Евгеника в современном мире - интересные факты. Евгеника: гибель беззащитных

Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении - евгенике.

Основные понятия

Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то - наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.

Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника - это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности - определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.

Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.

Виды евгеники

Принято выделять два основных направления:

1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.

2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.

Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.

С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.

Предыстория

О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.

Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.

История возникновения

Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».

Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.

Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».

Формирование евгеники как науки

В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.

Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.

В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание - индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

Евгеника в СССР

История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».

В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.

Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.

Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.

Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.

С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.

Наука и нацизм

В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.

Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.

После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.

Проблемы евгеники

На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

Евгеника и права человека

Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.

Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.

Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.

Евгеника сегодня

В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.

Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.

Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.

Другая евгеника

Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.

Под звучным псевдонимом Евгеника скрывается Евгения Дидюля. «Певица. Актриса. Модель. Телеведущая. Чудо-жена» - так пишет она о себе в социальных сетях. В данный момент она задействована в проекте «ДиДюЛя». Кроме того, она является блогером и часто появляется в различных ток-шоу.

Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж - Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.

В своем блоге Евгеника Дидюля читает различные саркастичные стишки. Авторы этих стихов - режиссер Олег Ломовой, сетевая поэтесса Юлия Соломонова и другие.

Творчество Евгеники

Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».

Евгеника – учение об улучшении наследственности человека, своего рода селекция, позволяющая контролировать генофонд. Была популярна в начале 20 века, эти постулаты использовали нацисты гитлеровской Германии, что оттолкнуло от них общество. Но в начале нового тысячелетия ученые вновь заявили о пользе этого учения для науки.

Евгеника - что это?

Основные принципы евгеники первым обозначил в конце 19 века английский психолог Фрэнсис Гальтон. В 20 веке некоторые правительства даже взяли на заметку это учение для практического применения, но препятствием стали этические принципы и отсутствие высокой результативности на практике. Евгеника - это наука, определяющая принципы аутоселекции, ученые выделяют несколько форм:

  1. Биомедицинская . Вмешательство в генетику, чтобы повлиять на выживаемость и здоровье людей.
  2. Дискриминационная . Уничтожение отобранных групп населения.
  3. Репрессионная . Подавление общества насильно навязанными идеями.

Свою ценность сохранила для будущего биомедицинская евгеника, позволяющая:

  • избегать рождения детей с дефектами;
  • обследовать молодые пары на наличие наследственных отклонений;
  • составлять банк спермы и яйцеклеток известных деятелей.

Евгеника - «за» и «против»

Что изучает евгеника? Эта наука исследует проявления конкретных особенностей или генов в той или другой популяции. Исследования показали, что генные частоты меняются при:

  • мутациях;
  • естественном или искусственном отборе;
  • случайном сочетании генов у пары;
  • миграции.

Евгеника – это не только полезное, но и опасное учение. Опыт показал, что идея создать расу суперлюдей увлекала многих ученых и деятелей разных стран. Но такое увлечение стало порождением геноцида и насилия. Исследователи пытаются разделить позиции:

  1. Положительный аспект . С каждым годом в обществе увеличивается генетический груз, уменьшить его может помочь евгеника: аборты, биотестирование групп риска.
  2. Отрицательный аспект . До сих пор нет определения, как и почему наследуются дефекты, от которых всегда хотели избавить общество.

Позитивная и негативная евгеника

Утверждения о пользе и вреде практического использования этих постулатов сформулировали такие виды евгеники:

  1. Позитивная. Улучшение человеческой расы за счет приближения к уровню лучших представителей.
  2. Негативная. Удаление из генофонда носителей наследственных дефектов.

Печальную известность приобрела негативная евгеника, первыми решились побороться с деградацией человечества путем насилия в начале 20 века правители США. В штате Индиана появился закон о принудительной стерилизации алкоголиков, психически больных и закоренелых преступников, позже его нарекли «индианским». За 26 лет его применяли еще в сорока штатах, но без высокой результативности.

Позитивная евгеника

Положительная евгеника поощряет рождение потомства с лучшими генами, но она не получила отдельной программы развития, поскольку так и не было сформулировано:

  • четкого определения, какие признаки желательны, а какие – нет;
  • эффективных методов;
  • знаний о генетике ценных признаков.

Поэтому евгенические мероприятия пока ограничиваются только попытками не допустить передачу тяжелых наследственных патологий. История имеет два примера такого успешного применения:

  1. Программа предотвращения в-талассемии, которую еще называют серповидноклеточной анемией, на Сардинии.
  2. Фильтрация браков в Израиле, этим занимается специальная организация. Это стало необходимым при ярком проявлении в семьях гена Тея-Сакса, присущего только евреям. Он провоцирует рождение тяжелобольных детей, если у пары выявляют такой ген, то их отговаривают от свадьбы.

Негативная евгеника

Отрицательная евгеника имеет более четкие постулаты, поскольку нежелательные признаки определить намного проще. Их генетика лучше исследована учеными, что позволяет избежать таких проявлений. Но это направление запятнало себя насильственными проявлениями на практике:

  • уничтожение асоциальных элементов общества в нацистской Германии;
  • закон о стериализации;
  • жесткий запрет браков.

Цель подобных методов – изъятие нежелательных генов, но внедрение привело к тысячам личных трагедий. До сих пор нет четких данных, помогли ли такие методы отсеять «генетический мусор» в расе арийцев в начале прошлого века. Но снижение процента рождения больных эпилепсией детей в Швеции, когда в 18 веке появился закон о табу на брак людей с таким диагнозом, исследователи зафиксировали.


Расизм и евгеника

Люди нередко считают расизм и евгенику сходными учениями, но это не так. Евгеника, как наука, разрабатывает методы улучшения наследственных качеств человека и тормозит вырождение генофонда. А в основе расизма – утверждения о неравноценности определенных рас, только на основании другого цвета кожи, цвета волос или глаз, принадлежности к конкретной национальности. Здоровье, потенциал – то, что ценится при отборе евгеникой, расизм полностью игнорирует.

Этические проблемы евгеники

Проблемой евгеники называют этическую, поскольку сохранение жизни детям с мутациями и ослабленным физически отрицательно влияет на генофонд. Возникает противоречие: принципы гуманизма защищают любую жизнь, и при этом приводят к вырождению людей. Некоторые ученые считают, что если генетический контроль помогает избавить человечество от уродств и болезней, все средства оправданы. Большинство исследователей такие идеи евгеники не поддерживает, считая, что нужно добиваться улучшения, а не уничтожать.

Евгеника - интересные факты

Евгеника в современном мире нашла применение в генной инженерии – разработке методов снижения . С помощью основных принципов этого учения ведутся разработки:

  • в генной терапии;
  • коррекции генома яйцеклеток;
  • репродуктивном клонировании.

Грамотный подход создал науку, которая получила название «новая евгеника». В пользу правильного внедрения основных принципов свидетельствует интересный факт. До середины 60-х годов прошлого века Сингапур был одной из беднейших стран третьего мира, но через пару десятков лет превратился в сильную державу. Все это - благодаря социальной политике, специальные организации создавали браки на основе уровня интеллекта, с молодежью работали отличные психологи и врачи.

ЕВГЕНИКА - ЭТИКОПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Мещеряков Александр Олегович

студент 1 курса, лечебного факультета, Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Воробьев Дмитрий Олегович

научный руководитель, ассистент кафедры философии Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Евгеника - совокупность социобиологических и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций. Термин «евгеника» предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» .

Истоком споров о евгенике является полемика о влиянии наследственности и воспитания на личность человека. Следует сразу отметить, что сами гены не закладывают никакой информации о социальном поведении (не существует генов, отвечающих за рождение хороших программистов, художников, строителей). Генотип (совокупность всех генов, которыми обладает данный организм) определяет совокупность белков, которые и являются основой признаков. Признаки могут модифицироваться под воздействием окружающей среды в определенных пределах, определяемых генотипом (норма реакции). Существуют признаки с широкой (количественные показатели: рост, вес и т. д.) и узкой (цвет глаз, волос и т. д.) нормой реакции. Совокупность генов определяет пределы развития некоторых признаков (допустим, степень развития некоторых видов памяти, цветового зрения или физической силы и выносливости), но в вопросах социального воспитания и меры развития этих способностей за окружающей средой остается последнее слово (способность программировать, наличие художественного вкуса или умение ровно укладывать кирпичи - заслуга общества) .

Введение в генетику .

Евгеника основывается на наследственных характеристиках человека, чтобы понять ее суть необходимо знать основы генетики.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Отцом генетики считается монах Грегор Мендель, который в работе «Опыты над растительными гибридами» (1865 г.) сформулировал три закона наследственности, т. н. «Законы Менделя», к которым относятся:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков

Также Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими (цвет глаз, некоторые наследственные заболевания, например серповидноклеточная анемия).

Достижения Г. Менделя были забыты вплоть до 1900 годов, когда исследования по изучению гибридизированных растений возобновились, показав справедливость законов Менделя.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности - теория, согласно которой передача наследственной информации в ряду поколений связана с передачей хромосом, в которых в определённой и линейной последовательности расположены гены

Она был разработана, прежде всего, благодаря усилиям американского генетика Томаса Хант Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку Drosophila melanogaster . Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путем анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в «группах сцепления» и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910-1913 гг.).

Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940-1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, Х.Ф. Уилкинс), триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение рестриктаз и секвенирование ДНК .

Евгеника: за и против.

В настоящее время развитие генетики и методов генной инженерии сделали вопрос о применении евгеники снова актуальным. Современная наука предоставляет возможность изменять последовательность нуклеотидов в ДНК некоторых растений и животных. Так как человек является объектом живого мира, то возникает вопрос о возможности применения данных методов в отношении человека. С позиции большинства деятелей науки и искусства, евгенический подход может кардинально изменить облик современного человека, при этом нет никакой уверенности в том, что эти изменения будут благоприятны . Следует привести аргументы против евгеники, как с позиции современной генетики, так и с этико-моральной позиции:

1. Полимерные гены;

Еще во времена Г. Менделя было понятно, что не все признаки передаются из поколения в поколение согласно законам наследственности, которые объясняют наследование признаков с узкой нормой реакции, имеющих только один альтернативный признак (см. примеры выше). В последствие выяснилось, что многие признаки кодируются более чем одной наследственной единицей, например, многие количественные показатели с широкой нормой реакции: вес, рост и т. д. Характер их наследования гораздо удобнее исследовать статистически, чем аналитически. Таким образом, невозможно с достаточной точностью прогнозировать проявление этих признаков.

2. Сложность «уничтожения» рецессивных генов;

Многие мутантные признаки наследуются рецессивно, то есть при наличии рецессивного гена, отвечающего за дефект, и гена доминантного, отвечающего за традиционное проявление признака, фенотип будет «нормальным». Таким образом, в популяции образуется группа носителей мутантного гена, которые не проявляют никаких признаков мутации. Даже при использовании методов негативной евгеники, такого как ограничение репродукции обладателей «дефектных» признаков, полное исключение мутантного гена не гарантируется.

3. Сила гетерозигот.

В некоторых случаях организмы, имеющие как рецессивный, так и доминантный ген, более выражено проявляют какой-либо признак. Эти организмы получили название гетерозиготных. Примером могут служить гибридные сорта кукурузы, полученные от двух чистых линий, имеющие более крупные початки, чем у их предков. Последующие поколения гибридной кукурузы имеют уже меньшие размеры початков, так как их потомки уже имеют в своем генотипе либо все доминантные гены, либо все рецессивные. Это явление было названо «сверхдоминированием». Примером сверхдоминирования у человека является проявление серповидноклеточной анемии, возникающей в результате мутации гена 16-й хромосомы в локусе, контролирующем синтез гемоглобина. У пациентов, имеющих оба рецессивных гена, проявляются признаки этого заболевания, но у людей, гетерозиготных по этой паре генов, симптомы заболевания проявляются только в условиях гипоксии, но при этом обладатель такого генотипа становится устойчивым к малярии. В районах, неблагополучных в отношении малярии, примерно 80% человеческой популяции имеют гетерозиготный генотип. Как и в предыдущем случае, попытка ограничить репродукцию гомозиготных организмов не приведет к стабильному результату.

4. Ген - основа белка, а белок - основа признака;

Основным структурным компонентом любого живого существа на Земле является белок. Белки выполняют большое количество функций, и именно информация о последовательностях аминокислот (компонентах белков) в различных протеинах содержится в ДНК. Совокупность белков образует организм и влияет на проявление присущих ему признаков. Проблема изучения и контроля признаков заключается в том, что влияя на геном человека, мы влияем не на признак, а на белки, контролирующие его. Например, один белок может влиять сразу на несколько признаков (см. предыдущий пункт), но в тоже время, один признак может контролироваться множеством белков.

5. Не всегда генотип полностью определяет фенотип.

Как уже было указано выше, не все признаки (особенно поведенческие) полностью зависят от генотипа. В некоторых случаях, обладатель определенного генотипа может не проявлять признака, который должен был проявиться в данном случае: в качестве примера можно привести полидактилию или многопалость, зависящую от доминантного гена. В 20 % случаев обладатели доминантного гена многопалости имеют нормальное количество пальцев на руках. Самое главное, что признак, зависимый от генома, может проявляться различным образом. Например, трехцветность кошек, определенная их генотипом, может проявляться в самых разнообразных цветовых узорах.

6. Норма реакции

Проявление признака варьирует в пределах, заданных генотипом и степень проявления этого признака зависит в некоторой мере от воздействия окружающей среды. Пределы проявления признака, зависимого от генотипа, называют нормой реакции. Некоторые признаки обладают широкой нормой реакции и сильно зависят от условий окружающей среды. В среднем, несмотря на весьма разнообразные генотипы, дети блокадного Ленинграда ниже, чем их потомки, жившие в условии продовольственного достатка.

7. «Кто хочет стать демиургом?»

Особо жаркие дискуссии возникают при осуждении вопроса о том, какой организации делегировать право на изменение человеческого генома: государству, крупным корпорациям, исследовательским институтам или частным лицам? В любом случае, организация-творец будет стараться извлечь из своего весьма выгодного положения максимальную пользу.

8. «Предопределенность» человеческой судьбы и существования.

Внося в геном человека определенные изменения, мы напрямую влияем на судьбу человека, если не детерминируем ее. Хорошо, если мы наградим человека нечеловеческой мощью, интеллектом или ловкостью, но как объяснить сильному и выносливому морлоку, что он был лишен интеллектуальных способностей Эйнштейна или талантов Паганини во имя интересов общества.

С другой стороны, сторонники евгеники утверждают, что она, как метод и научная дисциплина демонизирована применением ее с целью достижения «расовой чистоты» в период правления А. Гитлера в 1933-1945 годах. Предполагается, что снятие запрета на внесение изменений в геном человека позволит увеличить приспособленность человека (как индивидуума, так и общества в целом) к воздействиям окружающей среды. К основным аргументам в пользу евгеники относятся:

1. Снятие генетического груза;

Вследствие развития медицины и науки качество жизни человека улучшилось, и благотворное влияние естественного отбора снизилось. В результате чего появились так называемые «болезни цивилизации», такие как ожирение, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и т. д. Следствием улучшения условий существования человека является накопление в популяции мутантных генов, которые проявляются у потомков в виде неблагоприятных признаков и генетических заболеваний.

2. Возможность влиять на геном человека

Благодаря методам евгеники у человечества появляется возможность контролировать собственное биологическое развитие в том направлении, которое будет казаться ему наиболее оптимальным.

3. Улучшение соматических характеристик человека;

Прекрасная память, продолжительная молодость, физическая сила и выносливость - все это, гипотетически, генетика способна подарить человеку уже сегодня.

4. Генотерапия и предотвращение развития генетических заболеваний;

Замена определенных генов позволила бы уже в перинатальном периоде полностью избавить человека от таких заболеваний, как хорея Гантингтона, синдром Дауна, транслокационных лейкозов, синдрома Марфана и других генетических заболеваний, причем внесение изменений в человеческий геном сделало бы бессмысленным аборт по причине наличия у плода генетических аномалий.

5. Увеличение приспособленности человека как биологического вида к окружающей среде;

В мудрых руках евгеника позволила бы человечеству быстро и эффективно подстраиваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Евгеника «положительная» и «отрицательная»:

Методы евгеники условно делят на:

1. «Положительную» евгенику. Содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

2. «Отрицательную» евгенику. Прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

В настоящий момент к практикуемым методам негативной евгеники можно отнести перинатальную диагностику и практику абортов.

Исторические примеры применения евгеники

Античный мир

Базовые принципы селекции были известны еще в древности. На основе опыта разведения домашних животных и выращивании растений зародилась идея применения методов селекции в отношении человека. Особенно ярким примером практического осуществления данных принципов является древняя Спарта, славившаяся своими бесстрашными войнами. Спартанцы умерщвляли физически неполноценных детей, являясь, в некоторой мере, первооткрывателями негативной евгеники.

Платон, описывая идеальное государство, писал, что не следует растить детей неполноценных, либо рожденных от родителей, имеющих какие-либо дефекты. Он предлагал запретить оказание помощи людям с врожденными уродствами и тем, кто был изувечен в силу собственных пороков, а морально неполноценных ожидала смертная казнь.

Американская мечта

В 1904 в штате Индиана был издан закон о принудительной стерилизации преступников-рецидивистов. В течение тридцати лет «индианский метод» был введен еще сорока штатах. В какой-то мере он был даже гуманным (не идет ни в какое сравнение со спартанскими методами или ужасами холокоста): после стерилизации человек был способен получать удовольствие от полового акта, хотя и не имел возможности дать потомство. Уклонистов ожидали 3 года заключения, либо штраф в размере 1000$. Стерилизация сохраняла жизнь человеку, давая ему шанс на реабилитацию, но при этом исключала его влияние на генофонд популяции. В последствие, «индианский метод» распространился не только на преступников, но и на душевнобольных, проституток, представителей андеркласса и даже на лиц, состоящих в неосвященном в церкви браке (в результате чего стерилизации подверглось значительное количество индейцев). В результате этого программа потерпела фиаско, так как с помощью методов селекции предполагалось избавиться от «язв на теле общества», при этом не учитывались причины появления «неблагополучных элементов», среди которых были не только наследственные, но и социальные.

Впрочем, для США индианский опыт не является первым случаем применения евгеники. Южане, например, с помощью методов селекции пытались создать «породы» сильных и послушных рабов.

Нацистская германия: программа Т-4, проект « Lebensborn ».

Преступления нацистов 1933-1945 в корне изменили отношение к евгенике. В этот период применялись самые жестокие и аморальные методы «очищения арийской расы». В качестве примера можно привести программу Т-4: недееспособные, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как шизофрения, БАР, эпилепсия, различные формы слабоумия, подвергались стерилизации, а спустя некоторое время программа стала предусматривать их полное уничтожение. Если говорить об эффективности этих мер, то уже к 60-ым годам XX века количество лиц, страдающих психическими заболеваниями, достигло уровня 20-ых годов. Все неарийцы признавались «недочеловеками» и подлежали умерщвлению, в целях расовой гигиены.

В тоже время проводилась программа увеличения рождаемости среди обладателей «расово чистых» жителей германии: семьям немецких полицейских выдавались дополнительные выплаты за рождение детей, а действующая программа “Lebensborn” (нем. «Источник жизни») была направлена на патронат «расово чистых» немецких детей и их родителей. На территории нацистской Германии создавались Дома матери и Дома ребенка, в которых производилось воспитание немецких детей и «германизация» детей, насильно вывезенных из оккупированных территорий.

Победа союзников в 1945 году поставила крест не только на преступлениях национал-социалистов, но и на самой евгенике (всей, не только негативной): само слово «евгеника» стало табуированным, а об идеи ее практического применения не шло и речи.

Перспективы развития евгеники как метода.

Евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Факторами, лимитирующими развитие методов изменения генотипа человека, являются:

1. Недостаточное развитие генетики человека. Статистическое прогнозирование развития генетических заболеваний и признаков. Детальное изучение генетики человека, биохимии и физиологии позволило бы точно уяснить влияние генотипа на формирование фенотипа (совокупности признаков).

2. Отсутствие методов массового генетического скрининга. Скрининг - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции. Еще не существует методов быстрого и недорогостоящего секвенирования человеческого генома (совокупности всех генов организма). Генетический скрининг позволил бы расширить понятия о генофонде (совокупности всех генов популяции) человечества и взаимовлиянии генов.

3. Табу на изменение генома человека. В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом . Однако болезнь легче предупредить, чем лечить. В аспекте предотвращения генетических заболеваний инициативу евгеники перехватывает фетальная генетическая терапия - совокупность генноинженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат клеток человека в целях лечения заболеваний .

О возможностях евгеники говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

· существенное улучшение некоторых видов памяти

· улучшение цветового зрения

· существенное продление периода активной молодости

· усиление регенерации тканей

· увеличение физической силы и выносливости

· снижение риска раковых заболеваний

· снижение риска ожирения

Таким образом, возможности современной генетики и современное законодательство ставят под вопрос использование евгеники в настоящий момент. Недостаточность знаний о геноме человека и невозможность аналитического прогнозирования генных, хромосомных, геномных и мультифакториальных заболеваний не позволяет прогнозировать влияние изменения генома определенного индивидуума на дальнейшее развитие человеческой популяции. Возможно, дальнейшее развитие генетики и генной терапии позволит изменять геном человека и прогнозировать влияние этих изменений на генофонд человечества. Развитие «позитивной» евгеники позволило бы избежать проблемы применения абортов с целью предотвращения рождения детей с генетическими заболеваниями.

Список литературы:

  1. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Высш. шк., 1988 г. - 424 с.
  2. Гершензон С.М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/MEN/HERSH.HTM (дата обращения 3.05.2014).
  3. Дубинин Н.П. «Общая генетика» М., 1976. - 592 с.
  4. Закон РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Статья 2. Основные понятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/10135402/ . (дата обращения 3.05.2014).
  5. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., 1964. - 490 с.
  6. Galton F. Inquiries Into the Human Faculty. L., 1883. - p. 305

Евгеника (от греческого слова Eugenes – породистый, благородный) – учение, призывающее бороться с явлениями вырождения в генофонде Человечества с помощью селекции применительно людей. Самые первые представления о евгенике были впервые представлены на суд общественности в 1865 г. английским психологом Ф.Гальтоном в статье «Наследственный талант и характер», в которой он предлагал изучать явления, способные улучшить умственные способности, физическое здоровье и одаренность будущих поколений. Термин «евгеника» был введен им намного позже – в 1883 г. Сам Ф. Гальтон давал определение евгеники как науки, изучающей факторы, улучшающей врожденные качества рас.

Евгеника и программы сокращения населения

Позитивная и негативная евгеника

Различают так называемую «позитивную евгенику» и «негативную евгенику» . Впрочем, грань между ними весьма условна.

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

Например, в Германии это были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты, подобные же методы применялись в Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Эстонии.

История евгенистического движения в России

Рассвет, закат и возрождение евгеники

Свой рассвет евгеника переживала в начале 20 века, однако после Второй Мировой войны это учение начали ставить в один ряд с такими понятиями как: «фашизм» , «лагеря смерти» , «жестокие медицинские эксперименты» , «массовое уничтожение людей» , «преступление против Человечества» . Из-за чего данное учение попало под своеобразное общественное табу на несколько десятилетий.

В современном мире (население которого на данный момент по приблизительным подсчетам равно количеству людей, живших во все времена до 21 века ) учение о евгенике приобретает новую популярность, поскольку с ростом населения проблема наследственных заболеваний приобретает впечатляющий масштаб: процент генетически здоровых людей критически уменьшается.

Основные проблемы евгеники

Известно, что поначалу каждый человек представляет из себя оплодотворенную яйцеклетку, которая развивается в человеческое существо в соответствии с заложенным в нее жестким генетическим кодом. После рождения человек попадает в социальную среду, которая тоже оказывает на него серьезное формирующее воздействие. Вопрос о том, чем является человек: продуктом воспитания или продуктом случайного набора хромосом не имеет однозначного ответа . В связи с этим основные проблемы евгеники сводятся к трем вопросам:

  • Каковы цели евгеники?
  • Что именно в наследственности людей призвана изменить евгеника?
  • Какими способами можно изменить наследственность людей?

Еще одной серьезной проблемой евгеники является этическая проблема, ведь разрабатывая лекарства, продляющие жизнь людям, больным опасными болезнями и инвалидам, сохраняя жизнь недоношенным детям и детям с серьезными генетическими мутациями, которые благодаря достижениям современной медицины смогут дать потомство, Человечество собственноручно ослабляет свой генофонд. То есть, принципы гуманизма, защищающие право на жизнь любого человека в некоторой степени способствуют вырождению человеческого рода и исчезновения человека как вида. Больше всего разногласий в обществе возникает при обсуждении абортов, эвтаназии, экспериментов с оплодотворенными яйцеклетками, клонирования человека. При этом все упомянутые процессы можно отнести к мощным методам селекции, а следовательно евгеники.

Основные достижения евгеники

  1. Генетическое консультирование для будущих родителей – получает все большее распространение в цивилизованных странах. Оно состоит в анализе наследственности обоих будущих родителей и расчете степени риска получить больное потомство. На данном этапе развития генетики с большой долей вероятности можно оценивать риск развития таких наследственных болезней как гемофилия, анемия, порок сердца, некоторые виды рака и др. Пройдя генетическое обследование предполагаемые родители могут: принять решение вообще не заводить совместных детей; получить подтверждение о хорошем генетическом здоровье и высоких шансах иметь здоровое потомство; получить информацию о болезнях, с которыми может родиться их совместный ребенок, и возможно, предотвратить тяжелые последствия на раннем этапе развития болезни;
  2. Рекомендуемое врачами диагностическое исследование плода с помощью современных технологий (например, УЗИ), анализов и генетических тестов, позволяющее выявить тяжелые формы патологии (отсутствие конечностей, пороки развития внутренних органов, синдром Дауна и т.п.) и прервать беременность на ранних этапах;
  3. Развитие – разработка методов избавления от генетических заболеваний и улучшения генетического кода посредством внесения в него исправленных генов.

Юридические документы

Поскольку учение об улучшении наследственности и методы, которыми ее пытаются улучшать, постоянно вызывает полемику в обществе, то не удивительно, что было принято множество международных документов, призванных оградить общество от негативных последствий этих методов и избежать повторения страшных ошибок.

Так, в 1964 г. была принята Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах научных медицинских исследованиях с участием человека. В 1997 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о геноме и правах человека, а в 2005 – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека и Декларация о клонировании человека.

Впрочем, в разных странах принято еще очень много подобных документов, одни из которых запрещают генетические эксперименты и клонирование, другие – разрешают в научных целях.

Следует отметить, что никакие юридические документы не смогут остановить научный прогресс (разве что замедлить), а знания, получаемые в результате беспристрастных научных экспериментов с наследственностью (даже при соблюдении всех морально-этических норм) вполне традиционно приведут как к созданию новых методов улучшения жизни человека, так и к способам эту жизнь ухудшить и уничтожить.

Будущее евгеники

К сожалению, первоначальная задача евгеники, поставленная ее основателем: «улучшить врожденные качества рас» не достигнута, а применение принудительной стерилизации и эвтаназии миллионов совершенно не заслуживающих такой участи людей, оправдываемое «научно обоснованной» заботой о будущих поколениях, навсегда очернило это поначалу совершенно не подразумевающее ничего плохого учение. На данный момент, в связи с быстрым развитием и впечатляющими успехами генетики, учение о негативной евгенике уходит в прошлое. И кто знает, но возможно совсем скоро, настает эра позитивной евгеники.

Евгеника — учение о селекции применительно к человеку, о путях улучшения наследственных свойств человека. Цель учения - борьба с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века.
Различают «позитивную» и «негативную» евгенику. Цели:

  • позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, ценными для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект).
  • негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, считающихся в обществе физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и занималось проблемами позитивной евгеники.
Однако, грань между негативной и позитивной евгеникой условна. Основные мировые религии, исходящие из сакральности факта зарождения новой жизни, в настоящее время осуждают евгенику как попытку вмешательства в деятельность высших сил. По сути, евгеника была известна и в Древнем мире. В Спарте неполноценных детей по решению живьём сбрасывали в пропасть. Правда, греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспорил этот факт, опираясь на результаты археологических исследований.
Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. Идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.
Народы крайнего Севера практиковали убийство физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.
Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, позволяющие улучшать наследственные качества будущих поколений, таких как одаренность, умственные способности, здоровье. Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер», а также в книге «Наследование таланта» (1869).
В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений, пород домашних животных, по охране и улучшению наследственности человека.
Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель»
Однако не о выведении "новой расы" мечтал Фрэнсис Гальтон. Усилиями нацистов репутация евгеники была полностью запятнана. А ведь эта наука могла бы спасать людей от болезней, страданий и даже самой смерти...
В начале своего развития евгенику восприняли с радостью. Самые выдающиеся люди в конце XIX - начале XX века охотно встали под знамена новой науки, провозгласившей своей задачей улучшение человеческого рода и предотвращение людских страданий. "Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида - как диких, так и одомашненных... Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!". С этими рассуждениями Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, и Уинстон Черчилль, и Теодор Рузвельт.
Фрэнсис Гальтон был двоюродным братом Чарлзу Дарвину и поддерживал теорию эволюции. Будучи аристократом, Гальтон изучал родословные благородных семейств Англии. Он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллекта и силы. Тогда, в конце XIX - начале XX века, вообще было модно заниматься всякого рода селекцией и отбором. Немаловажную роль сыграли законы Грегора Менделя о наследовании признаков. Гальтон рассуждал, если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то целенаправленный подбор семейных пар должен принести свои плоды. Тем более, казалось, это так просто: чтобы рождались здоровые, красивые и талантливые дети, нужно, дабы их родителями становились лучшие из лучших! Собственно, потому-то новая наука и была названа евгеникой, что в переводе с греческого означает "рождение лучших". Вот что сам Гальтон говорил по этому поводу: "Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить". Тут не говорится о необходимости выведения "евгенически ценных популяций". И, тем не менее, очень скоро наметился раскол, причина которого в следующем. Любой селекционер знает, что для того чтобы вывести новую, лучшую породу, выбраковывают порядка 95% "исходного материала. Основное правило любого отбора: худшие не должны участвовать в размножении. Это и послужило причиной лобового столкновения евгеники с человеческой этикой и моралью.
Наиболее рьяным приверженцам новой науки показалось мало улучшать наследственные качества человека, используя лишь генетические принципы, что подразумевает позитивная евгеника. Последователи негативной евгеники решили, что ради сохранения человечества в целом необходимо воспрепятствовать появлению потомства у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. В качестве оправдания, они констатировали, что во второй половине XIX - первых десятилетиях XX века обществом, вполне цивилизованным и просвещенным, овладел страх вырождения. Газеты регулярно сообщали о растущем числе душевнобольных людей, людей с психическими, физическими и нравственными изъянами. Такие данные подтверждались официальной наукой.
Первыми бороться с деградацией человечества отважились в США. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведен в действие закон о стерилизации, получивший название «индианский метод». В принудительном порядке стерилизовали "неполноценных" особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Этот метод оказался довольно популярным: за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах.
Этот метод заключался в том, что человеку перерезали семенные протоки, после чего, он мог вести половую жизнь, но терял способность к размножению. Подобную процедуру должны были в обязательном порядке пройти все социально ненадежные элементы. Тех, кто уклонялся, безжалостно наказывали: сажали на три года в тюрьму или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты...
При таком подходе "негодный человеческий материал" был практически исключен из процесса размножения. Это привело к тому, что "нездоровыми", зачастую, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались лечить "язвы общества" - нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
Не обошел этот процесс и страны Северной Европы. Начиная с конца 1920-1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств, проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных, которых стерилизовали, лишая тем самым возможности передачи вредных генов.
Что удивительно, закон о стерилизации с одобрением принимался обществом. Так, в обстановке полного согласия умственно отсталого ребенка после соответствующего тестирования забирали в закрытое заведение. Забрать его обратно можно было только после стерилизации. Так же поступали и со взрослыми. Вопрос нездоровья определялся специальной комиссией. Состав комиссии, ее решения часто были сомнительными. Но тогда почему-то об этом никто не думал. В Скандинавии все так увлеклись идеей оздоровления общества путем его кастрации, что в конце 1930-х годов были готовы пойти по пути США и приступить к стерилизации путан, бродяг и всех прочих "предрасположенных к асоциальному поведению"...
Все резко изменил 1933 год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Именно нацисты и забили последний гвоздь в гроб евгеники, принявшись обосновывать с ее помощью расовую политику Третьего рейха. Все "неарийцы" были признаны "недочеловеками" и в целях улучшения породы людей подлежали уничтожению...

Что же до столь полюбившейся всем стерилизации, то в Германии она приняла воистину небывалый размах: только в 1942 году было стерилизовано более тысячи человек гражданского населения. Количество же жертв евгеники в тюрьмах и концентрационных лагерях исчислялось десятками тысяч. Нацистские врачи отрабатывали на заключенных новые способы стерилизации - радиационной, химической, механической и т. п. По сути это были изощренные пытки. Потом, на Нюрнбергском процессе, нацистских "исследователей" признали палачами. А на евгенику наложили табу...
До сих пор официально это табу так и не снято. Но, тем не менее, позитивная евгеника сейчас начинает возрождаться. Ибо все исследования, связанные с ДНК человека, - не что иное, как проявления евгеники. Расшифровка генома человека позволяет узнать, к каким наследственным заболеваниям человек предрасположен, и предупредить их. Например, в США среди евреев ашкенази часто рождались дети с амавротической идиотией Тея - Сакса. Это наследственное заболевание обмена веществ, при котором поражается нервная система ребенка. В итоге малыш обречен на раннюю смерть. Но ситуация изменилась после того, как представителей ашкенази стали тестировать на эту патологию. В случае, когда оба супруга являлись носителями "больного" гена, при беременности проводились исследования плода. И если выяснялось, что эмбрион страдает болезнью Тея - Сакса, беременность просто прерывали.
Вернее, предоставляли родителям выбор: оставлять больного ребенка или нет. Отказываются от дальнейшего вынашивания более 90% в случаях, когда ребенку в утробе матери ставят диагноз "синдром Дауна.
Между тем ребенок, страдающий синдромом Дауна, может родиться даже у абсолютно здоровых родителей. От этого никто не застрахован. Так что, по идее, сегодня перед зачатием ребенка следует навестить генетика. Особенно если в семьях по отцовской или материнской линии наблюдались серьезные заболевания. Медико-генетическое консультирование ясно даст знать: рискуете ли вы, решаясь завести малыша, или ваши опасения равны нулю? Таким образом, можно застраховаться от многих проблем в будущем.
В США, Англии, Швеции и Финляндии будущим родителям уже сейчас предлагают заблаговременно исследовать кариотип - набор хромосом, с целью выявления наличия возможных хромосомных перестроек и свести риск к нулю.
В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная, т.е. дородовая диагностика эмбриона. Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных нарушений и может способствовать негативной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.
В случае искусственного оплодотворения определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее, эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.
В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако, в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой. Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества, то есть актуальность негативной евгеники, существенно снизится.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.
В настоящее время страны — члены Совета Европы и другие страны поддерживают Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Конвенция в ст.11 гласит: «Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица». В ст.13 гласит: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека». Ст. гласит: «В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях».
Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека»

Однако...


Поделиться: