К вопросу о классификации проектов в проектном управлении. Типология проектов и их виды

Термин «проект» употребляется в самых различных значениях. В переводе с латинского «proektus » означает «брошенный вперёд ».

В настоящее время под проектом понимают:

    Проект – это то, что планируется или разрабатывается, большое начинание;

    Замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта, события и т.п., отображенный различными способами, методами;

    Совокупность документов, расчетов, чертежей и других документов по созданию какого-либо сооружения, машины и т.д. (строительные, технические, технологические проекты);

    Предварительный текст какого-либо документа.

Слово проект очень часто встречается в нашей жизни. Примеры современных проектов: разработка средств борьбы со СПИДом, закрытие Чернобыльской АЭС, проведение выборной компании, взятие в аренду и ремонт офиса, внедрение новой технологической линии или подготовка к пикнику имеют ряд общих признаков , характеризующих их как проекты.

К отличительным признакам проектов относят следующие:

    направленность на достижение конкретной цели ;

    ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения;

    наличие жизненного цикла проекта;

    координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий ;

    наличие определенного бюджета (финансового, материального и т.п.);

    в определенной степени неповторимость , уникальность .

В целом эти пять признаков отличают проект от других мероприятий, планов, программ, инициатив. Каждый из перечисленных признаков имеет важное содержание.

    Направленность на достижение цели. Проекты направлены на достижение конкретных результатов – другими словами, на достижение цели. Именно эта цель является движущей силой проекта, и все усилия, которые прикладываются при его планировании и реализации, направлены на её достижение.

Проекты имеют множественные иерархические цели. Ориентация проектов на достижение цели придает огромный внутренний потенциал для управления ими. В первую очередь это предусматривает необходимость точного определения и формулирования целей , от высшего уровня – до низшего.

2) Ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения . Ни один проект не может существовать без ограничений во времени. Проекты выполняются на протяжении определенного промежутка времени и имеют более-менее четко очерченные начало и завершение. Проект считается завершенным, когда достигнуты его основные цели. В процессе выполнения проекта значительные усилия направлены именно на то, чтобы он был завершен в намеченный срок.

Необходимо обратить внимание на то, как срок осуществления проекта отличается от циклов производства продукции. Выпуск товаров не ограничен во времени и зависит только от наличия и уровня спроса. Когда спрос исчезает, заканчивается и производственный цикл, поэтому традиционные процессы производства продукции не могут быть отнесены к проектам.

3) Наличие жизненного цикла проекта . Каждый проект в своем развитии проходит определенные стадии: идентификация проекта (зарождение его идеи, определение целей, отсев худших вариантов, предварительный анализ осуществимости проекта); разработка; экспертиза; переговоры, заключение контрактов; реализация; завершающая оценка.

4) Координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий . Сама сущность проектов определяет сложность их внедрения в жизнь. Проекты требуют выполнения многочисленных заданий, жестко или гибко взаимосвязанных между собой: некоторые промежуточные задания не могут реализовываться, пока не закончены другие задания, другие задания должны выполняться параллельно и т.п. Если нарушается синхронизация заданий, весь проект может оказаться под угрозой срыва.

5) Наличие бюджета . Проектная деятельность, направленная на получение определенного результата в заданный промежуток времени, не может осуществляться без использования соответствующих ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Поэтому неотъемлемой чертой проекта является наличие бюджета.

6) Уникальность . Проекты – это в определенной степени неповторимые и одноразовые мероприятия. Вместе с тем, уровень уникальности может значительно колебаться в зависимости от особенностей проекта. Например, если речь идет о возведении пятидесятого дома в стиле «стандарт» по программе жилищного строительства, то уровень уникальности такого проекта достаточно скромный. Базовые элементы такого дома идентичны элементам тех сорока девяти домов, которые были построены раньше. Однако элементы уникальности могут выражаться в специфике земельного участка, где будет расположен дом, в решении использовать новую систему отопления и вентиляции или в необходимости работать с новой бригадой специалистов и т.д.

С другой стороны, если специалисты разрабатывают операционную систему компьютера нового поколения, они, естественно, имеют дело с достаточно уникальным заданием, т.к. работают над тем, что никогда раньше не делалось.

Проект – это особый способ организации деятельности. Для выявления его специфики (преимуществ и недостатков) необходимо сопоставить проект с другими организационными образованиями – «отдельным заданием», отделом, предприятием. Для этого рассмотрим схему, которая позволяет определить специфику каждого из указанных объектов.

В процессе описания характеристик и способов организации деятельности по указанным размерам и параметрам выделяют наиболее типовые проблемы и предназначение каждой из них.

Так, для задания такой проблемой является подбор сотрудников с необходимой квалификацией и распределение этапов задания между ними. Для отдела главной проблемой выступает обеспечение стабильности в работе и благоприятного микроклимата. Для предприятия проблемой становится обеспечение условий и возможностей его развития. При управлении разработкой и осуществлением проекта возникают проблемы, связанные с установлением приоритетности решения задач и сохранением баланса между ориентацией на качество, затраты и время.

Кроме того, необходимо различать деятельность предприятия, например, по производству продукции, и проектную деятельность.

Таблица 1

Разница в функционировании предприятия и проекта

Аспект деятельности

Предприятие

1. Характер деятельности

Деятельность, которая постоянно повторяется

Разовое выполнение конкретного комплекса работ

2. Степень интенсивности использования ресурсов

Относительно низкая интенсивность использования ресурсов

Высокая интенсивность ресурсопотребления

3. Тип решаемых проблем

Рутинные проблемы, часто встречающиеся в практической работе

Уникальные проблемы, которые требуют исключительного решения, не имеющего аналогов

4. Персонал, привлеченный к работе

Устоявшийся коллектив, настроенные связи между участниками

Временный коллектив, возможна ротация кадрового состава

5. Цена допущенных ошибок

Достаточно низкая цена допущенных ошибок

Высокая плата за допущенные ошибки

6. Использование

накопленного опыта

Постоянная возможность возврата к прошлому опыту

Необходимость поиска оригинальных методов решения проблем

Таким образом, наиболее важными составляющими понятия проекта является четкая ориентация на результативность мероприятия, необходимость достижения результата в определенный промежуток времени в условиях ограниченности ресурсного обеспечения.

Т.е. проект – это одноразовый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на удовлетворение определенной потребности путем достижения конкретных результатов при установленном ресурсном обеспечении в течение заданного периода времени.

Таким образом, можно дать следующее итоговое определение проекта:

Проект – это деятельность, при которой материальные, финансовые и трудовые ресурсы организованы определенным способом для выполнения уникальной работы при ограничении во времени и затратах, с целью достижения позитивных изменений, определенных количественными и качественными параметрами.

Классификация проектов

Все проекты могут классифицироваться по следующим основным признакам:

    По классу проекта:

а) монопроект – прост и ограничен объемами: строительство магазина, жилого дома, модернизация действующего производства, строительство небольшого промышленного предприятия и т.п.

б) мультипроект – это комплексный проект, который состоит из нескольких монопроектов (например, строительство линии метрополитена – мультипроект, состоящий из монопроектов по строительству нескольких станций и соединяющих их тоннелей);

в) мегапроект – комплекс отдельных взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Такие проекты могут быть международными (создание зоны Единого экономического пространства), государственными (программа приватизации государственного имущества), региональными (развития свободных экономических зон или территорий приоритетного развития), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми (программа по возрождению угольной отрасли «Украинский уголь») и смешанными.

Наиболее характерными примерами мегапроектов являются проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе – и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера России с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла 5-7 лет, а стоимость 10-15 млрд.долл.

    По функциональной направленности:

а) инвестиционные (промышленные) проекты – это проекты, направленные на выпуск и продажу новых продуктов (оказание услуг) и связанные, как правило, со строительством новых предприятий, зданий, сооружений с целью расширения присутствия на рынке;

б) инновационные проекты – это проекты, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, усовершенствованием технологий, разработкой и внедрением в производство инноваций;

в) организационные проекты нацелены на реформирование систем управления, создание новой организации, проведение конференций, семинаров, выставок, спортивных соревнований, культурных мероприятий и т.п.

г) экономические проекты могут быть направлены на приватизацию государственных предприятий, реформирование системы налогообложения, развитие рынка капиталов и другие макроэкономические преобразования.

д) социальные проекты связаны с реформированием системы социальной защиты, охраны здоровья, снижением уровня безработицы, преодолением различных социальных потрясений и т.п.

е) экологические проекты – это проекты по установке различных очистных сооружений, рекультивации земель, ликвидации последствий и предупреждению природных катаклизмов.

    По сроку осуществления:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (от 1 года до 3 лет);

в) долгосрочные (свыше 3 лет).

    По стоимости:

а) мелкие (стоимость до 300 тыс.долл.);

б) средние (стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн.долл.);

в) крупные (от 2 млн.долл. до 100 млн.долл.);

г) сверхкрупные (свыше 100 млн.долл.).

    По сложности:

а) простые (аптека, магазин, парикмахерская, кафе);

б) сложные (крупное промышленное предприятие, шахта, стадион, метро);

в) очень сложные (АЭС, подводный туннель, космический корабль).

    По уровню качества:

а) проекты обычного качества ;

б) бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно их стоимость весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции).

    По необходимости осуществления:

а) обязательные – эти проекты требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу проектов относятся контрактные проекты;

б) необязательные – это проекты, которые можно не осуществлять.

    По срочности:

а) откладываемые – это проекты, которые можно отложить, но при этом они не потеряют свою привлекательность или она изменится незначительно;

б) неотложные – это проекты, которые либо вообще станут недоступны в будущем, либо потеряют свою привлекательность.

    По взаимосвязи между собой:

а) альтернативные проекты – это когда принятие одного проекта исключает принятие другого, они являются конкурентами за ресурсы фирмы, их оценка происходит одновременно, но осуществляться одновременно они не могут. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на данный момент ресурсы фирмы;

б) независимые – отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта; они могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно;

в) взаимосвязанные – принятие одного проекта зависит от принятия другого. Оцениваются одновременно друг с другом как один проект, и в результате принимается одно решение. Типичный пример в литературе: освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки.

Создание проекта помогает решить важную задачу, сосредоточившись только на ней, не отвлекаясь на другие дела. По данным исследований, почти половина всей целенаправленной деятельности человека осуществляется путем реализации отдельных инициатив. На этот вид деятельности тратится до четверти мирового бюджета. Открытие проекта - веяние времени, нужно только знать, как создать замысел и как сделать это правильно.

Понятие проекта и его особенности

Проект это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных).

Существует несколько различных трактовок понятия "проект", пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:

  • начало проекта имеет четкую дату;
  • окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;
  • наличие четко сформулированной цели;
  • уникальность готового продукта;
  • ограничение в основных ресурсах;
  • одноразовость.

Примеры замыслов: разработка и выпуск на предприятии принципиально нового вида продукции, открытие своего бизнеса, строительство дома или социального объекта, разработка идеи нового журнала или программного обеспечения, исследование рынка. Все они могут в зависимости от своих масштабов и направленности делиться на:

  • малые (с единым координатором всех процессов, ограниченным количеством взаимозаменяемых участников, проходящих весь путь от планирования до закрытия, простым графиком работ) и крупные (со сложной структурой и большими объемами работ);
  • краткосрочные (длительностью до 2 лет, с минимальным количеством подрядчиков и отчетности, а также корректировок), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Отдельно можно остановиться на так называемых мегапроектах, представляющих собой целевые программы развития целых отраслей и направлений экономики. Они включают в себя большое количество менее масштабных программ, которые дополняют друг друга и направлены на решение какой-либо глобальной задачи. Чтобы реализовать их и наладить огромное количество взаимодействий между сотнями участников, отвечающими за отдельные процессы и виды работ, привлекают самых профессиональных топ-менеджеров.

Такие замыслы могут быть отраслевыми, региональными, а также межрегиональными, межотраслевыми, общенациональными или международными . Они, как правило, долгосрочные и оперируют капиталами в десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок только разработка их концепций выделяется в отдельную фазу замысла.

Классификация реализуемых инициатив

Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:

  • направленность начинания, его состав и структура;
  • сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
  • масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
  • продолжительность его внедрения;
  • степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.

Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:

  • организационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • технические;
  • смешанные.

Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.

Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:

  • сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
  • цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
  • ресурсы выделяются по мере их наличия;
  • расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.

Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.

Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:

  • поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
  • сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
  • расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.

Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:

  • сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
  • изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
  • зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
  • финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.

Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:

  • желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
  • сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
  • все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
  • ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.

Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:

  • социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
  • бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
  • клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.

Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.

Структурирование замысла

Для того чтобы претворить в жизнь замысел, следует определить его организационную структуру. Структура проекта – это его иерархическая декомпозиция на взаимосвязанные части для качественного планирования и контроля над исполнением процессов. Она призвана обозначить тот конечный продукт, который является итогом всего замысла, разбить весь процесс на более мелкие элементы и связать их между собой.

Чем правильнее составлена структура проекта, тем более он управляем. Основными задачами структуризации являются:

  • разбивка замысла на отдельные управляемые блоки;
  • делегирование ответственности за каждый блок между персоналом в соответствии со структурой и ресурсными возможностями;
  • максимально точный расчет материальных, временных, финансовых затрат;
  • разработка механизмов планирования, контроля и отчетности;
  • привязка бухгалтерского учета к выполненным работам;
  • ставятся конкретные цели перед каждым подразделением.

С организационной точки зрения структура проекта имеет три основных вида:

  • Функциональная . Руководство лежит на линейном руководителе, которому подчиняются руководители профильных подразделений. При применении такой модели есть необходимость введения одного или нескольких координаторов, роль которых – связать между собой разные функциональные подразделения.
  • Матричная . Для реализации отдельной инициативы создаются временные группы из числа штатных сотрудников с ответственными лицами, которые ведут задумку от фазы проектирования до самого окончания. Руководители взаимодействуют с членами своей группы по горизонтали, формального подчинения нет. Это при наложении на традиционные иерархические связи создает матрицу взаимодействия. Примеры проектов матричного типа свидетельствуют о том, что сила такой структуры во многом зависит от того, в какие условия поставлен руководитель начинания. Он может заниматься этим делом в свободное от основных обязанностей время, быть временно освобожден от них или же возглавлять специально созданную группу специалистов.
  • Проектная . За каждую инициативу отвечает менеджер, управляющий специально подобранным персоналом. Пример проекта с такой моделью управления предполагает значительный масштаб, длительность, высокую сложность задумки, применение новых технологий и изменяющиеся условия реализации.

Структурирование заданий может происходить как сверху вниз (от общего к частному), так и в обратном порядке. За образец могут браться такие методики, как дерево решений, целей или работ, сетевая модель, матрица ответственности, структура стоимости, затрат или ресурсов.

Внедрение методик работы по отдельным уникальным инициативам позволяет открывать новые горизонты, мотивировать работников, менять устоявшиеся подходы к управлению делами, использовать инновационные методы и рационально подходить к расходованию ресурсов. Этот подход дает возможность гибко и быстро реагировать на потребности рынка и удовлетворять возникающий спрос. На сегодняшний день этот метод управления преобладает за рубежом и активно продвигается в России.

Для успешного применения разнообразного инструментария Управления Проектами, необходимо определить к какому классу относится проект, работа над которым Вам предстоит.

Все многообразие проектов можно классифицировать по ряду признаков:

    по масштабу;

    по сложности;

    по качеству исполнения;

    по уровню участников;

    по отношению к предприятию-заказчику;

    по инновационности замысла.

По масштабу выделяют малые, средние и мегапроекты.

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так, в американской практике:

    капиталовложения: до 10 млн. долларов;

    трудозатраты: до 50 тыс. человеко-часов.

Примеры типичных малых проектов, опытно-промышленные установки, небольшие (часто - в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного определения объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта.

    назначать одного управляющего (координация должна осуществляться одним лицом);

    гибкую организацию команды проекта, обеспечивающую взаимозаменяемость ее членов;

    максимально простую форму графика проекта;

    четкое знание каждым членом команды своих задач и объемов работы;

    пуск объекта должны осуществлять те же инженеры, которые начинали работу над проектом.

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например, развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т. д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные.

Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т. д. Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

    высокой стоимостью (порядка $1 млрд. и более);

    капиталоемкостью - потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм;

    трудоемкостью - 2 и более млн. чел.-часов на проектирование, 20 и более млн. чел.-часов на строительство;

    длительностью реализации: 5 и более лет;

    необходимостью участия других стран;

    отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

    влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом.

Наиболее характерные примеры отраслевых мегапроектов - проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе, и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость - более 10-15 млрд.

Особенности мегапроектов требуют учета ряда факторов, а именно:

    распределение элементов проекта по разным исполнителям и необходимость координации их деятельности;

    необходимость анализа социально-экономической среды региона, страны в целом, а возможно, и ряда стран - участниц проекта;

    необходимость выделения в качестве самостоятельной фазы разработки концепции проекта;

    разработка и постоянное обновление плана проекта;

    необходимость выполнения фазы планирования на всех уровнях планов: от стратегического до оперативного с учетом вероятностного характера и риска проекта;

    необходимость мониторинга проекта с постоянным обновлением (актуализацией) всех элементов плана проекта;

    учет неповторимости (уникальности) мегапроекта.

По сложности выделяют простые проекты, организационно сложные, технически сложные, ресурсносложные и комплексносложные проекты.

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. Естественно, на практике встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности - например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др.- все это суть проявления сложности проектов (рис. 1.4.1.).

Рис.1.4.1. Определение сложности проектов

По качеству исполнения выделяют бездефектные проекты, проекты с повышенным качеством и стандартные проекты.

Стандартные проекты , осуществляются с соблюдением всех действующих норм и правил (строительных, правовых и др.).

Проекты с повышенным качеством осуществляются со сверхнормативными требованиями к качеству выполняемых работ.

Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно стоимость бездефектных проектов весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов, например атомные электростанции.

Специфичность этого типа проектов обусловливает требования к нему:

    общий план проекта, объединяющий проектно-сметные и строительно-монтажные работы;

    совмещенный (с пусковыми работами) график строительства;

    ранний пуск отдельными технологическими линиями, что позволяет заблаговременно проверить и обеспечить качество всех систем проекта;

    использование специально разрабатываемой программы анализа проблем, связанных с проектом, позволяющей своевременно их обнаружить и устранить;

    применение максимально гибкой системы управления проектом, позволяющей своевременно выявлять и устранять проблемы.

По уровню участников различают международные и отечественные проекты. Отечественные проекты , в свою очередь, можно разбить по уровню участников проекта: государственный, территориальный или местный проект.

Международные проекты обычно отличаются значительной сложностью и: стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются.

Специфика таких проектов заключается в следующем:

    оборудование и материалы для таких проектов обычно закупаются на мировом рынке. Отсюда - повышенные требования к организации, осуществляющей закупки для проекта;

    уровень подготовки таких проектов, как правило, выше, чем аналогичных «внутренних» проектов, учитывая, в частности, различия в правовой и нормативной базах;

    длительность подготовительного периода для таких проектов обычно больше в связи со сложностью организации и управления;

    информационная поддержка международных проектов всегда более эффективна (и, соответственно, дорога), чем для «внутренних» проектов.

Такие проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров. Нередко для решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях.

По отношению к предприятию-заказчику можно выделить внутренние и внешние проекты.

Внутренние проекты включают в себя поручение персоналу, работающему на предприятии, работы, имеющей отношение к проектам. Здесь заказчики и исполнители принадлежат к одной и той же организации, и вся работа, относящаяся к осуществлению проекта, включая и определение стандартов качества проекта, выполняется исключительно инстанциями, входящими в состав данной организации. Это означает наличие высокой степени гибкости в отношении к элементам полученного заказа. Однако в сложных случаях это может привести к тому, что внешнее осуществление проектов будет обречено на неудачу, поскольку такая гибкость не может быть достигнута юридическим путем. Возможны, например, следующие внутренние проекты:

Проекты по улучшению качества;

Проекты, касающиеся логистики;

Основание высокопроизводительной фабрики;

Обновление организационной структуры;

Разработка продукта;

Планирование производства;

Введение продукции на новых рынках;

Введение (автоматизированного проектирования/автоматизированного производства);

Уменьшение времени на разработку продукта вполовину.

Совсем другого рода работа за пределами предприятия, которая характеризуется внешним заказчиком или исполнителем. Партнеры здесь разрабатывают условия работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно. При недостаточно четко сформулированных юридических определениях это может привести к недоразумениям, касающимся договоренностей относительно работ, которые подлежат выполнению.

Это может привести к притязаниям по возмещению убытков, которые затормозят осуществление проекта или иначе отрицательно воздействуют на проводимые работы. Важность, которая придается искам по возмещению убытков, находит свое отражение в так называемом claim management , занимающемся профессиональным отражением исков по возмещению финансовых затрат, выдвигаемых одним из партнеров по работе в проекте.

По инновационности замысла проекта различают традиционные и нетрадиционные проекты.

Подразделение проектов на традиционные и нетрадиционные в значительной степени зависит от того, насколько идея проекта уже известна или же в какой мере она является новаторской. В качестве традиционных, или стандартных, проектов можно рассматривать многие мероприятия из области архитектуры. Далее следует упомянуть, например, проекты по строительству дорог, а также и любые другие, которые близки к понятию стандартных. При осуществлении всех этих проектов имеется возможность опираться на уже известную технологию и планирование результатов.

К нетрадиционным, то есть нестандартным, проектам могут быть отнесены мероприятия, которые представляют собой сотрудничество между предприятиями. Кроме того, нетрадиционными следует называть чрезвычайно крупные проекты в момент их первого испытания. Примером может служить «Manhattan Engineering District Project», в рамках которого в США в 1941 году создавалась атомная бомба. Сюда же могут быть отнесены и космические проекты. Для традиционных проектов необходимы также и традиционные методы их осуществления, в то время как нетрадиционные проекты зачастую требуют нестандартных подходов. В случае успеха нетрадиционного проекта он переводится в разряд традиционных и становится стандартным.

Если уже испытанные проекты осуществляются в других областях, являя при этом высокую степень новаторства для осуществляющей стороны, то для исполнителя такие проекты также следует рассматривать в качестве нестандартных. В этих случаях проекты очень часто принимают на себя функции «решателя задач» или «пионера», которые вводятся заново, несмотря на то, что их технология достаточно широко известна. Попытка получить информацию непосредственно из опыта предыдущих проектов или перенять ее из соответствующей литературы практически бесполезна, поскольку именно значительное изменение структуры требует времени и долгосрочной стратегии выполнения на месте осуществления самого проекта. Нетрадиционные проекты могут иметь и экзотический характер, и происходит это, когда менеджмент проектов пытается вторгнуться в те области, в которых до сих пор практически не подозревали о его существовании. Таково использование менеджмента проектов в искусстве.

Проекты характеризуются большим разнообразием. Определение "управление проектами" включает совершенно разнообразные виды деятельности и их результаты - начиная от строительства пирамид в Египте, до написания курсовой работы студентом. Вместе с тем, проекты могут отличаться по следующим параметрам:

  • составу предметной области,
  • сфере приложения,
  • длительности,
  • масштабам,
  • степени сложности,
  • составу заинтересованных лиц и групп,
  • влиянию результатов на организацию и ее среду и т.п.

Знание данных различий предоставляет возможность обратить внимание на ряд особенностей каждой группы проектов и применить самые подходящие для каждой группы методы управления и инструменты.

Принципы классификации проектов

Классификация проектов может быть основана на различных признаках.

Первоочередное – это определение типа проекта, где проекты между собой отличаются по основным областям функционирования , в которых они реализуются. В зависимости от типа, проекты можно классифицировать таким образом:

  • проекты по техническому обслуживанию и поддержке;
  • проекты по исследованию, инжинирингу и разработке;
  • управленческие проекты;
  • проекты проектирования и строительства основных средств;
  • коммерческие проекты, которые исполняются в сфере контрактов по производству продукта либо предоставлении услуги.

В зависимости от места выполнения различают внешние и внутренние проекты. Внутренние проекты осуществляются непосредственно на самом предприятии, здесь исполнители и заказчики являются членами данного предприятия, и вся работа, которая относится к идее и исполнению проекта, осуществляется собственными силами предприятия за счет ее собственных средств.

Чаще всего, данный тип проектов применяется в случае, если предстоящий проект соответствует основной деятельности предприятия. К примеру, если на предприятии реализуется проект по изготовлению нового программного обеспечения, на предприятии, скорее всего, есть необходимое количество квалифицированных специалистов-разработчиков и у них есть необходимые навыки для изготовления продукта нового типа.

Внутренним проектам свойственна большая оперативность и гибкость в принятии решений, они легче справляются с различными непредвиденными обстоятельствами и неожиданностями, которые возникают по мере осуществления проекта. Трудно найти предприятие, на котором не реализовались бы внутренние проекты - их большое количество: это проекты, к примеру, по развитию новых схем логистики, по улучшению качества, по проведению презентаций и рекламных компаний, по изменению системы оплаты труда или организационной структуры, по внедрению продукции на новый рынок сбыта и т.д.

Другим преимуществом внутреннего проекта является отсутствие контроля из вне: если контракт не предусматривает какого-либо рода штрафы, компания в ходе реализации проекта постоянно может менять решения по используемым технологиям, ресурсам, привлекаемым для реализации проекта людям срокам и т.п. При этом, менеджеру проекта необходимо использовать возможности изменения решения с осторожностью: каждое такое изменение повышает стоимость выполнения проекта. Вторая проблема заключается в том, что персонал, обладающий определенными навыками и знаниями, которые были получены в процессе реализации предыдущих проектов организации, не склонны к изменениям в методах работы на более эффективные методы, внедрению новых технологий, так как все эти параметры увеличивают риски проекта и не ведут к явным выгодам для них. В данном случае сотрудники организации не понимают необходимости в изменении применяющихся ранее методов и принципов работы. Вместе с тем, часто предложения об изменениях принимаются сотрудниками как критика в адрес их работы и встречают сопротивление по внедрению с их стороны. Данная ситуация может привести к возникновению конфликта и, следовательно, снижению уровня производительности труда в организации.

Большинство менеджеров на предприятии работают с внутренними проектами, планируют их и успешно осуществляют, при этом, не имея специальных знаний в сфере управления проектами. Из-за относительной ясности и простоты целей проектов и путей их осуществления для реализации большинства внутренних проектов менеджерам достаточно опыта управленческой работы и здравого смысла.

Однако, в компаниях часто возникает необходимость в осуществлении сложных проектов, которые требуют специальных навыков и знаний. Часто данные проекты взаимосвязаны со стратегией развития предприятия, выступают ее частью, и именно по этой причине попадают под пристальное внимание руководства предприятия и ее собственников. Для данных проектов формируется проектная команда, руководителем которой является менеджер проекта, подчиняющийся непосредственно руководителю предприятия, ее СЕО.

Внешние проекты предполагают реализацию работ, которые поступили от внешних заказчиков, либо работу за пределами компании. Важное значение тут уделяется юридическому оформлению взаимоотношений между партнерами и заказчиками (консультантами, поставщиками, подрядчиками и т.д.) проекта. Партнеры в данном случае устанавливают условия по выполнению работ, основываясь на юридически надежном договоре, соблюдение условий которого обязательно для обеих сторон.

Проекты, которые выполняются сторонними компаниями, предполагают большой финансовый риск для предприятия-заказчика проекта. В связи с тем, что все работы по проекту реализуются и контролируются внешними сотрудниками, им необходимо учитывать также и свои собственные потребности, а это может стать причиной конфликта интересов.

Пример

Подрядной организации, которая выполняет строительный проект, необходимо сделать следующий выбор: покрасить здание заказчика краской, которая прослужит около 10 лет, или краской более дешевой, которая рассчитана на два года. В соответствии с условиями контракта гарантийный срок составляет 5 лет; то есть если покрасить здание дешевой краской, то необходимо будет перекрашивать за свой счет два раза в течение гарантийного срока, что обойдется для предприятия-подрядчика (с учетом суммы работ) дороже в два раза, чем выбор качественной, но дорогой краски.

Какое из решений является более выгодным для заказчика проекта? Естественно, красить более дорогой краской, т.к. после гарантии в пять лет перекрашивать придется за свой счет.

Какое из решений примет менеджер проекта? Наиболее вероятно решение, что он решит красить дешевой краской, т.к. данное решение уменьшит стоимость проекта, что поспособствует премиям и иным наградам. Гарантийные обязательства будут выполняться другими подразделениями компании - подрядчика.

Из данного примера можно сделать следующий вывод: при реализации проектов подрядными компаниями и сторонними организациями очень важно знать все условия контракта, что поможет сэкономить предприятию-заказчику большую сумму средств.

Успешная реализация внешних проектов достигается за счет наличия эффективной системы контроля со стороны предприятия-заказчика. В данном случае системность достигается посредством внедрения нескольких уровней контроля: от контроля по замыслам проекта до выполнения работ, от предварительного до заключительного контроля. Контроль нужен, в первую очередь, для эффективного управления всеми рисками, связанными с проектами. Для этого нужно разграничить работы проекта, передающиеся внешней компании, на три вида: низкий, средний и высокий уровень риска.

Работам с низким уровнем риска необходим минимальный контроль, т.е. внешней компании дается свобода в реализации данных работ: в использовании людей, технологий, материалов. Даже в высокотехнологичных, рисковых проектах обычно такого рода работ намного больше, чем половина. Однако, данный подход позволяет освободить ресурсы и время для контроля действительно важных для проекта, работ с высоким уровнем риска.

В зависимости от структуры, состава проекта и предметной области выделяют различные классы проектов:

  • монопроект
  • мультипроект,
  • мегапроект.

В соответствии с названиями каждого из классов проектов, монопроект является отдельным, не связанным с иными проектами, может быть различного масштаба, вида и типа; мультипроект является комплексным проектом, который состоит из нескольких монопроектов и требует использования ряда особых методов проектного управления, связанных, прежде всего, со "сквозным" контролем реализации нескольких взаимосвязанных проектов; мегапроект - представляет чаще всего программу, которая включает в свой состав несколько моно- и мультипроектов, к примеру, программу развития отрасли, региона, либо программу по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу.

Разделение проектов по виду подразумевает классификацию по характеру их предметной области . Выделяют:

  • инновационные,
  • инвестиционные,
  • учебно-образовательные,
  • научно-исследовательские,
  • смешанные проекты.

К инновационным проектам относятся проекты, главной целью которых является разработка и использование ноу-хау, новых технологий и иных нововведений, которые обеспечивают развитие систем. К инвестиционным проектам относятся проекты, главной целью в которых является создание или модернизация основных фондов, которые требуют вложения инвестиций.

Следующим основанием для классификации проектов является их разделение на технические и нетехнические . Технические проекты, к примеру, аэрокосмические, строительные, в области производства полупроводников или фармакологии, базируются на инженерных знаниях, и подчиняются законам биологии, физики, химии. Данные законы сразу вводят в проект сильные причинно-следственные (детерминистские) отношения, определяющие последовательность преобразований и действий – от стадии замысла проекта до стадии тестирования готового изделия. Данные законы формируют технологические ограничения в проектах: по такой технологии здание возможно построение лишь до определенного уровня высоты, и игнорирование данного правила приводит к обрушению. Плотина или атомная электростанция могут контролироваться до определенного спектра параметров, к примеру, давления или мощности. С превышением уровня данных параметров управление деятельностью данных объектов будет невозможно. Проект считается детерминированным, то есть управляемым, если технологические ограничения соблюдаются, и, как следствие, проект является осуществимым.

Нетехнические проекты, жестко не связанные с ограничениями, которые накладываются законами природы и физики, испытывают иного рода риски, связанные прежде всего с ограничениями субъективного характера. Успех данных проектов сильно зависит от компетентности руководителя, уровня знаний, опыта, членов команды проекта. Принятие решений в данных проектах зависит от тех либо других интересов групп и отдельных сотрудников, осуществить которые они пытаются в ходе реализации проекта. Такими являются, к примеру, бизнес-проекты реорганизации, слияния и, поглощения, консалтинговые, маркетинговые проекты и т.д. Тут необходимо уделять внимание финансовым рискам, неудачи будут выражаться в виде финансовых убытков. Так как причинно-следственные связи в данных проектах часто не определены однозначно, данные проекты проявляют свойство эквифинальности: возможности достигать желаемый результат проекта различными путями, посредством разной последовательности действий. Однако из-за размытости, большого количества возможных параметров оценки результатов проекта невозможно или трудно найти оптимальный маршрут всех действий проекта к цели. Нередко здесь конфликтуют стратегические, краткосрочные результаты и тактические. К примеру, какой-либо вариант реализации проекта оценен как более дорогой, но он позволит в будущем реализовать привлекательные в финансовом отношении, новые проекты.

Нетехнический проект не подвергается риску полного провала, как это может произойти в случае технического проекта, преимущественно инновационного, где новый задуманный продукт с рядом уникальных свойств может не получиться. Именно поэтому, как правило, нетехнические проекты можно довести кое-как до стадии завершения. Результат (к примеру, уровень роста мотивации сотрудников или производительность нового отдела посредством введения новой системы премирования) может быть хуже ожидаемого, но все-таки будет.

Для технических проектов также необходимо техническое проектирование, предполагающее применение инженерных методов расчета, моделирования, системного анализа, определения корреляций, вычисления и иных. Данные методики проектирования и управления проектами называют жесткими методами (hard skills), они предоставляют возможность пошагового контроля выполнения каждой из стадий в работе проекта.

Нетехнические проекты, в противоположность этому, в высокой степени ориентированы на использование мягких методов (soft skills), связанных с такими явлениями, как потребности сотрудников, которые участвуют в проекте и возможных пользователей продуктом, их ожидания, интересы, мотивация и т.д. Данные навыки управляющего проекта основаны, кроме личного опыта, на знаниях конфликтологии, педагогики, социологии, психологии и иных дисциплин, которые изучают поведение человека. Руководитель, в такого рода проектах, часто является своего рода тренером, арбитром, наставником. Ему нужно в проекте большую часть своего рабочего времени уделять тем проблемам, которые связаны с человеческими отношениями, в сравнении с задачами технического характера. Несостоятельность в решении данного рода проблем даже при очень высоком уровне инженерной квалификации значительно снизит уровень эффективности управления проектом.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика технических и нетехнических проектов.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика технических и нетехнических проектов

Различие проектов по объему привлеченных ресурсов (размерам) содержится в понятии масштаб проекта. В зависимости от масштаба выделяют следующие виды проектов:

  • малые,
  • средние,
  • большие,
  • очень большие проекты.

Данное разделение проектов, разумеется, условно. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретном разделении:

  • проекты одного предприятия,
  • ведомственные,
  • корпоративные,
  • межотраслевые и отраслевые,
  • межрегиональные и региональные,
  • национальные,
  • международные,
  • межгосударственные.

При классификации проектов по масштабам могут быть использованы разные параметры. В качестве критерия чаще всего используются денежные затраты проекта. В большом проекте работы, которые относятся к планированию, осуществлению и координации, более весомы. На каждом из этапов большого проекта, таким образом, расходуется значительно больше ресурсов, чем требуется в целом для реализации малого либо среднего проекта. Это формирует спектр особых требований к управленческим навыкам и квалификации менеджера большого проекта, т.к. затраты от его неверного решения очень велики. То же относится и к другим членам команды проекта. Именно по данной причине, в вопросах адаптации сотрудника к проектной работе необходимо начинать с малых либо средних проектов.

В зависимости от длительности проекта выделяют:

  • краткосрочные проекты - до одного года,
  • среднесрочные проекты - от одного года до пяти лет,
  • долгосрочные проекты - свыше пяти лет.

Еще одним основанием для классификации проектов является разделение их по степени сложности . Тут, соответственно, проекты разделяют на:

  • простые,
  • сложные,
  • очень сложные проекты.

Следующим признаком, в соответствии с которым могут различаться проекты, выступает степень их рутинности или новаторства . Невзирая на тот факт, что проекты должны обладать чертами новизны и уникальности, по определению, они могут все же быть похожи друг на друга. К примеру, проектное бюро разрабатывает документацию по строительству автомобильных мостов. Невзирая на тот факт, что все мосты индивидуальны и неповторимы в той или иной мере, такая проектная работа - рутинная деятельность. С иной стороны, есть проекты, носящие новаторский характер, и, по крайней мере, для этого предприятия: в ней никогда и никто не реализовывал проект определенного типа. К примеру, организация собирается заняться маркетингом самостоятельно и в этих целях создает необходимый отдел. Если обратится за помощью к консалтинговому агентству, то для данного агентства такой проект будет весьма рутинным, т.к. осуществление планов по реорганизации, - часть их обычной рутинной работы. Если организация будет формировать отдел маркетинга сама, то этот проект для нее будет новаторским, с большой высоким уровнем новизны и сопутствующей высокого уровня неопределенности.

Такого рода проекты, к примеру, развития, внедрения новых компьютерных технологий, новых схем мотивации персонала или разработки нового продукта отличаются высоким уровнем комплексности и новаторства, требуют применения новейших методов управления.

Обобщая вышесказанное, можно сформировать следующие критерии и характеристики новаторских проектов :

  1. проекты функционируют как открытые системы, т.е. требуют постоянной "подпитки" из внешней среды ресурсами, энергией, информацией; такая система находится в квазиустойчивом (как бы устойчивом, подобном устойчивому) состоянии;
  2. совместная ответственность и компетенция, без обращения внимания на положение сотрудников проекта в управленческой структуре;
  3. команда проекта формируется преимущественно из способных к дискуссии и творческих личностей;
  4. особое внимание руководители уделяют созданию творческой атмосферы, преодолению конфликтов, когда инициативы исходящие "снизу" получают развитие и приветствуются;
  5. развитые каналы коммуникации обеспечивают неформальное, многостороннее и частое общение;
  6. на каждую появляющуюся проблему следует ответно максимально быстрая реакция;
  7. формальные и бюрократические методы и подходы к управлению сводятся к минимуму.

Учитывая вышеперечисленные требования к новаторским проектам, необходимо рассматривать творческий подход к работе как основной, определяющий поведение участников команды проекта, а, в целом, проектная команда должна уметь мыслить за рамками существующих шаблонов, испытанных временем алгоритмов и схем, и показывать подобный подход в работе.

Проекты подразделяют на традиционные и нетрадиционные в зависимости от того насколько идея проекта является новаторской и известна исполнителям . Базовыми традиционными проектами, к примеру, для строительной компании, являются строительство дорог, зданий, эстакад, мостов. Для юридической организации традиционными проектами будут дела по представлению интересов стороны в судебном разбирательстве. То есть, если организация специализируется на проектах одного или нескольких типов, то они являются для нее стандартными, традиционными, где имеется набор людей, технологий и инструментов для их реализации.

Нетрадиционными или нестандартными проектами, как правило, являются проекты, которые осуществляются рядом организаций (к примеру, проект по разработке стандартов продукции, которые обеспечивают ее взаимозаменяемость и совместимость) или крупные новые уникальные проекты, которые требуют нестандартных подходов к реализации и разработки специальных методов их выполнения. При достижении успеха в реализации нетрадиционного проекта он переходит в традиционные и становится стандартным. Если подходы и методы традиционных, испытанных проектов используются в иных областях, отраслях или сферах деятельности, то проект принимает новаторский характер и его также необходимо рассматривать как нетрадиционный.

Кроме общих принципов классификации проектов есть и частные принципы, отраслевые, и связанные с привязкой проектов к различным методам управления или видам деятельности.

  • управленческие проекты;
  • проекты по информационным системам;
  • строительные и иные проекты по созданию основных средств производства;
  • проекты по инжинирингу, разработке и исследованиям;
  • проекты, выполняемые государственными и коммерческими организациями в рамках контрактов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Для студентов

По работе над проектом

Череповец, 2015

Разработали:

Масыгина И. А. - преподаватель, председатель ЦК физико-математических дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»

Белавина Н.М. преподаватель русского языка и литературы,

руководитель МК дисциплин гуманитарного цикла, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»

Скороходова В.А. зам.директора по УР, преподаватель литературы и русского языка БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»


1. Введение
2. Что такое проект. Виды проектов
3. Этапы работы над проектом
4. Рекомендации по работе над проектом
A. Работа с литературными источниками
B. Полезные интернет-ссылки
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
6. Требования к презентации
7. Памятка для защиты проекта
A. Общие рекомендации
B. Рекомендации выступающему
8. Критерии самооценки проектов
9. Литература
Приложения:
1. Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности). Анкета
2. Формы продуктов проектной деятельности
3. Виды презентаций проектов
4. Из опыта составления проектов преподавателей Белавиной Н.М., Скороходовой В.А., преподавателей русского языка и литературы.

Введение

Здравствуй, студент первого (второго) курса профессиональной образовательной организации. Ты сделал первый важный шаг в своей жизни - выбрал сам, или с помощью взрослых, профессию, ремесло. Что думают об этом великие:

«Хорошее начало - половина дела» (Платон).

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» (У. Шекспир).

Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний. На первом курсе вы продолжаете изучение школьных (общеобразовательных) дисциплин. И по одной из них необходимо выполнить индивидуальный проект.

Что такое проект. Виды проектов

Проект – самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.


основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

«Проект – это пять «П»:

1. проблема,

2. проектирование (планирование),

3. поиск информации,

4. продукт (создание проектного продукта),

5. презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности проекта:

· прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

· проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

· результатом проекта является проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):

По виду конечного продукта:

· Материальные . Проекты, конечными продуктами которых могут быть: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.

· Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.

· Письменные. Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

По доминирующей деятельности:

· Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма

· Практико-ориентированные проекты , как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п;

· В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;

· Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;

· игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

· индивидуальные;

· групповые.


По характеру контактов:

· локальные (в одной студенческой группе, на одном факультете, в одном учебном заведении);

· региональные (в рамках города, области);

· межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);

· международные.

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации
Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики
Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией
Поделиться: