Стадий производства по делам об административных правонарушениях. Стадии административных производств

Ввиду того, что отмеченные производства - варианты юрисдикционных производств вообще, соответственно им присуща общая стадийность, о которой шла речь раньше. В то же время, определены характерные особенности, присущие именно рассмотрению дел об административных правонарушениях. Различают такие четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

Первая стадия - возбуждение дела об административном правонарушении.

Выявление факта правонарушения;

Составление протокола об административном правонарушении;

Возбуждение дела;

Направление материалов для рассмотрения за подведомственностью.

Важное место в процессе производства занимает составление протокола об административном правонарушении. В протоколе отмечаются:

Дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;

Сведения о личности нарушителя;

Место, время совершения и суть административного правонарушения;

Нормативный акт, который предусматривает ответственность за это правонарушение;

Фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;

Объяснение нарушителя;

Другие сведения, необходимые для решения дела.

Если правонарушением причинен материальный вред, об этом также отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, которое совершило правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое совершило правонарушение, имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Во время составления протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности (ст. 256 КУоАП).

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении.

Во время этой стадии имеют место такие процессуальные этапы:

Подготовка дела к рассмотрению;

Слушание дела.

Важные обстоятельства, на которые целесообразно обратить внимание в анализе стадии рассмотрения дела, - место и сроки рассмотрения дела. Относительно первого вопроса отметим такое.

Дело об административном правонарушении в зависимости от вида правонарушения рассматривается:

а) по месту его совершения;

б) по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей (когда правонарушение совершено водителем).

Законами Украины может быть предусмотрено и другое место рассмотрения дела об административном правонарушении (Ст. 276 КУоАП).



Относительно второго вопроса (сроки) стоит отметить, что ст. 277 КУоАП свидетельствует об определенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях:

Пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (большинство правонарушений);-

Семидневный срок (например, нарушения, связанные с эксплуатацией топливно- и энергоиспользующего комплекса);

Пятидневный срок (например, изготовление, хранение самогона и аппаратов для его производства);

Трехдневный срок (скажем, незаконная торговая деятельность);

На протяжении суток (например, нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины).

Обстоятельства, которые необходимо выяснитьь при рассмотрении дела об административном правонарушении:

Было ли совершено административное правонарушение;

Виновато ли лицо в его совершении;

Подлежит ли оно административной ответственности;

Есть ли обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность;

Причинен ли имущественный вред;

Есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу;

Другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

По делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) выносит одно из таких постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о применении мер влияния относительно несовершеннолетних;

3) о закрытии дела (cm. 284 КУоАП).

Постановление должно содержать:

Наименование органа (должностного лица), который вынес постановление, дату рассмотрения дела;

Ведомости о лице, относительно которого рассматривается дело;

Изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

Указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за административное правонарушение;

Принятое по делу решение.

Четвертая стадия - обжалование и опротестування постановления по делу об административном правонарушении. Эта стадия не является обязательной. Во время этой стадии могут иметь место такие процессуальные этапы:

Обжалование постановления;

Опротестування постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана на протяжении десяти дней со дня вынесения постановления. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если другое не установлено законами Украины.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) постановление административной комиссии - в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета - в соответствующий совет или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания - в высший орган (высшему должностному лицу) или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным.

Постановление об одновременном наложении основного и дополнительном административных взысканий может быть обжаловано по выбору лица, относительно которого оно вынесено, в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Жалоба, которая поступила, на протяжении трех суток посылается вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному ее рассматривать.

Лицо, которое обжаловало постановление об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины (cm. 288 КУоАП).

Необходимо знать, что, в соответствии с нормами действующего законодательства, постановление местного суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Варианты решений, которые принимает орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и посылает дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и закрывает дело;

4) изменяет меру взыскания в границах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтоб взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело посылается на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Пятая стадия - выполнение постановления о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (cm. 298 Купап). Не подлежит выполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению на протяжении трех месяцев со дня вынесения.

2. Производство в административных судах - это судебное разбирательство дел по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий. Этот вид производств имеет место в деятельности административных судов - относительно нового вида судопроизводства Украины. Деятельность административных судов по решению дел административной юрисдикции регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Украины (дальше - КАСС).

Какие же дела решает административный суд? Компетенция административных судов распространяется на:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение, освобождение от публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в частности делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров;

4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично правовые дела, среди которых:

1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины;

2) которые надлежит решать в порядке уголовного судопроизводства;

3) о наложении административных взысканий;

4) относительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции (ст. 17 КАСС).

Важно обстоятельство, на которое целесообразно обратить внимание, - обжалование решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, как основной предмет обращения к административному суду в целом вписывается в предложенную раньше формулу деятельности административных судов, которые рассматривают дела типа «человек против государства». Именно поэтому дела об административных правонарушениях не являются предметом рассмотрения административных судов, потому что здесь действует другой принцип - «государство против человека (имеется в виду правонарушитель)».

Кратко остановимся на стадиях производства в административных судах по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий.

Первая стадия -начало производства в административном деле. В процессе имеют место в первую очередь обращение лица с административным иском и открытие производства в административном деле.

В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, которое считает, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. В определенных законом случаях в административный суд также может обратиться субъект властных полномочий.

Судья после получения искового заявления выясняет:

1) подано ли исковое заявление лицом, которое имеет административную процессуальную дееспособность;

2) имеет представитель надлежащие полномочия (если исковое заявление подано представителем);

3) отвечает исковое заявление требованиям, установленным КАСС;

4) подлежит ли исковое заявление рассматривать в порядке именно административного судопроизводства;

5) нет ли других оснований для возвращения искового заявления или отказа в открытии производства в административном деле, установленных этим Кодексом.

Вопрос об открытии производства в административном деле судья решает не позже следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения (cm. 107 КАСС).

Вторая стадия - рассмотрение дела, во время которого имеют место такие процессуальные этапы:

Предварительное судебное заседание;

Судебное разбирательство дела.

Предварительное судебное заседание проводится с целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного разбирательства дела или обеспечения всестороннего и объективного решения дела на протяжении установленного срока.

Предварительное судебное заседание проводится судьей, который осуществляет подготовку дела к судебному разбирательству, при участии сторон и других лиц, которые принимают участие по делу.

Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ли ответчик административный иск, и разъясняет сторонам возможности относительно примирения.

Если спор не урегулирован, то суд:

1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска;

2) выясняет вопрос о составе лиц, которые будут принимать участие по делу;

3) определяет факты, которые необходимо установить для решения спора и которые из них признаются сторонами, а которые надлежит досказывать;

4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления;

5) совершает другие действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

Судебное разбирательство дела. Административное дело должно быть рассмотрено и решается в пределах разумного срока, но не больше двух месяцев с дня открытия производства по делу. Судебное разбирательство административного дела осуществляется на судебном заседании с вызовом лиц, которые принимают участие по делу, по окончании подготовительного производства.

Лицо, которое принимает участие в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела при его отсутствии. Если такое ходатайство заявили все лица, которые принимают участие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства (cm. 122 КАС).

Третья стадия - принятие решения по делу.

Судебные решения по делам, которые рассматривают административные суды, бывают двух видов:

1. Постановление - судебное решение, которым суд решает спор в сущности.

2. Постановление - судебное решение, которым суд останавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств.

Во время принятия постановления суд решает:

1) имели ли место обстоятельства, которыми обосновывались требования и возражения, и какими доказательствами они подтверждаются;

2) есть ли другие фактические данные, которые имеют значение для решения дела, и доказательства для их подтверждение;

3) какую правовую норму надлежит применить к этим правоотношениям;

4) надлежит ли удовлетворить исковые требования или отказать в их удовлетворении;

5) как распределить между сторонами судебные расходы;

6) есть ли основания допустить немедленное выполнение постановления;

7) есть ли основания для отмены мероприятий по обеспечению административного иска.

Четвертая стадия - пересмотр судебного решения в апелляционном и кассационном порядке. Отмеченная стадия имеет факультативный характер.

Судом апелляционной инстанции в административных делах является апелляционный административный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится местный административный суд (местный общий суд как административный суд или окружной административный суд), который принял решение.

Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются на протяжении десяти дней.

Судом кассационной инстанции в административных делах является Высший административный суд Украины. Кассационная жалоба подается на протяжении одного месяца после вступления в силу судебного решения суда апелляционной инстанции непосредственно в административный суд кассационной инстанции.

Пятая стадия - выполнение судебного решения в административном деле.

Постановление суда, которое набрало законную силу, является обязательным для лиц, которые принимают участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных или служебных лиц, других физических лиц и подлежит выполнению на всей территории Украины (ст. 255 Купап).

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:

1) возбуждение дела;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановлений;

4) исполнение постановлений.

Каждая стадия - это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.

В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:

Возбуждение дела - означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование:

возбуждение дела;

административное расследование;

процессуальное оформление результатов расследования;

направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Рассмотрение дела:

подготовка дела к рассмотрению;

анализ и оценка обстоятельств дела;

принятие постановления;

объявление постановления.

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

1) относится ли оно к его компетенции;

2) нет ли оснований для самоотвода;

3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством,);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

Пересмотр постановления:

подача жалобы или опротестование постановления;

рассмотрение жалобы или пересмотр постановления;

вынесение решения;

оглашение решения.

Являясь факультативной стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения:

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

Исполнение постановления:

обращение постановления к исполнению;

приведение постановления в исполнение;

разрешение вопросов, связанных с исполнением;

окончание производства по исполнению постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований. Материальное основание - наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальное основание (повод) - это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою организационную структуру, состоящую из самостоятельных взаимосвязанных процессуальных стадий, регламентируемых соответствующими главами КоАП РФ:

· возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28);

· рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29);

· пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении (факультативная стадия) (гл. 30);

· исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).

Каждая стадия имеет собственные характеристики: назначение, сроки, участники, моменты начала и окончания, соответствующие процессуальные документы а также совокупность определенных законом действий, осуществляемых в рамках стадии.

1-я стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.

Это начальная стадия производства, побуждающая должностных лиц осуществлять процессуальные действия по установлению фактических данных.

Закон выделяет поводы и основания возбуждения дела. Дело может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных и иных органов, общественных объединении материалы, сообщения и заявления физических и юридических лиц, показания специальных технических средств и т.п.

Процессуальными основаниями возбуждения дела являются соответствующие протоколы или определения составленные уполномоченными должностными лицами, а также постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

К протоколам, возбуждающим дело, относятся: 1) протокол об административном правонарушении; 2) протокол смотра места совершения административного правонарушения; 3) протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ, выносится определение.

Такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут налагаться на месте совершения административного правонарушения согласно ст. 28.6 (ч.1) КоАП РФ. В таком случае протокол об административном правонарушении не составляется и дело считается возбужденным с момента их оформления и уплаты штрафа на месте совершения правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов, а также иными лицами, перечень которых установлен ст. 28.3 КоАП РФ, а также подзаконными актами.



Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения или по окончании административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

КоАП РФ регламентирует срок, в течение которого протокол (постановление прокурора) вместе с материалами дела направляется органу (должностному лицу), имеющему право рассматривать его: в течение трех суток с момента его составления (общее правило); немедленно, если мерой ответственности выступают административный арест или административное выдворение, или если применена такая мера обеспечения производства, как временный запрет деятельности.

В необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Их цель: пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ст. 27.1 КоАП РФ относит:

Доставление;

Административное задержание;

Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Изъятие вещей и документов;

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

Временный запрет деятельности.

2-я стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении, согласно ст.29.5 КоАП РФ, может осуществляться:

По месту его совершения;

По месту жительства нарушителя (при поступлении соответствующего ходатайства от лица, привлекаемого к ответственности, а также в случаях, предусмотренных ст.29.5 КоАП РФ);

По месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

По месту учета транспортного средства (если предполагаемая мера ответственности – лишение права управления транспортным средством).

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены ст. 29.6 КоАП РФ:

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) 5 дней со дня получения судьей протокола и других материалов дела – при рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах;

5) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела;

6) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления или определения по делу об административном правонарушении. Постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. В случае наложения административного штрафа в постановлении указывается информация о его получателе с целью заполнения расчетных документов.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания (запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков и т.п.). В случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Кроме того, копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В необходимых случаях (по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ) копия постановления направляется в соответствующую организацию.

Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В свою очередь организации и должностные лица обязаны рассмотреть данное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшим представление.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

3-я стадия (факультативная). Пересмотр постановления (решения) по делу об административном правонарушении

Речь идет об обжаловании и опротестовании постановления о наложении административного наказания.

Обжалование. Потерпевший, лицо, привлеченное к административной ответственности, а также их законные представители, защитники и представители (т.е. лица, заинтересованные в исходе дела) вправе обратиться с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в соответствующий орган (к должностному лицу).

Согласно ст.30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

Вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

Вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту своего нахождения;

Вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

Вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба одновременно поступила в суд и в вышестоящий орган (должностному лицу), ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

С жалобой вправе обращаться лица в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшим постановление по делу. Поступившая жалоба в течение трех суток (в день получения – если обжалуется применение административного ареста, административного выдворения или административного приостановления деятельности) направляется вместе с делом в суд, в вышестоящий орган, должностному лицу, правомочным ее рассматривать и которым она адресована. Она может быть подана непосредственно в те органы (тем должностным лицам), которым надлежит ее рассматривать.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста либо административного выдворения жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи (если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению).

В пятидневный срок рассматриваются жалобы на постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности и по делам дел, связанным с нарушением законодательства о выборах и референдумах (срок исчисляется со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из решений, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ. Решение оглашается немедленно после вынесения, и его копия в срок до трех суток вручается (высылается) лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу (его законному представителю), потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вынесенное решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.

Протест выносится прокурором. Опротестованы могут быть не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам. Порядок и сроки опротестования те же, что и при обжаловании.

Новая редакция КоАП РФ предусматриваетправо на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Обжалованию в порядке надзора, согласно ст.30.12 КоАП РФ, подлежат вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях и решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Соответствующим правом обладают лица, заинтересованные в исходе дела. Правом вынесения протеста в порядке надзора обладают прокуроры субъектов РФ и их заместители, Генеральный прокурор и его заместители, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокуроры военных округов, флотов и приравненные к ним прокуроры, Главный военный прокурор и его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а постановление судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов - окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством о военных судах.

Решение по жалобе, протесту, поданных в порядке надзора, выносится в форме постановления не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд, и вступает в законную силу со дня его принятия.

Производство по делам об административных правонарушениях -- одно из производств административно-юрисдикционного процесса. Некоторые ученые -- административисты к производству по делам об административных правонарушениях сводят весь административно--юрисдикционный процесс, понимая под ним разрешение дел об административных правонарушениях, т.е. деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению этих дел, или преимущественно по рассмотрению дел об административных правонарушениях, применению санкций.

Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия»-- это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.

Как и любая разновидность юридического процесса, производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития.

После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Анализ норм КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:

  • -- Возбуждение дела об административном правонарушении;
  • -- Рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • -- Пересмотр постановления и решения;
  • -- Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения -- обеспечивающие. Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу. Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений. А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

  • 1) стадия -- самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;
  • 2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
  • 3) стадия -- совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных сроках. На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий;
  • 4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;
  • 5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;
  • 6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой - качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления

Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Все стадии производства по делам об административных правонарушениях взаимосвязаны, объединены общими задачами, указанными в ст. 24.1 КоАП РФ. К ним относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Большая часть этих задач решается на первых двух стадиях производства.

Можно сделать вывод, что юридический процесс -- это производство по делам об административных правонарушениях развивающаяся во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности.

Возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  • 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
  • 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

  • 1) относится ли оно к его компетенции (т.е. дело возбуждено по факту совершения правонарушения, перечень которых дан в ч. ч. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ; исключений, содержащихся в ч. 3 этой же статьи, нет);
  • 2) нет ли оснований для самоотвода;
  • 3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.
  • 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);
  • 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);
  • 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

Пересмотр постановления и решения

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти.

Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл. 30 КоАП РФ. Для оспаривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а специальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона. Возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, поскольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра, -- об отказе в удовлетворении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств -- не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят промежуточный характер, непосредственно не ограничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовываются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту).

Стадия пересмотра постановления и решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование -- когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное -- трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, вынесшим постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

Можно сделать вывод, что возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

Этапы производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией производства по делам об административных правонарушениях следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы, особенности.

Производство состоит из четырех частей (стадий), на каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.

Административное расследование (формальные моменты процедуры):

– возбуждение дела;

– установление фактических обстоятельств;

– процессуальное оформление результатов расследования;

– направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

Рассмотрение дела (сбор и анализ информации):

– подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

– анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

– принятие постановления;

– доведение постановления до сведения.

Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):

– обжалование, опротестование решения;

– проверка законности постановления;

– вынесение решения;

– реализация решения.

Исполнение постановления (материалам дается ход):

– обращение постановления к исполнению;

– фактическое исполнение;

– окончание исполнения (дела).

При ускоренных производствах все стадии «сливаются» в один процесс.

Возбуждение административного дела. Поводы к возбуждению дела: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из госорганов, органов муниципального самоуправления, заявления физических и должностных лиц; сообщения в СМИ. Основание для возбуждения дела – наличие достоверных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного правонарушения. Протокол – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (предположительно); составляют его уполномоченные должностные лица.

Рассмотрение дела. Прежде всего, орган (должностное лицо) осуществляет подготовку к рассмотрению: относится ли дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы; извещены ли участвующие лица о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли материалов для рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок рассмотрения дела:

а) объявление о том, кто рассматривает, какое дело, кто привлекается;

б) устанавливается личность участников, разъясняются права и обязанности;

в) оглашается протокол;

г) заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются доказательства.

Разрешение дела – выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу (либо о прекращении дела, либо о наложении административного взыскания). Судья вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Принятие постановления – дается окончательная оценка, определяется мера воздействия – наложение административного взыскания либо прекращение делопроизводства. Решение – это юридически властный акт; он должен быть правильно оформлен, содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания).

Обжалования и опротестования постановления. Право на обжалование имеет лицо, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевший. Опротестование осуществляется прокурором. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление. Они обязаны в 3-дневный срок направить дело со всеми материалами в соответствующий суд, вышестоящий орган. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы, протеста – 10 дней; 1 день – на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает исполнение постановления по делу. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27. 1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

автора Автор неизвестен

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТАТЬЯ 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СТАТЬЯ 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения 1. Лицо, которое управляет транспортным средством

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Из книги КоАП для автомобилистов с комментариями. С изменениями на 2015 год автора Федорова Екатерина Николаевна

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

Из книги автора Тема 11 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях – это один из видов

Из книги автора

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность лица и

Из книги автора

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1.КоАП)Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном

Из книги автора

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без

Поделиться: