Изменения законодательства о заработной плате. Изменения по выплатам детских пособий Изменения по выплате зарплаты

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения по зарплате и налогам, которые длительное время обсуждались в Правительстве. В 2018 году в Государственной Думе был утвержден ряд законов, которые начинают свое действие с наступления нового года. Изменения по зарплате и налогам касаются физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

С 1 января 2019 года в России вступает в силу закон об увеличении налога на добавленную стоимость. Он будет составлять не 18%, а 20%. Подобное решение направлено на пополнение казны более чем на триллион рублей. Эти средства планируют вкладывать в развитие культуры, образования, медицины и обеспечение социальных нужд населения.

Для льготных категорий ставка остается без изменений. По-прежнему 10% НДС начисляется на детские товары, лекарственные средства и медицинские изделия. Для организаций упрощается процедура возврата НДС и сокращаются сроки рассмотрения заявленных документов.

Налог на самозанятых особ

Федеральной налоговой службой введен пилотный проект, который начинает работать с 1 января 2019. Он будет действовать в нескольких регионах страны: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Проект предполагает, что все самозанятые особы будут самостоятельно оплачивать налоговые сборы через мобильное приложение. Все будет просто и прозрачно, без лишней бумажной работы.

Проект направлен на то, чтобы самозанятые граждане могли пользоваться всеми социальными программами, как и официально трудоустроенные сотрудники предприятий.

Данное нововведение должно принести государству дополнительные средства в бюджет. Также оно является еще одним инструментом для сокращения компаний-однодневок, число которых с 2016 года снизилось на 27%.

Вопрос о повышении налога на доходы физических лиц остается открытым. Сейчас происходят обсуждения, как это сделать максимально безболезненно для российских граждан. Инициатором повышения НДФЛ выступает Министерство финансов, которое рассчитывает увеличить поступления в казну до 1,5 триллиона рублей в год. Таким образом, у государства будет больше возможностей финансировать различные социальные программы.

На сегодня ставки по НДФЛ таковы:

  • с заработной платы официально трудоустроенных сотрудников отчисляется 13%;
  • за выигрыш и доход от капиталовложений – 35%;
  • с заработной платы и доходов индивидуальных предпринимателей-нерезидентов – 30%.

В министерстве финансов предлагают увеличить НДФЛ на 2%, при этом сократить вычеты по страховым взносам до 21%. Министерство экономического развития настаивает на увеличении НДФЛ до 15%, а также поднятии НДС до 21%. В качестве компенсации рассматриваются снижение страховых взносов до 21% и внедрение вычета в размере прожиточного минимума.

Во фракции ЛДПР предложили полностью убрать этот налог для тех, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей. Для остальных граждан будет действовать следующая градация:

  • доход от 180 000 до 2,4 млн рублей в год – 13%;
  • от 2,4 млн до 100 млн рублей в год – 30%;
  • от 100 млн и выше – 70% + 29,6 млн.

Важно! Налогом облагается только доход, который превышает установленную нижнюю границу. Для меньших сумм действуют те же 13%.

На сегодня известно, что реформация фискальной системы производиться будет, но ее условия пока не утверждены окончательно.

Акцизы

С нового года акцизы на товары вырастут на 10%. Первыми . Увеличение акцизов также коснется российских вин. Если ранее для данной продукции предполагались льготы, в отличие от импортных вин, то сейчас их решили уровнять. Раньше российские производители платили сбор в 18 рублей за каждый литр, теперь цена возрастет до 36 рублей.

Наиболее масштабным является повышение ставок на топливо. Если сигареты и алкоголь – это продукция не первой необходимости, то цена на топливо косвенно влияет на стоимость любых товаров. Акцизы планируют увеличить на 30%.

Экологический налог

Сбор вводится для всех категорий граждан: физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Льготы для него не предусмотрены. Средства от данного сбора пойдут на устранение негативного воздействия на окружающую среду, которое было вызвано:

  • отравлением атмосферы различными выбросами;
  • отравлением сточных вод;
  • загрязнением территории отходами и продуктами жизнедеятельности.

Сумма сбора устанавливается Правительством РФ и оплачивается в виде авансового платежа в течение налогового периода. Представители малого бизнеса будут его оплачивать по итогам года.

МРОТ

Министерство труда разработало законопроект, в котором планируется повышение с 01.01.2019 величины минимальной оплаты труда и приравнивание ее к прожиточному минимуму. МРОТ будет рассчитываться из величины прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Так, во втором квартале 2018 он был установлен в размере 11 280 рублей. Таким образом, МРОТ в 2019 году будет составлять эту сумму, что на 1,05% больше предыдущей величины.

В регионах минимальная оплата труда устанавливается в зависимости от местного прожиточного минимума. Он рассчитывается региональным правительством в зависимости от условий жизни на данной территории.

Важно! Вне зависимости от региона МРОТ не может быть меньше установленной законодательно величины.

Оценка экспертов

Планируемые изменения не встречаются с энтузиазмом простыми гражданами. Несмотря на ожидаемые увеличения социального обеспечения, новые налоги ударят непосредственно по карманам конечных потребителей. Повышение налога на добавленную стоимость, совершенно закономерно, вкладывается в стоимость товара, которую платит обычный гражданин. Таким образом, это приведет к росту цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Также, прогнозируется увеличение стоимости стройматериалов и недвижимости на 3%. По мнению экспертов, стремительный рост цен спровоцирует ухудшение уровня инфляции, и вместо запланированных 3,6% показатели могут возрасти до 5%.

Повышение налоговых ставок предположительно снижает платежеспособность населения, а также стимулирует предпринимателей скрывать свои реальные доходы. Уже были случаи, когда после повышения налогов работодатели начинали вести две бухгалтерии, чтобы не показывать реальное положение вещей в своем бизнесе. При этом сотрудники могут работать не официально и получать зарплату в конвертах. Что в свою очередь сокращает поступления средств в государственную казну.

С 1 июля 2019 года вступили в действие изменения в законодательстве, в соответствии с которыми действует новый порядок оплаты труда. Все изменения касаются исключительно бюджетных муниципальных организаций. Согласно новым требованиям, обозначенным в законе №88-ФЗ от 01.05.2017, работодатель обязан оплачивать труд сотрудников по новым правилам. Также изменения коснулись и фондов, финансирование которых происходит не за счет федерального бюджета. В статье рассмотрим новые правила выплаты зарплаты с 1 июля 2019 года для бюджетных и муниципальных организаций.

Новые правила выплаты зарплаты с 1 июля 2019 года

Важно! С июля 2019 года выплачивать средства на такие платежные системы как VISA, Master Card, муниципальные компании не вправе.

В соответствии с законом №88-ФЗ от 01.05.2017, с начала июля 2019 года в действие вступили новые критерии по начислению заработной платы:

  1. Расчета с работниками можно производить только на карту «МИР», а использование любых иных карт будет считаться незаконным.
  2. Если у работника нет возможности получать денежные средства на карту, то он их может получать в кассе банка.

Указанные изменения касаются не только выплаты заработной платы, но и иных государственных выплат:

  • пенсий;
  • стипендий;
  • оплаты больничных;
  • содержание и вознаграждение служащих, занимающих государственные должности.
  1. Если работник выходит на работу в свой выходной день или в праздник, то оплату в двойном размере он получает только один раз. Напомним, что ранее часы такой работы учитывались дважды – в качестве времени, проведенном на рабочем месте сверх законодательно установленной нормы. Причем, первые 2 часа оплачивали по 1,5 ставки, а остальные часы по двойной ставке.
  2. Если в обычный рабочий день работник трудился больше нормы на 2 часа, то оплата этого времени производится по двойной ставке.
  3. Выход на работу в выходной день оплачивается по двойной ставке, исходя из количества часов, отработанных работником.
  4. Если работник трудится неполную рабочую неделю или в режиме неполного рабочего времени, то работодатель не может устанавливать ему ненормированное рабочее время.

Законодательная база

Выплата заработной платы работникам, занятым в бюджетной и муниципальной сфере, а также во внебюджетных фондах происходит в соответствии с трудовым и федеральным законодательством и регламентируется следующими нормативными документами:

  • Закон №272-ФЗ , который регламентирует ответственность работодателя перед работниками в случае несоблюдения сроков по выплате заработной платы. Также закон содержит обязанности работодателя, в соответствии с которыми он обязан корректировать даты выплаты.
  • Закон №125-ФЗ , которым вносятся изменения в Трудовой кодекс РФ, регламентирующие начисление заработной платы.
  • , который регулирует ответственность нанимателя в случае несоблюдения законодательных норм о зарплате.
  • , содержащая сроки начисления денежных средств работникам бюджетных сфер.

Изменения, вступившие в силу 1 июля 2019 года

Выплата заработной платы до 1 июля 2019 года Выплата заработной платы с 1 июля 2019 года
Для получения заработной платы работники могли пользоваться любыми банковскими картами (Виза, Мастер кард)

Работа в выходные и праздничные дни оплачивалась по двойному тарифу, плюс эти часы также учитывались в качестве сверхурочных

Использовать негосударственные платежные системы запрещено и заработная плата должна перечислять только на карту «МИР». Также возможно получение денег в кассе

В случае работы в режиме сокращенного рабочего времени сотруднику не может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Оплата за работу в выходной или праздничный день производится в двойном размере только один раз

Сроки выплаты зарплаты по новым правилам

Еще в октябре 2017 года были установлены новые правила по перечислению заработной платы. С 1 июля 2019 года дополнительных изменений не было, поэтому сроки, а также порядок выплаты остался прежним.

В соответствии с изменениями в законодательстве 2017 года заработную плату работникам государственных, муниципальных учреждений и внебюджетных фондов необходимо выплачивать не реже 1 раз в 15 дней. Основную часть заработной платы, оставшуюся после выплаты аванса, выплачивать необходимо не позднее 15 дней с момента окончания того месяца, за который начислена заработная плата.

К примеру, устанавливать в качестве даты для выплаты аванса 20 число текущего месяца, а основную заработную плату – 15 числа следующего месяца работодатель не вправе. Это связано с тем, что между 20 и 15 числом пройдет около 25 дней, а это будет противоречить законодательным нормам.

Важно! Если указанные сроки выплаты заработной платы организация соблюдать не будет, ей грозят штрафные санкции.

При выплате работнику заработной платы необходимо соблюдение следующих условий:

  • время между выплатой аванса и основной заработной платы не должно превышать 15 дней;
  • выплата основной части заработной платы производится не позднее 15 дней с момента окончания месяца, за который выплачивается зарплата.

Новые правила выплаты зарплаты с 1 июля 2019 года для ИП

Важно! Если финансирование организации происходит не за счет федерального или муниципального бюджета, то изменения в выплате заработной платы, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, их не касаются.

Новые правила выплаты зарплаты с 1 июля 2019 года для юридических лиц

Если юрлицо получает финансирование из государственного или муниципального бюджета, то для выплаты зарплаты с 1 июля 2019 года для них устанавливаются следующие правила выплаты зарплаты:

  • зарплата перечисляется исключительно на карту МИР, при этом работник вправе сам выбрать в каком банке будет зарегистрирован его зарплатный проект;
  • срок выплаты прописывается в трудовом (коллективном) договоре и в положении о выплате з/пл.

Если к бюджетным учреждениям юрлицо не имеет никакого отношения, то выплата зарплаты происходит в обычном порядке и изменениям с 1 июля 2019 года не подлежат.

Ответственность работодателя за нарушение правил выплаты заработной платы

В случае нарушения правил выплаты зарплаты сотрудникам, работодатель несет ответственность в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Штраф согласно этой статьи составляет до 50 000 рублей.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Как работнику перечислять зарплату, если к 1 июля 2019 года у него еще не оформлена карта МИР?

Ответ: Если карту сотрудник еще не оформил, а деньги из бюджета уже поступили на счет, то банком они будут определены, как «средства невыясненного назначения». При этом банк извещает клиента о наличии на счете денежных средств и предлагает:

  • открыть счет и привязать к нему карту МИР;
  • открыть счет без карты и получить средства в кассе.

В том случае если в течение 10 рабочих дней не будет открыт новый счет, то деньги вернуться обратно.

Вопрос: Нужно ли информировать работниках о новых правилах?

Ответ: Работодателю следует сообщить своим работникам о новых правилах выплаты зарплаты, вступивших в силу с июля 2019. Это необходимо сделать заранее, так как еще потребуется время, чтобы заказать карту МИР для получения зарплаты.

В 2016 году был принят Федеральный закон от 03.06.2016 № 272-ФЗ. Этим нормативно-правовым актом регулируются сроки выплаты зарплаты в 2019-2020 году. Напомним, изменения вступили в силу 3 октября 2016 года и действуют по сегодняшний день. В действующее законодательство были внесены изменения, согласно которым зарплату нельзя выдавать позже 15 числа месяца, следующего за расчетным. Также следует выделить следующие важные изменения:

  • повышение степени материальной ответственности работодателя перед работником;
  • увеличены размеры штрафов за нарушения трудового законодательства;
  • увеличен размер денежной компенсации работнику за несоблюдение сроков выплаты зарплаты.

В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, как правильно привести трудовые отношения с работниками в соответствии с изменившимся законодательством.

Сроки выплаты зарплаты в 2019-2020 году по ТК РФ

Изменения ТК РФ в сроках выплаты зарплаты в 2016 году затронули ст. 136 Трудового кодекса, определяющую сроки выплаты зарплаты в России. До настоящего времени эта статья не устанавливала конкретных дат выдачи зарплаты. Единственным обязательством, которое возлагала эта статья на работодателя, было выплачивать зарплату не реже, чем один раз в полмесяца.

Сроки выплаты зарплаты в 2019-2020 году строго регламентированы. В соответствии со ст. 136 ТК РФ, как и раньше, заработная плата должна будет выплачиваться не реже, чем раз в две недели. При этом теперь в статье содержится уточнение, что выдача зарплаты должна происходить не позже 15 числа следующего месяца.

Конкретные сроки выплаты зарплаты в 2019-2020 году должны указываться в трудовом и коллективном договорах, правилах внутреннего трудового распорядка.

Надо сказать, что согласно статистике, большинство работодателей уже выдают зарплату до 15 числа следующего месяца. Однако перечисленные выше локальные нормативные акты предприятия (ИП) и договора могут не содержать этих условий. Поэтому в случае необходимости работодателям следует внести в них соответствующие изменения.

Зарплата и аванс

В соответствии с законодательством, перерыв между выдачей аванса и зарплаты должен составлять не более пятнадцати дней.

Например, если организация или индивидуальный предприниматель выдает работникам аванс 20 числа, то зарплата должна выдаваться не позже 5 числа следующего месяца. Если аванс выдается 30 числа, то зарплата — не позже 15. Нарушение предприятиями трудового законодательства в этой части, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, влечет штраф на сумму до 50 000 рублей.

В тоже время выдача зарплаты раньше установленного локальными нормативными актами срока, нарушением не является.

Проверка локальных нормативных актов

Конкретные сроки выплаты заработной платы на многих предприятиях отражены в Правила трудового распорядка и в Положениях об оплате труда. Закон о сроках выплаты зарплаты в 2019-2020 году не запрещает этого. Однако к моменту вступления закона в силу, сроки выплаты должны быть приведены в соответствие требованиям этого закона.

В свою очередь, работодатель должен ознакомить работников с внесенными в локальные нормативные акты изменениями под роспись.

Проверка трудовых договоров

Аналогичная ситуация и с трудовыми и коллективными договорами. В них должны быть отражены сроки выплаты зарплаты в 2019-2020 году. Возможно, что их содержание уже полностью соответствует требованиям нового закона. Но не исключено, что в договоре допускается выплата зарплаты позже 15 числа следующего месяца, например, 20 числа. Также может оказаться, что перерыв между выплатой аванса и выплатой зарплаты составляет более 15 дней.

Согласно рассматриваемым изменениям законодательства, это нарушения.

Уведомление работников об изменениях

Для внесения соответствующих изменений в трудовой договор, необходимо направить работнику письменное уведомление об изменениях условий трудового договора. В уведомлении должны перечисляться изменения договора с указанием конкретных причин и оснований. В данном случае в уведомлении должны содержаться новые сроки выплаты заработной платы по ТК РФ.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ, уведомление должно быть направлено работнику не позже, чем за два месяца до внесения изменений.

Дополнительное соглашение к договору

Помимо редактирования самого договора, к нему необходимо заключить доп. соглашение, в которых также будут зафиксированы новые сроки выплаты заработной платы.

Внесение изменений в договор и заключение нового дополнительного соглашения к нему — достаточно для смены сроков выплаты заработной платы. В издании приказа о переносе сроков выплаты зарплаты нет необходимости.

Материальная ответственность за нарушение сроков

Согласно действующему законодательству, нарушение сроков выплаты зарплаты влечет для работодателя материальную ответственность. Соответствующее положение содержится в ст. 236 ТК РФ. В соответствии с новым законом, материальная ответственность будет увеличена.

Увеличение размеров компенсации

Напомним, размер компенсации за задержку заработной платы исчисляется в виде процентов от сумм, невыплаченных работнику в установленный срок. С 3 октября 2016 года размер компенсации был увеличен.

До 3.10.2016 компенсация составляла 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. С 3.10.2016 она составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. В 2019 году ставка рефинансирования составляет 7,75%.

Увеличение размеров административных штрафов

Административные штрафы за задержку зарплаты с 3.10.2016 также изменились, их величины актуальны на 2019-2020 год . Их размеры вместе с размерами штрафов, действующих до вступления нового закона в силу, приведены в следующей таблице:

Ответственное лицо

Штрафы до 03.10.2016

Штрафы, действующие в 2019-2020 году

Руководитель предприятия

1000-5000 руб. или предупреждение

10 000-20 000 руб. или предупреждение

1000-5000 руб.

1000-5000 руб.

Юридическое лицо

30 000-50 000 руб.

30 000-50 000 руб.

Повторная задержка выплаты

Руководитель предприятия

10 000-20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

20 000-30 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

10 000-20 000 руб.

10 000-30 000 руб.

Юридическое лицо

50 000-70 000 руб.

50 000-100 000 руб.

Также необходимо помнить, что работодатель может быть привлечен к административной ответственности в случае, если заработная плата работников установлена на уровне ниже МРОТ. Напомним, в 2019 году размер МРОТ, в соответствии с федеральным законодательством, составляет 11 280 рублей. При этом размер МРОТ в отдельных регионах может отличаться от этой цифры. Размер МРОТ в 2020 году увеличен и составляет 12 130 рублей.

Также обратите внимание, что помимо штрафов за выплату зарплаты позже срока дополнительно работодателя смогут оштрафовать, если зарплата окажется ниже МРОТ. Штраф для организации составит от 30 000 до 50 000 рублей. Напомним, что федеральный МРОТ в 2019 году составляет 11 280 рублей, МРОТ на 2020 год определен в размере 12 130 рублей. Однако если установлен региональный МРОТ, то работодатели должны ориентироваться на него.

Сроки обращения в суд

Еще одним важным изменением станет увеличение срока, в течение которого работник имеет право обратиться в суд в связи с невыплатой заработной платы.

Если раньше на подачу иска в суд работнику давалось всего три месяца, то теперь начать защиту своих трудовых прав в судебном порядке он сможет в течение года с момента установленного срока выплаты зарплаты.

Материал актуализирован в соответствии с действующим законодательством 29.09.2019

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь в форму онлайн консультанта . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК +7 499 938 52 26. СБП +7 812 425 66 30, доб. 257. Регионы - 8 800 350 84 13 доб. 257

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой данной статьи, устанавливаются федеральным законом (статья 421 данного документа).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 135. Установление заработной платы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 35-ФЗ)

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 140. Сроки расчета при увольнении

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Статья 141. Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 145. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.

При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.

В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статья 152. Оплата сверхурочной работы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком

Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями.

Полный брак по вине работника оплате не подлежит.

Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.

Статья 157. Оплата времени простоя

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 158. Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

Коллективным договором или трудовым договором может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции).

Сроки выплаты заработной платы в 2019 году регламентированы трудовым законодательством РФ и жестко контролируются государством. Из статьи вы узнаете, как часто выплачивать заработную плату сотрудникам, почему важно соблюдать сроки выплаты и что грозит нарушителям норм ТК РФ, касающихся зарплатных сроков.

Что говорит ТК РФ о сроках выплаты заработной платы в 2019 году

Зарплатные сроки закреплены в ст. 136 ТК РФ . Согласно ей деньги за труд сотрудникам следует перечислять:

  • не реже, чем каждые полмесяца; и
  • не позже 15 календарных дней с окончания периода, за который начислили выплату.

Если утвержденная работодателем дата зарплаты выпадает на выходной, деньги выдают накануне.

В каких документах указываются дни выплаты заработной платы

Конкретный график перечисления зарплатных денег работодатель обязан зафиксировать в своих локальных нормативных актах (ЛНА): правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) , коллективном или трудовом договоре . Именно эти 3 документа приводит ст. 136 ТК РФ.

Формулировка этой статьи составлена таким образом, что нередко возникает вопрос: обязательно ли фиксировать зарплатные сроки во всех вышеперечисленных документах или достаточно одного из них? Ответ на него неоднократно давали и чиновники, и судьи (письмо Роструда от 06.03.2012 № ПГ/1004-6-1, определение Московского горсуда от 24.12.2012 № 4г/5-12211/12).

Согласно разъяснениям, достаточно, чтобы сроки были закреплены в одном из приведенных в ст. 136 ТК РФ документов. Причем, по мнению Роструда, в приоритете — ПВТР. Объясняет он это тем, что ПВТР — это общий документ, нормы которого распространяются на весь персонал, в то время как трудовой договор регламентирует отношения с определенным работником, а колдоговор может и вовсе не заключаться.

Для того чтобы полностью исключить споры с проверяющими, можно поступить следующим образом: закрепить регламент выдачи зарплаты в ПВТР, а в трудовые или коллективные договоры внести фразу, отсылающую к ПВТР: «заработная плата выдается в соответствии с пунктом (здесь указываем номер пункта ПВТР) правил трудового распорядка…».

Что нужно учесть при установлении дат выплаты заработной платы

Перед тем как утвердить зарплатные даты, просчитайте возможные риски и налоговые последствия. Есть ряд скользких моментов, на которые следует обратить внимание:

  • Не следует путать выражения «каждые полмесяца» и «дважды в месяц». Например, числа 3 и 16 подходят под определение «дважды в месяц», однако здесь не соблюдено правило непревышения разрыва в 15 дней, поскольку с 16-го числа до 3-го получается больше, чем полмесяца.
  • Опасно выбирать не четкие даты, а временной промежуток — например, с 1-го по 5-е число , равно как и граничные сроки, например, не позднее 5-го и 25-го чисел . Во-первых, ст. 136 ТК РФ говорит о необходимости установления именно определенных дат, а во-вторых, есть риск запутаться и превысить полумесячный интервал между выплатами. О неправомерности такого подхода говорится в письме Минтруда РФ от 28.11.2013 № 14-2-242, постановлении ВС РФ от 15.05.2014 № 3-АД14-1, определении Забайкальского краевого суда от 05.09.2012 № 33-2867-2012.
  • Небезопасной также будет недостаточно определенная фраза, например: «зарплата выдается не позднее 5-го и 20-го чисел каждого месяца» . Ведь понять по такой фразе, когда выдают аванс, а когда окончательную сумму, невозможно.
  • Подбирая удобные даты, нужно принять во внимание и требования НК РФ. Так, 15-е число для окончательного расчета оказывается неудобным, поскольку выдача аванса в этом случае приходится на 30-е число, а это во многих месяцах — крайний день. С аванса, выплаченного в последний день месяца, придется удержать НДФЛ (п. 2 ст. 223 НК РФ, определение ВС РФ от 11.05.2016 № 309-КГ16-1804). А вот в месяцах, в которых 31 день, этого делать не надо. Это создаст путаницу как для бухгалтера, так и для контролеров.

О том, как отразить дату удержания налога в 6-НДФЛ, читайте в этой статье .

Разрешается ли выплачивать зарплату чаще, чем дважды в месяц?

Да, несомненно. Трудовой кодекс прямо говорит, что зарплата выдается «не реже, чем каждые полмесяца». А это значит, что ограничение ставится только на более редкие выплаты сотрудникам, но не на более частые (письма Минтруда РФ от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660, от 06.12.2016 № 14-1/В-1226).

При желании вы можете выдавать деньги не дважды в месяц, а еженедельно и даже ежедневно. Однако перед тем как переходить на более частую периодичность выдачи зарплаты, стоит продумать целесообразность этого: будет ли такой график удобен и выгоден как работникам, так и самому работодателю.

Практика показывает, что это выгодно тем работодателям, которые задействуют временный персонал, в остальных же случаях преимущества более частой выплаты денег совершенно неочевидны, а то и вовсе отсутствуют.

Не вызывает восторга еженедельная выплата и у персонала: согласно неоднократно проводимым статопросам, большинство работников желало бы сохранить 2-разовый график получения зарплаты.

Законна ли выдача заработной платы раньше срока?

Законна лишь в том случае, когда зарплатная дата приходится на выходной. В иных случаях, несмотря на то что нарушения прав работников не происходит, выплачивать деньги раньше, чем утверждено ЛНА работодателя, не рекомендуется. Это чревато возникновением претензий трудинспекции и наложением штрафа.

Как мы уже выяснили, ТК РФ требует, чтобы даты выдачи зарплаты были четко зафиксированы в ЛНА работодателя. Выплачивая зарплату раньше утвержденного срока, строго говоря, придется вносить соответствующие изменения в ЛНА. Однако вряд ли кто-то будет задумываться над глобальной переделкой документов, если руководитель изредка хочет пойти навстречу сотрудникам и выдать, например, зарплату перед праздниками (в то время как срок выплаты зарплаты приходится на послепраздничный день). Кроме того, это может повлечь увеличение полумесячных сроков между выплатами, что тоже не допускается.

Поэтому, хотя руководитель и разрешил более раннюю выдачу зарплаты в интересах самих работников, формально такая ситуация считается нарушением (ч. 1 ст. 142 ТК РФ) и может повлечь штрафы (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Однако риск привлечения к ответственности здесь всё же невелик.

Чем грозит нарушение сроков выплаты заработной платы

Ответственность работодателя за подобные нарушения может быть двух видов: материальная и административная.

Административная ответственность применяется только при наличии вины работодателя.

Административное наказание первичное (п. 1 ст. 5.27 КоАП):

  • предупреждение или штраф в 1 000-5 000 руб. для должностных лиц;
  • штраф для виновника-ИП — 1 000-5 000 руб.;
  • штраф для виновника-юрлица — 30 000-50 000 руб.

Административное наказание повторное (п. 2 ст. 5.27 КоАП):

  • дисквалификация на 1-3 года или штраф в 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
  • штраф для виновника-ИП — 10 000-20 000 руб.;
  • штраф для виновника-юрлица — 50 000-70 000 руб.

Матответственность (ст. 236 ТК РФ) выражается в денежной компенсации за каждый день задержки, исчисляемой из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, положенной к выплате (за минусом НДФЛ). Это минимальный размер компенсации, но работодатель вправе назначить большую сумму. Никаких заявлений от работника на ее получение не требуется — она должна быть выплачена вместе с задержанными суммами.

ВАЖНО! Маткомпенсация выплачивается независимо от того, виноват ли работодатель в нарушении зарплатных сроков.

В каких еще случаях возможна материальная ответственность работодателя, расскажет эта публикация .

Как внести изменения в документы и установить правильные сроки выплаты заработной платы

Если по каким-либо причинам у вас нет ЛНА, регулирующих сроки перечисления зарплаты, их нужно сделать и как можно быстрее. Если же необходимые ЛНА есть, но сроки в них указаны неверно, это следует оперативно исправить:

  • Если возможно, переделайте документ, но только при условии, что это не вызовет несоответствий с другой вашей документацией.
  • Для того чтобы изменить колдоговор, соберите комиссию из представителей обеих сторон — сотрудников и работодателя. Результаты переговоров членов комиссии оформите допсоглашением, в котором укажите новые зарплатные сроки.
  • Если зарплатные даты вносились в трудовые договоры, придется оформлять допсоглашения к каждому из них.
  • Изменения сроков выплаты заработной платы, вносимые в ПВТР, оформить проще всего — для этого достаточно издать приказ, с которым следует ознакомить каждого работника под подпись.

Как выглядит такой приказ, можно посмотреть здесь:

Итоги

Периодичность выплаты зарплаты установлена ст. 136 ТК РФ. Она же обязывает работодателей устанавливать в ЛНА четкие сроки выдачи зарплатных денег. Несоблюдение данных сроков (или отсутствие нормативно закрепленных сроков) подпадает под статьи ТК РФ и КоАП РФ о материальной и административной ответственности.

Поделиться: