Диктанты. Князь серебряный

Вдруг пронеслись издали какие-то странные мерные звуки. То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть как стекло или струны. Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то подобные шуму колеблемого леса вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра. Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью. Но тут раздались новые звуки, гораздо звонче. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно. Грустные заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной первобытной родине.

Задания к тексту:

1 Определите тип текста

грусть

грустный, грусть.

замолкли в предложении №3

8

а) выделение вводных слов

12 Замените словосочетания на синонимичные со связью управление :

богатырские набеги--

конскому фырканью--

13 Замените словосочетание на синонимичное со связью согласование:

переходы народов--

6 В


3)

4) (

5)

Выполните задания к тексту. Текст НЕ списывать.

1) Вдру... пр...неслись изд...ли какие(то) стран...ые мерные звуки. 2) То был н(е)человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что(то) похож...е на шум ветра в трос...нике если бы трос...ник мог зв...неть как стекло или струны.
3)
Звуки лились мерно и заунывно то звонкими серебр...ными струями то подобные шуму колебл..мого леса вдруг замолкли как буд(то) в порыве ст...пного ветра.
4) (
В)дали нач...лся как буд(то) новый порыв вихря обр...тился в дли..ные грустно(приятные) переливы и через (н..)сколько врем..ни кончился отрыв...сто подобно конскому фыркан..ю.
5)
Но тут ра(з/с)дались новые звуки гораздо зв..нчее. 6) К...залось множество к...локольцев звенели (без)ост...новочно. 7)Грус...ные заунывные звуки см...нялись веселыми но то была (не)русская грусть и (не)русская удаль. 8) Тут отр...жалось дикое величие к...чующего плем...ни, и бо...гатырские набеги и переходы народов из края в край, и тоска по (не)извес...ной перв...бытной родине.

В ыполните задания к тексту. Текст НЕ списывать.

1) Вдру... пр...неслись изд...ли какие(то) стран...ые мерные звуки. 2) То был н(е)человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что(то) похож...е на шум ветра в трос...нике если бы трос...ник мог зв...неть как стекло или струны.
3)
Звуки лились мерно и заунывно то звонкими серебр...ными струями то подобные шуму колебл..мого леса вдруг замолкли как буд(то) в порыве ст...пного ветра.
4) (
В)дали нач...лся как буд(то) новый порыв вихря обр...тился в дли..ные грустно(приятные) переливы и через (н..)сколько врем..ни кончился отрыв...сто подобно конскому фыркан..ю.
5)
Но тут ра(з/с)дались новые звуки гораздо зв..нчее. 6) К...залось множество к...локольцев звенели (без)ост...новочно. 7)Грус...ные заунывные звуки см...нялись веселыми но то была (не)русская грусть и (не)русская удаль. 8) Тут отр...жалось дикое величие к...чующего плем...ни, и бо...гатырские набеги и переходы народов из края в край, и тоска по (не)извес...ной перв...бытной родине.

В ыполните задания к тексту. Текст НЕ списывать.

1) Вдру... пр...неслись изд...ли какие(то) стран...ые мерные звуки. 2) То был н(е)человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что(то) похож...е на шум ветра в трос...нике если бы трос...ник мог зв...неть как стекло или струны.
3)
Звуки лились мерно и заунывно то звонкими серебр...ными струями то подобные шуму колебл..мого леса вдруг замолкли как буд(то) в порыве ст...пного ветра.
4) (
В)дали нач...лся как буд(то) новый порыв вихря обр...тился в дли..ные грустно(приятные) переливы и через (н..)сколько врем..ни кончился отрыв...сто подобно конскому фыркан..ю.
5)
Но тут ра(з/с)дались новые звуки гораздо зв..нчее. 6) К...залось множество к...локольцев звенели (без)ост...новочно. 7)Грус...ные заунывные звуки см...нялись веселыми но то была (не)русская грусть и (не)русская удаль. 8) Тут отр...жалось дикое величие к...чующего плем...ни, и бо...гатырские набеги и переходы народов из края в край, и тоска по (не)извес...ной перв...бытной родине.

10

Задания к тексту:

1 Определите тип текста

2 Выпишите из текста 3 примера слов с непроизносимой согласной и подберите проверочные слова.

3 Выпишите из текста однокоренные слова к слову грусть

4 Найдите в тексте и выпишите синоним(ы) к словам грустный, грусть.

5 Выпишите из текста сложное слово (с несколькими корнями) и разберите его по составу

6 Подберите стилистически нейтральный синоним к слову замолкли в предложении №3

7 Выпишите из текста разносклоняемые существительные.

8 Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

а) выделение вводных слов

б) отсутствие запятой между однородными членами

9 Выпишите из текста 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор

10 Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения №4

11 Сколько грамматических основ в предложении №7 ?

12 Замените словосочетания на синонимичные со связью управление :

богатырские набеги--

конскому фырканью--

13 Замените словосочетание на синонимичное со связью согласование:

переходы народов--

14 Выпишите из текста 3 примера словосочетаний со связью примыкание.

*15Выпишите из текста примеры: а) эпитетов б) олицетворений

Задания к тексту:

1 Определите тип текста

2 Выпишите из текста 3 примера слов с непроизносимой согласной и подберите проверочные слова.

3 Выпишите из текста однокоренные слова к слову грусть

4 Найдите в тексте и выпишите синоним(ы) к словам грустный, грусть.

5 Выпишите из текста сложное слово (с несколькими корнями) и разберите его по составу

6 Подберите стилистически нейтральный синоним к слову замолкли в предложении №3

7 Выпишите из текста разносклоняемые существительные.

8 Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

а) выделение вводных слов

б) отсутствие запятой между однородными членами

9 Выпишите из текста 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор

10 Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения №4

11 Сколько грамматических основ в предложении №7 ?

12 Замените словосочетания на синонимичные со связью управление :

богатырские набеги--

конскому фырканью--

13 Замените словосочетание на синонимичное со связью согласование:

переходы народов--

14 Выпишите из текста 3 примера словосочетаний со связью примыкание.

*15Выпишите из текста примеры: а) эпитетов б) олицетворений


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1…Всп..минается мне ран..яя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню ран..ее свежее тихое утро… 4.Помню большой, весь золотой, подсохший и пор..девший сад помню кленовые ал..еи тонкий ар..мат опавш..й листвы и – зап..х антоновских яблок зап..х меда и осен..ей свеж…сти. 5.Воздух так чист точно его совсем нет по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

6.С конца сентября все сады гумна пустели погода по обыкн..вению круто м..нялась. 7.Ветер по целым дням рвал и тр..пал деревья дожди поливали их с утра до ночи. 8.Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет ни..кого солнца воздух делался чист и ясен а солнечный свет осл..пительно сверкал между листвою между ветвями которые ж..вою сеткою двигались и в..лновались от ветра. 9. Холодно и ярко сияло на севере над т..желыми св..нцовыми тучами жидкое голубое небо а из(за) этих туч.. медлен..о выплывали хребты сн..говых гор-обл..ков. 10.Стоиш.. у окна и дума..шь Авось бог даст распогодит..ся. 11.Но ветер (не) унимался. 12.Он волновал сад рвал (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снов.. нагонял зловещие космы пепельных обл..ков. 13.Они бежали ни..ко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. 14.Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо, а в с..ду становилось пустын..о и скучно и снов.. начинал се..ть дождь сперва тихо осторожно потом все гуще и наконец пр..вращался в ливень с бурей и темнотою.15. Наступала долгая тр..вожная ночь

(По И.Бунину)


  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Определите стиль и тип текста.

  4. Составьте план текста.

  5. Выпишите из предложения №5 все местоимения.

  6. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Приведите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

  7. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:
- обособление вводных слов;

Обособление определений;

Запятая между однородными определениями.

8. Подчеркните грамматические основы сложносочиненных предложений.

9. Составьте схему предложения с прямой речью.

10. Разобрать по членам предложение №2.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Язык – самое выр..зительное чем человек обл..дает и если он перестан..т обращать вн..мание на свой язык он перестан..т думать что он овладел им уже в достаточной мере он станет отступать. 2. За своим языком - ус..ным и письмен..ым – надо следить постоян..о.

3. И если вы хотите быть (по) настоящему интел..игентным образован..ым и культурным человеком то обращайте внимание на свой язык.

4. Если вам пр..ходится ч..сто публично выступать то прежде всего следите что (бы) ваши выступления (не) были длин..ыми. 5.Следите за временем. 6. Это (не) обходимо не только из ув..жения к окружающим – это важно что (бы) вас поняли.

7.Что (бы) выступление было интерес..ным все что вы говорите должно быть интерес..ным для вас. 8.Если выступающий с интересом для себя рас..сказывает или читает и аудитория это чу..ствует то и слушателям будет интерес..но.

9. Пост..райтесь так что (бы) в вашем выступлени.. (не) было просто цепи разных мыслей а что (бы) была одна, главная мысль которой должны быть подчинены все остальные. 10.Тогда вас будет ле..че слушать в вашем выступлении.. окаж..тся тема слушатели будут догадыват..ся к чему вы ведете в чем вы их хотите убедить и будут с интересом слушать и ждать как вы сформулиру..те в конце вашу основную мысль.

11. А уметь хорошо писать нужно (не) только писателю и ученому. 12.Да (же) хорошо свободно и с извес..ной долей юмора написан..ое письмо другу характеризу..т вас (не) меньше чем ваша ус..ная речь.13. Через письмо дайте почу..ствовать себя свое распол..жение духа свою раскованность в обращении.. к симпатичному вам человеку. (Д.С. Лихачев.)

1. Расставьте недостающие знаки препинания.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Озаглавьте текст.

4. Определите стиль и тип текста.

5. Составьте план текста.

6. Выпишите из текста ряд однокоренных слов к нижеследующим словам:

выступление

интерес

7. Выпишите из первого абзаца слова-антонимы.

8. Произведите морфологический разбор слова (за) временем .

9. Разберите по членам предложение №4.

ДИКТАНТ

Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колеса, одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоченых голов, казались отдельными городами.

Надо всею этой путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымались кремлевские церкви и недавно отделанный храм Покрова Богородицы, который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани и который мы знаем ныне под именем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса, закрывавшие эту церковь, и предстала она во всем своем причудливом блеске, сверкая золотом и красками и удивляя

взор разнообразием украшений. Долго не переставал народ дивиться искусному зодчему, даровавшему православным зрелище, дотоле не виданное. Хороши были и прочие церкви московские. Не щадили москвитяне ни рублей, ни трудов на благолепие домов Божиих. Везде видны были дорогие цвета, позолота и большие наружные иконы во весь рост человеческий.

Любили православные украшать дома Божии, но зато мало заботились о наружности своих домов. Жилища их почти все были выстроены прочно и просто, из сосновых или дубовых брусьев, не обшитых даже тесом, по старинной русской пословице: не красна изба углами, а красна пирогами. (По А.К. Толстому.)

(246слов. Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Употребление частиц не и ни. Употребление прописных букв. Правописание суффиксов причастий. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.Пунктуация в сложноподчиненном предложении.)

ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Вдруг пронеслись издали какие-то странные, мерные звуки. То был не человеческий, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то, подобные шуму колеблемого леса, вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью. Но тут раздались новые звуки, гораздо звонче. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно. Грустные, заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.

(По А.К.Толстому.)

(125 слов. Пунктуация при однородных членах предложения. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен прилагательных. Правописание непроизносимой согласной в корне слова. Правописание сочетаний чк, чн, нч.)


  1. Построить схему предложения с однородными членами.

  2. Найти сложное предложение, обозначить грамматическую основу.

  3. Разобрать по составу прилагательное грустные , указать способ образования слова.

  4. Из первого абзаца выписать слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

  5. Из первого предложения выписать глагол, произвести морфологический разбор.

  6. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной в корне слова.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.форзАц 2.тОждество 3.некрОлог 4.пуловЕр.

А2. В каком предложении вместо слова КАМПАНИЯ нужно употребить КОМПАНИЯ?


  1. Фролов считался фаворитом нынешней избирательной КАМПАНИИ.

  2. В селе теперь горячая пора: уборочная КАМПАНИЯ началась.

  3. Несмотря на отсутствие видимых результатов, для наших войск КАМПАНИЯ оказалась весьма успешной: потери малые, солдаты сыты и обуты.

  4. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте не попал в дурную КАМПАНИЮ.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.

  1. килограмм помидоров

  2. пара ботинок

  3. многие профессора

  4. условия более предпочтительнее
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев на полке прекрасно изданный альбом с репродукциями Куинджи.


  1. взгляд уже ни на чем больше не останавливался.

  2. мой выбор был одобрен продавцом секции «Искусствоведение».

  3. Петя попросил подарить ему именно эту книгу.

  4. мне захотелось тут же купить его.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

  2. По приезду в город мы первым делом отправились в гостиницу.

  3. На картине Сурикова «Боярыня Морозова» отражен один из сюжетов истории раскола.

  4. Библиотеку переселили в более плохое помещение.
Прочитайте предложения и выполните задания А6-А10.

  1. Текст для читающего – это определенная последовательность знаков, то есть букв, составляющих слова и предложения. 2)…3)Благодаря этому становятся понятны слова, составляющие текст. 4)…это еще не всегда означает, что понятно его содержание, смысл. 5)Для правильного и полного понимания текста нужно иметь запас соответствующих знаний, живых представлений и впечатлений, которые как бы проецируются читающим на текст, как на экран. 6)В сознании читателя происходит творческое воспроизведение действительности, изображаемой в художественном произведении.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно стоять на месте пропущенного второго 2 предложения в данном тексте?

1) Чего нет в опыте читателя, того и нет для него и в тексте.

2) Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем.

3) Эти внешние знаки ассоциируются с их психическими образами – внутренними знаками, которые тесно связаны с соответствующими значениями.

4) Не совсем понятный текст становится благодаря приобретенным знаниям со временем вполне понятным.

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении текста.


  1. Исключительно

  2. Значит

  3. Прежде всего

  4. Однако.
А8. Укажите верную характеристику первого 1 предложения текста.

1)простое осложненное2)сложное бессоюзное3)сложносочиненное4)сложноподчиненное.

А9) Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗОБРАЖАЕМОЙ из шестого 6 предложения текста.

1)действительное причастие2)страдательное причастие3)деепричастие4)прилагательное.

Прочитайте текст и выполните задание В1 – В4.

Чему же учатся люди?


  1. 1) Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. 2) И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа – учителей и учеников, - здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. 3) Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве: одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. 4) Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования. 5) И отношение преподавателей к вам будет иное. 6) Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.
7) Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. 8) И вообще, ничего легкого в хорошем деле быть не может. 9) Это будет трудное дело, потому что нет контролера строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролера, то нет высшего образования). 10) Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность… 11) И элементы средней школы, и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. 12) Это школьный подход. 13) Но школьный подход нормален лишь в свое время.

Ответы к заданиям В1 – В2 запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова ПОДХОД (предложение 12).

В2. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданию В3 укажите цифру.

В3. Среди предложений 7 – 13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

М.Горький. Пьеса «На дне».

1. Как в пьесе противопоставляются правда Луки и правда Сатина? Чья правда, на ваш взгляд, нужнее ночлежникам?

А.И.Куприн. Повесть «Олеся»

Дайте развернутый ответ на вопрос:


  1. Почему не состоялась любовь Ивана Тимофеевича и Олеси? Что оставила героиня на память своему возлюбленному?
Князь Серебряный. -
автор Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Глава 26. Побратимство →


Глава 25. Приготовление к битве

В шайке началось такое движение, беготня и крики, что Максим не успел сказать и спасибо Серебряному. Когда наконец станичники выстроились и двинулись из лесу, Максим, которому возвратили коня и дали оружие, поравнялся с князем.

Никита Романыч, - сказал он, - отплатил ты мне сегодня за медведя!

Что ж, Максим Григорьич, - ответил Серебряный, - на то на свете живем, чтоб помогать друг другу!

Князь, - подхватил Перстень, ехавший также верхом возле Серебряного, - смотрел я на тебя и думал: эх, жаль, что не видит его один низовой молодец, которого оставил я на Волге! Хоть он и худой человек, почитай мне ровня, а полюбил бы ты его, князь, и он тебя полюбил бы! Не в обиду тебе сказать, а схожи вы нравом. Как заговорил ты про святую Русь, да загорелись твои очи, так я и вспомнил Ермака Тимофеича. Любит он родину, крепко любит ее, нужды нет, что станичник. Не раз говаривал мне, что совестно ему землю даром бременить, что хотелось бы сослужить службу родине. Эх, кабы теперь его на татар! Он один целой сотни стоит. Как крикнет: за мной, ребята! так, кажется, сам станешь и выше, и сильнее, и ничто тебя уже не остановит, и все вокруг тебя так и валится. Похож ты на него, ей-богу похож, Никита Романыч, не в укор тебе сказать!

Перстень задумался. Серебряный ехал осторожно, взглядываясь в темную даль; Максим молчал. Глухо раздавались по дороге шаги разбойников; звездная ночь безмолвно раскинулась над спящею землей. Долго шла толпа по направлению, указанному татарином, которого вели под саблей Хлопко и Поддубный.

Вдруг принеслися издали какие-то странные, мерные звуки.

Что это? - спросил Никита Романыч, останавливая коня.

Перстень снял шапку и наклонил голову почти до самой луки.

Погоди, князь, дай порасслушать!

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то подобные шуму колеблемого леса, - вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.

Кончил! - сказал Перстень, смеясь. - Вишь, грудь-то какова! Я чай, с полчаса дул себе, не переводя духа!

Да что это? - спросил князь.

Чебузга! - отвечал Перстень. - Это у них почитай что у нас рожок или жалейка. Должно быть, башкирцы. Ведь тут разный сброд с ханом, и казанцы, и астраханцы, и всякая ногайская погань. Слышь, вот опять наигрывать стали.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью.

Ага! - сказал Перстень, - это колено вышло покороче; должно быть, надорвался, собачий сын!

Но тут раздались новые звуки, гораздо звончее. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно.

А вот и горло! - сказал Перстень. - Ведь издали подумаешь и невесть что; а они это горлом выделывают. Вишь их разобрало, вражьих детей!

Грустные, заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и попрыски табунов, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.

Князь, - сказал Перстень, - должно быть, близко стан; я чаю, за этим пригорком и огни будут видны. Дозволь, я пойду, повысмотрю, что и как; мне это дело обычное, довольно я их за Волгой встречал; а ты бы пока ребятам дал вздохнуть да осмотреться.

Ступай с богом, - сказал князь, и Перстень соскочил с коня и исчез во мраке.

Разбойники оправились, осмотрели оружие и сели на землю, не изменя боевого порядка. Глубокое молчание царствовало в шайке. Все понимали важность начатого дела и необходимость безусловного повиновения. Между тем звуки чебузги лилися по-прежнему, месяц и звезды освещали поле, все было тихо и торжественно, и лишь изредка легкое дуновение ветра волновало ковыль серебристыми струями.

Прошло около часа; Перстень не возвращался. Князь стал уже терять терпение, но вдруг, шагах в трех от него, поднялся из травы человек. Никита Романович схватился за саблю.

Тише, князь, это я! - произнес Перстень, усмехаясь. - Вот так точно подполз я и к татарам; все высмотрел; теперь знаю их стан не хуже своего куреня. Коли дозволишь, князь, я возьму десяток молодцов, пугну табун да переполошу татарву; а ты тем часом, коли рассудишь, ударь на них с двух сторон, да с добрым криком; так будь я татарин, коли мы их половины не перережем! Это я так говорю, только для почину; ночное дело мастера боится; а взойдет солнышко, так уж тебе указывать, князь, а нам только слушаться!

Серебряный знал находчивость и сметливость Перстня и дал ему действовать по его мысли.

Ребятушки, - сказал Перстень разбойникам, - повздорили мы немного, да кто старое помянет, тому глаз вон! Есть ли промеж вас человек десять охотников со мной вместе к стану идти?

Выбирай кого знаешь, - отвечали разбойники, - мы все готовы.

Спасибо же вам, ребятушки; а коли уж вы меня уважили, так я беру вот каких: ступай сюда, Поддубный, и ты, Хлопко, и ты, Дятел, и ты, Лесников, и ты, Решето, и Степка, и Мишка, и Шестопер, и Наковальня, и Саранча! А ты куда лезешь, Митька? Тебя я не звал; оставайся с князем, ты к нашему делу непригоден. Сымайте, ребята, сабли, с ними ползти неладно, будет с нас и ножей. Только, ребята, чур, слушать моего слова, без меня ни на шаг! Пошли в охотники, так уж что укажу, то и делать. Чуть кто-нибудь не так, я ему тут же и карачун!

Добро, добро! - отвечали выбранные Перстнем. - Как скажешь, так и сделаем. Уж пошли на святое дело, небось не повздорим.

Видишь, князь, этот косогор? - продолжал атаман. - Как дойдешь до него, будут вам их костры видны. А мой совет - ждать вам у косогора, пока не услышите моего визга. А как пугну табун да послышится визг и крик, так вам и напускаться на нехристей; а им деться некуды; коней-то уж не будет; с одной стороны мы, с другой пришла речка с болотом.

Князь обещался сделать все по распоряжению Перстня.

Между тем атаман с десятью удальцами пошли на звук чебузги и вскоре пропали в траве. Иной подумал бы, что они тут же и притаились; но зоркое око могло бы заметить колебание травы, не зависимое от ветра и не по его направлению.

Через полчаса Перстень и его товарищи были уже близко к татарским кибиткам.

Лежа в ковыле, Перстень приподнял голову.

Шагов пятьдесят перед ним горел костер и озарял несколько башкирцев, сидевших кружком с поджатыми под себя ногами. Кто был в пестром халате, кто в бараньем тулупе, а кто в изодранном кафтане из верблюжины. Воткнутые в землю копья торчали возле них и докидывали длинные тени свои до самого Перстня. Табун из нескольких тысяч лошадей, вверенный страже башкирцев, пасся неподалеку густою кучей. Другие костры, шагах во сто подале, освещали бесчисленные войлочные кибитки.

Не зорко смотрели башкирцы за своим табуном. Пришли они от Волги до самой Рязани, не встретив нигде отпора; знали, что наши войска распущены, и не ожидали себе неприятеля; а от волков, думали, обережемся чебузгой да горлом. И четверо из них, уперев в верхние зубы концы длинных репейных дудок и набрав в широкие груди сколько могли ветру, дули, перебирая пальцами, пока хватало духа. Другие подтягивали им горлом, и огонь освещал их скулистые лица, побагровевшие от натуги.

Несколько минут Перстень любовался этою картиной, раздумывая про себя: броситься ли ему тотчас с ножом на башкирцев и, не дав им опомниться, перерезать всех до одного? Или сперва разогнать лошадей, а потом уже начать резать?

И то и другое его прельщало. «Вишь, какой табун, - думал он, притаив дыхание, - коли пугнуть его умеючи, так он, с напуску, все их кибитки переломает; такого задаст переполоху, что они своих не узнают. А и эти-то вражьи дети хорошо сидят, больно хорошо! Вишь, как наяривают; можно к ним на два шага подползти!»

И не захотелось атаману отказаться от кровавой потехи над башкирцами.

Решето, - шепнул он притаившемуся возле него товарищу, - что, у тебя в горле не першит? Сумеешь взвизгнуть?

А ты-то что ж? - ответил шепотом Решето.

Да как будто осип маненько.

Пожалуй, я взвизгну. Пора, что ли?

Постой, рано. Заползи-ка вон оттоль как можно ближе к табуну; ползи, пока не сметят тебя кони; а лишь начнут ушми трясти, ты и гикни, да пострашнее, да и гони их прямо на кибитки!

Решето кивнул головой и исчез в ковыле.

Ну, братцы, - шепнул Перстень остальным товарищам, - ползите за мной под нехристей, только, чур, осторожно. Вишь, их всего-то человек двадцать, а нас девятеро; на каждого из вас будет по два, а я на себя четырех беру. Как послышите, что Решето взвизгнул, так всем разом и загикать, да прямо на них! Готовы, что ли?

Готовы! - отвечали шепотом разбойники.

Атаман перевел дыхание, оправился и начал потихоньку вытаскивать из-за пояса длинный нож свой.

Глава 25. Приготовление к битве

В шайке началось такое движение, беготня и крики, что Максим не успел

сказать и спасибо Серебряному. Когда наконец станичники выстроились и

двинулись из лесу, Максим, которому возвратили коня и дали оружие,

поравнялся с князем.

Никита Романыч, - сказал он, - отплатил ты мне сегодня за медведя!

Что ж, Максим Григорьич, - ответил Серебряный, - на то на свете

живем, чтоб помогать друг другу!

Князь, - подхватил Перстень, ехавший также верхом возле Серебряного,

Смотрел я на тебя и думал: эх, жаль, что не видит его один низовой

молодец, которого оставил я на Волге! Хоть он и худой человек, почитай мне

ровня, а полюбил бы ты его, князь, и он тебя полюбил бы! Не в обиду тебе

сказать, а схожи вы нравом. Как заговорил ты про святую Русь, да загорелись

твои очи, так я и вспомнил Ермака Тимофеича. Любит он родину, крепко любит

ее, нужды нет, что станичник. Не раз говаривал мне, что совестно ему землю

даром бременить, что хотелось бы сослужить службу родине. Эх, кабы теперь

его на татар! Он один целой сотни стоит. Как крикнет: за мной, ребята! так,

кажется, сам станешь и выше, и сильнее, и ничто тебя уже не остановит, и все

вокруг тебя так и валится. Похож ты на него, ей-богу похож, Никита Романыч,

не в укор тебе сказать!

Перстень задумался. Серебряный ехал осторожно, взглядываясь в темную

даль; Максим молчал. Глухо раздавались по дороге шаги разбойников; звездная

ночь безмолвно раскинулась над спящею землей. Долго шла толпа по

направлению, указанному татарином, которого вели под саблей Хлопко и

Поддубный.

Вдруг принеслися издали какие-то странные, мерные звуки.

шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

Что это? - спросил Никита Романыч, останавливая коня.

Перстень снял шапку и наклонил голову почти до самой луки.

Погоди, князь, дай порасслушать!

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то

подобные шуму колеблемого леса, - вдруг замолкли, как будто в порыве

степного ветра.

Кончил! - сказал Перстень, смеясь. - Вишь, грудь-то какова! Я чай, с

полчаса дул себе, не переводя духа!

Да что это? - спросил князь.

Чебузга! - отвечал Перстень. - Это у них почитай что у нас рожок или

жалейка. Должно быть, башкирцы{224}. Ведь тут разный сброд с ханом, и

казанцы, и астраханцы, и всякая ногайская погань. Слышь, вот опять

наигрывать стали.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные,

грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто,

подобно конскому фырканью.

Ага! - сказал Перстень, - это колено вышло покороче; должно быть,

надорвался, собачий сын!

Но тут раздались новые звуки, гораздо звончее. Казалось, множество

колокольцев звенели безостановочно.

А вот и горло! - сказал Перстень. - Ведь издали подумаешь и невесть

что; а они это горлом выделывают. Вишь их разобрало, вражьих детей!

Грустные, заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская

грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и

попрыски табунов, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и

тоска по неизвестной, первобытной родине.

Князь, - сказал Перстень, - должно быть, близко стан; я чаю, за этим

пригорком и огни будут видны. Дозволь, я пойду, повысмотрю, что и как; мне

это дело обычное, довольно я их за Волгой встречал; а ты бы пока ребятам дал

вздохнуть да осмотреться.

Ступай с богом, - сказал князь, и Перстень соскочил с коня и исчез во

Разбойники оправились, осмотрели оружие и сели на землю, не изменя

боевого порядка. Глубокое молчание царствовало в шайке. Все понимали

важность начатого дела и необходимость безусловного повиновения. Между тем

звуки чебузги лилися по-прежнему, месяц и звезды освещали поле, все было

тихо и торжественно, и лишь изредка легкое дуновение ветра волновало ковыль

серебристыми струями.

Прошло около часа; Перстень не возвращался. Князь стал уже терять

терпение, но вдруг, шагах в трех от него, поднялся из травы человек. Никита

Романович схватился за саблю.

Тише, князь, это я! - произнес Перстень, усмехаясь. - Вот так точно

подполз я и к татарам; все высмотрел; теперь знаю их стан не хуже своего

куреня. Коли дозволишь, князь, я возьму десяток молодцов, пугну табун да

переполошу татарву; а ты тем часом, коли рассудишь, ударь на них с двух

сторон, да с добрым криком; так будь я татарин, коли мы их половины не

перережем! Это я так говорю, только для почину; ночное дело мастера боится;

а взойдет солнышко, так уж тебе указывать, князь, а нам только слушаться!

Серебряный знал находчивость и сметливость Перстня и дал ему

действовать по его мысли.

Ребятушки, - сказал Перстень разбойникам, - повздорили мы немного, да

кто старое помянет, тому глаз вон! Есть ли промеж вас человек десять

охотников со мной вместе к стану идти?

Выбирай кого знаешь, - отвечали разбойники, - мы все готовы.

Спасибо же вам, ребятушки; а коли уж вы меня уважили, так я беру вот

каких: ступай сюда, Поддубный, и ты, Хлопко, и ты, Дятел, и ты, Лесников, и

ты, Решето, и Степка, и Мишка, и Шестопер, и Наковальня, и Саранча! А ты

куда лезешь, Митька? Тебя я не звал; оставайся с князем, ты к нашему делу

непригоден. Сымайте, ребята, сабли, с ними ползти неладно, будет с нас и

ножей. Только, ребята, чур, слушать моего слова, без меня ни на шаг! Пошли в

охотники, так уж что укажу, то и делать. Чуть кто-нибудь не так, я ему тут

же и карачун!

Добро, добро! - отвечали выбранные Перстнем. - Как скажешь, так и

сделаем. Уж пошли на святое дело, небось не повздорим.

Видишь, князь, этот косогор? - продолжал атаман. - Как дойдешь до

него, будут вам их костры видны. А мой совет - ждать вам у косогора, пока не

услышите моего визга. А как пугну табун да послышится визг и крик, так вам и

напускаться на нехристей; а им деться некуды; коней-то уж не будет; с одной

стороны мы, с другой пришла речка с болотом.

Князь обещался сделать все по распоряжению Перстня.

Между тем атаман с десятью удальцами пошли на звук чебузги и вскоре

пропали в траве. Иной подумал бы, что они тут же и притаились; но зоркое око

могло бы заметить колебание травы, не зависимое от ветра и не по его

направлению.

Через полчаса Перстень и его товарищи были уже близко к татарским

кибиткам.

Лежа в ковыле, Перстень приподнял голову.

Шагов пятьдесят перед ним горел костер и озарял несколько башкирцев,

сидевших кружком с поджатыми под себя ногами. Кто был в пестром халате, кто

в бараньем тулупе, а кто в изодранном кафтане из верблюжины. Воткнутые в

землю копья торчали возле них и докидывали длинные тени свои до самого

Перстня. Табун из нескольких тысяч лошадей, вверенный страже башкирцев,

пасся неподалеку густою кучей. Другие костры, шагах во сто подале, освещали

бесчисленные войлочные кибитки.

Не зорко смотрели башкирцы за своим табуном. Пришли они от Волги до

самой Рязани, не встретив нигде отпора; знали, что наши войска распущены, и

не ожидали себе неприятеля; а от волков, думали, обережемся чебузгой да

горлом. И четверо из них, уперев в верхние зубы концы длинных репейных дудок

и набрав в широкие груди сколько могли ветру, дули, перебирая пальцами, пока

хватало духа. Другие подтягивали им горлом, и огонь освещал их скулистые

лица, побагровевшие от натуги.

Несколько минут Перстень любовался этою картиной, раздумывая про себя:

броситься ли ему тотчас с ножом на башкирцев и, не дав им опомниться,

перерезать всех до одного? Или сперва разогнать лошадей, а потом уже начать

И то и другое его прельщало. "Вишь, какой табун, - думал он, притаив

дыхание, - коли пугнуть его умеючи, так он, с напуску, все их кибитки

переломает; такого задаст переполоху, что они своих не узнают. А и эти-то

вражьи дети хорошо сидят, больно хорошо! Вишь, как наяривают; можно к ним на

два шага подползти!"

И не захотелось атаману отказаться от кровавой потехи над башкирцами.

Решето, - шепнул он притаившемуся возле него товарищу, - что, у тебя

в горле не першит? Сумеешь взвизгнуть?

А ты-то что ж? - ответил шепотом Решето.

Да как будто осип маненько.

Пожалуй, я взвизгну. Пора, что ли?

Постой, рано. Заползи-ка вон оттоль как можно ближе к табуну; ползи,

пока не сметят тебя кони; а лишь начнут ушми трясти, ты и гикни, да

пострашнее, да и гони их прямо на кибитки!

Решето кивнул головой и исчез в ковыле.

Ну, братцы, - шепнул Перстень остальным товарищам, - ползите за мной

под нехристей, только, чур, осторожно. Вишь, их всего-то человек двадцать, а

нас девятеро; на каждого из вас будет по два, а я на себя четырех беру. Как

послышите, что Решето взвизгнул, так всем разом и загикать, да прямо на них!

Готовы, что ли?

Готовы! - отвечали шепотом разбойники.

Атаман перевел дыхание, оправился и начал потихоньку вытаскивать из-за

пояса длинный нож свой.

Поделиться: