разрешения коллизий.

Возникают вопросы, в чем причина спора и зачем некоторым очень хочется вернуть термин «государственное право»? А причина, на-первый взгляд, в следующем.

Не бывает общественных наук, оторванных от политики и особенно таких значимых, как конституционное право.

Государственное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти .

И тем, кому кажется, что государство и его институты могут все, надеется в рамках государственного права получить ответы, как этого достигнуть.

Но, к сожалению, такая задача недостижима, и исторический опыт это подтвердил.

Власти , но и способствовать формированию благоприятных условий и оптимального тактического и стратегического простора для поступательного развития общества и государства.

Поэтому конституционное право России введено как учебная дисциплина не только в юридических вузах и на юридических факультетах.

Можно констатировать, что без освоения конституционного права сложно серьезно включиться в процесс современного государственного строительства.

Билет 1. Конституционное право как отрасль: понятие, предмет, методы, система, место в системе российского права.

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Конституционное право – отрасль права, которую составляют правовые нормы, учреждающие определенную систему государственной власти в целях охраны основных прав и свобод человека. Это система правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Существует 2 подхода к определению предмета конституционного права:

1) Предмет определяется широко. В его содержание включаются как установления конституции, так и законов и подзаконных нормативных правовых актов.

2) Сужение предмета конституционного права. Определяется содержанием Конституции.

Методы:

Основной метод воздействия конституционного права на общественные отношения – метод учреждения, т.е. утверждения конституционных ценностей (конст.установления обладают верховенством, высшей юр.силой)

Существуют также следующие методы:

1) Убеждение (воздействует на поведение субъектов

2) Поощрение (установление дополнительных льгот, поощрений для субъектов конституционного права)

3) Принуждение (институт конституционно-правовой ответственности)

4) Дозволение (разрешение субъекту действовать по своему усмотрению)

6) Обязывающий метод (регламентирует обязанность субъекта в чем либо)

Билет 2. Место и роль конституционного права в системе российского права. Система отрасли конституционного права.

Система конституционного права представляет собой его внутреннюю структуру, состоящую из институтов, регулирующих однородные общественные отношения.

Система конституционного права как правило определяется структурой конституции.

1) Основы конституционного строя 2) основы правового положения человека и гражданина 3) федеративное устройство 4) избирательное право 5) федеральное собрание РФ 6) президент 7) правительство РФ 8) высшие органы гос власти субъектов 9) местное самоуправление

Место в российском праве:

Конституционное право имеет публично-правовую природу и над отраслевой характер. Оно является вершиной российского права. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера.

Такая роль конституционного права обусловлена, во первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т.е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права.

Билет 3. Наука конституционного права России: понятие, предмет, методология, источники.

Наука конституционного права – совокупность знаний о конституционном праве.

Предмет науки – конституционно-правовые нормы и регулируемые ими правоотношения.

Задачи науки:

1) Выявление проблем в практике реализации конституционного права

2) Разработка определений, понятий, которыми пользуется конституционное право на данном этапе

3) Выдвижение предположений по дальнейшему совершенствованию норм конституционного права

4) Пропаганда положений конституции

Источники науки:

2) Политические и правовые учения социологов, философов и юристов

3) Документы политических партий, программы и уставы, решения, съездов, конференций

4) Практика, реализация конст-прав норм, строй

5) Труды ученых

Методология – совокупность способов и методов познания.

1) Исторический.

2) Статистический (использование статистических данных для характеристики институтов)

3) Сравнительный

4) Социологический

5) Систематический

6) Метод моделирования процессов (создание модели, которая была бы аналогична изучаемому предмету)

7) Метод кибернетики (наука об управлении сложными динамическими процессами в обществе)

Билет 4. Разработка, принятие и вступление в силу К 1993 года

Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных депутатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993г. Конституционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.

Президент в силу избрания его народом приобрел равнозначную с парламентов легитимность, более того, усилил ее в результате августовских событий 1991г. Противостояние нарастало, и

Президент отверг путь диалога со Съездом народных депутатов и Верховным Советом.

Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституционной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993г. Президентом было созвано Конституционное совещание, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

На Конституционном совещании обсуждался проект конституции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматривался проект конституции, подготовленный Конституционной Комиссией. В результате длительной работы – с июня по октябрь 1993г. – был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент предложил вынести ее на всенародное голосование, что стало возможным по результатам референдума 25 апреля 1993г., поддержавшего данную инициативу.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Новая демократическая Россия, осознавая себя частью мирового сообщества, взяла твердый курс на уважение и признание общепризнанных принципов и норм международного права, европейских стандартов в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демократии и правового государства.

Конституционные поправки.

Порядок принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ устанавливается статьями 108, 134, 136 Конституции РФ и Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" (1998). Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме Закона РФ о поправке к конституции РФ (далее - закон). Под поправкой понимается любое изменение конституционного текста, одним законом охватываются взаимосвязанные изменения. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ и рассмотрены в первом пункте. Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются Федеральным собрании в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Билет 35. Право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Содержание и проблемы реализации.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.

В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В Уголовном кодексе эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторий на приведение в исполнение смертной казни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).

Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22 - 25 Конституции: право на свободу и личную неприкосновенность . Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Билет 36. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Право на неприкосновенность жилища. Содержание и проблемы реализации.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений . Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

В новых аспектах стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в связи с широким развитием сети Интернета, расширением его возможностей, электронной связи. Такого рода формы пока еще не имеют должной защиты, и правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих законодательных актов, лицензировании сайтов в Интернете.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Билет 37. Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Право на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства. Право выезжать за пределы РФ и въезжать в РФ. Содержание и проблемы реализации.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безработица и другие условия.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. <*> по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах записано: "Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну" (ст. 12).

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

На границах СССР был возведен "железный занавес". В последние годы существования Союза ССР положение несколько изменилось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению достаточно многочисленной категории граждан, названных "отказниками".

Принятый в 1996 г. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

Билет 38.Свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова. Содержание и проблемы реализации.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них - общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако, свобода слова не безгранична. В соответствии с Конституцией не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Свобода слова означает также и недопустимость принуждения к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Гарантии названных в ст. 29 Конституции прав и свобод конкретизируются в Законе "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями <*>, в котором предусматривается, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

Билет 39. Право граждан РФ на объединение. Право на публичные манифестации. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Содержание и проблемы реализации.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Гражданин, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку.

Министерство юстиции как государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций предусматривалась всеми советскими конституциями, однако ее реализация сводилась к строго регулируемым, парадным мероприятиям. Какие-либо акции подобного рода, не инициированные соответствующими органами КПСС, жестко пресекались. Об этом ярко свидетельствуют расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 60-х годах, длительное время скрывавшийся от общественности, аресты пикетирующих по поводу вторжения советских войск в Чехословакию и др.

В таких условиях не было необходимости в законодательном регулировании массовых акций. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР". Он предусмотрел разрешительный порядок их проведения "в целях укрепления и развития социалистического строя". Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10 дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком.

В отличие от процессуальных отраслей, конституционное не регулирует процедуру деятельности суда, других государственных органов, привлекающих к ответственности. Конституционная отрасль закрепляет права и обязанности субъекта. Тем не менее, в конституционной отрасли есть небольшая группа норм процессуального характера. Эти нормы определяют конституционное судопроизводство, то есть процедуру работы Конституционного суда.

Предмет конституционного права - это общественные отношения, регулируемые конституционным правом.

Их объектом являются материальные блага, то есть вещи, включая деньги, работы, услуги.

Конституционное право воздействует на такие экономические отношения:

- Собственность . Конституционное право закрепляет формы собственности: государственную и частную . Подробнее регламентирует государственную форму собственности, гарантирует право частной собственности.

- Трудовые отношения . Закрепляются права граждан на труд, на зарплату, отдых.

- Финансово-кредитные отношения . Конституционное право многих стран все шире регулирует финансово-кредитные отношения, то есть вопросы государственного бюджета, налогов, банковских систем.

- Социальные отношения .

В узком смысле это отношения, в рамках которых государство оказывает материальную и иную помощь гражданам. Закрепляются права граждан на социальное обеспечение, на охрану здоровья.

- Духовно-культурные отношения .

Конституционное право регулирует статус государственных языков, положение религиозных организаций, закрепляет свободу совести каждого человека (верить или не верить в Бога), право на образование, на участие в культурной жизни. (Мы являемся субъектами духовно-культурных отношений.) Конституционное право обязывает государство охранять историко-культурное, духовное наследие.

1995 - референдум - вопрос: о придании русскому языку статуса государственного. Проблемность остается. В конституции 2 государственных языка, но русский имеет преимущество. НПА (Нормативные правовые акты) принимаются на белорусском и (или) русском языках. На белорусском языке принято и опубликовано 3 % законов, а 97% - на русском языке.

- Отношения в области личной жизни граждан.

В данном случае конституционное право должно гарантировать, прежде всего, неприкосновенность личной жизни, закрепляя право каждого на неприкосновенность личной жизни, однако, конституционное право в определенной мере вторгается в личные отношения, регулируя, например, вопросы брака, закрепляя взаимные права и обязанности родителей и детей.

По вопросу о предмете конституционного права в советской науке в 50-60 годах развернулась острая дискуссия. (отрасль тогда называлась государственным правом). В ходе дискуссии были сформулированы 2 различных подхода.

Разработчиком широкого подхода к предмету государственного права был В.Ф. Коток. Он считал, что государственное право регулирует отношения в сферах политики, экономики, социальной жизни и включал все нормы, действовавшие на тот момент в Конституции СССР 1936 года в отрасль государственного права.

Узкий подход к предмету отраслей разработан А.И. Лепешкиным . Этот ученый основывался на суждении ОТП, согласно которому каждая отрасль регулирует отношения в одной сфере общества. По мнению Лепешкина, отрасль государственного права имеет своим предметом только политические отношения.

По мнению Лепешкина, государственное право в частности закрепляет статус государственных органов, определяет отношения между ними, закрепляет политические права и свободы граждан. Сторонники узкого подхода вынуждены были определиться с нормами Конституции СССР 1936 года, которые регулировали, наряду с политическими, также экономические и социальные отношения.

Речь идет о нормах, посвященных формам собственности, направлению государственного регулирования экономики, экономическим правам граждан, взаимоотношениям классов, из которых состояло общество, социальным правам граждан. По мнению Лепешкина, конституционные нормы об экономических и социальных отношениях являются, конечно, частью Конституции, но не частью государственного права.

Подход Лепешкина был более привычным для ОТП и подобные подходы существовали и для объяснения других отраслей права. Было принято суждение о том, что отрасль права должна иметь сферную специфику.ОТП гласит: не может существовать такой отрасли права, которая будет регулировать совершенно разные сферы. Отрасль должна характеризоваться общностью тех отношений, которые она регулирует.

Современная наука исходит из широкого подхода ! Отношения во всех основных сферах общества. Используется подход Котока, несмотря на то, что он непривычный для ОТП.

Современная наука больше основывается на подходе Котока. Несмотря на то, что регулируемые конституционным правом отношения складываются в различных сферах, эти отношения характеризуются единством и являются, поэтому, однородными.

С учетом особенностей и предмета конституционного права можно дать следующее определение этой отрасли:

Конституционное право - ведущая отрасль права, которая регулирует самые важные отношения во всех основных сферах общества.

Поделиться: