Какие есть формы собственности рф. Формы собственности в Российской Федерации

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционно закрепленный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собственности. В РФ законодательно закреплено многообразие форм собственности — конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всех форм и видов собственности. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

В соответствии с ее общеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит о собственности, а не о праве собственности, однако всегда имеются в виду существующее в реальной жизни право собственности и его законодательное регулирование.

На первое место в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность, которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражает ведущее значение частной собственности в жизни нашего государства и необходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. В настоящее время в результате проведения широкой приватизации в частной собственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процесс приватизации продолжается.

Разграничение форм собственности в зависимости от их носителя (субъекта), во-первых, отражает их различную социально-общественную природу, поскольку задачи их носителей различны. Во-вторых, в правовом режиме отдельных форм собственности, при единстве их исходных начал, существуют различия. Так, государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности .

Проблематика частной собственности рассматривается во многих монографиях и учебниках, однако без четкого определения ее социально-правовой роли и правовой сущности. Перечисление частной собственности наряду с публичной (государственной) и указание на то, что субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица, недостаточно для характеристики юридических сущности и особенностей частной собственности.

Частную собственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободно владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его для любой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Правовой акцент лежит в категориях "любое имущество", "использование имущества для любой деятельности" и, наконец, "свободное распоряжение". Использование частной собственности подконтрольно государству только в общих рамках законов и свободно определяется интересами самого собственника и условиями рынка.


Россия является Федерацией , и государственная собственность может принадлежать как Федерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты, имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственной собственности находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейших национальных предприятий, имеющих форму акционерных обществ, например Транснефти, Газпрома, "Российские железные дороги", "Аэрофлот".

Разграничение собственности Российской Федерации и ее субъектов предусмотрено принятым после провозглашения 12 июня 1990 г. суверенитета России Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и рядом последующих законодательных актов и осуществляется путем принятия соответствующих постановлений Правительства РФ (см. § 2 гл. 16 Учебника). Законы субъектов Федерации определяют объекты их собственности. Так, Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. характеризует ее собственность следующей формулой: в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах г. Москвы.

Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. Правовой статус таких образований как собственников имущества определяется Законом об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований (объекты тепло- и водоснабжения населения, дороги общего пользования, жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культуры и др.).

Что представляют собой иные формы собственности, о которых говорит ст. 8 Конституции РФ, и существуют ли они вообще? В учебниках гражданского права такие формы собственности не называются, а иногда указывается, что их вообще не существует. Нет, однако, оснований считать, что в этом важном вопросе в тексте Конституции допущена ошибка. Реалии собственности и ее законодательное регулирование свидетельствуют о наличии в Российской Федерации таких иных форм собственности.

Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность религиозных организаций (объединений), для которых вводятся некоторые специальные правила (см., например, п. 4 ст. 213 ГК, ст. 21 и 22 Закона о свободе совести), а также собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

В публикациях, на страницах периодической печати иногда говорится о наличии в Российской Федерации коллективной собственности. Однако коллективную собственность как особую форму собственности действующее законодательство РФ не предусматривает. Общая собственность, принадлежащая нескольким лицам (гл. 18 Учебника), в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Равенство различных форм собственности . Из положений Конституции РФ следует, что всем формам права собственности государство предоставляет равный режим, они находятся в равных условиях и защищаются равным образом. Этот принципиальный подход к регулированию собственности устраняет значительные правовые преимущества государственной (социалистической) собственности, существовавшие в стране в условиях плановой экономики.

Однако сказанное не означает полного тождества в правовом режиме различных форм собственности. Конституция РФ допускает ограничение прав федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55).

В ГК содержится ряд конкретных норм , основанных на приведенном конституционном положении. В силу п. 3 ст. 212 ГК законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 213 ГК в соответствии с законом некоторые виды имущества не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, т.е. быть объектом частной собственности. Законом может быть введена монополия государства в некоторых сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно государственные предприятия (вооружение, наркотические вещества).

Кроме того , отдельным категориям собственников, например малым предпринимателям, могут предоставляться определенные правовые льготы и преимущества, облегчающие использование их собственности. Для привлечения крупных инвестиций создаются особые экономические зоны. Такие преимущества чаще всего имеют административно-правовой и налоговый характер и учитывают зарубежный и международный опыт.

Закон о Собственности в РСФСР предусматривает следующие формы собственности:

— частная или собственность отдельных граждан России;

— государственная;

— муниципальная;

— собственность общественных организаций, а также СП и иностранных граждан, организаций и государств;

Главным основанием возникновения Частной собственности гражданина является Предпринимательская деятельность . Такая деятельность может осуществляться не только путем создания и эксплуатации гражданином своего собственного предприятия, но и путем внесения своего вклада в акционерные общества (товарищества), в другие юридические лица, в том числе и те, где гражданин трудится. Это дает ему право на получение части прибыли соответствующего предприятия с учетом размера вклада.

На основе частной собственности строятся различные формы хозяйствования: частное предпринимательство с наймом или без найма работников, акционерные общества, кооперативы и др.

Государственная собственность : в ней могут находится предприятия промышленности, транспорта, связи, строительства и иное имущество, которое необходимо для осуществления задач республики и входящих в ее состав административно-территориальных и национально-государственных образований.

Муниципальная собственность включает в себя имущество местных органов государственной власти; органов территориального управления. Это жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-каналализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др.), а также объекты, непосредственно обслуживающие население (столовые, химчистки, различные мастерские).

Собственность общественных организаций — это собственность благотворительных и иных общественных фондов, религиозных организаций.

Различные собственники имеют разные права и возможности.

Система рыночных отношений предполагает функционирование самостоятельно хозяйствующих Объектов, действующих в зависимости от конъюнктуры на свой страх и риск.

В максимальной степени Самостоятельность может обеспечить только собственность . Соревнование собственников за получение максимальной прибыли формирует отношения конкуренции, которая является главной характеристикой рынка. Если же собственник представлен только государством, то рынок не возникнет. Поэтому, Важнейшим условием возникновения рынка является разгосударствление и приватизация предприятий , которые лишают государство его монопольного положения в отношении собственности и ведут к появлению многих собственников, то есть создают условия для формирования рынка.

Для осуществления этих процессов Верховным Советом РФ был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».


В России существует частая, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.213 ГК).
Субъектами частной собственности (ст. 213 ГК) могут быть граждане и негосударственные юридические лица (хозяйственное товарищества и общества, кооперативы и другие негосударственные юридические лица). Государственные юридические лица, функционирующие на базе государственной и муниципальной собственности, субъектами права собственности на закрепленное за ними имущество не являются – они имеют имущество на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Объектами частной собственности могут быть различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст.132 ГК), оборудование, транспортные средства и другие средства производства.
Законом установлена возможность приобретения гражданами жилого помещения, занимаемого ими по договору найма в доме государственного или муниципального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным законодательством).
Государственная собственность в соответствии со ст.214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектами РФ (республиками, края, области, городам федерального значения: Москве и Санкт – Петербургу, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.
Федеральная собственность – это общенародное достояние, принадлежащие России в целом. Круг объектов этой собственности государства, которые не могут принадлежать другим субъектам. Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно – исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского значения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, многие другие объекты.
В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты; предприятия республиканского, краевого, областного значения, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т.д.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам (кроме Москвы и Санкт – Петербурга), сельским поселениям и другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК). В муниципальной собственности находятся средства соответствующего бюджета, предприятия и организации местного значения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные образовательные учреждения здравоохранения; предприятия транспорта общего пользования, учреждение культуры и другие объекты, не составляющие государственную или частную собственность.
Общая собственность (глава 16 ГК) – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Она бывает долевой (с определением доли каждого) и совместной (без определения доли каждого собственника).
Гражданский кодекс признает совместной собственностью имущество, приобретенное супругами во время брака, если договор между ними не установлен иной режим этого имущества (ст.256 ГК), а также имущество крестьянского хозяйства, принадлежащее его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (ст.257 ГК). Таким образом, в указанных случаях по соглашению между супругами или членами крестьянского (фермерского хозяйства) собственностью может быть долевой.
Литература.
  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Гражданское право. Учебник 2ое издание. Е.А. Суханов.
  3. М.Н. Марченко. Правоведение Учебник Издание «Проспект» 2004г.
  4. Правоведение Е.В. Магницкая Издание «Питер» Москва 2004г.
Контрольные вопросы
  1. Какие отношения входят в предмет гражданского права.
  2. Чем характеризуется метод гражданского права.
  3. Принципы гражданского права.
  4. Источники гражданского права
  5. Субъекты и объекты гражданского права.

Еще по теме Формы собственности в Российской Федерации.:

  1. 1.2 Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
  2. § 2. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере правотворчества

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос­сии признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности. Анало­гичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, которое, одна­ко, этим не ограничивается: в нем предусматривается возмож­ность и другого членения названных форм собственности. Из со­держания ст. 212 -215 ГК РФ может быть сделан вывод, что част­ная собственность по российскому законодательству подразделя­ется на собственность граждан и юридических лиц, а государствен­ная собственность - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Российс­кой Федерации - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Перечень форм собственнос­ти, указанный в Конституции и в ГК РФ, не является исчерпы­вающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Право собственности граждан

В собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключения только для от­дельных видов имущества, которые не могут быть собственно­стью граждан, например тяжелое вооружение или участки конти­нентального шельфа. Граждане могут владеть имуществом индиви­дуально (имущество находится во владении одного лица). Они могут владеть имуществом на праве общей собственности (имуще­ство принадлежит нескольким гражданам-собственникам). Общая собственность - это способ совместного владения имуществом. Она может быть долевой или совместной. В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю имуще­ства. Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом.

Право собственности юридических лиц

Субъектами права собственности юридических лиц признают­ся коммерческие и некоммерческие организации - юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками).

В собственности юридического лица находится имущество, которое было передано ему в качестве вклада (взноса) его учре­дителями. Юридическое лицо является единственным собствен­ником принадлежащего ему имущества. Оно вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противореча­щие закону.

Несколько юридических лиц могут объединить имущество для совместной деятельности на праве долевой собственности. Они могут объединить имущество и с государственными юридически­ми лицами, т. е. государством.

Государственная собственность - это имущество, принадлежа­щее на праве собственности Российской Федерации или ее субъек­там. Объектами права государственной собственности являются:

Ресурсы континентального шельфа и морской экономиче­ской зоны Российской Федерации;

Культурные и исторические ценности общегосударственного значения;

Средства государственного бюджета;

Государственные банки;

Золотой запас;

Алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства отно­сятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - пред­приятия военно-промышленного комплекса, атомной энергети­ки и т.д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя спо­собами:

1) закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления;

2) владеет пакетами акций в акционерных обществах, т.е. част­ных коммерческих организациях;

3) нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т. е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с уча­стием государственного капитала являются частными коммерче­скими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и госу­дарство как акционер участвует в управлении обществом и полу­чает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного обще­ства как самостоятельного юридического лица.

Муниципальная собственность

Муниципальной собственностью является имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям. Она не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятель­ная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:

Средства местного бюджета;

Муниципальные земли;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальный жилищный фонд;

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности;

Другое движимое и недвижимое имущество.

Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну - сельскую, городскую, поселковую и т.д.

Муниципальные образования также могут иметь общую (доле­вую) собственность как с другими сообществами, так и с госу­дарством или частными юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения

Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные обра­зования могут закреплять свое имущество за теми или иными пред­приятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ве­дения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно ком­мерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринима­тельскую деятельность в интересах государства или муниципаль­ного сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, дей­ствуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в ба­лансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.

Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственно­го ведения, во-первых, производны от правомочий собственни­ка, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.

Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом - продавать, дарить, вно­сить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отда­вать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряже­нию недвижимым имуществом, совершенные в нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.

Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.

Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности уни­тарного предприятия, собственник тем самым устанавливает из­вестные границы для реализации этим предприятием права хо­зяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за над­лежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.

Право оперативного управления

Другим правом, производным от государственной или муни­ципальной собственности, является право оперативного управле­ния имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:

1) предприятия, выпускающие продукцию, которую разреше­но производить только на государственных предприятиях;

2) предприятия, производящие продукцию, более 50 процен­тов которой приобретает государство;

3) предприятия, не подлежащие приватизации.

Это право также включает в себя правомочия владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собствен­ником. Собственник же определяет порядок распределения дохо­дов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять из­лишнее, неиспользованное имущество.

Таким же ограничениям подвергается и право учреждения рас­поряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно име­ет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитывают­ся на отдельном балансе учреждения.

Вопросы и задания

1. Перечислите и раскройте признаки субъектов предприниматель­ской деятельности.

2. Что понимается под собственностью в экономическом смысле? Какие элементы включает в себя система экономических отношений собствен­ности?

3. Дайте определение понятия «право собственности». Перечислите правомочия собственника и раскройте их содержание.

4. Какие типы собственности вам известны?

5. Изобразите в виде схемы формы собственности, закрепленные в российском законодательстве.

6. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан.

7. Охарактеризуйте содержание права собственности юридических лиц.

8. Охарактеризуйте содержание права собственности государства.

9. Охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований.

10. Сравните право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Собственность - исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. При более тщательном анализе ее содержания на первый план выходят ее экономический и юридический аспекты. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Форма собственности - это вид, который характеризуется по признаку субъекта и особенности соединения его с объектом.

Непосредственно само взаимодействие зависит от типа социально-экономической системы. Каждому объекту и субъекту, в свою очередь, соответствуют особые формы. Критерии достаточно разнообразны и могут быть классифицированы по многим признакам: правам собственности, методам присвоения и прочему. Рассмотрим далее, какой может быть форма собственности.

Классификация форм собственности

Собственность можно классифицировать различным образом, например:

  1. По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность).
  2. По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность).
  3. По типу производственных отношений (первобытно-общинная, феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческая).

Согласно гражданского кодекса РФ в России закреплены следующие формы и виды собственности:

  1. Государственная
  2. Муниципальная
  3. Частная
  4. Общественная

Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность.

Виды частной собственности

Частная собственность может выступать в следующих основных формах:

  • Единичная собственность - характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;
  • Партнерская собственность - она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;
  • По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
  • Корпоративная собственность - базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).

Формы общественной собственности

Общественная собственность существует в 3 основных формах собственности:

  • Коллективная собственность формируется путём её распределения между членами коллектива на данном предприятии, ЗАО (закрытое акционерное общество).
  • Государственная собственность - она выпускает в качестве собственников всех членов общества, реализация отношений, присвоения через отношения владения осуществляется гос. аппаратом. Отношения распоряжения реализует хозяйственные субъекты гос. собств.
  • Общенародная собственность - она предлагает принадлежность всего общественного состояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. Такая форма собственности была закреплена в России конституцией и была формой без содержания.

Государственная собственность

Государственная собственность - принадлежность имущества либо государству (всей РФ) либо субъекту государства (например г. Москва).

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность - имущество принадлежащее муниципалитету (муниципальному образованию). А муниципалитет это в определенной степени независимое от государства общественное образование основанное на принципах гражданского общества и самоуправления. Дугими словами органы действующие в интересах общественности на определенной территории.

Поделиться: