Условия хранения лечебно косметических товаров. Правила маркировки парфюмерно-косметической продукции

Согласно международным нормам существуют жесткие нормы упаковки и хранения парфюмерно-косметических товаров.

Для парфюмерной продукции, как правило, используется складная форма футляра, склеенного вдоль боковой линии стенки и открывающегося с обеих торцевых сторон, поверхность картона глянцевая и имеет цветное покрытие. В качестве тары для хранения используют ящики (коробки) из гофрированного картона. Для предохранения от механических повреждений флаконов без футляров коробки должны иметь перегородки или решетки, допускается также вместо перегородок использовать опоясывание флаконов полоской из гофрированного картона шириной не ниже высоты флакона, исключающей их соприкосновение. Флаконы могут храниться в групповой таре - термоусадочной пленке без лотка, или с лотком из гофрированного картона. Так же футляры заворачиваю в бумагу по несколько штук и упаковывают в коробки. Их хранят при температуре не ниже +5 0 С и не выше +25 0 С в скрытых складских помещениях в упаковке изготовителя. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света.

К гигиенической косметике относятся косметические кремы, гели, желе, масла для ухода за кожей лица, рук, тела, для бритья и после бритья, шампуни и прочие средства для уходя за телом и волосами, зубные пасты, мыло и т.д. Основными условиями хранения таких товаров является сухое, закрытое, хорошо проветриваемое помещение (на складах должно применяться активное вентилирование) при температуре не ниже минус 5 0 С и относительной влажности воздуха не выше 75 %. При хранении ящики с товаром должны укладываться в штабели высотой не более 2м. Между рядами должны оставаться проходы для циркуляции воздуха.

Отличительно особенностью обладают средства декоративной косметики, которые подразделяются по основным видам сырья, применяемого для их изготовления на: изделия на жировой основе, порошкообразные и компактные.

К изделиям, произведенным на жировой основе, относят губные помады, блеск для губ и т.д. Их фасуют в металлические, пластмассовые и комбинирование пеналы, которые хранятся в коробках из картона или плотной бумаги. Хранение их должно осуществляться в сухих проветриваемых помещениях с относительной влажность воздуха не более 70% при температуре от 0 до 25 0 С.

Порошкообразные и компактные изделия декоративной косметики должны храниться в сухих складских помещениях при температуре не ниже 0 и не выше +20 0 С при относительной влажности воздуха не выше 70%. Хранение маникюрных лаков при температуре не ниже +5 0 С и не выше + 25 0 С.


| следующая лекция ==>

Парфюмерные товары и мыло должны храниться в сухих, закрытых, хорошо проветриваемых помещениях (на складах должно применяться активное вентилирование). Температура в складских помещениях должна поддерживаться на уровне от +5 до +25 0С.

Изделия-подделки под дорогую парфюмерию, как правило, теряют запах уже через 1-5 ч.

Аромат духов проявляется не сразу. В первые несколько минут испаряется спирт, через 15-20 мин проявляется начальный запах самых летучих компонентов (головные ноты аромата), затем в течение 30-40 ч выявляется основной запах - ноты сердца, и затем ощущается запах наименее летучих компонентов - конечный запах, или ноты шлейфа.

Важным ключом сохранения первоначальных качеств парфюмерных товаров является их правильное хранение. Испорченные духи достаточно просто отличить: на дне флакона образовывается заметный осадок, а также запах делается ощутимо неприятным, чаще всего начинает резко пахнуть спиртом.

Впрочем, при неправильном хранении любимый аромат может быть испорчен и через неделю.

Важно помнить, что у любого парфюма есть свои злейшие враги: свет, воздух, влажность и движение, тепло. Даже, взятые по отдельности факторы, могут очень быстро разрушить формулу духов.

В случае если поставить духи на открытое для света пространство, а особенно если ваш флакончик будет находиться под прямыми солнечными лучами, то это приведет к их быстрой порче. Данное объясняется тем, что свет способствует образованию в парфюме определенных химических реакций. И как бы Вам не хотелось, чтобы на вашем комоде красовались любимые духи, правильнее будет их поместить в темный шкаф, тем самым защитив от попадания солнца. Также рекомендуется не выбрасывать и саму коробочку от духов, которая в свою очередь обеспечивает дополнительную защиту. Следует отметить, что темное стекло пропускает меньше лучей света, чем, белое или светлое стекло.

Температура

На порчу парфюма неблагоприятное влияние оказывают такие факторы, как перепады температуры. Поэтому рекомендуется поместить духи в те комнаты, где в течение дня наблюдаются не значительные перепады (например, спальня). Также духи не любят холода и сильной жары.

Как правило, алкоголь испаряется достаточно быстро, а так как в составе духов содержится достаточное большое содержание спирта, помогающий сохранить аромат. Таким образом, крышка флакончика должна быть плотно закрыта.

Влажность

Духи подвержены быстрой порче из-за высокой влажности, поэтому не стоит их хранить в ванной комнате. Помимо влажности в ванной комнате отмечаются и резкие перепады температуры. Так, идеальным местом для хранения духов подойдут комод или редко посещаемый дальний шкаф.



Движение

Не лучшим местом для хранения духов являются выдвижные шкафчики или сумка, потому что флакончик постоянно находится в движении, а не прибывает в состоянии покоя. Правильнее будет поместить духи в шкаф. Но если Вы не хотите расставаться со своим любимым аромат и в течение дня, и предпочитаете его держать всегда под рукой, то в таком случае можно приобрести в парфюмерном магазине его мини-версию, по объему в 10 - 15 мл. На сегодняшний день в таком карманном формате выпускается очень большое количество духов самых различных марок.

Итак, подводя итоги по выше изложенному, можно сделать следующие выводы: флакончик духов лучше всего хранить в защищенном от света месте, при стабильной температуре, в своей коробочке, и влажности воздуха не более 60%.

Пример срока годности парфюмерии:

Bvlgari : 1-ая и 5-ая цифры - число месяца, 2-я и 4-я цифры - месяц, третья цифра кода - год выпуска;

Cacharel : 1-ая буква кода - год выпуска: t - 2009, u - 2010, v - 2011 и так далее; 3,4,5-ая цифры - день;

Christian Dior : 1-ая цифра кода - год выпуска, 2-я буква кода - месяц: a - январь, b - февраль, c - март и так далее;

Chanel : цифра кода означает год выпуска;

Clinique : предпоследняя цифра кода означает месяц, а последняя цифра - год выпуска;

Decleor : 1-ая буква кода обозначает год выпуска: t - 2009, u - 2010, v - 2011 и так далее, а 4-я и 5-я цифра кода обозначает месяц по порядку;

Estee Lauder : последней цифрой кода обозначен год выпуска;

Ferragamo : 1-ая и 5-ая цифры кода - дата выпуска, 2-ая и 4-а цифры кода - месяц, 3-ая цифра кода - год выпуска;

Givenchy

Giorgio Armani

Guerlain : 1-ая цифра кода - год выпуска, вторая буква кода - месяц (в алфавитном порядке);

Helena Rubinstein : 2-ая буква кода - год выпуска: D - 2007, F- 2008, G - 2009 и так далее, 3-и следующие цифры - день;

Kenzo : 1-ая цифра кода обозначает год выпуска;

Lancome : 2-ая буква кода - год выпуска: D - 2007, F- 2008, G - 2009 и так далее, 3-и следующие цифры - день;

La Praire : 1-ая цифра кода - год выпуска, 2-я и 3-я цифры кода - неделя, 4-я цифра кода - день недели;

Matis : три последние цифры кода обозначают год выпуска, в случае если код пятизначный то 1-я цифра кода - месяц, а если код шестизначный, то тогда две первые цифры кода;

Nina Ricci : 1-ая цифра кода обозначает год выпуска;

Orlane : последняя цифра кода обозначает год выпуска.

Важной и трудоемкой операцией технологического процесса магазина является подготовка товаров к продаже .

Товары в торговый зал должны поступить полностью подготовленными.

Операции по подготовке товаров к продаже делятся на общие и специальные.

К общим для всех товаров подготовительным операциям относятся распаковка, группировка их по ассортиментным признакам, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, подача в торговый зал, размещение и выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.

Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т. п. Они характерны для отдельных товаров. Количество и трудоемкость операций по подготовке товаров к продаже зависит от того, насколько подготовленными они поступают от поставщиков. При поступлении в магазин товаров, максимально подготовленных к продаже, значительно ускоряется процесс продажи, сокращаются расходы на его организацию, повышается культура обслуживания покупателей. Однако полностью подготовленных к продаже товаров в магазин поступает недостаточно, поэтому необходимо рационально организовать выполнение этих операций непосредственно в магазине. При распаковке товара в магазине он освобождается от внешней транспортной тары, группируется по размерам, фасонам, цветам и другим признакам, очищается от пыли, загрязнений, смазки, утюжится, устраняются мелкие дефекты, проверяется правильность маркировки, оформляются ценники. Затем товары укладывают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.

Правила выкладки товара в магазине определяются, в первую очередь, семью законами психологической способности к восприятию:

1. Закон концентрации на ассортименте. Не распределяйте ассортимент хаотично, располагайте его напротив друг друга.

2. Закон единства. Товар одной товарной группы не может находиться в разных местах зала.

3. Закон «вида и положения». Границы категорий товаров должны быть четко обозначены. Выкладка товара строго по ассортименту, без перемешивания друг с другом, при максимальном использовании ограниченного пространства на полках создает впечатление цельности и незыблемости всей системы и имеет мощное психологическое воздействие на покупателя

4. Закон создания блоков. Вся продукция одной торговой марки, относящаяся к одной товарной категории, должна быть выложена единым блоком, не разъединяясь товаром конкурентов. Причем вертикальные блоки лучше, чем горизонтальные.

5. Закон оптимальной протяженности зрительного контакта. Известно, что выкладка (фейсинг), занимающая менее 40 см на полке стеллажа, неэффективна. Если фейсинг слишком длинный, то внимание покупателя снижается. Надо помнить, что любой товар может претендовать на основной полке на фейсинг, зависящий от доли этого товара в общих продажах (если доля - 30%, то и фейсинг должен быть 30% суммарной длины полок).

6. Закон наилучшей выкладки. Естественно, что для каждой категории товаров существуют свои особенные требования к выкладке (например, сковородки Tefal должны висеть дном к покупателю, так как только с этой стороны становится очевидным технологическое различие между различными моделями. Упаковки йогуртов лучше видны сверху, поэтому их следует располагать на нижних полках стеллажей. Там же должна находиться продукция для детей).

Добавим также, что товары с высокой скоростью реализации (или в данный момент рекламируемые) должны занимать большую площадь, нежели медленно реализуемые товары. Важный момент состоит в том, что ни в коем случае нельзя размещать вышеуказанные товары рядом, поскольку они просто «отберут» друг у друга объемы продаж. Рекламируемые товары должны находится на видном месте. Товары импульсивного спроса размещаются вокруг них и товаров с высоким уровнем спроса.

- Осетрину прислали второй свежести, - сообщил буфетчик.
- Голубчик, это вздор!
- Чего вздор?
- Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Все мы привыкли видеть на тубах, баночках и флаконах с косметикой фразы: "Годен до", "Срок годности 24 месяца", "Best before", а порой и набор буквенно-цифровых символов, которыми производитель шифрует эту информацию. Это воспринимается как нечто само собой разумеющееся: ведь косметика не может быть вечной. Любая косметическая продукция, производимая на продажу (а не любовно приготовленная на собственной кухне питательная маска из клубники со сметаной), должна иметь некий разумный срок хранения, который потребуется для того, чтобы её развезти по магазинам, продать – и, конечно, использовать.

Насколько длительным будет этот срок, решает производитель, и ни наше, ни европейское законодательство никому не диктует, что срок годности должен обязательно равняться 36 или 18 месяцам, и ни шага в сторону. Однако все понимают, что продукция с малым сроком годности потребует специальных мер, направленных на ускорение сроков поставки и продаж, решение проблем с возвратом нереализованного товара и недовольством покупателей, если они не будут успевать израсходовать все содержимое упаковки.

Хотя косметическое законодательство и не предписывает, сколько именно должна храниться косметика, его основополагающий принцип един и у нас, и за рубежом: косметические средства должны оставаться безопасными и пригодными для использования по назначению в течение всего срока годности. Производитель обязан гарантировать это, но только при соблюдении условий хранения, и это тоже оговаривается законом.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 устанавливает стандартные условия хранения косметики: для жидких средств – от 5 до 25 °С, для твердого туалетного мыла – не ниже -5 °С, для остальной продукции – от 0 до 25 °С; к тому же для всей продукции оговаривается отсутствие непосредственного воздействия солнечного света. Кроме того, стандарты на косметическую продукцию запрещают хранить косметику вблизи отопительных приборов. Стандартные условия хранения даже допускается не указывать в маркировке продукции – предполагается, что и потребитель, и торговые организации, и перевозчики должны их знать. Однако производитель косметики может устанавливать для своей продукции и другие условия хранения, более жесткие, чем стандартные, или наоборот, менее строгие. Так на упаковке могут появиться фразы: "Хранить при температуре от 8 до 25 °С" или "от 0 до 35 °С".

Строго говоря, помимо условий хранения необходимо соблюдать и условия транспортирования – это тоже может сказываться на качестве, а порой и на безопасности продукции. Однако ни законодательство, ни стандарты на данный момент не устанавливают определенных требований на этот счет, и вопрос решается либо внутренними правилами производителя (при наличии собственного автотранспорта), либо оговаривается в договоре с перевозчиком.

Почему косметика вообще имеет срок годности?

По своей природе косметические средства – сложные системы, порой термодинамически нестабильные, и с момента окончания производственного цикла они неизбежно претерпевают изменения, пусть медленные и незначительные, но все же имеющие место. Изменения могут быть ускорены как внутренними, так и внешними факторами. Основным внешним фактором можно считать окружающую среду, то есть, условия, в которых косметика перевозится, хранится и используется. К внешним факторам относится и упаковка, с которой средство постоянно контактирует. К внутренним факторам можно отнести особенности рецептуры и отдельных ингредиентов, причем часто внутренние факторы становятся более или менее значимыми в зависимости от внешних. Поговорим об этом подробнее.

Температура и влажность

Известно, что скорости химических превращений различны: некоторые реакции протекают практически мгновенно, но есть и такие, которые длятся в течение часов, месяцев и более. Даже одна и та же реакция может в разных условиях идти с разной скоростью.

Увеличение скорости реакции с ростом температуры характеризуют температурным коэффициентом скорости реакции – числом, показывающим, во сколько раз возрастает скорость данной реакции при повышении температуры на 10 градусов. Для разных реакций эти коэффициенты различны, но в большинстве случаев их величины укладываются в диапазон от двух до четырех (правило Вант-Гоффа). Это означает, например, что при 30 °С реакция будет протекать в 2-4 раза быстрее, чем при 20 °С.

Существует и такое понятие, как энергетический порог реакции: взаимодействующие молекулы должны обладать определенным запасом энергии, чтобы их столкновение привело к разрыву существующих связей и образованию новых. Этот запас энергии называется энергией активации. Повышение температуры может привести к преодолению энергетического барьера, необходимому для начала реакции.

Конечно, теоретически возможна ситуация, когда при комнатной температуре определенные превращения просто не происходят из-за того, что у молекул недостаточно энергии, но повышение температуры на 10-15 °С делает эти реакции возможными. В действительности такой низкий энергетический барьер может быть преодолен отдельными молекулами с относительно высокой энергией и при менее высокой температуре, так что реакция все же идет, пусть и медленно, а повышение температуры просто ускоряет ее. Однако, если превращение протекает по механизму цепной разветвленной реакции (а таковы, например, процессы свободнорадикального окисления), оно не подчиняется таким простым законам, и с ростом температуры скорость реакции будет возрастать лавинообразно.

Влажность, то есть, содержание воды в окружающем воздухе, влияет главным образом на стабильность твердых и безводных составов. Вода может поглощаться объемом продукта либо скапливаться на его поверхности и приводить к изменению консистенции, эстетики и функциональности (вспомним хотя бы размокание твердого туалетного мыла). Более того, вода может приводить к интенсификации химических превращений, которые в отсутствие воды протекают очень медленно либо вообще не протекают, а также к росту микроорганизмов: они особенно любят селиться на разделе фаз.

Свет и кислород

Свет – еще один фактор, влияющий на химические реакции. Свет – это источник энергии, и по этой причине может выступать как инициатор химических превращений, если молекула способна поглощать излучение данной длины волны. Однако, помимо простой энергетической подпитки (то есть, перевода молекулы в более реакционноспособное состояние), поглощение света может приводить к изменениям электронной конфигурации, что делает возможным совершенно другие реакции.

Свет влияет главным образом на стабильность продукции в прозрачной упаковке, однако он важен и для средств, предназначенных для длительного использования на открытых частях тела, особенно под воздействием солнца.

Наконец, кислород – высокоактивный компонент атмосферного воздуха, постоянной среды нашего обитания. Вокруг нас и в нашем собственном организме постоянно протекают десятки и сотни окислительно-восстановительных процессов. Косметика тоже не абсолютно инертна в этом отношении: очень многие косметические ингредиенты способны окисляться более или менее легко. Одним из факторов, влияющим на инициацию и скорость протекания окисления, является доступность кислорода, либо растворенного в продукте, либо присутствующего в свободном пространстве упаковки; именно поэтому для рецептур, содержащих легкоокисляющиеся вещества, очень важна проницаемость материала упаковки для атмосферного кислорода, конструкция упаковки (насколько она может уберечь продукт от контакта с воздухом), а также количество кислорода, попадающего в продукт с сырьем и в ходе производства.

Окисление ускоряется при энергетической "подпитке" в любой форме – будь то тепло или свет, а также в присутствии инициаторов окисления (например, пероксидов) или катализаторов (в их роли могут выступать переходные металлы). Например, медь может существенно влиять на скорость окисления растительного масла даже в концентрации 0,000005%.

Процессы окисления могут протекать по разным механизмам:
1. Свободнорадикальное окисление (автоокисление);
2. Неферментативное окисление (фотоокисление);
3. Ферментативное окисление.

Один из самых чувствительных к окислению вид сырья, массово используемого в составе косметики – растительные масла. Окисление масел – процесс сложный и протекает одновременно по нескольким механизмам. Порча косметики с растительными маслами происходит в основном за счет авто- и фотоокисления.

При свободнорадикальном окислении кислород взаимодействует с маслом с образованием пероксидов, которые распадаются до вторичных продуктов окисления. Процесс начинается с разрыва связи С-Н в альфа-положении к двойной связи с образованием аллильного радикала: такой радикал образуется легче за счет стабилизации при "размазывании" электронного облака между несколькими атомами. Аллильный радикал отличается высокой реакционной способностью и атакует другие молекулы, порождая цепь превращений. Так, разрыв связи С-С приводит к образованию альдегидов и кетонов – именно они вызывают неприятный прогорклый запах окисленного масла. Наконец, свободные радикалы могут соединяться друг с другом или "сшивать" соседние молекулы или участки молекул, что приводит к полимеризации.

Фотоокисление инициируется молекулами-сенсибилизаторами. Дело в том, что в той или иной степени очень многие вещества способны, поглощая свет (главным образом ультрафиолетовое излучение), переходить в высокоэнергетическое состояние. Они могут вернуться в исходное, стабильное состояние, либо выделяя тепло (как это происходит в случае УФ-фильтров), либо испуская свет (флуоресценция), либо более сложными способами, один из которых – передача избытка энергии молекулярному кислороду, в результате чего молекула кислорода переходит в высокоактивное спиновое состояние (синглетный кислород), в котором ее реакционная способность резко возрастает. Синглетный кислород способен напрямую реагировать с двойными связями без образования свободных радикалов. Однако продукты фотоокисления, в свою очередь, могут подвергаться автоокислительным превращениям: при фотоокислении образуются главным образом гидропероксиды, которые распадаются на свободные радикалы и далее инициируют цепную реакцию.

Следует учитывать, что реакции фотоокисления протекают намного быстрее, чем автоокислительные процессы. Антиоксиданты могут замедлить окисление по свободнорадикальному механизму, блокируя стадию инициирования или обрывая цепь, но предотвратить реакции с участием синглетного кислорода, образующегося под действием молекул-сенсибилизаторов, они не в силах.

Чувствительность растительных масел к окислению существенно зависит от состава. Разные жирные кислоты, входящие в состав триглицеридов растительных масел, ведут себя при окислении по-разному. Олеиновая кислота, имеющая одну двойную связь, относительно устойчива к окислению, но линоленовая кислота автоокисляется примерно в 200 раз быстрее стеариновой, а арахидоновая – примерно в 400 раз. Чем больше двойных связей в масле, тем выше скорость автоокисления. Кроме того, разные масла в разной степени защищены от свободнорадикального окисления: в некоторых содержится довольно много компонентов неомыляемой фракции, обладающих антиоксидантным действием, и такие масла более стабильны. Это характерно как для косметического сырья, так и для масел в составе косметики. Если использовать в рецептуре, скажем, легкоокисляющееся растительное масло (например, льняное), при этом не обеспечив должный уровень защиты от окисления, да к тому же если масло хранилось достаточно давно, либо с нарушением условий хранения, в результате чего имеет высокое пероксидное число, то высока вероятность, что такая косметика испортится довольно быстро – возможно, даже до истечения гарантированного срока годности, и порчу будет легко заметить по специфическому прогорклому запаху. Срок годности косметики, содержащей много нестабилизированных и нерафинированных растительных масел, можно увеличить при тщательном контроле сырья и устранении следов примесей, но при этом все равно сложно перешагнуть предел в 12 месяцев. Повышение концентрации антиоксидантов, как видим, способно помочь лишь до определенного предела.

Микробы атакуют

Даже если производить косметику в стерильных условиях, первое же использование ее сразу нарушит стерильность, если только изначально стерильное средство не было расфасовано в специальную (стерильную же) упаковку, исключающую контакт не только с кожей, но и с воздухом. Еще один выход из ситуации – расфасовка стерильного средства дозами для разового применения. Оба эти приема, однако, существенно повышают стоимость продукции, не говоря уже о том, что стерильность производства на всех этапах тоже обходится недешево. После вскрытия же обычной упаковки загрязнение может попадать в косметику с воздухом, а также при контакте с кожей рук, аппликаторами, кистями и т.п. Загрязнение подразумевает не только пыль, но и микроорганизмы – и косметика, не будучи адекватно защищена, может стать прекрасной питательной средой для их роста и размножения.

Попадание в косметическое средство воды тоже может оказаться вовсе не безобидным. Например, в природной воде могут присутствовать такие виды микроорганизмов, как Pseudomonas, Achromobacter, Aeromonas, Flavobacterium. Питьевая вода источников централизованного водоснабжения содержит небольшое число микроорганизмов – обычно около 300 КОЕ/г. Но даже умягченная и очищенная вода, используемая в производстве косметики, способна поддерживаать рост некоторых бактерий (особенно псевдомонад), и при длительном хранении загрязненность ее может достигать 106-107 КОЕ/мл. Поэтому используемая в производстве косметики вода должна регулярно (несколько раз в неделю) проверяться на микробную чистоту (общая обсемененность не более 100 КОЕ/мл и отсутствие Pseudomonas aeruginosa). Учитывая этот момент, производители "домашней косметики" и любители разбавлять готовую косметику водой должны быть особенно осторожны.

Итак, для того, чтобы косметика могла храниться в течение некого разумного промежутка времени, в нее приходится добавлять консерванты, причем в количестве, достаточном не только для того, чтобы справляться с нагрузкой, характерной для чистого, но все же нестерильного производства, но и для обеспечения адекватной защиты в условиях реального использования. Консерванты помогают остановить рост микроорганизмов и не дать им размножиться до предела, за которым они могут представлять опасность . Разумеется, мы живем в нестерильном мире, постоянно контактируя с вездесущими микроорганизмами, но косметика не должна повышать нормальный "микробный фон".

Тем не менее, если продукт сильно заражен, а консерванта мало или он подобран неправильно, могут возникнуть проблемы. Причиной неприятностей могут стать и рецептурные нюансы. Например, неионогенные эмульгаторы инактивируют консерванты в существенно большей степени, чем анионные эмульгаторы, и при этом сами не обладают способностью ингибировать рост микроорганизмов . Неионные эмульгаторы не оказывают денатурирующего действия на белки бактерий и могут служить источником пищи для микроорганизмов. По одной лишь этой причине неправильный выбор природы или дозировки консервантов в таких составах приводит к довольно быстрой порче. Особенно это касается неионных эмульгаторов для обратных эмульсий.

Но некоторые виды косметической продукции даже при правильно подобранных консервантах испытывают высокую нагрузку в условиях реального использования. Как правило, это косметика, элементы упаковки которой постоянно контактируют и с продуктом, и с местом нанесения. Так, упаковки типа roll-on, в которых продукт наносится на кожу при помощи вращающегося шарика, можно использовать далеко не для всякого содержимого, и консерванты для таких систем нужно подбирать с учетом высокой микробиологической нагрузки на продукт в ходе использования: ведь вращающийся шарик во время нанесения средства постоянно контактирует и с кожей, и с содержимым. По этой же причине желательно, чтобы срок годности такой продукции после вскрытия был невелик, и микробиологическая нагрузка на рецептуру не превысила предел эффективности системы консервантов.

Любопытный факт
Существуют значительные различия между микрофлорой косметических средств в зависимости от жизненного цикла средства. Так, из невскрытой косметики выделяют главным образом грамотрицательные бактерии, особенно псевдомонады. Косметика, бывшая в употреблении, имеет намного более богатый "внутренний мир": чаще всего она заражена микроорганизмами, заселяющими кожу, включая стафилококки, дифтероидоподобные бактерии и микрококки; встречаются также грибки и дрожжи.

Еще один пример такого рода продукции, особо подверженной микробной нагрузке, - декоративная и уходовая косметика для ресниц: щеточка, которой наносится средство, после контакта с ресницами постоянно контактирует с продуктом. Чем больше период использования такого средства, тем выше риски. В 2008 году были опубликованы результаты исследования микробиологической чистоты туши для ресниц после использования. Все образцы туши были закуплены в один день, срок годности на момент окончания исследования не истек. Тушь использовали ежедневно в течение трех месяцев, после чего образцы были собраны для исследования. В 36,4% образцов был обнаружен рост микроорганизмов (главным образом эпидермального стафилококка, стрептококков и грибков). В связи с этим исследователи рекомендовали использовать тушь не более трех месяцев при ежедневном применении. Кроме того, в случае травмы или после операции, а также при глазной инфекции лучше вообще воздержаться от использования косметики (особенно бывшей в употреблении) в области вокруг глаз: это снизит риск осложнений, обусловленных возможным инфицированием от косметики.

Немаловажный фактор, влияющий на размножение микроорганизмов при прочих равных условиях – температура: у бактерий и грибков есть предпочтительные условия, в которых они размножаются особенно интенсивно. По температурным предпочтениям микроорганизмы можно разделить на четыре группы.

Психрофильные, или холодолюбивые, предпочитают температуру от 0 до 20 °С. Их можно обнаружить в Арктике и Антарктике, а также в холодильных установках. В Альпах обитает микроскопическая водоросль Chlamydomonas nivalis, окрашивающая снег в розово-красный цвет. К психрофильным относятся некоторые бактерии родов Pseudomonas, Flavobacterium, Achronobacter. Для косметики они не опасны.

Факультативные психрофилы лучше всего растут при температуре от 20 до 30 °С и могут вызывать порчу пищи, хранящейся в холодильнике. Они обычно не представляют угрозы для косметики, если она хранится при комнатной температуре: хотя некоторые из них и выделяют токсины, присутствие этих микроорганизмов может вызвать проблемы разве что при проглатывании.

Мезофильные микроорганизмы могут расти при температуре от 20 до 45 °С, хотя температурный оптимум для них несколько уже – от 25 до 40 °С. Практически все микроорганизмы, патогенные для человека, относятся к мезофилам; соответственно, очень важно контролировать заражение косметики микробами именно этой группы (к ним относятся некоторые представители Pseudomonas, Enterobacter, Staphylococcus, а также Eschericia coli, некоторые дрожжи и плесени).

Наконец, термофильные микроорганизмы способны расти при температурах от 45 до 110 °С, но большинство из них процветает при 55-85 °С. Угрозы для порчи косметики они не представляют, поскольку косметические средства все же не хранятся в таких условиях.

Рецептура: внутренние риски

Химическая нестабильность обусловлена химическими превращениями, происходящими в продукте, будь то реакции между различными компонентами или превращения одного из них под действием внешних факторов. Это может проявиться как изменение цвета, запаха, консистенции, реологии или рН, однако некоторые химические изменения могут быть определены только при помощи специальных методов анализа. Химическая нестабильность может привести к потере эффективности или функциональности продукта, ухудшению его эстетики, а также негативно сказаться на безопасности средства. Риск химических превращений, приводящих к нестабильности, особенно высок для продуктов с высоким содержанием воды, экстремальными значениями рН, а также содержащих высокореакционноспособные ингредиенты.

Помимо химической нестабильности, значимую роль в поведении косметики при хранении могут сыграть и физические факторы – такие, как солюбилизация или адсорбция. Наполнители и пигменты могут адсорбировать консервант на поверхности, причем степень вывода консерванта из системы будет зависеть и от способа приготовления продукции: если консервант растворять во взвеси, содержащей твердые частицы, адсорбция будет выше, чем если добавлять его уже в готовую эмульсию, когда поверхность твердой фазы частично занята другими адсорбированными компонентами. Кроме того, адсорбция эмульгатора на поверхности пигментов приводит к тому, что для стабилизации тонального крема требуется большее количество эмульгатора, чем для получения стабильной эмульсии с тем же содержанием масляной фазы, но без пигментов.

Еще один пример – средства для автозагара. Дигидроксиацетон, стабильный в сухом состоянии, постепенно разрушается в водном растворе. Составы с дигидроксиацетоном чувствительны к рН и температуре, может проявляться несовместимость с полимерными загустителями, отдушками, азотсодержащими компонентами, оксидами металлов – все это существенно ограничивает срок годности такой косметики. В ходе хранения рН рецептур с дигидроксиацетоном со временем сдвигается до значений 3-4. При таких рН дигидроксиацетон стабилен, а повышение рН ведет к увеличению скорости его распада. Для того, чтобы обеспечить стабильность рецептуры, необходимо поддерживать рН на уровне 3-4, однако это чревато раздражением кожи из-за низкого рН, а также накладывает ряд серьезных ограничений на выбор ингредиентов. Лимонная и молочная кислоты могут даже дестабилизировать состав. Кроме того, готовая продукция, содержащая дигидроксиацетон, должна быть упакована в непрозрачную упаковку, способную защитить содержимое от света.

Аскорбиновая кислота – ценный косметический ингредиент с высокой биологической активностью, но ее чувствительность к окислению делает проблему стабилизации ее в рецептуре довольно острой. Окисление аскорбиновой кислоты приводит не только к изменению цвета – теряется активность. Соответственно, необходимо минимизировать окисление. Помимо ограничения насыщения состава кислородом в ходе приготовления эмульсии и использования специальной упаковки, важно также учитывать особенности составления рецептур с аскорбиновой кислотой: например, в кислой среде аскорбиновая кислота намного более стабильна, чем в нейтральной или щелочной, поскольку ионизированная форма чувствительнее к окислению. Интересно также, что аскорбиновая кислота более стабильна в вязких системах, чем в жидких – возможно, потому, что они хуже насыщаются кислородом.

В декоративной косметике для губ одной из основных причин нестабильности является "неправильная" кристаллизация, приводящая к структурным проблемам. Для бальзама или губной помады упорядоченная восковая матрица необходима, поскольку она создает необходимую структуру и препятствует отделению масел. Проблема усложняется еще и тем, что на поведении помады существенно сказываются не только рецептурные, но и технологические особенности: например, разные режимы охлаждения могут приводить к различиям в формировании кристаллической матрицы.

Наконец, внутренней проблемой может стать просто ошибочная компоновка ингредиентов в рецептуре. Например, если растворяющей способности масляной фазы недостаточно для того, чтобы кристаллические УФ-фильтры оставались растворенными при колебаниях температуры в допустимых пределах. В результате происходит кристаллизация фильтров, и фактический SPF уже не будет соответствовать заявленному на упаковке – то есть, солнцезащитное средство не будет выполнять свои функции в ожидаемом объеме, а это уже напрямую угрожает безопасности потребителя, поскольку создает ложное чувство защищенности.

Как устанавливают срок годности косметики и условия хранения

Итак, с течением времени свойства косметического продукта могут меняться под воздействием микроорганизмов, окисления, УФ-излучения, химических взаимодействий между компонентами. Создание стабильного косметического средства требует всестороннего анализа и понимания информации, собранной на этапе составления рецептуры и исследования полученного состава. Оценка поведения продукта во времени – важный этап разработки, длительный и затратный, но необходимый: ведь производитель обязан определить срок годности средства и гарантировать стабильность и безопасность своей продукции в течение всего этого срока, а также определить условия, в которых это может быть гарантировано. Если в рецептуре использована давно отработанная и изученная база (так называемое "шасси"), сроки тестирования можно несколько сократить, но совсем отказаться от него нельзя: ведь даже давно знакомая система способна преподнести сюрпризы при внесении в нее изменений.

Конечно, самый надежный способ оценки стабильности – хранить образцы в течение всего срока годности (например, 30 месяцев) при стандартных условиях, периодически проверяя характеристики продукта. Технически это, может быть, и обоснованно, но с коммерческой точки зрения нецелесообразно, иначе продукция рискует устареть к моменту ее серийного производства. Поэтому в действительности перед запуском продукта в производство проводят ускоренные тесты, а наблюдение за поведением продукта в реальном времени продолжается все время, пока он выпускается. Таких тестов обычно несколько:

Тест на ускоренное старение (хранение образцов при повышенной температуре);
- тест на стрессовые температурные воздействия (циклы замораживания/размораживания или охлаждения/нагревания);
- хранение при стандартных условиях (20 или 25 °С) или при комнатной температуре (проверка поведения продукта в реальных условиях);
- тест на провокационное заражение (challenge test), позволяющий оценить способность выбранной системы консервантов защищать продукт от микробиологической порчи;
- проверка фотостабильности;
- проверка совместимости с упаковкой.

Принцип ускоренного старения для оценки стабильности и срока годности продукции позаимствован у фармацевтической промышленности. Методология тестирования основана на хранении образцов при повышенной температуре: согласно правилу Вант-Гоффа, скорость реакций первого порядка увеличивается в 2-4 раза при повышении температуры на 10 °С, да и микроорганизмы с повышением температуры ведут себя активнее. Это позволяет быстрее выявить проблемы, которые могут возникнуть при хранении средства в обычных условиях. Кроме того, тест на ускоренное старение применяется и для прогнозирования срока годности. Например, считается, что эмульсия, стабильная при 40 °С в течение шести месяцев, либо трех месяцев при 45 °С, может храниться два года в стандартных условиях.

Ускоренное старение проводят при различных температурах – 37, 40 или 45 °С, иногда даже выше. Точные значения температуры и продолжительность теста различаются в зависимости от целей тестирования и этапов разработки продукта. Например, тесты на ускоренное старение при 50 °С следует проводить только в том случае, если продукция предназначена для продажи в очень жарком климате: в любом другом случае при этой температуре в средстве будут происходить изменения, которые никогда не будут иметь место в реальности. Обычная продолжительность теста – несколько месяцев (от двух до шести). Через определенные промежутки времени образцы проверяют по определенным показателям и сравнивают с показателями в начале теста и с данными для образцов контрольной группы. Образцы контрольной группы хранят при 4 °С (плюс-минус два градуса): при такой температуре физико-химические и микробиологические процессы, хоть и не прекращаются совсем, но протекают достаточно медленно. Длительность хранения контрольных образцов должна совпадать с длительностью хранения образцов в самом продолжительном тесте; при этом очень важно поддерживать стабильную температуру хранения.

При проведении тестирования на ускоренное старение нужно понимать, что результаты не всегда могут быть с абсолютной достоверностью экстраполированы на поведение продукта в обычных условиях. Например, стабильность некоторых ингредиентов, как уже говорилось выше, снижается с ростом температуры. Если продукт содержит углеводы, то при высокой температуре можно ожидать протекания реакций карамелизации или гликозилирования, чего в обычных условиях происходить не будет. Тем не менее, ускоренное старение дает ценные данные, позволяющие определить неприемлемые условия хранения, а также отсечь заведомо неудачные составы, демонстрирующие нестабильность. Так, продукт, нестабильный при очень высокой температуре, не обязательно будет нестабилен в реальных условиях использования. Но, с другой стороны, если средство оказалось стабильным в тесте на ускоренное старение, оно будет стабильным и при обычных условиях.

Если планируется поставлять продукцию в разные климатические зоны, при планировании испытаний полезно учитывать климатические данные для разных географических регионов. Считается, что тесты следует проводить при средней максимальной кинетической температуре и средней максимальной влажности. Влажность моделируют либо путем хранения косметики в климатической камере, что может позволить себе не каждый производитель, либо хранением в закрытом контейнере, атмосфера которого находится в равновесии с насыщенным раствором определенной соли. Например, насыщенный раствор нитрата калия при 40 °С обеспечит относительную влажность в закрытой емкости 88%, хлорида натрия – 75%, а хлорида магния – всего 32%.

Тест на провокационное заражение (challenge test) также служит ценным инструментом прогнозирования срока годности продукции. Суть теста состоит в том, что испытываемые образцы заражают определенными штаммами микроорганизмов, а через определенные промежутки времени (например, через 6 часов, 24 часа, 7 дней, 14 дней, 21 день и 28 дней) отбирают аликвоты, делают посев и подсчитывают образующиеся колонии. Количество КОЕ/мл на определенном этапе теста указывает на способность системы консервантов справиться с заражением. Обычно это выражается посредством величины десятикратного сокращения D – времени, необходимого для уменьшения популяции тестовых микроорганизмов в десять раз. Например, для неадаптированных грамотрицательных бактерий значение D должно быть около 30 часов. Это означает, что, если консервант не сможет справиться с внесенным заражением за первые 30 часов, то микроорганизмы в продукте будут продолжать существовать и размножаться.

Для оценки адекватности и пригодности системы консервантов тесты на провокационное заражение проводят как с образцами, хранящимися при обычных условиях, так и с образцами из группы ускоренного старения: это покажет, насколько консерванты способны защищать продукт в ходе хранения. Однако при работе с образцами после ускоренного старения нужно также принимать во внимание термостабильность консерванта. Например, имидазолидинилмочевина чувствительна к повышенным температурам, и такие тесты могут привести к неверным результатам. Еще один пример такого рода – альтернативная система защиты косметики от микробного заражения на основе ферментов лактопероксидазы и глюкозоксидазы. С ростом температуры активность ферментов вполне может снизиться, а при определенной температуре они могут инактивироваться полностью и необратимо. Система на базе лактопероксидазы и глюкозоксидазы сохраняет активность после хранения при 35 °С в течение 24 недель, но при более высокой температуре активность утрачивается. Это означает, во-первых, что для косметики, в которой использована данная система, температура тестов на ускоренное старение и температура хранения образцов при проведении нагрузочных микробиологических тестов не должна превышать 35 °С, а условия хранения должны учитывать этот нюанс, и в ходе испытаний на стабильность проверка активности ферментов обязательна.

Полезной практикой является также оценка микробной чистоты образцов продукции, бывших в использовании (например, после тестирования потребительских характеристик), в сравнении с контрольными, ранее не вскрывавшимися. Если общее количество аэробных микроорганизмов в бывшем в употреблении образце ниже 10 КОЕ/г, и система консервантов по-прежнему эффективна, рецептура считается защищенной в условиях использования. Такие тесты дают ценную информацию и для определения срока годности продукта после вскрытия.

Необходимо учитывать и тот факт, что консерванты могут адсорбироваться и на поверхностях упаковки, контактирующих с продуктом. Например, известно, что парабены, бензойная, сорбиновая и салициловая кислоты адсорбируются полиэтиленом. Поэтому очень важно проводить испытания стабильности косметики и эффективности системы консервантов именно в той упаковке, в которой продукцию планируется продавать.

Температурные циклы дают важную информацию по стабильности рецептуры, но ничего не говорят о сроке годности. Обычно проводят пять циклов замораживания/размораживания (от -10 °С до комнатной температуры в течение 24 или 48 часов). Иногда образцы оцениваются на стабильность при перепадах положительных температур: для этого их помещают в специальную камеру, в которой температура меняется от 4 до 45 °С каждые 48 часов в течение месяца.

Оценку совместимости продукта с упаковкой в идеале, конечно, следует проводить именно в той упаковке, в которой он будет продаваться. Однако, если это невозможно, тестирование проводят в упаковке, максимально приближенной к выбранной. Контрольные образцы для такого теста хранятся в упаковке из инертного материала (обычно это герметичная емкость из стекла), чтобы удостовериться, что изменения (если таковые наблюдаются) обусловлены взаимодействием продукта с упаковкой, а не присущи самой рецептуре.

Проблемы совместимости продукта с упаковкой могут приводить к проблемам с перевозкой и хранением. Плохие барьерные свойства могут приводить к улетучиванию отдушки, выцветанию, окислению в результате проникновения кислорода, потере веса при хранении и т.п. Наконец, несовместимость с упаковкой может приводить к деформации, растрескиванию, размягчению или набуханию упаковки, адсорбции ингредиентов на внутренней поверхности (в том числе и консервантов), миграции красителей и других компонентов материала упаковки в продукт. Такой тест также полезен в плане получения информации для прогнозирования срока годности.

Тест на фотостабильность можно проводить в реальных условиях (как правило, это воздействие дневного света с северной стороны в течение месяца), но в этом случае тест невозможно стандартизировать и обеспечить воспроизводимость условий. Поэтому для таких испытаний чаще используют искусственное освещение со спектром, близким к спектру солнечного света. Обычно в качестве источника света применяют дуговую лампу с угольными электродами или ксеноновую дуговую лампу, причем последняя предпочтительнее по спектральным характеристикам. Стабильность образцов оценивается через определенные промежутки времени по степени изменения цвета, а также по запаху, внешнему виду и консистенции в сравнении с контрольным образцом, хранившимся в темноте. Кроме того, некоторые производители проверяют устойчивость продукции при искусственном освещении, характерном для торговых залов.

Важность проведения всестороннего тестирования демонстрирует реальная история. Разработчик проверил очищающий крем для лица на стабильность в условиях ускоренного старения, на фотостабильность, коллоидную стабильность, совместимость с выбранной упаковкой, и продукт был выпущен на рынок. Однако спустя несколько недель после поступления в продажу начались нарекания по поводу отделения масла, и с каждым днем ситуация ухудшалась. Было ли это производственной проблемой? Нет. Просто, как выяснилось, поставки происходили зимой, крем подвергался воздействию низкой температуры и вибрации (перевозка автотранспортом), и сочетание этих факторов с высоким содержанием внутренней масляной фазы привело к синерезису. Проблему можно было бы предвидеть, если бы продукт был протестирован при помощи специального приспособления (лабораторного встряхивателя) в условиях холода и высокой температуры.

Не лучше ли хранить косметику в холодильнике?

Как уже упоминалось ранее, при тестах на ускоренное старение контрольная группа образцов хранится при 4 °С, поскольку при этой температуре изменения в образцах замедляются. Так не лучше ли хранить всю косметику при такой температуре?

Нет, не лучше. И вот почему.

Большинство косметических средств содержит те или иные консерванты и стабилизаторы, поскольку косметика изначально предназначена для хранения, перевозки и использования при обычных температурах и должна быть проверена производителем на стабильность и сохранение потребительских свойств именно в этих условиях. Разумеется, если вы приготовили крем своими руками и решили не класть туда консервантов, лучше поместить его в холодильник: так он сохранится хотя бы несколько дней. Если вы живете в очень жарком климате без кондиционера, и температура воздуха в квартире достигает 40 °С, холодильник тоже может вас очень выручить. Но, если температура воздуха в помещении близка к норме, необходимости в таком хранении косметики нет, если только это не указано на упаковке. Например, некоторые средства лечебной косметики предписывается хранить в холодильнике, если вы не планируете использовать их полностью в течение 60 дней, а некоторые можно до вскрытия хранить при комнатной температуре, но после вскрытия – уже в холодильнике, причем ограниченное количество времени (обычно не более месяца). Обо всем этом обязательно будет сказано в маркировке.

Во всех остальных случаях держать косметику в холодильнике вовсе не обязательно. А иногда даже и вредно.

Хранение при температурах вблизи точки замерзания воды может приводить к существенным изменениям физических свойств. Эти изменения могут быть обусловлены изменением растворимости компонентов (в результате выпадает осадок), изменениями конфигурации ламеллярных структур, использованных для стабилизации эмульсии, изменением размеров частиц твердой фазы и капель эмульсии. Некоторые из этих изменений могут быть обратимы, но скорость, с которой восстанавливается равновесное состояние при нормальной температуре, может быть очень разной. Существуют и необратимые изменения.

Например, УФ-фильтры могут кристаллизоваться в ходе хранения при низких температурах: снижение температуры уменьшает растворимость. Это может никак не отражаться на внешнем виде эмульсии и будет заметно только под микроскопом, однако кристаллизация УФ-фильтров резко уменьшает SPF. И в этом случае холодильник не только не способствует лучшей сохранности солнцезащитной косметики, но может даже и ухудшить ее потребительские качества. Интересно, что в солнцезащитных рецептурах с непрерывной масляной фазой (масла или обратные эмульсии) проблемы кристаллизации могут быть выражены сильнее, чем в прямых эмульсиях.

Средства на основе масел, силиконовые праймеры, тональные средства в холодильнике могут изменить текстуру, потерять однородность, причем иногда необратимо.

Растительные масла ввиду особенностей состава демонстрируют сложное поведение при плавлении и могут образовывать несколько кристаллических форм, причем каждая со своей точкой плавления. Хранение на холоде может приводить к рекристаллизации в ту кристаллическую форму, которая наиболее стабильна при этой температуре. В твердых масляных составах возможна кристаллизация отдельными доменами, что вызывает, например, появление белого налета на поверхности помады. В эмульсиях кристаллизация масел и восков в результате хранения при пониженной температуре может вызвать изменение текстуры, вязкости и внешнего вида.

Наконец, хранение в холодильнике не защищает и от микробов – ведь продукты в нем все-таки портятся. Так что бытовой холодильник может помочь скорее не продлить срок годности косметики, а минимизировать изменения свойств, но не всегда и лишь до определенного предела.

Тем не менее, прогресс не стоит на месте, и производители бытовой техники сейчас предлагают специальные миниатюрные холодильники для хранения косметики. Они не занимают много места, могут устанавливаться на столе, комоде или крепиться к стене. Такие холодильники могут работать как от сети, так и от аккумулятора; некоторые модели обеспечивают одинаковую стабильную температуру во всем объеме (обычно около 8-12 °С), а в некоторых есть отсеки с разными температурными режимами, но в среднем температура хранения в таких устройствах близка к середине стандартного диапазона хранения.

И снова об ответственности изготовителя

Бывают ситуации, когда косметика портится и до истечения гарантированного изготовителем срока годности даже при соблюдении условий хранения. Причин этому может быть несколько.

Глобальная проблема общей нестабильности всех партий выпущенной на рынок продукции может означать, что тестирование продукции было выполнено небрежно, а то и вовсе не проводилось, и рекомендации по хранению даны "с потолка", а срок годности установлен именно таким просто потому, что "все так делают". Ответственный производитель никогда не допустит такой ситуации и не будет обманывать покупателей, уверяя, что все нормально, что на самом деле так и должно быть, потому что "средство очень натуральное" или "содержит много активных компонентов", и поэтому портится быстро, либо что "лучше хранить крем в холодильнике", хотя в маркировке указано, что температура хранения от 5 до 25 °С, а срок годности составляет два года. Получается прямое противоречие: ведь производитель уже дал гарантии сохранности продукта именно на этот срок и именно в этих условиях, иначе на упаковке фигурировали бы совсем другие рекомендации. Это нарушение закона, и такого производителя можно привлечь к ответственности за обман.

Однако проблема может быть и в другом: например, рецептура в целом надежна, но в сырье или упаковочных материалах, использованных для производства определенной партии, имелись отклонения, которые и привели к нежелательным последствиям. К сожалению, такая "бомба" может взорваться на любом производстве, но единичные случаи не должны превращаться в "нормальную практику" - наоборот, их нужно тщательно анализировать и принимать необходимые меры, чтобы в дальнейшем подобные ситуации не повторялись, а продукцию несоответствующего качества следует изымать и заменять на качественную. Серьезный производитель, дорожащий своей репутацией, никогда не оставит такие моменты без внимания и не будет успокаивать покупателя историями о том, как хорошо держать косметику в холодильнике.

И в заключение – несколько советов:

Елена Красней, главный технолог СОАО "Парфюмерно-косметическая фабрика "Модум - наша косметика""

К наиболее важным факторам, влияющим на сохранность парфюмерно-косметических товаров, относятся упаковка и хранение.

Упаковка.

Основное назначение упаковки - защита продукции от неблагоприятных внешних воздействий и уменьшение количественных и качественных потерь товара.

Основные требования к упаковке парфюмерно-косметических товаров заключается в следующем:

  • - отсутствие взаимодействия материала упаковки с содержимым;
  • - отсутствие миграции компонентов упаковки в содержимое;
  • - создание герметичности при хранении, транспортировании и пользовании;
  • - экологичность;
  • - экономичность.

Требования к упаковке, транспортированию и хранению отечественных парфюмерно-косметических товаров устанавливаются в зависимости от их вида, консистенции и других особенностей в нормативных документах. См Приложение 13

Маркировка.

Обязательным требованием при маркировке товаров является наличие следующих сведений:

  • 1. Наименование и назначение изделия.
  • 2. Наименование, местонахождение (юридический адрес) изготовителя или местонахождение (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензии.
  • 3. Товарный знак изготовителя (при наличии).
  • 4. Масса нетто, объем или количество.
  • 5. Состав изделия.
  • 6. Условия хранения.
  • 7. Срок годности, дата изготовления.
  • 8. Обозначение нормативного или технического документа (для товаров отечественного производства).
  • 9. Информация об обязательной сертификации.
  • 10. Информация об эффективном применении и предостережения.

Данные сведения, являются обязательными для изготовителя и (или) продавца. Обязательные сведения (п. 1-10) требуется указывать в маркировке товара в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", ст. 10 и Правилами продажи отдельных видов товаров, п. 11. В зависимости от вида товаров продавец (изготовитель) вправе применять п. 8 - 10 частично, обеспечив при этом необходимую для потребителя информацию в соответствии с требованиями нормативных документов на конкретный товар.

Хранение и транспортирование парфюмерно-косметических товаров.

Является важным этапом, обеспечивающий сохранение стабильности исходных свойств и характеристик товара или их минимальное изменение при соблюдении соответствующих условий хранения.

Условия хранения парфюмерно-косметических товаров:

  • 1. климатические
  • - температура
  • - относительная влажность воздуха
  • - воздухообмен
  • - освещение.
  • 2. Санитарно-гигиенические
  • - чистота
  • - биологическая загрязненность
  • - микробиологическая загрязненность.
  • 3. Размещение
  • - защита от механических воздействий
  • - товарное соседство
  • - механизация работ.

Перевозят парфюмерно-косметические товары всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах и универсальных контейнерах в соответствии с правилами перевозки.

1 Введение…………………………………………………………………………….2

2 Основные материалы для упаковки парфюмерных товаров …………………..3-7

3 Вид укупорки…………………………………………………….……………...7-10

5 Вывод………………………………………………………………….…...…..11- 12

6 Список литературы……………………………………………………….……….13


1. Введение

Упаковка любого товара, а духов особенно - высочайшее искусство. Оболочка, как и сами духи, создается на долгие годы. Перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее запаха стараются художники и дизайнеры. Еще в гробницах фараонов древнего мира были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы пользовались специальными восточными украшениями - подвесками, в которые вкладывали ароматические вещества. При ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся аромат. В настоящее время широко распространен прием оформления флакона - в виде женской фигуры. Упаковка духов - это часть аромата.

2. Основные материалы для упаковки парфюмерных товаров

Парфюмерные товары выпускаются в фасованном виде и таре, которая должна предохранять их от испарения, вредного воздействия света, воздуха, влаги и посторонних запахов. Поэтому тара должна быть герметичной и достаточно прочной. Материал для тары не должен вступать во взаимодействие с компонентами парфюмерной жидкости. Особенность парфюмерных изделий в том, что внешний вид тары, упаковки является эстетическим показателем качества изделия в целом и часто основным показателем, по которому покупатель выбирает духи.

В качестве тары для фасовки парфюмерных жидкостей в основном применяют стеклянные флаконы, реже хрустальные или керамические.

По технической характеристике, типу горлышка и способу укупорки флаконы подразделяются на:

· Флаконы с горлышком под притертую пробку;

· Флаконы с горлышком под винтовой колпачок;

· Флаконы под укупорку аэрозольным клапаном;

· Флаконы под укупорку пульверизационным клапаном.

По способу обработки выпускаются флаконы:

· со шлифовано-полированной поверхностью,

· без дополнительной обработки,

· с сочетанием не скольких видов обработки.

В последние годы флаконы для парфюмерии, особенно за рубежом, широко декорируются чернением, травлением, гальванизацией, лакировкой, печатью, металлизацией, используется и цветное стекло.

Что касается упаковки парфюмерных товаров, то в последнее время обычно используется пластик и стекло, но и картон пока не сдает своих позиций. Как правило, из него изготавливаются коробочки, в которые упаковывают флаконы с духами, одеколоном и прочими ароматическими веществами, тубы с косметикой. Такие коробки производители парфюмерной продукции называют вторичной упаковкой.

В России до последнего времени использовались лишь стандартные типы коробок, но сегодня, когда отечественная промышленность начала выпускать среди прочей и элитную парфюмерию, появился спрос на эксклюзивные, оригинальные формы дизайна картонных коробок. Более того, в упаковке этих товаров все чаще пользуются спросом именно традиционные материалы, к которым относится и картон. На Западе сегодня явно виден отход от яркой аляповатости в дорогой упаковке. Связано это, прежде всего, с изменением предпочтений потребителей - люди устали от всех этих сверхсовременных технологий, им хочется чего-то более привычного, надежного и понятного в океане враждебного мира. И в первую очередь это касается именно парфюмерии, так как такие вещи входят в круг интимных, личных вещей владельца, призваны создавать вокруг него ту самую ауру покоя и красоты, ради которой они приобретаются. Кроме того, картон обладает и другими положительными свойствами.

· относительная прочность при транспортировке;

· легкость;

· компактность;

· возможность упаковывать большое количество самых разнообразных продуктов;

· высокая экологичность.

К качеству картона, используемого для упаковки парфюмерной продукции, всегда предъявлялись самые высокие требования. В связи с этим до недавнего времени основная масса такого картона завозилась из-за границы, ведь в России такой картон не производился. Однако сейчас ситуация стала меняться - на рынке все больше предложений отечественных производителей, ассортимент их постоянно расширяется. Связано это как с увеличением спроса российских парфюмерных фирм на тару, так и с обновлением и модернизацией производственной базы «картонщиков», таким образом в данном секторе начался долгожданный рост производства. Тем более отечественным производителям было бы полезно узнать о том, какие технологии применяются в данной сфере в западных странах, как можно украсить упаковку из картона, превратив ее практически в шедевр.


Схема картонной упаковки для парфюмерного флакона.

Конструкция состоит из трех деталей:

· нижнего бокса;

· платформы с отверстием для фиксации флакона;

· верхней части – крышки.

Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притертыми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрытием или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы или металла.

Одеколоны и душистые воды расфасовывают в стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками заполняются парфюмерной жидкостью до уровня плечиков; флаконы без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов.

Горлышки флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшем (пленка из говяжьих или бараньих кишок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.

Флаконы с духами и одеколонами могут быть уложены в художественно оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упаковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковывают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой. Высококачественные духи, одеколоны выпускают в футлярах, отделанных бархатом, тканью, литографской печатью. Некоторые зарубежные фирмы увязывают цвет упаковки с ведущим ароматом изделия.

На флаконы с парфюмерными товарами наклеивается художественно оформленная этикетка с указанием на лицевой стороне этикетки наименования изделия; на обратной стороне - наименования предприятия, его местонахождения или его товарного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обозначения стандарта, наименования группы изделия.

4. Вид укупорки

Вид укупорки для флаконов оказывает существенное влияние на сохранность парфюмерной жидкости и удобство пользованием изделием. Преобладает укупорка парфюмерных флаконов с помощью винтовых колпачков. Для этого используются пластмассовые колпачки, металлические и комбинированные (пластмасса с металлом). Широкое использование колпачков из термопластов- полиэтилена, полипропилена- позволило заменить притертые пробки винтовыми колпачками, улучшить герметичность, уменьшить трудоемкость производства флаконов и фасовки.

При навертывании колпачка на горлышко флакона уплотнение получается за счет прокладки или конусообразной выступающей внутренней поверхности колпачка, а так же конусообразных «грибков» из пластмассы. Прокладки изготавливаются из корковой пробки, из эластичной пластмассы (70% полиэтилена и 30% полиизобутилена) и из пищевой резины белого цвета. Прокладки должны быть эластичными, что бы при завертке колпачков за счет сжатия могли закрывать неровности верхней части горлышка флакона. Они должны быть непроницаемыми и стойкими к парам спирта и душистых веществ.

В последнее время в России и за рубежом стали применяться защитные колпачки, которые помимо основного назначения имеют еще и контрольные функции, те предотвращают незаметное открывание флакона. Это исключает возможность фальсификации продукта. Эффективным защитными свойствами обладает мембранная укупорка флаконов. Не прорвав ее, невозможно достать содержимое. После налива жидкости флакон запечатывается мембранной, затем навинчивается или напрессовывается колпачок. Используются колпачки с отрывным пояском, который при открывании флакона остается на горле.

Более удобной и экономичной с точки зрения расхода парфюмерии является аэрозольная (Spray) и пульверизационная укупорка (Natural Spray).

Spray обозначает аэрозоль: флакон заполняется под давлением и при помощи газа. Если нажать на головку клапана, от оттуда мельчайшими капельками брызнут духи. Изготавливаемые ранее (15-20 лет назад) аэрозоли имели существенный недостаток: было обнаружено, что углеводородные соединения, содержащие атомы фтора и хлора, разрушают озоновый слой в атмосфере. В настоящее время для производства аэрозолей применяют безвредные для окружающей среды газы. Поэтому изделия с пометкой Spray можно использовать без опасения. Кроме того, что жидкость они распыляют с особой тщательностью, аэрозоли имеют еще одно преимущество - почти не ограниченный срок годности, так как жидкость в нутрии полностью защищена от контакта с воздухом. Поэтому аэрозоли подходят тем женщинам, которые пользуются одновременно несколькими разными духами.

Spray обладает примерно такой же концентрацией пахучих веществ, как и соответствующий продукт без аэрозольной упаковки. Тем не менее духи проявляются здесь по-другому, особенно в первый момент. Из-за распыления жидкости аромат ощущается сразу и полностью, а у обычных духов он проявляется постепенно, за счет тепла человеческого тела.

Natural Spray обозначает флаконы с пульверизатором. Они не содержат никакого газа, а распыление происходит за счет самой головки пульверизатора, действующей как помпа. В этом случаи распыляемы частицы е так мелки, как в случаи с использованием газа. Срок хранения этих духов такой же, как и флаконов без распыляющих устройств, а «раскрывается запах медленнее», чем у аэрозольных.


5. Вывод

Даже сегодня в современном бизнесе недооценена роль упаковки в объемах продаж товара. Существует архаичное мнение, что достаточно хорошего качества и низкой цены, чтобы стимулировать продажи. Итак, упаковка это не только то, что позволяет транспортировать изделие от производителя к покупателю.

Упаковка - это:

1. то, что в первую очередь привлекает внимание именно вашего покупателя,

3. именно такое сочетание цветов, как на вашей упаковке, будет искать покупатель в следующий раз на прилавке,

4. именно по номерам телефонов, которые указаны на упаковке, будут заказывать товар магазины и региональные оптовики,

5. возможно, более низкая по стоимости упаковка станет Вашим козырем в ценовой войне с конкурентами,

6. только удобная в хранении и транспортировке упаковка может снизить себестоимость товара и открыть новые рынки.

И наоборот:

1. ничто так не отталкивает покупателя, как деформированная, не качественная упаковка,

2. ничто так не тормозит продажи, как серая, безликая упаковка,

3. именно непривлекательная упаковка позволяет покупателю усомниться в правильности выбора еще до того, как он возьмет товар в руки.

6. Список литературы

1. ГОСТ 26429-87;

2. Яковлева Л.А.Товароведение парфюмерно-косметических товаров.-СПб.: Лань,2001.

3. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров.-М.:Деловая Литература,2000.

4. www.magpack.ru

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделиться: