Основные этапы развития организации производства и управления предприятием опиуп. Становление и основные этапы развития теории и практики организации производства в россии и за рубежом

Этапы_развития_теории_ОП.doc


Этапы развития теории организации производства

Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в XVIII в., когда Адам Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда (1776). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повышало мастерство рабочих и эффективность их труда.

В 1798 г. Али Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развитию промышленности.

Наука об организации производства в современном ее понимании возникла во второй половине XIX века, когда появилась крупная машинная индустрия с развитым разделением и специализацией труда. Еще в процессе формирования мануфактурного производства возник ряд организационных форм и методов ОП:


  • разделение труда, специализация и кооперирование;

  • необходимость установления норм;

  • отделение умственного труда от физического;

  • выделение функции управления производством и др.
Начало ХХ века ознаменовалось переходом к развитию и консолидации производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Эта новая полоса, продолжавшаяся до 30-х годов ХХ века, получила название эпохи массового производства. Как следует из названия, главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма, на задачах управления внутри фирмы. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название рационалистической школы управления производством. Эту школу основали в последнем десятилетии XIX века и развили американские инженеры-рационализаторы – Д. Вартон, Ф.У. Тейлор , Г. Гантт , К. Барт , Г. Эмерсон и др.

Рационалисты уделяли главное внимание усовершенствованию производственного процесса, росту производительности труда и его интенсивности. Сторонники «классической» теории полагали, что эффективность управления определяется:


  • формальной структурой управления;

  • соответствием людей структуре;

  • узкой специализацией задач;

  • правильным подбором кадров и орудий труда;

  • строгим соблюдением дисциплины;

  • координацией и детализированным контролем;

  • величиной индивидуального вознаграждения;

  • единоначалием;

  • авторитарными методами управления.
В 1878 г. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах Ф.У. Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. При этом он в полной мере использовал идею взаимозаменяемости деталей, предложенную Уитни, которая также основывалась на повторяемости операций. Ф.У. Тейлор изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы найти лучший способ выполнения каждой операции.

Ф.У. Тейлор также полагал, что управление должно отвечать за планирование, отбор и обучение рабочих, определение эффективного способа выполнения каждого вида работ, достижение сотрудничества между руководством и рабочими и разграничение деятельности по управлению производством и чисто производственной деятельностью.

Суть системы Ф.У. Тейлора составляют:

1. Точное установление времени (выработки) на основе разделения процесса обработки, хронометража операций и изучения движений;

2. Подбор инструментов, оборудования, режимов обработки, приемов выполнения работ и рабочих для достижения максимальной производительности. Контроль методов работы вместо производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации;

3. Функциональная система управления, основанная на разделении административных функций.

В 1911 г. вышла классическая книга Ф.У. Тейлора «^ Принципы научного управления ».

Генри Гантт (1861-1919)– выдающийся представитель школы Тейлора, - исследовал производственный процесс в целом. Он развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, Г. Гантт разработал методы планирования последовательности операций (1908), которые применяются и поныне (загрузочный и планировочный/временный графики Гантта). Он выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда.

Еще в 1911 г. американский рационализатор ^ Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в своей книге «Двенадцать принципов производительности » впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом, обосновал научные принципы организации производства .

Среди последователей Тейлора появились специалисты по анализу технологических операций и трудовых процессов. Одним из главных принципов, заложенных Тейлором в основы НОП, является изучение движений, из которых состоит любая операция. Дальнейшая разработка этого принципа связана с именем Фрэнка Гилбрета (1868-1924) – американского инженера-строителя, видного представителя школы Тейлора.

Изучая движения каменщиков, Ф. Гилбрет пришел к выводу, что у них много непроизводительных и даже лишних приемов. Ему удалось сократить число необходимых рабочих движений каменщиков с 18 до 5, повысив дневную производительность рабочего с 1000 до 2700 кирпичей. Ф. Гилбрет победил чемпиона соревнований по кладке кирпича, использовав свои собственные принципы экономии движений в ходе производственного процесса.

Развивая идею Тейлора о разработке нормативов затрат времени на каждый элемент операции, Ф. Гилбрет пришел к выводу: любая операция представляет собой последовательное чередование элементарных приемов (микродвижений), которые не зависят от содержания работы. Причем, как он выяснил, количество этих микродвижений ограничено. Гилбрет выделил 17 элементарных приемов, названных в его честь «терблигами» (терблиг - анаграмма фамилии Гилбрет).

Работы по изучению нормативов микродвижений Гилбрет проводил совместно со своей женой ^ Лилиан Гилбрет (1878-1972) – психологом по образованию. Супругам Гилбрет принадлежит разработка принципов экономии движений, которые должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными, привычными. Участие Л. Гилбрет в совместной работе привело к зарождению психофизиологического подхода к процессу труда.

Особое значение в истории рационализации занимает ^ Генри Форд (1863-1947), впервые осуществивший и описавший методы организации непрерывно-поточного производства в машиностроении. В 1913 году на его заводах был введен в действие конвейер по сборке автомобилей. До внедрения этой технической новинки, в августе 1913 г., на сборку каждого автомобильного шасси одним рабочим затрачивалось 12 часов 28 минут. Восемь месяцев спустя, когда конвейер был окончательно завершен и налажен и каждый рабочий стал выполнять одну конкретную операцию, среднее время, затраченное на сборку одного шасси, сократилось до 93 минут. Этот технологический прорыв в совокупности с концепциями научной организации управления представляет собой классический пример разделения и специализации труда и широко используется до сих пор.

Г. Форд выступал за комплексный подход к организации производства, уделял много внимания «человеческому фактору», добивался высокой экономичности производства и обеспечения качества продукции. Ему также принадлежит заслуга в разработке принципов работы концерна на основе управления всеми стадиями производственного процесса из одного центра.

В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент », который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами.

В 1924 г. ^ Вальтер Шухарт использовал методы математической статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей, выдвинутая Уитни, нашла окончательное разрешение. Требования к технологии изготовления, обусловленные установленными допусками и спецификациями, можно было проанализировать с точки зрения затрат и результатов. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы.

С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны сотрудников, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдвард Деминг (1950). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.

К середине ХХ в. произошли изменения в области изучения Вселенной. Она уже не представлялась абсолютным воплощением законов классической механики; физики отказались от чисто детерминистской трактовки основных научных законов. Эта система взглядов повлияла и на развитие производственного менеджмента. Теперь уже как на уровне отдельной технологической операции, так и на уровне производственного процесса аналитические методы обогатились новыми представлениями. Получили признание теория вероятностей и математической статистики. Сформировалось представление о наличии риска и неопределенности и понимание того, что они играют важную роль в планировании.

К решению производственных проблем стали широко привлекаться ученые. Они привнесли в менеджмент математическое моделирование, анализ систем, теорию принятия решений, линейное программирование, теорию массового обслуживания, теорию информации и теорию регулирования.

Уже в 1920-е годы можно было заметить тенденцию активного проникновения математики в экономику и организацию производства. В 1923-1924 гг. Василием Васильевичем Леонтьевым (под руководством П.И. Попова ) была разработана первая межотраслевая балансовая модель народного хозяйства СССР. В 1939 г. Л.В. Канторович (1912-1986) публикует работу «Математические методы организации и планирования производства », впоследствии принесшую ему мировую славу и Нобелевскую премию (1975). В работе речь шла о методе линейного программирования и его применении для решения многообразных задач: распределение работ по видам оборудования, раскрой материалов, оптимизация плана перевозок и т.д.

В 1941 г. в США ^ Ф. Хичкоксом была впервые решена «транспортная задача ». Симплекс-метод, разработанный Дж. Данцигом , позволил решать широкий круг задач линейного программирования.

Большинство из названных дисциплин получило развитие и применение благодаря появлению и совершенствованию электронных вычислительных машин, способных оперировать с большими объемами информации, необходимой для решения производственных и экономических задач. В современных бизнес-организациях информационный менеджмент предполагает использование компьютеров для обработки данных с целью получения необходимой управленческой информации.

С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD ), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP ) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM ).

В последние годы процесс компьютеризации управления производством в странах с рыночной экономикой получил дальнейшее развитие. Пожалуй, наиболее важным его результатом стало использование систем ERP практически повсеместно на предприятиях Запада.

В 1960-е гг. в науке управления появился термин «операционный менеджмент ». Многие учетные связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике. Ряд последователей обусловливают появление этого термина переходом к преимущественному использованию в управлении производством метода синтеза по сравнению с методом анализа. Понятие «синтез » относится к системе в целом. Использование метода синтеза в управлении предприятиями позволяет достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими.

В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM ). Эта концепция предполагает применение общесистемного подхода к управлению материальными, информационными и сервисными потоками от поставщиков сырья к предприятиям и складам, а от них – к конечному потребителю.

В СССР развитие организации производства имело специфику, связанную с влиянием тейлоризма. Тейлоризм в советской экономической науке трактовался как система, имеющая двойственный характер: с одной стороны, она содержит элементы, позволяющие существенно повысить производительность труда рабочих, эффективность работы предприятия, с другой – ориентируется на чрезмерную интенсификацию труда, приводит к существенному усилению эксплуатации рабочих.

В условиях заидеологизированности государственного управления в СССР и господствующего постулата о ведущей роли рабочего класса представление о том, что является прогрессивным в системе Тейлора, а что – нет, было весьма затруднительным. Поэтому в СССР использование многих прогрессивных методов, разработанных мировой наукой управления производством, носило половинчатый характер, что снижало производительность труда и эффективность производства.

Постепенно это отставание от капиталистических стран накапливалось, и к середине 1980-х гг. производительность труда в СССР была значительно ниже, чем в США (в основном производстве она составляла 90% от уровня США, во вспомогательном и обслуживающем – вдвое ниже), хотя это и не признавалось официально. Централизованно управляемая экономика, не способная обеспечить баланс затрат и результатов, лишь усиливала это отставание. В результате постепенно механизм управления производством в СССР приобрел ярко выраженный затратный характер.

В поисках выхода из создавшегося положения стало очевидным, что в центре проблемы стоит само производство, т.е. производственный процесс и человек, его обслуживающий, который так и не овладел мировыми достижениями в организации производства. Получает развитие нормирование труда, внедряются компьютеры в управлении производством.

В 1920-30-е годы была создана и использована рядом отечественных предприятий система микроэлементного нормирования труда проф. ^ В.М. Иоффе (1886-1947), разработана теория календарного планирования производственных процессов О.И. Непорента (1886-1966). Проф. А.А. Соколовским в 1930-е годы разработан метод типизации технологических процессов, который в 1950-х получил развитие в виде метода групповой обработки проф. С.П. Митрофанова .

Во время Великой отечественной войны многие оборонные предприятия освоили выпуск вооружения на многопредметных поточных линиях, теоретические основы и методика использования которых разработана Б.Я. Каценбогеном (1897-1956).

Активная научная работа по проблемам организации производства возобновилась в 60-е годы ХХ века, причем велась она по широкому спектру направлений: планирование производства, подготовка и освоение производства, организация и нормирование труда, организация вспомогательного хозяйства и т.д. В 1960-80-х годах совершенствовались методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, методы оценки эффективности новой техники по фазам жизненного цикла.

1)Донаучный этап развития теории организации.

2)Научный этап развития теории организации.

3)Основные школы теории организации.

4)Тектология А.А.Богданова.

1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.

I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.

II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.

III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.

2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.

Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.

Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:

  • единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
  • не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.

Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:

1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.

2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.

Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.



3) К классическим теориям организации относят:

  1. Теория научного управления
  2. Административная теория
  3. Бюрократическая теория

В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.

I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:

v отделение планирования труда от его выполения;

v научный подход к организации труда;

v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;

v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;

v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);

v внимание к обучению и подбору рабочих.

II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:

v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;

v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;

v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;

v иерархия (скалярная цепь);

v централизация;

v корпоративный дух (чувство общности);

v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.

III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:

v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;

v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;

v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;

v четкое разделение труда;

v имеется четкая иерархия;

v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;

v зарплата зависит от места в иерархии;

v должность служащего является единственным источником его заработка;

v работа на основании контракта;

v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;

v личное отношение в максимальной степени устранено.

Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.

4) Тектология Богданова:

I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.

II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.

III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.

IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.

V. Выделил основные механизмы организации:

1. коньюгация ― соединение комплексов;

2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;

3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.

VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.

VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».

Читайте также:
  1. I. Повышение управляемости организации при внедрении процессного подхода.
  2. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  3. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  4. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  5. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  6. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами

Таблица 1 -Основные вехи развития теории организации производства

Годы События Авторы
Разработка учения о разделении труда А.Смит
Реализация принципа взаимозаменяемости деталей Э.Уитни
Появление научного управления Ф.У. Тейлор
Разработка графика Гантта Г.Л.Гантт
Изучение трудовых движений. Возникновение производственной психологии Ф.Гилберт и Л. Гилберт
1913, 1942 Создание синхронизированных сборочных линий Г.Форд, У.Соренсон
1924, 1950 Внедрение систем контроля качества У.Шухарт, У.Э.Деминг
Создание компьютера Дж. Атанасов
Разработка метода критического пути (СРМ) Многие авторы
Разработка систем планирования потребности в материалах (MRP) Многие авторы
Развитие стратегического менеджмента У.Скиннер
Разработка компьютерного проектирования (CAD) Многие авторы
Создание гибких производственных систем (FMS) Многие авторы
Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP) Многие авторы
Создание интегрированных компьютерных производств Многие авторы
Развитие менеджмента цепи поставок (SCM) Многие авторы

Тема 3. Производственные системы и их виды.

Предприятие как производственная система

Тема 4. Научные основы организации производства

Организации производственных процессов в пространстве

Рисунок1 - . Взаимосвязи компонентов структуры в организации производственных процессов в пространстве

Обозначения: С - секретариат организации; Б - бухгалтерия; ДМ - директор по маркетингу; КД - коммерческий директор; ТД - технический директор; ДП - директор по производству; ИХ, РХ, ТХ, ЭХ и СХ - соответственно инструменталь­ное, ремонтное, транспортное, энергетическое и складское хозяйства; 1,2,3 - связи управления организацией с производством; ПП - подготовительное про­изводство; ПРП1 и ПРП2 - преобразующие производства; ЗП - заключительное производство

Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в XVIII в ., когда Адам Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда (1776). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повышало мастерство рабочих и эффективность их труда.
В 1798 г. Али Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развитию промышленности.
Наука об организации производства в современном ее понимании возникла во второй половине XIX века , когда появилась крупная машинная индустрия с развитым разделением и специализацией труда. Еще в процессе формирования мануфактурного производства возник ряд организационных форм и методов ОП:
разделение труда, специализация и кооперирование;
необходимость установления норм;
отделение умственного труда от физического;
выделение функции управления производством и др.
Начало ХХ века ознаменовалось переходом к развитию и консолида-ции производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Эта новая полоса, продолжавшаяся до 30-х годов ХХ века, получила название эпохи массового производства . Как следует из названия, главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма, на задачах управления внутри фирмы. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название рационалистической школы управления производством . Эту школу основали в последнем десятилетии XIX века и развили американские инженеры-рационализаторы – Д. Вартон, Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, К. Барт, Г. Эмерсон и др.
Рационалисты уделяли главное внимание усовершенствованию производственного процесса, росту производительности труда и его интенсивности. Сторонники «классической» теории полагали, что эффективность управления определяется:
формальной структурой управления;
соответствием людей структуре;
узкой специализацией задач;
правильным подбором кадров и орудий труда;
строгим соблюдением дисциплины;
координацией и детализированным контролем;
величиной индивидуального вознаграждения;
единоначалием;
авторитарными методами управления.
В 1878 г. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах Ф.У. Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. При этом он в полной мере использовал идею взаимозаменяемости деталей, предложенную Уитни, которая также основывалась на повторяемости операций. Ф.У. Тейлор изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы найти лучший способ выполнения каждой операции.
Ф.У. Тейлор также полагал, что управление должно отвечать за планирование, отбор и обучение рабочих, определение эффективного способа выполнения каждого вида работ, достижение сотрудничества между руководством и рабочими и разграничение деятельности по управлению производством и чисто производственной деятельностью.
Суть системы Ф.У. Тейлора составляют:
1. Точное установление времени (выработки) на основе разделения процесса обработки, хронометража операций и изучения движений;
2. Подбор инструментов, оборудования, режимов обработки, приемов выполнения работ и рабочих для достижения максимальной производительности. Контроль методов работы вместо производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации;
3. Функциональная система управления, основанная на разделении административных функций.
В 1911 г . вышла классическая книга Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».
Генри Гантт (1861-1919) – выдающийся представитель школы Тейлора, – исследовал производственный процесс в целом. Он развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, Г. Гантт разработал методы планирования последовательности операций (1908), которые применяются и поныне (загрузочный и планировочный/временный графики Гантта ). Он выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда.
Еще в 1911 г. американский рационализатор Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в своей книге «Двенадцать принципов производительности » впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом, обосновал научные принципы организации производства.
Среди последователей Тейлора появились специалисты по анализу технологических операций и трудовых процессов. Одним из главных принципов, заложенных Тейлором в основы НОП, является изучение движений, из которых состоит любая операция. Дальнейшая разработка этого принципа связана с именем Фрэнка Гилбрета (1868-1924) – американского инженера-строителя, видного представителя школы Тейлора.
Изучая движения каменщиков, Ф. Гилбрет пришел к выводу, что у них много непроизводительных и даже лишних приемов. Ему удалось сократить число необходимых рабочих движений каменщиков с 18 до 5, повысив дневную производительность рабочего с 1000 до 2700 кирпичей. Ф. Гилбрет победил чемпиона соревнований по кладке кирпича, использовав свои собственные принципы экономии движений в ходе производственного процесса.
Развивая идею Тейлора о разработке нормативов затрат времени на каждый элемент операции, Ф. Гилбрет пришел к выводу: любая операция представляет собой последовательное чередование элементарных приемов (микродвижений), которые не зависят от содержания работы. Причем, как он выяснил, количество этих микродвижений ограничено. Гилбрет выделил 17 элементарных приемов, названных в его честь «терблигами» (терблиг – анаграмма фамилии Гилбрет).
Работы по изучению нормативов микродвижений Гилбрет проводил совместно со своей женой Лилиан Гилбрет (1878-1972) – психологом по образованию. Супругам Гилбрет принадлежит разработка принципов экономии движений, которые должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными, привычными. Участие Л. Гилбрет в совместной работе привело к зарождению психофизиологического подхода к процессу труда.
Особое значение в истории рационализации занимает Генри Форд (1863-1947), впервые осуществивший и описавший методы организации непрерывно-поточного производства в машиностроении. В 1913 году на его заводах был введен в действие конвейер по сборке автомобилей. До внедрения этой технической новинки, в августе 1913 г., на сборку каждого автомобильного шасси одним рабочим затрачивалось 12 часов 28 минут. Восемь месяцев спустя, когда конвейер был окончательно завершен и налажен и каждый рабочий стал выполнять одну конкретную операцию, среднее время, затраченное на сборку одного шасси, сократилось до 93 минут. Этот технологический прорыв в совокупности с концепциями научной организации управления представляет собой классический пример разделения и специализации труда и широко используется до сих пор.
Г. Форд выступал за комплексный подход к организации производства, уделял много внимания «человеческому фактору», добивался высокой экономичности производства и обеспечения качества продукции. Ему также принадлежит заслуга в разработке принципов работы концерна на основе управления всеми стадиями производственного процесса из одного центра.
В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами.
В 1924 г. Вальтер Шухарт использовал методы математической статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей, выдвинутая Уитни, нашла окончательное разрешение. Требования к технологии изготовления, обусловленные установленными допусками и спецификациями, можно было проанализировать с точки зрения затрат и результатов. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы.
С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны сотрудников, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдвард Деминг (1950). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.
К середине ХХ в. произошли изменения в области изучения Вселенной. Она уже не представлялась абсолютным воплощением законов классической механики; физики отказались от чисто детерминистской трактовки основных научных законов. Эта система взглядов повлияла и на развитие производственного менеджмента. Теперь уже как на уровне отдельной технологической операции, так и на уровне производственного процесса аналитические методы обогатились новыми представлениями. Получили признание теория вероятностей и математической статистики. Сформировалось представление о наличии риска и неопределенности и понимание того, что они играют важную роль в планировании.
К решению производственных проблем стали широко привлекаться ученые. Они привнесли в менеджмент математическое моделирование, анализ систем, теорию принятия решений, линейное программирование, теорию массового обслуживания, теорию информации и теорию регулирования.
Уже в 1920-е годы можно было заметить тенденцию активного проникновения математики в экономику и организацию производства. В 1923-1924 гг. Василием Васильевичем Леонтьевым (под руководством П.И. Попова) была разработана первая межотраслевая балансовая модель народного хозяйства СССР. В 1939 г. Л.В. Канторович (1912-1986) публикует работу «Математические методы организации и планирования производства », впоследствии принесшую ему мировую славу и Нобелевскую премию (1975). В работе речь шла о методе линейного программирования и его применении для решения многообразных задач: распределение работ по видам оборудования, раскрой материалов, оптимизация плана перевозок и т.д.
В 1941 г. в США Ф. Хичкоксом была впервые решена «транспортная задача ». Симплекс-метод , разработанный Дж. Данцигом , позволил решать широкий круг задач линейного программирования.
Большинство из названных дисциплин получило развитие и применение благодаря появлению и совершенствованию электронных вычислительных машин, способных оперировать с большими объемами информации, необходимой для решения производственных и экономических задач. В современных бизнес-организациях информационный менеджмент предполагает использование компьютеров для обработки данных с целью получения необходимой управленческой информации.
С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD ), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP ) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM ).
В последние годы процесс компьютеризации управления производством в странах с рыночной экономикой получил дальнейшее развитие. Пожалуй, наиболее важным его результатом стало использование систем ERP практически повсеместно на предприятиях Запада.
В 1960-е гг. в науке управления появился термин «операционный менеджмент ». Многие учетные связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике. Ряд последователей обусловливают появление этого термина переходом к преимущественному использованию в управлении производством метода синтеза по сравнению с методом анализа. Понятие «синтез » относится к системе в целом. Использование метода синтеза в управлении предприятиями позволяет достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими.
В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM ). Эта концепция предполагает применение общесистемного подхода к управлению материальными, информационными и сервисными потоками от поставщиков сырья к предприятиям и складам, а от них – к конечному потребителю.
В СССР развитие организации производства имело специфику, связанную с влиянием тейлоризма. Тейлоризм в советской экономической науке трактовался как система, имеющая двойственный характер: с одной стороны, она содержит элементы, позволяющие существенно повысить производительность труда рабочих, эффективность работы предприятия, с другой – ориентируется на чрезмерную интенсификацию труда, приводит к существенному усилению эксплуатации рабочих.
В условиях заидеологизированности государственного управления в СССР и господствующего постулата о ведущей роли рабочего класса представление о том, что является прогрессивным в системе Тейлора, а что – нет, было весьма затруднительным. Поэтому в СССР использование многих прогрессивных методов, разработанных мировой наукой управления производством, носило половинчатый характер, что снижало производительность труда и эффективность производства.
Постепенно это отставание от капиталистических стран накапливалось, и к середине 1980-х гг. производительность труда в СССР была значительно ниже, чем в США (в основном производстве она составляла 90% от уровня США, во вспомогательном и обслуживающем – вдвое ниже), хотя это и не признавалось официально. Централизованно управляемая экономика, не способная обеспечить баланс затрат и результатов, лишь усиливала это отставание. В результате постепенно механизм управления производством в СССР приобрел ярко выраженный затратный характер.
В поисках выхода из создавшегося положения стало очевидным, что в центре проблемы стоит само производство, т.е. производственный процесс и человек, его обслуживающий, который так и не овладел мировыми достижениями в организации производства. Получает развитие нормирование труда, внедряются компьютеры в управлении производством.
В 1920-30-е годы была создана и использована рядом отечественных предприятий система микроэлементного нормирования труда проф. В.М. Иоффе (1886-1947), разработана теория календарного планирования производственных процессов О.И. Непорента (1886-1966). Проф. А.А. Соколовским в 1930-е годы разработан метод типизации технологических процессов , который в 1950-х получил развитие в виде метода групповой обработки проф. С.П. Митрофанова.
Во время Великой отечественной войны многие оборонные предприятия освоили выпуск вооружения на многопредметных поточных линиях , теоретические основы и методика использования которых разработана Б.Я. Каценбогеном (1897-1956).
Активная научная работа по проблемам организации производства возобновилась в 60-е годы ХХ века, причем велась она по широкому спектру направлений: планирование производства, подготовка и освоение производства, организация и нормирование труда, организация вспомогательного хозяйства и т.д. В 1960-80-х годах совершенствовались методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, методы оценки эффективности новой техники по фазам жизненного цикла.

Исследования производства стали активно проводиться в ХVIII в. и были связаны со становлением и развитием машинного производства. Крупное машинное производство потребовало согласованного действия всех производственных звеньев, установления и строгого соблюдения определенных норм и пропорций между всеми элементами производства. Появились многообразные задачи управления производством, начиная от технической подготовки производства, конструирования намечаемых к производству изделий, проектирования технологических процессов и др. Это потребовало обеспечения согласованности и слаженности в выполнении различных работ. Организация производства (как функция управления производством) выделилась в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда.

Именно переход к использованию машин (систем машин) и значительное усложнение общественного производства создали предпосылки для формирования науки об организации производства.

Проведем анализ этапов формирования и развития науки об организации производства на основе исходной посылки, что каждому этапу (ступени) социально-экономического общественного развития свойственны свои формы и методы организации производства. На рис. 3 схематично показаны этапы развития общественного производства в "эпоху индустриального развития".

Первый этап характеризуется переходом к машинному производству. Характерная черта этого этапа - стремление предпринимателей к сокращению издержек производства, основная тенденция в экономике - снижение цен.

Второй этап характеризует качественные изменения в общественном производстве, происшедшие вследствие научно - технической революции (НТР). Характерная черта этапа - рост издержек производства (за счет удорожания рабочей силы вследствие повышения требований к ее качеству); основная тенденция в экономике - рост цен.

Энергетический кризис середины 70-х годов привел к необходимости качественных изменений в общественном производстве. Появление энергосберегающих технологий, структурные изменения в промышленном производстве, повышение роли науки привело в конечном итоге к качественно новому этапу общественного развития - появлению и развитию информационного производства, усилению значения творческого начала, повышению мировой интеграции производства (третий этап).

В соответствие с этими этапами индустриального развития и проведем анализ развития науки об организации производства.

Й ЭТАП

Родоначальником науки об организации производства является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Основные труды Ф.У. Тейлора: "Управление фабрикой" (1903 г.), "Принципы научного менеджмента" (1911г.).

Вклад Тейлора в науку об организации производства - формирование основных принципов (правил) научной организации труда и управления:

Изучение и оптимизация производственных процессов на основе разделения их на части: операции, элементы операций, отдельные движения.

Рабочих необходимо обучать наиболее рациональным приемам труда.

Рабочему необходимо устанавливать конкретное задание (урок).

Рабочий должен быть только исполнителем.

Необходимо полное использование рабочего дня.

Введение повышенной оплаты труда за выполнение установленной высокой нормы (система дифференцированной оплаты труда).

Система организации труда Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века.

Супруги Гилберт (Френк Банкрет Гилберт (1868-1924), Лилиан Моллер Гилберт (1878 - 1972)) проводили исследования в условиях массового поточного производства, при котором темп работы по выполнению каждого приема зависит от установленного ритма всего потока.

Ф. и Л. Гилберты разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации трудовых процессов.

Для исследования движений работников супруги Гилберт первыми применили фотоаппарат и кинокамеру, изобрели микрохронометр (часы с секундной стрелкой, способной зафиксировать время с точностью до 1/2000 минуты).

Основные труды Ф. и Л. Гилбертов: "Изучение движений, как способ повысить производительность любой работы", "Система кирпичной кладки", "Азбука научной организации труда", "Психология управления" (Л. Гилберт).

Идеи создания системы, объединяющей труд целых коллективов (фирмы, предприятия, организации), изложены в книге Гаррингтона Эмерсона (1853 - 1932) "Двенадцать принципов производительности".

Г. Эмерсон впервые выдвинул идею широкой рационализации предприятия, систему научного управления, применимую в самых различных отраслях. Достижение эффективности понимается им как результат борьбы с любыми потерями в производстве и общественной жизни.

Значительный вклад в развитие науки об организации производства осуществил французский исследователь Анри Файоль (1841 - 1925), предложивший ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Понятие "управление", по мнению А. Файоля, объединяет в себе шесть основных функций: техническую (технологическую) деятельность; коммерческую деятельность (закупки, продажи, обмен); финансовую деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитную деятельность (защиту собственности и личности); бухгалтерскую деятельность (инвентаризацию, балансовые ведомости, издержки, статистику); администрирование (воздействующее только на персонал и не оказывающее непосредственного влияния на материальные и финансовые ресурсы).

А. Файоль сделал попытку выделить управление в особый вид деятельности.

Основные труды А. Файоля: "Общее и промышленное управление" (1916), "Учение об управлении", "Научная организация труда", "Позитивное управление".

В 1913 г. американский автомобилестроитель Генри Форд (1863-1947) ввел на своих заводах новую систему организации производства - метод поточной сборки автомобилей.

Г. Форд считается одним из создателей поточного метода производства.

Элементы системы непрерывно-поточного производства ("фордизм"):

Предварительная детальная разработка технологического процесса изготовления изделия с синхронизацией хода производства по всем участкам.

Внедрение автоматизации и механизации в процессы производства на основе их разделения их на простейшие операции.

Максимальное разделение труда и использование рабочих низкой квалификации.

Полная стандартизация производства, применяемых сырья, материалов, конструкторских разработок, приемов труда и т.д.

Полное освобождение производственных цехов от функций проектирования и технической подготовки.

Основные труды Г. Форда: "Моя жизнь, мои достижения", "Сегодня и завтра".

Возникновение концепции "человеческих отношений" связывают с именем австралийско-американского социолога Элтона Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод многолетних исследований Э. Мэйо сводился к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.

Основные труды Э. Мэйо: "Проблемы человека в индустриальном обществе" (1933), "Социальные проблемы индустриального общества" (1945),

Заметный вклад в разработку теории и практики организации производства внес К. Адамецки (1866-1933), сформулировавший три закона: закон разделения труда, закон концентрации или интеграции, закон гармонии.

К. Адамецки является создателем теории построения производственных процессов во времени, им были разработаны графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Значительный вклад в науку об организации производства внес Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) - создатель теории организационной науки "тектологии", а также теории систем, предвосхитившей кибернетику.

Разрабатывая тектологию, Богданов исходил из идеи тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных систем. На всех этих уровнях происходит борьба организационных форм, и побеждают в ней более организованные.

Основы своего учения он изложил в работе "Всеобщая организационная наука. Тектология" (1912).

Большую известность в период 20-30-х годов получают труды советских ученых и специалистов по научной организации труда (НОТ) и управлению. Среди них следует отметить имена А.К. Гастева, П.К. Керженцева, О.А. Ерманского, О.И. Непорента, В.И. Иоффе, Л.В. Канторовича, Е.Ф.Розмировича, Б.Я. Каценбогена и др.

А.К. Гастев заложил основу комплексного подхода к теории управления, т.е. подхода, который в современном менеджменте рассматривается как системный подход.

П.М. Керженцев разработал основные принципы производства и научной организации труда.

В работах О.А. Ерманского делались попытки сформулировать общие принципы рационализации управления производством. Совершенствование управления производством он понимал широко, но основное свое внимание сосредоточил на проблемах управления предприятием и рабочими процессами.

О.И. Непорент - разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе движение партии деталей по операциям.

В.И. Иоффе - создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда.

Л.В. Канторович - заложил основы математических методов оптимального планирования (конец 30-х годов).

Б.Я. Каценбоген - разработал теорию и методику применения поточных методов производства на серийных заводах.

Й ЭТАП

Г.Б. Мейнард разработал систему макроэлементного нормирования труда, основы которой были заложены Ф. и Л. Гилбертами.

М. Уолкер, Д. Келли, Д. Малькольм (конец 50 - х годов) создали систему сетевого планирования и управления разработками новой техники.

Дуглас Макгрегор (1906 - 1964) сформулировал два доминирующих отношения к работникам на исполнительском уровне - теории "X" и "Y".

Теория "X": человек ленив, требует принуждения к работе и постоянного контроля.

Теория "Y": человек - творческая личность, которой свойственно стремление ставить перед собой новые цели и своими усилиями, трудом добиваться их без какого-либо принуждения и контроля извне.

Взгляды Д. Макгрегора сыграли важную роль в развитии теории мотивации и заострили внимание менеджмента на необходимости усилий по повышению удовлетворенности работников трудом.

Уильям Оучи выдвинул идею о трех идеальных типах организаций: американском (тип А), корни которого уходят в традиции индивидуализма этой страны, японском (тип Y), характерной чертой которого является социокультурное наследие согласия и коллективизма, и типе Z, объединяющем лучшие черты двух названных выше типов. В 1981 году идея о типах переросла в теорию "Z", которая предусматривает перенесение японских методов организации труда, основанных на содействии, в другие страны.

Советский ученый Э.А. Сатель проводил исследования в области комплексности решения конструкционных, технологических, эксплуатационных, организационных, экономических и др. проблем производства.

Особое место в развитии науки об организации производства занимает проф. С.П. Митрофанов , разработавший научные принципы групповых методов обработки, за которые ему была присуждена Ленинская премия. Эти принципы получили свое распространение во всем мире и открыли широкие возможности как для автоматизации производственных процессов, так и для групповых поточных линий в серийном и мелкосерийном производствах.

Среди наших соотечественников следует отметить Л. Барташева , которому принадлежит теория технической подготовки производства, П.А.Левицкого - решение вопросов оперативного планирования, И.Е.Нелидова - создателя теории "жизненного цикла" машин и многих других.

Й ЭТАП

Р. Акоф (США) - создание теории исследования операций.

Р. Янг (США) - системные подходы к организации производства.

Джей Форрестер (1918) является разработчиком теории динамики систем, автором фундаментальных монографий по динамике социума, "крестным отцом" экологических идей Римского клуба.

Дж. Форрестер разработал технику компьютерного моделирования реальных процессов - дисциплину, называемую "динамика систем" (ДС).

Основные труды Дж. Форрестера - "Основы кибернетики предприятия" (1961), "Динамика городов" (1969), "Мировая динамика" (1971).

Э. Дрекслер - один из создателей основ нанотехнологий, основанных на "манипуляциях с отдельными атомами".

Основные труды Э. Дрекслера: "Двигатели созидания" (1986), "Неограниченное будущее. Нанотехнологическая революция" (1991).

Выводы

1 На современном этапе развития производства и производительных сил вопросы совершенствования организации производства являются специальной отраслью знаний, сферой исследования различных научно-исследовательских организаций, а так же отдельных субъектов экономической деятельности. Круг решаемых вопросов достаточно широк и охватывает различные аспекты организации производства (как технические, так и социально-психологические), что свидетельствует о необходимости расширения арсенала средств и методов, направленных на совершенствование производства и его эффективности.

2 Переход к использованию машин (систем машин) и значительное усложнение общественного производства создали предпосылки для формирования науки об организации производства.

3 Историю развития науки об организации производства целесообразно рассматривать, соотнося основные ее этапы с основными этапами общественно - экономического развития. Можно выделить три таких этапа "эры индустриального развития".

На первом этапе (XVII век - середина XX века) были заложены основы науки об организации производства (Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, А. Файоль, Г. Форд, Э. Мэйо и многие др.). На втором этапе (середина XX века - конец 70- х годов XX века) основное внимание уделялось формированию современных методов управления людьми (теории мотивации) (Д. Макгрегор, У. Оучи), на третьем (конец 70 - х годов XX века - настоящее время) - развитие информационного производства (Дж. Форрестер, Р. Янг, М. Порат).

4 Одним из путей развития отечественных предприятий является обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении производством.

Поделиться: