Предмет конституционного права зарубежных стран как отрасли права. Предмет, метод и система конституционного права зарубежных стран и его источники

Под методологией науки понимается совокупность приемов, способов исследования ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих явлений или процессов, путей познавательной деятельности, определение их границ и установление основных взаимосвязей со смежными явлениями.

Научный метод - ϶ᴛᴏ комплекс приемов, кᴏᴛᴏᴩый позволяет из тысячи путей найти единственную тропинку, ведущую к научной истине.

Методология научного исследования социально-политических процессов будет необходимой предпосылкой подхода к проблеме.

Стоит сказать, что каждая наука изучает определенный круг явлений, но отдельная наука или даже группа наук не может дать картины мира в целом, составить определенное мировоззрение, так как последнее есть целостная система взглядов на мир. Такую целостную картину дает философия. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Стоит заметить, что она будет общей методологией всех наук, основным методом познания реальной действительности, применяемым в конкретных науках.

Методологической основой исследования явлений государственно-правовой действительности был и остается общенаучный метод диалектики.

Диалектический метод позволяет рассмотреть динамику социальных процессов: связь конституционного права с общественной практикой, с политической природой государственной власти; развитие государственности в каждой стране, отражение в его правовой системе фактически сложившихся общественных отношений; создает необходимую основу для характеристики конституционного права как права определенного исторического типа.

Диалектика требует рассматривать все конституционно-правовые явления в движении, в органической связи с развитием экономических, социальных, культурных и иных процессов, происходящих в данном обществе. Именно такой подход к явлениям позволяет выявлять и разрешать возникающие в общественном развитии противоречия; раскрыть диалектическое взаимодействие общих интеграционных процессов в государствах СНГ с чертами, обусловленными конкретно-историческими условиями и национальной спецификой каждой отдельной страны.

Конституционное право зарубежных стран СНГ характеризуется динамизмом. Наука должна исследовать противоречия в системе общественных отношений. Познание противоречий в самой сущности предмета и есть диалектика. Единство и борьба противоположностей - универсальный закон диалектики.

Практика конституционного строительства в странах Содружества показывает, что и в новых условиях развития общество не оϲʙᴏбождается от внутренних противоречий. В их природе и позитивный, и негативный вариант развития.

Диалектический метод познания конституционно-правовой действительности не означает формального приспособления философских категорий к государственно-правовым явлениям.

Общенаучный метод диалектики будет главным в науке конституционного права, как и в других отраслях правовых наук. На базе общефилософской методологии в науке конституционного права складываются специфические частнонаучные методы исследования: а) историческом; б) сравнительного анализа; в) системный; г) социологический (опроса, интервью, социального эксперимента, моделирования); д) логического анализа; е) статистический и др.

Все специфические методы познания дополняют диалектический метод.

Изучим кратко каждый из данных методов познания, прежде всего исторический. В чем его суть?

Принцип историзма предполагает соблюдение двух важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений с позиции их возникновения и развития; во-вторых, изучение конкретных конституционно-правовых институтов с позиций современности.

При всем этом методология исследования любых социальных явлений требует их рассмотрения в нескольких аспектах: а) историческом; б) исключительно в связи с другими; в) исключительно в связи с конкретным опытом истории. Применительно к исследованию конституционно-правовых явлений ϶ᴛᴏ получает выражение, во-первых, в историческом подходе к явлениям государственно-правовой действительности; анализе процессов возникновения, накопления черт нового; в раскрытии закономерностей и тенденций развития; во-вторых, в научном анализе соотношения конституционного права отдельных стран СНГ и практического преломления конституционно-правовых идей, т.е. связи теории с практикой.

Принцип историзма применительно к изучению конституционного права зарубежных стран СНГ не может являться результатом простого приложения диалектики к явлениям конституционно-правовой деиствительности.
Стоит заметить, что он вырастает внутри самого конституционного права как потребность более глубокого исследования ϲʙᴏего предмета. Нынешнее состояние науки и современные ее задачи - ϶ᴛᴏт результат исторического развития, а ее будущее состояние - результат протекающих на наших глазах конституционно-правовых процессов.

Историзм - путь связи прошлого и современного, теории и практики, так как новое в теории конституционного права зарубежных стран СНГ в конечном счете вырастает из обобщения опыта, из практических потребностей общественного развития. Исторический подход предполагает не иллюстрирование мысли фактами, а развитие теории на базе фактов. Стоит сказать, для историзма важен "вертикальный разрез" явления: эволюция, процесс.

Конституционно-правовые институты стран СНГ могут быть правильно поняты исключительно в связи с анализом социально-экономического развития их государственно-политических систем, изучения предшествующей истории правовых институтов, юридических традиций данных стран. Исторический метод научного исследования позволяет смотреть на каждое явление с позиции того, как оно возникло, какие главные этапы в ϲʙᴏем развитии проходило и чем стало теперь.

Конституционно-правовые системы в странах СНГ будут элементом их политических систем, государственности, политической культуры, углубления интеграционных процессов.

Исторический подход к исследованию конституционно-правовых проблем позволяет изучить развитие общественных явлений с позиций хронологии; проследить преемственность, историческую обусловленность основных идей и принципов конституционного права зарубежных стран СНГ, показать связь конституционно-правового регулирования с исторической практикой, этапами развития общества и государства, конкретной исторической обстановкой, социально-экономическими и политическими условиями развития общества; определить основные тенденции развития конституционного права стран Содружества.

Без обращения к истории трудно понять развитие конституционно-правовых институтов СНГ, системы представительных органов государственной власти; отношений сотрудничества в рамках СНГ.

Исторический анализ конституционно-правового законодательства стран СНГ позволяет заключить, что между конституционно-правовыми актами, принятыми на различных этапах общественного развития данных стран существует как преемственность, так и противостояние, что демонстрирует качественное преобразование социалистической модели государства и права по пути либеральной демократии.

Исторический метод исследования приводит нас к выводу, что конституционное право стран СНГ - ϶ᴛᴏ результат объективного хода развития истории. Важно понимать - оно демонстрирует интеграционные процессы в постперестроечном бывшем советском пространстве. Его содержание обусловлено восстановлением суверенной национальной государственности в бывших республиках СССР, социально-экономическими и политическими условиями развития государства и общества в данных странах.

Исторический анализ конституционного законодательства, выявляя основные направления и тенденции его развития, позволяет воспринять все лучшее, что выработала практика государственного строительства в отдельных странах СНГ, оценить с позиций сегодняшнего дня эффективность действия конституционно-правовых норм и создать более совершенное законодательство.

При всем значении исторического метода исследования следует признать, что ϶ᴛᴏт путь познания будет предпосылкой для постижения существующих конституционно-правовых явлений. По϶ᴛᴏму широкое применение в разработке конституционно-правовых проблем получает метод сравнительного исследования. В случае если исторический метод позволяет исследовать конституционно-правовые явления в "вертикальном разрезе", в динамике, то сравнительный - подойти к явлению в "горизонтальном разрезе", т.е. в плане сопоставления различных конституционно-правовых институтов.

Метод сравнительного исследования дает возможность, во-первых, осмыслить значение конституционного права как важнейшего инструмента демократии; глубже уяснить как основные черты, так и конкретную специфику конституционного права каждой из стран СНГ; показать содержание и особенности конституционно-правовых норм и институтов; во-вторых, раскрыть единство принципов конституционного права стран СНГ и специфику их проявления в отдельных странах; в-третьих, выявить общие принципиальные черты политических систем стран Содружества, закономерности развития интеграционных процессов в рамках СНГ, пути совершенствования общего права СНГ и моделирования конституционно-правовых актов; в-четвертых, сравнивать, сопоставлять конституции зарубежных стран СНГ и другие нормативные правовые акты; прогнозировать направления и делать выводы о характере и закономерностях перспективного развития конституционно-правового законодательства в отдельных странах СНГ; в-пятых, изучать и сопоставлять коллективный опыт государственного строительства в странах СНГ, анализировать его позитивные и негативные стороны.

Применение сравнительного метода исследования имеет существен ное значение, поскольку различные правовые системы влияют друг на друга и анализ такого взаимодействия необходим для понимания процессов развития правовых систем различных стран СНГ, а также отраслей права и правовых институтов.

Сравнительное исследование конституционного права зарубежных стран СНГ расширяет кругозор ученого, помогает избежать односторонних суждений, дает возможность выбора оптимального варианта решения общих социально-политических и правовых проблем, стоящих перед всеми государствами Содружества, позволяет лучше оценить как преимущества, так и недостатки того или иного явления. Сравнительное исследование - незаменимый инструмент для совершенствования национального права. Предполагается сравнение однородных конституционно-правовых институтов гражданства, избирательного права, народного представительства, местного самоуправления или конституционно-правовых актов, например, конституций, законов о гражданстве, избирательных законов, регламентов и т.п. Применение метода сравнительного анализа позволяет уяснить как основные черты, так и специфику конституционного законодательства каждой из стран СНГ.

Диалектическая методология исследования конституционно-правовых проблем требует подходить к любому явлению как к системе. По϶ᴛᴏму в науке конституционного права зарубежных стран СНГ важное значение имеет системный метод, кᴏᴛᴏᴩый предполагает рассмотрение конституционно-правовых явлений в совокупности социальных связей, выявление целого и его частей, изучение отдельных конституционно-правовых институтов в правовой структуре различных стран СНГ с учетом конкретно-исторических и национальных особенностей их развития.

Специфика метода системного анализа состоит по сути в том, что логическим центром исследования становятся закономерности развития общества как целостного организма.

Системный метод опирается на категории "элемент", "структура", "система".

В философской литературе под системой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некᴏᴛᴏᴩое целостное единство. Отметим, что каждая система представляет собой сложное образование, состоящее нередко из ряда подсистем. Логический объем понятий "система" можно ограничить представлением о ней как об определенном внутреннем строении, внутренней организации и расположении структурных элементов целого. Система есть единое целое, где части соединены друг с другом и не просто сосуществуют, а находятся в прямых и обратных связях. Вся система в целом влияет на отдельные элементы, и наоборот, каждый элемент в отдельности - на систему в целом. Не стоит забывать, что важной особенностью системы будет устойчивость, наличие в ней новых интегративных качеств, не ϲʙᴏйственных образующим ее частям. Структура - ϶ᴛᴏ отражение внутренних связей, устойчивая упорядоченность. Системно-структурные элементы должны обладать следующими признаками: а) качественной определенностью; б) однопорядковостью, однородностью и совместимостью; в) относительной устойчивостью и изменчивостью, статичностью и динамизмом; г) взаимосвязью и взаимообусловленностью со всеми другими элементами, с системой в целом. Таковы общие признаки структурных элементов, кᴏᴛᴏᴩые получают смысл исключительно в соотношении с категориями структуры и системы.

Системный метод исследования конституционно-правовых проблем, анализ конституционно-правовых явлений в статике и динамике, в его количественном и качественном выражении позволяет глубже проанализировать взаимосвязи структуры и содержания конституционно-правовых институтов, обнаружить главное и второстепенное в явлении; вскрыть закономерности, присущие развитию целостного организма и его подсистем, найти ключ к пониманию особенностей механизма действия конституционно-правовых норм, к толкованию конституционно-правовых институтов и понятий.

Сам по себе системный метод познания в науке конституционного права зарубежных стран СНГ не что иное, как требование: а) подходить к явлениям конституционно-правового характера с диалектических позиций, рассматривая их не изолированно, а как часть более общих явлений; б) анализировать данное явление с позиции его внутреннего строения, соотношения между составляющими его элементами.

С позиций системного анализа мы рассматриваем конституционное право каждой страны СНГ, во-первых, как элемент системы социально-политических норм; во-вторых, как определенную целостность, отражающую закономерные связи реальной общественной жизни, социальной действительности, т.е. подходим к нему как к организованному множеству элементов - конституционно-правовых норм и институтов, включающему не только нормы национального права, но и международного и общего права СНГ.

Системный подход к рассматриваемым явлениям требует выявления элементов системы, их внутренней взаимообусловленности, тенденций развития. К примеру, изучая политические системы стран СНГ, мы называем в качестве элементов: государство, политические партии, массовые общественные движения, фонды, землячества, национально-культурные автономии. Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязей рассматриваемой системы. Взаимодействие составных частей политической системы в странах СНГ базируется на конституционных принципах народовластия, разделения властей, верховенства права и закона, уважения достоинства и ϲʙᴏбоды личности, ϲʙᴏбоды ассоциаций.

С позиций системного анализа следует рассматривать взаимообусловленность конституционно-правовых институтов. К примеру, нельзя понять правовой статус человека и гражданина в отрыве от политической и экономической систем данного общества; органы народного представительства не могут существовать изолированно, вне целостной системы государственного механизма. Эти явления нельзя перенести в другую действительность, оторвать от единого механизма государственной власти. Отметим, что каждое конституционно-правовое явление, каждый конституционно-правовой институт можно проанализировать исключительно с позиций взаимодействия целого и его элементов.

Метод системного анализа дает возможность выявить специфические формы взаимосвязей конституционно-правовых институтов по обеспечению целостности системы. У каждого института конституционного права стран СНГ ϲʙᴏи функции по регулированию тех или иных аспектов общественной жизни. Так, компетенция каждого органа государственной власти зависит от целевого назначения и места данного органа в механизме государственного аппарата, структуры компетенции всех других органов. По϶ᴛᴏму нельзя произвольно определять структуру какого-либо органа государства без учета его места в единой системе механизма государственного аппарата.

Наука конституционного права зарубежных стран СНГ использует социологические методы: опроса, интервью, анкетирования, социального эксперимента, моделирования.

К примеру, метод теоретического моделирования социальных процессов состоит в формализованном воспроизведении различных общественных явлений и в последующем проведении необходимых операций с полученными таким образом аналогами (или моделями) реальных процессов.

Вообще ϶ᴛᴏт метод познания общественных явлений ограничен. Но по сравнению с другими сферами общественной жизни правовые методы поддаются более или менее точной разработке.

Моделирование как метод исследования социальных процессов имеет важное значение для углубления наших знаний, их дополнительной проверки, для сознательного управления общественными процессами. Отметим, что каждая научная модель предполагает выявление каких-то наиболее общих закономерностей развития, главных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практическую целесообразность.

Не стоит забывать, что важнейшее условие теоретического моделирования социальных явлении и процессов - точный учет объективных закономерностей развития общества.

Надо, однако, подчеркнуть, что применение метода теоретического моделирования в науке конституционного права зарубежных стран СНГ имеет специфический характер. Исследователь имеет дело не с реальными, а идеальными моделями, сконструированными в сознании, так как теоретическое моделирование означает определенную исследовательскую процедуру идеализации и конкретизации, кᴏᴛᴏᴩая слагается из следующих стадий: 1) формализация явления и конструирования модели (уровень формализации процесса в определенной степени зависит от общего уровня научных знаний); 2) поиск решения задачи посредством разных операций с моделью; 3) истолкование полученного на модели результата применительно к реальному общественному процессу.

Применение метода теоретического моделирования позволяет единичные общественные явления воспроизводить как массовые, а долговременные социальные процессы искусственно сжимать в кратковременные. При всем этом роль реальных моделей могут играть конституционно-правовые системы различных стран СНГ, их конституции, отдельные нормы текущего законодательства, системы органов, парламентские процедуры, и т.п. Наука изучает данные модели, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие правовых предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в стране в данный исторический период, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие объективным тенденциям развития общественных отношений, исполнимость, гарантированность конституционно-правовых предписаний, эффективность деятельности различных органов государственной власти.

Стоит сказать, что каждая модель предполагает выявление каких-то общих главных закономерностей развития, основных черт того или иного явления и позволяет апробировать их практическую целесообразность. В конституционном праве роль элементов модели могут играть органы государственной власти, субъекты государственного устройства, конституции отдельных стран, отдельные нормы текущего законодательства. Мы изучаем данные явления и акты как определенные экспериментальные модели регулирования общественных отношений.

В науке конституционного права зарубежных стран СНГ широко применяется метод логического анализа, поскольку он обусловлен природой юриспруденции.

При помощи логического анализа решаются вопросы соотношения государственной власти и суверенитета; классификации органов государственной власти и их полномочий; исследуются формы государственного устройства, типы федерации, автономии; содержание правового статуса личности и др. Путем синтеза вырабатываются различные научные понятия и определения.

Логический метод познания, в ϲʙᴏю очередь, включает ряд более частных методов, например, индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Любое исследование движется не только от отдельного к общему, но и от общего и особенного к единичному, так как именно такое знание дает нам возможность постигнуть конкретную действительность. Стоит сказать, для того, например, ɥᴛᴏбы уяснить сущность автономии, наука конституционного права сначала вырабатывает общее понятие автономии, исследует ее принципы, роль в разрешении национального вопроса. Затем на базе конституционных норм, других законодательных актов, практики решения национального вопроса в различных странах исследуются специфические формы автономии, характер взаимоотношений органов государственной власти, государства в целом и автономных образований, пределы их самостоятельности. Материал опубликован на http://сайт
Такой ход мысли называется дедукцией, т.е. от общего к частному.

Познание правовых явлений неразрывно связано с правильной оценкой двух взаимосвязанных процессов в развитии правовой материи - дифференциацией и интеграцией. Дифференциация предполагает необходимость детализации, тщательного анализа, кᴏᴛᴏᴩый позволяет проникнуть вглубь национальных правовых систем, изучить их ϲʙᴏеобразие, специфику. Интеграции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует синтез, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность выявить общие закономерности, тенденции развития правовых явлений в условиях динамично развивающейся системы СНГ.

Определенное значение в науке конституционного права зарубежных стран Содружества имеет метод статистического анализа. Когда исследуется структура депутатского корпуса, динамика активности избирателей на основе избирательной статистики, используется метод статистического анализа.

Для различных отраслей науки права специально-научные методы имеют различное значение. К примеру, метод моделирования имеет ведущее значение в криминалистике; для финансового права большую роль играет статистический метод исследования. Отдельные методы познания, кᴏᴛᴏᴩые в других областях знания (технических, естественных) имеют значение общенаучных, в конституционном праве зарубежных стран СНГ играют роль частных, например метод эксперимента.

В совокупности все методы научного познания дают нам истинное представление о тех или иных сторонах конституционно-правовой реальности. Материал опубликован на http://сайт
Применение многообразных методологических приемов позволяет с разных сторон подойти к исследованию конституционно-правовой действительности, проследить влияние общепризнанных принципов и норм международного права, общего права СНГ и национального конституционно-правового законодательства на социальную практику, получить истинное представление о тех или иных сторонах общественно-политической жизни. Но для того ɥᴛᴏбы иметь наиболее полное представление о предмете, исследователь в процессе творчества мысленно синтезирует данные методы, что приводит его к комплексному, целостному результату. Это позволяет осмыслить историческую обусловленность предмета конституционного права стран Содружества, структуру и связи составляющих его элементов, их функциональную характеристику.

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука - это совокупность теорий, учений, взглядов по вопросам конституционного права, изучает процесс фор­мирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права. В рамках науки происходит обобщение практи­ки, прогнозируется развитие конституционно-правовых институтов, фор­мируются основные концепции, которые кладутся затем в основу реали­зации прав и свобод человека, построения и функционирования механиз­ма конституционного судопроизводства.

Под объектом конституционного права понимается та сфера общест­венной жизни, правовое существование и регулирование которой находят отражение в нормах конституционного права. К важнейшим институтам конституционного права принято относить принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти.

Возможен и другой подход к определению конституционного права. Специфика конституционного права заключается в том, что оно регули­рует отношения между человеком, обществом и государством, нормы конституционного права призваны обеспечить взаимодействие этих трех слагаемых, определяя те ценности и приоритеты, которые предопределя­ют реальную конституционно-правовую практику.

Особенность конституционного права состоит в том, что оно призва­но регулировать общественно-политические отношения, что и является предметом конституционного права.

Предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отрасли права.

Самостоятель­ность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирова­ния .

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулиро­вания , то есть совокупность приемов и способов правового воздей­ствия на общественные отношения. Бывает императивный - способ обязывания; способ запрета; и диспозитивный - основан на дозволениях.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общест­венных отношений основывается на властно-императивных началах. С одной стороны - это властеотношения, но с другой - в демократическом го­сударстве нормы конституционного права устанавливают содержание и гарантии прав человека, что является ограничением для государст­венной власти.

Конституционное право зарубежных стран - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.

3. Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные госу­дарством в целях охраны и регулирования определенных общест­венных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

особен­ности:

1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализа­ции, конкретизации;

3) правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;

4) являются основополагающими для норм других отраслей права;

5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;

6) регулируют поведение специфических субъектов (народ, государство, избирательные объединения и др.)

Система конституционного права содержит большое число норм. Их можно классифицировать:

(I)По функциональной направленности.

(II)По способу воздействия на субъекты права.

(III)По характеру регулируемых общественных отношений.

(IV)По действию во времени: нормы (1)постоянные, (2)временные и (3)ис­ключительные.

Конституционно-правовые институты - система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К их числу относятся (1)правовой статус человека и гражданина, (2)основы общественного строя, (3)форма правления, (4)избирательное право, (5)на­родное представительство, (6)конституционный контроль. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более част­ных.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты, виды.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отноше­ние, которое урегулировано нормой конституционного права и содер­жанием которого является юридическая связь между субъектами в фор­ме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, которым правовыми нормами отрасли конституционного права предоставлены права и на которых возложены определенные обя­занности. Подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся (1)граждане, (2)иностранцы, (3)группы граждан, (4)избиратели и (5)депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы.

Ко второй группе субъектов принадлежат (1) государство в целом, (2) его органы, (4) территориальные единицы, (5) учреждения и органы самоуправления, (6) полити­ческие партии.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь.

Объектами - предме­ты или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.

Объектами являются: государственная территория; государственная власть; местное самоуправление; имущественные и неимущественные блага; поведение людей, действия органов государства, органов местно­го самоуправления и общественных объединений.

По целевому назначению конституционно-правовые отношения под­разделяются на учредительные, правоустановительные и правоохрани­тельные.

По времени действия конституционно-правовые отношения делятся на временные (срочные) и постоянные (бессрочные).


Похожая информация.


  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля их характеристика.
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 21. Значение конституционных характеристик государства как социального, правового, светского и демократического.
  • 22. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 24. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах. Конституционные принципы социальной политики государства и их реализация.
  • 25. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 26. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 27. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 28. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 29. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 30. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 33. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 34. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере, Франции, Малайзии, оаэ).
  • 35. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере, сша, Германии, Индии).
  • 36. Особенности федеративного устройства современных зарубежных государств: понятие, разновидности, статус субъектов федерации.
  • 37. Унитарная модель территориального устройства в зарубежных странах: понятие, признаки, разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 38. Регионализированные унитарные государства: понятие, характеристика.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, их характеристика.
  • 40. Понятие политического режима, его виды и характеристика.
  • 41. Порядок формирования, состав и структура парламента в зарубежных странах.
  • 42. Внутренняя организация зарубежных парламентов.
  • 43. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 44. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 45. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 46. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 47. Формы парламентского контроля, за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 49. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 50. Компетенция главы государства в зависимости от формы правления.
  • 51. Государственно-правовой статус монарха (системы престолонаследия, полномочия).
  • 52. Коллегиальный орган управления государством в социалистических странах: понятие, порядок формирования, полномочия.
  • 53. Место и роль правительства в механизме разделения властей зарубежных стран. Виды правительств.
  • 54. Конституционно-правовой статус правительства в зарубежных Странах: порядок формирования, состав и структура.
  • 55. Компетенция правительства в зарубежных странах, взаимоотношения с парламентом и главой государства.
  • 2. Порядок формирования и структура правительства
  • 3. Полномочия правительства
  • 4. Глава правительства
  • 57. Основные системы (модели) местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах, их характеристика.
  • 58. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.
  • 59. Государственный контроль за органами местного управления и самоуправления в зарубежных странах.
  • 1. Система и компетенция органов местного управления
  • 2. Понятие, виды и полномочия местного самоуправления
  • 60. Порядок формирования, полномочия и ответственность местных органов государственной власти в социалистических странах.
  • 61. Особенности Конституции сша 1787 г.: структура, порядок принятия и изменения, поправки к Конституции.
  • 62. Конституционно-правовой статус Президента сша: порядок избрания, полномочия, ответственность.
  • 63. Порядок формирования и полномочия Верховного Суда сша.
  • 65. Особенности федеративного устройства сша.
  • 66. Структура и содержание Конституции Франции 1958 г. Особенности конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина во Франции.
  • Раздел 1 «о суверенитете».
  • 67. Конституционно-правовой статус парламента Франции. Особенности законодательного процесса.
  • 68. Порядок формирования и полномочия Конституционного совета Франции.
  • 69. Организация и деятельность местных органов во Франции.
  • 70. Общая характеристика Конституции кнр 1982 г.
  • 72. Государственный Совет кнр: порядок избрания, полномочия, акты, ответственность.
  • 74. Особенности Конституции Великобритании.
  • 75. Правовой статус Правительства и кабинета Великобритании, порядок формирования, структура, ответственность. Правовое положение и роль премьер-министра.
  • 76. Правой статус монарха Великобритании: порядок престолонаследия, личные и политические прерогативы.
  • 77. Порядок формирования и полномочия местных органов в Великобритании. Правительственный контроль за деятельностью местных органов.
  • 78. Общая характеристика Конституции Индии 1950 г.
  • 79. Особенности федеративного устройства Индии.
  • 80. Конституционно-правой статус Президента Индии: порядок избрания, полномочия и взаимоотношения с парламентом и правительством.
  • 81. Организация и деятельность местных органов в Индии.
  • 82. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 г.
  • 2. Местное управление в Германии
  • 3. Конституционный суд фрг
  • 4. Парламент фрг: полномочия и внутренняя организация
  • 5. Правовой статус правительства фрг
  • 6. Характерные черты германского федерализма
  • 88. Общая характеристика Конституции Японии 1947 г.
  • Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
  • 90. Организация местных органов публичной власти в Японии.
  • 1. Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран.

    Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

    Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

    Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.

    Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

    Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах конституций зарубежных стран и определяют их структуру.

    2. Предмет, система, методология, тенденции развития науки конституционного права зарубежных стран.

    Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

    Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

    Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

    Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

    а) основы конституционного строя;

    б) основы взаимоотношений государства и личности;

    в) политико-территориальное устройство;

    г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

    Методы правового регулирования конституционного права:

    а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);

    б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

    в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

    Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

    Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

    Источниками КПЗС являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (кроме некоторых мусульманских государств) является конституция. К другим источникам относятся: законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее),органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой – либо институт КП в целом),обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента),чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);внутригосударственные публично-правовые договоры (например: соглашение о разделе Чехословакии с 1 января 1993г, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995г.;регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);акты глав государств и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств);акты органов конституционного контроля (конституционных судов) проверяют соответствие тех или иных законов конституции;судебные прецеденты – решение судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;конституционный обычай – сложившееся в практики органов государственной власти правило, имеющее устный характер, опирающийся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. (распространены в Великобритании, Новой Зеландии;религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;международно – правовые акты, например Европейская конвенцияо правах человека 1950г., Маастрихтский договор1992г. оЕвропейскомсоюзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН.

    Основные тенденции развития конституционного права.

    Социализация - это тенденция, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в це­лом, включая его экономическую, политическую, 1 социальную и куль­турную системы. Действие этой тенденции связано с тем, что государ­ство перестало ограничиваться ролью «ночного сторожа», все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования соци­альных конфликтов, установления разумного баланса различных ин­тересов. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня кон­ституционных прав, свобод и обязанностей правами и обязанностями социально-экономическими и культурными, в регулировании отно­шений между трудом и капиталом, в установлении социального пред­назначения собственности и т.д.

    Демократизация - это тенденция, проявляющаяся в расширении у человека возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в появлении административной юстиции, ак­тивизации институтов непосредственной демократии и т.п.

    Интернационализация - это тенденция, проявляющаяся в боль­шем или меньшем сближении отраслей национального конституцион­ного права друг с другом и с международным публичным правом.

    Существование отмеченных тенденций не означает, что конституционно-правовое развитие каждой страны осуществляется в точ­ном соответствии с ними. В отдельных странах встречаются перерывы в их действии и даже попятное движение. Однако обзор именно генеральной совокупности конституций стран мира позволяет сделать вывод о неодолимости указанных тенденций, ибо они обусловлены социальным прогрессом - таким имманентным раз­витием общественного строя, которое открывает человеку все боль­шие и все лучшие возможности для самореализации.

    Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

    Сами же идеи конституционного значения - об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.

    В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

    На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

    В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.

    Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

    В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

    Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

    Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

    Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

    Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

    Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

    Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

    Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

    Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата - справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.

    Является метод обязывания -

    метод запрещения метод дозволения – .

    Система и субъекты конституционного права зарубежных стран.

    Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, институты и нормы.

    Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

    Эти крупные институты могут состоять из более частных: например, институт избирательного права включает такой институт, как избирательное право в субъективном смысле и избирательный процесс. Избирательный процесс имеет 11 стадий, которые представляют еще более частные институты – назначение выборов, выдвижение кандидатов и т.д.

    Конституционно-правовые нормы это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

    Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права :

    1. Они имеют самый общий характер, регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, устанавливают правовые основы государства; в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями.

    2. Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию, но в одной статье они встречаются редко. При этом многие нормы не обеспечены санкцией вообще - санкции либо носят политический характер (например, отставка правительства), либо закреплены в нормах других отраслей права (например, за нарушение норм избирательного права может наступать административная или уголовная ответственность); иногда конституционно-правовые нормы не обеспечены даже гипотезой.

    3. В большинстве случаев конституционная норма содержится в двух или нескольких статьях (многостатейная форма выражения); в то же время, в одной статье может содержаться несколько норм.

    Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям:

    1. По функциональной направленности:

    а) регулятивные (большинство);

    б) охранительные.

    2. По способу воздействия на субъекты права (по характеру содержащихся предписаний):

    а) управомочивающие;

    б) обязывающие;

    в) запрещающие.

    3. По характеру регулируемых общественных отношений (по назначению в механизме правового регулирования):

    а) материальные;

    б) процессуальные.

    4. По действию во времени:

    а) постоянные (неопределенный срок);

    б) временные;

    в) исключительные (на случай чрезвычайных обстоятельств).

    5. По территории действия:

    а) на всей территории государства;

    б) на части территории государства.

    Субъекты конституционного права это участники конституционно-правовых отношений, которые возникают в результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права. Это постоянные носители прав и обязанностей, предусмотренных нормами отрасли.

    По вопросу классификации субъектов конституционного права существуют различные подходы.

    1. Физические лица: граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. В этой группе нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности, причем общая правосубъектность признается равной для всех.

    2. Общественные образования: государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (палата парламента), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, политические партии и другие общественные объединения.

    Чиркин В.Е. считает, в конституционном праве неправомерно деление субъектов на физических и юридических лиц (как в гражданском праве). Он предлагает следующую классификацию:

    1. Социальные и национальные общности (народ, нации и иные этнические группы, классы).

    2. Государство и его составные части (субъекты федерации).

    3. Основные органы государства.

    4. Общественные объединения и коллективы.

    5. Депутаты представительных органов.

    6. Органы местного самоуправления и управления.

    7. Индивиды (граждане, иностранцы, апатриды).

    Выборы в зарубежных странах: понятие; виды и порядок проведения выборов.

    Выборы - есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления

    Выборы можно классифицировать по следующим основаниям:

    Прямые и непрямые.

    Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.

    Непрямые выборы осуществляются не гражданами, а избранными ими лицами - выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

    Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах . При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией . Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом . Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.

    При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.

    2. Всеобщие и частичные (дополнительные) .

    Во всеобщих выборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.

    Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.

    3. Национальные и местные .

    Национальные выборы проводятся по всей стране.

    На местных выборах избираются органы местного самоуправления.

    4. Очередные и внеочередные .

    Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.

    Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.

    Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур . Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров . Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием .

    Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы .

    Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.

    Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.

    Избирательный процесс делится на следующие стадии:

    1. Назначение выборов - установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.

    2. Установление избирательных округов.

    Избирательные округа - территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.

    3. Установление избирательных участков.

    Избирательные участки - территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.

    4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).

    Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах, участковые избирательные комиссии - на пунктах голосования.

    Законодательная власть

    принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по Закону о парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет.

    По точному смыслу британской неписаной конституции парламент – триединое учреждение: юридическое понятие парламента в Великобритании включает главу государства (монарха), Палату лордов (исторически – палату знати и высшего духовенства) и Палату общин (исторически – палату простолюдинов). Чаще под парламентом понимают лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижнюю, которая реально осуществляет законодательные функции.

    Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

    Палата общин состоит из 646 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет, но часто бывают роспуск и досрочные выборы, поскольку правящая партия власти таким путем стремится увеличить численность своих депутатов. Минимальный возраст депутата нижней палаты – 21 год. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, должность которого существует с 1377 года. Спикер обладает очень значительными полномочиями в решениии процедурных вопросов, связанных с работой палаты. Он имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями в том случае, когда палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты (на деле избирается палатой, фракцией большинства) и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма действительно никто не хотел быть спикером, так как он должен передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились монарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера.

    В парламенте создаются партийные фракции (четыре фракции имеются даже в Палате лордов, но у них нет партийной дисциплины).

    Палата лордов (верхняя) не избирается. В ее состав входят духовные лорды, судебные лорды, наследственные пэры и пожизненные пэры. С 1999 года началось реформирование Палаты лордов, рассчитанное на 10 лет. Ее численность сократили с 1200 до 665 человек. На переходный период в составе палаты осталось 192 наследственных пэра, остальные получили право баллотироваться а Палату общин. После завершения реформы из 788 наследственных пэров только 90 из них и 2 должностных лица, связанных с церемониалами, смогут принимать участия в заседаниях палаты (их состав определяется голосованием всех наследственных пэров). Руководит заседаниями палаты лорд-канцлер .

    Конституция ФРГ 1949 г.

    Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Проект конституции был разработан специальной комиссией немецких правоведов и затем передан на рассмотрение Парламентского совета, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина (без права решающего голшоса). В нем были представлены делегаты от всех действовавших политических партий. Затем конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии, но вступила в силу и для нее.

    субъектах федерации Германии – землях есть собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной конституции

    Конституция базируется на основополагающих принципах демократизма, парламентаризма и разделения властей, плюрализма, равенства и др. В документе закрепляется принцип федеративного устройства государства и гарантирующие его неприкосновенность нормы. Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство

    Конституция Франции 1958 г.

    Конституция Франции состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года; конституции 1958 года, в которой имеются ссылки на указанные выше документы и некоторые международные акты. В конституции наряду с преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов.

    Основные черты Конституции.

    Не содержит положений о социально-экономической структуре общества;

    В ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях);

    Нет раздела о правовом статусе личности;

    Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан).

    Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые обретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).

    Провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме;

    Провозглашает создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Конституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме).

    Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство», возникший ещё в XVIII в. во время революции, установила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа»;

    Определила основные условия для создания политических партий;

    Провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

    В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

    Конституция Италии 1947г.

    Через полтора года, 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Итальянской Республики , которая вступила в силу 1 января 1948 г. и действует по сей день.

    Конституция Италии 1947 г. – одна из самых демократичных и социальных конституций современности. На это повлиял тот факт, что около 80% мест в Учредительном собрании завоевали левые и прогрессивные силы. Большое влияние на содержание конституции(прежде всего, ее пацифистский характер) оказали оккупационные власти, прежде всего, США.

    Открывает конституцию раздел, посвященный основам конституционного строя государства. Закрепляется принцип народного суверенитета, республиканская форма правления, демократический характер государства, основы правового статуса личности, основы государственной символики, отвергается война, как способ разрешения международных споров.

    Конституция 1947 г.:

    Провозглашает Италию «республикой, основанной на труде»;

    Объявляет одинаковое общественное достоинство граждан и равенство всех перед законом;

    Запрещает смертную казнь;

    Детально регулирует правовой статус личности (причем впервые в Европе около 40% конституционного текста было посвящено правам и свободам человека, в том числе социальным; этому примеру в дальнейшем последовали многие европейские конституции);

    Провозглашает право на труд и берет на себя обязательства создать условия, чтобы право на труд стало реальным;

    Закрепляет социальную функцию труда и собственности;

    Обязывает гражданина своим трудом не только приносить пользу себе, но и способствовать материальному и духовному прогрессу общества;

    Устанавливает пределы частной собственности (нетипичная норма для капиталистической страны, в большинстве которых собственность признается священной и неприкосновенной) с целью обеспечения ее социальной функции, и доступности для всех;

    Предусматривает возможность национализации предприятий, особо важных для экономики страны;

    Ограничивает размеры земельной собственности;

    Признает право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями (в целях экономического и социального возвышения труда);

    Гарантирует охрану сбережений во всех их формах и обязывает государство способствовать вложению гражданами сбережений в жилищную, сельскохозяйственную собственность и инвестированию сбережений в крупные акционерные производственные комплексы;

    Объявляет свободу партийной и профсоюзной деятельности (кроме создания фашистских партий);

    Объявляет свободу религий;

    Устанавливает систему органов государственной власти, основанную на принципе разделения властей;

    Учреждает двухпалатный парламент в качестве высшего органа государственной власти, обе палаты которого избираются народом;

    Провозглашает отказ Италии от войны как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров

    Конституция Испании 1978 г.

    Конституция Испании 1978 года – одиннадцатая по счету после Первой испанской революции 1808 года.

    Необходимость принятия новой Конституции была вызвана демократическими преобразованиями, проходившими в 1975 – 1978 гг. после смерти в 1975 г. диктатора («каудильо») Франко – главы фашистского, а затем авторитарного режима, существовавшего в Испании в 1939 – 1975 гг. В результате реформ, проведенных сверху, Испания за достаточно короткий срок естественным и мирным путем перешла от авторитарного режима к демократии. Именно закрепление демократических основ нового испанского общества и государства составило основную цель Конституции 1978 г.

    Через почти 50 лет после свержения монархии в 1931 г. и крупных исторических потрясений (революция, гражданская война, диктатура Франко) Конституция 1978 г. вернула Испанию к традиционной монархической форме правления в виде конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей.

    Она был разработана Генеральными кортесами и принята 6 декабря 1978 года подавляющим большинством избирателей на общенациональном референдуме.

    Конституция состоит из преамбулы и 11 разделов, содержащих 169 статей. По структуре и содержанию ей присущи все традиционные элементы конституций: преамбула, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти, территориальном устройстве государства, Конституционном суде, об изменении конституции. Особенностью структуры является включение в текст четырех дополнительных, девяти переходных, а также отменяющих и заключительных положений с собственной нумерацией, в отличие от основного текста не разделенных на статьи.

    Конституция Японии 1947 г.

    Конституция Японии небольшая по объему: она состоит из 103 кратких статей. Конституция провозглашает принцип народного суверенитета. Высшим органом государства и единственным законодательным органом провозглашается парламент. Конституция закрепила структуру парламента, состоящего из двух палат – палаты представителей и палаты советников, избираемы на основе всеобщего избирательного права. Император является не главой государства, а лишь символом нации. В конституции закреплен порядок формирования правительства. Система органов государства, закрепленная в конституции, характерна для конституционной монархии.

    В конституции закрепляются общечеловеческие ценности, декларируются всеобщие принципы политической морали. В ней содержатся принципиальные антивоенные положения, в том числе отказ от войны и запрет создавать сухопутную армия, военно-морские и военно-воздушные силы. Конституция содержит широкий перечень традиционных прав и свобод граждан: личных, политических и основных социально-экономических. Кроме того, в ней содержится положение об упразднении привилегированных сословий. Своеобразием Японии является система пожизненного найма работников предпринимателями и особая система заработной платы в зависимости от срока службы на данном предприятии.

    По форме государственного устройства Япония является унитарным государством с широкой автономией административно-территориальных единиц.

    По способу внесения изменений конституция Японии относится к «жестким». Оно возможно только по инициативе парламента при наличии согласия 2/3 каждой из палат. После это поправки должны утверждаться референдумом либо новым составом парламента. На практике поправки в конституцию пока не вносились.

    Право конституционного контроля принадлежит Верховному суду государства.

    Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран.

    Конституционное право как отрасль праваконкретного государства это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.

    В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения – в трудовом праве, преступления и наказания – в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.

    предмет конституционного права зарубежных стран общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством . Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.

    метод правового регулирования регулирования – совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.

    Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).

    Конституционному праву известен также метод запрещения – предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения – предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».

    Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.

    Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран

    Основные направления и школы науки конституционного права зарубежных стран

    Основные этапы и тенденции развития конституционного права зарубежных стран

    Особенности конституционного развития стран Западной Европы на рубеже 20-21 веков

    ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    В российском правоведении термин «Конституционное (государственное) право» употребляется в трех значениях:

    1. как отрасль права. Конституционное право зарубежных стран – это отрасль права, в сферу регулирования которой входят политические отношения в рамках одной страны.

    2. как наука. Конституционное право зарубежных стран нацелено на выявление закономерностей существования вышеназванной отрасли права, ее развития, общих тенденций, характерных для всех стран, и особенностей, присущих отдельным странам. Иными словами, предметом науки конституционного права зарубежных стран является указанная отрасль права.

    3. как учебная дисциплина . Направлено на приобретение изучающими конституционного права зарубежных стран систематических знаний об этой отрасли, умений оперировать основными понятиями и институтами конституционного права.

    Предмет конституционного права включает в себя два блока общественных отношений:

    1. отношения, регулируемые конституцией – организация государственного механизма, правовой статус человека и гражданина, территориальное устройство государства и т. д.;
    2. отношения, регулируемые иными источниками конституционного права: отношения гражданства, связанные с образованием и деятельностью политических партий и иных политических общественных объединений, складывающиеся в процессе народного голосования и иных форм непосредственной демократии, связанные с осуществлением конституционного контроля и деятельностью органов местного самоуправления.


    Предмет конституционного права позволяет отделить данную отрасль права от других отраслей национальной системы права. Конституционное право определяет основы других отраслей системы права – административного, финансового, уголовного, гражданского, семейного и т. д. Это объясняется тем, что государственное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей национальной системы права (например, нормы государственного регламентируют частную собственность, являются основополагающими для гражданского права).

    В зарубежных странах относительно изучаемой отрасли применяются два названия – конституционное право и государственное право. Название отрасли избирается исходя из существующих в государстве предпочтений и под влиянием многообразных объективных факторов. В учебной литературе имеется несколько подходов к объяснению названия ведущей отрасли права:

    - разграничение наименований. При этом критерии разграничения различны:

    а) по объему (В. Е. Чиркин указывает, что содержание этих отраслей совпадает, это одна и та же отрасль, но иногда конституционное и государственное право отличаются по объему).

    б) по приоритетам. Б. А. Страшун отмечает, что название «конституционное право» избирается в тех странах, где раньше других были приняты конституции, сложился конституционный строй, характеризующийся приоритетом прав личности и их судебной защитой (США, Франция, Великобритания). В странах же, которые признают приоритет государства, отрасль права соответственно называется «государственное право» и рассматривается как отрасль публичного права (Германия, Скандинавские страны). К числу последних также относят Австрию, некоторые кантоны Швейцарии.

    В российском правоведении обоснованным считается применение обоих наименований или одного сдвоенного названия, поскольку в учебных изданиях речь идет не об отдельном государстве или группе государств, а обобщенном подходе к зарубежным странам. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время все большее число стран переходят к названию – «конституционное право».

    Еще одним способом отграничения конституционного права зарубежных стран от других отраслей права является метод правового регулирования – т. е. способ правового воздействия на общественные отношения.

    Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме существует большинство конституционно-правовых норм: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (статья 94 Конституции Италии 1947 года). Также к числу методов конституционного права относят метод запрета («Свобода мысли и совести не должны нарушаться» (статья 19 Конституции Японии 1946 года)) и метод дозволения . Последний применяется для регулирования правового статуса личности и определения полномочий государственных органов («Кабинет министров может принять решение о созыве чрезвычайной сессии парламента» (статья 53 Конституции Японии 1946 года)).

    Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что конституционное право зарубежных стран – это основная отрасль национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

    Поделиться: