К угрозам безопасности общества относятся. Виды безопасности и их классификация

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Опасные изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы и биосферы по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

2. РСЧС состоит из:
республиканских и областных подсистем
региональных и местных подсистем
краевых и областных подсистем
территориальных и функциональных подсистем
все ответы верны

3. К угрозам государственной безопасности относятся:
угроза американо-иракского конфликта
угроза распространения СПИДа
угроза подъема уровня Мирового океана
угроза терроризма

4. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __ человек, при условии, что зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района:
20, но не более 90 человек
15, но не более 70 человек
30, но не более 100 человек
10, но не более 50 человек
нет верного ответа

5. Заблаговременный вывоз или вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации это:
принцип защиты населения
основной способ защиты населения
защитное мероприятие
средство защиты населения
все ответы верны

6. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше _________ при условии, что зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ:
100, но не более 500 человек
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
10 человек
нет верного ответа

7. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __________ при условии, что зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ:
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
20, но не более 50 человек
10 человек
30 человек

8. Марлевую повязку для лучшей защиты органов дыхания от паров хлора нужно смачивать:
2% раствором питьевой соды
5% раствором уксусной или лимонной кислоты
слабым раствором марганцовки
любой жидкостью
растительным маслом

9. К защитным сооружениям ГО относятся: 1) убежища 5 классов, 2) ПРУ 3 классов, 3) погреба, подвалы и приспособленные жилые помещения, 4) специально оборудованные подземные переходы, метро, горные выработки, 5) леса, овраги, придорожные канавы.
1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 4,5
только 1,2,3,4
нет верного ответа

10. Аварии, пожары, взрывы на предприятиях, транспорте и коммунально-энергетических сетях по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

11. К угрозам безопасности общества относятся:
угроза вторжения космических тел
угроза распространения туберкулеза
угроза наркомании подростков
угроза глобального потепления

12. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется:
Советом по безопасности
Президентом РФ
Правительством РФ
Советом по обороне

13. Основные способы защиты населения от ЧС: 1) локализация аварий, 2) оповещение населения, 3) обучение населения способам защиты, 4) эвакуация населения, 5) укрытие населения в защитных сооружениях, 6) ликвидация последствий, 7) использование индивидуальных средств защиты, 8) спасательные работы.
1,2,3,4,5,6,7,8
4,5,6,7,8
4,5,7
1,2,3
нет верного ответа

14. Чрезвычайная ситуация – это:
чрезвычайное положение на всей территории РФ
обстановка на определенной территории, которая может повлечь за собой человеческие жертвы и нарушение условий жизнедеятельности людей
наиболее экстремальное природное явление
чрезвычайное положение в отдельных местностях РФ
когда все очень плохо

15. Какие катастрофические явления считаются катастрофами в неинтерактивной системе?
землетрясения
извержение вулкана
социальный взрыв
развод в семье
сход снежной лавины

16. Угрозы в сфере экономики обусловлены (по «Концепции национальной безопасности»):
расслоением общества
сокращением ВВП
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
спадом рождаемости

17. Флаги катастроф в интерактивной системе:
неизбежность
глобальность
слабая предсказуемость
необходимость
непрерывность
макромодальность

18. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более ______ человек, при условии, что ЧС не выходит за пределы территории объекта:
10
30, но не более 100
15, но не более 30
20, но не более 50
500

Угроза - деструктивный фактор, представляющий опасность для существования, функционирования и развития защищаемого объекта , , .

«Угроза» является одним из ключевых понятий в проблематике обеспечения безопасности вообще и информационной безопасности, в частности.

В то же время среди специалистов еще не сложилась единая точка зрения на существо явления, обозначаемого этим термином.

Угрозы защищаемому объекту (объекту безопасности) не являются чем-то, существующим самостоятельно. Суть угрозы в том, что она представляет собой либо проявление взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, способное нанести вред (ущерб) его функционированию и свойствам, либо аналогичное проявление взаимодействия подсистем и элементов самого объекта безопасности.

Общая структура угрозы представляет собой совокупность объекта угрозы, источника угрозы и проявления угрозы.

Угроза всегда связана с некоторым объектом безопасности, который проявляет свое существование в процессе взаимодействия с другими объектами или в процессе взаимодействия составляющих его компонентов. Это взаимодействие определяет условия существования объекта безопасности, т. е. внешние и внутренние по отношению к объекту обстоятельства, в которых проявляется сущность данного объекта. Условия могут быть как реальными, т. е. возникающими в процессе взаимодействия, так и потенциальными - которые могут возникнуть при наличии определенных факторов. Кроме того, возникающие условия могут способствовать существованию объекта, быть нейтральными к этому процессу, либо оказывать негативное влияние на его существование. Потенциальные условия существования объекта безопасности, способные оказать на него негативное влияние, также называются угрозами. Исходя из этого, угроза есть совокупность факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, а также составляющих его компонентов между собой и способных оказывать на него негативное воздействие. Она выступает в качестве возможности разрешения противоречия во взаимодействии объекта безопасности с другими объектами, компонентов объекта безопасности, находящихся в стадии возникновения противоречий или конфликта, путем насильственного изменения в сторону ухудшения свойств объекта безопасности, либо его компонентов, т. е. путем нанесения ущерба.

Существует несколько характеристик угрозы, которые могут использоваться для их классификации:

место нахождения источника угроз; вероятность реализации, ожидаемый ущерб; тип источника; вид объекта безопасности.

По типу источника угрозы подразделяются на угрозы социального характера и угрозы природного характера. Угрозы социального характера проявляются в процессе взаимодействия между социальными группами или системами, а природные угрозы - взаимодействия социальных групп с окружающей средой.

По виду объекта безопасности угрозы подразделяются на угрозы объектам интересов и угрозы деятельности по реализации интересов.

Угрозы объекту безопасности, возникающие вследствие взаимодействия с внешними объектами, называются внешними, а угрозы, обусловленные взаимодействием элементов самого объекта безопасности, - внутренними. Ресурсов системы не всегда достаточно для надежной нейтрализации внешних угроз, поэтому к действию этих угроз следует относиться как к неизбежному злу, по возможности прогнозируя их негативные последствия и разрабатывая меры по защите от них и локализации негативных последствий.

Угрозы внутренние не менее опасны для системы.

Это прежде всего угрозы, исходящие от отдельных элементов и/или подсистем объекта безопасности (хотя бы от одного из них). В отличие от внешних угроз, на внутренние как правило можно оказывать управляющее воздействие с использованием ресурсов самой системы, либо нейтрализуя их деструктивное влияние, либо устраняя источник самой угрозы.

По вероятности реализации угрозы разделяются на реальные, потенциальные, гипотетические и мнимые. В данном случае вероятность может трактоваться как степень уверенности в том, что угроза будет реализована.

К реальным угрозам относятся те угрозы, которые могут быть расценены как реально возможные и которые могут осуществляться в любой момент времени. Для этого необходимо иметь точные факты об истинных планах и будущих действий конкурента, противника или иного источника угрозы. В зависимости от содержания этой информации, от условий, в которых существует защищаемая система и ее противник (источник угрозы), а также от многих других составляющих, можно предпринять меры, направленные на предотвращение или уменьшение вредных последствий.

Под потенциальными понимаются угрозы, которые могут реализоваться в случае формирования определенных условий. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, величина вероятности события определяется не тем, что оно может произойти в любой момент времени, а тем, с какой долей уверенности можно говорить о том, что оно наступит, а с другой - угроза есть возможность нанесения вреда и ее реализация всегда сопряжена с наличием для этого достаточных условий.

Гипотетические угрозы - это угрозы, которые выдвигаются при анализе спектра угроз как предположение, но предположение, основанное на серьезном анализе ситуации, правда при отсутствии прямых фактов, доказывающих достоверность информации. Таких гипотез о возможных угрозах и их характере (источниках) может быть выдвинуто несколько. Важно учесть, что эти гипотезы являются не просто домыслами, а результатом анализа косвенной по отношению к анализируемой ситуации информации. Чем квалифицированнее будет вестись этот анализ, тем больше вероятности, что одна из этих гипотез будет правильной, что позволит принять превентивные меры, обеспечивающие безопасность защищаемой системы.

Угрозы мнимые возникают в случае, когда на самом деле угрозы системе не существует, но в силу каких-то, как правило, субъективных, причин ситуация оценивается как угрожающая, в результате чего предпринимаются реальные действия по их предотвращению, которые в определенном случае могут быть истолкованы каким-либо сторонним субъектом (взаимодействующей системой) как реально угрожающие ему, и он, теперь уже реально может изменить характер своих действий в отношении защищаемой системы - т.е. стать ее противником (источником реальной угрозы). Таким образом, угроза мнимая может перерасти в угрозу реальную со всеми вытекающими из этого последствиями.

Среди разновидностей угроз выделяются также объективные и субъективные.

Объективные угрозы - это угрозы, возникающие и действующие помимо действий и намерений объекта безопасности, характерные прежде всего для изначально заданных особенностей среды его существования и инициируемых этой средой процессов (например, природные стихийные бедствия).

Субъективные угрозы возникают от умышленных, осознанных и целенаправленных действий кого-либо против объекта безопасности.

По ожидаемому ущербу объекту безопасности угрозы подразделяются

общие (глобальные), вред от реализации которых наносится объекту безопасности в целом, оказывая заметное негативное воздействие на условия существования объекта, в том числе могут привести к полному уничтожению защищаемого объекта или всей среды его существования;

локальные, вред от реализации которых проявляется в негативном воздействии на условия существования отдельных элементов (подсистем) объекта безопасности;

частные, вред от реализации которых проявляется в отдельных свойствах элементов объекта.

Угроза безопасности системы социально-политических отношений общества - внешний или внутренний фактор, оказывающий на систему интенсивное деструктивное воздействие, в условиях которого система социально-политических отношений общества полностью или частично утрачивает способность успешно, устойчиво и непрерывно развиваться.

Угроза информационно-психологической безопасности системы социально-политических отношений общества - внешний или внутренний фактор, оказывающий на систему интенсивное деструктивное информационно-психологическое воздействие, в условиях которого система социально-политических отношений общества полностью или частично утрачивает способность успешно, устойчиво и непрерывно развиваться.

Угроза информационно-психологической безопасности государства - внешний или внутренний фактор, оказывающий на систему государственного управления интенсивное деструктивное информационно-психологическое воздействие, в условиях которого система государственного управления полностью или частично утрачивает способность выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества.

Угроза информационно-психологической безопасности личности - внешний фактор, оказывающий на психику человека деструктивное информационно-психологическое воздействие, в условиях действия которого человек полностью или частично утрачивает способность:

полноценно развиваться;

реализовывать в полном объеме гарантированные Конституцией, нормами федерального законодательства и международного права гражданские права и свободы;

своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям; организовывать свое поведение в социальной среде; удовлетворять основные потребности в обществе в социальноприемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов.

Угрозы информационно-психологической безопасности личности по объектам воздействия разделяют на следующие категории: угрозы сознанию человека; угрозы системе ценностей человека; угрозы психическому здоровью человека; угрозы свободе воли человека.

Виды угроз информационно-психологической безопасности личности, общества, системы социально-политических отношений общества и государства в условиях обострения информационного противоборства, в принципе, являются одними и теми же, поэтому в данной главе мы остановимся только на видах угроз системе социально-политических отношений.

Виды угроз информационно-психологической безопасности системы социально-политических отношений общества в условиях обострения характера информационного противоборства и угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационной борьбы арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях:

тайное внешнее управление, в том числе - информационнопсихологическая экспансия как один из инструментов создания условий для тайного управления;

информационно-психологическая агрессия; информационно-психологическая война.

Основные ключевые понятия

в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориаль­ная целостность.

^ Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, соз­нающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, органи­зационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

^ Обеспечение безопасности жизнедеятельности - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^

Опасность

^ Опасное явление

^ Опасная ситуация

Экстремальная ситуация

и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^ Национальная безопасность Российской Федерации - безо­пасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздейст­вий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедея­тельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

^ Опасное явление - явление, приводящее к формированию вред­ных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

^ Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при опре­деленном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосыл­ки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному

Случаю, но в экстремальной ситуа­ции вероятность несчастного слу­чая особенно велика.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конст­руктивным, производственным, тех­нологическим или эксплуатацион­ным причинам. При авариях проис­ходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автома­шин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это по­вреждения объектов и транспорт­ных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Оже­гов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непред­виденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природ­ных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жиз­ни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыль­ская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 1 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни зна­чительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, неред­ко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся навод­нения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насе­комых-вредителей, грызунов и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует сти­хийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычай­ной помощи извне.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидроло­гического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся вне­запным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожени­ем материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленно­сти, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явле­ния (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единствен­но правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правиль­но действовать и использовать рекомендации специалистов в соответ­ствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной тер­ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв­ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, ко­торая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей .

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные ава­рии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделя­ются на:


  • локальные;

  • местные;

  • территориальные;

  • региональные;

  • федеральные;

  • трансграничные.
Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате ко­торой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб со­ставляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории про­изводственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» опре­деляет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения по­следствий для жизнедеятельности человека от природного или техно­генного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС доста­точно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

^ Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо матери­альный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минималь­ных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

^ Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо наруше­ны условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

^ Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн ми­нимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

^ Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день воз­никновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие фак­торы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, ко­торая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизне­деятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факто­ры риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

К угрозам информационной безопасности общества относятся:

1) неисполнение требований закона;

2) дезорганизация и разрушение накопления и сохранения информации;

3) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур;

4) активизация различного рода религиозных сект.

Деятельность сект содержит в себе контроль сознания своих членов, который включает:

1) контроль поведения;

2) контроль мышления;

3) контроль информации;

4) контроль эмоций;

5) снижение духовной нравственности, творческого потенциала населения России;

6) увеличение оттока специалистов за рубеж;

7) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации);

8) нарушение правил в области функционирования информационной системы;

9) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности:

Воздействие на парольные ключи системы;

Использование несертифицированных информационных технологий.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности РФ:

Нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

Недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;

Распространение дезинформации о политике РФ, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности РФ в сфере внутренней политики являются:

Создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

Активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

81. Понятие и виды правонарушений в информационной сфере.

82. Уголовная ответственность за совершение информационных преступлений.

Уголовная ответственность в этой сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается <*>.


Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств <*>.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы: умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ.

Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16-летнего возраста (ст. 20 УК) <*>.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными <*>. Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды <*>.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и недолжностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. В данной статье не конкретизируется характер той информации (документов, материалов), которая должна быть предоставлена Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, таким образом, можно сделать вывод, что требуемая этими органами информация (отчеты, справки, материалы проверок и т.п.) может касаться различных вопросов, решение которых входит в компетенцию запрашиваемых органов. Что же касается запрашиваемых органов, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. "О Счетной палате РФ" все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности <*>.

Кроме того, совершение указанных действий в отношении комитетов и комиссий палат Федерального Собрания либо в отношении отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или аудиторов Счетной палаты также образуют состав преступления <*>.

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

83. Понятие компьютерных преступлений и особенности борьбы с ними.

1.К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

в) Стратегическое партнерство России и Франции

г) Шанхайская организация по сотрудничеству

д) Организация Северо-Атлантического договора и Европейский Союз

2. К приоритетам строительства Вооруженных сил России относятся все, кроме:

а)сохранение потенциала стратегических сил сдерживания

б) наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск

в) организация территориальной обороны

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой

3.Под национальной безопасностью РФ понимается :

а) предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации

б) безопасность Российского многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

в) совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства и, в первую очередь, его возможность обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и экономической независимости

4. Интересы общества включают:

а) обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие

б) упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России

в) защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка

5 . К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) террористическая угроза

б) угроза распространения наркотических веществ

в) угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации

г) угроза физическому здоровью нации

6. Основными принципами обеспечения национальной безопасности РФ являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ; б) реальность выдвигаемых задач;

в) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности

г) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности

7. За своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности РФ ответственен:

а) Президент РФ

б) Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ

в) Правительство РФ; г) Совет Безопасности РФ

8 . Военная доктрина РФ это:

а) официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск РФ для защиты интересов государства

б) система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности

в) особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации

9. Военная доктрина РФ носит:

а) оборонительный характер; б) наступательный характер; в) промежуточный характер

10. Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности

б) внутренняя угроза военной безопасности

в) трансграничная угроза военной безопасности

11. Под национальной безопасностью понимают:

а) это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах;

б) безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации;

в) комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России;

г) наращивание количества группировок войск постоянной готовности.

12. Основные направления деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

б) определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в различных сферах;

в) соблюдение норм международного права и российских законов;

г) поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

13. К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН;

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности;

в) Шанхайская организация по сотрудничеству;

г) Стратегическое партнерство России и Канады.

14. К актуальным задачам развития Вооруженных Сил России относится все, кроме:

а) сохранение потенциала стратегических сил сдерживания;

б) активизация перевода Вооруженных Сил на контрактную основу;

в) не наращивать количество группировок войск постоянной готовности;

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой.

15. В каком документе сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации?

а) Военная доктрина;

б) Концепция национальной безопасности Российской Федерации;

в) ФЗ «О военном положении»; г) ФЗ «О чрезвычайном положении».

16. Интересы государства состоят в ….., кроме:

а) в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

б) в установлении политической, экономической и социальной стабильности;

в) в упрочении демократии, достижении и поддержании общественного согласия;

г) в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка.

17. Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ;

б) реальность выдвигаемых задач;

в) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности;

г) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности.

19. К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) распространение оружия массового поражения;

б) истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;

в) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или ее союзников;

г) угроза физическому здоровью нации.

20.Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности;

б) трансграничная угроза военной безопасности;

в) внутренняя угроза военной безопасности.

Тема: «Национальная безопасность»

Тестовый контроль

Ответы:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. б

6. в

7. г

8. а

9. а

10. б

11. Б

12. В

13. Г

14. В

15. Б

16. В

17. Г

18. Б

19. В

20.В

Поделиться: