Культурные права по конституции рф. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к Статье 44 Конституции РФ

Носителями свободы преподавания могут выступать как профессиональные педагоги, научно-преподавательские работники, лица, занимающиеся индивидуальной преподавательской деятельностью, так и родители в отношении своих несовершеннолетних детей. В силу ст. 18 Закона об образовании родители являются первыми педагогами. Что касается профессиональных педагогов, то их допуск к педагогической деятельности в образовательных учреждениях обусловливается соответствием образовательному цензу, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Не допускаются к педагогической деятельности лица, которым она запрещена вступившим в законную силу приговором суда, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, а также имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 Трудового кодекса РФ).

Дополнительную гарантию свободы преподавания для педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих ученую степень, устанавливает п. 7 ст. 55 Закона об образовании , в соответствии с которым такой работник имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему, а руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

1.2. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также и надлежащую правовую охрану результатов творческой деятельности. В связи с этим ч. 1 ст. 44 Конституции содержит принципиально важное положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Истоки этой нормы заложены во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 2 ст. 27 которой каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом созданных им научных, литературных или художественных трудов. Аналогичная по содержанию норма включена в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15), она также предусматривает обязанность государства принимать меры для полного осуществления этого права, включая те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.

Само понятие "интеллектуальная собственность"*(585) прочно вошло в понятийный аппарат из ст. 2 Стокгольмской конвенции 1967 г., учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии с п. VIII ст. 2 Конвенции интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Из такого широкого подхода к существу интеллектуальной собственности исходит и Конституция, согласно которой любая интеллектуальная собственность охраняется законом, а правовое регулирование отношений в области интеллектуальной собственности в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции отнесено к исключительной компетенции РФ.

Действующее федеральное законодательство, которое регламентирует богатую палитру отношений в сфере интеллектуальной собственности, носит комплексный характер, поскольку только во взаимодействии всего спектра многообразного и разно отраслевого регулирования возможно реальное обеспечение охраны интеллектуальной собственности. Вполне понятно, что когда имеет место наиболее общественно опасное посягательство на объект интеллектуальной собственности, грубо нарушающее исключительные или личные неимущественные права и интересы их правообладателей, подлежат применению соответствующие нормы УК (например, ). Специальные меры административной ответственности предусмотрены КоАП для случаев "пиратского" использования объектов авторского права - экземпляров произведений и фонограмм, которые квалифицируются согласно действующему гражданскому законодательству как контрафактные (ст. 7.12). Тем не менее, с учетом характера и природы складывающихся по поводу интеллектуальной собственности отношений, главенствующая роль в их законодательной регламентации принадлежит гражданскому законодательству. Последнее претерпело сравнительно недавно значительные изменения, нашедшие свое формально-юридическое отражение в принятой 18 декабря 2006 г. и введенной в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК.

В данном нормативном акте содержатся фундаментальные положения относительно оснований возникновения и порядка осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), а охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) рассматриваются в качестве объектов гражданских прав (ст. 2, 128 ГК), которые участвуют в гражданском обороте путем отчуждения соответствующих прав, принадлежащих их правообладателям (п. 4 ст. 129 ГК РФ).

Со вступлением части четвертой ГК в действие утратил силу целый ряд отдельных нормативных актов, которыми осуществлялось регулирование авторских, патентных и иных отношений в сфере интеллектуальной собственности; а в самом законодательстве, по сути, юридически оформилась творческая подотрасль российского гражданского права, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных гражданско-правовых институтов, регулирующих творческие общественные отношения, т.е. такие, которые складываются и реализуются в связи с созданием, охраной и использованием продуктов научного, технического, художественного творчества и иных результатов интеллектуальной деятельности.*(586) При этом ГК исходит из предельно четкого различия между правом собственности и правом интеллектуальной собственности, что следует из соотношения ст. 8, 34, 35 и 44 Конституции, поскольку право собственности является важнейшей разновидностью вещных прав, а исключительные права (интеллектуальные права) не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженной в этой вещи (ст. 1227 ГК РФ).

Подробно регулируя права авторов произведений литературы, науки и искусства, изобретений и полезных моделей и других объектов интеллектуальной собственности, ГК идет по пути расширения средств и способов защиты интеллектуальных и исключительных прав, преследуя цель более полной, надежной и эффективной защиты интеллектуальной собственности во всех ее проявлениях. Насколько удачным окажется новое правовое регулирование, покажет еще только складывающаяся практика его применения*(587).

В Постановлении КС РФ от 28.04.1992 N 4-П*(588) оценивалась конституционность постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.02.1992 "О Всероссийском агентстве по авторским правам", которым, в частности, одобрялся Устав ВААП. Поскольку данный Устав приводил к существенному нарушению авторских прав (лишал авторов возможности самостоятельно распоряжаться своими правами), Суд признал это противоречащим Конституции, согласно которой права авторов охраняются законом.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет триаду культурных прав - на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Содержание этой нормы Конституции покоится на важнейших международно-правовых актах, в той или иной мере затрагивающих основные права человека в культурной сфере. Так, согласно ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. В силу ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в Пакте государства (и Россия в том числе) признают право каждого человека на участие в культурной жизни. С учетом этих положений и Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой XIV сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО были разработаны Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (Найроби, 26 ноября 1976 г.). Доступ к культуре и участие в культурной жизни взаимно дополняют друг друга. Согласно Рекомендациям под участием в культурной жизни подразумевается эффективная и гарантированная для всех - групп и индивидуумов - возможность свободного самовыражения, общения, действия, созидания в целях обеспечения своего собственного расцвета, гармоничной жизни и культурного прогресса общества. Свободное участие в культурной жизни связано с политикой развития, направленной на обеспечение экономического роста и социальной справедливости, а свободный демократический доступ народных масс к культуре предполагает проведение соответствующей экономической и социальной политики. С учетом данных принципов ООН рекомендовала всем государствам-членам гарантировать как права человека права, касающиеся доступа к культуре и участия в культурной жизни.

Именно указанный подход и нашел свое отражение в ч. 2 ст. 44 Конституции, закрепившей в качестве прав человека ("каждого") юридически обеспеченную возможность в полной мере и свободно участвовать в создании культуры и использовании ее благ. Это обязывает государство гарантировать рассматриваемые конституционные права, в том числе с использованием различных законодательных возможностей, с тем, чтобы законодательство РФ развивалось прежде всего в направлении обеспечения культурных прав, закрепленных в Конституции.

В действующем российском законодательстве о культуре в качестве нормативного акта, содержащего наиболее общие положения в этой сфере и принципы государственной культурной политики, ставящего своей задачей обеспечение и защиту конституционного права на культурную деятельность, выступают Основы законодательства РФ о культуре. И хотя за время, прошедшее с момента принятия Основ, ряд содержащихся в них норм и положений нуждаются в развитии, дополнении, переосмыслении и адаптации к современным экономическим и социальным реалиям,*(589) заложенные в Основах принципиально значимые подходы к регулированию культурной деятельности отражают соответствующие международно-правовые стандарты в области основных культурных прав человека и гражданина.

Так, общая концепция Основ предполагает, что сохранение, развитие и распространение культуры, деятельность государства по ее поддержке, управление в сфере культуры - все это подчинено, направлено и имеет свой истинный смысл только тогда, когда результатом является реальное обеспечение и защита конституционного права каждого на участие в культурной жизни. В свою очередь это предполагает значительный объем публично-правового регулирования в культурной сфере,*(590) связанного в первую очередь с обязанностями государства и соответствующими полномочиями его органов в этой области (ст. 29-34, 36, 37, 39, 40, разд. VI, VII Основ). Специальный раздел Основ посвящен правам и свободам человека в области культуры.

Дальнейшее развитие, конкретизацию и специализацию данные положения Основ находят в иных федеральных нормативных актах. Так, например, для обеспечения сохранности, недопущения утраты культурных ценностей, культурного наследия народов РФ соответствующие механизмы заложены в Федеральных законах "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий", Законах РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" *(591).

Осуществление права на участие в культурной жизни предполагает также и предусмотренную законом и обеспеченную государством возможность пользования учреждениями культуры. Право создавать учреждения культуры принадлежит как отдельным физическим и юридическим лицам, так и в пределах своей компетенции федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления (ст. 15 и 41 Основ законодательства РФ о культуре). Однако сами услуги, оказываемые учреждениями культуры, не могут быть сведены только к уровню соответствующего традиционного гражданско-правового договора, а предполагают предоставление своего рода публичных услуг, направленных на обеспечение конституционных культурных прав граждан. Из факта наличия и признания данных прав вытекают и соответствующие обязанности государственных и муниципальных органов по их обеспечению, которые находят свою конкретизацию в действующем законодательстве. С учетом государственной культурной политики обязанности государственных и муниципальных органов предполагают не просто следование общим принципам и нормам, которыми государство руководствуется в своей деятельности с целью сохранения, развития и распространения культуры, но и конкретную деятельность, обеспечивающую фактическую реализацию конституционных культурных прав, выражающуюся в поддержке и развитии сети учреждений культуры - музеев, библиотек, театров, кинотеатров, картинных галерей и т.д., сохранении, функционировании и развитии общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов; в создании доступных информационных баз, иной деятельности, направленной на пополнение и хранение культурных ценностей, образующих культурное наследие и достояние народов РФ.

Таким образом, соответствующие публичные услуги призваны создавать возможность приобщения к культурным ценностям более широкого круга лиц, в том числе за счет доступности библиотек, музеев, архивных и иных фондов, иным собраниям во всех сферах культурной деятельности.*(592)

Предусмотренное ч. 2 ст. 44 право на доступ к культурным ценностям неразрывно связано с правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Его конституционное закрепление было во многом предопределено присоединением России к важнейшим международно-правовым актам, определяющим осуществление государственной культурной политики для достижения целей, провозглашенных в Уставе ООН, Уставе ЮНЕСКО, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Декларации принципов международного культурного сотрудничества. Так, согласно ст. IV последней одной из целей международного культурного сотрудничества является "обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни".

В соответствии с Рекомендацией ЮНЕСКО об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь государствам-членам ООН рекомендуется применять соответствующие положения Рекомендации, приняв в законодательном или ином порядке, в зависимости от характера рассматриваемых вопросов и соответствующих конституционных положений, меры для проведения в жизнь на территориях под их юрисдикцией принципов и норм, провозглашенных ООН. При этом под доступом к культуре подразумевается эффективная возможность для всех, в частности с помощью создания социально-экономических условий, свободно получать информацию, формироваться как личность, познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями и достоянием. Одной из форм реализации доступа к культуре и участия в культурной жизни и является гарантируемое Конституцией право на доступ к культурным ценностям, включая находящиеся в государственном библиотечном, музейном, архивном фондах, иных собраниях во всех областях культурной деятельности.

Действующее российское законодательство исходит из широкого подхода к пониманию культурных ценностей, охватывающего собой материальные и духовные ценности.*(593) Так, согласно Основам законодательства РФ о культуре, культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи , исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Тем самым в законодательстве закладывается возможность доступа к культуре путем приобщения как к ее материальным, так и нематериальным объектам, входящим также в нематериальное культурное наследие, значимость которого подчеркивается Конвенцией ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

С учетом принципов государственной культурной политики законодатель определяет обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Согласно ст. 30 Основ государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Конкретные юридические гарантии реализации доступности культурных ценностей содержатся в ряде специальных нормативных актов. В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", каждый имеет право в порядке, установленном данным Законом, на доступ к объектам культурного наследия, которому корреспондирует обязанность собственника данного объекта (а равно арендатора и т.д.) обеспечивать доступ к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 52, п. 5 ст. 55, п. 4 ст. 56). Аналогичным образом определяется и возможность доступа к особо ценным объектам в п. 13 и 14 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ. Применительно к культурным ценностям, которые являются музейными предметами или музейными коллекциями, включенными в состав музейного фонда РФ и находящимися в музеях РФ, также действует принцип открытости для доступа каждого, что подтверждается, в частности, ст. 35 Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

3. Предусмотренная ч. 3 ст. 44 обязанность каждого заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в полной мере корреспондирует положениям Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой XIV сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г., в соответствии со ст. 1 которой "каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять". Соответствующая конституционная ("культурная") обязанность имеет своей целью сохранение как духовных, так и материальных культурных ценностей многонационального народа РФ. Закрепление рассматриваемой безусловной конституционной обязанности предполагает и надлежащее правовое регулирование отношений в области сохранения (и в том числе государственной охраны) объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, сохранность которых гарантируется государством и закрепляется законом в интересах настоящего и будущего поколений.

В настоящее время на реализацию указанной конституционной обязанности направлен Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения указанными объектами как особым видом недвижимого имущества; определяет порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия; а также формирует общие принципы государственной охраны данных объектов.

К объектам культурного наследия, в том числе памятникам истории и культуры народов РФ, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 указанного Закона).

В соответствии с Конституцией и действующим гражданским законодательством объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, а также в муниципальной и частной собственности (ст. 8, 35 Конституции, ст. 209, 212 ГК). При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия (либо выявленного объекта культурного наследия) новый собственник принимает на себя обязательства по его сохранению, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект (п. 4 ст. 48 Закона). Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия должны в силу прямого указания в законе учитываться сторонами и при заключении договоров аренды и безвозмездного пользования указанными объектами. В таких договорах в качестве существенного условия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к его сохранению в соответствии с законом. Обязательным условием заключения договора аренды (безвозмездного пользования) объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (ст. 55 Закона), которое включает в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.*(594)

Неисполнение предусмотренной ч. 3 ст. 44 Конституции обязанности может повлечь за собой в случаях, предусмотренных законом, наступление неблагоприятных правовых последствий, заложенных в механизме правового воздействия различных отраслей российского права. Так, в соответствии с действующим гражданским законодательством предусмотрено прекращение права собственности на те культурные ценности, которые собственник (частный) бесхозяйственно содержит. В силу ст. 240 ГК принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей допускается при наличии следующих условий: 1) культурные ценности отнесены в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством; 2) в судебном порядке должно быть установлено, что собственник не просто бесхозяйственно содержит указанные ценности, но и создает реальную угрозу утраты ими своего значения. При наличии этих условий судом может быть принято решение об изъятии культурных ценностей у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Нормы ст. 240 ГК (нашедшей достаточно подробное освещение, анализ, критику и предложения по внесению изменений в современной цивилистической литературе*(595)) получили законодательное развитие в положениях Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В частности, его ст. 54 предусматривает возможность изъятия объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, не выполняющего требований к сохранению объекта культурного наследия или совершающего действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения. Решение об изъятии у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, принимается судом по иску соответствующих органов охраны объектов культурного наследия (федеральных, субъектов РФ, органов местного самоуправления). Однако практика применения данных положений Закона, которые, по сути, содержат все юридически необходимое для сохранения и защиты памятников от вандализма, весьма незначительна.

За нарушение закрепленной ч. 3 ст. 44 Конституции обязанности возможно привлечение не только к гражданско-правовой, но также к административно-правовой и уголовно-правовой ответственности. Так, в КоАП предусмотрено применение мер административного характера при нарушении требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13-7.16). Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), и уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243).

Культурные права и свободы человека и гражданина

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44). Органы государственной власти не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Согласно российского законодательства, право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных культурных прав и свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г) и Закон РФ "О средствах массовой информации" (1991 г).

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). В Основах законодательств РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются государством Российской Федерации.

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту 1 . Или иными словами, гарантии в юридической сфере - есть условия обеспечивающие беспрепятственное осуществления прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.

Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение.

В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита, она гарантируется каждому (ч.1 ст.48 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т.д. могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Интересно отметить, что данные судебной статистики - свидетельствуют о довольно низком использовании обвиняемыми предоставленного им Конституцией России права на рассмотрение дел судом присяжных, действующим в России больше года, В настоящее время суды девяти регионов Российской Федерации рассматривают уголовные дела по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей. За 10 месяцев 1994 года ими рассмотрено по существу 136 дел на 182 человека. Обращает на себя внимание высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, и значительное количество дел, направленных ими для производства дополнительного расследования. В Верховном Суде Российской Федерации создана и действует кассационная палата, которая рассматривает уголовные дела, по жалобам и протестам на приговоры краевых и областных судов, постановленные с участием присяжных заседателей. По состоянию на 1 ноября 1994 года его рассмотрено 36 дел на 47 человек, при этом отменены приговоры в отношении 12 человек.

Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ).

В ч.1 ст.48 Конституции РФ закреплено право на, юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст.52). Государство обеспечивает этой категории, людей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также предусматривается ст.53 Конституции РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ "Презумпции невиновности", которая раскрывается в ст.49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного, гражданского процессов:

право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.3 ст.50);

принцип единственной уголовной ответственности за одно и тоже уголовное преступление (ч.1 ст.50);

недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50).

Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной сипы не имеет (ч.1 ст.54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч.2 ст.54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51). Кроме того, могут законом устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В Российской Федерации введен новый институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблении должностных лиц и государственных органов. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво-бод относятся:

    1. свобода предпринимательства,
    2. свобода творчества,
    3. право частной собственности,
    4. право на труд, отдых, забастов-ку,
    5. право на охрану семьи, социальное обеспечение,
    6. право на жилище,
    7. право на охрану здо-ровья,
    8. право на образование,
    9. право на участие в культурной жизни и др.

Провозглашая наше государство социальным, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) обязывает его заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом имеется в виду не опека над человеком, а создание в этих целях благоприятных правовых, экономических, образовательных и культурных возможностей для всех людей.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании.

Право на экономическую деятельность

Конституционное право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

Гражданский кодекс РФ, принятый на основе Конституции РФ (1993 г.), определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Граждане иностранных государств и лица без могут быть субъектами предпринимательской деятельности в пределах полномочий, установленных российским законодательством.

Провозглашенное ч. 2 ст. 34 Конституции РФ право на свободное предпринимательство и осуществление иной экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечения проявления монополизма.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 34) запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Этим целям служат нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О естественных монополиях" и других нормативных актах.

Право частной собственности

"Право частной собственности охраняется законом", - говорится в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ.

Для понимания этой правовой нормы важно уяснить содержание понятия "частная собственность". Дело в том, что в правовой литературе и законодательных актах понятие "частная собственность" употребляется в двух значениях:

    1. только вещные права на определенную вещь или совокупность вещей;
    2. различные формы хозяйствования, осуществляемые разными субъектами.

Упомянутые субъекты, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность как физических лиц (индивидов), так и юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и др.).

В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ речь идет о собственности в обоих указанных значениях. Следовательно, под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права частной собственности на вещь, принадлежащую частному лицу (физическому или юридическому), так и охрану прав этого частного лица на осуществление экономической деятельности.

Подробнее

Владение - фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом) или, как принято иногда говорить, "фактическое держание ее в своих руках".

Пользование - извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - полная или частичная передача прав на него другим лицам.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Современное право России следует пониманию природы, роли и пределов частной собственности, характерному для первоначального этапа развития буржуазного общества, провозглашавшего право частной собственности "священным и неприкосновенным".

В результате произошедшей эволюции стран Запада западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Обществу стало очевидно, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с соответствующим возмещением.

Конституционные гарантии реализации права частной собственности:

    1. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда(ч. 3 ст. 35);
    2. принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

И, наконец, гарантией права частной собственности является и право наследования, порядок реализации которого регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Учитывая особую значимость земли, право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст. 36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом стал Земельный кодекс РФ.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Конституция РФ, следуя требованиям международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает труд свободным (ч. 1 ст. 37). Свобода труда означает, что сам человек делать выбор - работать или не работать.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" установлен ряд требований к работникам прокуратуры - гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении "необходимых профессиональных и моральных" и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) "О занятости населения в РФ" предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Право на социальное обеспечение

Социальное обеспечение - это участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию.

Конституция РФ, закрепляя право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), устанавливает юридические основания, наличие которых вызывает у человека потребность в получении такой социальной помощи: возраст, болезни, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

Наряду с государственными формами социального обеспечения, согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в нашей стране поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

С этой целью создаются страховые компании и благотворительные фонды.

Защита материнства, детства и семьи

Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ" носит комплексный социально-экономический и правовой характер, который осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, а трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закрепляя это право за каждым человеком, Конституция РФ устанавливает, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ч. 1 ст. 41).

Нет сомнений в том, что право на здоровье и медицинскую помощь имеет огромное социальное значение, ибо здоровье - это высшее благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают свою ценность многие другие блага. Вот почему согласно Конституции "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). К этому положению тесно примыкает правовая норма Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42).

С этим правом человека корреспондирует закрепленная в ст. 2 Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Право на жилище

Конституция РФ 1993 г. также закрепляет право каждого на жилище (ч. 1. ст. 40).

Орган государственной власти и органы местного самоуправления, говорится в ч. 2 ст. 40 Конституции РФ, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Правда, Конституция РФ признает категории граждан - это малоимущие и другие указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, - которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Право на образование

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:

    • обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
    • доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
    • свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения".

Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.

В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.

Свобода творчества

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Таким образом, государство принимает на себя обязанность не только предоставить своим гражданам свободу интеллектуального творчества, но и берет под защиту интеллектуальную собственность - результаты интеллектуальной деятельности.

Свобода творчества обеспечивается каждому, кто занимается творческим трудом - творит, создает произведения художественной литературы, художникам, работающим в области изобразительного искусства, скульпторам, композиторам, режиссерам, ученым, преподавателям вузов, изобретателям...

Закрепление свободы творчества в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать, рисовать, сочинять.

Свобода творчества каждого отдельного человека является непременным условием культурного прогресса общества, инструментом человеческого самопознания, самовыражения и самосовершенствования.

Право на участие в культурной жизни

К социально-культурным правам относится право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 44) говорится: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям". Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает человеку возможность духовно обогащаться путем приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи - возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае - понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

Свобода совести

Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это - одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов - бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Поделиться: