Правовое регулирование трудовой деятельности трудоустройство и занятость. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Трудоустройство в широком смысле это любой процесс устройства на работу либо самостоятельно, либо: а) с помощью работодателя, обязанного в ряде случаев при увольнении, например, по сокращению штатов, предложить увольняемому другую работу: б) органов службы занятости; в) негосударственных организаций на возмездной основе. В узком смысле трудоустройство - это деятельность государственных органов и иных организаций по оказанию гражданам помощи в устройстве на работу.

В первом случае работодатель осуществляет трудоустройства работника самостоятельно путём заключения с ним трудового договора. В других случаях как государственные органы, так и негосударственные организации. выступают в качестве посредников при трудоустройстве.

Таким государственным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в структуре Министерства труда и социальной защиты и ее территориальные органы.- департаменты, управления, центры занятости. Это государственные учреждения службы занятости, основной задачей которых является организация и оказание гражданам бесплатных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Их

обязанность – обеспечить реализацию прав граждан, в том числе и безра

ботных, предусмотренных законодательством. ..

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

Информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

Разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

Осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.



Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и, в свою очередь, по запросу этих органов представляют им необходимые сведения о лицах, ищущих работу и о безработных.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

Проведения оплачиваемых общественных работ;

Временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

Ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Негосударственное оказание услуг в сфере занятости может осуществляться различными организациями (кадровые агентства, бюро: биржи труда) без лицензии, за исключением трудоустройства за границей.

Органы службы занятости по месту жительства безработного обязаны предложить ему подходящую работу, при её отсутствии зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице. При наличии подходящей работы безработному выдаётся направление на работу в конкретную организацию, с которой им может быть заключён трудовой договор. Но безработный вправе, получив направление не вступать в переговоры с работодателем либо отказаться от предложенной работы. В тоже время согласно ст. 29 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.



Но для некоторых категорий граждан, которые в ст.5 Закона о занятости определены как «испытывающие трудности в поисках работы» предусмотрены дополнительные меры по их трудоустройству. Они осуществляются путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К числу этих граждан относятся: (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

Среди предназначенных для них мер по трудоустройству особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Обязательное квотирование рабочих мест в настоящее время на федеральном уровне предусмотрено только для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Такой порядок квотирования утвержден федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для других категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы, квоты устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Работодатель обязан принять на работу безработного имеющего направление органа службы занятости в пределах квоты по этой категории граждан. Его решение об отказе в приёме на работу может быть обжаловано в суд.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения . Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

Сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

Информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. (ст.25 Закона о занятости)

Права работодателей

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда. Указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг(ст.26 Закона о занятости).

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

Профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Они имеют право:

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.21 Закона о занятости)..

Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы.

Трудовой кодекс РФ также регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, так как в нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 года (далее - Закон о занятости), в который постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правового регулирования в сфере занятости становится более жестким. Это свидетельствует о том, что государственная политика в сфере занятости направлена на стимулирование поиска работы самим безработным гражданином.

К другим источникам, регулирующим вопросы в этой области, относятся Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан», Положение «Об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г.).

Занятость это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им трудовой доход .

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Поддержку законной трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к творческому труду;

Обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние, впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы; одинокие и многодетные родители; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и др.);

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Основные формы обеспечения занятости

1. Информирование о рынке труда, о возможности трудоустройства по конкретной специальности, о динамике рынка труда.

2. Бесплатное подыскание подходящей работы.

3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.

4. Молодежная практика (трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, которые не могут найти работу).

5. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.

6. Привлечение к общественным работам.

7. установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов, что позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан.

Условия признания граждан безработными. Порядок назначения и выплаты пособий по безработице

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в отношении только того гражданина, которому служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.

Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то же время никакой иной ответственности за это законом о занятости не предусмотрено.

Подходящей считается работа,соответствующаяпрофессиональному критерию (соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки),имущественному критерию (соответствует условиям последнего места работы, в том числе и условию о заработной плате),критерию транспортной доступности , (устанавливается органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, так, например, в Москве предел транспортной доступности равняется 1,5 часам),состоянию здоровья (предлагаемая работа не должна быть противопоказана), условия труда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.

Необходимо отметить, что безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если же его, например, направили на работу а он не явился на собеседование с работодателем, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.

Безработные граждане имеют право на :

Выбор места работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;

Бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

Бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

Пособие по безработице;

Обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости и должностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.

б езработный обязан :

1) активно осуществлять поиск работы;

2) предоставить подлинные документы;

3) проходить перерегистрации;

4) являться к работодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.

Пособие по безработице выплачивается, как правило, в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Общественные работы – это виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан (например, работы по озеленению территории, строительству дорог, строительству жилья, уход за престарелыми больными и т.д.). Привлечение граждан к общественным работам осуществляется исключительно на добровольной основе (в форме срочного трудового договора), при этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления может оказываться дополнительная материальная и иная помощь (например, дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).

О занятости и трудоустройстве: Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» (в ред. от 20 апреля 1996 г.), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», Положение о Федеральной службе занятости России (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.). Принципы государственной политики в сфере занятости конкретизируются в Законе РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 22 марта 1996 г.).

Не признаются безработными граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров-инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для перерегистрации, а также отказавшиеся в течение десяти дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; лица, впервые ищущие работу, не имеющие профподготовки.

Подходящей считается работа, которая соответствует специальности, квалификации гражданина с учетом уровня его профподготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

К организационно-правовым формам обеспечения занятости относятся:

  • бесплатная профподготовка, переподготовка, повышение квалификации;
  • направление на работу молодых специалистов и квалифицированных рабочих;
  • квотирование рабочих мест для социально-незащищенных слоев населения;
  • подыскание службой занятости безработному подходящей работы и направление на нее и др.

Понятие «трудоустройство» следует различать в широком и узком смысле. В широком смысле трудоустройство - это процесс устройства на работу, включая самостоятельное трудоустройство и с помощью органа занятости. В узком смысле - это деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройству на нее, а также повышении квалификации, переквалификации. Специальная форма трудоустройства - организованный набор рабочей силы в отъезд; направление на работу молодых специалистов, квалифицированных рабочих, заключивших с работодателем соответствующие договоры о подготовке для производства квалифицированных кадров; направление безработного в порядке квотирования рабочих мест; трудоустройство для работы за границей по контракту.

Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является предупреждение массового высвобождения работников. Массовое высвобождение происходит в случаях:

  • при ликвидации предприятия численностью 15 и более работников;
  • при сокращении 50 и более человек в течение месяца; 200 и более - в течение двух месяцев; 500 и более - за 3 месяца и т. д.

Работу органов занятости возглавляет и организует Минтруд РФ с его органами на местах (органы занятости). Их деятельность финансируется из Фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов из заработка работающих, а также добровольных взносов и ассигнований из бюджета .

Работодатель обязан представлять органу занятости и профсоюзу информацию о возможных массовых увольнениях и их измененных сроках , а также о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для инвалидов, перечислении страховых взносов в Фонд занятости и другие сведения.

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Правовое регулирование трудоустройства значительно изменилось за последние несколько лет. Существовавшее ранее плановое распределение трудовых ресурсов сменилось регулированием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, более соответствующим принципам рыночной организации экономики. С другой стороны, сам рынок труда выступает в качестве элемента механизма правового регулирования труда. Иными словами, произошла существенная трансформация методов правового регулирования трудоустройства. Данный тезис подтверждается представленным ниже исследованием развития правовых норм о трудоустройстве и понимания его сущности за период начиная с 1917 года по настоящее время.

В России необходимость трудоустройства особенно обострилась в первые годы советской власти, поскольку возросшая безработица явилась причиной вмешательства государства в процессы обеспечения работой безработных.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 -1920 гг.) данным обстоятельствам необходимо было подчинить всю хозяйственную и культурно-политическую жизнь, в связи с чем государственная политика того периода, называемая военным коммунизмом, в области регулирования трудовых отношений нашла свое выражение в институте всеобщей трудовой повинности для всех трудоспособных граждан. При этом трудовая повинность в 1918-1919 гг., как отмечалось в работах юристов, служила средством осуществления принципа всеобщности труда прежде всего в отношении нетрудовых элементов.

Однако продолжающаяся гражданская война заставила государство пойти по линии дальнейшего развития трудовой повинности, что привело к изданию 29 января 1920 г. декрета СНК РСФСР "О порядке всеобщей трудовой повинности", который предусматривал возможность привлечения граждан независимо от их постоянной работы к единовременному или периодическому выполнению различных видов общественно необходимых работ (с/х работ, заготовка топлива и т.п.), а также, что особенно важно для понимания правовой природы трудоустройства того времени, разрешал трудовые мобилизации и переброски рабочей силы из района в район. Таким образом, в тот период можно было говорить о существовании обязательной формы привлечения к труду, что, в свою очередь, свидетельствовало о централизованных методах регулирования трудоустройства. Централизм в управлении трудовыми ресурсами проявлялся также в том, что государство могло эвакуировать безработных в места с меньшим их скоплением.

Созданное в 1917-1918 годах трудовое законодательство было объединено в первый советский Кодекс Законов о Труде, принятый в 1918 г.. Данным Кодексом (ст.1) предусматривалась трудовая повинность, которой не подлежали лица до 16 лет и после 50 лет, а также навсегда утратившие трудоспособность. В Кодексе содержался специальный раздел, регулирующий порядок предоставления работы. Лица, не имеющие работы, регистрировались в качестве безработных. Условия предоставления работы безработным, а также выплаты им соответствующих пособий регламентировались ст.ст.21-30 Кодекса. Примечательно, что безработный, получивший работу не по своей специальности, обязан был заключить трудовой договор, но имел право его расторгнуть в случае получения работы по своей специальности.

С окончанием гражданской войны были отменены введенные в годы военного коммунизма всеобщая трудовая повинность и связанные с ней трудовые мобилизации, и в основу привлечения граждан к труду был положен трудовой договор. Указанные изменения нашли отражение в новом Кодексе Законов о Труде, принятом в 1922 году.

Статьи 5-10 Кодекса 1922 г. в первоначальной редакции предусматривали обязательный прием на работу через биржи труда, что впоследствии было отменено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 02.01.1925г.1. Однако в коллективные договоры по предложению профсоюзов обычно включалось такое обязательство работодателей.

И все-таки Кодекс 1922 г. предусматривал возможности внеэкономического принуждения к труду. Так, например, для борьбы со стихийными бедствиями, а также при недостатке рабочей силы для выполнения важнейших государственных заданий все граждане РСФСР, за исключением определенных законодательством категорий, могли привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям органов по труду (ст. 11). Однако законодательством закреплялся исключительный характер таких ситуаций. Таким образом, принятие в 1922 году Кодекса Законов о Труде отражало тенденцию смягчения централизованного регулирования трудоустройства и повышения роли биржи труда как органа, осуществлявшего содействие в устройстве на работу.

Обращаясь к предшествующему Великой Отечественной войне периоду истории нашего государства, прежде всего следует отметить, что согласно постановлениям партии и правительства тех лет в 1930 году в Советском Союзе была окончательно ликвидирована безработица. Применительно к трудоустройству закрепление этого факта означало изменение направлений государственной политики в области правового регулирования трудоустройства. Можно было говорить, что с того момента роль трудоустройства менялась, поскольку государственная политика в сфере управления трудовыми ресурсами была направлена уже не на борьбу с безработицей, а на проведение целого ряда мероприятий по плановому обеспечению народного хозяйства работниками и по борьбе с текучестью кадров. Указанные мероприятия получили государственно-правовое закрепление в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г.1, где особо указывалось на необходимость организованно набирать рабочую силу из колхозов, ликвидировать текучесть рабочей силы.

Понятие и основные признаки трудоустройства в условиях перехода к рыночной организации экономики

В научной литературе прошлых лет в числе первых и основных предпосылок трудоустройства указывался объективный экономический закон экономии и перемены труда. В частности, как отмечал в своих исследованиях О.М.Медведев, в основе процесса высвобождения рабочей силы, ее распределения и трудоустройства лежит прежде всего действие таких объективных экономических законов, как экономии труда (рабочего времени) и перемены труда. Согласно экономической теории тех лет данный закон служил выражением прямой экономии затрат рабочего времени, полученной непосредственно или в конечном счете в результате технического прогресса, и проявлялся в уменьшении численности занятых на предприятии. Таким образом, в качестве непосредственной причины высвобождения рабочей силы и, следовательно, предпосылки трудоустройства граждан назывался научно-технический прогресс (НТП).

Обращаясь к анализу влияния НТП на процессы занятости, в своих исследованиях А.И.Ставцева отмечала, что нетрудно заметить две тенденции в этой области. Во-первых, развитие НТП ведет к появлению новых отраслей производства и знания, что соответствующим образом изменяет структуру занятости. Во-вторых, внутри производства устраняются узкие, малоквалифицированные профессии и появляются новые высококвалифицированные, в основе которых знание современных технологий. Сказанное справедливо и сегодня, поскольку НТП продолжает неоднозначно влиять на движение рабочей силы, изменяя структуру занятости уже в больших масштабах, приводя к созданию новых рабочих мест, с одной стороны, и уменьшению спроса на определенные специальности и, как следствие, увеличению безработицы, с другой стороны. Действительно, НТП ведет к сокращению количества работников для выполнения одного количества операций, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа высвобождаемых работников. Однако НТП также требует изменений в качестве труда, увеличивая потребность экономики в более квалифицированных кадрах, что меняет ситуацию на рынке труда, тем самым возрастает конкурентоспособность одних профессий и снижается спрос на другие. Представляется, что данные процессы должны учитываться при проведении государственной политики в сфере содействия занятости, в частности, при совершенствовании механизма правового регулирования трудоустройства.

Сегодня причинами многих проблем с трудоустройством является также недостаточно развитая система переобучения и профессиональной подготовки. Трудно не согласиться с мнением экономиста И.Заславского о том, что состарившийся, плохо обученный бывший советский рабочий с подорванным здоровьем, как правило, не подходит для работ в режиме высоких технологий. Оставшись без работы и социального страхования, его удел - пауперизация. Недостаточный уровень квалификации работников снижает заинтересованность работодателя в их труде, и, как следствие, повышает вероятность увольнения таких работников. Количество безработных увеличивается, увеличивается и число граждан, нуждающихся в трудоустройстве. Представляется, что одним из способов решения данных проблем является совершенствование институтов переподготовки, повышения квалификации с целью стимулирования заинтересованности работодателей в проведении указанных мероприятий на производстве.

Сегодня безработица выступает основной предпосылкой трудоустройства, являясь результатом НТП, недостаточного уровня переподготовки и ряда других факторов (увеличения количества монопольных и градообразующих предприятий и организаций, приватизации государственных предприятий и связанных с ней процессов высвобождения работников, проведения мероприятий по ликвидации убыточных производств, сокращения Вооруженных Сил и численности предприятий ВПК, отмены системы планового распределения выпускников учебных заведений, усиления процессов миграции, сопровождающееся появлением значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев и др.), что обуславливает необходимость пересмотра ряда позиций по проблеме правового регулирования трудоустройства.

Примечательно, что с решением подобных проблем уже сталкивались многие страны. Так, опыт стран Восточной также говорит о том, что возникновение безработицы - неизбежный результат приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников бывших государственных предприятий - обстоятельств, наличие которых, безусловно, характерно для переходного периода к рыночной организации экономики. Следствием возрастания роли частного сектора в экономике явились также структурные преобразования, повлекшие за собой в ряде случаев и структурные диспропорции в экономике. Практически везде частный сектор концентрируется главным образом в сфере услуг, что имеет место и в России. Это приводит к резким сдвигам в структуре производства и занятости, приближая их к структуре стран Западной Европы. При этом в сфере частного сектора в России по большей части существуют неустойчивые рабочие места, зачастую носящие характер вторичной занятости. В этой связи роль института трудоустройства повышается, что также требует необходимых изменений в его правовом регулировании, поскольку значительное количество норм должно быть в большей степени посвящено трудоустройству высвобождаемых работников.

В научной литературе предлагаются самые различные варианты и попытки решения проблем безработицы, в том числе и весьма нетрадиционные. Некоторые специалисты в области исследования проблем труда и занятости высказывают пожелания изменить общепринятое отношение к безработице и признать тот факт, что безработица - неотделимый элемент рынка труда, как бы оборотная сторона свободы труда. Тем не менее анализ современного рынка труда позволяет сделать вывод о том, что безработица в России сегодня представляет угрозу развитию многих сфер общества, в связи с чем значение трудоустройства как способа содействия занятости населения возрастает.

Понятие правового регулирования трудоустройства

Для более правильного определения понятия правового регулирования прежде всего необходимо остановиться на освещении ряда положений общетеоретического характера, связанных с проблемами правового регулирования.

Специалистами в области теории права неоднократно анализировались проблемы связи права с общественными отношениями, при этом отмечалось, что роль права применительно к определенным общественным отношениям выражается в правовом регулировании (нормативной регламентации общественных отношений) и в правовом воздействии, что является более широким понятием по сравнению с правовым регулированием и характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права как духовного фактора. Для уяснения роли права в упорядочении отношений по трудоустройству в рамках настоящего исследования следует ограничиться лишь характеристикой правового регулирования, поскольку последнее является более определенным в науке понятием и в большей степени влияет на отношения по трудоустройству. В этой связи важно отметить, что термин "воздействие права" мы употребляем применительно к правовому регулированию и не считаем тождественным определяемому теорией права термину "правовое воздействие".

Правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие такого регулирования заключается в том, что оно, являясь разновидностью социального регулирования, имеет целенаправленный, результативный характер и осуществляется при помощи целостной системы средств. Таким образом, правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Как отмечалось С.С.Алексеевым в его работах по теории права, существенное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет, а под иным, более широким углом зрения - среда, в которой (и под влиянием которой) право воздействует на общественные отношения. От содержания и характера предмета зависят во многом особенности правового регулирования. В качестве непосредственного предмета правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений.

Предметом правового регулирования трудоустройства выступают разнообразные общественные отношения, которые в общем виде можно определить как отношения, возникающие при оказании уполномоченными на то органами содействия гражданам в выборе профессии, места, времени и формы реализации гражданами трудовых прав (права на выбор рода занятий, права на защиту от безработицы и др.), а организациям - в подборе необходимых работников, а также в некоторых случаях - при обеспечении работой отдельных категорий граждан. Соответственно, непосредственным предметом правового регулирования трудоустройства выступает волевое поведение участников этих отношений -граждан, заинтересованных в трудоустройстве; органов, осуществляющих посреднические функции в трудоустройстве; потенциальных работодателей (организаций).

В науке трудового права уже предпринимались попытки сформулировать определение правового регулирования рассматриваемых отношений. Однако имеющиеся определения нуждаются в корректировках, поскольку не вполне отвечают требованиям современной социально- экономической ситуации и состоянию законодательства. Так, О.М.Медведевым первоначально дается определение правового регулирования распределения трудовых ресурсов, что не совсем совпадает с трудоустройством, поскольку распределение является экономической категорией, В частности, он определяет правовое регулирование распределения трудовых ресурсов как совокупность организационно-правовых приемов и средств, посредством которых государство оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения по распределению трудовых ресурсов в процессе производства с целью планового обеспечения в оптимальные сроки предприятий кадрами, а граждан - работой на основе гармоничного сочетания интересов государства, общества, коллектива и личности.

В более поздних его работах (применительно к условиям переходного периода к рыночной организации экономики) правовое регулирование распределения рабочей силы определяется как система организационно-правовых средств, направленных на обеспечение размещения граждан по различным видам труда.

Думается, что приведенные определения в некоторой степени могут быть применены и к трудоустройству. Однако не полностью. Во-первых, при характеристике правового регулирования следует акцентировать внимание прежде всего на правовых средствах, осуществляющих это регулирование, поскольку регулирование с помощью организационно-правовых средств будет являться уже не только правовым. Во-вторых, в силу специфики предмета правового регулирования, следует отметить цели правового регулирования, при достижении которых это регулирование будет эффективным, т.е. в определении должны быть указаны требования, предъявляемые к правовому регулированию определенных общественных отношений, чтобы эти отношения стали упорядочены, способны к развитию в соответствии с общественными потребностями; а также чтобы соответствующим образом гарантировать реализацию этих отношений. И, наконец, с точки зрения соответствия понятия правового регулирования общим положениям теории права представляется более корректным формулировать определение правового регулирования через понятие воздействия при помощи правовых средств, а не системы этих средств.

Таким образом, может быть предложено следующее определение правового регулирования трудоустройства:

Правовое регулирование трудоустройства представляет собой осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения, складывающиеся в процессе оказания уполномоченными на то органами содействия гражданам в реализации трудовых прав (права на защиту от безработицы, на выбор вида занятости и др.), а организациям - в подборе необходимых работников в целях упорядочения и эффективного развития этих отношений в соответствии с общественными потребностями в рациональном использовании трудовых ресурсов.

Понятие и субъекты правоотношений по трудоустройству

трудоустройство правовой занятость рыночный

При исследовании правового регулирования трудоустройства представляется необходимым более подробно остановиться на возникающих в данной сфере общественных отношениях.

Известно, что общественное отношение принимает форму правового отношения при наличии двух условий: во-первых, необходимо, чтобы оно выражалось или могло выражаться в актах волевого поведения людей; во-вторых, оно должно быть урегулировано нормами права. Общественные отношения, складывающиеся в сфере трудоустройства, отвечая указанным условиям, принимают форму соответствующих правоотношений и выступают элементом механизма правового регулирования трудоустройства.

В науке трудового права существуют различные точки зрения относительно понимания сущности правоотношения по трудоустройству.

В работах некоторых юристов (Уржинского К.П., Магницкой Е.В., Пашкова А.С.) правоотношения по трудоустройству рассматриваются как составная часть "отношений по подготовке, распределению и использованию рабочей силы"1. Так, К.П.Уржинский считает, что собственно правоотношениями по трудоустройству являются социальные связи между гражданами и органами по трудоустройству относительно устройства на работу или на обучение на производстве; а также между гражданами и организациями по поводу заключения трудового или ученического договора по направлению органа по трудоустройству. Данная позиция представляется не вполне применимой к современной трактовке трудоустройства. Во-первых, не указывается на еще один элемент рассматриваемого правоотношения - на отношение между органом по трудоустройству и организацией, без установления которого представляется затруднительной реализация правоотношения по трудоустройству, так как трудоустраивающий орган должен владеть информацией о потребности организации в конкретных кадрах. Во-вторых, предметом отношений по трудоустройству является не только устройство на работу, но и подыскание ее (поскольку можно говорить об установлении правоотношения по трудоустройству и в тех случаях, когда в результате оказанного органами по трудоустройству содействия не последовало заключения трудового договора (контракта)).

Существуют также позиции, в соответствии с которыми правоотношения по трудоустройству рассматриваются как составная часть правоотношений по обеспечению занятости (Медведев О.М.). Последнее признается новым, собирательным и комплексным понятием, включающим правоотношения по распределению и перераспределению кадров, профобучению, повышению квалификации, а также возникающие по поводу учета трудовых ресурсов, выдачи органом по трудоустройству направления на работу (обучение), заключения трудового (ученического) договора, приема в члены кооператива, зачисления в учебное заведение между гражданами, получившими направление на работу (учебу), и организациями и т.д. Данная позиция, на наш взгляд, в большей сте- пени отражает современные социально-экономические реалии и изменения правовой базы трудоустройства. Действительно, в последнее время формируется относительно новый для отечественной правовой системы пласт законодательства о занятости, составной частью которого выступают правовые нормы о трудоустройстве.1. Однако для того, чтобы выяснить какие из всех возникающих отношений в сфере занятости следует относить к правоотношениям по трудоустройству, необходимо выявить особенности последних.

В системе правоотношений, включаемых в предмет трудового права, правоотношения по трудоустройству относятся к так называемым "иным, тесно связанным с трудовыми и к ним примыкающим" и занимают подчиненное положение по сравнению с трудовыми правоотношениями. Возникающие в сфере трудоустройства правоотношения обычно предшествуют и способствуют наиболее быстрому установлению трудового правоотношения.

Принимая во внимание то, что в настоящем исследовании трудоустройство анализируется в узком его понимании, следует признать наиболее правильной позицию, согласно которой правоотношения по трудоустройству рассматриваются как единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений, возникающих: (1) между органом по трудоустройству и гражданином по поводу обращения за содействием в подыскании работы и устройстве на нее; (2) между органом по трудоустройству и работодателем (организацией) по поводу содействия в предоставлении подходящей работы гражданину и необходимых работников организации; (3) между гражданином и работодателем, куда гражданин направлен органом по трудоустройству, по поводу возможного (в некоторых случаях - обязательного) устройства на работу. В самом определении правоотношения по трудоустройству уже указывается на его субъектный состав, а именно: на трудоустраиваемого, на трудоустраивающий орган и на работодателя (организацию).

Трудоустраиваемым по общему правилу является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству (в государственной системе - орган по вопросам занятости) с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее (а в некоторых случаях - в получении такой работы). Следует отметить, что трудоустраиваемым может быть лицо, обладающее трудовой правосубъектностью.

Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане Российской Федерации, поскольку политика социального государства в области использования трудовых ресурсов направлена на обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан РФ на трудоустройство. В качестве трудоустраиваемых могут выступать также и иностранные граждане, а также лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (ст.6 Закона о занятости). Принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест находит свое закреплении и в Законе о занятости, указывающем, в частности, на необходимость установления особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ. Для того, чтобы стать субъектом правоотношения по трудоустройству, иностранный гражданин должен предоставить подтверждение на право осуществления трудовой деятельности на территории РФ, выданное Федеральной миграционной службой РФ.

Список используемой литературы

1. Трудовой кодекс РФ

Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие шестнадцати лет;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся в течение первых десяти дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы , а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки , установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:

  • признания граждан занятыми;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
  • неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;
  • длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
  • переезда в другую местность;
  • установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
  • осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного в случаях:

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ и других одурманивающих веществ;
  • нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж .

Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного с места постоянного жительства в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе , с исполнением государственных обязанностей.

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Общественные работы организуются субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий , уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор . Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.

Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью ; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных в п. 15 Положения.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании .

Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа .

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

Трудовое законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права . Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора .

Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек . В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральные законы "О занятости населения" и "О социальной защите инвалидов" в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора . На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы , при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора . Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

Поделиться: