Наказание за езду по обочине. Какое наказание ждет водителей за езду по обочине? Кто имеет право заезжать на обочину

Манёвры по обочине представляют опасность по причине того, что в результате поднятия пыли ограничивается видимость, а неровности и плохая сцепка с грунтом могут привести к ДТП. За преднамеренный выезд на правую или левую части обочины предусмотрено административное наказание.

Что разрешает и запрещает закон

В соответствии с п.1.2 ПДД РФ боковая часть дороги используется под парковку. По правой обочине водитель не имеет права идти на обгон другого автомобиля или осуществлять движение.

Пунктом 9.9 ПДД РФ запрещено движение транспортных средств (ТС) по обочине. Выехать на эту часть дороги с правой стороны по ходу движения в соответствии с п.12.1 ПДД можно только для стоянки или остановки по разделительным полосам и обочинам. Остановка или стоянка на левой стороне обочины разрешена в исключительных случаях.

Езда по обочине запрещена

Передвижение по обочинам разрешено только ТС, относящимся к коммунальным или дорожно-эксплуатационным службам или тем, которые подвозят грузы к объектам, расположенным у обочин, при отсутствии других подъездных путей.

Штрафные санкции за нарушение ПДД

Передвижение по попутной обочине влечёт за собой наказание в соответствии с ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1500 руб.

При движении по левой обочине со встречным движением по двум- или трёхполосным дорогам водителя могут не только оштрафовать на сумму в 5 тыс. руб., но и лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если двухполосная дорога без разметки или имеет прерывистую линию, то штраф за езду по обочине в 2018 году составит 1500 руб.

Ценой повторного нарушения этих норм ПДД может стать уже лишение прав на срок до 12 месяцев. Размеры указанных штрафов применяются как в регионах, так и на территории Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Инспектор ДПС ждёт водителя, едущего по обочине

Что будет, если не заплатить штраф

Всё зависит от суммы штрафных санкций. Штраф в размере 1500 руб. относится к разряду незначительных, а второй (5000 руб.) считается существенным. В некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут забыть о мелких правонарушениях.

Важно! Если штраф не будет оплачен в течение двух месяцев с момента предъявления, общая сумма может удвоиться.

В определённых случаях при наличии задолженности по штрафам могут не выпустить за пределы России. Это происходит не так часто и должно сопровождаться вынесением решения судебного органа, которое принимается на основании обращения судебной исполнительной службы в отношении злостного неплательщика. Минимальная сумма штрафа в этом случае должна быть более 10 тыс. руб. При неуплате, к примеру, штрафа в размере 5 тыс. руб. и удвоении этой суммы, можно попасть в список невыездных за пределы страны.

Важно! Если оплатить штраф за проезд по обочине в течение 20 дней после вынесения решения, то будет скидка в 50%.

Каким образом и кто фиксирует нарушение

При обнаружении правонарушения составляется административный протокол. Сделать это можно двумя способами. Если водителя остановил сотрудник ГИБДД, то делает он это на месте и в присутствии нарушителя. После этого выносится постановление о совершении административного правонарушения, которое высылается на адрес виновного лица.

Если нарушение было зафиксировано при помощи расположенной на дороге видеокамеры, то постановление составляется позже и приходит на почтовый адрес того человека, на которого зарегистрирован автомобиль. Видеокамеры фиксируют марку автомобиля, его номер и могут рассмотреть человека, который был за рулём.

Если нарушение было серьёзным и влечёт за собой лишение прав, то материалы для рассмотрения отправляются мировому судье.

Обратите внимание! Постановление об оплате штрафа должно прийти нарушителю не позднее 80 дней с момента совершения проступка. Если этого не произошло, то можно игнорировать оплату штрафа.

Инспектор ДПС оформляет штраф за езду по обочине

Условия и сроки обжалования административного штрафа

Обжаловать штраф можно в вышестоящем органе или суде.

Обжалование в вышестоящем органе

Если было получено по почте постановление о наложении штрафа, то независимо от его суммы, нет необходимости для обжалования посещать отделение ГИБДД. Достаточно составить письменное возражение, указать в нём свои аргументы, приложить видео или фото для подтверждения невиновности и отправить бумаги на адрес начальника того отделения ГИБДД, сотрудник которого составил протокол. Для обжалования постановления у обвиняемого лица есть 14 дней с момента получения документов под расписку о получении.

Если вышестоящий начальник сотрудника ГИБДД, который составлял протокол и выносил постановление, посчитает, что действия водителя не нарушали закон или увидит, что видеокамера не зафиксировала реальное нарушение, то выписанный штраф будет отменён. Для рассмотрения жалобы закон отводит 10 дней после её получения.

Важно! Смело можно подавать жалобу, если протокол был оформлен только сотрудником ГИБДД без видеофиксации, без свидетелей и только на основании его личного наблюдения.

Если факт нарушения имел место и был зафиксирован на видеокамеру, то лучше попытаться найти какое-то оправдание своей вины и снизить наказание до минимума.

Если же правонарушение было зафиксировано при помощи многофункциональной видеокамеры, а затем сотрудники аналитического отдела ГИБДД обработали данные, составили постановление и вместе с квитанцией разослали собственнику ТС, то оспорить документ будет сложнее. Здесь уже надо искать неточности или грубые нарушения в самих документах. Сделать это лучше при помощи опытного юриста, разбирающегося в этой сфере.

Написание жалобы на штраф за езду по обочине

Обжалование в суде

Если протокол сотрудником ГИБДД был составлен необоснованно или данные автоматической фиксации подтвердили лишь формальное нарушение ПДД, а вышестоящий руководитель ГИБДД не отменил первоначальное постановление, то обжаловать эти действия можно в судебном порядке в районном, областном и краевом судах. Главное, правильно подготовить заявление с учётом всех процессуальных норм и требований.

В исковом заявлении на постановление ГИБДД должны быть указаны веские основания. Не нужно превращать документ в душещипательную историю о голодных детях и инспекторах, которые несправедливо штрафуют. Писать нужно по существу, чтобы судья, рассматривающий иск, смог быстро разобраться в сути дела.

Подавать иск нужно по месту нахождения обжалуемого органа или по своему месту жительства.

В «шапке» указывается Ф. И. О. заявителя, его адрес и контактные данные, а также отделение (а не сотрудник) ГИБДД, вынесшее постановление.

В обосновании требований надо указать одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие свидетелей при составлении протокола;
  • присутствие заинтересованных свидетелей, т. е. только сотрудников ГИБДД;
  • составление протокола неуполномоченным должностным лицом;
  • рассмотрение первоначальной жалобы при отсутствии доказательств;
  • неправильная квалификация правонарушения при вынесении постановления о нарушении конкретного пункта ПДД;
  • рассмотрение административного дела без участия заинтересованного лица и несообщение ему времени проведения разбирательства;
  • неразъяснение заинтересованному лицу прав и обязанностей при составлении протокола;
  • истечение срока привлечения к административной ответственности во время составления протокола и вынесения постановления;
  • нарушение срока составления протокола;
  • наличие в протоколе или постановлении неточностей или ошибок, которые привели к неправильному рассмотрению жалобы;
  • непринятие во внимание показаний реальных свидетелей или иных доказательств невиновности заинтересованного лица.

В просительной части иска нужно указать просьбу к суду об отмене постановления или об его изменении.

В конце заявления ставится подпись того, кто жалуется, и дата составления документа. В приложении указываются документы, которые отправлены в суд в качестве доказательств невиновности.

Заявление отправляется в суд в двух экземплярах, один из которых уходит в ГИБДД. Третий экземпляр нужно оставить себе. Госпошлиной такой иск не облагается.

Обжаловать постановление ГИБДД в суде первой инстанции можно в тот же 14-дневный срок после получения отрицательного ответа.

Если решение суда первой инстанции было также не в пользу заинтересованного лица, то он имеет возможность в этот же срок после принятия решения подать на него апелляцию в суд следующей инстанции. Сама апелляция должна быть похожа на первоначальный иск, только обжалуется уже не само постановление ГИБДД, а решение суда, которое, по мнению гражданина, было необоснованным и не соответствовало реальным обстоятельствам дела и нормам закона.

Обратите внимание! Общий срок исковой давности по правонарушениям, которые относятся к наложению штрафов за нарушение ПДД, составляет два года. Если в течение этого времени не будет обжаловано постановление, то сделать это позднее будет невозможно. Если же в течение этого времени не оплачивать штраф, а ГИБДД или суды не предпримут никаких исполнительных мер, то взыскать после этого деньги с водителя будет нереально.

Как пожаловаться на водителя, едущего по обочине

Есть 2 цивилизованных способа заявить о нарушении:

  • позвонить в полицию;
  • снять езду по обочине на камеру.

Во втором случае необходимо отослать копию отснятого материала на сайт ГИБДД или МВД. В заявлении, которое можно отослать через интернет, нужно:

  • указать номер и модель автомобиля, на котором было произведено нарушение;
  • назвать источник видеозаписи (смартфон, видеокамера и др.);
  • указать место, где было произведено нарушение;
  • описать манёвры, которые совершал водитель на обочине;
  • дать свои контактные данные, телефон, e-mail.

Если через 30 дней официальный ответ не придёт на почту, необходимо повторно написать заявление, указав, что ранее жалоба уже отсылалась.

Изменения законодательства при наложении штрафа за езду по обочине

В 2007 году штрафные санкции за проезд по обочине или по бордюрам составлял 500 руб., в 2010 он был увеличен в 2 раза. С 2017 года он снова был увеличен. Штраф за обочину 2018 равен 1500 руб.

В настоящее время общественные активисты автомобильного движения пытаются добиться увеличения штрафных санкций за это нарушение. Неоднократно такие предложения вносились в профильный комитет Госдумы РФ. По мнению автомобильных экспертов, в течение ближайших лет наказание за незаконный выезд на обочину справа или слева может возрасти.

Машины обгоняют пробку по обочине

Как избежать штрафных санкций и отстоять свои права

Если нарушение было зафиксировано даже видеокамерой, установленной на трассе, не стоит сразу оплачивать штраф за обочину. Если есть желание и определённые юридические знания, то лучше попытаться доказать свою невиновность.

В первую очередь, нужно убедиться, что номер ТС был точно распознан на фотографии или на видеофайле. Затем следует уточнить, не выписаны ли . Это может произойти по причине близкого расположения комплексов видеофиксации, которые фиксируют одно и то же нарушение одновременно несколькими видеокамерами. Если пришла квитанция об оплате второго штрафа, то его можно и нужно обжаловать.

Каждый водитель теоретически может обосновать, что двигался по обочине вынужденно, для объезда другого автомобиля, чтобы избежать аварийной ситуации на этом участке дороги. Здесь нужно иметь в виду, что видеокамеры могут фиксировать не весь участок. В таком случае следует в качестве доказательства приложить видео, сделанное на своём видеорегистраторе или смартфоне.

Перед подачей жалобы можно выяснить, соответствует ли видеокамера существующим ГОСТам и нормам ПДД. Для этого надо попросить показать сертификаты и документы о периодической проверке их работоспособности. При наличии каких-то зацепок можно попробовать в суде доказать свою невиновность. Если проанализировать судебную статистику, то около 2/3 судебных исков удовлетворяются в случае наличия у водителей доказательств неисправности технических средств фиксации.

Комплекс фото- и видеофиксации

Доказать свою невиновность можно и в случае, если за рулём в момент нарушения находился не собственник машины, а другой человек, которому было разрешено управлять автомобилем на основании страхового полиса ОСАГО. Это можно доказать при наличии фотографий или видеозаписи, на которых можно увидеть, что за рулём был не автовладелец. Можно также предоставить и иные доказательства в виде билетов на самолёт, поезд или автобус, табель учёта рабочего времени, командировочное удостоверение, визы о пересечении границы России или гостиничные квитанции. В суд можно привести и свидетелей, которые подтвердят, что этот человек находился с ними в командировке или на отдыхе и не мог быть в этом момент за рулём машины.

ПДД лучше не нарушать, но если сотрудники ГИБДД необоснованно пытаются выписать штраф за движение или обгон по обочине, то нельзя опускать руки. Чем больше у водетеля будет доказательств своей невиновности, тем выше шансы выиграть процесс и избежать штрафных санкций или лишения прав за вождение машины на обочине и в иных неустановленных и запрещённых местах.

Сколько составляет штраф за езду по обочине в 2017 году, зависит от некоторых немаловажных нюансов. Они отображены в российском законодательстве.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В 2017 году количество правонарушений, которые напрямую связаны с ездой по обочине, увеличились в разы.

Многие недобросовестные водители не обращают внимания на утвержденные правила дорожного движения и продолжают ездить по “своим правилам”.

Им лучше заплатить относительно небольшой штраф, но при этом не стоять в многочасовых пробках.

Рассмотрим подробней, какое наказание грозит нарушителям правил дорожного движения по вопросу езды по обочине.

Важные аспекты

Перед рассмотрением основного вопроса изначально рекомендуется изучить общие моменты и законодательное регулирование.

Это позволит минимизировать риски возникновения различного недопонимания с инспекторами ГИБДД.

Что нужно знать

Под определением “обочина” подразумевается часть дороги, которая различается от основного типа дорожного полотна.

Помимо различного покрытия, обочина разделяется от основной дороги определенной разметкой.

Согласно утвержденным правилам дорожного движения, основным предназначением обочины принято считать передвижение по ней пешеходов либо велосипедистов, включая возможность парковки транспортного средства по мере необходимости.

Передвижение транспортных средств по обочине законом признается таковым, как грубое правонарушение.
Основные последствия от передвижения по обочине отображены в ПДД.

К примеру, передвижение по обочине влечет за собой:

За передвижение по обочине водители транспортных средств привлекаются к административной ответственности.

Заметки в ПДД

Согласно пункту 1.2 ПДД России, обочина – крайняя часть дороги, отличительной особенностью которой является тип покрытия либо разметка 1.2.1/1.2.2.

Именно по обочине многие водители пытаются проехать с целью объезда имеющихся “пробок на дороге”. Нередко этим водители создают препятствия для иных участников дорожного движения и пешеходов.

В случае обнаружения нарушения, инспекторы ГИБДД немедленно останавливают транспортное средство и на основании действующего Кодекса об административных правонарушениях привлекают к административной ответственности.

Если нарушение является грубым, то есть большая вероятность изъятия прав на определенный срок.

Какими нормативными актами регулируются

Основным нормативным документом, который предусматривает административную ответственность за правонарушения правил дорожного движения принято считать КоАП РФ.

В частности водителям необходимо обращать внимание на такие статьи:

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что Уголовным Кодексом РФ предусматривается лишение свободы на срок до 9 лет, если езда по обочине повлекло за собой ДТП со смертельным исходом либо же серьезные нарушения со здоровьем.

Какой предусмотрен штраф за езду по обочине

С января 2015 года административная ответственность в виде штрафа за проезд по обочине составляет 1,5 тысячи рублей.

Размер взыскания далеко не всех останавливает водителей, но, по мнению инспекторов ГИБДД , ситуация на обочине изменилась в лучшем направлении и число аварий, которые напрямую связаны с таким правонарушением существенно сократилось.

Некоторые водители все-таки умудряются совершать обгон пробки не только по своей обочине (правой), но и по встречной (левой), нарушая при этом одновременно с этим несколько запретов.

Из-за такой манеры езды, водители не только заплатят цену штрафа за обочину 2017 в размере до 5 тысяч рублей, но и дополнительно будут лишены водительских прав на период до полугода.

Кому разрешено движение

Пунктом 9.9 ПДД установлен запрет на передвижение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них может допускаться исключительно с целью остановки и стоянки (согласно пункту 12.1 ПДД России), на правой части дороги.

На левой части дороги остановка и стоянка допускается при условии:

Согласно российскому законодательству допускается возможность передвижения по обочине транспортных средств:

  • коммунальных и различных дорожных служб;
  • занимающихся подвозом грузов к объектам (включая торговых), находящихся на обочинах и отсутствуют иные способы подъезда.

Дополнительно по обочине можно передвигаться, не формируя при этом помех для пешеходов, допускается:

  • велосипедистам возрастом более 14 лет при отсутствии велосипедных дорог либо же возможности по ним передвигаться (согласно пункту 24.2 и 24.6 ПДД России);
  • мопедов;
  • гужевых повозок, а также верховых и вьющих животных (исключительно в один ряд по право стороне) – согласно пункту 25.2 ПДД.

В иных ситуациях российское законодательство исключает возможности передвигаться по обочине транспортным средствам.

Размер суммы к оплате

Сумма взыскания за данную разновидность правонарушения поднимался неоднократно. Еще несколько лет назад размер штрафа составлял всего 500 рублей, после увеличился до 1 тысячи рублей. В 2017 году за выезд на обочину – штраф 1,5 тысячи рублей.

Размер взыскания относительно небольшой, из-за чего многие недобросовестные шоферы предпочитают игнорировать требования правил дорожного движения и всеми силами пытаются объехать транспортный поток.

Из-за огромного числа правонарушений данного тип, активисты с помощью сервиса “Общественная российская инициатива” добиваются повышения размер взыскания как минимум в 2 раза.

По их мнению, это позволит существенно улучшить ситуацию с неправомерной ездой по обочинам.

Одновременно с этим важно понимать, что эффект будет только в том случае, когда водители осознают всю серьезность езды по тротуарам.

В Москве

Езда по тротуарам в столице России не является исключением. Более того, по статистике, наибольшее число правонарушений из этой категории припадают на столичных водителей.

Российское законодательство не различает регионы при определении размера взыскания. Именно по этой причине штраф стандартный – 1,5 тысячи рублей.

Если брать во внимание уровень жизни в столице, то этот штраф не оказывает необходимого воздействия на водителей.

В Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге из-за постоянных пробок, многие автолюбители вынуждены ездить по тротуарам с целью скорейшего их объезда.

Наличие пробок не является основанием для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности.

Вне зависимости от того, кто именно нарушил установленные правила дорожного движения, размер штрафа составляет 1,5 тысячи рублей.

Видео: езда по обочине, опасная обочина, правила ПДД

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что в случае совершения ДТП, КАСКО не может покрыть расходы гражданской ответственности.

Ответственность при ДТП на МКАДе

Правилами дорожного движения предусмотрено несколько разновидностей ответственности:

Вне зависимости от того, на МКАДе произошло ДТП либо в ином месте/районе/регионе уровень ответственности определяется исходя из типа дорожно-транспортного нарушения.

Способы оспорить взыскание

В том случае, если водитель транспортного средства не соглашается с вынесенным для него Постановлением, то у него имеется всего 10 дней для обжалования.

Штраф за езду по обочине предусмотрен в законодательстве Российской Федерации. Как его избежать? Очень просто – не отступать от законодательных норм движения по дороге, а строго соблюдать в любой ситуации.

Причина езды по обочине кроется в нетерпеливых водителях, которые желая, как можно скорее проехать пробку или затор, вылезают за сплошную линию разметки дорожного полотна. Это не только неподчинение действующим правилам поведения на дороге, но и хамство по отношению к другим водителям, также есть большая вероятность попасть в аварию. Чтобы уберечь время и нервы лучше потратить время в пробке, чем на беседу с инспектором ГИБДД.

Исходя из трактовки Пдд обочиной считается часть дороги, которая располагается с правого и левого краёв асфальтированного дорожного пути – основной дороги. Основная дорога отделена от обочины специальной разметкой: сплошной или прерывистой.

Большая ошибка многих водителей думать, что обочина должна быть отделена от асфальтированной дороги отбойными сооружениями или разделителями. Как правило, разделители устанавливают на федеральных трассах или на дорогах с интенсивным движением.

Движение по обочине на автотранспортном средстве – это прямое нарушение правил.

Можно ли ездить по обочине без штрафа.

Выехать за пределы основной дороги, нарушая разметку, можно только в следующих случаях:

  • Аварийная остановка транспортного средства – важно остановиться на правой стороне. Если на дороге есть знак «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена», то стоящий на обочине автомобилист обязан выставить на дорогу знак аварийной остановки, а также включить аварийные габариты на автомобиле.
  • Участник движения — транспорт дорожной службы.
  • Участник движения — транспорт коммунальной службы.
  • Если участником движения по автотрассе является грузовое транспортное средство, которому нужно произвести погрузку/разгрузку и единственно возможный вариант подъезда к месту назначения – обочина.

С левой стороны автодороги стоянка возможна если:

  1. На дороге организована только одна полоса для каждого из направлений (при отсутствии трамвайных путей).
  2. Организовано одностороннее движение, при котором запрещён проезд грузовых транспортных средств с весом больше 3,5 тонн.

Также есть возможность проехать по обочине не только водителям автотранспортных средств, но и прочим участникам движения:

  1. Велосипедисты старше 14-ти лет при отсутствии выделенной полосы для велосипедистов или невозможности проехать по ней.
  2. Мопеды могут двигаться по обочине.
  3. Гужевые повозки, вьючные и верховые животные также могут продолжать движение по обочине.
Размер штрафа за езду по обочине

Проезд и обгон по обочине с правой стороны дороги выделяются как нарушения маневрирования и правил обгона. Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей по статье 12.15, п. 1 КоАП РФ .

Проезд и обгон транспортных средств (дорожных заторов) по обочине с левой стороны дороги имеет более серьёзные последствия для водителя, ведь к несоблюдению правил обгона и манёвров прибавляется езда по полосе встречного движения. Штрафы за такой проезд находятся в пунктах, связанных с выездом на встречную полосу. Помимо этого, п.11. 2 ПДД РФ запрещает обгонять транспортное средство, если после обгона водитель не сможет вернуться в свою полосу без создания помех обгоняемому автомобилю и другим транспортным средствам. За такое правонарушение по ст.12.15, п. 4 КоАП предусмотрен штраф в сумме 5000 рублей или запрет на управление транспортным средством на срок до 180 дней.

Если нарушение будет зафиксировано вторично камерами видеофиксации, то выписывается штраф в сумме 5000 рублей или запрет на управление автомобилем на период до 365 дней.

Другие штрафы.

Съехав с основной дороги движения можно получить штраф не только за езду по обочине, но и другие сопутствующие штрафы:

  • выключенные поворотники – 500 рублей;
  • игнорирование разметки дорожной полосы – 500 рублей;
  • водитель не обеспечил преимущество для пешехода – 2500 рублей;
  • при наезде на пешехода штраф за причинение вреда здоровью – от 2000 до 25000 рублей.
Фиксация нарушения.

Обычно для фиксации езды по обочине сотрудники ГИБДД составляют протокол, документируют постановление и выносят штраф. При повторном нарушении дело отдают на рассмотрение мировому судье, чтобы он принял решение о лишении прав.

Если сотрудник оформляет нарушение на основе собственного наблюдения без свидетелей и видео или фото фиксации, то водитель сможет приводить какие-либо уважительные причины или доказывать свою невиновность.

Если же нарушение зафиксировано камерами, то говорить о своей правоте бесполезно, тем более, что теперь все видео доказательства являются прямым аргументом в суде.

Яркий пример хорошей работы камер видео фиксации – это Московская Кольцевая Автодорога. МКАД – это огромный комплекс дорог, по которым ежедневно проезжают тысячи автомобилистов, естественно, при этом идёт очень много нарушений. Штраф за езду по обочине в Москв е такой же, как и везде – 1500 рублей , разница лишь в том, что попасться на нарушении можно гораздо чаще, чем где-либо. Всё дело в огромном количестве камер, которые фиксируют не только нарушения скоростного режима, но и нарушения разметки.

Выезд автомобиля на обочину помогает справиться с пробкой или затором на дороге очень редко, зато гораздо чаще по статистике это провоцирует дорожно-транспортное происшествие. Нетерпеливый водитель может испортить не только своё здоровье и автомобиль, но и повредить транспортные средства других участников движения. В подобном ДТП виновным признают водителя, который двигался по обочине с вероятностью 99%, ведь это серьёзное нарушение. Езда по обочине увеличивает количество мелких ДТП и способствует увеличению времени ожидания в пробке.

Каждый водитель должен соблюдать действующие ПДД, определяющие уровень безопасности для многих участников транспортного движения. Одно из основных требований – это учет ограничений относительно мест, где разрешается передвигаться на машине. Езда по обочине приводит к , вне зависимости от сложившихся обстоятельств на дороге.

Трактовка понятия «обочина»

В ПДД прописано трактование понятия «обочина». Под данным термином принято понимать территорию, которая располагается с проезжей дорогой. Обочина всегда отличается специальным покрытием, а также разметкой, выполненной с учетом определенных требований. ПДД разрешает передвигаться по тротуару только взрослым велосипедистам и обычным пешеходам.

Таким образом, любая езда машины на обочине запрещена. Скорость не играет какой-либо роли. Единственное исключение – это необходимость срочной остановки, причем помехи должны исключаться даже в то время, когда водитель съезжает с места парковки.

В крупных российских городах, где отмечаются частые транспортные заторы, инспекторы ГИБДД зачастую фиксируют нарушения относительно езды по обочине. Однако «пробка» не может быть даже смягчающим обстоятельством.

Такие ситуации приводят к повышению опасности пешеходов и велосипедистов, так как они утрачивают возможность свободного, безопасного передвижения. Важно понимать, что переезд в нужный ряд машин приводит к образованию дополнительных помех для других участников дорожного движения и увеличение километража «пробки». Такие маневры по обочинах, отличающихся визуально и схематичной разметкой от основного полотна дороги, приводят к штрафным санкциям.

Кому разрешается двигаться по обочине?

В России запрещено движение машин по обочинам даже, если на основной дороге произошла «пробка» и отсутствует возможность быстрого передвижения. Исключением является необходимость срочной остановки, которая не будет создавать помех другим участникам автомобильного движения.

Парковка слева на обочине разрешена только в исключительных случаях:

  • наличие одной полосы проезжей дороги с учетом разного направления транспортных средств, а также с обязательным отсутствием путей для движения трамваев;
  • транспортное движение по одному направлению (грузовики, вес которых превышает три с половиной тысяч тонн, могут останавливаться только для загрузки – разгрузки).

Таким образом, парковка на левой стороне дороги также часто приводит к появлению штрафных санкций. Соблюдение этих требований ПДД определяет уровень безопасности для каждого водителя.

По обочине разрешается движение следующего транспорта:

  • машины, которые принадлежат специальным местным службам, выполняющим коммунальные обязанности;
  • грузовой транспорт, используемый для доставки различного товара.

Чаще всего для коммунальных машин, грузовиков движение разрешается только в исключительных ситуациях. Обычно разрешается движение по обочине только для определенных видов транспортов (велосипеды и легкие мопеды), а также для людей-пешеходов. Данные нормы прописаны в действующем ПДД РФ.

Размер штрафных санкций

Какой установлен штраф за езду по обочине в 2017 году? Принимая во внимание явный факт нарушения ПДД, обязательно налагается штраф в размере 1500 российских рублей. В 2017 году повышение штрафных санкций не отмечалось. Статистика подтверждает, что небольшая сумма в 1500 рублей пугает далеко не всех водителей, поэтому автомобилисты, которые попали в «пробки» и спешат по делам, все равно допускают нарушения ПДД.

В настоящее время активисты стараются добиться увеличения размера штрафных санкций. Главной задачей является успешное решение проблем, связанных с обгонами и потенциально негативными последствиями таких нарушений вождения машинами. Эксперты отмечают, что увеличение взыскания целесообразно только, если водители начнут понимать отсутствие возможности избежать наказания.

По данной причине изначально нужно позаботиться о внедрении специального оборудования, позволяющего . Только оттачивание схемы наказания правонарушителей может привести к соблюдению правил относительно невозможности езды по обочинах дорог.

Существующие противоречия при наложении штрафных санкций

На законодательном уровне зафиксирован размер штрафных санкций. Кроме этого, тщательно прописана процедура наложения штрафов, которые должны выплачиваться в обязательном порядке.

Например, водители могут оказаться правонарушителями даже, если они просто припарковались на обочине и в остальном соблюдали ПДД. Законодательство разрешает остановить машину только, если отсутствуют помехи для движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Соблюдение данного правила не так легко доказать, как хотелось бы. Этому способствует отсутствие специализированного оборудования, которое должно фиксировать все нарушения на фото и видео.

Во многих ситуациях парковка транспорта на тротуаре повышает риск оказаться оштрафованным. Водитель может припарковаться только, если учитывать важные нюансы ПДД. Если при выезде фиксируется факт движения инспектором, появляется возможность легитимного обвинения в нарушении ПДД. Это обусловлено тем, что парковка разрешена, а езда – запрещена. Таким образом, выплата штрафа оказывается неминуемым процессом. В дальнейшем все зависит от ситуации на дороге, наличия транспортной пробки и настроения инспектора ГИБДД.

Движение по обочине встречной полосы

Отдельное нарушение законодательства, действующего для водителей, – это обгон пробки. В этом случае шустрые автомобилисты могут выезжать на обочину встречной полосы, в результате чего повышаются риски относительно получения крупного штрафа. К печальным последствиям приводит следующий факт: фиксируется нарушение сразу двух правил. Автомобилистам нельзя ездить по встречной полосе и обочине.

Размер штрафа увеличивается, причем возможность для его обжалования полностью исключается. Более того, вправе лишить автомобилиста его водительских прав на срок до полугода.

Вывод

Запрет езды на обочине направлен на гарантированную безопасность для всех участников дорожного движения. Несмотря на отсутствие риска , наказание в виде штрафных санкций становится обязательным.

Езда автомобиля даже на минимальной скорости по тротуару повышает риск автомобильных аварий и получения травм пешеходов или велосипедистов. В последнее время местные власти городов России успешно решили вопросы, связанные с парковкой транспортных средств и регуляцией движения при пробках, благодаря чему правонарушения фиксируются все реже.

Время чтения: 4 минут

Некоторые водители регулярно нарушают ПДД, даже не подозревая об этом. В частности, речь идет о движении по обочине. Причем иногда это делается преднамеренно, иногда по причине незнания об ответственности, а иногда просто случайно. В любом случае езда по обочине недопустима. Чтобы избежать штрафных санкций, нужно четко знать границы дозволенного и разобраться, за что именно они могут быть начислены.

Определение обочины

Первым шагом на пути к пониманию того, как избежать нарушения ПДД, является определение обочины. В правилах указано, что обочина – это участок, плотно прилегающий к дорожной полосе. Она отделяется одной из двух видов разметки:

  • сплошной (нет зон разворота транспорта, прилегающих поворотов, съездов и т. п.);
  • прерывистой (при наличии одного из вышеперечисленных факторов).

Однако за пределами города разметка чаще всего нанесена не будет. В этом случае обочиной считается крайняя часть дороги. Стоит отметить, что на обочине чаще всего нет асфальта и могут находиться посторонние предметы.

Можно ли передвигаться по обочинам

Согласно пункту 9.9 ПДД РФ, езда по обочине запрещена. Об этом следует помнить и не нарушать правил. При этом съезд с трассы, парковка и выезд обратно не являются нарушениями. Нужно лишь придерживаться следующих правил:

  • после съезда с дороги необходимо сразу же остановиться;
  • парковаться следует так, чтобы части вашего автомобиля не пересекали разметку;
  • при выезде на трассу разгоняться по обочине нельзя – сначала нужно выехать на полосу и только потом набирать скорость;
  • парковаться можно только на попутной обочине. Однако на дорогах с односторонним движением (даже многополосных) это разрешается делать по обеим сторонам.

Кто может законно передвигаться по обочинам

Несмотря на запрет транспортным средствам (ТС) передвигаться по прилегающей к полосе территории, есть и исключения. В частности, передвижение разрешено:

  • дорожным службам и спецтехнике;
  • автомобилям, которые занимаются доставкой товаров (но только при условии, что нет другого выхода);
  • велосипедистам (при условии, что движение по краю дороги на данный момент невозможно и отсутствуют велодорожки);
  • гужевым повозкам (должны ехать максимально справа от дорожного полотна; если их несколько – выстраиваться в колонну).

Можно ли ездить по встречной обочине

Поскольку водитель получает штраф за совершение административного правонарушения, уплатить его можно везде, где предусмотрена такого рода услуга. Это может быть:

  • отделение любого банка;
  • платежные терминалы;
  • онлайн-сервисы по оплате штрафов;
  • интернет-банкинг.

Оплата происходит по реквизитам местного отделения ГИБДД. Данные можно узнать из интернета либо посетив отделение дорожной полиции.

Подлежит ли штраф обжалованию

Любое решение правоохранительных органов можно обжаловать. Это касается и административных штрафов. Однако статистика обжалований решений именно по этому правонарушению сложилась не в пользу водителей. Дело в том, что практически невозможно доказать, что вы не совершали движение, а просто парковались. Поэтому проще заплатить штраф. Однако, если вы действительно невиновны и вообще не пересекали разметку (например, проезжали мимо камеры, а она зафиксировала тень машины на обочине и ошибочно зафиксировала это как нарушение), отстаивать свои права все же стоит.

Что в итоге

Обобщив вышесказанное, можно прийти к выводу: по обочине ездить нельзя. За это предусмотрен штраф, который практически невозможно оспорить. Однако взыскание можно получить и при неправильном выезде на полосу после остановки. Так что на обочинах лучше вообще не останавливаться, если в этом нет острой необходимости.

К чему приводит езда по обочине: Видео

Поделиться: