Мероприятия для природных объектов. Охрана окружающей среды на предприятии и производстве

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

  • - правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
  • - материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
  • - инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

  • - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
  • - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются: строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров.

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры - не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.

Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде.

Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

Мероприятия по охране окружающей среды - сохранение атмосферы, почв, водных ресурсов, флоры и фауны первостепенная задача всего человечества. Природа регулярно претерпевает негативное влияние технического прогресса, в результате которого нарушается ее равновесие.

В связи с этим все развитые страны ежегодно ужесточают требования к пользованию землей и водами, максимально снижают разрушительное воздействие на воздух, следят за состоянием растительного и животного мира.

Объекты, подлежащие охране и защите

В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей природной среды» защите подлежат такие объекты:

  • озоновый слой атмосферы;
  • недра земли, почва;
  • поверхностные и подземные воды;
  • флора и фауна;
  • генетический фонд, микроорганизмы.

Тщательно охраняются заказники, заповедники, парки и памятники природы. Ведется детальный учет животных и растений, которым грозит исчезновение.

Меры защиты атмосферного воздуха

Разработка раздела мероприятия по охране окружающей среды, направленных на охрану атмосферы, называется санитарно-техническим. Он включает возведение сверхвысоких дымовых труб, монтаж газопылеочистного оборудования, герметизацию технических устройств и транспорта.

С целью снижения негативного влияния промышленных и других объектов на воздух, разработаны такие мероприятия:

  • использование топлива, сырья и материалов с минимальным выбросом вредных веществ;
  • разработка экологически чистых возобновляемых источников энергии, усиленное развитие альтернативной энергетики;
  • оснащение производств новейшим оборудованием, соответствующим установленным стандартам;
  • внедрение современных технологий в процесс переработки отходов и более эффективной добычи, обработки и использования добытых ресурсов и материалов;
  • установка оборудования для рециркуляции отработанных и дымовых газов в промышленности и отдельных частных случаях;
  • разработка очистительных систем для выхлопных газов;
  • устранение неорганизованных и минимизация организованных источников выбросов.

Нормативной основой управления охраной атмосферного воздуха является показатель его качества. Для определения этой величины и сравнения ее с установленными стандартами, определяют предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ - допустимое значение загрязняющего химического соединения, содержащегося в воздухе, которое не влияет негативно на живые организмы.

Защита водных ресурсов

К числу мероприятий по сохранности мирового океана относятся:

  • возведение новых и реконструкция старых комплексов по сбору, очистке, перемещению и выпуску стоков;
  • разработка скважин водоснабжения;
  • удаление загрязнений подземных и поверхностных вод, возникающих от воздействия сточных вод и продуктов жизнедеятельности людей и животных;
  • создание и поддержание необходимого режима по содержанию водоохранных зон;
  • регулирование частоты водоотбора подземных вод.

Все мероприятия по защите водных ресурсов делятся на профилактические и специальные. Профилактические меры являются самыми важными, так как требуют меньших затрат и препятствуют возникновению чрезвычайных ситуаций.

Охрана почв и земель

Почвы подвергаются регулярному опасному воздействию со стороны предприятий промышленности и теплоэнергетики, свалок с отходами, кислотных дождей и даже сельского хозяйства.

Для ограничения негативных последствий природоохранные нормативы предусматривают особые положения, регулирующие правила пользования землей, предназначенной для:

  • сельскохозяйственных нужд;
  • высаживания лесов;
  • обустройства зон отдыха и заповедных территорий.

Регламент строго ограничивает деятельность промышленных предприятий и тщательно контролирует работу агротехнических организаций.

Восстановление почвенных покровов осуществляется посредством гидротехнических процессов с поливом, культивации земель, борьбы с эрозией.

МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в редакции Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , руководствуясь статьями 7, 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан" , Магаданская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан" (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

а) решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

б) решение Магаданской городской Думы от 21 июля 2010 года N 56-Д "О внесении изменений в Положение о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

в) подпункт 1.5 пункта 1 решения Магаданской городской Думы от 23 апреля 2009 года N 58-Д "О внесении изменений в отдельные решения Магаданской городской Думы" .

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования в городских средствах массовой информации.


"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации , федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , "Об отходах производства и потребления", "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", Лесным и Водным кодексами , Уставом муниципального образования "Город Магадан" .

1.3. Основными целями мероприятий по охране окружающей среды являются:

Определение приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на территории городского округа;

Обеспечение конституционных прав жителей муниципального образования "Город Магадан" на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

Повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного экологического контроля и надзора Российской Федерации, специалистами и представителями производственного и общественного экологического контроля по вопросам профилактики и предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.4. Задачами мероприятий по охране окружающей среды являются:

Формирование основных направлений деятельности органов местного самоуправления в области организации мероприятий по охране окружающей среды и правовой основы организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан";

Обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

II. Мероприятия по охране окружающей среды

2.1. Мероприятия по охране окружающей среды муниципального образования "Город Магадан" (далее по тексту также - городской округ) включают в себя:

1) мероприятия по благоустройству территории городского округа;

2) организацию использования, охраны, защиты лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

3) повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

4) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

(пп. 4 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

5) осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

6) осуществление муниципального лесного контроля;

7) наблюдение и сбор информации о состоянии окружающей среды;

8) проведение совещаний, конференций, семинаров, смотров, конкурсов по вопросам охраны окружающей среды;

9) развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры населения города;

9) работу с обращениями граждан по вопросам состояния и охраны окружающей среды;

10) осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды и рассмотрение результатов общественного контроля в соответствии с законодательством;

11) проведение акций по санитарной очистке особо охраняемых территорий города;

12) организация природоохранных мероприятий, направленных на создание условий и обустройство мест массового отдыха населения;

13) установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

14) организация мероприятий, создающих условия для развития экологического туризма в границах городского округа;

15) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Магаданской области и муниципальными правовыми актами.

2.2. Организация мероприятий по охране окружающей среды предусматривает:

Реализацию мероприятий по охране окружающей среды преимущественно через разработку целевых программ охраны окружающей среды и планов мероприятий, утверждаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами в порядке, предусмотренном законодательством и муниципальными правовыми актами;

Осуществление мероприятий по охране окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа в соответствии с действующим законодательством.

III. Деятельность органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды

3.1. Магаданская городская Дума:

Принимает нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа;

Осуществляет контроль исполнения принятых нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;

Назначает публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы, по вопросам охраны окружающей среды при принятии решений, касающихся реализации проектов производственной и иной хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду;

Осуществляет иные полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа в соответствии с законами Российской Федерации и законами Магаданской области.

3.2. Мэрия города Магадана:

Осуществляет разработку и реализацию программ, комплекс мер, прогнозов развития и планов по охране окружающей среды;

Взаимодействует с органами государственной власти, физическими и юридическими лицами в целях организации мероприятий по охране окружающей среды;

Принимает в пределах предоставленных полномочий решения по вопросам экологической экспертизы, делегирования экспертов для участия в государственной экологической экспертизе, осуществления иных, определенных законодательством, полномочий в области экологической экспертизы;

Получает от органов государственной власти информацию об объектах экологической экспертизы, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

Осуществляет ведение учета природопользователей, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа;

Осуществляет координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны окружающей среды и осуществления в пределах предоставленных полномочий проверок соблюдения ими исполнения законодательства, выполнения мероприятий по охране окружающей среды, требований, норм и правил;

Участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

Организует сбор, обработку, анализ информации о состоянии окружающей среды на территории городского округа, организацию информирования населения о состоянии окружающей среды;

Осуществляет организацию и развитие системы экологического образования, формировании экологической культуры среди населения городского округа, освещении экологических проблем в средствах массовой информации;

В области мероприятий по охране окружающей среды оказывает содействие физическим и юридическим лицам в привлечении в установленном законом порядке финансовых средств физических и юридических лиц, благотворительных фондов для проведения природоохранных мероприятий;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

3.3. В целях обеспечения охраны окружающей среды органы местного самоуправления и их должностные лица имеют право:

Запрашивать у физических и юридических лиц информацию о проведении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, об образовании и размещении отходов производства и потребления и наличии договоров с предприятиями, осуществляющими вывоз твердых коммунальных отходов;

(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д)

Получать от органов государственной власти, организаций, осуществляющих экологический мониторинг, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использовать их при принятии решений по оздоровлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности территории городского округа;

Фиксировать факты и передавать материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния в области охраны окружающей среды в соответствующие государственные органы;

Вносить предложения в соответствующие государственные органы о приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

Обладают иными правами, предусмотренными настоящим Положением и нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

IV. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

4.1. Финансовое обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды на территории городского округа является расходным обязательством муниципального образования "Город Магадан".

4.2. Расходы на указанные мероприятия осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Магадан" на соответствующий финансовый год.

4.3. В целях реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" мероприятий по охране окружающей среды могут быть использованы иные источники финансирования, привлеченные в установленном законодательством порядке.

Глава муниципального образования
"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

На любом большом предприятии есть продукта отхода, которые необходимо утилизировать. Выбросы в атмосферу, например от сжигания топлива, ухудшает экологическую обстановку в зоне предприятия. Мероприятия по охране окружающей среды направлены на минимизацию вреда природе и человеку, которые работает на заводе и живет вблизи него.

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Общие требования при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания отходов производства и потребления.

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды - на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод и другие факторы.

Во исполнении требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

Обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;



Внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

Планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию. утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

Осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

Соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

Обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

Обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:

В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

Осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

Производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

Осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

Соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

Внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

Главную роль на производстве играет сам человек. Его права охраняются законом, а на предприятии подкрепляются службой охраны труда.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственная экспертиза условий труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных

Установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда;

Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном мне дипломном проекте я поставил перед собой задачу: автоматизировать плавильную отражательную печь; разобраться в технологическом процессе плавки медных концентратов; вычертить принципиальную и электрическую схему; максимально рационально выбрать все приборы, исходя из их назначения и применения, цены и качества; схематично установить приборы на щите, составить таблицу коммутации щита.

Все поставленные задачи были выполнены, в ходе которых я закрепил все знания полученные за годы обучения.

При довольно больших годовых объемах выбросов, образованных на ВОМЗ, они не оказывают существенного влияния на окружающую среду, поэтому рекомендации по улучшению экологической обстановки будут носить профилактический характер .

На предприятии имеются проекты перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. В проектах планов предусматриваются конкретные методы и технологические методы. К защитным относятся такие методы, которые непосредственно не воздействуют на источник загрязнения, а направлены на снижение влияния загрязнителей, образующихся в процессе производства, по следующим направлениям: сосредоточение выбросов, изоляция, герметизация и тому подобное .

Группа активных методов предусматривает существенное снижение или ликвидацию загрязнителей в местах их образования в результате совершенствования и разработки оборудования и технологических процессов по принципу малоотходной или безотходной технологии [Там же].

Для предприятия разработаны научно обоснованные нормы допустимых выбросов различных веществ в атмосферу. В последние годы на «Вологодском оптико-механическом заводе» уделяется большое внимание экологической политике. За свою работу в данном направлении предприятие уже отмечено двумя дипломами. С целью сохранения окружающей среды в настоящее время там действует специальная программа, которая включает в себя ряд мероприятий природоохранного характера. Если говорить в целом о данной программе ВОМЗ, то она ведется по трем направлениям: отходы, воздух и вода, причем за их выполнением следит специально созданная на заводе служба - экологическое бюро [Там же].

При решении задач, связанных с охраной окружающей среды, приоритет отдается тому комплексу мероприятий, который обеспечивает наибольшее ограничение или полное прекращение поступления во внешнюю среду неблагоприятного фактора (физического, химического). При рассмотрении мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха можно выделить следующие три группы :

  • 1. Технические мероприятия;
  • 2. Санитарно-технические мероприятия;
  • 3. Планировочные мероприятия.

Радикальной мерой борьбы с загрязнением атмосферного воздуха является

создание замкнутых технологических процессов, при которых отсутствует выброс в атмосферу, образующийся на промежуточных стадиях производства. Перспективным является и принцип комплексного использования природного сырья по типу безотходной технологии. Среди технологических мероприятий можно выделить :

  • 1. Создание более прогрессивных в отношении уменьшения загрязнения окружающей среды технологических схем;
  • 2. Замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными;
  • 3. Очистка сырья от вредных примесей;
  • 4. Ликвидация производства;
  • 5. Замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми;
  • 6. Герметизация пневмотранспорта для пылящих материалов.

Группа санитарно-технических мероприятий касается специальных мер по защите воздушного бассейна при помощи производственной вентиляции и очистных сооружений [Там же].

Вентиляция является важным средством оздоровления производственной среды. Даже при строгом соблюдении требований к технологии и оборудованию, часть производственных вредностей может поступать в рабочую зону, и борьба с ней ведется с помощью вентиляции. Кроме того, устройство вентиляции и в ее составе специальных очистных установок позволяет предупредить загрязнение воздуха удаляемыми из цеха вредными веществами .

Производственная вентиляция - система воздухообмена с помощью санитарно-технических устройств и сооружений для удаления производственных вредностей и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей гигиеническим требованиям. Она используется для борьбы с избыточным теплом, влагой, вредными газами, парами и пылью [Там же].

Среди видов вентиляции, аэрация является более экономичным, так как она не требует затрат электроэнергии в процессе эксплуатации. Для удаления загрязненного воздуха предусматривается устройство фонарей в кровле или в верхней части стен. Части кровли, предназначенные для подачи приточного воздуха, имеют более низкое размещение .

На производстве наиболее распространена механическая вентиляция. Приточная вентиляция имеет целью подачу воздуха для компенсации удаленного вытяжной вентиляцией воздуха. Приточная вентиляция служит также для разбавления вредностей (снижение влажности, концентрации вредных веществ), созданию благоприятного микроклимата на отдельных рабочих местах. Такая вентиляция называется местной приточной [Там же].

Общая приточная система может подавать воздух более или менее равномерно по всему цеху или лишь в отдельные зоны. Место забора воздуха располагается вдали от выброса загрязняющих веществ и с наветренной стороны по отношению к ним [Там же].

Для перемещения воздуха используются центробежные и осевые вентиляторы. Вентиляторы являются источниками шума и вибрации, передаваемыми на расположенные вблизи рабочие места. Для борьбы с ними используют звукоизолирующие камеры, средства виброгашения, пружинные амортизаторы, присоединение воздуховодов к вентилятору при помощи мягкой воздухонепроницаемой ткани и другое [Там же].

При пылевыделениях подачу воздуха осуществляют в верхнюю зону во избежание повышенной подвижности воздуха снизу, что может вести к вторичному пылевыделению вследствие подъема уже осевшей пыли. По той же причине выход воздуха должен производиться с наименьшей скоростью [Там же].

Ведущее место в борьбе с производственными вредностями занимает вытяжная вентиляция. Она может быть местной и общей. Местная вытяжная вентиляция локализует, то есть ограничивает и удаляет вредности в местах их образования и выделения. Местная вентиляция - наиболее эффективный и экономичный способ удаления производственных вредностей, но не всегда возможный (например, в случае больших, трудноукрываемых поверхностей выделения токсичных веществ, тепла, влаги, при наличии многочисленных источников и тому подобного). В этих случаях вредности попадают в общую воздушную среду цеха и удаляются общеобменной вытяжной вентиляцией .

Местные вытяжные устройства - могут быть в виде кожухов, полностью или частично укрывающих источник вредных выделений, вытяжных шкафов с рабочими окнами для обслуживания, зонтов и бортовых отсосов - открытых конструкций, всасывающие отверстия которых приближены к источнику выделения. Отсасывание воздуха непосредственно из оборудования или из-под кожуха, которым оно укрыто, называется аспирацией [Там же].

Кожухами укрывают разнообразные источники пылевыделений, паровыделений и газовыделений. Основное условие их эффективности - отсутствие неплотностей. Зонты эффективны при наличии конвективных тепловых потоков, когда нагретый воздух при своем движении вверх увлекает выделяющиеся пары, газы и аэрозоли [Там же].

Обычно на производстве не устанавливается отдельно вытяжная или приточная система вентиляции, а используются комбинированные системы приточно-вытяжной вентиляции [Там же].

На предприятии двенадцать участков, которые оборудованы местной вытяжной вентиляцией. На некоторых участках применяется приточная вентиляция для подачи чистого воздуха в верхнюю зону цехов через перфорированные панели .

Очистка удаляемого воздуха является важной стадией его обработки, предупреждающей загрязнение атмосферы заводской площадки и воздушного бассейна вокруг предприятия. Для очистки промышленных выбросов используются различные конструкции очистных сооружений, отличающихся как принципом работы, так и способностью задерживать пыль и газы .

Очистные сооружения для улавливания пыли можно условно разделить на четыре вида в соответствии с принципом их работы: сухие механические пылеуловители, аппараты фильтрации, электростатические фильтры и аппараты мокрой очистки .

На ВОМЗ имеются 200 организованных источников загрязнения атмосферы (ИЗА). В связи с повышением требований к качеству очистки газов, расширяется применение газоочистных и пылеулавливающих аппаратов. Работу этих аппаратов характеризуют следующие основные показатели :

Эффективность (степень) очистки воздуха от загрязняющих веществ;

Производительность;

Гидравлическое сопротивление;

Стоимость очистки (в расчете на 1000м3 воздуха).

В атмосферу производством выбрасывается 237 т/год загрязняющих веществ, при этом улавливается газоочистными и пылеулавливающими установками 83т/год загрязняющих веществ, основную долю которых составляет пыль неорганическая, более 70 % .

В группу планировочных мероприятий входят следующие: зонирование территории города, организация санитарно-защитной зоны, планировка жилых районов, озеленение населенных мест и другие. Основные принципы и условия рационального размещения промышленных предприятий определены в «Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий СН 245-71» .

При решении вопросов зонирования большое значение придается «розе ветров» и рельефу местности. Промышленные зоны размещают на хорошо проветриваемых территориях города, с подветренной стороны жилых районов. В соответствии с требованиями СН 245-71, при составлении генпланов промышленных предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, эти предприятия должны отделятся от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ) .

СЗЗ - территория между границами промплощадки и зоной жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоной, зоной отдыха, курорта. СЗЗ устанавливается на предприятии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха до установленных пределов после проведения на предприятии всех мер по очистке промышленных выбросов. Зона должна быть соответствующим образом планировочно организованна, озеленена и благоустроена .

По санитарной классификации в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1. 984-00 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» ВОМЗ относится к III классу с СЗЗ равной 100 метров .

Говоря об экологической политике «Вологодского оптико-механического завода», надо сказать о том, что руководство предприятия постоянно и целенаправленно уделяет большое внимание внедрению природоохранных мероприятий. Ведь, как известно, забота об экологии - задача общая и решать ее нужно сообща .

Поэтому ВОМЗ предлагает при Департаменте Природных Ресурсов Вологодской области создать ассоциацию промышленных экологов, члены которой бы, в частности, знакомились с тем, какая работа по защите природы проводится ни на одном из Вологодских предприятий, помогли внедрять опыт тех, кто добился определенных результатов в этом деле. Кроме того, учитывая серьезные денежные средства, которые требуются на реализацию экологических программ и невозможность многих предприятий вследствие этого их выполнить, ВОМЗ предлагает перенять опыт ряда российских городов, где создаются специальные экологические фонды, с помощью которых предприятия получают льготные кредиты на реализацию экологических программ .

В целях соблюдения нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо ежегодно выполнять следующие мероприятия :

Обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов согласно плана-графика контроля. План - график лабораторного контроля ежегодно согласовывать с Управлением Росприроднадзора по Вологодской области;

Обеспечить проведение лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха селитебной территории в зоне влияния выбросов предприятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест» пункт 5.1., план-график лабораторного контроля ежегодно согласовывать в территориальном органе Роспотребнадзора;

В пределах СЗЗ ограничить строительство новых жилых зданий и сооружений;

Ежегодно проводить профилактический ремонт оборудования с целью поддержания оптимального режима работы, использовать более совершенное оборудование.

По сказанному в главе следует сделать выводы: производственная деятельность предприятия сопровождается выбросами 200 источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА), в том числе 181 организованных и 19 неорганизованных . Источниками загрязняющих веществ на ВОМЗ являются цеха, производственные участки, транспортная служба, мини ТЭЦ, котельная и другие .

На территории Вологодского оптико-механического завода в настоящее время выбрасывается 90 загрязняющих веществ (твердых - 43 и жидких/газообразных - 47). Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят выбросы III (умеренно опасные - 58,9 %) и IV (умеренно опасные - 39,9 %) классов опасности .

Суммарный валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение в целом по предприятию в 2015 году составляет 512,887 т/год (выбросы жидких и газообразных веществ - 98,1 %, выбросы твердых веществ - 1,9 %). Главные «загрязнители» атмосферного воздуха на ВОМЗ -оксид углерода и оксиды азота - 55,0 % и 40,3 % соответственно от выбросов жидких и газообразных веществ .

По санитарной классификации в соответствии с СанПиН ВОМЗ относится к предприятию III класса. При довольно больших годовых объемах выбросов, образованных на ВОМЗ, они не оказывают существенного влияния на окружающую среду .

Поделиться: