Как мы смотрим глазами и что видим мозгом. Можно ли видеть мозгом

Еще не так давно по историческим меркам о мозге говорили как о «черном ящике», процессы внутри которого оставались тайной. Достижения науки последних десятилетий уже не позволяют заявлять об этом столь же категорично. Однако по-прежнему в области исследования мозговой деятельности куда больше вопросов, чем однозначных ответов.

Распознать в этой, имеющей космические численные параметры и находящейся в постоянном движении системе механизмы, которые можно было бы соотнести с тем, что мы называем памятью и мышлением, крайне сложно. Порой для этого приходится проникать непосредственно в мозг. В самом прямом физическом смысле.

Создан ли нейромашинный интерфейс, позволяющий парализованным людям управлять роботом-манипулятором?

Да, такой интерфейс создан. Особенно интересны в этой связи работы нейроинженера Джона Донохью из Университета Браун (штат Род-Айленд). В возглавляемой им лаборатории разработана технология BrainGate , помогающая парализованным вырваться из «тюрьмы» своего тела. Чаще всего паралич наступает не в результате поражения головного мозга, а по причине нарушения коммуникации между головным мозгом и периферийной нервной системой - например, из-за повреждения спинного мозга. Если моторная кора цела и функционирует, в нее вставляется небольшой чип с золотыми электродами. Чип считывает сигналы, поступающие от нужных групп нейронов, и преобразует их в команды для компьютера. Если к компьютеру подсоединена роботизированная рука-манипулятор, то достаточно пациенту подумать о том, как он поднимает свою руку, и робот тут же выполнит задуманное движение. Таким же способом парализованный человек может управлять набором текста на компьютере или перемещать курсор по экрану. Единственное неудобство состоит в том, что из верхней части черепа торчат провода, однако это мелочь по сравнению с полной неподвижностью. В будущем, мечтает Донохью, электронный чип, имплантированный в мозг, будет управлять не компьютером, а мышцами тела пациента через систему электростимуляторов, которые будут вживлены в мускулатуру.

Что бы там ни говорили защитники живой природы, но экспериментировать над мозгом макак и крыс исследователям пока никто не запрещал. Однако когда речь идет о мозге человека - живом мозге, разумеется, - эксперименты на нем практически невозможны по соображениям права и этики. Проникнуть внутрь «серого вещества» можно лишь, что называется, за компанию с медициной.

Провода в голове

Одним из таких шансов, предоставленных исследователям мозговой деятельности, стала необходимость хирургического лечения тяжелых случаев эпилепсии, которые не поддаются медикаментозной терапии. Причиной заболевания становятся пораженные участки срединной височной доли. Именно эти области необходимо удалить методами нейрохирургии, однако прежде всего их надо выявить, чтобы, так сказать, не «отхватить лишнего».

Американский нейрохирург Ицхак Фрид из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) еще в 1970-х стал одним из первых, кто применил для этой цели технологию введения непосредственно в кору головного мозга электродов толщиной 1 мм. По сравнению с размером нервных клеток электроды имели циклопические размеры, однако даже такого грубого инструмента было достаточно, чтобы снять усредненный электросигнал от некоторого количества нейронов (от тысячи до миллиона). В принципе, для достижения чисто медицинских целей этого было достаточно, но на каком-то этапе инструмент было решено усовершенствовать. Отныне миллиметровый электрод получал окончание в виде разветвления из восьми более тонких электродов диаметром 50 мкм. Это позволило увеличить точность замеров вплоть до фиксации сигнала от сравнительно небольших групп нейронов. Были также разработаны методы, позволяющие отфильтровать из «коллективного» шума сигнал, посылаемый одной-единственной нервной клеткой мозга. Все это было сделано уже не в медицинских, а в чисто научных целях.

Именные нейроны

Объектом исследований становились люди, ожидавшие операции по поводу эпилепсии: пока внедренные в кору мозга электроды считывали сигналы от нейронов для точного определения зоны хирургического вмешательства, попутно проводились весьма интересные эксперименты. И это был тот самый случай, когда реальную пользу науке принесли иконы поп-культуры - голливудские звезды, чьи образы легко узнаваемы большинством населения планеты. Сотрудник Ицхака Фрида - врач и нейрофизиолог Родриго Киан Кирога - демонстрировал испытуемым на экране своего ноутбука подборку широко известных зрительных образов, среди которых были как популярные личности, так и знаменитые сооружения, вроде оперного театра в Сиднее. При показе этих картинок в мозге наблюдалась электрическая активность отдельных нейронов, причем разные образы «включали» разные нервные клетки. Например, был установлен «нейрон Дженнифер Энистон», который «выстреливал» всякий раз, когда на экране возникал портрет этой актрисы романтического амплуа. Какое бы фото Энистон ни демонстрировали испытуемому, нейрон «ее имени» не подводил. Более того, он срабатывал и тогда, когда на экране появлялись кадры из известного сериала, в котором актриса снималась, пусть даже ее самой в кадре не было. А вот при виде девушек, лишь похожих на Дженнифер, нейрон молчал.

Исследуемая нервная клетка, как оказалось, была связана именно с целостным образом конкретной актрисы, а вовсе не с отдельными элементами ее внешности или одежды. И это открытие давало если не ключ, то подсказку к пониманию механизмов сохранения долговременной памяти в человеческом мозге. Единственное, что мешало продвигаться дальше, - те самые соображения этики и права, о которых говорилось выше. Ученые не могли разместить электроды ни в каких других областях мозга, кроме тех, что подвергались предоперационному исследованию, да и само это исследование имело ограниченные медицинской задачей временные рамки. Это весьма затрудняло поиски ответа на вопрос, действительно ли существует нейрон Дженнифер Энистон, или Брэда Питта, или Эйфелевой башни, а может быть, в результате замеров ученые случайно натыкались лишь на одну клетку из целой связанной друг с другом синаптическими связями сети, отвечающей за сохранение или узнавание определенного образа.

Игра с картинками

Как бы то ни было, эксперименты продолжились, и к ним подключился Моран Серф - личность крайне разносторонняя. Израильтянин по происхождению, он попробовал себя в роли бизнес-консультанта, хакера и одновременно инструктора по компьютерной безопасности, а еще художника и автора комиксов, писателя и музыканта. Вот этот-то человек со спектром талантов, достойным эпохи Возрождения, взялся создать на основе «нейрона Дженнифер Энистон» и ему подобных нечто вроде нейромашинного интерфейса. В качестве испытуемых и на этот раз выступили 12 пациентов медицинского центра им. Рональда Рейгана при Калифорнийском университете. В ходе предоперационных исследований им внедрили в область срединной височной доли по 64 отдельных электрода. Параллельно начались эксперименты. Сначала этим людям показали 110 изображений поп-культурной тематики. По итогам этого первого тура были отобраны четыре картинки, при виде которых у всей дюжины испытуемых четко фиксировалось возбуждение нейронов в разных частях исследуемого участка коры. Далее на экран выводились одновременно два изображения, наложенных друг на друга, причем каждое обладало 50%-ной прозрачностью, то есть картинки просвечивали друг через друга. Испытуемому предлагалось мысленно увеличить яркость одного из двух образов, чтобы тот затушевал своего «соперника». При этом нейрон, отвечающий за образ, на котором сосредотачивалось внимание пациента, выдавал более сильный электрический сигнал, чем нейрон, связанный со вторым образом. Импульсы фиксировались электродами, поступали в декодер и превращались в сигнал, управляющий яркостью (или прозрачностью) изображения. Таким образом, работы мысли вполне хватало, чтобы одна картинка начинала «забивать» другую. Когда испытуемым предлагалось не усилить, а, наоборот, сделать один из двух образов бледнее, связка «мозг - компьютер» вновь срабатывала.

Что такое пластичность мозга?

Из каких отделов состоит и как выглядит мозг в разрезе, наука знает давно. Однако о механизмах мышления и памяти до сих пор известно немного.

Пластичностью мозга называется потрясающая способность нашего органа мышления приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Если мы обучаемся какому-либо навыку и интенсивно тренируем мозг, в области мозга, отвечающей за этот навык, появляется утолщение. Находящиеся там нейроны создают дополнительные связи, закрепляя вновь полученные умения. В случае поражения жизненно важного участка мозга он порой заново развивает утраченные центры в неповрежденной области.

Светлая голова

Стоила ли эта увлекательная игра необходимости проводить опыты над живыми людьми, тем более имеющими серьезные проблемы со здоровьем? По мнению авторов проекта - стоила, ибо исследователи не только удовлетворяли свои научные интересы фундаментального характера, но и нащупывали подходы к решению вполне прикладных задач. Если в мозге существуют нейроны (или связки нейронов), возбуждающиеся при виде Дженнифер Энистон, значит, должны быть и мозговые клетки, отвечающие за более существенные для жизни понятия и образы. В случаях, когда пациент не в состоянии говорить или сигнализировать о своих проблемах и потребностях жестами, непосредственное подключение к мозгу поможет медикам узнать о нуждах больного от нейронов. Причем чем больше ассоциаций будет установлено, тем больше сможет сообщить о себе человек.

Может ли мозг видеть без глаз?

То, что мы считаем зрением, есть на самом деле интерпретация мозгом электросигналов, генерируемых массивом светочувствительных клеток - палочек и колбочек, расположенных на внутренней стороне сетчатки. У сетчатки высокое разрешение - около 126 мегапикселей, если приблизительно выразить его в параметрах, в которых оценивается матрица цифрового фотоаппарата. Однако в строение глаза заложена масса несовершенств, и окончательная картинка - это все-таки результат вычислений, проведенных мозгом. Именно мозг «заботится» о том, чтобы зрительное восприятие создавало нам максимальные удобства при ориентации в пространстве. Но, как выясняется, даже если мозгу предложить картинку куда более низкого разрешения и даже если устройством «ввода» будет не глаз и не светочувствительные клетки, мозг и тогда сумеет нас сориентировать. Доказательство тому - работы американского ученого Пола Бач-и-Рита. Создав матрицу низкого разрешения (144 маленьких золотых контакта), на которую подавалась видеокартинка с разверткой в виде электросигналов разной интенсивности, он приложил контакты... к языку испытуемого, лишенного зрения. Поначалу электросигналы создавали лишь ощущение неприятного пощипывания, но некоторое время спустя мозг научился распознавать в этих раздражителях упрощенные очертания окружающих предметов.

Однако внедренный в мозг электрод, пусть даже 50 мкм в поперечнике, - это слишком грубый инструмент для точной адресации конкретному нейрону. Более тонкий метод взаимодействия с нервными клетками уже отрабатывается, хотя трудно сказать, когда нечто подобное может быть широко применено в отношении человека. Речь идет об оптогенетике, которая предполагает преобразование нервных клеток на генетическом уровне. Одними из пионеров этого направления считаются Эд Бойден и Карл Диссерот, начинавшие свои работы в Стэнфордском университете. Их замысел заключается в том, чтобы воздействовать на нейроны с помощью миниатюрных источников света. Для этого клетки, разумеется, необходимо сделать светочувствительными. Поскольку физические манипуляции по пересадке светочувствительных белков - опсинов - в отдельно взятые клетки относятся к области практически невозможного, исследователи предложили... заражать нейроны вирусом. Именно этот вирус внедрит в геном клеток ген, синтезирующий светочувствительный белок. У этой технологии есть несколько потенциальных применений. Одно из них - это частичное восстановление зрения глаза с пораженной сетчаткой за счет сообщения светочувствительных свойств сохранившимся несветочувствительным клеткам (есть успешные опыты на животных). Получая вызванные падающим светом электросигналы, мозг вскоре научится работать с ними и интерпретировать их как изображение, пусть и худшего качества. Другое применение - работа с нейронами непосредственно в мозге с помощью миниатюрных световодов. Активируя разные нейроны в мозге животных с помощью пучка света, можно проследить за тем, какие поведенческие реакции эти нейроны вызывают. Помимо этого, «световое» вмешательство в мозг в будущем может иметь и терапевтическое значение.

Возможно ли эмулировать головной мозг человека с помощью компьютерной программы или создать компьютер, аналогичный мозгу?

Пока такого аналога не существует, однако наука движется в этом направлении. Надо понимать, что хоть электронные вычислители нередко называют «мозгом», в реальности ЭВМ и мозг конструктивно не имеют практически ничего общего. Кроме того, если компьютер является творением человеческого разума и принципы его работы специалистам досконально известны и описаны до последней запятой, то до полного понимания того, что происходит под черепной коробкой, наука невероятно далека. Задача ученых, задействованных в проекте Blue Brain , профинансированном правительством Швейцарии и осуществляемом в сотрудничестве с корпорацией IBM, заключается, таким образом, не в том, чтобы создать электронного конкурента мозгу. В конце концов, многие специализированные задачи типа математических расчетов компьютер давно делает несравнимо лучше, чем наше «серое вещество». Цель проекта, в котором используется мощнейшая вычислительная техника, - создать компьютерную 3D-модель происходящего внутри мозга и затем с ее помощью проверять различные гипотезы, связанные с его работой. Мозг человека состоит из 100 млрд. нейронов, а количество возможных комбинаций, могущих возникнуть при их соединении, превышает число атомов во Вселенной, поэтому браться за задачу таких масштабов исследователи пока не решились. Речь идет лишь о построении модели нейронной колонки неокортекса крысы. Колонка состоит «всего лишь» из 10 000 нейронов, образующих между собой 30 млн синаптических связей. Модель строится на основе наблюдений за реальным мозгом, и в ней отражается индивидуальное поведение каждого нейрона. При этом мультипроцессорный искусственный «мозг» нуждается в колоссальном количестве электроэнергии, а потребляемая мощность мозга человека - всего 25 Вт.

Как вызвать сон наяву?

Ложитесь на спину (лучше всего, когда сильно устали), руки по швам, глаза закрыты. Остаетесь абсолютно неподвижным и стараетесь не спать. Мозг начнет посылать сигналы, а тело - погружаться в сон. Если возникнет желание почесаться, повернуться на бок или моргнуть - ИГНОРИРУЙТЕ это все и через полчаса примерно почувствуете тяжесть на груди, может быть даже начнете слышать странные звуки. Так наступает сонный паралич. Если в это время открыть глаза, можно видеть галлюцинации (сон с открутыми глазами), но шевелиться нельзя будет, так как тело уже спит. Можно закрыть глаза и заснуть всерьез, при этом появится возможность контролировать свой сон - осознанное сновидение.

0 0 0

Как вызвать сон наяву?

Ложитесь на спину (лучше всего, когда сильно устали), руки по швам, глаза закрыты. Остаетесь абсолютно неподвижным и стараетесь не спать. Мозг начнет посылать сигналы, а тело - погружаться в сон. Если возникнет желание почесаться, повернуться на бок или моргнуть - ИГНОРИРУЙТЕ это все и через полчаса примерно почувствуете тяжесть на груди, может быть даже начнете слышать странные звуки. Так наступает сонный паралич. Если в это время открыть глаза, можно видеть галлюцинации (сон с открутыми глазами), но шевелиться нельзя будет, так как тело уже спит. Можно закрыть глаза и заснуть всерьез, при этом появится возможность контролировать свой сон - осознанное сновидение.

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот не знает что он сплошной жир. Это знает ваш мозг. Убедив себя в том, что вы можете все, вы сможете действительно все.

Страус. Самая большая птица из живущих в наше время. Страус очень хорошо видит и слышит. А вот думает - не очень... мозг малюсенький. Кстати, не такой уж страус и пугливый, как нам в мультиках показывают. А очень даже злобная птица. Особенно самцы. Могут заклевать, затоптать до смерти. И то, что они голову суют в песок - это тоже миф.

0 0 0

Игры разума
Метод безориентирного зрительного пространства

Вначале это может показаться плохой грубой шуткой. Начните с того, что найдите радиостанцию, которая ловится с помехами. Затем лягте на диван и прикрепите к глазам по части разрезанного напополам мячика для настольного тенниса. В течение нескольких минут вы должны начать испытывать ужасные сенсорные расстройства.
Кто-то видит лошадей, гарцующих в облаках, кто-то слышит голоса умерших родственников. Получается, что когда мозг получает образы, в которых мало смысла (созданные при помощи теннисного мячика и звуковых помех), он создаёт свои собственные образы.

призрак в доспехах 2: невинность Красивый японский мультик про будущие. Вторую часть я не видела, но сама идея, показать мир, где грань между человеком и роботом почти полностью стерта весьма интересна. Полностью заменяемые части тела, один мозг живой. Думаю стоит посмотреть.

Если честно, то мне иногда кажется, что театр Сатирикон - это и не искусство вовсе. Это скорее некий способ выразить то, что наболело в воспаленном мозгу у режиссера-постановщика. Действительно, так трудно иной раз понять все, что на сцене видишь.

ПРИТЧА «ВИДЕТЬ МЫСЛИ»

Доктор сказал космонавту перед операцией:
- Операция будет очень сложная, давайте помолимся.
Космонавт:
- Я столько раз летал в космос, и никогда не видел Бога…
Доктор:
- А я столько раз делал операции на мозге, и ни разу не видел ни одной мысли…

Если мы что-то не видим, то это не значит, что этого не существует.

0 0 0

У человека девять чувств, а не пять...

Пять - те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак.
По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства.

1. Термоцепция - чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.

2. Эквибриоцепция - чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.

3. Ноцицепция - восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли - независимо от того, что нам кажется, - исходят не изнутри мозга.

4. Проприоцепция - или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

0 0 0

Десять простых и действенных способов для улучшения памяти.
1. Тренировка
Кроссворды, счет в уме, решение логических задач, заучивание стихов наизусть, изучение иностранных языков – вот то, что является отличным способом задавать мозгу работу. Это самые простые и действенные приемы для улучшения памяти!

3. Физическая активность
Ходьба, бег трусцой, танцы – все то, что тренирует тело, улучшает память. Такая активность способствует поступлению кислорода в мозг, способствует запоминанию (образуются новые клетки).

Кстати, я недавно узнала, что Франклин Рузвельт обладал хорошей способностью запоминать имена. Знаете, как он это делал? Не поверите! Он мысленно писал имя человека у него на лбу. Эта техника, его «ноу – хау», не раз ему приходила на помощь.

4. Проговаривание
Когда мы вслух проговариваем, например, номер телефона, адрес или имя, то наш мозг фиксирует эту информацию быстрее, нежели мы просто запишем.

5. Сон
Хороший сон – залог здоровья. Люди, которые высыпаются и живут дольше. Во сне наш организм расслаблен. Во сне резко усиливается выработка омолаживающих гормонов. Выспавшийся организм запоминает информации в 2 раза больше, чем тот, кто страдает бессонницей.

6. Релаксация
Медитация, йога, массаж и т. п. помогут в концентрации внимания.

7. Гимнастика для глаз
Если каждое утро перемещать глаза из стороны в сторону в течение 30 секунд, то память улучшится на 10%. Это признанный факт. Это достигается тем, что оба полушария мозга будут работать в гармонии друг с другом.

Лучше всего заучивать важную информацию с 7 - 10 часов утра и с 17 -20 часов вечера. Трудоспособность мозга в эти промежутки времени наиболее активна (до 30%).

8. Ассоциации
Самым плодотворным запоминанием является ассоциативный ряд. Это должны быть яркие, запоминающиеся образы. Это работает! Здесь придут на помощь и запахи.

9. Питание
Здоровое и правильное питание способствует отличному запоминанию. Конечно, это продукты – антиоксиданты. Черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм.
Не забываем, естественно, про омега – 3 жирные кислоты!

10. Витамины
Конечно же, лидер здесь – витамин В. Недостаток витамина В12 может привести к потере памяти (рыба, мясо, яйца, птица и др.). Это верный помощник в работе нашего мозга. А также витамины С и Е.
Чтобы не было атеросклероза, следует сократить потребление жиров, маргарина, сливочного масла. Суточная норма жиров не должна превышать 90 г в сутки.

Как улучшить память теперь понятно, правда? Друзья, как видите, ничего сложного. Надо просто давать мозгу постоянную нагрузку.

0 0 0


http://world.menu.ru/interesting/

Это интересно → Женщины видят себя толще, чем на самом деле

Согласно последним исследованиям, (

Др.Ховард Гликсмен

Зрение – это сложный процесс. Первая статья этого цикла рассматривала, каким образом глаз может разрешать свету проходить через него и фокусироваться на сетчатке. Последующая публикация подробно описала процесс генерирования сетчаткой нервных импульсов, которые перемещаются к мозгу для интерпретации «зрения».

В этой статье мы будем рассматривать, как зрительные сообщения распределяются и организовываются в пределах мозга для воссоздания нейровозбуждающего пространственного изображения в целях анализа.

Мозг является центральным устройством обработки данных, который интерпретирует все неврологические сообщения, что поступают со всего тела. Глаз представляет собой внешнее устройство подобно любому другому чувствительному органу тела. Он находиться в углублении, проводя исследования для мозга. Под центральной слепотой подразумевается состояние, когда глаза хорошо работают, но именно мозг не производит правильной обработки данных зрительной информации.

Обнаружение пути

Каждый оптический нерв состоит из примерно миллиона аксонов, которые идут от ганглиозных клеток. Не забывайте, что ганглиозные клетки просто переносят сообщения, которые они получают от биполярных клеток, а те, в свою очередь, от палочек и колбочек. Это можно уподобить огромной нейробиомолекулярной эстафете, конечная цель которой – достичь визуального центра мозга, где определенная пространственная модель нервного возбуждения, в итоге, обрабатывается и интерпретируется как «зрение».

Около 80% аксонов от ганглиозных клеток в оптическом нерве направляются к распределительной коробке мозга, которая называется боковым коленчатым телом. В этом соединительном нервном центре каждый ганглиозный аксон передает дальше свои сообщения с помощью высвобождения нейротрансмитера, который побуждает другой нейрон передавать дальше это сообщение к зрительной зоне коры головного мозга.

Оставшиеся 20% аксонов ганглиозных клеток меняют свое направление как раз перед распределительной коробкой, объединяясь с другой системой, которая несет ответственность за некоторые автоматические рефлексы, происходящие в глазе. Когда свет проникает в глаз (освещает его), это приводит к тому, что зрачок, сокращаясь, становится меньше, а когда, к примеру, в темной комнате, света становиться мало, зрачок автоматически расширяется, чтобы пропустить больше света. Именно эти сообщения от ганглиозных клеток и начинают рефлексную дугу, которая порождает эти действия.

Что происходит первым?!

Сейчас, после рассмотрения всего вышеизложенного, нам следует перейти к вопросу о том, куда перемещаются ганглиозные аксоны, несущие сообщения из сетчатки? Кажется целесообразным, чтобы все сообщения из одного глаза направлялись бы в одну зону зрительной коры, а все остальные с другого глаза - в другую, не так ли? В противном случае, как может мозг интерпретировать все эти сообщения, если они смешаны? Чтобы понять, что же именно происходит, и как это влияет на наше зрение, нам сначала нужно рассмотреть, как хрусталик влияет на изображения, которые он преломляет, а также предоставить вам общую схему для дискуссии о зрении.

Полное изменение реальности: фокусирование побочных эффектов.

Рассмотрим природу изображения, которое проектируется на сетчатке после того, как лучи света перемещаются через глаз. Если вы когда-либо игрались с линзами, то вы должны помнить, что каждый раз, когда лучи света проходят сквозь криволинейную поверхность, то они не только преломляются, но и изображение с другой стороны становится полностью перевернутым.

Следовательно, когда мы рассматриваем то, что происходит с изображением света, когда оно проходит сквозь глаз, мы должны принять во внимание тот факт, что свет проходит три отдельных преломления. Первое преломление происходит, когда свет пересекает роговицу. На этой стадии, изображение было бы совершенно перевернутым, это означает, что оно было бы повернутым и перевернутым вверх дном. Но не забывайте, что свету все еще нужно пройти сквозь хрусталик, пока он не переместится в сетчатку.

У хрусталика есть две выпуклые поверхности в противоположность одной у роговицы. Изображение, проходя сквозь переднюю поверхность хрусталика, снова приводится в порядок. Но потом оно дальше преломляется, поскольку проходит сквозь заднюю поверхность хрусталика, в результате чего возникает конечное изображение на сетчатке, которое является повернутым и перевернутым вверх дном. (см. рис. 1)

Вы можете подумать о том, как это может влиять на наше зрение? Не забывайте, что клетки фоторецепторов сетчатки просто посылают изображение в мозг на основе света, что отражает объект, на который мы смотрим. Следовательно, если изображение само по себе было перевернуто, то есть повернуто вверх дном, то сообщение, посылаемое из сетчатки в мозг, будет также отражать это. А уже дело мозга - расшифровывать это зеркальное электрическое сообщение, которое посылается из глаз.

Для того, чтобы понять последующее обсуждение, для нас важно усвоить некоторые термины относительно зрительных полей и областей сетчатки. Зрительные поля каждого глаза (рассматриваемого) могут разделяться вертикально на правые и левые поля. Похожим способом, сетчатка каждого глаза (проводящая наблюдение) может также разделяться на правые и левые области, проводя воображаемую линию сверху глаза вниз через ямку. (К тому же, каждое поле и область сетчатки также может разделяться на верхнюю и нижнюю половинки).

Но, поскольку каждый глаз уже обозначается как «правый» и «левый», то было бы неудобно для исследователей называть зрительные поля или каждую область сетчатки глаз также как «правые» и «левые». Таким образом, нам необходим лучший способ четкого различения между зрительным полем, которое рассматривается, частью сетчатки, которая производит рассматривание и глаза, где это происходит.

Височная кость является внешней границей каждого глаза, то есть, слева для левого глаза и справа для правого. Подобным образом, нос является внутренней границей для каждого глаза, т.е. справа для левого глаза и слева для правого. Следовательно, каждая вертикальная половина поля зрения называется либо височной, либо носовой частью.

Височное поле зрения левого глаза является дальней левой половинкой поля, а височная часть правого глаза - дальней правой половиной поля. Похожим образом, носовое зрительное поле левого глаза - это внутреннее или правое полуполе, а носовое зрительное поле правого глаза есть внутреннее или левое полуполе. (см. рис.2)

Рис 1.

Подобным образом, когда мы обсуждаем сетчатку, то в основном имеем в виду ее расположение в глазе. Поэтому височная сетчатка левого глаза находится с внешней стороны или левой задней части яблока глаза, а носовая сетчатка левого глаза расположена с внутренней стороны или правой части поля сетчатки в левом глазу. Так же, височная сетчатка правого глаза находится с внешней стороны или правой задней части яблока глаза, а носовая сетчатка правого глаза расположена с внутренней стороны или левой части поля сетчатки в правом глазу.

Рис 2. Зрительные поля

Что происходит во-вторых?!

Когда мы рассматриваем взаимоотношение между тем, что видно в пределах визуальной области отдельного глаза и где его изображение находится на сетчатке глаза, мы должны иметь в виду, что изображение будет повернуто и перевернуто вверх дном. Поэтому, что бы ни находилось в височном поле видимости любого глаза, оно всегда будет отображаться на носовой сетчатке и что бы ни находилось в носовом поле видимости в любом глазу, оно всегда будет изображаться на височной сетчатке. (Что бы ни рассматривалось в верхнем поле, оно будет отображаться на нижнем поле, а что бы ни рассматривалось в нижнем поле, оно будет изображаться на высшей части сетчатки).

Все дело в перспективе

Еще одна важная вещь, которую нужно помнить о зрении, может быть продемонстрирована следующим упражнением. Если вы сосредоточитесь на объекте, а затем переменно посмотрите на него каждым глазом, вы заметите, что есть существенное наложение между носовыми полями каждого глаза, немного под другим углом. Это означает, что, когда вы сосредотачиваете свой взгляд на чем-то, то глаз способен пересылать сообщения к мозгу, которые дают ему две различные перспективы. Вот таким образом мы можем достигать своего восприятия глубины.

Расколотый экран: пересекание нейробиомолекулярных путей

Теперь, когда вы понимаете этот аспект нашего зрения, мы можем продолжить обсуждение того, куда сообщения идут в мозге. В действительности, если вы представляете себе вертикальную линию, проходящую через ямку глаза, то все фоторецепторы с правой стороны в обоих глазах (т.е. носовая сетчатка в левом глазу и височная сетчатка в правом глазу) посылают свои сообщения ганглиозным клеткам, которые посылают свои аксоны в правую сторону мозга.

Подобным образом, все клетки фоторецепторов слева от ямки в обоих глазах (т.е. височная сетчатка в левом глазу и носовая сетчатка в правом) посылают свои сообщения ганглиозным клеткам, которые направляют свои аксоны в левую сторону мозга.

Чтобы все это происходило, все сообщения от височной сетчатки правого и левого глаза остаются соответственно на правой и на левой стороне мозга. В то время как все сообщения от носовой сетчатки как правого, так и левого глаза, должны переправляться соответственно к левой и правой сторонам мозга. Все это пересекается в месте, что называется перекрестом зрительных нервов. (См. рис. 3)


Рис 3.

Если вы помните, какая половина сетчатки «видит» какое визуальное поле, вы осознаете, что все, что находится в левой половине визуального поля обоих глаз, направляется в правую сторону мозга, а все, что находится в правой половине визуальной области обоих глаз направляется в левую сторону мозга. Помните, я говорил о том, что поскольку изображение, которое проходит сквозь глаз, является перевернутым в результате совместных эффектов роговой оболочки и хрусталика, все, что находится в височном поле, будет изображаться на носовой сетчатке, а все, что в носовом поле, будет изображаться на височной сетчатке.

Это означает, что все, что в левом полуполе левого глаза, будет изображаться на носовой или правой половине сетчатки левого глаза. Но мы уже обсуждали, что все сообщения от носовой сетчатки переходят с левой стороны мозга в правую. Так, что визуальные сообщения, которые являются результатом левой половины поля зрения левого глаза, стимулируя его носовую сетчатку, будут посылаться в правую визуальную кору головного мозга. Зрение левой половины изображения направляется в правую часть мозга.

Таким же образом, что-либо в височном или правом полуполе правого глаза будет изображаться на носовой или левой половине сетчатки правого глаза. Но опять же, мы знаем, что все сообщения от носовой сетчатки правого глаза пересекают мозг к левой стороне. Так что в данном случае визуальные сообщения правой половины поля зрения правого глаза, активизируя его носовую сетчатку, будут посылаться в левую визуальную кору головного мозга. Зрение правой половины направляется в левую часть мозга. (См. рис.3)

Если мы посмотрим на носовые поля, мы увидим, что происходит то же самое. Что-нибудь в носовом или правом поле левого глаза будет изображаться на височной или левой половине сетчатки левого глаза. Хотя мы знаем, что все сообщения от височной сетчатки остаются на той же стороне.

Таким образом, в данном случае сообщения из левой височной сетчатки будут посылаться в левую часть мозга. Опять же, правая половинка зрительного поля направляется в левую часть мозга.

В конечном итоге, что-либо в носовом или левом поле правого глаза будет изображаться на височной или правой половине правой сетчатки. Изображения от височной сетчатки остаются на той же стороне, то есть они будут посылаться в правую часть мозга. Итак, левая часть поля опять очутиться в правой половине мозга.

Я не знаю, что происходит в-третьих!

Когда мозг принимает эти повернутые, перевернутые вверх дном и пересекающиеся скопления импульсов, воспроизводимых фотонами, которые зародились в сетчатке и идут к затылочным долям сквозь биполярные клетки, ганглиозные клетки, боковое коленчатое тело головного мозга, тогда и производит то, что мы называем «зрением».

Никто в действительности не может точно понять, как мы можем видеть. Это то же самое, что задать вопрос, что же является нейробиомолекулярной основой для определенной мысли, желания или эмоции.

Возможно, мы можем выяснить, в какой части мозга эти процессы происходят, с помощью каких нейротрансмитеров и в каких концентрациях, и с какими другими нейронами происходят реакции. Но мы все еще точно не понимаем, как эти процессы проявляются в особенных восприятиях, таких как зрение.

Мы не понимаем того, как мы можем думать. Философ Габриель Марсел определил эту загадку так: «проблема, которая посягает на свои собственные данные». Он подразумевал, что тот, кто задает этот вопрос, невольно становиться объектом вопроса. Человеческий мозг пробует выяснить, как он сам работает.

Эволюционная простота?

Обзор этой и двух последних статьей ясно демонстрируют:

  • Чрезвычайную сложность и физиологическую взаимозависимость многих частей глазного яблока;
  • Абсолютную необходимость того, чтобы многие специфические биомолекулы реагировали в четко правильном порядке для передачи клетками фоторецепторов и другими нейронама нервных импульсов в мозг;
  • Важность присутствия для обеспечения фокусировки роговицей и хрусталиком не только глазного яблока правильного размера, но и области в сетчатке (ямки), которая снабжена необходимой концентрацией клеток фоторецепторов, связанных с мозгом в пропорции 1:1:1 для ясного и четкого зрения;
  • Зрение зависит от множества сложных, повернутых, перевернутых вверх дном, разделенных и накладывающихся сообщений от более двух миллионов волокон оптического нерва, которые направляются к зрительной зоне коры головного мозга, создавая нейровозбуждающее пространственное изображение, интерпретируемое как зрение;
  • Что исследователи не знают то, как мозг выполняет зрение.

Надеюсь, что все вышеизложенное побудит людей задуматься перед тем, как они примут теорию макроэволюции и начнут применять ее к развитию человеческого глаза и зрения. Как можно быть таким уверенным относительно теории происхождения чего-либо, когда еще не выяснено, как оно фактически работает? Большинство из прочитанного мной у сторонников эволюции на тему зрения, содержит много риторики и предположений без приведения деталей и логической последовательности. Все это выглядит несколько преждевременно и самонадеянно.

Наука пока не обладает инструментами, с помощью которых можно сделать определенный вывод об эволюции глаз и зрения. Будет ли она их когда-либо иметь? Может да, а может, нет. До этого времени, я сохраняю право смотреть на эволюционные объяснения биологов о происхождении человеческого зрения с большой долей скептицизма, как на чрезмерно упрощенные и требующие большого количества слепой веры.

В следующем раз мы будем рассматривать ухо и слух. Это даст нам больше поводов для удивления и больше вопросов для раздумий над макроэволюцией.

Доктор Ховард Гликсмен окончил университет в Торонто в 1978 году. Он практиковал медицину почти 25 лет в г. Оквилле, Онтарио и Спринг Хилл, Флорида. Недавно д-р Гликсмен оставил свою частную практику и начал практиковать паллиативную медицину для хосписа в своей общине. У него особый интерес к влиянию достижений современной науки на характер нашей культуры, а также к продвижению исследований на тему: "Что означает быть человеком?"

Александр Левит окончил Российский Государственный Гуманитарный Университет по специальности «Клиническая психология».

В 2008 году создал тренингово-консультационный центр, разработал два собственных тренинга: «Ментальный прорыв», направленный на развитие скрытых возможностей человека и «Живая природа денег. Войди в финансовый поток», предлагающий нестандартный поход к пониманию денежной механики.

Материалы по теме:

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Каждый из нас обладает неисчерпаемым потенциалом развития

Однако мало кто понимает, насколько велик его внутренний потенциал и как его раскрыть.

Об этом побеседовали с клиническим психологом, бизнес-консультантом, автором и ведущим тренингов Александром Левитом.

Александр, каких высот, по-вашему мнению, может достигнуть человек, и как это влияет на качество нашей жизни и жизни наших близких?

В самых разных сферах жизнедеятельности человека есть сугубо специфические аспекты развития потенциала, я скажу лишь об общих принципах.

Одним из важнейших препятствий для развития возможностей человека является неверие в свои силы. Оно формируется под влиянием социальных стереотипов и установок. Когда мы взрослеем и созреваем как личность, когда мы пытаемся чего-то добиться, мы сталкиваемся со всевозможными ограничениями и запретами, большая часть которых иррациональна и просто не имеет смысла. Очень часто в такие моменты мы ориентируемся на общественное мнение, которое всегда мыслит сдержанными и консервативными категориями. Из-за этого мы перестаем верить в себя. В связи с этим напрашивается вывод: человек должен создать условия, при которых он будет готов вырваться из круга привычных неэффективных действий.

- А вам самому удалось вырваться из этого круга? Расскажите немного о себе.

Я родился инвалидом. Уже в младенчестве врачи обнаружили, что я слепой. Я помню, что в детстве различал только свет и тень и иногда смутно видел границы ярких предметов, например, окно. Врачи говорили, что я никогда не буду видеть. Однако мои родители не отчаивались и пытались найти какие-то эффективные нестандартные способы восстановить мое зрение. Когда мне исполнилось 9 лет, отец нашел-таки направление, которое помогло мне обрести зрение. Но сначала я научился... видеть мозгом! А потом и само зрение восстановилось, но не полностью, а на 50% процентов. Поэтому сейчас на остальные 50% у меня работает так называемое альтернативное зрение. Да, я до сих пор не могу читать мелкий текст без лупы, но для жизни, как говорится, хватает.

- Что конкретно вы делали, чтобы научиться «видеть мозгом», это были какие-то специальные занятия?

Для того, чтобы придти к этому, мне пришлось достаточно долго выполнять определенные упражнения. Надо сказать, что для меня это было очень нудно и неинтересно. Я даже не понимал, зачем все это, почему родители так сильно хотят что-то во мне изменить. То есть тот мир, в котором я жил меня полностью устраивал и я не понимал, что есть люди, которые живут более полноценно. Но отец смог объяснить мне, что изменения необходимы, и я продолжал занятия. Было трудно. Несколько раз я решал, что больше не буду заниматься «этой ерундой», что меня больше не заставят, но в итоге продолжал упражняться.

- Как быстро появились первые результаты?

Первое время не было никаких результатов! Они появлялись так медленно, что казалось, будто ничего не происходит. Прошло больше 2-х лет, прежде чем я стал узнавать других людей и самостоятельно ориентироваться в пространстве. К этому времени я уже понял, насколько лучше воспринимать мир еще с помощью зрения - появились новые возможности, изменился круг общения и интересы. Очень многие вещи стали происходить по-другому - ярче и полноценнее.

Александр Левит

- И вы теперь вы делитесь своими навыками с другими?

Несколько лет назад мы с коллегой начали проводить тренинги и консультации. Так получается, что интересы и запросы тех, кто обращается к нам, таковы, что мы в первую очередь передаем им основу описанного мной выше опыта - опыта раскрытия внутреннего потенциала и расширения собственных границ.

Кстати, нагляднее всего опыт раскрытия внутренних ресурсов можно проследить в спорте. Когда человек начинает заниматься каким-либо видом спорта, он через некоторое время приходит к пределу актуальных на сегодня возможностей. Он считает, что больше не может ничего усовершенствовать в себе и отчасти «ломается». Тренер слышит слова: «Я больше не могу. Больше из меня ничего не выйдет». Грамотный тренер в этот момент говорит: «Продолжай!», и постепенно увеличивает нагрузку. И через некоторое время спортсмена открывается второе и третье дыхание, и он начинает демонстрировать совсем другие результаты.

- Но все-таки спорт - это, прежде всего, работа с телом. Причем здесь раскрытие внутреннего потенциала?

В конце ХХ века наглядный принцип наставничества в спорте перешел в другие сферы - личностный рост, бизнес. Таким образом возникло направление «Коучинг», целью которого стало раскрытие внутренних ресурсов человека и социальной деловой группы - путем приведения к осознанию собственных возможностей и путей развития. Ведь важно не просто указать индивидууму, к чему ему следует стремиться, но сделать так, чтобы он сам это понял, без подсказок.

- По какой же причине люди этого не понимают сами?

В результате общения с ними мы видим, что большая часть проблем состоит в том, что человек не чувствует своего потенциала, потому что живет навязанной другими жизнью. И не верит в то, что можно жить по-другому, что жизнь может быть ярче, границы мира шире, а мировоззрение глубже. Кстати, то же самое происходит и в бизнесе - зачастую низкая эффективность руководителя связана не только с его профессиональным уровнем, но и с неправильной оценкой ресурсов компании и низкой мотивацией персонала.

Путем простых объяснений и советов, пусть даже исходящих от мудрых людей, добиться результата невозможно. Нужен грамотный наставник-психолог, который будет искусными методами побуждать своего подопечного к тренировкам, к тому, чтобы он сам очень хотел тренироваться. В этом случае человек начинает видеть результаты.

К примеру, у детей, непонимающих и отвергающих всей своей сущностью математику, можно сформировать к ней тягу и развить талант. Но не только ребенок не может развиваться без помощи взрослого, взрослый человек тоже не всегда может раскрыть себя без помощи более компетентных в определенной сфере людей. Также важно, чтобы наставник, будь то педагог, спортивный тренер, гуру или коуч, смог увидеть в своем подопечном именно тот потенциал и то направление развития, которое ему подходит. Я прошел этот путь, когда работал над своим недугом, а теперь бывает очень приятно, когда аналогичных результатов в вопросах личностного роста и профессиональной эффективности с моей помощью достигают другие люди.

- Что вы пожелаете нашим читателям в заключении?

- «…самое важное, имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Они уже знают, кем вы хотите стать. Все остальное - второстепенно», - эти замечательные слова принадлежат Стиву Джобсу. И они так же верны, как и то, что не надо изобретать новых истин. Они уже есть, были всегда и не следует никому эти истины внушать - ваше сердце интуитивно их знает. А компетентные психологи знают, как этому сердцу помочь выразить себя. Учитесь слушать свое сердце!

Фото из личного архива Александра Левита


Вердикт вынесен:
Мозг - это процессор с последовательной обработкой изображения
18.11.1999. www.eetimes.com
Со времени появления машинного видения в 60-е годы, ведутся дебаты о том, какая организация процессорной обработки лучше: параллельная или последовательная? Исследователи, моделируя визуальные процессы в мозге, наблюдали параллелизм обработки в нейронных структурах, однако оставалось неясным, каким образом представлялась визуальная информация. Группа исследователей University of Iowa сделала смелое заявление, что они окончательно решили вопрос о том, как видит мозг. Теоретически и экспериментально впервые было показано, что мозг человека обрабатывает изображение последовательно, переключая внимание очень быстро от объекта к объекту .
Однако согласно новой теории, многие задачи мозг выполняет параллельно, например координация мышц при беге в парке с одновременным слушанием щебетания птиц. То есть мозг работает как процессор с параллельной обработкой при восприятии информации разного рода. Но когда поступают на обработку задачи, включающие однородную информацию, например восприятие изображения, мозг, очевидно, работает в режиме временного разделения, что означает фокусировку внимания на одном объекте и переключение внимания на другой объект так быстро (за 1/10 сек), что человек не успевает осознать это и ему кажется, что объекты сравниваются одновременно .
Это напоминает компьютер: при одновременной работе миллионов транзисторов которого на функциональном уровне осуществляется последовательный режим, т.е. выполняется одна команда в единицу времени. Таким же образом работает и мозг на функциональном уровне: визуальная информация обрабатывается последовательно при параллельной работе нейронов .

Зрение показывает только то, что мы уже видели?
10.01.2003. Извести
Зрение не снабжает человека объективной информацией об окружающем мире - оно показывает нам то, что мы не раз уже видели. Визуальная информация, обрабатываемая мозгом , - условный рефлекс, постепенно вырабатываемый в течение жизни, считают ученые Дэйл Первз из Университета Дьюка (США) и Бью Лотто из Института офтальмологии Лондонского университетского колледжа.
Исследователи в середине 90-х годов занялись решением давней проблемы неизбежной необъективности получаемых мозгом зрительных стимулов. Можно подобрать много примеров полной иллюзии глубины, яркости, цвета и движения, которые отнюдь не подтверждаются измерением тех же самых объектов с помощью линейки и других физических инструментов. Наш глаз не может, например, отличить светоотражающую, но слабо освещенную поверхность от тусклой, но освещенной ярко.
Основная идея книги, написанной этими двумя учеными, в том, что единственный способ обойти принципиальную неполноту визуальной информации - статистический подход, обобщение предыдущего опыта. То есть мозг обрабатывает полученное на сетчатке изображение, основываясь на том, что раньше значили подобные картинки. Так, методом проб и ошибок составляется примерная статистическая таблица: что могло бы значить то или иное изображение и с какой вероятностью. Все, что мы в настоящий момент видим, определено полученным ранее мозгом распределением вероятностей того, чем именно вызвано появляющееся на сетчатке изображение. Значит, и ошибки, и иллюзии зрительного восприятия имеет смысл обсуждать с тех же статистических позиций.

Пространственный код для цветного зрения
07.02.2003 Новости Науки
Ученые из Техасской медицинской школы в Хьюстоне считают, что они поняли механизм распознавания цветного изображения мозгом . Исследования проводились, правда, на макаках, однако ученые уверены, что ситуация у человека не должна отличаться принципиально.
Исследователи регистрировали интенсивность кровообращения в специфических группах клеток в процессе показа животным различных цветов. Поток крови менялся в зависимости от цветовой гаммы, на которую смотрели макаки. Пик активности для одного и того же цвета всегда приходился на один и тот же участок мозга, т.е. каждому цвету четко соответствовала одна и та же группа клеток .
В результате исследователям удалось получить что-то типа пространственной карты цветовой палитры. Причем группы клеток, отвечающие за определенный цвет, выстраиваются строго в том же порядке, что и спектр видимого света . Например, участок мозга, на который приходился пик интенсивности кровообращения для красного цвета, располагался рядом с пиком оранжевого цвета, а тот в свою очередь - рядом с желтым, и так далее.
Экспериментаторы считают, что мозг использует некую пространственную кодировку для распознавания цветов.
Кстати, известно, что отнюдь не все люди видят цвета одинаково, существуют дальтоники, например, или люди, которым сложно отличить темно синий цвет от черного. По всей видимости, тут речь идет о неком дефекте кодировки или размывании граней соседних пиков.

Мозг подобен радиоприемнику
08.01.2003. solvay-pharma.ru
Мозг в каком-то смысле действует подобно радиоприемнику с частотной модуляцией.
Таков вывод израильских нейрофизиологов из Вейцмановского института в Реховоте. Они изучали специфические клетки в нервной ткани крыс, колеблющиеся с определенными частотами. Как оказалось, мозг использует эти клетки в качестве эталонов частоты и с их помощью интерпретирует поступающие сигналы .

Мозг видит эмоции обеими половинками
16.01.2003. NTR.ru
Бельгийские ученые выяснили, что мозг воспринимает эмоции обеими половинами , хотя доминирующая роль остается за правой. Также стало ясно, что левая половина мозга расшифровывает буквальное значение эмоционального сообщения, а правая половина расшифровывает тон , с которым было сделано сообщение - его просодию.
Открытие это основывается на результатах измерения скорости движения крови в тканях мозга. Увеличение скорости предполагает возрастание активности в данной зоне, потому что в активном состоянии клетки мозга потребляют больше кислорода и глюкозы, переносимых кровью. Чтобы узнать, когда и где возрастает кровоток, ученые измерили скорость потока крови в левой и правой средних мозговых артериях. Они попросили 36 участников, подключенных к ультразвуковым датчикам, определить эмоции, выраженные в нескольких предложениях. Добровольцы должны были либо проанализировать буквальное значение слов, либо эмоцию, с которой эти слова произносятся. Каждое предложение выражало лишь одну эмоцию или же было нейтрально, дикторы произносили эти предложения также либо эмоционально, либо нейтрально. По мере прослушивания предложении участники эксперимента делали пометки в списке, где перечислялись эмоции.
Исследователи обнаружили, что когда испытуемым давалось указание сосредоточиться на значении произнесенных слов, то значительно возрастала скорость потока крови в левом полушарии мозга . Но когда внимание переключалось на то, как эти слова произносятся, скорость кровотока значительно вырастала в правом полушарии , но при этом она не спадала и в левом – что позволяет предположить, что в идентификации эмоций оба полушария играют свои роли.

Взор, затуманенный мозгом
xTerra.Ru по материалам BBC News
Человеческий мозг фильтрует воспринимаемую глазами информацию.
Доказательства основываются на прежде уже известных опытах, построенных на восприятии испытуемыми набора вертикальных и горизонтальных линий. Каждый человек с нормальным зрением способен различать линии до того момента, пока пробел между ними не станет меньше определенной величины. После этого набор линий воспринимается как размытое пятно - из-за ограниченных возможностей глаза, как считалось раньше.
Также ученым была известна любопытная ситуация, возникающая в процессе тестирования - после того, как испытуемым в течение нескольких секунд демонстрируется набор из вертикальных или горизонтальных линий, при последующей демонстрации им значительно легче различать линии, перпендикулярные только что увиденным .
Этому феномену было найдено объяснение: за восприятие вертикальных и горизонтальных линий отвечают разные группы нейронов коры головного мозга. Таким образом, если, например, в первом случае работали нейроны, ответственные за восприятие вертикальных линий, то на следующей демонстрации они уже "устают", а нейроны, отвечающие за горизонтальные линии, напротив, более "свежие".
Однако после того как ученые из Миннесоты продемонстрировали испытуемым набор линий с пробелом, недостаточным для различения, а затем показали ясно различимые линии, направленные параллельно предшествующим, испытуемым было так же сложно различать линии . По словам доктора Шенг Хи, это происходит потому, что мозг настраивается на восприятие первой картинки и не пропускает часть информации , которую глаз воспринимает при созерцании второй.
Мозг, таким образом, ограничивает остроту зрения .
Итак, часть информации, поступающей по зрительным каналам восприятия, удерживается в мозге . Какими "соображениями" при этом он "руководствуется" - это уже следующий вопрос. Ученые говорят, что это открытие вносит вклад в понимание процесса взаимосвязи зрения и сознания , приближая к раскрытию новых тайн сознания.

Видеть мозгом возможно!
03.11.2004. NTR.ru
Скептики, не желающие признавать теорию эволюции Дарвина, обычно апеллируют к человеческому глазу. Даже сам создатель теории отмечал: трудно поверить в то, что столь сложный живой прибор создан в ходе естественного отбора путем проб и ошибок. Однако ученым из Европейской лаборатории молекулярной биологии удалось выстроить стройную системы эволюции человеческого глаза, подтвердив ее строгими научными изысканиями.
Ученые установили, что светочувствительные клетки глаза - "палочки" и "колбочки" - на начальной ступени своей эволюции располагались прямо в головном мозге (конечно, не человека и не его предков, эта стадия была задолго до появления млекопитающих). Однако светочувствительные клетки в мозге человека присутствуют до сих пор - они играют важную роль в суточном цикле человеческой активности.
С течением времени часть этих клеток переместилась и образовала отдельный орган - глаз. По мере его совершенствования глаз научился не просто определять наличие света, но и формировать сложные картины окружающего мира.
В мозге содержатся также два разных вида светочувствительных клеток . У большинства примитивных существ один из видов клеток мигрировал в глаза, а второй остался в составе мозга. У человека все произошло наоборот - в глаза "переселился" второй тип, и именно из них образовались и палочки, и колбочки.
Свои выводы ученые подтвердили на примере "живого ископаемого" - морского червя Platynereis dumerilii, который практически не изменился за 600 миллионов лет своего существования. Проанализировав мозг червя, они нашли в нем клетки второго типа, уже разделившиеся на "палочки" и "колбочки", сходные с человеческими.
-------

Ученые научились читать человеческие визуальные восприятия
25.04.2005 Membrana
Юкиясу Камитани из вычислительной лаборатории неврологии в Киото, Япония, и Френк Тонг из университета Принстона, США, использовали систему магнитно-резонансной съемки и специальную программу, чтобы определить - какие картинки видел испытуемый .
В серии опытов добровольцам показывали одну из восьми картинок, на которых были полосы ориентированные различным образом. В этот момент снималась магнитная томограмма мозга. Оказалось, в ней есть небольшие отличия, зависящие от той или иной картины перед глазами.
Авторы исследования сумели написать программу, которая выявляла такие отличия и в следующих опытах, когда испытуемым давали эти картинки в случайном порядке, машина точно определяла - на что человек смотрел.
В том случае, если показывалось две картинки одновременно, человека просили сосредоточить своё внимание на одной из них. И этот выбор испытуемого также удавалось определить по анализу магнитно-резонансных изображений.
Кроме того, в ряде опытов людям показывали две картинки последовательно, но первую - в течение долей секунды, так, что человек не успевал идентифицировать ее .
Компьютер, однако, четко показывал какие именно картинки видел испытуемый, в том числе - определял реакцию мозга на изображение, которое сам человек не успевал осознать .

Слепая женщина определяет цвета одежды на ощупь
15.10.2005. MEMBRANA

Она слепая с рождения. Левый глаз ничего не видит вообще - он искусственный. В правом глазу у неё осталось лишь 1,5% от нормального зрения. Инвалидность подтверждена документами. А сама женщина демонстрирует невероятную способность – лишь трогая руками ткани, определяет их цвет.
Субботним вечером 7 октября 12 миллионов немецких зрителей наблюдали по телевизору своё любимое и очень популярное в Германии шоу ZDF "Спорим, что..?" ("Wetten, dass..?"). Героиня передачи, 48-летняя Габриеле Симон (Gabriele Simon), в прямом эфире трогала рубашки и футболки руками, после чего безошибочно определяла их окрас. Например, говорила, что вещь красная в белую полоску. В присутствии гостей студии – а это были Антонио Бандерас (Antonio Banderas) и Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones) - Габи правильно назвала цвета всех четырёх предложенных ей ведущим шоу Томасом Готтшальком (Thomas Gottschalk) предметов одежды. И всё это притом, что для большей убедительности на невидящие глаза Симон была надета повязка. Как же так?

1

Поделиться: