Как зарегистрировать авторское право в беларуси. Особенности правовой основы рб

19 сентября в Пресс-клубе Беларусь прошло первое обсуждение проблем отечественного медийного пространства в новом формате - «МедиаТок». В рамках данного формата в Пресс-клубе Беларусь раз в месяц будут проходить встречи с людьми из медиасферы, где будут обсуждаться больные вопросы. Встреча начала текущей недели была обозначена как "Кража без взлома. Как защитить авторов и производителей контента".

Партнером первого мероприятия стал Тыдзень беларускага мыслення . « О рганизаторы понимают "мысленне" не как что-то философское, а предлагают все м поучаствовать в мышлении как процессе открытого обсуждения важных вещей , - подчеркнул главный редактор Беларусского журнала Андрей Александров. - К нам как медийным партнерам обратились организаторы и спросили, какие острые вопросы есть в медийной сфере… Проблема не всегда корректного заимствования контента лежала на поверхности».

Первый аспект встречи — юридическая теория. Как понимает авторское право белорусское законодательство? Какие юридические тонкости существуют применительно к контенту в нашей стране? Об этом рассказал первый спикер — юрист, адвокат Сергей Зикрацкий :

«Постепенно тех, кто не только интересуется нарушенными правами, но и готов их защищать, становится все больше. За последний год у меня было два кейса, которые дошли до судов. Многие кейсы были разрешены на уровне претензий.

Закон Об авторском праве говорит: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения» . Здесь необходимо сосредоточить свое внимание на несколько моментов.

Во-первых, это результат творческой деятельности. То есть, предполагается, что объект авторского права создан благодаря творческому мышлению конкретного автора. В случае с кейсом Мотолько мы посмотрели, как на практике это работает. Здесь сложно сказать, потому что у каждого будет свое мнение. Журналист скажет: «Ну я же работал! Ходил на пресс-конференцию! Я вложил душу!» Другой скажет: «Какой тут результат творческой деятельности?!» Лично я никогда не оцениваю. Могу сказать свое мнение, но в случае спора вопрос будет решаться в суде с привлечением эксперта.

Во-вторых, авторское право возникает независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его отображения. Если вам не нравится произведение, это не значит, что оно не охраняется авторским правом. И независимо от формы. В законе Об авторском праве перечислены некоторые формы, но перечень не является закрытым. Главное — элемент творчества.

В-третьих, авторское право на произведение возникает в силу создания. И не требуется никакая регистрация произведения. Наличие или отсутствие знака не означает, что произведение обладает или не обладает авторским правом.

КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Когда я выступаю с лекциями, говорю: для вас должна существовать презумпция. Она заключается в том, что у произведения есть правообладатель. И по общему праву произведение может быть использовано только с согласия автора и при условии выплаты авторского вознаграждения. Это правило.

Есть исключения. Они четко описаны в законе Об авторском праве. Самые распространенные случаи:

ЦИТИРОВАНИЕ. «Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования».

Меня часто спрашивают, как много можно процитировать? Я советую задать себе один простой вопрос: «А не много ли я взял?» Если вы отвечаете, «нет, не много, потому что без этого однозначно все потеряет смысл» , тогда объем оправдан целью цитирования.

МЕСТО, ОТКРЫТОЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ. «Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях».

Вопрос — является ли интернет местом, открытым для свободного посещения? Разработчики закона говорили: «Мы имели ввиду музеи, выставки и так далее» . По мнению многих, интернет также является местом, открытым для свободного посещения. Мария Колесова-Гудилина об этом расскажет ниже чуть подробнее. Я знаю, что в России интернет не признали местом, открытом для свободного посещения для целей этой статьи. Поэтому использовать найденную в интернете фотографию, ссылаясь на норму, по сути, нельзя.

ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ. «Правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также произведения того же характера, правомерно переданные в эфир или по кабелю либо правомерно размещенные для всеобщего сведения в глобальной компьютерной сети Интернет, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, когда такие действия не были специально запрещены автором или иным правообладателем соответствующего произведения».

Это должны быть статьи по текущим указанным в законе вопросам. Здесь очень важный момент: мы не можем просто так взять серьезную аналитическую статью, поскольку эта статья не по текущим вопросам. Мы не можем брать и развлекательную статью. Разработчики говорили мне: «Если вопрос актуален в течение недели-двух, то можно говорить о том, что это текущие вопросы. Если материал актуален дольше — вряд ли это подпадает под статью» .

Второй момент — если перепечатка этих материалов не была специально запрещена правообладателем. Есть запрет — не можем перепечатывать полностью статью. Но можем взять цитату, на это запрета не существует.

Исключений, как видим, не много. Поэтому, возвращаясь к началу своего выступления: использовать чужие произведения можно с согласия автора и при условии выплаты ему авторского вознаграждения.

Последняя ремарка. Что не является объектами авторского права: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении».

Если вы взяли иностранца и проехались с ним по Беларуси, сделали фото и описали впечатления приезжего — это статья, подпадающая под действие авторского права. Ее нельзя просто так украсть. Но если кто-то из другого СМИ возьмет другого иностранца, сделает другие фото (пусть даже и похожие) и придет к схожим выводам — в этом нет нарушения авторского права».

От юридической теории участники встречи перешли к юридической практик е . Мария Колесова-Гудилина, адвокат Антона Мотолько в , рассказала о практике защиты авторских прав:

«К сожалению, после дела Антона Мотолько многие фотографы пугаются защищать свои права. Но практика не на столько печальна. Фотографические произведения в Республике Беларусь защищаются. Бывает это редко, но метко.

Могу напомнить дело 2009 года, когда журнал « Pingouin » незаконно опубликовал фотографии Сергея Гудилина. Процедурно это выглядело так: подали претензию журналу — в претензии отказали — обратились в суд — была назначена экспертиза из трех экспертов — эксперты не признали фотографии результатом творческого труда — мы уличили одного эксперта в том, что он переписал свое заключение из Википедии — была назначена повторная экспертиза — она признала фотографии Сергея Гудилина результатом творческой деятельности — была взыскана компенсация и моральный вред.

По поводу прав. Они бывают двух типов: имущественные и личные неимущественные. Они разделяются и в теории права, и в способах защиты. Когда нарушаются имущественные права (воспроизведение, обнародование и т. д.), тогда имеем право требовать компенсацию от 10 до 50.000 базовых величин за каждое нарушение. Чаще всего просим взыскать по 10 базовых величин за каждое произведение.

Когда нарушаются личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т. д.), можем взыскать моральный вред. Это оценочная величина, каждый автор имеет право сам ее оценить. Но с точки зрения практики, ее очень тяжело доказать.

Прежде чем говорить о практике защиты своих прав, я хочу коснуться тяжелого вопроса — формулировка статей в законе Об авторском праве и смежных правах. Потому что в теории права научные умы все время спорят, например: правильно ли сформулирована 6 статья закона, которая говорит о том, что должен быть результат творческого труда? Мы являемся членами Всемирной ассоциации интеллектуальной собственности, которая охраняет авторские права, в том числе, в соответствие с Бернской конвенцией, созданной в 1886 году! И там не называется такой признак как «результат творческого труда».

Возможно, когда-нибудь и у нас это изменится — тогда берегитесь редакторы!

Я бы хотела уточнить несколько моментов о случаях свободного использования контента. Даже если вы свободно используете любое произведение, вы должны обязательно указать автора. Это очень важно! Для каждого редактора и журналиста это должно быть как отче наш. Иначе это будет кража, которая не подпадает под случай свободного использования.

Что касается так называемого «открытого места». У нас есть разъяснения Верховного суда в форме вопросов и ответов. И уважаемый Председатель судебной коллегии по интеллектуальной собственности дает разъяснение: интернет не может быть признан местом, так называемым, открытым. Следовательно, фотографические произведения не могут быть использованы без указания авторства просто потому, что ты их нашел в интернете. Однажды был такой суд с фото из интернета, и он принял позицию истца.

По поводу статей по текущим политическим, социальным и т. д. вопросам. Сюда не подпадают фотографические произведения. И социальное это явление или не социальное — не важно. Запретила я под своей фотографией использовать ее или нет — тоже не важно. Есть четкие общие правила использования фотографических произведений - вы должны спросить разрешение, указать авторство и заплатить вознаграждение.

У судебной коллегии по интеллектуальной собственности Верховного суда дел очень мало. Потому что пугают пошлины - 5% от суммы иска по имущественным правам и 20 базовых величин по личным неимущественным правам, вне зависимости от суммы, пусть даже это будет 1 копейка. Не у всех фотографов есть такие деньги. Плюс, чтобы обратиться в суд, чаще всего нужно обратиться за квалифицированной юридической помощью. Это недешево.

Помимо обращения в Верховный суд есть еще два способа — административная и уголовная ответственность. Если вы узнали, что нарушается ваше авторское право, можете обратиться с заявлением в местное РОВД. Я не знаю случаев, когда нарушители были привлечены к административной ответственности. Но когда ваши фотографии и статьи используют в интернете, их могут и очень быстро удалить. Чтобы сделать скриншот нужно обращаться к нотариусу за актом описи — это очень дорого. К альтернативе в виде http://prioritet.com/by наш суд относится очень скептически. Е сли же вы обращаетесь с заявлением в РОВД, при вас будет произведен осмотр, будет составлен акт. Вам откажут в привлечении нарушителя к ответственности, но установят факт, что ваша статья или фотография находилась на сайте. Вы сэкономите себе средства. Это неплохой способ зафиксировать факт нарушения.

Многие считают, что в суд могут обращаться только авторы. Это не так. Авторских соглашений. Многие СМИ считают, что если у них есть никак не оформленный автор, который готовит контент, то в дальнейшем СМИ на правах правообладателя имеет полное право продавать материал куда угодно другим медиа. Нет! Между СМИ и автором должны быть очень четко оформлены взаимоотношения: это служебное произведение или нет? Должны быть четко оговорены права и обязанности работника и права и обязанности в отношении произведений, которые создаются журналистом или фотографом. Если вы, СМИ, надлежащим образом оформили свои права, имеете право уже как правообладатель обратиться за судебной защитой».

Журналист и медиаэксперт Павлюк Быковский по просьбе организаторов встречи и Беларусского журнала проанализировал контент некоторых белорусских онлайн-медиа на предмет заимствованного контента. Павлюк Быковский поделился с сайт своей презентацией Ацэнка арыгінальнасці кантэнту анлайн-выданняў» .

В следующем материале сайт расскажет о практике защиты авторских прав газетой «Комсомольская правда в Беларуси», порталом TUT.BY, сайтом CityDog.by, а также выберет самые интересные моменты из дискуссии в конце встречи по авторскому праву.

На встречу ходил Антон Суряпин

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав. Ответственность за нарушение авторского права и смежных прав. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Изучение понятия, значения и источников авторского права: совокупности правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Объекты авторского права, условия охраноспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Авторское право как система норм права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие с созданием и использованием произведений науки и искусства. Объекты и субъекты авторского права. Способы защиты авторского права.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Понятие, субъекты и объекты авторского права, его распространение на обнародованные и необнародованные произведения. Сроки охраны имущественных прав. Характеристика личных неимущественных прав авторства, имени, на обнародование и на защиту репутации.

    презентация , добавлен 02.01.2012

    Суть авторского права и особенности его распространения на произведения обнародованные либо необнародованные. Передача права собственности на материальный объект или права владения им. Творчество. Условия возникновения соавторства. Служебное произведение.

    презентация , добавлен 14.08.2015

    Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2013

    Задачи и принципы, субъекты и объекты авторского права. Реализация авторских прав путем заключения договоров. Отдельные авторские правомочия. Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. Защита авторских и смежных прав.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

аудиовизуальное произведение - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (со звуковым сопровождением либо без него) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае звукового сопровождения) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии; теле-, видеофильмы, слайдфильмы и другие формы независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;

воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или фонограммы в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, а также запись произведения или фонограммы для временного либо постоянного хранения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

воспроизведение фонограммы - изготовление одного либо более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

декомпилирование программы для ЭВМ - преобразование объектного кода программы в ее исходный текст;

запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо (лица), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении обычным способом;

изготовитель фонограммы - физическое или юридическое лицо (лица), взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным способом;

исполнение - представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, радиовещания, кабельного телевидения и других технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (со звуковым сопровождением либо без него);

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте или каким- либо иным образом исполняет произведение литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

народное творчество - творения, состоящие из характерных элементов традиционного художественного наследия, включая народные сказки, народную поэзию, народные песни, инструментальную народную музыку, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и другие;

обладатель авторского права или смежных прав - автор или исполнитель в случаях, когда имущественными правами наделен автор или исполнитель; физическое лицо или иное, чем автор или исполнитель, юридическое лицо в случаях, когда имущественными правами наделено такое физическое или юридическое лицо; физическое или юридическое лицо, которому были уступлены имущественные права;

обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

общественное достояние - правовой статус произведений, авторское право на которые истекло или отсутствовало;

опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения или фонограммы с согласия автора либо иного обладателя авторского права и смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики путем продажи, сдачи внаем, публичного проката или путем иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения или фонограммы; под опубликованием подразумевается также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации;

передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению, в том числе через спутники (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под "передачей в эфир" понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение, фонограмма, исполнение, постановка, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств -- другой организацией;

показ произведения -- демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или посредством каких-либо других технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности команд и данных, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью каких-либо технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствуют лица, не являющиеся членами семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

репродуцирование (репрографическое воспроизведение) - факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного либо более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью каких-либо других технических средств, кроме издания; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать произведение, фонограмму, исполнение, постановку, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств;

сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать любое иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от их фактического восприятия публикой;

топология интегральной микросхемы - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними;
фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;

экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;
экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно либо косвенно с фонограммы и включающая все или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме;

1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме:

а) на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

б) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами -- гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;

в) за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами (их правопреемниками) -- гражданами других государств -- в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

3. При предоставлении на территории Республики Беларусь охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону страны, где имело место действие или событие, послужившее основанием для обладания авторскими правами.

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение так далее); других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая обладает признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, и может использоваться самостоятельно, является объектов авторского права.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона.

Статья 6. Произведения, являющиеся объектами авторского права

1. Объектами авторского права являются: литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения); научные, научно-технические, в том числе и топологии интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения; программы для ЭВМ и базы данных, речи, лекции, доклады, обращения, проповеди и так далее;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом и без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам; другие произведения.

2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ, включая прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся: производные произведения, такие, как переводы и обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства;

сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и сборники произведений охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Статья 7. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества; сообщения информационного характера о событиях и фактах.

латинской буквы "С" в окружности:

С имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного полномочия на произведения для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

Регистрация осуществляется специально уполномоченным центральным органом управления Республики Беларусь, который выдает свидетельства о регистрации прав автора и его произведений. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

4. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.

5. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

6. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим

Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Настоящее положение будет действовать до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение.

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

1. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленный им подбор или расположение материалов, представляющий результат творческого труда (составительство).

2. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.

2. Переводчик и автор другого производного произведения пользуются авторским правом на созданное ими произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, аранжировке или другой переработке.

1. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом и без текста, а также другие лица, участвовавшие в создании аудиовизуального произведения по договору и внесшие в него творческий вклад.

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (роман, положенный в основу сценария и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператором-постановщиком, художником-постановщиком и другими), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано.

2. Лицо, давшее задание на создание произведения, заключает с автором договор, который может предусматривать выплату авторского вознаграждения и ограничения права на использование произведения лицом, давшим задание.

3. Лицо, по служебному заданию которого было создано произведение, имеет право при использовании им произведения указывать свое наименование.

4. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 10 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Статья 14. Личные неимущественные права

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения.

Статья 15. Имущественные права

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать произведение (право на переработку). Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

3. Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения (право на вознаграждение). Размер и порядок начисления авторского вознаграждения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов, с пользователями. При этом размер вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их во временное пользование (прокат) принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

5. Ограничения прав авторов, указанных в пункте 2, устанавливаются статьями 17-20 настоящего Закона при условии, что такое ограничение не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и необоснованно не ущемляет законные интересы автора.

Статья 16. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования

1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездный или безвозмездный) от автора к другому лицу означает первую уступку прав на это произведение.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права.

Глава 3. Ограничения имущественных прав

Статья 17. Воспроизведение произведения в личных целях

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение чужого правомерно обнародованного произведения исключительно для удовлетворения личных потребностей или потребностей членов семьи, кроме случая, установленного частью первой пункта 3 настоящей статьи.

2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется в отношении:

а) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

б) воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

в) воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;

г) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

3. В случае воспроизведения физическими лицами в личных целях аудиовизуального произведения или произведения, зафиксированного на фонограмме, автор либо иной правообладатель вправе получать соответствующее вознаграждение.

Вознаграждение выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование), материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями, управляющими имущественными правами авторов.

Вознаграждение подлежит распределению между авторами или иными обладателями авторских и (или) смежных прав на произведения, указанные в настоящем пункте, в отношении которых можно предполагать, что они воспроизводились в личных целях.

4. Вознаграждение не выплачивается за оборудование и материальные носители, указанные в пункте 3 настоящей статьи, которые являются: а) предметами экспорта; б) профессиональным оборудованием, не предназначенным для использования в домашних условиях.

Другие материалы по теме

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных - совокупность данных или другой информации, выраженная в любой объективной форме, представляющая собой по подбору или расположению этих данных или другой информации результат творческого труда;

воспроизведение - изготовление, в том числе тиражирование, одного или более экземпляра объекта авторского права или смежных прав в любой объективной форме (в том числе отличной от формы, в которой существует оригинал), включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе;

запись - фиксация звуков и (или) изображений либо их отображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующих технических устройств;

издатель - лицо, осуществляющее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с согласия автора или иного правообладателя деятельность по опубликованию литературных и других произведений;

информация об управлении правами - любая информация, которая идентифицирует объект авторского права или смежных прав, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на материальном носителе, приложена к нему либо появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения объекта авторского права или смежных прав. Такая информация может быть выражена в виде текста, а также любых цифр и кодов;

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства, в том числе произведения народного творчества, посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом (далее - артист-исполнитель), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

коллективное управление имущественными правами - деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей, имеющая целью обеспечение сбора, распределения и выплаты авторам или иным правообладателям вознаграждения за использование объектов авторского права или смежных прав физическими и юридическими лицами, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом в случае, когда практическое осуществление имущественных прав в индивидуальном порядке затруднительно, и направленная на защиту, в том числе в суде, имущественных прав авторов или иных правообладателей при их нарушении;

компьютерная программа - представленная в объективной форме упорядоченная совокупность команд и данных, предназначенных для использования на компьютере и в иных системах и устройствах в целях обработки, передачи и хранения информации, производства вычислений, получения аудиовизуальных изображений и других результатов. Частью компьютерной программы являются включенные в компьютерную программу документы, детально описывающие функционирование компьютерной программы, в том числе взаимодействие с пользователем и внешними компонентами;

обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа, сообщения для всеобщего сведения или иным способом;

опубликование - предложение публике с согласия автора или иного правообладателя экземпляров объекта авторского права или смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики, путем продажи, проката или иной передачи права собственности либо права владения экземпляром объекта авторского права или смежных прав;

передача в эфир (эфирное вещание) - передача без использования провода и кабеля звуков и (или) изображений для приема публикой, включая передачу через спутник. Передача без использования провода и кабеля кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия;

передача организации эфирного или кабельного вещания - передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемые организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией;

передача по кабелю (кабельное вещание) - передача по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, включая трансляцию телевизионных программ в системах кабельного телевидения и трансляцию программ звукового вещания посредством проводных линий;

правообладатель - физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом;

произведение народного творчества, автор которого неизвестен,произведение, которое включает в себя характерные элементы традиционного художественного наследия (народные сказки, народная поэзия, народные песни, инструментальная народная музыка, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и др.) и в отношении которого невозможно установить авторство конкретного физического лица;

производитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и финансирование создания аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении;

производитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, организующее первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков либо отображений звуков;

производное произведение - перевод или иная переработка произведения, являющиеся результатом творческого труда, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация, резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка;

прокат - предоставление оригинала или экземпляров объекта авторского права или смежных прав во временное пользование на возмездной основе;

публичное исполнение - представление произведения или объекта смежных прав посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических устройств (в отношении аудиовизуального произведения - показ кадров в их последовательности), в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление;

публичный показ - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения - показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такой показ;

режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществляющее постановку театрального, циркового, эстрадного, кукольного или иного спектакля (представления, концерта);

репродуцирование - процесс полиграфического воспроизведения в любых размерах и формах одного или более экземпляра оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования либо иным способом, кроме издания. Репродуцированием не являются хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

руководитель коллектива исполнителей - художественный руководитель или иное лицо, наделенное полномочиями представлять интересы коллектива исполнителей, в том числе распоряжаться исключительным правом на исполнение;

служебное исполнение - исполнение, осуществляемое по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

служебное произведение - произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

сообщение для всеобщего сведения - передача с помощью беспроводной связи или по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений либо их отображений для приема публикой, включая эфирное и кабельное вещание. Сообщением для всеобщего сведения также является доведение объекта авторского права или смежных прав до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к нему доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору;

составное произведение - сборник (в том числе энциклопедия, антология, база данных), газета, журнал или другое произведение, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

техническое средство защиты авторского права или смежных прав - любые технология, техническое устройство или их компоненты, контролирующие доступ к объекту авторского права или смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении объекта авторского права или смежных прав;

фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображений звуков. Фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение;

экземпляр произведения - оригинал или копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

Глава 1. Общие положения

Административная ответственность предусмотрена ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г.

Положениями указанной статьи предусмотрено, что не­законное распространение или иное незаконное использо­вание объектов авторского права и смежных прав или объ­ектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы влечет наложение штрафа в размере:

    от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфис­кацией предмета административного правонарушения или без конфискации;

    на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин с конфискацией предмета административного пра­вонарушения или без конфискации;

    на юридическое лицо - до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонаруше­ния или без конфискации.

Наиболее опасные посягательства на субъективные ав­торские, смежные и патентные права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответствен­ность. Согласно ст. 201 УК Республики Беларусь преступ­лениями являются:

1) присвоение авторства или принуждение к соавторс­тву, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собствен­ности до официальной публикации сведений о них (наказы­ваются общественными работами, или штрафом, или испра­вительными работами на срок до двух лет).

чужого произведения под своим именем без согласия авто­ра, использование в своих трудах чужих произведений без ссылок на их авторов, выпуск произведения, созданного в соавторстве, только под своим именем.

Принуждение к соавторству - это воздействие на автора с целью получения его согласия на включение в число соавто­ров имени виновного или других лиц, не принимавших учас­тия в создании произведения или объекта смежных прав.

Разглашение без согласия автора или заявителя сущнос­ти изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности - это придание огласке, доведение до сведений третьих лиц све­дений о сущности указанных объектов независимо от спо­соба обнародования (устно, письменно, посредством опуб­ликования и т.п.);

2) незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в тече­ние года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере (наказываются общественными рабо­тами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет).

Субъективная сторона данного преступления характе­ризуется прямым умыслом. Субъект преступления - фи­зическое лицо, достигшее 16-тилетнего возраста; специаль­ный субъект - лицо, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за такое же правонару­шение.

Указанные выше действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должнос­тным лицом с использованием своих служебных полномо­чий, либо повлекшее причинение ущерба в крупном разме­ре, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Кодексом об административных правонарушениях 2003 г. ст. 11.26 предусмотрена административная ответс­твенность в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права зани­маться определенной деятельностью за:

    умышленное использование индивидуальным пред­принимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наиме­нования, географического указания конкурента;

    копирование промышленных образцов конкурента, влекущее смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента.

Действующее законодательство (в частности ст. 248 «Не­законное использование деловой репутации конкурента» УК Республики Беларусь) рассматривает в качестве уго­ловно наказуемых деяний:

    незаконное использование индивидуальным предпри­нимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наиме­нования, наименования места происхождения товара кон­курента;

    продажу или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Рес­публике Беларусь;

    копирование промышленных образцов конкурента, влекущее смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конку­рента, если указанные действия совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.

Объектом преступления, предусмотренным ст. 248 УК Республики Беларусь, является установленный порядок осуществления добросовестной конкуренции.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный - лицо, достиг­шее 16-тилетнего возраста, являющееся индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица, которое ранее привлекалось к административной от­ветственности за такие же действия.

Среди уголовно наказуемых деяний в сфере экономичес­кой деятельности ст. 255 УК Республики Беларусь называет также умышленное разглашение коммерческой или банков­ской тайны без согласия ее владельца, лицом, которому та­кая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, пов­лекшее причинение ущерба в крупном размере. Уголовно наказуемым деянием признается незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенное из корыст­ной или иной личной заинтересованности.

Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потер­певшими гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда.

Поделиться: