Причины,последствия и оценка реформ Н. С

Заявка на участие в конкурсе методических материалов

«Особенности освещения «Трудных вопросов истории России» в процессе реализации Историко-культурного стандарта»

1.Название работы

2. Автор (ФИО полностью) Соломонова Ольга Федоровна ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Образовательная организация МКОУ СОШ№7 _________________________________________________________________

4. Почтовый адрес учреждения, телефон с кодом района (города) п.Владимировка ул. Ленина №112 Туркменского района 86 565-3-65-39

5. Контактный телефон и e-mail

8 962 019 52 38 _ solomonova 1958@ inbox . ru

Название работы:

Причины, последствия и оценка реформ Н.С.Хрущёва

МКОУ СОШ №7

Туркменского района

П.Владимировка

учитель истории и обществознания

Тема: Причины, последствия и оценка реформ Н.С.Хрущёва

Цель: Создать условия для осуществления и развития самостоятельной исследовательской деятельности, дать оценку реформ Н.С. Хрущёва.

Задачи :формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники. Учить приёмам работы в группе, аргументировано защищать своё мнение.

Тип урока: систематизация знаний.

Формы организации: индивидуальная, групповая. коллективная.

Планируемые результаты Предметные: обучающиеся смогут:

Систематизировать материал по изученному периоду

Определять хронологические рамки «Оттепели»;

Давать оценку деятельности Н.Хрущёва,

Применять понятийный аппарат.

Метапредметные : обучающиеся смогут:

Проводить поиск необходимой информации в различных источниках;

Анализировать документы;

Систематизировать, доказывать, делать выводы

Личностные: обучающиеся смогут:

Уважительно относиться к мнению других людей;

Определять собственную позицию;

Проявлять терпимость к разным точкам зрения.

Основные понятия: . «оттепель», интенсивное и экстенсивное хозяйство, совнархозы,

мирное сосуществование.

Ход урока

1 Организационный этап

II Актуализация знаний.

Вызов: «И всё же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Всё более нищавшая.а по сути разрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключённых в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира- всё это требовало новой политики, радикальных перемен».(Ф.М.Бурлацкий)

“Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев -ярких и сильных. Хрущев -та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам.” М. Ромм

III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблема урока:
Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я,… положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.

I V Обобщение и систематизация знаний

Осмысление Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1.Работа с документами в группах. «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессииВерховного Совета СССР 8 августа 1953г.».

Задание 1 группе: Прочитайте программу Маленкова Г.М. и выделите основные положения

Задание 2 группе Проанализируйте программу Маленкова Г.М. и составьте два вопроса по содержанию.

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г.

Задание 3группе Прочитайте программу Н.С. Хрущёва и выделите основные положения.

Задание 4 группе Проанализируйте программу Н.С. Хрущёва и составьте два вопроса по содержанию.

2. Самостоятельная работа. Заполните таблицы.

ликвидация недоимки по сельхозналогу за прошлые годы;

-повышение урожайности;

-увеличение затрат для осуществления подъема сельского хозяйства;
-расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель;
-включение фактора личной заинтересованности колхозников:
– снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства;

увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз;

повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию;
-снижение норм обязательных поставок государству сельскохозяйственной продукции;

– уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза;

повышение культуры земледелия

– Какой путь развития сельского хозяйства предложил Г.М.Маленков?
– Какой путь развития сельского хозяйства предложил Н.С.Хрущев?
Кто победил и почему?

--Подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам, чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат--

3. Сообщение учащегося «Освоение целины» Чем вызван кризис освоения целинных земель?

4.Работа по учебнику. Развитие промышленности. Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. пар 33

Задание 1 группе: Каких успехов удалось добиться в промышленности? Ответ аргументируйте.

Задание 2 группе: В мае 1957г., а затем в 1959г. на XXI съезде выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку»? Что он подразумевал?

Задание 3 группе: Работа с документом. Прочитайте и выделите основные направления в развитии промышленности.-Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. XX съезд КПСС

Задание 4 группе: Реальной ли была поставленная задача в лозунге «Догнать и перегнать Америку». Свою точку зрения обоснуйте.

5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)
Г.Маленков(позже Н.Хрущёв) считал, что в ядерный век мирное будущее народа зависит от отношений СССР с Западом. Что определило направленность СССР в постсталинский период?

С помощью маркировочных значков V – знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте текст.

Дипломатия мирного сосуществования

Советские руководители после смерти Сталина подошли к сложным проблемам международного положения, опираясь на концепцию разрядки; она первой вошла в новый политический словарь. То, что они хотели перемирия с внешнем миром в момент, когда резко возросли внутренние трудности, было естественно, но недостаточно: противники не уступили бы Заслугой преемников Сталина, которые почти не расходились в этом пункте, было то, что они начали кропотливую работу по обезвреживанию механизма «холодной войны». Само слово «разрядка», которым они выражали эту идею, напоминает об операции, с помощью которой разряжают взрывной механизм. Это было их первым нововведением во внешней политике. Сталин не отвергал «холодной войны». Его преемники пытались выйти из нее, ничем не поступаясь, но проявляя инициативу, расширяя международные связи, прибегая к более гибкой дипломатии, как это ни парадоксально, меньше ориентированной на оборону, чем сталинская. Уже этот выбор означал решительный пересмотр методов, которыми Сталин боролся с «холодной войной». Однако американская сторона не сочувствовала новому направлению. Творцом американской внешней политики был Джон Ф. Даллес - ярый противник разрядки. Он провозгласил своей целью «освобождение» стран, «в которых господствует коммунизм». Он пытался вдохнуть жизнь не только в Атлантический пакт, но и в другие военные союзы в Азии и на Среднем Востоке вокруг Китая и СССР. Он стремился ослабить позиции советской стороны, заставить ее уступать на переговорах. Если необходимо, говорил Даллес, нужно толкать их до «грани войны». Тем более важной стала для СССР политика, способная предотвратить угрозу фронтального столкновения…. Д.Боффа

V . Рефлексия

Вернемся к нашей проблеме: Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я,… положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.
Прав ли оказался Н.С.Хрущёв или нет.. ?

Это демократизация или десталинизация?

я считаю-…

Потому, что…

Я могу это доказать на примере…

Исходя из этого. Я делаю вывод о том,что…

VI Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

--Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства…

Цитаты-Ф.Бурлацкий, М.Ромм.

Приложение 1.

V

Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов - в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.

Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя полити­ку по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками госу­дарству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах го­сударственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и кол­хозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохо­зяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую коопера­цию.

Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозни­ков в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Централь­ный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправиль­ное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозни­ка.

Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной си­лой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удов­летворены за счет артельного хозяйства.

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отноше­нию к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необхо­димым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр фи­нансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйствен­ным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйствен­ному налогу прошлых лет. Пермь, ПТУ, 1993.) .

Приложение 2

Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Важная проблема бедствий сельского хозяйства – длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.

… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Повышение урожайности – главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.

Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.

…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства села и улучшения быта колхозников.

Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на

1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.

… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади… (Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993).

Приложение 3

хозяйства СССР на 1956-1960 гг. XX съезд КПСС 25.02.1956 г.

…XX съезд КПСС отмечает наличие существенных недостат­ков в отдельных областях хозяйственной деятельности. Развитие некоторых об­ластей промышленности отстает от растущих потребностей народного хозяйства. Недовыполнено задание пятилетнего плана по производству сельскохозяйствен­ной продукции, что сдерживало развитие отраслей легкой и пищевой промыш­ленности, выпуск товаров народного потребления.

По промышленности

1. Определить рост промышленной продукции за пятилетие примерно на 65процентов.

Считать первоочередными задачами шестой пятилетки в области промыш­ленности дальнейшее развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, уголь­ной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строи­тельства электростанций, быстрый рост машиностроения, особенно производ­ства технически совершенных станков, кузнечно-прессовых машин, средств ав­томатики и приборов. Увеличить производство средств производства (группа «А») за пятилетие примерно на 70 процентов.

Обеспечить дальнейшее значительное развитие промышленности, произво­дящей товары для населения. Установить рост производства предметов потреб­ления (группа «Б») за пятилетие примерно на 60 процентов.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993.

Приложение 4

«Догнать и перегнать»

Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге в мае 1957 года, а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев выдвинул авантюрную идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г.

Его расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран. Эти темпы в СССР были тогда намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.

В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Быстрое развитие получили новые источники энергии. Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося потенциала. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.

А.И. Уткин История России, 1945-2008г

Список источников и использованной литературы, интернет-ресурсов.

Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПТУ, 1993. .

Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. - Москва, 1990.

Д.Боффа Научно-просветительский журнал СКЕПСИС Дипломатия мирного сосуществования.-сайт

История КПСС. (М., 1962, с. 626).

Международные отношения после второй мировой войны, т. 2, с. 55–56

Учебник А.И. Уткин История России, 1945-2008г

Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. пар 33

Приложение

Маленков Г.М. Из речи председателя Совета министров СССР на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.

Н.С.Хрущев из доклада «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1953-1957 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено: снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Это был один из вариантов нового аграрного курса.

Программа преобразований сельского хозяйства , осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым , несколько отличалась от стратегического замысла Г.М.Маленкова. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Административно-экономическая реформа. В 1957 г.Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы , которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

1958-1964 гг. В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением. Всельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее отчетливо.

Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрениий, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства . У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов преращались в наемных рабочих.

В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

Промышленность . В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Дальнейшее развитие административной системы. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) . Последовательно усложнялась система общегосударственого планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ ).

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций . С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные . В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С.Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С.Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Недовольство Хрущевым высказывали также представители всех звеньев партийного аппарата (после разделения его на две независимые системы и образования своеобразного двоевластия). Поэтому заговор против Н.С.Хрущева становился неизбежным.

Социальная политика. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги . Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной . Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

Это вызвало стихийные выступления рабочих . В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации . Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам .

После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни . В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура , которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

Никита Сергеевич Хрущев вошел в историю СССР и России как самый неоднозначный правитель, оказавший влияние на развитие новых направлений во внешней и внутренней политике СССР и осуществивший за десятилетие своего правления несколько реформ.

Внутренняя политика Хрущева

Смерть Сталина в 1953 г. повлекла за собой закулисную борьбу за место на «троне», но должность первого секретаря досталась Хрущеву. На XX-м Съезде (1956 г.) он выступал с докладом, получившим мировой резонанс. Основной темой было разоблачение Сталина с перечислением ряда преступлений 30-х-50-х гг. и жесткая критика его репрессий. Положено начало десталинизации и демократизации.

Реформы Хрущева

Десталинизация не имела, впрочем, ни последовательности, ни целостности. По представлениям Хрущева, она заключалась в осуждении культа Сталина и установлении партийного контроля над карательными органами. Происходило восстановление правопорядка, законности и конституционных прав граждан.

Реформы Хрущева нашли свое продолжение - была осуществлена перестройка правящей партии: демократизация, изменения в условиях приема в нее, расширение прав местных организаций и союзных республик. В 1957 г. восстановили в правах депортированные Сталиным народы. Появляются новые органы общественного самоуправления и т.д.

Реформа управления

Попытка перейти к экономическим методам управления привела к усложнению структуры управления, росту числа чиновников. В 1962 г. предпринята самая неудачная из реформ: специализация партийных организаций (промышленные и сельские). Страну разделили на 105 экономических районов.

Аграрная реформа

Реформы Хрущева начались с сельского хозяйства. С 1953 г. укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. В середине 50-х началось их повальное укрупнение - преобразование в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

Крестьянам были выданы паспорта, им назначалась пенсия.

Кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева - по примеру США эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не может (вплоть до Крайнего Севера!).

В 1954 стартовала кампания по освоению Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями, впервые за послевоенные годы поднялась закупочная цена на зерно. Но эрозия губила целинные почвы. Нечерноземный центр пришел в полный упадок.

Военные реформы Хрущева

После прихода к власти он взял направление на подъем оборонной и тяжелой промышленности. СА и флот получили ракетно-ядерное оружие. По соотношениям военной мощи СССР достигает паритета с США. Рассматривается направление к мирному сосуществованию государств разного соцстроя.

Социальная реформа

После принятия закона о выплате пенсии крестьянам было принято решение об отмене оплаты обучения в восьмилетнее обучение становится обязательным. Установлены в частности - 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет.

Активно расширяется фонд жилья. Жилищное строительство базируется на индустриальных методах. Жилой фонд страны увеличивается на 40% за семилетку! Правда, строительство велось в стиле, вошедшем в историю од названием «хрущобы», зато исчез жилищный кризис.

Школьная реформа привела к единой восьмилетней школе. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе).

Внешняя политика Хрущева

Внешние отношения в те времена развивались в стиле традиционной для большевиков политики. Основным направлением внешней политики стало укрепление систем безопасности по всем рубежам.

Активно возобновляются контакты с зарубежными странами, в прессе появляются и положительные отзывы о других странах. Расширяются торговые отношения. Это влечет обоюдную выгоду, ведь страны Запада получают обширнейший для своей продукции.

Существенно сказался на мировой обстановке запуск первого ИСЗ в 1957 году, начинается новая, космическая эра. Хрущев, сторонник Королева, поддерживает его идею обогнать американцев в освоении космического пространства.

Это меняло расстановку приоритетов, теперь Запад был под прицелом межконтинентальных ракет СССР.

В 1961г. был поставлен «Берлинский ультиматум», в котором Хрущев потребовал возведения стены между западным и восточным Берлином. Огромный резонанс мировой общественности. После «берлинского кризиса» разгорается еще один, т.н. «карибский», или «ракетный кризис». Кеннеди попытался захватить Кубу, которой СССР оказывало экономическую, а теперь еще и военную помощь, выслав туда военных и технических советников, различные виды оружия. В том числе и ракеты, что угрожало США ударом. Кеннеди потребовал не допустить выгрузки ракет на Кубе, и Хрущев эти требования принял.

Убийство Кеннеди привело к необходимости устанавливать контакт с президентом Джонсоном. Но против Хрущева были выдвинуты обвинения в волюнтаризме, и его отправили в отставку. Погубила его и попытка урезать льготы и привилегии госслужащим. При Хрущеве в СССР сложился авторитарный строй, однако, укрепились основы командно-административной системы.

Период нахождения Н.С. Хрущёва у власти характеризуется проведением реформ в разных сферах жизни общества. Инициированные им преобразования не всегда приносили исключительно положительный результат, часто его действия расценивались неодобрительно.

Реформы сельского хозяйства

В августе-сентябре 1953г. были проведены мероприятия по укреплению экономического положения колхозов, включавшие:

списание с колхозников недоимок по сельхозналогу и уменьшению размеров сельхозналога

1954 — кампания по освоению целинных земель

Освоение целины в 1950-е г. проходило в Казахстане

Огромные урожаи

Полный упадок в Нечерноземном Центре

Эрозия почвы погубила целенные земли.

Кукурузная эпопея

широко использовалось материальное стимулирование труда колхозников

проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств

колхозники получили паспорта

не было достигнуто полное продовольственное самообес­печение страны

неоправданный волюнтаризм Н.С. Хрущева

Провалился подъем животноводства

Реформы 1957 г. в сфере административного и экономи­ческого управления

административной децентрализации и организационно-структурной перестройке органов управления

замену министерств территориальными органами управления
экономикой – совнархозами

установление отраслевого принципа управления про­мышленностью

Разделение партийных и советских органов на сельские и го­родские

Новыми органами управления экономикой страны в годы прав­ления Н. Хрущева стал(и): СНХ (Совнархозы)

Реформа открыла резервы роста производства

Неразбериха в управлении

Денежная реформа

изменение масштаба цен и замене денежных знаков

24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца

резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы

Население меняло деньги спокойно и в удобное время.

изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами

Новые советские деньги обладали золотым обеспечением.

Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1.

хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам.

Наблюдался рост цен на колхозных рынках.

подчеркивалось, что «денежная реформа 1961 года, проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории».

Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками — оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.

Принципиальные изменения в системе управления народным хозяйством, произведенные в годы правления Н. Хрущева:

Плюсы Минусы

Попытка перехода от административных к экономическим методам управления, от принуждения к учету материальных интересов труженика, от жесткой централизации по отраслям к территориальной организации хозяйственной жизни.

Усложнилась структура управления, выросло число чиновников. Была подорвана единая политика в управлением производством.

Удар по сельскому хозяйству: создание агрогородов, перевод сельского хозяйства на промышленную основу. Проводилась политика укрупнения совхозов и колхозов.

Решение о продаже техники колхозам и ликвидации МТС.

Внедрение новой техники, обновление производства.

Отставание от Запада продолжала увеличиваться.

Все более активную роль стали играть моральные стимулы (бригады коммунистического труда)

Вместо поисков материальной заинтересованности в результате своего труда были произведены изменения в нормировании. И без того не высокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться.

Демагогия переплеталась с подлинными новациями и заботой о простом народе.

Особенности социально-экономической политики СССР в период руководства страной Н.С. Хрущевым и Л.И. Брежневым

Сходства

В социальной сфере немало было сделано для улучшения народного благосостояния.

Широко развернулась строительство панельных и блочных жилых домов.

При Хрущеве меньше материального стимулирования.

Рост зарплаты и пенсий

Постепенный рост уровня жизни

В эпоху Хрущева проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств началось освоение целинных и залежных земель

Снижение пенсионного и продолжительности рабочей недели.

В эпоху Брежнева проводились активные закупки продовольствия за рубежом

В эпоху Брежнева на сельское хозяйство стали направляться существенные инвестиции

Выводы по реформам Хрущева

Несмотря на то, что период нахождения Н.С. Хрущева у власти называют оттепелью, оценка его политических действий все чаще обретает негативный характер. Многие историки отмечают, что проводимые Хрущевым экономические и социальные реформы не были доведены до логического финала, а его методы развенчания культа Сталина подорвали авторитет партии. Более того, некоторые действия административного характера, проводимые Хрущевым и вовсе считались нелогичными, вызывая возмущение у остальных представителей правящей партии. Негативной оценке подверглась и денежная реформа Хрущева, которая чуть было не привела к дефолту. Вместе с тем, лидер партии сумел добиться еще большего индустриального возвышения СССР. Именно в этот период укрепляется тяжелая промышленность, начинается активное ракетостроение. Несмотря на неразбериху во внутренней политике, Хрущев работает над укреплением общемирового имиджа страны. Смещение Хрущева с поста произошло в 1964 году и стало логичным, ведь реформы генерального секретаря вызывали слишком много вопросов. Место Хрущева занял Л.И. Брежнев, и вскоре оттепель сменилась застоем.

После смерти Сталина перешли к выходу из «мобилизационного социализма» с помощью слома сначала его идеологической базы, а затем и организационной. Первым шагом, укрепившим позиции нового руководства, была очень популярная акция: были арестованы, осуждены и расстреляны министр внутренних дел Л.П. Берия и его подручные, творившие произвол и проводившие массовые репрессии. Были проведены сокращение на 12% штатов МВД и большая чистка (раздельные МВД и Министерство госбезопасности были слиты в марте 1953 г.).

В свете особого внимания к проблеме репрессий были внесены изменения в уголовное право . Велась большая и кропотливая работа по пересмотру дел жертв репрессий и реабилитации невиновных. Началось восстановление государственных образований депортированных народов.

Укрепилась социальная база села . В 1964 г. был принят Закон СССР о пенсиях и пособиях членам колхозов , который завершил создание общей, единой системы государственного пенсионного обеспечения.

Основные изменения в праве. После войны, во время которой договорные связи были значительно ослаблены, вновь получает широкое распространение договор как средство правового оформления хозяйственных связей. 8 декабря 1961 г. утверждены Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик - общесоюзный законодательный акт, содержавший основополагающие нормы гражданского права.

Изменились некоторые нормы семейного права . В 1965 г. был упрощен порядок развода. Теперь вопрос о расторжении брака решал нарсуд.

Сразу после войны были ликвидированы чрезвычайные нормы трудового права военного времени .
27 октября 1960 г. был принят Закон об охране природы в РСФСР. 13 декабря 1968 г. Верховный Совет принял Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.

В 1956 г. эволюционная «десталинизация» сменилась радикальным разрывом с прошлым: на закрытом заседании XX съезда КПСС Н.С. Хрущев сделал доклад с разоблачением культа личности Сталина . Это был первый принципиальный шаг к разрушению легитимности Советского государства. Речь шла не об «исправлении ошибок и восстановлении истины», а о крупной акции политической борьбы. С того времени тема репрессий стала главной в психологической войне (концепция которой была развита как часть холодной войны).

Но главное, что было достигнуто действиями Хрущева, - десакрализация Советского государства : принижение и очернение его символов и образов, устранение из них их «священных» смыслов. Разрушение идеократической основы государства велось и через «приземление идеалов» - замену далекого образа справедливой и братской жизни в изобильной общине прагматическими критериями потребления, к тому же необоснованными («Догнать Америку по мясу и молоку»).



В области государственного устройства попытка радикальной «десталинизации» свелась к резкой децентрализации и разделения всей системы управления . В 1962 г. совнархозы были укрупнены (вместо 105 осталось 43) и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 г. - Высший совет народного хозяйства СССР, которому были подчинен Госплан, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты.

В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был освобожден от должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Сразу после смены руководства было проведено объединение промышленных и сельскохозяйственных областных парторганизаций, восстановление единства Советов и отраслевого принципа управления промышленностью.

СССР стал супердержавой , позиция которой определяла равновесие сил в мире. Невозможность для США ликвидировать революционный режим (с 1959 г.) на Кубе оказала на весь мир большое впечатление и повлияла на многие мировые процессы.

59. Политическое противоборство партийных лидеров 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.

Наверное, все-таки в 50 - 60-х годах ХХ столетия))

Период 50-х - середина 60-х годов является одним из переломных этапов в истории советского государства, временем перемен и потенциальных возможностей обновления. Общество реально ощутило потребность в преодолении иллюзий в оценке своего развития, в переосмыслении пройденного пути. Преобразования объективно и субъективно были направлены на ослабление административно-командной системы.

Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 года положила начало изменениям во многих сферах общественной и государственной жизни. Отсутствие легитимных механизмов передачи власти, которая в течение более двух десятилетий находилась в руках диктатора, вызвало после его кончины затянувшийся кризис власти.



Кандидатуры «единственного наследника» у Сталина не было и не могло быть, так как он не был заинтересован в сильном преемнике, а довольствовался лишь окружением послушных исполнителей. Но и среди них постоянно раздувались распри, возникало недоверие друг к другу, что явно усиливало борьбу за лидерство в правящей верхушке.

После смерти Сталина ситуация соперничества продолжала сохраняться, периодически обостряясь. Стержень этой борьбы в основном определяли отношения между сподвижниками вождя, и прежде всего между Г.И. Маленковым, Н.С. Хрущевым и Л.П. Берией . Компромиссным вариантом власти на данном этапе было провозглашение курса на коллективное руководство. Выступая на Пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года, Г.М. Маленков говорил, что никто один не смеет, не может, не должен и не хочет претендовать на роль преемника. Преемником Сталина является сплоченный, монолитный коллектив руководителей партии. Само это положение о коллективном руководстве в известном смысле отражало временное согласие в правящей верхушке.

Маленков, Берия и Хрущев принадлежали к тому поколению номенклатуры, которое сформировалось в результате кадровых перестановок, партийных чисток 20-30-х годов, в условиях режима личной власти Сталина. И в этой ситуации они усвоили именно сталинскую модель организации власти. Однако смерть Сталина уже сама по себе внесла серьезные коррективы в весь процесс развития советского государства. Реформы, необходимость которых ощущалась сразу же после окончания Второй мировой войны, вновь встали как первоочередные задачи. Экономическое и политическое положение внутри страны, обстановка «холодной войны» на международной арене создали ряд узловых проблем, решать которые так или иначе пришлось бы любому руководству, вставшему у власти в 1953 году.

После смерти Сталина на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР руководящие посты распределялись следующим образом : Г.М. Маленков - Председатель Совета Министров СССР, Л.П. Берия - первый заместитель председателя СМ СССР и министр внутренних дел, В.И. Молотов - первый заместитель председателя СМ СССР и министр иностранных дел, К.Е. Ворошилов - Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Н.С. Хрущев - секретарь ЦК КПСС, Н.А. Булганин-первый заместитель председателя СМ СССР и министр обороны.

Вместе с тем, несмотря на провозглашенный принцип коллективного руководства, приоритет власти все-таки существовал. Занимая пост Председателя Совета Министров, Г.М. Маленков как глава государственного аппарата был первый среди равных. Н.С. Хрущев в этой иерархии имел менее значительное место, возглавив в качестве секретаря ЦК партийный аппарат.

Сложную позицию в данном союзе политических деятелей занимал Л.П. Берия , сосредоточив в своих руках огромную власть. Он возглавил Министерство Внутренних дел, объединенное с Министерством госбезопасности и одновременно являлся первым заместителем председателя Совета Министров. Одним из первых в правящей верхушке он попытался представить свою точку зрения на изменение ряда аспектов государственной политики. Он предлагал способствовать объединению Германии даже на буржуазных началах, был сторонником примирения с Югославией, считал необходимым расширить права республик СССР, ставил под сомнение необходимость усиления партийного руководства в жизни советского общества. Осуществление своих идей Берия мыслил проводить посредством подчиненных ему силовых органов, еще более поднимал их роль. В связи с этим такой союзник представлял большой интерес в борьбе за власть. Но страх перед этой фигурой, перед бесконтрольными действиями МГБ-МВД с целью устранения политических конкурентов и стремление каждого претендента укрепиться во власти привели к единому выступлению против него всей правящей партийно-государственной коалиции.

В июле 1953 года Берия был арестован, обвинен в государственной измене и попытке заговора с целью захвата власти, объявлен врагом народа и приговорен Верховным Судом СССР к расстрелу в декабре 1953 года. Следует отметить, что из всех «дворцовых переворотов» послесталинского периода дело Берии является самым запутанным. Как у любого заговора у него нет документального следа, свидетельства очевидцев и участников данных событий весьма противоречивы и субъективны. Несомненно, что все эти действия были следствием борьбы за власть.

Однако даже в таких условиях стали очевидными изменения в общественно-политической жизни страны. В новой ситуации обострилась проблема системы ГУЛАГ а, сохранение которой в неизменном виде стало угрожать политической стабильности. Смерть Сталина привела ГУЛАГ в движение. Уже летом 1953 года в МВД начала поступать информация о неповиновении, бунтах, выступлениях в ряде лагерей и колоний. От власти требовалось не просто пересмотреть репрессивную политику, а решать более серьезно вопрос о либерализации внутреннего курса в целом. Главным в этом плане можно считать отказ от наиболее жестокого проявления тоталитаризма, снятие ситуации чрезвычайщины. Не случайно процесс либерализации коснулся, прежде всего, деятельности репрессивных органов. Новым руководством были предприняты первые шаги по реабилитации жертв сталинского террора, прекращено «Дело врачей», начатое в 1952 году, произошла смена персонального состава органов МВД при ограничении их полномочий и подчинении партийному аппарату, были расформированы внесудебные органы (особые совещания при МВД СССР), восстановлен прокурорский надзор за следственными органами госбезопасности. На правительственном уровне поднимался вопрос о необходимости экономических преобразований и изменений во внешней политике. Наметившиеся процессы свидетельствовали об ослаблении тоталитаризма и были связаны с именем Г.М. Маленкова. Они отражали и личную позицию лидера первого после-сталинского руководства, и понимание этим руководством необходимости ощутимых перемен. Вместе с тем не следует и переоценивать происходившие процессы. Единства в трактовке и особенно в выработке государственно-политического курса в высших эшелонах власти не было. Компромиссная политика коллективного руководства как реакция на вакуум власти после смерти Сталина не могла оставаться стабильной и длительной.

Г.М. Маленков предпринял попытку изменить сложившееся положение. Он стремился к некоторому разделению функций между высшей государственной и партийной властью со смещением ее приоритета в сторону правительства. Однако эти намерения были изначально обречены на неудачу, так как все нити управления шли через партийный аппарат, который в связи с ослаблением роли репрессивных органов и тоталитарного режима в целом стал усиливаться. Центр власти перемещался к партийному руководству. В сентябре 1953 года Первым секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Хрущев . Его выдвижение диктовалось рядом моментов и прежде всего тем, что он приобретал популярность у нового поколения партийных работников, не отождествлялся в полной мере с ближайшим окружением Сталина. Кроме того, Н.С. Хрущев отличался притягательными личными качествами, доступностью, способностью говорить просто и доходчиво. В то же время и сталинские сподвижники еще воспринимали его достаточно близким к своим кругам. В течение 1954 года влияние Хрущева становилось преобладающим в политической жизни. Им был изменен стиль и содержание работы партийных органов. Регулярными стали заседания Президиума ЦК партии, пленумы ЦК, менялась их тематика, расширялись права партийных организаций на местах. Инициатива в проведении наметившихся преобразований прочно перешла в руки Н.С. Хрущева. Под его руководством был взят курс на последовательную реабилитацию жертв сталинизма.

Возникшая расстановка сил обусловила очередной виток соперничества за власть. Данный этап был связан с оттеснением Маленкова . Задача облегчалась тем, что он восстановил против себя партийно-государственный аппарат, подвергнув его резкой критике и требуя жесткой борьбы с бюрократизмом. Маленкова обвинили в игнорировании приоритета тяжелой промышленности над легкой, в пораженчестве в международных вопросах в связи с его высказываниями о необходимости смягчения внешнеполитического курса и поиска компромиссов, так как третья мировая война может быть гибельной для человечества.

Умело используя ситуацию и определенную пассивность Маленкова в борьбе за власть, манипулируя интересами партийно-государственной номенклатуры, Хрущеву удалось сместить его с поста главы правительства и добиться предоставления ему незначительного поста министра электростанций. Последовавшие перестановки дали возможность реформаторской части партийного аппарата во главе с Н.С. Хрущевым расширить и создать условия для проведения XX съезда КПСС, санкционировавшего пересмотр многих аспектов внутренней и внешней политики.

60. Преобразование государственного аппарата 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.

В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Изменился подход к формированию идеологии (в ней усилились национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров.

Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары преобразованы в министров, Рабоче-Крестьянская Красная армия - в Советские вооруженные силы, ВКП(б) - в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только Председателю Совета Министров - генералиссимусу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947 г. созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, государственных пенсиях, расширении прав республик, перестройке управления промышленностью, реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

Реорганизация госаппарата

В начале 50-х гг. страна столкнулась с рядом проблем, накопившихся в предыдущий период развития.
Первоочередные проблемы Назрела необходимость реорганизации и сокращения гигантского репрессивного аппарата с МВД-МГБ и ГУЛАГом в центре системы (после смерти Сталина в ряде лагерей произошли бунты заключенных, имели место факты массового неповиновения). Эти преобразования должны были привести к общей либерализации режима.

Другой проблемой оставался аграрный вопрос . Повышение сельскохозяйственного налога и укрупнение колхозов приводили к массовому уходу колхозников в города (несмотря на строгий паспортный режим).

Тревожная ситуация складывалась в ряде регионов страны: Прибалтике, западных областях Украины и Белоруссии. Политика советизации В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата. Происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства. Сложилась четырехзвенная структура органов управления: главк - управление - отдел - сектор. В ходе реорганизации аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор. Произведено значительное сокращение численности аппарата (как центрального, так и местного).

И коллективизации наталкивалась здесь на активное сопротивление националистических сил.
Кроме того, после смерти Сталина возник затяжной кризис власти, в ходе которого претенденты на верховную власть (Г.М. Маленков, Л.П. Берия и Н.С. Хрущев) вели друг с другом жестокую борьбу, что еще больше осложняло политическую ситуацию в стране.

Территориальный принцип

В области управления промышленностью отраслевой принцип управления в 1957 г. был заменен территориальным , созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали Советы народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы подчинялись непосредственно Советам Министров союзных республик. При совнархозах на правах совещательных органов действовали Технико-экономические советы. Совнархозы получали право издавать постановления и распоряжения на основе действующего законодательства.

Упразднялась Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР, ее функции передавались Госплану. Создавалась система научно-технических комитетов при правительстве и совнархозах. Однако тенденция к децентрализации управления не смогла развиться.

В октябре 1954 г. было принято решение об изменении структуры министерств и ведомств , в мае 1955 г. - о расширении функций и прав союзных республик в области планирования, капитального строительства, по вопросам бюджета, труда и заработной платы, а также в сфере образования фондов предприятий. Оба начинания были нацелены на перестройку, управления промышленностью и строительством по территориальному принципу - с 1957 г. начинают возникать совнархозы .

Вскоре выявились проблемы в отношениях совнархозов друг с другом: ранее сложившаяся система производственной кооперации вступила в противоречие с «местническими» интересами совнархозов. Для преодоления хозяйственной раздробленности вновь потребовалось создание центральных координирующих и управляющих органов, напоминающих упраздненные министерства. Сначала были образованы государственные комитеты Совета Министров , затем (в ряде республик) республиканские Советы народного хозяйства (1960), Совет народного хозяйства СССР (1963 г.) и, наконец, Высший Совет народного хозяйства СССР (1963 г.), возглавивший систему органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные министерства).

В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено , в марте 1963 г. вновь воссоздавалась централизованная система управления.

В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации . Первая ликвидировала МТС и передавала сельхозтехнику в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением ими закупочных цен в 1953-1954 гг.

Аграрная политика 1953 г. была направлена на переориентацию экономики и изменение отношений между промышленностью и сельским хозяйством. Решением Верховного Совета СССР предусматривались меры, ведущие к снижению налогов, норм обязательных поставок сельхозпродукции, списанию задолженностей за прошлые годы.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР глава правительства заявил о необходимости пересмотреть соотношение темпов роста тяжелой и легкой промышленности, сформировать социальные программы в области жилищного строительства, торговли и здравоохранения.

Закон о сельхозналоге (август 1953 г.) вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они заменялись государственными закупками, а закупочные цены повышались.

Однако уже с середины 50-х гг. началось новое наступление на личные подсобные хозяйства колхозников . В марте 1956 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было запрещено увеличивать размеры приусадебных участков за счет общественных земель, более того, было рекомендовано их сокращать. Ограничивалось количество скота, находящегося в личной собственности колхозников. Постановлением правительства колхозникам запрещалось использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах. Предполагалось, что личные подсобные хозяйства исчезнут в процессе строительства коммунистического общества в стране.

Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание колхозных союзов , по идее «способных эффективно развивать индустриальную базу». Это преобразование позже стало проводиться в рамках идеологии «сближения города и деревни» .

В связи с этим была проведена реформа структуры правящей партии , органы которой в 1962 г. разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельскохозяйственные. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи
полномочия переносились на «производственные зоны». Партийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближения города и деревни» и единства экономической системы.
Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти. Постановление ЦК КПСС (январь 1957 г.) «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» подчеркнуло усиление роли Советов в хозяйственном строительстве посредством активизации работы их сессий и постоянных комиссий, а также их включения в плановую и бюджетно-финансовую работу.

В 1957-1960 гг. верховными органами союзных республик были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах , в которых конкретизировались организационные принципы их работы: сроки созыва сессий, функции исполкомов и постоянных комиссий, статус депутата.

Партийный контроль Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включении в производственный процесс (были определены конкретные задачи - «борьба за экономию», проверка выполнения коллективных договоров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой соцбыта и охраной труда). Партийно-советская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобрела новые черты и выработала новые механизмы.

Усиление партийного влияния на государственный аппарат и экономику сопровождалось усилением борьбы в руководстве страны .

В 1945 г. конфликт между руководством тяжелой промышленности (Маленков и др.) и плановых органов (Жданов и др.) возник в связи с вопросом о демонтаже и вывозе в СССР немецкой промышленности. В 1946-1947 гг. восстановился жесткий государственный контроль над промышленностью и сельским хозяйством , что привело к поражению реформаторских тенденций в экономике.

В 1945 г. в связи с возможной угрозой властям со стороны военных власти приняли меры по усилению идеологической работы в армии и изоляции некоторых высших военных чинов . Был увеличен прием в партию демобилизованных военных, ряд высших командиров отправлены на периферию (Жуков и др.).

Демократизация
В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.

Многие ответственные работники обвинялись в попытках «развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма». Одновременно усиливался партийный контроль за отдельными отраслями хозяйства: были созданы отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий слой в промышленности, финансах, плановых органах, сельском хозяйстве, транспорте и торговле.

В октябре 1952 г. на XX съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах : Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен также состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу же после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат.
В марте 1953 г. Верховный Совет СССР объявил частичную амнистию для лиц, осужденных за политические и уголовные преступления, партработников, хозяйственников и военных. В ряде мест заключения летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась.

В апреле 1953 г. в прессе стали появляться обвинения в адрес органов госбезопасности . В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954 г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) , были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГ передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. (Однако основная масса политических заключенных была освобождена только после XX съезда партии в г.) Сеть военных прокуратур и военных трибуналов сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды.

В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948 г. издано Положение о дисциплинарной ответственности судей , по которому взыскания на них стали налагаться коллегиями по дисциплинарным делам при областных (краевых) судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управлений юстиции, как ранее.

В мае 1955 г. принято новое Положение о прокурорском надзоре в СССР , в котором подчеркивался принцип единообразия законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры : общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законностью судебных решений, за местами лишения свободы.
В августе 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов (верховных, республиканских, областных, краевых). Тогда же упразднялись управления юстиции при областных (краевых) Советах и часть их функций передавалась соответствующим судам: проводить ревизии судов, осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Усиление судебной власти сопровождалось ликвидацией некоторых ее звеньев: в феврале 1957 г. были упразднены особые транспортные суды, подсудные им дела переданы общим судебным инстанциям.

61. Основные тенденции права 1945 – начало 50-х гг. ХХ столетия.(1965 – 1985 гг.)

Наверное, все-таки 1965-1985))

62. Развитие государственного аппарата (1965 – 1985 гг.).

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата . Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек).

В период 1965-1970 гг. руководство осуществило довольно крупную замену местных кадров , выдвинувшихся во времена Хрущева. Вместо них были поставлены опытные функционеры среднего возраста, которые впоследствии составили основной костяк всей структуры власти вплоть до середины 80-х гг.

XXIII съезд КПСС (1966) исключил из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей парторганизаций . Был зафиксирован лишь абстрактный принцип систематического обновления партийных органов и преемственности руководства. Однако, как правило, включение в состав номенклатуры новых людей шло не за счет естественного обновления, а за счет увеличения ее численности. Это привело к тому, что высшие партийные и государственные органы практически не обновлялись. В 1965-1984 гг. большинство членов Политбюро находились в нем более 15 лет. Их средний возраст в 1970-е годы достиг 70 лет, а состояние их здоровья было зачастую крайне тяжелым. Эти больные престарелые люди в народе были прозваны "кремлевскими старцами". Они не имели физических сил даже участвовать в заседаниях Политбюро, которые теперь продолжались не более 15-20 минут. В 1976 г. Л.И. Брежнев перенес инсульт, и некоторое время, даже находился в состоянии клинической смерти. Никакие усилия врачей в дальнейшем не смогли восстановить его работоспособность. Сохранение личной власти стало единственной целью этого руководства. "Старцы" из всех сил цеплялись за власть и были противниками любых нововведений. Этот этап в развитии советской системы впоследствии был назван "застоем", когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества.

Рост номенклатуры сопровождался расширением ее привилегий . Они по-прежнему включали госдачи, спецпайки, персональные машины, элитное жилье. Все это нельзя было перевести в личную собственность и передать детям, но особое положение в обществе и фактическая неподсудность номенклатуры избавляли ее от большей части моральных запретов. Уровень жизни рядового гражданина и аппаратчика резко различался. Обычным явлением стали злоупотребление служебным положением, коррупция и взяточничество. Нажитое в результате хищений и злоупотреблений даже перестают скрывать, что вызывало общественное недовольство.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. Вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль над деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Поделиться: