Правила проведения аттестации рабочих мест кто проводит. Проведение аттестации рабочих мест

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н , то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном .

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

До 2013 года включительно аттестация рабочих мест на предприятии регламентировалась 212-й статьёй Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» понятие «аттестация рабочих мест» больше не используется в отечественной правовой базе. Его сменил термин «спецоценка». Соответствующие изменения были внесены и в Трудовой кодекс. Однако фактически процедура специальной оценки по своей сути сохранила все базовые функции аттестации.

Формально под специальной оценкой условий труда понимается перечень чётко определённых мероприятий, проводимых в установленной последовательности, с целью выявления вредных или представляющих опасность факторов, воздействующих на сотрудников предприятия в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. Итогом проведения подобной специальной оценки рабочих мест на предприятии должно быть определение классов и подклассов существующих условий труда на предприятии в соответствии с существующим штатным расписанием и фактически занятым на предприятии штатом сотрудников.

На кого распространяется обязательная аттестация рабочих мест

Обязательная аттестация рабочих мест теперь должна проводиться всеми работодателями без исключения. На работодателей данная обязанность возлагается 212-й статьёй Трудового кодекса. Также аттестацию рабочих мест с 2014 года должны осуществлять индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников, принятых на работу. Взыскания, налагаемые за игнорирование прохождения процедуры спецоценки, были существенно ужесточены, что нашло своё отражение в Федеральном законе №421-ФЗ от 28.12.13. При этом были увеличены как административные штрафы (в случае непрохождения спецоценки), так и мера уголовной ответственности лиц, виновных в несчастных случаях, происходящих на производстве.

Предприниматели, не использующие труд наёмных сотрудников и, соответственно, не организовывающие рабочие места, подлежащие аттестации, не обязаны организовывать проведение оценки. Также спецоценка не затрагивает физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Данное положение определено в 3-й статье Федерального закона №426-ФЗ.

Какие рабочие места следует оценивать

Перечень рабочих мест, на которые ранее распространялся порядок проведения аттестации рабочих мест, не идентичен тому перечню рабочих мест, по отношению к которым должна проводиться специальная оценка в соответствии с новыми законодательными нормами.

Руководству предприятия следует обратить внимание, что ранее аттестация рабочих мест проводилась только по отношению к тем позициям, где использовался ручной труд, транспортные средства, машины, механизмы, устройства и приборы, представляющие собой опасность для жизни и здоровья сотрудников. То есть формально некоторые рабочие места могли не подпадать под аттестацию. В настоящее время специальная оценка рабочих мест охватывает все рабочие места без каких-либо исключений. Данный момент особенно следует учитывать при специальной оценке рабочих мест офисных сотрудников. Ранее именно эти позиции чаще всего исключались из процесса аттестации.

Кроме того, если ранее рабочие места надомных сотрудников и сотрудников, работающих в удалённом режиме, аттестовались на общих основаниях, то теперь существующая нормативная база позволяет не проводить специальную оценку в данных случаях.

Периодичность проведения специальной оценки рабочих мест

По существующему законодательству специальная оценка рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Несмотря на смену соответствующего законодательства, ранее проведенная аттестация признаётся действительной, и до истечения срока её действия необходимость организовывать спецоценку отсутствует.

При этом законом оговорен ряд случаев, в которых требуется внеплановая специальная оценка. В первую очередь это касается ситуаций, при которых на предприятии возникают ранее не существовавшие рабочие места. Кроме того, спецоценка нужна в ситуации существенных изменений условий труда: трансформации технологического процесса, начала работы с ранее не использовавшимися материалами, работа в новых условиях.

Специальная оценка должна быть проведена в случае, если на предприятии произошел несчастный случай или у сотрудников были выявлены профессиональные заболевания, ставшие следствием вредных условий работы.

Инициировать специальную оценку также может менеджер по технике безопасности или профсоюзная организация.

Инициация процедуры специальной оценки

Для проведения спецоценки работодателю необходимо организовать специальную комиссию и заключить договор на проведение оценки с организацией, специализирующейся на данном виде деятельности. Стоимость аттестации рабочих мест колеблется в пределах от 1 500 рублей до 6 000 рублей за одно рабочее место. Конкретная цена зависит от сложности предстоящих работ и того, насколько рабочие места на предприятии унифицированы.

Указанная комиссия должна включать в себя представителей работодателя, менеджера, ответственного за охрану труда на предприятии и представителей профсоюза. Применительно к субъектам малого предпринимательства обязательным является включение в комиссию руководителя предприятия.

Конкретный пример аттестации рабочих мест может быть признан соответствующим законодательным нормам только в том случае, если привлекаемая сторонняя организация отвечает ряду требований. Во-первых, в уставных документах организации проведение спецоценки условий труда должно быть обозначено как основной вид деятельности. Во-вторых, организация должна располагать лабораторией, прошедшей специальную процедуру аккредитации. В-третьих, сотрудники организации должны быть представлены как минимум пятью специалистами-экспертами, имеющими специальные сертификаты на проведение работ по оценке рабочих мест. Среди этих специалистов обязательно наличие врача, специализирующегося на гигиене труда.

Указанные организации и специалисты в обязательном порядке должны числиться в специальном реестре и являться независимыми сторонами по отношению к предприятию, на котором планируется проведение аттестации рабочих мест.

Механизм проведения специальной оценки рабочих мест на предприятии

В процессе специальной оценки рабочие места исследуются на наличие опасных и вредоносных факторов, которые могут угрожать сотрудникам предприятия. В процессе этой работы заполняется специальная декларация, в которую заносятся все рабочие места, на которых угрозы не выявлены. Позднее данная декларация подаётся в трудовую инспекцию. В настоящий момент форма декларации ещё не разработана, но её утверждение ожидается в ближайшем будущем.

Рабочие места, на которых были обнаружены опасные факторы, подвергаются дополнительным исследованиям, сопровождаемым необходимыми испытаниями. После этой работы таким рабочим местам присваивается определённый класс условий труда: «оптимальный», «допустимый», «вредный» или «опасный». Вредные условия труда также классифицируются на четыре подкласса. Данная информация находит отражение в специальном отчёте комиссии (форма отчёта также пока ещё не утверждена). Работодатель должен быть ознакомлен с отчётом под роспись.

На что влияет специальная оценка рабочих мест

Результаты специальной оценки находят отражение при заполнении формы 4-ФСС. Полученная информация служит основанием для фонда социального страхования по отношению к страхователю определить размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм».

Помимо этого, результаты специальной оценки используются для определения дополнительных тарифов, применяемых к взносам в ПФР. В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.09 значится, что в зависимости от присвоенного рабочему месту класса и подкласса уровень тарифа может изменяться на величину от 0 до 8 процентов.

Результаты специальной оценки используются при организации на предприятии процедуры медицинских осмотров или для проведения работ, направленных на улучшение условий труда. Это регламентируется седьмой статьёй Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда».

Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является аттестация рабочих мест по условиям труда , этот российский вариант классического анализа, оценки и управления рисками на рабочих местах.

Трудовой кодекс РФ определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда позволяет идентифицировать и объективно оценить опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах.

Проведение аттестации рабочих мест, в свою очередь, при условии установления порядка и норм бесплатной выдачи этих средств защиты, позволит работодателям более полно обеспечивать своих работников средствами защиты в зависимости от условий труда на каждом рабочем месте и тем самым способствовать значительному улучшению труда работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Аттестация рабочих мест дает возможность объективно оценить каждое рабочее место с ряда основных позиций:

  • по отдельным факторам производственной среды;
  • по напряженности и тяжести трудового процесса;
  • по травмобезопасности рабочего места;
  • по обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Фактическим итогом аттестации становится знание ситуации об условиях труда и их опасностях, формальным – заполненные карты аттестации. Именно карты аттестации рабочих мест становятся основой всех последующих действий, и от правильности их заполнения зачастую зависит вся профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основные варианты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

По первому варианту выполнение всего комплекса работ проводится полностью силами самого учреждения.

Практика проведения аттестации рабочих мест убедительно показывает, что лишь отдельные учреждения со средней численности работающих могут успешно справиться с этой работой.

По второму варианту выполнение всего комплекса работ полностью («под ключ») проводится сторонней организацией (имеющей разрешение на проведение данного вида работ.

По третьему, наиболее оптимальному, варианту, выполнение всего комплекса работ проводится преимущественно силами самого учреждения совместно и под методическим руководством специалистов сторонней специализированной организации (имеющей разрешение на проведение данного вида работ, как правило, региональным центрам охраны труда). При этом сторонняя организация обеспечивает квалификационную помощь в осуществлении замеров и подготовке кадров для проведения отдельных элементов аттестации рабочих мест на местах силами учреждения.

Основным нормативно-правовым документом по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда является «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее Положение), утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 (введено в действие с 1 июля 1997 года). 1 сентября 2008 года вступает в действие новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569.

Сроки проведения аттестации:

устанавливаются не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений;

обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены используемого оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда. Следует помнить, что аттестация рабочих мест по условиям труда – долговременная, фактически постоянная, работа любого учреждения!

Этапы проведения аттестации

1. Подготовительный этап;
2. Основной этап (собственно аттестация рабочих мест);
3. Заключительный этап;
4. Оценка и использование полученных результатов;
5. Подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.
Разберем теперь содержание работ на различных этапах их выполнения.
На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия.

1.1. Руководитель учреждения или по его поручению один из работников – будущий председатель аттестационной комиссии формирует состав аттестационной комиссии.
Для аттестации рабочих мест в небольших по численности организациях рекомендуется создавать аттестационную комиссию в составе: руководитель учреждения или его заместитель – председатель комиссии, специалист по охране труда, механик, специалист кадровой службы, специалист отдела труда и заработной платы, энергетик, технолог, председатель профсоюзного комитета и др. Каждое учреждение самостоятельно определяет состав аттестационной комиссии.
В учреждениях с большей численностью, как правило, создается центральная аттестационная комиссия и комиссии в подразделениях.
Состав комиссий утверждается приказом по учреждению. Возможен вариант проведения аттестации по подразделениям.

1.2. Целесообразно начинать аттестацию рабочих мест по условиям труда с обучения членов аттестационной комиссии, обратившись для этого в региональные центры охраны труда или другие учебные центры, желательно при органах управления по труду субъектов Российской Федерации, имеющие разрешительные документы для ведения образовательной деятельности и достаточный опыт работы по процедуре проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для этого председатель комиссии должен организовать оказание методической помощи путем приглашения регионального центра охраны труда и проведения двух-трех дневных занятий (образовательного семинара) с членами комиссий. Для этого осуществляется следующая последовательность действий.

1.3. Руководителем учреждения издается приказ об аттестации рабочих мест с указанием ее сроков.

1.4. Аттестационная комиссия разрабатывает график учреждения и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором необходимо распределить мероприятия и этапы аттестации, указать сроки и ответственных исполнителей.
Целесообразно проводить аттестацию рабочих мест сначала в основных подразделениях, а затем во вспомогательных. Это позволит избежать проведения измерений повторяющихся факторов в одном и том же месте для различных категорий работников. Например, результаты измерений факторов на рабочем месте основного производства могут быть взяты за основу для вспомогательных служб соответствующих рабочих мест (слесарей-ремонтников, руководителей и т.д.) при конкретизации времени воздействия и лишь при необходимости можно дополнительно произвести измерения недостающих факторов.

1.5. Поскольку при аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда, аттестационная комиссия формирует перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, с указанием вредных факторов для инструментальных измерений.
Для составления перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, рекомендуется пользоваться штатным расписанием, «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94.
При составлении перечня аттестационная комиссия исходит из:
характеристик технологического процесса;
состава оборудования;
применяемых сырья и материалов;
аналогичных данных ранее проводившихся измерений уровней опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса;
жалоб работников на условия труда.
В учреждениях, где имеются технологические регламенты, характеристика технологического процесса может быть получена из этого документа. Там же приведены подробные данные о вредных производственных факторах, появление которых обусловлено технологическим процессом, а также описаны их основные источники.
Основными факторами, подлежащими обязательной оценке являются: напряженность трудового процесса, тяжесть трудового процесса. Здесь не требуется каких-либо специальных денежных средств. Эту работу могут и должны выполнить специалисты учреждения – члены аттестационных комиссий по методикам и предложенным образцам заполненных протоколов оценки тяжести и напряженности трудового процесса.
К обязательно измеряемым факторам следует отнести параметры микроклимата и освещенность на рабочих местах, уровни электромагнитного излучения (на рабочих местах с компьютерами).
Вся совокупность вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте образуется из-за присутствия сырья и материалов (или полуфабрикатов), а также продуктов переработки, обладающих вредными для человека свойствами, с которыми контактирует работник. К этому следует добавить вредные факторы, возникающие непосредственно от функционирования технологического оборудования (нагрев, охлаждение, шум и вибрация от работы оборудования, систем вентиляции и очистки воздуха, ручного и механизированного инструмента и т.д.).
Составленный перечень рабочих мест с указанием вредных факторов утверждается председателем аттестационной комиссии.

1.6. Аттестационная комиссия составляет перечень нормативных документов, который понадобится ей для оценки фактора травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Для целей травмобезопасности рабочих мест рекомендуется использовать два вида протоколов: один предназначен для систематического получения информации об обучении работников по охране труда, а также для проверки знаний по электробезопасности и т.д., другой – для занесения всего оборудования, инструментов и приспособлений для всех рабочих мест, включенных в Перечень рабочих мест. Аналогичные протоколы должны быть заполнены на СИЗ, тяжесть и напряженность труда и т.д.

Для оценки рабочих мест по тяжести и напряженности трудового процесса, а также времени воздействия вредных факторов рекомендуется на каждое рабочее место составить хронометраж рабочего времени (фотография рабочего дня). Протоколы предварительного обследования рабочих мест в значительной мере упорядочивают работу непосредственных исполнителей.

Для того чтобы упростить поставленные задачи перед непосредственными исполнителями, рекомендуется подготовить образцы заполненных протоколов аттестации на некоторые аналогичные рабочие места.

После организации такой работы и заполнения протоколов предварительного обследования, фотографий рабочего дня, составляется перечень нормативно-правовых документов. Если он заранее был составлен, то в него вносятся какие-либо изменения и дополнения.

Функции аттестационной комиссии:

  • осуществление методического руководства и контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах во всех подразделениях;
  • формирование всей необходимой нормативно-справочной базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения участниками аттестационного процесса;
  • составление полного перечня рабочих мест учреждения с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;
  • выявление на основе причин производственного травматизма в учреждении наиболее травмоопасных участков, работ и оборудования;
  • составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;
  • присвоение кодов производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведение аттестации конкретных рабочих мест и принятие решения по дальнейшему использованию рабочих мест;
  • разработка предложений по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.

В относительно крупных учреждениях, с численностью от 500 человек и более, создаются, как правило, комиссии в структурных подразделениях.

Если в обязанности (и ответственность) председателя центральной комиссии и его заместителей входит организация и руководство всей работой по процедуре проведения аттестации рабочих мест, включая обязанности по соблюдению графиков аттестации и качество оформления материалов аттестации, то председатели комиссий в структурных подразделениях являются ответственными:

  • за организацию и выполнение работ по аттестации рабочих мест (сбор исходных данных, выполнение инструментальных измерений вредных и опасных факторов, заполнение карт аттестации и др.);
  • за оформление сводной ведомости в структурном подразделении, за разработку мероприятий по улучшению условий труда работников, за проведение заседаний аттестационной комиссии;
  • за предоставление материалов аттестации рабочих мест в центральную аттестационную комиссию.

Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

Эта оценка производится согласно гигиеническим критериям, определённым в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Руководство 2.2.2006-05) введённым в действие с 1 ноября 2005 года.
Обратим внимание, что в данном Руководстве произведена замена общепринятых и официальных (по Трудовому кодексу РФ) терминов «производственная среда», «опасный производственный фактор», «вредный производственный фактор» новыми, и, на наш взгляд, не совсем удачными, терминами «рабочая среда», «вредный фактор», «вредный фактор рабочей среды», «опасный фактор рабочей среды», практически без изменения их смысла и содержания понятия, что может вызвать известную сложность и путаницу при оформлении официальных документов охраны труда на практике и на что мы не можем не обратить внимания наших слушателей.

При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и поверены органами государственной поверки в установленные сроки.

Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами.

Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора.

Протоколы должны содержать следующие данные:

  • наименование и код подразделения учреждения рабочего места;
  • дата проведения измерений;
  • наименование сторонней организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;
  • наименование измеряемого производственного фактора;
  • средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата поверки и номер свидетельства о поверке);
  • метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;
  • место проведения измерения, эскиз помещения с указанием на нем точки измерения (отбора пробы);
  • фактическое значение измеряемого параметра;
  • должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения, и представителя администрации объекта, на котором проводились измерения;
  • подпись ответственного лица, печать сторонней организации (или штамп ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений.

Аналогичные сведения указываются при оформлении протоколов определения тяжести и напряженности трудового процесса. Учитывая, что оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится организацией самостоятельно, ниже приводятся методики оценки тяжести и напряженности трудового процесса, а также рекомендации по проведению измерений и оценке факторов производственной среды методами лабораторно-инструментальных исследований.

Оценка травмобезопасности рабочих мест

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

  1. производственное оборудование;
  2. приспособления и инструменты;
  3. обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).

Методической основой д ля проведения аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности являются «Методические указания по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда. МУ ОТ РМ 02-99».

Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда.

Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование.

В случаях, когда производственное оборудование и приспособления на рабочих местах изготовлены до введения в действие распространяющихся на них нормативных правовых актов или когда эти документы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда, в том числе:

  • наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;
  • устройство ограждений кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего опасного или вредного производственного фактора;
  • исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также при повреждении цепи управления энергоснабжением;
  • защита электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;
  • соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям; соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;
  • оснащение транспортных средств средствами защиты и знаками безопасности;
  • наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям ручного инструмента и приспособлений.

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.

При выборе нормативно – правовых документов, которые требуются для оценки травмобезопасности, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Согласно этому документу при оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений и инструментов рекомендуется пользоваться в первую очередь документами, находящимися в верхней части таблицы – межотраслевыми правилами по охране труда. Если для данного оборудования нет соответствующих Межотраслевых правил, то используют отраслевые правила по охране труда и т.д. При отсутствии утвержденных нормативных правовых актов по охране труда прямого действия или их недостаточного качества следует применять общегосударственные правила и стандарты по охране труда: ГОСТ 12.2.003-91 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности»; ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности, разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»; ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и др. В протоколе оценки травмобезопасности следует использовать несколько НПА из перечня, поскольку часто не все особенности производственного оборудования удается оценить одним документом. Аналогичная ситуация возникает и при оценке приспособлений и инструментов, средств инструктажа и обучения по охране труда.

В протоколе травмобезопасности не следует полностью переписывать все разделы нормативных документов, которые используются при оценке, следует лишь отражать наиболее важные моменты и несоответствия условий труда на данном рабочем месте (по фактору травмобезопасности) с точки зрения нормативно – правовых документов. В раздел «Нормативные требования безопасности к рабочему месту» протокола оценки травмобезопасности вписываются, как отмечалось выше, наиболее важные с точки зрения оценщика пункты НПА.

В разделе «Соответствие НПА» пишется либо «Соответствует», либо «Не соответствует».

В разделе «Необходимые мероприятия и рекомендации» даются возможные технические и организационные решения, направленные на исправление выявленных несоответствий. Рекомендации и мероприятия данного раздела должны быть конкретными и выполнимыми.
В утвержденном протоколе оценки травмобезопасности, к сожалению, нет раздела «Требования безопасности к производственным помещениям». Тем не менее, иногда возникает ситуация, что оборудование соответствует требованиям нормативной документации, но находится в помещениях, не соответствующих требованиям, либо размещение оборудования не соответствует требованиям нормативной документации. Необходима оценка внешнего по отношению к оборудованию рабочего пространства и отражение данных условий в протоколах оценки травмобезопасности. Например, особые требования к размещению производственного оборудования; проходы между оборудованием; покрытие пола, облицовка стен; количество аварийных выходов и т.п. Как правило, это отражается в разделе «Требования безопасности к оборудованию».

Такие важные моменты, как наличие необходимых инструкций, журналов регистрации инструктажей, наличие протоколов, удостоверений по проверке знаний, паспортов и инструкций по эксплуатации оборудования и других, необходимых в практической, повседневной работе документов, Методика относит к подготовительному этапу при проведении рабочего места по фактору травмобезопасности. Однако, как показывает опыт проведения работ по аттестации, указанные сведения необходимо вносить в протоколы оценки травмобезопасности рабочего места.

Сведения по своевременности обучения, инструктажей по охране труда рекомендуется вносить в раздел «Требовании к средствам инструктажа и обучения по охране труда».

Рекомендации для оценки рабочего места по фактору травмобезопасности:

1) правильно составить перечень оборудования, приспособлений и инструментов. Данная задача может быть возложена на отдел механика или технологическое бюро. Следует обязательно согласовать перечень оборудования, приспособлений и инструментов, закрепленных за рабочим местом, с ответственными техническими службами;
2) перед заполнением протокола провести анализ травматизма на предприятии за предыдущие годы (не менее 5 лет);
3) выбрать нормативные документы и составить перечень требований, на соответствие которым будет проведена оценка рабочего места по фактору травмобезопасности. При этом нельзя пользоваться нормативно-правовыми актами, которые отменены (Правила, ГОСТЫ и др.);
4) провести оценку по фактору травмобезопасности с определением класса опасности (оптимальные, допустимые или опасные);
5) занести класс опасности в строку 61 карты аттестации рабочего места;
6) по результатам оценки разработать план мероприятий, обеспечивающих травмобезопасность рабочих мест.

Итоговой оценкой условия труда (по фактору травмобезопасности) каждого рабочего места должны быть отнесены к одному из ниже приведенных классов:

оптимальные (класс 1) – оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно;

допустимые (класс 2) – повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.);

опасные (класс 3) – повреждены, неисправны, или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда, либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра.

При отнесении рабочего места по фактору травмобезопасности к классу 3, условия труда являются опасными, такое рабочее место считается условно аттестованным.

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных СИЗ с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и др.), а также с учётом специфики и видов выполняемых работ.

Эффективность СИЗ оценивается:

  • наличием сертификатов соответствия;
  • соблюдением срока носки;
  • правильно составленным перечнем СИЗ.

Работа специалиста, проводящего такую оценку, включает два этапа

Первый этап:
определение порядка выдачи СИЗ, соответствия набора и степени обеспеченности ими требованиям Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждённых Постановлением Министерства труда и социального развития.
На этом этапе следует проверить:
наличие внутренних норм выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как правило, такие нормы утверждаются руководителями учреждения и включаются в соответствующий раздел Коллективного договора;
соответствие внутренних норм Типовым отраслевым нормам по степени охвата ими работников учреждения, по перечню выдаваемых средств защиты и по их количеству.
порядок выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
посещение рабочих мест и беседы с работниками.

Второй этап оценки:
Для начала работы по этому этапу необходимо подготовить и иметь:
протоколы инструментальных измерений факторов производственной среды (микроклимата, освещённости, шума, вибрации, теплового излучения, химических факторов и др.);
протоколы оценки травмобезопасности;
протоколы оценки обеспеченности средствами индивидуальной защиты;
анализ травматизма на предприятии за последние пять лет.
Следует провести сравнение соответствия свойств фактически выданных СИЗ условиям производственной среды, данные о которых имеются в протоколах. Это касается, в первую очередь, специальной защитной одежды.
По анализу протокола оценки травмобезопасности и непосредственно на рабочих местах следует определить, необходимо ли применение защитной каски, лицевого щитка, защитных очков, правильно ли они выбраны по своим защитным свойствам. Следует также определить, способны ли защитить работника от травм выданные средства защиты рук и ног.
Особое внимание необходимо уделить оценке соответствия условиям производственной среды выданных средств индивидуальной защиты органов дыхания: правильно ли подобраны марки противогазовых средств, достаточны ли их защитные свойства при обнаруженных концентрациях вредных веществ.

Результаты оформляются в виде протоколов, куда вносятся сведения по каждому аттестуемому рабочему месту. Выявленные недостатки описываются в заключительной части протокола. Здесь же приводятся предложения по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Данные о фактической обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты заносятся в строку 070 карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценки:

  • степени воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • степени травмобезопасности (т.е. опасности травмирования);
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Оценка фактического состояния условий труда по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов производится в соответствии с гигиеническими критериями оценки условий труда на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами.
Целесообразно проводить такие измерения только после выполнения работ подготовительного этапа, а также проведения оценки травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, включая их эффективность.

Рабочие места должны быть соответствующим образом подготовлены, т.е. перегоревшие лампы рекомендуется заменить на новые, окна помыть, оборудование должно работать по технологии, сырье и материалы – соответствовать технологии. Это поможет избежать повторных измерений и снизить затраты на выполнение инструментальных измерений.

На базе сопоставлений полученных результатов с нормативными требованиями определяется класс условий труда, как для каждого фактора в отдельности, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом.

По протоколам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности отдельно устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией учреждения дается заключение о результатах аттестации.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

После модернизации условно аттестованного рабочего места необходимо провести инструментальные измерения уровней производственных факторов, ранее превышающих ПДУ.

При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Карта Аттестации

Карта аттестациирабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее – Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

Карта предназначена для:

  • комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;
    оценки травмобезопасности;
  • выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;
  • обоснования льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);
  • разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;
  • ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

На заключительном этапе формируются итоговые документы

При этом заполняют:
Ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по учреждению, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты работы аттестационной комиссии учреждения оформляют протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К протоколу должны прилагаться:
Карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
Ведомости рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении;
План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Реализация результатов аттестации рабочих мест состоит в разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия, с учетом предложений, поступивших от структурных подразделений учреждения, отдельных работников, разрабатывает План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

В Плане указываются сроки исполнения мероприятий и ответственные исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с нормативными требованиями по охране труда.

План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профессиональными союзами, утверждается руководителем учреждения.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям трудадоводятся до сведения работников учреждения.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Порядок разработки и утверждения инструкций

Напомним, что за своевременность и правильность работы с инструкциями [по охране труда] отвечает руководитель учреждения (подразделения).

Первый руководитель учреждения организует своевременную разработку, утверждение и наличие инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемых в его учреждении или в самостоятельном структурном подразделении типа филиала.

При наличии заместителей поручает им эту работу. Последние осуществляют контроль за своевременной разработкой, утверждением и наличием инструкций на все виды работ, выполняемые в подчиненных подразделениях.

Если в учреждении есть служба охраны труда или хотя бы инженер по охране труда, то они непосредственно участвуют в работе по составлению и утверждению инструкций. Если в учреждении есть система управления охраной труда, которая предусматривает и регламентирует обязанности всех руководителей по обеспечению безопасности труда, то она же регламентирует работу по написанию и утверждению инструкций. Если учреждение малочисленное, то эту работу придется выполнить самому руководителю или обратиться к специалистам. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения.

Основным звеном по работе с инструкциями является руководитель среднего звена – уровня начальника цеха, заведующего отделом. Он лучше других знает специфику своего производства и отвечает по законодательству за эту работу.

Он непосредственно,
во-первых, разрабатывает совместно со службой охраны труда и отделом труда и заработанной платы (ОТиЗ) перечень необходимых инструкций по охране труда,
во-вторых, разрабатывает сам лично или поручает своему заместителю или другому компетентному сотруднику такую разработку;
в-третьих, осуществляет контроль за своевременным утверждением и наличием инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемые в руководимом им цехе, отделе.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» и «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих». Перечень утверждается руководителем учреждения и рассылается во все структурные подразделения (службы, отделы и т.п.).

Непосредственно разработкой инструкций по охране труда занимаются лица, назначенные распоряжением руководителя самостоятельного подразделения (преподаватели-предметники и т.п.).

Аттестация рабочих мест

Комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско-правового характера. Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению оценки рабочих мест по условиям труда. Аттестующая организация должна являться независимой по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

С 1 сентября 2011 года вступит в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда . В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании .

Функции аттестующей организации

  • осуществление руководства и контроля над всеми этапами проведения аттестации;
  • формирование пакета документации, необходимого для проведения аттестации и организация его изучения;
  • составление списка рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест, указанием трудового процесса и факторов производственной среды, травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовка предложений по приведению наименований должностей и профессий сотрудников организации в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих мест;
  • присвоение каждому рабочему месту индивидуального номера;
  • подписание и заполнение карт аттестации;
  • подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в трудовой договор (если необходимо);
  • разработка плана по приведению условий труда в соответствие с требованиями государственных правовых актов в области охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации руководителем организации создается аттестационная комиссия, а также устанавливается график проведения работ по оценке рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представители от работодателя;
  • специалист по охране труда;
  • представители от профсоюзной организации;
  • представители от аттестующей организации;
  • председатель аттестующей комиссии - представитель работодателя.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен в Приказе Минздравсоцразвития России № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 года и предполагает всестороннюю оценку условий труда в соответствии со следующими требованиями:

  • оценка соответствия условий труда гигиеническим требованиям;
  • оценка травмоопасности на рабочих местах;
  • оценка обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты;
  • комплексная оценка условий труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест

Датой начала проведения аттестации считается издание приказа руководителя организации о проведении оценки рабочих мест по условиям труда, а также утверждение графика проведения аттестации. Аттестация вновь созданных рабочих мест должна проводиться не позднее чем через 60 суток после введения их в эксплуатацию. Аттестация рабочих мест должна проводиться не реже чем раз в пять лет со дня проведения предыдущей аттестации по условиям труда .

Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты проведения аттестации рабочих мест на предприятии оформляются аттестационной комиссией форме отчета об аттестации, в который включаются:

  • приказ об утверждении аттестационной комиссии и график проведения мероприятий;
  • список рабочих мест, подлежащих аттестации;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • сводная ведомость по результатам аттестации рабочих мест;
  • общая таблица классов условий труда;
  • план действий и мероприятий по улучшению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии о результатах проведения аттестации рабочих мест на предприятии;
  • сведения об аттестующей компании (включая копии аттестата аккредитации и решения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (если имеется в наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях условий труда (если имеется в наличии).

Использование результатов аттестации

Результаты аттестации рабочих мест используют в целях:

  • разработки и осуществления мероприятий по улучшению условий труда, а также приведения их в соответствие с действующими законодательными актами в области охраны труда;
  • установления сотрудникам, занятым на вредных производствах сокращения продолжительности рабочего дня, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышения оплаты труда;
  • информирования сотрудников о вредных производственных факторах и рисках для здоровья, а также о мерах защиты и компенсациях;
  • контроля над состоянием условий труда на производстве;
  • оценки производственного риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовки статистических отчетов об условиях труда и компенсациях за работу на вредных производственных объектах;
  • подготовки поименного списка сотрудников, подлежащих обязательным медицинским обследованиям;
  • расчета скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • рассмотрения разногласий и вопросов, связанных с обеспечением безопасности сотрудников на рабочих местах;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • медицинского и санитарно-бытового обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • приведения в соответствие наименований профессий с наименованиями, указанными в Едином Общероссийском классификаторе рабочих профессий, должностей и тарифных разрядов;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда на производстве.

Сроки утверждения и регистрации аттестации рабочих мест

После оформления результатов проведения аттестации рабочих мест в организации аттестационная комиссия рассматривает его, в течение 10 дней после поступления подписывает итоговый протокол и передает его вместе с отчетом руководителю или представителю компании. Работодатель в течение 10 дней со дня передачи ему отчета и протокола обязан издать приказ об окончании аттестации рабочих мест по условиям труда и ознакомить с ним всех сотрудников организации под роспись. После проведения аттестации и издания приказа работодатель обязан в десятидневный срок подать отчет в электронном и бумажном виде в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Проведение внеплановой аттестации рабочих мест

Внеплановая аттестация рабочих мест проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • в результате государственной экспертизы условий труда, проведенной с целью оценки качества проведенной аттестации рабочих мест;
  • выполнение мероприятий по приведению условий труда на предприятии в соответствие с действующими нормативными актами в области охраны труда, а также улучшению условий труда;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • замена средств коллективной защиты.

Проведение и оформление результатов внеплановой аттестации рабочих мест осуществляется по тем же требованиям, которые предъявляются к проведению основной - плановой аттестации рабочих мест по условиям труда.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аттестация рабочих мест" в других словарях:

    Проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Аттестация рабочих мест Энциклопедия права

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие нормативным параметрам конкретного рабочего места, балльная оценка результатов этой проверки и разработка мероприятий по совершенствованию рабочих мест … Большой экономический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - – оценка рабочих мест на основе совокупности технико экономических и организационных показателей для разработки плана организационно технических мероприятий по обеспечению их соответствия современным требованиям к условиям труда и в случае… … Краткий словарь экономиста

    Аттестация рабочих мест - см. Безопасные условия труда … Большой юридический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места … Энциклопедия трудового права

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. В соответствии со ст. 209 ТК… … Российская энциклопедия по охране труда

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.… … Официальная терминология

    аттестация рабочих мест по условиям труда - 3.4 аттестация рабочих мест по условиям труда: Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Для чего проводят аттестацию рабочих мест? Как это правильно сделать? С какой периодичностью нужно проводить аттестацию рабочих мест? Какова стоимость данной процедуры? Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в статье

Согласно положениям трудового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, независимо от применяемого ими режима налогообложения должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. А что это такое? Согласно статье 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). Указанный Порядок содержит требования к проведению аттестации, оформлению ее результатов и их использованию. Вместе с тем отметим, что Минтруд России своим приказом от 12.12.2012 № 590н внес некоторые изменения в Порядок, которые вступили в силу 26 февраля 2013 года. Поэтому при проведении аттестации в настоящее время следует учитывать и эти поправки.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Посмотреть бесплатно и скачать Федеральный закон, а также бланки и формы приказов для проведения специальной оценки труда вы можете в предварительно зарегистрировавшись по .

Какие рабочие места подлежат аттестации

До вступления в силу приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н работодателю следовало проводить аттестацию всех рабочих мест. С 26 февраля 2013 года перечень рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации, сокращен. Теперь проводить аттестацию следует только на тех рабочих местах, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника. Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка обязательной аттестации подлежат рабочие места, на которых:

Выполняется работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

Осуществляется эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

Выполняется работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника и определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

Используется электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;

Хранится, перемещается и (или) применяется сырье и материалы.

Заметим, что обязательной аттестации подлежат как существующие рабочие места, так и вновь созданные в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрения новой техники).

В то же время не подлежат аттестации рабочие места тех сотрудников, чья трудовая деятельность связана исключительно:

С работой на компьютерах;

Эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации;

Использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

Таким образом, рабочие места, на которых используется обычная офисная техника, аттестовывать нет необходимости. Тем не менее, если сам работник или представитель профсоюза обратится к работодателю с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте, организация или ИП будут обязаны ее провести. Кроме того, обязать работодателя провести аттестацию того или иного рабочего места может трудовая инспекция, выдав соответствующее предписание (п. 47 Порядка).

Виды аттестации рабочих мест и сроки ее проведения

В зависимости от срока и основания проведения можно выделить три вида аттестации:

Первичная;

Повторная;

Внеплановая.

Основанием для проведения первичной аттестации рабочих мест является организация нового рабочего места. Происходит это в двух случаях. Первый - создание организации как юридического лица или регистрация ИП. Второй - завершение строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрение новой техники и технологий.

Заметим, что срок, в течение которого должна быть проведена аттестация при создании организации (регистрации ИП), не определен. А вот во втором случае аттестация должна быть проведена не позднее одного года с момента создания таких рабочих мест (п. 4 Порядка).

Повторная аттестация рабочих мест проводится на рабочих местах, на которых по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда. Также повторной аттестации подлежат рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Об этом - пункт 8 Порядка. Подобная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Причем отсчет пятилетнего срока начинается со дня завершения предыдущей аттестации.

Основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест установлены пунктами 47 и 48Порядка. К ним относятся:

Обращение работника о проведении аттестации его рабочего места;

Обращение представителя профсоюза;

Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

Предписание Роструда или государственной инспекции труда, выданное работодателю;

Приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

Улучшение условий труда;

Замена производственного оборудования;

Изменение технологического процесса;

Изменение средств коллективной защиты.

Порядок проведения аттестации

Сам процесс проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяется состав аттестационной комиссии. В соответствии с пунктом 10 Порядка в комиссию включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, а также аттестующей организации. Представителем работодателя могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

Функции, которые возлагаются на аттестационную комиссию, перечислены в пункте 12 Порядка. К ним относятся:

Осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах;

Формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативно-правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;

Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, выделение аналогичных рабочих мест и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

Подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Указанные единые справочники утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787

Присвоение номера каждому рабочему месту;

Заполнение и подписание карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в приложениях № 2 и 3 к Порядку);

Подготовка предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

Разработка по результатам аттестации плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

На втором этапе руководитель организации или коммерсант издает приказ о проведении аттестации рабочих мест (п. 11 Порядка). Унифицированной формы приказа не утверждено, поэтому работодатель составляет его в произвольной форме, но обязательно указывает:

Состав аттестационной комиссии;

ФИО председателя аттестационной комиссии;

Срок проведения аттестации.

Не забудьте ознакомить с приказом о проведении аттестации всех членов аттестационной комиссии и иных лиц, указанных в нем.

На третьем этапе начинается сам процесс аттестации, который осуществляется работодателем совместно с аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

К функциям аттестующей организации относится:

Проводить аттестацию может только организация, имеющая аккредитацию

Измерение и оценка факторов рабочей среды и трудового процесса;

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Оформление и подготовка отчета об аттестации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Итак, процесс аттестации начинается с составления аттестационной комиссией перечня рабочих мест.

Напомним, рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Для составления перечня рабочих мест следует использовать штатное расписание и список работников с указанием профессии (должности) и структурного подразделения. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (от 1 до 99 999 999), то есть не более восьми знаков.

Затем аттестующая организация проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Она включает в себя:

Оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

Оценку травмоопасности рабочих мест;

Оценку обеспеченности работников СИЗ;

Комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Возьмите на заметку

Что такое аналогичные рабочие места?

Согласно положениям законодательства при составлении перечня рабочих мест следует выделять аналогичные рабочие места. Выявить такие места можно по совокупности следующих признаков:

Профессии или должности одного наименования;

Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

Использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

Использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

Одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;

Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

Одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».

Об этом - пункт 12 Порядка.

Все измерения и оценки оформляются протоколом, который подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации, и заверяется печатью (п. 18, 27 и 37 Порядка).

По итогам аттестации с комплексной оценкой условий труда рабочее место может быть признано:

Соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Такое решение принимается, если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ, а также не выявлено несоответствие рабочего места требованиям охраны труда (п. 37 Порядка);

Не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанное решение принимается при отрицательной оценке хотя бы одного из указанных выше параметров (п. 38 Порядка).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателю следует незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).

Оформляем результаты проведенной аттестации

Согласно пункту 44 Порядка результаты аттестации рабочего места по условиям труда аттестационная комиссия оформляет в виде отчета об аттестации. К указанному отчету должны быть приложены следующие документы:

Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

Карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (приложение № 6 к Порядку);

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (приложение № 7 к Порядку);

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);

Итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение № 9 к Порядку);

Сведения об аттестующей организации (приложение № 10 к Порядку) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестата аккредитации с приложением, который устанавливает область аккредитации испытательной лаборатории, уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, которые оказывают услуги по аттестации);

Протоколы заседаний аттестационной комиссии;

Заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

Предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии).

Далее аттестационная комиссия в течение 10 календарных дней со дня получения отчета рассматривает его, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.

Этапом, завершающим процесс аттестации, является подписание работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации. На это ему отводится 10 рабочих дней с даты получения итогового протокола заседания аттестационной комиссии. Не забудьте ознакомить с приказом о завершении аттестации всех членов аттестационной комиссии, работников, а также иных лиц, указанных в нем.


Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации

Пунктом 52 Порядка установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию возлагается на работодателя. За достоверность проведения измерений и оценок ответственность возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Так, в случае нарушения порядка проведения аттестации, а также сообщения работодателем недостоверных сведений в инспекцию по труду работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.

Штраф в этом случае составит:

Для должностного лица - от 1000 до 5000 руб.;

Индивидуального предпринимателя - от 1000 до 5000 руб. или приостановление его деятельности на срок до 90 суток;

Приостановление деятельности применяется, если существует угроза жизни и здоровью людей

Организации - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание: если аттестация рабочих мест проведена после 1 декабря 2010 года неаккредитованной организацией, инспекция по труду вправе потребовать от работодателя повторного проведения аттестации. Об этом - пункт 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193.

Поделиться: