Доверие как инструмент успеха или почему нужно сдерживать обещания.

Высказывания, цитаты и афоризмы об обещаниях

«Держать слово - мощнейший инструмент создания выдающегося будущего. Мы недооцениваем его силу и слабо используем его потенциал. А что если, сделать ценность сдержанного слова приоритетом № 1 для всей вашей компании. Просто подумайте, каких результатов вы могли бы достичь!? Какими сотрудниками вы были бы окружены. Как невероятно просто вам стало бы работать с такими людьми.» Трейси Б.

«Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание - есть долг.» Конфуций

«Ваша жизнь продуктивна в той степени, в какой вы держите свое слово.» Вернер Э.

«Каждое неисполненное обещание - это безводное облако, ненаточенная сабля и бесплодное дерево.» Ас-Самарканди

«Не обещай, если не уверен, что выполнишь обещанное, ведь боль, которую ты причинишь другому, рано или поздно к тебе воротится.» Ванга

«Не корми словами вместо хлеба.» Аристофан

«Держать слово - это принцип, которому надо следовать. Для меня нет большей похвалы, чем слова: «Я всегда могу положиться на Бака Роджерса». Всё дело в том, что я всегда держу своё слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. И поскольку работающие со мной люди полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них.» Роджерс Б.

«Дать невыполнимое обещание - все равно, что разжечь огонек надежды и осмысленно плюнуть в него.» Мамчич М.

«Не надо верить обещаниям. А на свете их так много - обещают богатство, спасение души, любовь до гроба. Есть люди, которые считают себя вправе посулить всё что угодно. Есть другие - те соглашаются поверить в любые посулы, лишь бы они гарантировали им иную, лучшую участь. Те, которые обещают и обещания не выполняют, в конце концов становятся бессильными и никчемными. И это же происходит с теми легковерными, что хватаются за обещанное.» Пауло Коэльо

«Не сдержал мысль - сдержи слово.» Троцкий С.

«Твердо пообещать что-то самому себе – самый сложный вызов. Но самое прекрасное – это этот вызов принять.» Лемаршаль Г.

«Гораздо лучше обещать меньше и давать больше, чем наоборот.»

«Самое главное, чего я всегда хочу добиться, - это сдерживать слово, которое кому-то дал.» Ричард Брэнсон

«Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении.» Руссо Ж.

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.» Толстой Л.

«Если человек говорит, что его слово также твёрдо, как его залог, возьми с него залог.» Дьюар Т.

«Можно обещать действия, но никак не чувства: ибо последние непроизвольны. Кто обещает кому-либо всегда любить его, или всегда ненавидеть, или оставаться всегда верным, тот обещает нечто, что не находится в его власти.» Ницше Ф.

«Большие обещания уменьшают доверие.» Гораций

«Если мы не всегда властны исполнить наше обещание, то всегда в нашей воле не давать его.» Буаст П.

Маколей Т.

«Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду.» Фуллер Т.

«После предателей, больше всего я не люблю болтунов. Они впустую тратят свое время и, что еще хуже, отнимают мое, вызывая неизменное мое негодование.» Черчилль У.

«Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное.» Маколей Т.

«Тот, кто сегодня обещает то, чего ещё нет, рискует завтра потерять всё, что уже есть, и даже самого себя.» Шефнер В.

«Честность обладает таким свойством, что требует ее соблюдения даже при обещаниях, данных врагу.» Понтано Д.

«В пустом обещании и слов побольше.» Мамчич М.

«Лживые обещания раздражают больше, чем откровенные отказы Буаст П.

«Чтобы выполнить обещание, надо иметь не столько хорошую память , сколько совесть.» Бер Т.

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам».» Индейская мудрость

«Прежде чем давать обещания – подумать надо о своих намерениях и возможностях.» Нейах

«Щедрый на обещания должен быть скупым на слова.» Марков А.

«Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй.» Библия, Ветхий завет, Первая книга Моисеева. Второзаконие, 23:23

СМЕШНЫЕ И ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ ОБ ОБЕЩАНИЯХ

«Людям, щедрым только на обещания, разорение не угрожает.» Меламед Ц.

«Если кормят обещаниями - обычно это завтраки. » Соколов А.

«Политики везде одинаковы: они обещают построить мост там, где и реки-то нет.» Хрущев Н.

«Лишь потому сдержал слово, что ничего хорошего не обещал.» Мамчич М.

«Если что-то обещают – не значит, что и выполнить обещание обещают.» Нейах

«Сказать «да» просто, намного проще, чем всё время об этом помнить.» Петросян М.

«Мы им обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им всё мало!» Жванецкий М.

«Я никогда не даю себе обещаний на Новый год. Привычка строить планы, заниматься самокритикой и реформировать жизнь - это слишком много работы на один день.» Нин А.

«Стоит дать слово, что не будешь чего-нибудь делать, как непременно этого захочется.» Твен М.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Часто нам приходится давать обещания. Иногда мы даем обещания, за которые потом приходится платить цену. А что вы думаете о выполнение обещаний?

Думаю, у каждого свое мнение по этому вопросу. Одни считают, что мы должны быть «людьми слова», то-есть если сказали значит надо выполнить. Другая категория людей считает, что можно не выполнять обещания, ведь бывает, когда мы даем обещания необдуманно. Как же поступать нам в этих вопросах? Давайте выясним это для себя раз и навсегда.

Я считаю, что истина посередине. Если мы даем обещание, то необходимо его обязательно выполнить, но если это пойдет в ущерб вам или кому-то другому, то можно и не выполнять его.

Что заставляет меня подходить к этому вопросу неоднозначно? Дело в том, что мне приходилось быть участником ситуации, когда меня застали врасплох и я дал обещание быть участником в одном деле. Это обещание касалось бизнеса. Мне необходимо было стать участником в сером деле, которое могло принести мне неплохие деньги. Знаете, однажды мой знакомый попросил меня выполнять некоторую не совсем честную работу, пообещав мне зарплату высокого уровня. Это не было преступлением закона, но после обещания, которое я дал ему, я не мог долго уснуть. Во мне началась борьба моей жадности к деньгам и честности. После долгой схватки я написал своему знакомому, что я отказываюсь от сделки и считаю это нечестным. Мой знакомый был удивлен, ведь он никогда не встречал людей, которые отказываются от такой суммы денег. В самом себе я решил, что уж лучше умру с голода, чем преступлю закон своей совести.

Итак, получается, что в этом случае я не сдержал своего обещания и возможно потерял друга. Но, я считаю, что этот поступок был правильным потому, что в ином случае пришлось бы пожертвовать чем-то большим — собственной совестью. Я считаю, что никакого греха в этом нет, если мы отказываемся от каких-то обещаний, сделок которые могут пойти нам в ущерб.

Давайте теперь обратимся к Библии. Что говорит она о держании обещаний.

Есть один пример из Библии, который находится в Евангелии Марка в 6 главе. Здесь описывается момент смерти Иоанна Крестителя, одного из наибольших пророков, когда либо родившихся. Пророк Иоанн находился в тюрьме за свои обличающие проповеди. Возможно, спустя время он бы оказался на свободе, если бы не произошел инцидент, который привел к его смерти.

Дело в том, что у царя Ирода был праздник, на который сошлось много знатных людей. Когда играла музыка, то вышла танцевать дочь Иродиады, жены Ирода. Она настолько понравилась гостям и царю Ироду, что он пообещал, что готов отдать ей все, что она попросит. И поскольку девочка была умной она пошла спросить у матери. Вердикт матери был следующим: «отрубить голову Иоанну Крестителю и принести на миске к ней». Это была одна из самих жестоких женщин своего времени. Ирод послушался девочку и отрубил голову пророку.

А как вы думаете? Поступил ли правильно Ирод, сдержав свое обещание, ведь он мог не выполнить данную просьбу. Из-за страха потерять авторитет окружающих Ирод решился на самое гнусное дело в своей жизни – убийство пророка.

Всегда когда нужно выполнять свои обещания подумайте хорошенько перед этим. Наша репутация строиться не только на том держим мы свое слово, но и на нашей честности перед самим собой и на нашей совести. Сохранить совесть и доброе имя главнее, чем выполнить лишь одно неправильное обещание. Вам же самим решать, как поступать, но думаю, вы прислушаетесь к моему совету и поступите правильно.

Сегодня я хочу поговорить Вами о наших обещаниях и как с этим связана потеря энергии. И для начала, давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем, что же такое обещание?
«Обещание — добровольное обязательство сделать что-нибудь».
Обещания можно выполнить или нарушить. Обещание можно взять с кого-то или дать кому-то. Можно так же «кормить» обещаниями.
Обещания, могут легко нарушаться, независимо от того, кому мы их дали: себе или другим.

1. Мы можем пообещать себе, что с понедельника будем делать зарядку или, наконец-то, дочитаем книгу, которая уже год как пылится на полке…
2. Мы можем дать обещание другому человеку (обещались кому-то позвонить — и не позвонили)…
3. Можно дать обещание заранее зная, что не собираешься его выполнять.
4. Некоторые люди дают такие обещания, заведомо будучи уверены, что выполнить их будет им не под силу.
5. Так же можно дать обещание лишь для того, чтобы тебя оставили в покое или отстали.
Большинство людей раздают обещания направо и налево, как говорится «на автомате», и даже не задумываются о цене и последствиях данного поступка.

Что происходит с нами и нашей энергетикой в тот момент, когда мы дали кому-то обещание? Как говорят в Тета-Хилинг — в этот момент происходит «психический крючок» или «зацепка» с этим человеком. Т.е. мы на уровне энергетики «сцепились» с тем, кому дали это обещание и происходит привязка к Нашей энергетике и в связи с этим — потеря энергии. Если мы в дальнейшем так и не выполнили данное кому-то обещание, или уже давно забыли о нем — на энергетическом уровне сцепка никуда не делась, она осталась и работает против нас. На поддержание невыполненного обещания уходит, утекает наша драгоценная и такая нам необходимая наша жизненная энергия.
Обещания опасны еще тем, что они создают прекрасную почву для наших обид .

Невыполненные обещания – одна из причин самых серьезных ссор в отношениях, а в дальнейшем и расставаний!

ВСЕ данные когда-то, кому-то обещания нужно закрыть и завершить!
Но нужно помнить, что нужно закрыть не только данные нами обещания, но и те, которые давали когда-то нам.
Вам нужно позаботиться о том, чтобы закрыть СВОЮ утечку энергии. А вот обещания, данные вам и не выполненные — это уже ответственность другого человека.

Я поделюсь с Вами очень простой техникой, которая позволит Вам это сделать.

Возьмите лист бумаги и ручку. Прикройте глаза и загляните вглубь себя…. что Вы там храните? Что находится в Вашем пространстве? Где происходит потеря энергии?
1. Выпишите то, что Вы когда-то кому-то пообещали.
2. Выпишите то, что было обещано Вам.
3. Прочитайте эти списки и обращаясь к Творцу (или Высшей силе) — попросите его отменить все незакрытые обещания. Вы можете произнесите вслух или про себя следующую фразу: «Творец, прошу тебя, позаботься о том, чтобы аннулировать все мои незакрытые обещания и обещания, данные мне другими людьми «.
И в своем сознании «отдайте» эти обещания Творцу.

Закрыв все свои обещания Вы:

— вернете себе свою утраченную жизненную энергию и сможете направить ее в свои цели или на реализацию желаемого;
— Вы сделаете себя более целостным;
— Вы «сгармонизируете» отношения с теми людьми, с которыми раньше были «в сцепке»;
— Вы освободите себя и сделаете свободным другого человека;
— Вы очистите и освободите себя от обид и претензий.
И Вы станете любить себя — немножечко больше и избавитесь от излишней потери энергии!

Более подробно эти вопросы мы рассматриваем индивидуально .

Оставьте свой комментарий и расскажите, что Вы думаете…

Обещания даются по соображениям,
и исполняются по обстоятельствам.

Н. Лесков, "Железная воля"
zh3l (c)

С тех пор, как Фрейд придумал психоанализ, табуированных тем стало значительно меньше.

И все же есть области в душе, куда попасть затруднительно – пускают не каждого, да и при знакомстве предпочтут прикрыться. Обида, зависть, обещание… Они сказываются на деловых качествах человека (вот где табу! там они и сидят…), определяют способы общественных взаимоотношений, типы конкурентных взаимодействий, характеристики долговых договоров, общественную культуру и особенности национальных институтов.

Оказывается, ландшафт этот довольно сложен и уж никак не укладывается в одномерную схему «выполнил-не выполнил». Надо разбираться. И прежде всего поделить людей. В руках классификатора люди превращаются в амеб и охотно делятся – в данном случае на тех, кто выполняет обещание обязательно и тех, кто не считает нужным так уж напрягаться по этому поводу.

Так ли это понятно? Можно ли сказать, что одни хорошие, нравственные, а другие – безнравственные? Не получится. Известно изречение про философию: люди, говорящие, что они не следуют никакой философии, на самом деле практикуют дурную философию. Это же касается этики. Почти у каждого есть своя этика, и лица, «неэтичные» с чьей-то точки зрения – вполне себе ригористы с точки зрения собственной этической системы. Надо ли говорить, что «свою» этику дурной считают немногие.

Так что там насчет обещаний? Не выполняют их, и как же это можно этически оправдать? Да запросто. В умелых руках этика творит чудеса.

Например, можно выстроить такую логику. Если обещанное становится неудобно и затруднительно выполнять, я стремлюсь передоговориться, оповестить того, кому должен, о своих изменившихся обстоятельствах, выговорить иные условия, перераспределить объем работы, сроки. А зачем иначе? Зачем подозревать того, кому обещал, в том, что он сволочь, решившая испортить мне жизнь? Может, он и сам, узнав о моих обстоятельствах, согласится простить обещанное, или попросит что-то иное, да мало ли… Обещание не гарантирует выполнения, но является поводом для новых переговоров и поиска компромисса.

А вот другой способ объяснения. Невыполнение обещание есть честность – поскольку изменились обстоятельства, нечестно действовать по шаблону. Невыполнение обещание – это гибкость и жизнь, направленные против власти жесткого, мертвого стандарта. Обещание относится к прошлому, и не следует подчинять непосредственную жизнь мертвящей власти отошедших обстоятельств. Следованию дао противоречит привязанность к схемам действия, схемам сознания, к регулярностям активности. Давать и стремиться выполнять обещания дао не противоречит, а вот привязанность к обещаниям и их выполнению - противоречит. Регулярная необязательность тоже противоречит дао, потому что это тоже схема.

Или так… Невыполнение обещание является человечным. Выполнять свое слово любой ценой – признак гордыни. Что скрывать – человек слаб… И выполнить всё он не может – не властен над обстоятельствами. Ну так и не надо корчить из себя героя, скрывать свою слабость и быть жестоким к людям – надо честно и открыто признаться – да, не могу, не удобно, в лом, давай сделаем по другому, давай больше не будем об этом…

Поскольку заранее известно, что обещания – штука обязывающая, обещание обставляется многими оговорками - когда, что, с кем, в каких обстоятельствах, каковы могут оказаться новые обстоятельства. Изменение любой переменной может привести к изменению конечного результата. Когда подходит срок выполнения обещания, производится его обновление: одна сторона напоминает другой, что та – обещала, а давший слово рассказывает, сможет ли он выполнить работу в оговоренные сроки. Обычно прибавляется рассказ о сопутствующих обстоятельствах – вполне возможно, обещание будет изменено. В этом варианте обещание максимально приближается к договору.

Еще оправдание. Выполнение обещания определяется целесообразностью. А целесообразность - результат многих переменных. Для кого это делается теперь? Для чего прикладывать усилия? Не изменились ли обстоятельства, не стала ли прежняя форма обещания нецелесообразной? Может быть, обе стороны будут чувствовать себя лучше, если договориться иначе – или вообще о другом? («Хорошо… Я тебя поцелую. Потом. Если ты сам захочешь»).

Едва не самый страшный враг обещаний – перфекционизм. Человек не оговаривает этого, получатель обещания понятия не имеет, на что нарвался… А у человека «естественная» мысленная оговорка: любое дело, за которое я взялся, должно быть выполнено на высшем уровне, качественно, результат должен быть по возможности совершенен. Иначе работать для него унизительно. Однако даже гениям для достижения совершенства приходится потеть, а обычным людям – тормозить. Дело делается очень долго, срываются любые мыслимые сроки… Говорить перфекционисту, что по условиям задачи такая точность не нужна, что тут надо полухалтуру, что важнее успеть в срок, чем… - бесполезно. Перфекционист неумолим – на качество выполняемой работы завязаны его внутренние ценности, он будет мило улыбаться и тянуть резину, пока выполнение обещания не станет нужно лишь ему самому… Впрочем, с перфекционистом так всегда – у него все мотиваторы внутренние, а снаружи лишь предлоги для включения внутренних систем. Если перфекционист – не трудоголик и не богатырь самодисциплины, то данное им обещание прочим можно в своей жизни не учитывать. Это только факт биографии перфекциониста и предмет его внутренней торговли – вот то я, гад такой, не сделал, а это – ай, молодец! – сделал.

В выполнение обещания вмешивается акт взаимодействия разных обещаний. Они могут уничтожать друг друга нацело, или выстраиваться в очередь. Акт выполнения будет рассматриваться в контексте не только неудобства для того, кому выполнять, но и жизненной важности для «держателя» обещания. В соответствии с этим обещанию присваивается приоритет, и оно плавно движется в очереди своих собратьев. Если очередь со временем растёт - растёт время ожидания, приближаясь к бесконечности. Тогда начинаются внутренние ремонтные работы, человек старается давать обещания реже, пересмотреть принципы поведения и т.п.

В результате обстоятельства и свойства конкретной ситуации значит много больше, чем форма обещания. Обещание не является сильным регулятором, гораздо больше весят на внутренних весах конкретные обстоятельства и отношения с людьми. Человек, придерживающийся таких представлений об обещании, для одного сделает очень многое даже при слабом обещании, а в другой ситуации «держатель обязательств» может отвалить, даже если уверен, что его обманули.

Невыполнение обещаний, разумеется, зависит также от их формы. В разговоре знакомые люди редко ведут себя как юристы, детально оговаривая все условия договора. Это даже как-то и не по-людски… Поэтому достаточно часты ситуации, когда одна из сторон считает, что другая сторона не выполнила своей части обещания, сорвала условия, которые делали договоренность осмысленной, повела себя разгильдяйски и вообще прогадила весь смысл. Зачем же надрываться и выполнять свою часть, обессмысленную другой стороной? Или, скажем, в процессе выполнения обещания вдруг выяснилось, что другая сторона мыслит условия договора явно несправедливо. Когда договаривались, казалось, что делать работу будут поровну – а тут вдруг «тот» решил сесть и ножки свесить, а ты, мол, обещал сделать всё и ещё сверху прибавить. Поскольку за собой такого обещания не помнишь, происходит неявная переформулировка – вместо «я обещаю (с твоей помощью) сделать эту работу» - «мы вместе, на равных, должны делать это, а раз ты отказываешься – и я не обязан». Или – человек думал, что он обещает приложить некую сумму усилий, а другая сторона решила, что он обещал добиться результата. Это, знаете ли, очень разные вещи…

Полководец кауравов Бхишма презрительно отозвался о военном
искусстве Карны. В ответ Карна поклялся, что примет участие
в сражении лишь после смерти Бхишмы. И действительно,
все первые десять дней битвы Карна бездействует. Лишь тогда,
когда Бхишма повержен на землю стрелами Арджуны,
Карна вступает в бой на своей золотой колеснице и наполняет
сердца кауравов утраченным было мужеством.
… Карна благороден, ни в чем не может отказать просителю:
когда перед смертельным поединком с Арджуной бог Индра,
переодевшись аскетом, выпрашивает у Карны талисманы,
делающие его непобедимым, Карна отдает их, хотя видит обман
и предчувствует, что это будет стоить ему жизни.

http://www.ruthenia.ru/folklore/grincer1.htm

Мы говорили о невыполненных (или выполненных лишь частично) обещаниях. А выполнение? Оно однообразно – взял да выполнил? Ничего подобного.

Мотивов выполнения обещания не меньше, чем мотивов невыполнения… Что, в общем, естественно – ломать не строить, и для совершения неприятных действий требуется разнообразная и мощная мотивировка.

Один комплекс чувств, приводящий к выполнению обещания, кажется невероятным – как динозавр. Они живы! Чувство чести заставляет многих выполнять обещание. Слово сказано – и как иначе? Выполненное обещание подтверждает, что сделавший – человек чести, увеличивает самоуважение, создает определенный имидж… Однако времена у нас новые и свежие, эмансипированные, так что результаты и последствия чувства чести освободились от своей причины и теперь – сами причиняют. Более распространена профессиональная честь. К ней привыкают и даже подсаживаются… Образуется привычка к чести. Порядочным людям рекомендую поберечься – затягивает, потом не отвяжетесь.

Вот иной мотив. Обещания выполняются по причине заботы о своем имидже. Его считают настолько важным, что готовы принять немалые усилия, побороть сонмы внутренних противников и сделать неуклюжую, тяжелую, невыгодную обещанную работу. Человеку неприятно терять лицо. И потому лейтмотив – не давать обещаний. Люди стараются избегать их, оговаривают обещания условиями, оговорками типа «если смогу». Обещание – весомая штука, запросто их не дают: груз обещанного слишком тяжел, чтобы легко относиться к слову.

Другой причиной выполнения обещаний – по крайней мере с внутренней точки зрения, с позиции саморассказа – является забота об окружающих. Человек представляет, как бы было ему неприятно, если бы его подвели, или проникается нуждами «держателя обещаний» - сочувствует, переживает и берется выполнить обещание. Скажем, человека расстраивает людская безответственность. Изменить чужую безответственность он не в силах, но может побороться со своей. Собственная ненадежность вгоняет в депрессию, выполненное обещание дарит положительные эмоции.

Есть и еще один мотив, и если бы я не слышал его – не поверил бы, что сказки могут ходить среди нас. Мотив – увеличение веса слов. Обещание выполняется, чтобы слова были весомыми, чтобы сказанное – уверенно существовало. И вот забота о наполнении слов весом – заставляет работать много, в неудобное время, отказываясь от удовольствий… Чтобы ходящие в общем обороте слова не обесценивались. Можно услышать: «Просто такое чувство, что кто-то третий, невидимый, фиксирует каждое мое обещание в каком-нибудь священном свитке золотыми чернилами и ставит печать моей кровью - и до самого выполнения обязательств на мне лежит этот груз.»

Один из мотивов выполнения обещания – самоуважение. Тут очень помогают внутренние технические умения - сила воли, способности выполнять собственные намерения, доводить начатое до конца. Это не гаранты выполнения обещания (сила – она сила и есть, мало ли кто куда направляет свою силу воли), но техническое подспорье. Есть люди слабые, нетренированные, собой не владеющие. А есть – атлеты саморазвития, способные принудить себя сделать то, что считают нужным. Обещания, не скрепленные формально, неисполнение которых не грозит ощутимыми штрафными санкциями - это всегда обещания себе.

Мотивом выполнить обещание может служить самовоспитание. Человек специально будет выполнять, потому что это он ошибся, поспешно пообещав – за язык кто тянул? Потому что надо привыкать, прежде чем давать обещание – проанализировать ситуацию. И если себя не наказать выполнением неудобного обещания – ведь урок забудется… Так что, для собственного блага, надо выполнить – чтоб впредь быть умнее. Помню, один знакомый, пытаясь побороть собственную привычку опаздывать на встречи, которая ему самому не нравилась, - приучил себя в случае опоздания платить ожидающему небольшую сумму денег. Тем самым создал себе реальный мотиватор: жалко денег – не опаздывай.

Еще один исходный мотив - стремление определенным образом воспитать детей, добиться с ними определенных отношений. Это может быть очень сильным мотиватором… Дальше включается внутренняя цельность, когда слишком накладно держать для каждого случая отдельный принцип и "проще" быть одним и тем же человеком со всеми.

Обычно люди, обещания выполняющие, выполняют их всегда. То есть любой эффект – имидж, честь, сочувствие, забота о весе слов – особенно хорошо выглядят в отсутствии исключений. Не выполняющие обещаний тут разнообразнее – большинство людей вовсе не ставят целью всегда не выполнять. Они рады выполнить, и только в совсем тяжелых условиях, когда ну совсем неудобно, дорого и трудоемко получается – идут на перемену договора и разные уловки. Так что последовательной линии невыполнения обещаний нет. А вот последовательное исполнение – имеется.

Ближние и дальние обещания
«Я клянусь в верности моему флагу и
республике, которую он символизирует:
одной неделимой нации со свободой
и справедливостью для всех.»

Клятва верности флагу США, редакция 1892 года

«Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Casie et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque аrсanа fidei meae commissa.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью,
предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного,
будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного,
особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.»

Клятва Гиппократа
Однако всё это «психология». Из атомов взаимных обязательств складывается социальная жизнь, но частички такие маленькие… Проследить цепочку от выполненного обещания придти завтра в пять в гости к другу и не забыть такой-то диск – до каких-нибудь рейтингов доверия к президенту… Дистанция огромного размера.

Ну так и начнем путь в тысячу ли с первого шага. Нам надо посмотреть, что происходит с обещанием при изменении «держателя обязательств». В ближнем окружении – одни особенно щепетильны по отношению к отдаленным знакомым, полагая, что «свои» поймут и простят, другие, напротив, для близких родственников расшибутся в лепешку. Тут начинаются игры в ширину круга «своих» - люди очень отличаются по диаметру этого круга, и обещания чувствуют себя совершенно иначе, будучи данными вблизи центра или у далекой периферии.

Мы можем сразу заняться самой дальней далью – что происходит с обещаниями, когда они даны очень, очень далеким субъектам, а тем более – их неопределенному множеству? Не человеку, а социальной роли? Не личности, а организации, - наконец, государству?

Почти у всех такие обязательства стоят мало. За функцией и ролью не признается права на личность – а обещания считаются личными, от лица к лицу. Дальше круга «своих» стоит работа – с рабочими обещаниями. Еще дальше находятся разные ролевые обещания (когда человек выполняет роль автомобилиста, покупателя, пациента и т.п.) и даются эти обещания тоже ролям (контролеру, продавцу, врачу). Еще больше ослабляется принудительность обещаний, данных социальному институту – школе, вузу, поликлинике, некому департаменту. Сходит на нет принудительность обещания при взаимоотношениях с государством.

Под руку подвертывается слово «блат». Если обещание дано по работе, но личности, если человек сознает, что он лично подведет даже государственного чиновника – это значительно более принудительное обещание, чем данное институту как таковому. Чего стоит обещание сотруднику ГАИ не превышать больше скорость? Чего стоит некая вынужденно приносимая публичная клятва? А присяга? Но тут лучше замолчать. Кто его знает, чего стоит присяга.

При обязательствах, данных таким безличным субъектам (роли, институты и т.п.) пропадают мотивы, обеспечивающие выполнение обещаний в близком личном контакте. Какое поддержание имиджа? Перед тем самым сотрудником ГАИ? Не смешите. Какая весомость слов? Самоуважение? Это что, в отношениях со структурами, которые не являются личностями и для которых бессмысленны представления о чести?.. На уровне абстракций обещания работают все хуже, для подкрепления нужны межличностные связи.

Для различения обещаний личных и неличных используются разные слова: большая разница - обещал или подрядился. Когда обещают некой социальной функции, роли – и сами выступают не как человек, а как роль, - слово «обещание» неуместно. Люди подряжаются выполнить такой-то объем работы в срок, подряжаются исполнять решения суда и т.п. Обещания следует выполнять неукоснительно. А подряд подразумевает возможность перезаключения, уклонения от исполнения в случае неудобства и прочие поблажки, которые человек дает себе, потому что обязательность подряда – много меньше, чем обязательность обещания.

Впрочем, выясняется занимательная штука. Мотиваторы становятся другими. Прежние теряют силу, и выступают совсем новые. Оказывается, принудительная сила обещания «на далекие дистанции» меняется в зависимости от ценностей, которые, по мысли обещавшего, стоят за тем институтом, которому он обещал. Понятно, да? Школа – дети. Больница – жизнь. Суд – справедливость.

Ценности могут быть иными, мало ли. Может, у кого-то судебный исполнитель с жизнью ассоциируется. Однако данное слово внутренне мотивируют исполнять именно такие ценности. Сам факт данного (организации, социальному институту) слова не представляется важным. Иных мотивирует честь (внутренняя, автономная этика – я дал это слово; я сдержу его, поскольку уважаю себя), а другие опираются на свою картину мира и приписанные объектам этого мира ценности.

Предположим, папа обещал директору школы, - если его сына примут учиться в эту школу, папа поможет оборудовать физический кабинет. Папа – физик. Через полгода кабинет отремонтирован, пора выполнять… Но – срочная статья, доклад на конференцию, отчет по гранту… Ну совсем не в жилу, именно сейчас – никак, и сына ведь уже не выгонят, и сил совсем нет. Что может мотивировать? Мотивирует: ты школу хочешь кинуть? Она ж беззащитна, принудить они не могут, известно, каковы дела в школах, их все кидают, что ж я, детей обижу… И папа, кряхтя, пойдет вечером работать в школу, делать этот кабинет.

И у обещаний разный вес – в зависимости от того, какая ценность за ними стоит, какой вес этой ценности придает обещавший. Эти различия сильнее, чем «интенсивность» обещания. То есть сказанное мимоходом, или, напротив – «клянусь, гадом буду, да точно сделаю, костьми лягу» - меньше влияет на выполнение, чем та ценность, которая стоит за институтом. Надо сказать, сотрудники Госавтоинспекции тут проигрывают школе или больнице с разгромным счетом. О судейских или там госчиновниках лучше и не говорить…

Государство веками приучало, что его слову верить нельзя, и выучило. Ему не верят, и не собираются выполнять данные ему обещания. Получается, что личные обещания выполняются вне зависимости от ценности и качества человека, которому обещано (потому что я обещал…), а внеличные - строго по весу ценностей, ассоциируемых с держателем обещания. Тем более, если обещание не было добровольным, если принести его было формальной обязанностью.

Ткань доверия
То, что мы видели – это такой сложный ландшафт обещаний, придающий одному и тому же слову разный вес в зависимости от положения «держателя» обещания в личном пространстве или от ценностей, стоящих в глазах обещавшего за «держателем». Этот ландшафт дает представление о ткани доверия, которой определяется общественная жизнь.

Доверие состоит не только из выполненных обещаний. Другая «составная часть» - дар, совокупность актов дарения. Третья – благодарность… Там много чего, но поскольку мы говорили об обещаниях, не будем множить сущности, которые никому не нужны.

Доверие пропитывает всё общество и делает его возможным. Самые разные общественные институты зависят от того, какого качества ткань доверия получилась там, где они расположены. Или, говоря иначе – общественные институты построены из доверия разного рода. Это их строительный материал.

В экономической жизни можно видеть очень очевидные отношения доверия – к банку, акциям, к бюджетной истории при выдаче кредита, доверие определяет функционирование ссудных денег. С другой стороны, есть и менее очевидные связи доверия. Экономическая жизнь основана на специализации и разделении труда – что создает взаимозависимость всех членов общества. Экономикой нельзя заниматься в одиночку – и каждый зависит от остальных. Эти отношения маскируются другими – скажем, конкуренцией, и тем не менее любая конкуренция возможна только на фундаменте доверия – если б доверия не было, не было бы никакой конкуренции. Не с кем было бы… Вопреки конкуренции рынок есть механизм оборота доверия – деньгам, чтобы те не стали испорченной бумагой, товарам и их качеству, обещаниям и обязательствам других экономических субъектов.

В государстве, политике, праве доверие можно увидеть непосредственно – социологи-поллстеры замеряют рейтинги доверия президенту, политикам, партиям, общественным и властным институтам. На более глубоком уровне социальная жизнь также пронизана доверием – им, в конечном счете, определяется чистота улиц и соблюдение правил дорожного движения, вежливость и социальная благотворительность – от уступленного места в общественном транспорте до пожертвования на общественные нужды.

Культура, третья составляющая социальной жизни, почти целиком состоит из доверия. Авторитет определяется доверием. Репутации, ожидания, слава – все это производные доверительных отношений.

Ткань социальной жизни состоит из ниток трех цветов – доверия в экономике, в праве и политике, в культуре. Насколько много специфических связей в обществе, настолько много видов и форм доверия. Социальная жизнь, в отличие от природы, не знает законов, отчужденных от деятельности людей. Она вся - проект, устремленный в будущее. Люди нечто планируют, доверяют своим и чужим планам – из этого складывается завтрашнее общество.

Наблюдая жизнь обещаний в обществе, мы можем подглядеть, как в нем устроено доверие. И, может быть, понять что-то важное об этом обществе – ландшафт доверия определяет, где дела будут идти легко, а где – требовать неимоверных усилий и «не проворачиваться», куда надо вкладывать усилия, где самое трудное для прохождения место.

Так, очень велика в нашем обществе роль личных связей. Социальные отношения поддерживаются людьми, и часть своей силы люди отдают автоматизмам – чтобы не придумывать новое ежеминутно. Так создаются рутины, привычки, социальные институты. Социальный институт – это такой узел общественного доверия, про который очень многим понятно, что лучше в этом месте общества вести себя по таким-то стандартам. Человек не осознавая, «автоматически» поддерживает функционирование «социальных машин», социальных институтов – от обряда рукопожатия до работы правительства. И если социальные институты в какой-то стране сделаны очень плохо, ткань доверия очень редкая и слабая – тогда основную нагрузку по поддержанию социальной ткани несут личные отношения людей. Доверяют не институтам, а личностям: царю или президенту – а не правительству и системе министерств; лично обещавшему заняться и сделать. Петру Николаевичу – а не той должности, какую Петр Николаевич, меж тем, и занимает.

Видимо, в разных обществах ландшафт обещаний различен. У нас – вот так, с безудержным доминированием личных связей, обещание действенно, пока оно дано от лица к лицу, от личности к личности. Можно предполагать, что в иных обществах система устроена совершенно иначе. Например, в обществах юго-восточной Азии гораздо резче проведена граница свои-чужие, она совпадает с родственными связями. Родственник – тот, обещание кому значимо, а все остальные могут идти лесом и быть обманутыми. В обществах Запада, в Соединенных Штатах, кажется, наоборот – обещания, данные социальным институтам, весьма весомы и вполне соперничают по силе с личными обещаниями. Можно даже подумать, что имеются типы обществ: в одних наиболее сильны личные связи, а институты оказывают только механическое давление на социальную ткань, а в других, напротив, именно в рамках институтов идут социальные взаимодействия, личные же связи – сравнительно слабые и не обязательные. И тут возникает мысль – а обязательно ли доверие должно быть так поляризовано, обязательно ли выбирать – тесная сплоченность кровных родственников, общество как система кланов – или общество как атомная пыль индивидов, склеенных сильными институтами. Может быть, имеется срединный путь?

Такое же рассуждение можно провести не относительно «всего» доверия. Всего ландшафта доверия, а только про обещания. Указанное различие обществ будет соответствовать силе обещаний: можно ли перезаключать обещания «по работе»; можно ли вообще забыть об обещаниях государству, так ли сильны обещания конкретному лицу.

Интересно, сообщающиеся ли это сосуды… Ниоткуда не следует, что имеется закон сохранения массы обещаний. Тогда, видимо, можно сохранить обязательность личных обещаний – и повысить весомость обещаний в социальной жизни. С чего начинать такую работу? Начать прежде всего самим гражданам вести себя обязательно, в надежде, что государство усовестится, исправится и станет честным? Или надо в первую очередь государственным органам быть почестнее, строго выполнять законы – а тогда и граждане почувствуют, что им не грозит в отношениях с социальными институтами опасность быть обманутыми и их доверие не будет оскорблено?

Или прям оттуда и оттуда начать? Кто ж его знает. По крайней мере, начать это дело мы никому не обещали, и это радует.

Когда мы что-то обещаем другим, то непременно стараемся сохранить свою репутацию, и выполнить обещанное. Это, как выиграть спор, — дело чести!

Но вот с самими собой часто поступаем совершенно по-другому. Отчего случается такая нелюбовь к себе? И почему так важно держать данные себе обещания? Правильно сформулированные обещания себе – это лучший инструмент для достижения важных целей. Слова «цель» и «обещание» почти тождественны. Но «обещание» взывает к нашей совести, апеллирует к чувству самоуважения. Поэтому так важно обещать себе что-то, когда другие способы менее эффективны.

Как давать обещания себе?

Давайте обещания себе, только четко сформулировав конечный результат. Например, если есть желание сбросить несколько лишних килограмм, скажите самому себе: «Обещаю, что завтра я не буду есть сладкое весь день». Такая форма постановки тезисного утверждения не позволит вам отлынивать от обещанных действий, ведь обманывать самого себя очень неприятно.

Если обещания себе заменить простым словом «надо», то они так и не оформятся в конечный результат, а станут всего лишь еще одними требованиями к себе, доставляющими дискомфорт и потому направленными в пустоту.

Чтобы обещания, данные себе, имели максимальный эффект, необходимо учитывать такие нюансы, как:

Реалистичность. Представьте, что человек дал себе обещание, пробегать каждое утро 10 км. Но его тело не обладает должным уровнем выносливости. Сможет ли он достичь такой цели?

Выполнимость. Обещания, данные себе, должны быть выполнимы. Не стоит разбрасываться праздными клятвами даже перед собой, а уж перед другими и подавно.

Необходимость. Если человек дал себе обещание, которое продиктовано ему стереотипами, ложными целями, или исключительно интересами других, то выполнение обета не принесет ему никакой радости.

Грамотное обещание самому себе похоже на контракт с собой. При невыполнении условий контракта мы начинаем считать себя бесчестными людьми. И переживать такие эмоции никто не желает, поэтому контракт с собой приятней выполнить, чем отказаться от него.

Что несет в жизни людей техника обещаний?

Четкое обещание самому себе помогает , упорядочивает нашу жизнь, способствует достижению больших результатов. При помощи такого обязательства можно увеличить собственный доход, решить проблемы с общением или здоровьем. Необходимо лишь ставить правильные цели.

Но как определить, поставлена ли цель правильно? Достаточно отталкиваться от самого слова «правильно». Правильно ли проснуться утром с жутким похмельем, или стоит вызвать такси, и уехать с вечеринки раньше? Правильно ли заботиться только о себе или необходимо помнить о своих близких? В слове «правильно» заключен важный смысл, помогающий нам ставить правильные цели, а ложных и сиюминутных желаний избегать. Разумеется, отталкивайтесь только от того, что правильно для вас. Тогда ваши ресурсы будут направлены на самые значимые вещи. Все это работает тогда, когда человек принимает бесповоротное решение действовать.

Если вы даете себе обещания, и исполняете их, значит:

Вы относитесь к себе, как к лучшему проекту в своей жизни;

Вы разумно и рационально используете свою энергию;

Вы живете только по своему сценарию, являетесь творцом собственной вселенной:

Вы знаете, чего хотите от жизни, и получаете это;

Вы бережете себя, не позволяя вредным желаниям сломать вас;

Вы любите себя, и любите людей вокруг;

Вы наполнены, можете многое предложить миру.

Контракт с самим собой – лучший способ проверить, как вы к себе относитесь. Когда человек умеет держать слово перед собой, он станет привлекательным для других людей, ведь в нем нет подвоха и обмана. Данные себе обещания помогут осознать, оформить в слова и получить мотивацию для исполнения своих желаний и . Они помогут вам выполнять те дела, до которых не доходили руки, менять свою жизнь в том направлении, в котором всегда хотели, но было как-то не до этого, они структурируют вашу жизнь и придадут импульс для свершений.

Поделиться: