Трудовой кодекс часть 2 статья 36. Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере

03.05.2016

Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере

Коллективные переговоры – это регламентированный законом период коллективно-договорного процесса взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателей (представителями работодателей), обеспечивающий им возможность свободно участвовать в выборе круга вопросов регулирования социально-трудовых отношений, обстоятельном их обсуждении, а также в подготовке и согласовании проектов коллективных договоров и соглашений для их подписания.

Права и обязанности сторон вступать в коллективные переговоры относятся к числу основных трудовых прав работников и работодателей, закрепленных в статьях 2, 21 и 22 Трудового кодекса РФ.

Применительно к работнику в ст. 21 ТК РФ указывается, что работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей. Гарантии этого права включают также право работника на объединение, в частности их право на создание профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Применительно к работодателям в ст. 22 ТК РФ их право вести коллективные переговоры непосредственно увязано с их обязанностью заключать коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Эта обязанность также неразрывно увязана в ст. 22 ТК РФ с их обязанностью предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Порядок проведения коллективных переговоров

Инициаторами проведения переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры влечет наложение административного штрафа (ст. 5.28 КоАП).

Чтобы не допускать ослабления позиции заинтересованных организаций работников в процессе ведения коллективных переговоров и заключения соответствующих договоров и соглашений , запрещается их ведение и заключение от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 3 ст. 36 ТК, ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

В содержании этих норм, включенных в действующее трудовое законодательство РФ, отражены основополагающие положения ряда Международных конвенций и рекомендаций по рассматриваемым вопросам. В их числе имеются в виду Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949), Конвенцию N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) и Рекомендацию N 163 «О содействии коллективным переговорам (1981). В них обращается внимание на понятие коллективных переговоров и меры, содействующие им. Под «коллективными переговорами» понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

  • определения условий труда и занятости;
  • и/или регулирования отношений между работодателями и работниками;
  • и/или регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Конвенция N 154 имеет широкую сферу действия, ибо она распространяется на все отрасли экономической деятельности. В ней указывается также, что национальным законодательством могут устанавливаться гарантии и особые способы ее применения в отношении вооруженных сил, полиции и государственной службы.

Меры содействия коллективным переговорам определяются соответствующими национальными условиями. Так, в Конвенции N 154 указывается, что эти меры должны быть направлены, в частности, на то, чтобы:

  • коллективные переговоры были возможны для всех работодателей и всех категорий работников в отраслях деятельности, указанных в Конвенции;
  • чтобы они распространялись на все вопросы, которые составляют цель коллективных переговоров.

Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе ведения коллективных переговоров является закрепленное в ч. 3 ст. 36 ТК РФ требование соответствующих международно-правовых норм о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций или органов, созданных либо финансируемых работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Многие важные вопросы, в частности, и процедурные, связанные с обеспечением законности в процессе коллективных переговоров, отражены в ст. 37 ТК РФ, определяющей порядок ведения коллективных переговоров, направленный на реализацию демократических принципов взаимоотношений сторон, коллективных переговоров и прежде всего принципов свободы и равноправия сторон, участвующих в коллективных переговорах. В ней подчеркивается, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. В ней также отражена приоритетная роль профсоюзов в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров.

Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов (ч. 6 и 7 ст. 37 ТК РФ). Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст. 37 ТК РФ, согласно которой первичная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 37 ТК РФ, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.

Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них.

По существу аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.

В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения.

В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюзов. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на предусмотренных в ст. 26 ТК РФ уровнях социального партнерства предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

В интересах дальнейшего развития принципов демократического подхода к участию профсоюзов в защите трудовых прав и интересов работников в ч. 5 статьи 37 ТК РФ предусмотрено, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В ходе коллективных переговоров естественно и нередко возникают разногласия. Поэтому важное практическое значение имеет статья 38 ТК РФ, определяющая правовой порядок их урегулирования. Он включает, прежде всего, обязательность составления протокола разногласий по всем или отдельным вопросам, по которым не принято согласованное решение.

Согласно ч. 2 ст. 40 ТК РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одноименным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в соответствии со ст. 40 ТК РФ могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, установленном ТК, иными федеральными законами.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

К лицам, участвующими в коллективных переговорах, предусмотренных в ст. 39 ТК РФ, относятся, прежде всего, представители сторон коллективных переговоров, направленные в установленном порядке в соответствующую комиссию по ведению коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора, соглашения на любом уровне, а также их разработки и заключения. Кроме того, в указанной работе могут участвовать эксперты, специалисты, посредники. Все они имеют право на гарантии и компенсации на условиях, установленных в указанной статье.

Для успешного проведения довольно объемной и сложной работы, связанной с коллективными переговорами, предусмотрены следующие гарантии:

  • Освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более трех месяцев.
  • Сохранение на соответствующий период заработной платы.

Кроме того, указанным лицам компенсируются все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах. Размеры и источники этих компенсаций определяются законодательством, коллективным договором, соглашением. Что касается компенсационной оплаты за услуги экспертов, специалистов и посредников, то она производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В отношении представителей работников в ч. 3 статьи 39 ТК РФ предусмотрены также еще дополнительные гарантии в сфере труда. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, например, по сокращению численности или штата работников, без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство. Однако эта гарантия не действует в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя, если оно производится за совершение представителем работников проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами такое увольнение невозможно.

Ответственность сторон коллективных переговоров за уклонение от участия в них

Указанная ответственность сторон коллективных переговоров предусмотрена в статье 54 ТК РФ. В ней перечислены виды возможных правонарушений в период ведения коллективных переговоров. К ним относятся уклонение от участия в коллективных переговорах а) по заключению, изменению коллективного договора, соглашения б) неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора. За перечисленные правонарушения виновные представители сторон подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Так за уклонение от участия в коллективных переговорах работодатели, а также их представители (если они состоят с этими работодателями в трудовых отношениях) привлекаются к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а работники и их представители, работающие у этого работодателя, - только к дисциплинарной и материальной ответственности. В отдельных случаях возможно сочетание различных видов юридической ответственности при применении санкций к виновному лицу (ст.ст. 5.28, 5.29 КоАП РФ)

tagPlaceholder Tags: труд , партнерство

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 36 TК РФ

1. Согласно положениям Конвенции МОТ N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) предметом коллективных переговоров могут быть любые переговоры между представителями работников и работодателей, которые бы позволили урегулировать условия труда на договорной основе.2. Инициатором коллективных переговоров может быть любая из сторон. При этом представители стороны, получившие в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.3. Лицам, органам или организациям, указанным в ч. 3 настоящей статьи, запрещено осуществлять представительство ими интересов работников в сфере социального партнерства, кроме случаев, предусмотренных ТК.

Судебная практика по статье 36 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.1998

С. обратился в суд с иском к администрации г. Нефтекамска о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, сославшись на следующие обстоятельства. С 10 февраля 1995 г. он работал директором арендного предприятия "Нефтекамскводоканал" по контракту сроком до 1 февраля 2000 г. 16 апреля 1996 г. на конференции коллектива "Нефтекамскводоканал" мэр г. Нефтекамска со ссылкой на ч. 2 ст. и п. 5 ст. Трудового кодекса Республики Башкортостан вручил ему уведомление о нежелании заключить с ним контракт и об увольнении, поскольку изменился собственник предприятия - им стала администрация города в связи с переводом предприятия в статус муниципального. С 19 апреля по 18 мая 1996 г. он находился в больнице на стационарном лечении, а после выхода из больницы узнал, что уволен с работы распоряжением от 17 апреля 1996 г. Его своевременно не ознакомили с распоряжением и не уведомили о необходимости получить трудовую книжку. С объединением "Башводоканал" трудовой контракт расторгнут с 30 мая 1996 г. на основании телеграммы мэра г. Нефтекамска. По мнению истца, увольнение с работы произведено без соблюдения гарантий, предусмотренных для работника действующим законодательством о труде. Его не предупредили за два месяца о предстоящем увольнении, не сообщили в службу занятости об увольнении, не выдали в день увольнения трудовую книжку.


Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2009 N 5-В08-139

Согласно ст. и Трудового Кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществления контроля за его исполнением представляют первичная профсоюзная организация или иные представители.

Суд кассационной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции и доводами Государственной инспекции труда в г. Москве о том, что Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей не являлся надлежащей профсоюзной организацией для согласования изменений, вносимых в коллективный договор, поскольку на момент внесения изменений не являлся первичной профсоюзной организацией, а также и иным представительным органом работников ОАО "Российские железные дороги".


Статья 36. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

В соответствии со статьей 36 представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Порядок ведения коллективных переговоров определен в статье 37. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, составляется протокол разногласий (ст. 38). Статья 39 предусматривает гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

Наделяя участников переговоров полной свободой в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, в принятом варианте Трудового кодекса законодатели не устранили имеющуюся в законопроекте неточность: не перечислили всех участников этого процесса. Так, в статье 37 не учтены «иные представители работников», перечисленные в статье 29.

Глава 7 Кодекса устанавливает правовые основы разработки, заключения, содержания и выполнения коллективных договоров и соглашений.

Коллективный договор определен в статье 40 как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей. Новый кодекс создает более благоприятные условия для реализации провозглашенных принципов социального партнерства. В нашем законодательстве была только норма, обязывающая работодателя начать переговоры с профсоюзом в ответ на его уведомление, а обязывающей нормы заключить договор, нет. Теперь все четко регламентировано: через семь дней после уведомления стороны должны приступить к переговорам, а через три месяца обязаны подписать коллективный договор. По неразрешенным вопросам составляется протокол разногласий, который регистрируется в том же порядке, что и коллективный договор. В дальнейшем по нему возможны либо согласования, либо решение вопроса в судебном порядке.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (ст. 41). Такие договоры могут включать в себя обязательства сторон по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, инфляции; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее временя и время отдыха, отпусков и др. В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда. В такой договор в обязательном порядке включаются нормативные положения в соответствии с действующим законодательством.

Порядок разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами договора (ст. 42).

Статья 43 Кодекса определяет действие коллективного договора. Такой договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, им установленного.

Социальное партнерство не ограничивается заключением коллективных договоров. Это еще и соглашения заинтересованных сторон. К сожалению, процесс принятия коллективных соглашений не получил достаточно большого развития в стране. Одной из главных причин того, что соглашения не заключаются, является отсутствие в некоторых регионах объединений работодателей. Организованные предпринимательские объединения не всегда готовы и берут на себя функции регулирования трудовых отношений, руководители мелких и средних фирм зачастую остаются в стороне от коллективно-договорного процесса. Принятие долгожданного Федерального закона «Об объединениях работодателей» должно быть стимулом формирования организованных структур работодателей.

Соглашение как правовой акт устанавливает согласно ст. 45 Кодекса общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут быть включены вопросы оплаты труда, условия и охраны труда, режимы труда и отдыха и иные. Законодатель дает примерный перечень взаимных обязательств, которые могут включаться в содержание соглашения. Этот перечень не является исчерпывающим, т. к. он носит рекомендательный характер (ст. 45). Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Срок действия соглашения аналогичен сроку действия коллективного договора. Однако действие соглашения распространяется не только на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, но и на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Последние, что хотелось бы особо подчеркнуть, в принятом в первом чтении Трудовом кодексе отсутствовали, как и абз. 5 ст. 48 окончательного варианта Кодекса, в котором говорится, что в тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действует наиболее благоприятные для них условия соглашений.

Все приказы и локальные акты, издаваемые работодателем, должны соответствовать коллективному договору, региональным и отраслевым соглашениям. Кроме того коллективный договор на предприятии теперь будет только один, в отрасли – одно соглашение.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Глава 8 Трудового кодекса регламентирует вопросы участия работников в управлении организаций. Право работников на такое участие, содержит в себе статья 52 нового Кодекса. В статье 53 перечислены основные формы участия работников в управлении предприятием, а также вопросы, по которым представители работников имеют право получать информацию от работодателя. Представители работников имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, которую удалось отстоять профсоюзам, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Нормы, установленные главой 9 Трудового кодекса, отсылают к новому Кодексу РФ об административных правонарушениях. При этом в ст. 5.28 последнего предусмотрена, в частности, ответственность за нарушение установленного срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения. В Трудовом кодексе таких норм нет. Кроме того если в Трудовом кодексе предусмотрена ответственность для лиц, представляющих работодателя либо работников, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность предусмотрена только для работодателя или лица, его представляющего. Привлекать к административной ответственности имеют право государственные инспекторы труда.


Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 36 ТК РФ


1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников.

При наличии в организации на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

В течение 3 мес. до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

2. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны обеспечивать представителей работников имеющейся у них информацией, необходимой для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, они составляют протокол разногласий.

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

3. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, на которую они имеют право.

Относительно заработной платы корпорации сообщают профсоюзам о среднем числе работников по роду деятельности и месту работы; операционных затратах, включая затраты на заработную плату, на социальное страхование, на пенсионное обеспечение. Исходя из этого рассчитываются: средняя заработная плата работников; динамика покупательной способности; доля чистого дохода компании, которая выплачена работникам.

Кроме того, до переговоров необходимо получить информацию о росте или сокращении численности; изменениях в обороте, затратах, рентабельности; уровне капиталовложений; изменениях в финансовой системе.

Необходимо глубоко вникнуть в финансовую отчетность организации: балансовый отчет; отчет о движении денежных средств; информацию о добавленной стоимости; отчет совета директоров; отчет о прибылях и убытках; отчет об источниках и расходовании средств.

Необходимо изучить торговую статистику за несколько лет, включая объем продаж в расчете на 1 наемного работника и отношение объема продаж к используемому капиталу, а также выяснить, сколько работник вкладывает в организацию, сколько получает от нее, увеличилась или уменьшилась за последние годы доля добавленной стоимости, выделяемая работникам.

Полезно определить производительность труда организации по формуле: отношение индекса добавленной стоимости к индексу численности работников.

При заключении коллективного договора используются правила ведения переговоров. Переговоры - это диалог, в котором стороны излагают свои цели. Обычно используют следующие правила: а) изучить ситуацию и позицию противоположной стороны; б) не должно быть спора ради спора; в) предложить конструктивные варианты; г) предложить выход из сложных ситуаций.

Идеальный участник переговоров обладает следующими качествами: а) умеет решительно сказать "нет"; б) способен внушать доверие; в) умеет быть терпеливым слушателем; г) умеет соглашаться, когда позиция противника более сильная; д) имеет чувство юмора; е) умеет логически мыслить; ж) обладает способностями к общению; з) умеет убеждать.

При переговорах используют следующие стили ведения переговоров: а) соревновательный - сильный напор, низкая степень сотрудничества; б) уклончивый - слабое давление, слабое сотрудничество; в) примирительный - слабое давление, высокая степень сотрудничества; г) компромиссный - средняя степень давления, средний уровень сотрудничества; д) ориентированный на сотрудничество - высокая степень давления, высокая степень сотрудничества.

4. Начало регулирования международными нормами трудовых и связанных с ними отношений коллективного характера относится к 1950-м гг., когда были приняты Конвенция N 98 МОТ "О применении принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.), Рекомендация N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.), Рекомендация N 92 МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.). В них, в частности, впервые дано определение коллективного договора, под которым подразумевается "всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими организациями представителей работников или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными".

Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается либо законодательством страны, либо соглашением между участвующими сторонами. Рекомендация N 91 МОТ определяет место коллективного договора в регулировании трудовых и иных связанных с ними отношений. Принимаемые на основе законодательства коллективные договоры составляют, в свою очередь, нормативную базу для трудовых договоров. Если последние противоречат коллективному договору, они должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора. По смыслу п. 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на всех работодателей и работников, входящих по производственному и территориальному признакам в сферу действия договора.

Контроль за соблюдением коллективного договора должен, согласно п. 7 Рекомендации N 91, производиться участвующими в нем организациями работодателей и работников, или органами трудовых инспекций, или же специально создаваемыми для этой цели органами.

См. также Конвенцию N 154 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и Рекомендацию N 163 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).

5. Работники обязаны вести коллективные переговоры сами, не поручая эту работу представителям, не являющимся членами коллектива.

Поделиться: