Что такое коммерческий подкуп? Теория всего 204 ук рф состав преступления.

Уважаемые коллеги!

Полагаю, что многим из Вас будет интересно почитать сложившуюся судебную практику по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 204 УК РФ нашего региона, позицию ВС РФ, которое имеет много общих признаков со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки).

Коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ - имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством (получением взятки и дачей взятки). Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа следует проводить по объекту и субъекту преступления.

При совершении преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в этой связи объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.

Согласно диспозиции ч. 3 ст. 204 УК РФ субъектом указанного преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно прим. 1 к ст. 201 УК РФ к таковым следует относить лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям.

Таким образом, с вышесказанным, а так же разъяснений, содержащихся в п. 3-7 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19, обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными (руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью работников). Организация и планирование работы, подбор кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание дисциплины и так далее.

Административно-хозяйственные обязанности заключаются в распоряжении и управлении имуществом, совершении сделок, заключении контрактов от имени организации, установлении порядка хранения, переработки и реализации имущества, учете и контроле над расходованием материальных ценностей, организации реализации либо приобретения товаров и услуг, получении и выдаче денежных средств и документов.

Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (хозяйственное товарищество - общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие).

При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 -115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50, 120 ГК РФ).

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст.120 ГК РФ). К ним, например, относятся образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, вузы; учреждения культуры: театры, библиотеки, музеи; здравоохранения: больницы, санатории, поликлиники, науки, социального обслуживания и социальной защиты населения.

Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности, и соответственно могут принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам.

Под действие ч. 3 ст. 204 УК РФ подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Рассмотрим несколько примеров.

1.Так, по мнению суда, обоснованно признан субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Елсаков С.С.- врач-отоларинголог Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая поликлиника на станции Сольвычегодск» открытого акционерного общества «Российские железные дороги», который, обладая организационно-распорядительными функциями, в частности – полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности, имея умысел на незаконное получение денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением, умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, без проведения осмотра, за денежное вознаграждение в размере по 1000 рублей выдал обратившимся к нему гражданам Л. и Л. листки нетрудоспособности.
(Котласский городской суд, дело № 1-256-2011)

2. В приговоре суда в отношении Тюпина М.А., ведущего инженера группы комплектации отдела закупок управления по закупкам Котласского филиала ООО «Илим Эксим», затем занимавшего аналогичную должность в ОАО «Группа «Илим», осужденного за совершение 9 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204 УК РФ, суд указал, что виновный выполнял управленческие функции в коммерческой организации и в его полномочия согласно инструкции входило обеспечение товарно-материальными ценностями Котласского ЦБК и дочерних предприятий по закрепленным нишам, участие в заключении договоров на поставку товарно-материальных ценностей, проведение мониторинга рынка закупаемых ТМЦ, согласование технических условий, спецификаций, обеспечение конфиденциальности информации, касающейся снабженческой деятельности предприятия, условий, сроков и объемов поставок, составление финансового плана и бюджета на плановый период по своей группе ТМЦ.(Коряжемский городской суд, дело № 1-7-2011)

Приведенный в приговоре перечень полномочий осужденного, по мнению вышестоящего суда, не раскрывал какими именно административно-хозяйственными либо организационно-распорядительным полномочиями он обладал.

Из материалов дела следует, что в полномочия Тюпина М.А. входило руководство группой инженеров отдела, контроль работы специалистов отдела закупок по закупке ТМЦ для курируемых им инвестиционных объектов, т.е. организационно-распорядительные полномочия, а также административно-хозяйственные полномочия, к которым относились контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей, проведение конкурсов на закупку ТМЦ, при этом он обладал правом самостоятельного выбора фирм для конкурса, оформления конкурентного листа и дачи заключения о том, какая из фирм удовлетворяет предприятие по сочетанию цены и качества поставляемых ТМЦ, обладал правом составления финансового плана по оплате договоров поставки продукции, самостоятельно принимая решение об оплате по тому или иному договору в полном или частичном объеме, а также составления заявки на платеж, которая в результате введения в автоматическую финансово-расчетную систему (АФРЦ) трансформировалась в платежное поручение, по которому производилась оплата поступивших на предприятие ТМЦ.

3. В приговоре суда в отношении Табурина Б.Н., являвшегося директором по транспорту и логистике ОАО «Савинский цементный завод», суд пришел к выводу, что последний выполнял на предприятии организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, поскольку в его обязанности согласно должностной инструкции входило принятие мер по своевременному заключению договоров на подачу, уборку вагонов, эксплуатации подъездного пути и других документов, регламентирующих взаимоотношения предприятия, организация ремонта по среднему и подъемочному ремонту железнодорожных подъездных путей, проведение работы по совершенствованию эксплуатации и технического обслуживания транспорта предприятия.
(Плесецкий районный суд, дело № 1-120-2011).

Согласно должностной инструкции Табурин Б.Н., кроме того, осуществлял руководство подчиненными ему службами, а также руководство деятельностью предприятия в области транспортного обеспечения предприятия подвижным составом, т.е. в полной мере обладал организационно-распорядительными функциями.

3. Так, по одному из уголовных дел отсутствовали основания для признания субъектом преступления предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, Формалева С.С., являвшегося представителем компании ЗАО «Нордавиа-региональные авиалинии» в аэропорту г.Архангельск, в обязанности которого входил оперативный контроль соблюдения стандартов авиакомпании поставщиками услуг по наземному обслуживанию, оперативный контроль регистрации пассажиров, оформления багажа и полноты оплаты за перевозку сверхнормативного багажа. Указанные обязанности относятся к числу профессиональных, а не организационно-распорядительных.
(Октябрьский районный суд, дело №1-295-2011)

Продолжение следует.....


Выберите закон... ------ Кодексы РФ ------ Арбитражный процессуальный кодекс Бюджетный кодекс Водный кодекс Воздушный кодекс ГК РФ - часть 1 ГК РФ - часть 2 ГК РФ - часть 3 ГК РФ - часть 4 ГПК РФ Градостроительный кодекс Жилищный кодекс Земельный кодекс КоАП РФ Лесной кодекс НК РФ - часть 1 НК РФ - часть 2 Семейный кодекс Таможенный кодекс РФ Таможенный кодекс ТС Трудовой кодекс УИК РФ УК РФ УПК РФ ------ Федеральные законы и законы РФ ------ Аудиторская деятельность Валютное регулирование Гос. регистрация недвиж. имущества Закон о пособиях, имеющим детей Закон о Банках Закон о Банкротстве Закон о Бухучете Закон о Ветеранах Закон о Военной службе Закон о Госслужбе Закон о Гражданстве Закон о Лицензировании Закон о Недрах Закон о НКО Закон о Персональных данных Закон о Пожарной безопасности Закон о Полиции Закон о Прокуратуре Закон о Рекламе Закон о Связи Закон о СМИ Закон о статусе военнослужащих Закон о трудовых пенсиях Закон об Акционерных обществах Закон об Инвестиционном товариществе Закон об Ипотеке Закон об обществ. объединениях Закон об ООО Закон об Оружии Закон об ОСАГО Защита прав потребителей Исполнительное производство Налоги на имущество ФЛ О концессионных соглашениях О судебных приставах О техническом осмотре ТС Об иностранных гражданах Об отмывании доходов Оборот алкоголя Организации местного самоуправления Охрана здоровья граждан Охрана окружающей среды Приватизация жилищного фонда Развитие предпринимательства Регистрация ЮЛ и ИП Рынок ценных бумаг Страхование вкладов ФЛ Страхование от несч. случаев на производстве Таможенное регулирование Техническое регулирование

УК РФ Статья 204 — Коммерческий подкуп

  • от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 года
  • действующая редакция от 03.02.2014

— УК РФ Статья 204 — Коммерческий подкуп

Статья 204 Уголовный кодекс Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ)

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), -

наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), -

наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.


Сначала изучить формулировку подозрения

Приводимая Вами информация - это рассказ о событиях, какими они виделись с Вашей стороны.

Для того, чтобы понять, почему Вас подозревают именно по такому составу, Вам нужно изучить - как это излагает следователь.

В данный момент у Вас статус подозреваемой, поэтому источником информации о деле для Вас является постановление о возбуждении дела.

Копию этого документа Вы должны получить, это Ваше право как подозреваемой (п.1 ч.4 46 УПК ).

В этом документе изложено так называемое - "основание" для возбуждения уголовного дела, это конкретные признаки, позволяющие квалифицировать деяние именно по такой статье.

После того как изучите постановление о возбуждении дела: нужно оценить какие фактические обстоятельства противоречат выводам следователя о наличии состава преступления. Если полагаете что в силах разобраться, сделайте это сами, но лучше отнести этот документ профессиональному защитнику для анализа.

Если сделан вывод что состава преступления в Ваших действиях нет, то требуется чтобы фактические обстоятельства (говорящие о невиновности) получили статус доказательств защиты, их необходимо ввести в материалы уголовного дела. Производится это не путем рассказов следователю и прочим участник процесса, а только путем следственных действий: очных ставок , допросов свидетелей .

Для этого затем Вам необходимо заявить ходатайство о проведении следственных действий по проверке этих фактических обстоятельств, отказать в ходатайстве ему будет затруднительно (ч.2 159 УПК ).

Отказ от признания вины

Изучите особенности отказа от признательных показаний здесь: Признание вины и доказывание , его роль в доказательственной базе.

Мягкое изменение показаний

Несмотря на вышесказанное, изменять показания нередко все же приходится.

Надо делать это так, чтобы:

а) новые показания вписывались в общую картину, были интегрированы с другими доказательствами.

б) не противоречили (полностью) ранее данным, и не нарушали общую картину по делу, являлись именно коррекцией, а не поворотом на 100 %.

в) можно продолжать признавать факты (которые бессмысленно отрицать), но отрицать - их трактовку (умысел, мотив, цель).

Подробнее можете прочитать здесь: Коррекция показаний , продуманное изменение (вместо полного поворота).

Участие адвоката осложняет отказ от показаний

В Вашей ситуации есть проблема, подпись адвоката в протоколе процессуального действия надежно его "цементирует", отрезает вариант с дальнейшим отказом от показаний.

То есть, такой протокол - является доказательством, которое уже не оспорить по мотиву - недопустимости. Такой протокол становится полностью защищен от действия нормы п.1 ч.2 75 УПК .

Отказаться от показаний, данных с участием адвоката - крайне сложно (такой отказ будет оцениваться судом критически).

В Вашей ситуации адвокат возможно нарушил требование п.6 Стандарта, он был обязан разъяснить последствия признания вины, но практического смысла жаловаться на адвоката нет, Вам это пользы не принесет.

Ночное время

То обстоятельство, что допрос был в ночное время , дает зацепку для отказа от показаний.

Ночные действия должны производится только в случаях не терпящих отлагательства (требование ч.3 164 УПК ).

Это не означает, что протокол допроса реально удастся признать недопустимым доказательством. На практике, обвинение не может обосновать необходимость ночных действий реальными обстоятельствами, а ограничивается общими фразами но суд всегда ими довольствуется (и встает на сторону обвинения).

То есть, не стоит переоценивать эту зацепку, но все же - это несколько уменьшает доказательственную силу этого допроса, и упрощает отказ от показаний.

Как поступить

В моих силах, разъяснить общие моменты, дать примерные советы (не увязанные с неизвестной мне конкретикой Вашего дела).

Каким именно образом отказаться от показаний - на что ссылаться, стоит ли аргументировать отказ именно ночным характером допроса, все это в формате ответа на сайте разъяснить невозможно.

В данный момент не имеют смысла какие-либо резкие, торопливые действия, они бессмысленны. Ситуация развивается независимо от Вас.

Следующий момент, когда ситуация позволит частичный контроль над ней (то есть, появится возможность сколько - нибудь значимых действий) это момент предъявления обвинения (ч.2 172 УПК ). Сразу же после предъявления обвинения Вас должны допросить (ч.1 173 УПК ).

Этот момент - ключевой для изменения показаний, Вы должны быть уже подготовлены к нему (продумать как аргументировать причину, по которой давали старые показания). Также у Вас должны быть готовы письменные ходатайства следователю о производстве следственных действий (

Одним из наиболее опасных деяний в экономической сфере считается подкуп. Статья 204 УК РФ закрепляет наказания за Строгость санкций зависит от наличия отягчающих обстоятельств и размера причиненного ущерба.

Статья 204 УК РФ: состав преступления

Суть деяния заключается в незаконной передаче субъекту, реализующему функции, связанные с управлением, в негосударственной компании, денежных средств, имущества, ценных бумаг в том числе, за совершение бездействия/действия в интересах дающего либо других лиц, если они включены в служебные правомочия принимающего или он ввиду своего статуса может им способствовать. Статья 204 УК РФ "Коммерческий подкуп" закрепляет наказание и за противоправное предоставление прав или оказание услуг с той же целью. За указанные деяния виновным назначают:

  1. Штраф. Его величина может достигать 400 тыс. руб. или составлять доходы осужденного за полгода или превышать размер полученного в 5-20 раз.
  2. Исправительные работы, лишение/ограничение свободы на период до двух лет. В последнем случае дополнительно может вменяться штраф в размере, превышающем полученное в 5 раз.

Значительный размер

Им признается денежная сумма, стоимость ценных бумаг, другого имущества, вещных прав, услуг, превышающие 25 тыс. руб. За указанные выше деяния, совершенные в таком значительном размере, статья 204 часть 2 УК РФ устанавливает следующие наказания:

  1. Штраф. Его размер - до 80 тыс. руб. или сумма доходов виновного за 9 мес. либо превышающая полученное в 10-30 раз.
  2. 1-2 года исправительных работ или ограничения свободы.
  3. До трех лет тюрьмы.

В дополнение допускается вменение запрета на ведение деятельности или назначение на должности, определенные судьей. При наложении штрафа он действует 2, а в случае ограничения или лишения свободы, а также исправительных работ - 3 года.

Отягчающие обстоятельства

Приведенные выше деяния могут совершаться:

  1. Группой (организованной) либо лицами, предварительно сговорившимися.
  2. За заведомо противоправное бездействие/действие.
  3. В крупном размере.

Статья 204 часть 3 УК РФ устанавливает за это:

  1. Штраф до 1,5 млн руб. или в сумме поступлений (доходов, з/п) за 1 год либо превышающей полученное в 20-50 раз.
  2. 3-7 лет тюремного заключения.

Дополнительными санкциями являются:

  1. Запрет на осуществление деятельности, назначение на посты, установленные судьей, на период до трех лет. Это наказание может вменяться к штрафу и тюремному заключению.
  2. Денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 30 раз. Этот штраф может быть вменен только в дополнение к лишению свободы.

Дополнительно

Статья 204 часть 4 УК РФ закрепляет санкции за деяния, совершенные в размере, признаваемом особо крупным. Им считается сумма стоимость ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, услуг, превышающие 1 млн руб. Ответственность наступает за деяния, указанные в части 3, п. "а" и "б", и устанавливается в виде:

  1. Штрафа. Его размер составляет 1-2 млн руб. или сумму доходов, полученных виновным за 2-6 мес., или равен 40-70-кратной сумме полученного. Дополнительно может вменяться запрет на пребывание на постах или ведение деятельности, установленной судьей, в течение 5 лет.
  2. 4-8 лет тюрьмы. Дополнительно назначается денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 40 раз, а также запрет, указанный выше.

Ответственность получающего

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) предусматривает наказание не только для субъектов, незаконно передающих денежные суммы, ценные бумаги, прочее имущество, вещные права, а также оказывающих услуги. Рассмотрим некоторые санкции. 5 устанавливается ответственность для граждан, принимающих это, в виде:

  1. Штрафа до 700 тыс. руб. или в сумме доходов за 9 мес. либо превышающей величину полученного в 10-30 раз.
  2. До 3 лет тюрьмы. В дополнение может быть вменен штраф, превышающий полученное в 15 раз.

Статья 204 часть 7 УК РФ закрепляет наказание за эти же деяния, но совершенные:

  1. Предварительно сговорившимися лицами или организованной группой.
  2. С вымогательством.
  3. За противоправные бездействия/действия.
  4. В крупном размере.

Виновным грозит:

  1. Денежное взыскание 1-3 млн руб. или равное доходам за 1-3 года либо составляющее сумму, превышающую размер полученного в 30-60 раз. В дополнение суд может вменить запрет на осуществление определенной деятельности, назначение на ряд должностей в течение 5 лет.
  2. Тюремное заключение на 5-9 лет. Дополнительно может вменяться штраф, составляющий сумму, превышающую размер полученного в 40 раз, или запрет, указанный выше.

Примечание

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) допускает возможность освобождения гражданина от ответственности. Она распространяется на субъектов, совершивших деяния, закрепленные ч. 1-4. Статья 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп") допускает освобождение от ответственности при соблюдении ряда условий. Гражданин в первую очередь должен активно помогать расследованию/раскрытию совершенного деяния. Освобождение от ответственности возможно также, если субъект добровольно сообщил о деянии в органы, уполномоченные возбудить уголовное производство, или в отношении него было вымогательства.

Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ): комментарий

Положения рассматриваемой нормы фактически предусматривают санкции за два разных деяния. В первую очередь статья 204 УК РФ устанавливает наказание за противоправную передачу субъекту, реализующему управленческие функции в негосударственной (небюджетной) или иной организации. Второе деяние - незаконное получение ценностей. В обоих случаях в качестве него выступают ценные бумаги, деньги, прочее имущество, вещные права и услуги. Они предоставляются/принимаются за осуществление определенных действий или совершение бездействия в интересах дающего/принимающего в связи с занимаемым гражданином должностным положением.

Предмет деяния

Что понимать под услугами, которые рассматриваются как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ)? Комментарий ВС указывает на следующее. Услугами в рамках рассматриваемой нормы следует считать действия, которые направлены на избавление от расходов. В частности это могут быть мероприятия (работы), которые должны быть оплачены, но предоставляются безвозмездно. К примеру, ремонт помещения, возведение коттеджа и пр. Имущественными правами, за незаконную передачу которых устанавливает ответственность статья 204 УК РФ, судебная практика считает:

  1. Возможность предъявления требования должником к третьему лицу, не выполнившему обязательство в отношении него как перед кредитором.
  2. Право на аренду недвижимости в течение длительного срока.
  3. Возможность предъявить требование по соглашениям об отчуждении и использовании исключительных прав на продукт интеллектуального труда и средство индивидуализации.

Нюанс

В качестве деяния, ответственность за которое закрепляет статья 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), будут признаваться действия субъекта по передаче ценностей не только непосредственно лицу, действие/бездействие которого будет совершаться в интересах дающего. Противоправным будет предоставление имущества или прав и его родственникам, если он не выразил против этого возражений или вовсе согласился на это и впоследствии использовал свои полномочия в пользу дающего.

Специфика посягательства

Состав преступления считается формальным. Деяние признается законченным в момент получения/передачи хотя бы какой-то части ценностей. Если лицо, исполняющее функции, связанные с управленческой деятельностью на предприятии, отказывается принять имущество или права, то субъект, их передающий, привлекается к ответственности за покушение на преступление. В некоторых случаях предоставлению/получению ценностей препятствуют обстоятельства, не зависящие от воли участников. В таком случае их действия расцениваются как покушение на передачу/принятие незаконного вознаграждения при подкупе.

Особенности квалификации

Не рассматривается как деяние, ответственность за которое предусматривает статья 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), озвученное намерение получить/передать ценные бумаги, деньги, прочее имущество, услуги, вещные права, если для его реализации субъект не предпринимал соответствующих действий. Принятие гражданином, исполняющим управленческие функции указанных ценностей якобы за поведенческие акты, которые он осуществить не может ввиду отсутствия необходимых полномочий или невозможности их использовать, квалифицируется как мошенничество, если имеется умысел на их приобретение. Владелец имущества в таких ситуациях отвечает за покушение на подкуп, если имеются соответствующие условия. В частности должно быть установлено, что передача ценностей осуществлялась лицом с целью совершения принимающим субъектом действий/бездействий в его пользу.

Субъективная часть

Ее характеризует вина в форме прямого умысла. В качестве передающего ценности лица может выступать любой вменяемый 16-летний гражданин. Получателем же может быть только специальный субъект. Им является лицо, реализующее функции, касающиеся управления.

Квалифицирующие признаки

Рассмотрим отягчающие обстоятельства, которые предусматривает статья 204 УК РФ, с комментариями юристов. Первым квалифицирующим признаком выступает совершение деяния предварительно сговорившимися лицами. Как указывают эксперты, при его рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что в числе этих субъектов могут быть и граждане, не исполняющие управленческих функций. Аналогичный состав может быть и у организованной группы. Как указывается в пленарном Постановлении ВС от 2000 г., при наличии оснований такие лица могут привлекаться к ответственности как пособники, подстрекатели и организаторы. В таких ситуациях деяние будет считаться законченным в момент принятия вознаграждения хотя бы одним гражданином, реализующим управленческие функции.

Сопряженность со взяткой

Гражданин, реализующий управленческие функции, предложивший подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах компании передать должностному лицу незаконное вознаграждение, будет отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного 291 статьей. При этом сотрудник, выполнивший соответствующее поручение, будет наказан как соучастник. В отношении гражданина, реализующего управленческие функции в организации, предложившего подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах предприятия передать субъекту, исполняющему аналогичные задачи в другой фирме, ценные бумаги, деньги, прочее имущество, будет действовать статья 204 УК РФ. Практика применения нормы свидетельствует о том, что сотрудник, выполнивший поручение, будет отвечать как соучастник. Лицо, предложившее подкуп, соответственно, является исполнителем. В рассматриваемой норме упоминается о заведомо незаконных действиях. В их качестве выступают такие поведенческие акты, которые нарушают нормы или прямо запрещены законом. Указание на заведомость означает знание субъектом недопустимости поведения.

Содействие в расследовании

В примечании к рассматриваемой норме предусмотрена возможность снятия с субъекта обвинения в преступлении. Она реализуется, если гражданин оказывает активное содействие в расследовании либо раскрытии деяния. В частности предполагаются такие действия, которыми лицо помогает установить всех граждан, причастных к преступлению, объективно и полно выявить обстоятельства события. К примеру, это может быть указание на участников посягательства, правдивые показания и так далее.

Вымогательство

Снятие ответственности с лица допускается, если гражданин, реализующий управленческие функции в негосударственной или иной организации, требовал предоставить ему незаконное вознаграждение (ценные бумаги, деньги, прочее имущество) при подкупе. Вымогательство, как правило, сопровождается угрозами совершения действий, способных нанести ущерб интересам лица или создать такие условия, при которых он будет вынужден пойти на неправомерный поступок для предотвращения вероятных последствий.

Добровольное сообщение о деянии

Освобождение от ответственности по рассматриваемой норме допускается в том случае, если субъект по собственной воле уведомит орган, уполномоченный на возбуждение уголовного производства, о преступлении. Данная возможность реализуется при некоторых условиях. В первую очередь, сообщение должно быть добровольным. Это значит, что лицо самостоятельно должно решить вопрос о необходимости уведомления уполномоченного органа. Во-вторых, сообщение должно быть получено правоохранительными структурами до того, как им станет известно о преступлении из других источников. Мотивы, по которым гражданин уведомляет уполномоченные органы, значения не имеют. Следует особо обратить внимание на то, что освобождение от ответственности допускается, если сообщение передано именно в конкретный орган, наделенный правом возбуждать уголовное производство, а не в любую госструктуру. Разумеется, в действиях субъекта, сообщающего о деянии, не должно быть признаков иных преступлений.

Важные моменты

Освобождение от ответственности, согласно примечанию к комментируемой норме, является обязательным. При этом снятие с субъекта обвинения не означает отсутствие в его действиях признаков противоправного деяния. Соответственно, он не может быть признан потерпевшим и не может претендовать на возврат ему материальных ценностей, переданных в качестве коммерческого подкупа. Исключение составляют случаи, когда было вымогательство. В доход государства не могут обращаться денежные средства и прочие ценности, если в отношении их владельца были заявлены требования о неправомерной их передаче. Данное правило действует в случаях, когда гражданин, у которого лицо, реализующее управленческие функции, вымогает имущество, сообщил об этом в органы, уполномоченные на возбуждение уголовного производства, до их предоставления, а сам процесс проходил под контролем этих структур с целью поимки виновного с поличным. В таких ситуациях материальные ценности в обязательном порядке возвращаются законному владельцу. При решении вопроса, касающегося возврата денег и прочего имущества гражданину, в отношении которого совершено вымогательство, необходимо учесть, что если для предупреждения негативных последствий для своих интересов он вынужден был отдать их, то они должны быть ему возвращены. В случае добровольного сообщения о подкупе не будет иметь значения, назывался ли конкретный субъект, реализующий управленческие функции в коммерческом или ином предприятии, которому предполагалась передача незаконного вознаграждения. При получении ценностей совершение самих желаемых (требуемых) бездействий/действий в интересах дающего рассматриваемой нормой не охватывается. В этой связи при наличии самостоятельного состава в таком поведении необходима его дополнительная квалификация.

Заключение

Несмотря на работу правоохранительных органов, коррупция имеет довольно большой масштаб. Общественная опасность подкупа состоит главным образом в том, что деяние нарушает нормальное функционирование коммерческих и иных предприятий, дискредитирует служащих, наделенных управленческими функциями. Мотивы деяния могут быть разными. Часто граждане идут на подкуп для того, чтобы решить какой-либо актуальный для них вопрос как можно быстрее. В любом случае при квалификации деяния не имеют значения ни мотивы, ни цель виновного. Сложность на практике в ряде случаев представляет разграничение подкупа и дачи взятки. Основным отличием между деяниями является субъектный состав. В преступлении, предусмотренном 204 статьей Кодекса, одним из участников всегда является лицо, реализующее функции, связанные с управленческой деятельностью. Юристы особое внимание обращают на основания для освобождения от ответственности. Во избежание проблем с уголовным законодательством специалисты рекомендуют при наличии подозрений на совершение подкупа незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) сопряжены с вымогательством, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Комментарий к статье 204
1. Понятие коммерческого подкупа охватывает два самостоятельных состава преступления - незаконную передачу вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и незаконное получение вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).
2. Объект преступления - нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих и иных организаций как проявление интересов службы в этих организациях.
3. Предмет преступления - деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера. В судебной практике под услугами имущественного характера понимаются, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (при этом услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку) (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. N 4. С. 6).
4. Объективная сторона характеризуется действием - незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанного вознаграждения за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
5. Дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считается оконченной с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на незаконную передачу (т.е. по ч. 1 или ч. 2 ст. 204).
6. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет коммерческий подкуп, т.е. незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денежного или иного имущественного вознаграждения за совершение действий (бездействия) в интересах дающего, и желает этого.
8. Часть 2 ст. 204 предусматривает повышенную ответственность за дачу предмета коммерческого подкупа, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
9. В соответствии с примечанием к ст. 204 лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
10. Понятие вымогательства при коммерческом подкупе будет дано при характеристике получения предмета коммерческого подкупа, сопряженного с вымогательством (п. "в" ч. 4 ст. 204). Понятие добровольности сообщения лица о даче им предмета коммерческого подкупа раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Согласно этому постановлению, при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Однако не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о коммерческом подкупе стало известно органам власти. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественным доказательством, подлежат обращению в доход государства, как нажитые преступным путем. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче предмета коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу. При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо вынуждено было передать вымогателю деньги или другие ценные бумаги, то они подлежат возврату их владельцу (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).
11. Часть 3 ст. 204 УК предусматривает ответственность за получение предмета коммерческого подкупа, т.е. за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера и совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
12. Объект преступления совпадает с объектом и предметом преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204 УК.
13. Объективная сторона характеризуется действием - незаконным получением предмета коммерческого подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом служебным положением.
14. В Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судам следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время его передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (см. БВС РФ. 2000. N 4. С. 6).
15. Получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (как и дача незаконного вознаграждения), считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
16. Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примечание 1 к ст. 201 УК).
17. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым им служебным положением, и желает этого.
18. Часть 4 предусматривает повышенную ответственность за получение предмета коммерческого подкупа при отягчающих обстоятельствах, т.е. совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряженного с вымогательством.
19. Содержание этих квалифицирующих обстоятельств конкретизировано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два или более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц. Организованная группа при получении предмета коммерческого подкупа характеризуется (в соответствии со ст. 35 УК РФ) устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность (согласно ч. 4 ст. 34) как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204. В таких случаях преступление считается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
20. Под вымогательством при коммерческом подкупе Пленум Верховного Суда Российской Федерации понимает требования лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
21. Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество, по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).
Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Под общественной безопасностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" понимается совокупность защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. различает преступления против общественной безопасности в широком и узком смысле. В первом значении они употребляются законодателем в названии раздела IX Кодекса "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" (ст. 205 - 227). Родовым объектом всех преступлений, предусмотренных нормами этого раздела, являются общественная безопасность, общественный порядок в широком смысле слова (каждый из этих интересов в отдельности является видовым объектом). Этот раздел включает в себя нормы о преступлениях против общественной безопасности в узком смысле (гл. 24), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), об экологических преступлениях (гл. 26), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 28). Все эти преступления, в конечном счете, создают угрозу общественной безопасности, т.е. жизненно важным интересам нормального функционирования общества, и поэтому объединены законодателем в один раздел Особенной части УК РФ.
Предметом рассмотрения данной главы УК являются нормы об ответственности за преступления против общественной безопасности в узком смысле этого слова. В этих случаях объектом преступлений являются не все интересы общественной безопасности, а лишь охраняемые нормами, сформулированными в статьях именно данной главы УК.

Поделиться: