Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации. При ликвидации фирмы в первую очередь

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц :

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, запрещенной законом;

неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Одной из главных целей процедуры ликвидации юридического лица является удовлетворение требований кредиторов . Деятельность ликвидационной комиссии направлена на то, чтобы ни один кредитор юридического лица не остался без удовлетворения. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

4) в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

5. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

1. Предусмотренная коммент. статьей очередность должна соблюдаться как в тех случаях, когда имущество ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в тех, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась его недостаточность и в силу п. 4 ст. 61 ГК дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65. Эта очередность должна соблюдаться и тогда, когда процесс ликвидации инициирован решением об объявлении юридического лица несостоятельным (п. 3 ст. 65).

Установленная ст. 64 очередность заменяет предусмотренную п. 2 ст. 855 ГК для списания денежных средств с банковского счета клиента и, в отличие от нее, распространяется как на средства на счетах, так и на суммы, вырученные от продажи имущества ликвидируемого юридического лица.

2. К требованиям первой очереди отнесены обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, исполняемые посредством капитализации соответствующих повременных платежей, что предусмотрено также и ст. 1073 ГК. При капитализации следует руководствоваться, в порядке аналогии закона (п. 2 ст. 6 ГК), ст. 32 Правил возмещения вреда.

3. Дополнительно включенный в коммент. статью абз. 7 п. 1 (СЗ РФ, 1996, № 9, ст. 773) расширяет круг требований, относящихся к первой очереди, когда ликвидируемое юридическое лицо является банком или иным кредитным учреждением, привлекающими средства физических лиц.

4. Требования работников, вытекающие из трудовых отношений, и требования органов социального страхования и обеспечения, объединенные в абз. 4 п. 2 ст. 855 в одну очередь, в п. 1 ст. 64 разъединены и приоритет отдан требованиям трудящихся в соответствии с Конвенцией МОТ о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя от 3 июля 1992 г. № 173. Требования работников отнесены ко второй очереди, а требования соответствующих фондов – к четвертой.

5. Обеспеченные залогом требования удовлетворяются в третью очередь. Это значит, что при ликвидации юридического лица кредиторы не могут обратить взыскание на заложенное имущество до полного удовлетворения требований первой и второй очередей. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 в п. 25 разъяснило этот вопрос следующими образом: "При рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц следует исходить из того, что имущество должника, признанного судом несостоятельным (банкротом), которое являлось предметом залога, подлежит включению в общую конкурсную массу имущества, а требования кредитора – залогодержателя удовлетворяются за счет всего имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов двух первых очередей, в том числе не являющегося предметом залога".

6. В силу п. 3 ст. 65 ГК и при ликвидации юридического лица вследствие признания (объявления) его несостоятельным (банкротом) очередность удовлетворения предъявленных к нему претензий определяется ст. 64, а не Законом о банкротстве. Подтверждая это правило, Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 в п. 25 в то же время указывает, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица и работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному и конкурсному управляющим, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о банкротстве.

7. Производя платежи в установленной п. 1 очередности, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна руководствоваться требованием п. 4 ст. 63: платежи первых четырех очередей производятся с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а платежи пятой очереди – лишь по истечении месяца с этого дня.

8. При ликвидации юридического лица, обязанного к повременным выплатам, его обязательство должно погашаться путем капитализации повременных платежей вне зависимости от основания возникновения обязательства. Однако очередность взыскания определяется основанием возникновения обязательства согласно общим правилам п. 1 ст. 64.

Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторами ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплата которым производится по истечении одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При этом соблюдается следующая очередность:

      • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей. Расчет этих платежей, в соответствии с разъяснениями Минтруда России, производится исходя из средней продолжительности жизни отдельно мужчин (60 лет) и женщин (70 лет), увеличенной на 10 лет. В соответствии с Порядком внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863, внесение рассчитанных сумм капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию со страховщиком
      • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам
      • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия
      • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
      • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом
Очередность удовлетворения требований кредиторов должна соблюдаться как в случаях, когда имущество ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в случаях, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выясняется его недостаточность. В то же время, если имеющихся у организации денежных средств на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ, осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Необходимо отметить, что данная норма ГК РФ распространяется исключительно на предприятия, ликвидируемые не в добровольном порядке (суд, арбитраж). В случае, если решение о ликвидации принято акционерами (участниками) предприятия добровольно, данный вопрос решается в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и другими учредительными документами.

Не подлежит реализации для погашения задолженности следующее имущество:

      • являющееся предметом залога
      • арендуемое и находящееся у ликвидируемой организации на ответственном хранении
      • личное имущество работников организации, кроме подлежащего к наложению взыскания по обязательствам предприятия в соответствии с уставом
Дальнейший процесс ликвидации, в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ, должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. Эта очередность должна соблюдаться и тогда, когда процесс ликвидации инициирован решением об объявлении юридического лица несостоятельным (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Подробнее о ликвидации юридических лиц:

  • Актуальность ликвидации юридических лиц
  • Законы о ликвидации юридических лиц
  • Причины ликвидации юридического лица
  • Обращение в суд о ликвидации юридического лица
  • Ликвидация юр лица, прекратившего существование
  • Ликвидация юр лиц, не зарегистрировавших выпуск акций
  • Запись о ликвидации юридического лица
  • Ликвидация вследствие деятельности без лицензии
  • Ликвидация при банкротстве
  • Ликвидация гос органов и учреждений
  • При ликвидации юр. лица его деятельность прекращается без последующего правопреемства.

    Ликвидация может быть добровольной или принудительной:

    ü При добровольной ликвидации решение о ней принимают либо участники юр. лица, либо уполномоченный ими орган. При ликвидации унитарного предприятия или учреждения решение принимает собственник в лице уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

    ü Принудительная ликвидация осуществляется только по решению суда, которое может быть принято на основании заявления уполномоченного государственного органа, как правило, таким органом является орган федеральной налоговой службы.

    Основания принудительной ликвидации:

    1. выявление допущенных нарушений при создании юр. лица, при этом такие нарушения должны носить неустранимый характер;

    2. осуществление какой-либо предпринимательской деятельности без надлежащего разрешения (без лицензии);

    3. осуществление деятельности, запрещённой законом (такие нарушения должны быть грубыми и неоднократными);

    4. благотворительные и иные фонды могут быть ликвидированы за осуществление вне уставной деятельности.

    Согласно действующей судебно-арбитражной практике юр. лицо не может быть ликвидировано, если нарушения носят малозначительный характер и могут быть устранены добровольно.

    Не зависимо от того, кто принимает решение о ликвидации, её порядок является единым:

    1. уведомляется регистрирующий орган, который носит соответствующую запись в единый государственный реестр юр. лиц о том, что юр. лицо находится в процессе ликвидации;

    2. создаётся ликвидационная комиссия; а если ликвидируемое юр. лицо незначительно по составу участников, по составу имущества или обязательств, то назначается лицо, которое будет осуществлять функции единоличного ликвидатора.

    С этого момента прежнее руководство юр. лица отстраняется от управления, а соответствующие полномочия переходят к ликвидационной комиссии или к ликвиданту.



    3. ликвидационная комиссия публикует в СМИ сообщение о ликвидации юр. лица, в котором необходимо указать его наименование и место нахождения, регистрационный номер, а также сведения о порядке и сроке заявления требований кредиторов (срок должен быть не менее двух месяцев с момента публикации). Затем ликвидационная комиссия самостоятельно выявляет кредиторов, также уведомляет их о ликвидации, а также принимает меры к выявлению и взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юр. лица.

    После окончания назначенного срока ликвидационная комиссия устанавливает размер и состав кредиторской задолженности на основании всех заявленный требований и формирует промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации.

    Промежуточный ликвидационный баланс состоит из двух частей: в одной части указываются все заявленные требования, в другой части баланса указывается общая сумма денежных средств. В случае необходимости ликвидационная комиссия вправе продавать имущество ликвидируемого юр. лица, назначая с этой целью публичные торги. К ликвидационному балансу прилагается перечень требований кредиторов и решение о возможности, либо о невозможности их удовлетворить.

    4. Удовлетворение требований кредиторов и взыскателей. Удовлетворение этих требований осуществляется только путём денежных выплат. В первую очередь удовлетворяются “алиментарные требования” – это требования граждан, перед которыми ликвидируемое юр. лицо несёт имущественную ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

    Речь идёт о деликтных обязательствах, которые возникли до момента ликвидации по основаниям, предусмотренным x2 Гл. 59 ГК. Это, прежде всего, обязательства по возмещению вреда, причинённого здоровью гражданина и обязательства по возмещению вреда, причинённого смертью кормильца. Текущие денежные выплаты по таким обязательствам всегда носят повременный характер, поскольку их цель – обеспечить содержание потерпевшего. Поскольку при ликвидации юр. лица нет правопреемства, в том числе и по этим обязательствам, то соответствующие платежи капитализируются, т.е. обобщаются за определенный период, и капитализированная сумма передаётся в фонд социального страхования, где размещается на специальных счетах, с которых и будет производиться дальнейшие выплаты потерпевшим.

    В эту же очередь взыскиваются суммы, необходимые для компенсации морального вреда, если судебное решение о такой компенсации вступило в силу до момента ликвидации, но ещё не было исполнено. И в эту же очередь (в первую очередь) при ликвидации банков и небанковских депозитных организаций удовлетворяются требования граждан-вкладчиков.

    Вторая очередь . В составе второй очереди производятся расчёты по выплате заработной плате и выходных пособий. Здесь речь идёт как о задолженности, так и по текущей зарплате.

    В эту же очередь производится окончательная выплата вознаграждений по авторским договорам, в которых ликвидируемое юридическое лицо выступает в качестве лицензиата, т.е. использовало произведения науки, литературы, искусства на основании лицензионных договоров с правообладателем.

    Третья очередь . В составе третьей очереди производятся окончательные расчёты по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

    Четвёртая очередь . В составе четвёртой очереди производятся расчёты с другими кредиторами в порядке “календарной” очерёдности, т.е. в зависимости от даты возникновения соответствующего требования. Как правило, эти требования не обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

    Требование “залоговых” кредиторов удовлетворяются во внеочередном порядке за счёт средств, полученных в результате продажи заложенного имущества. Эти требования удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Но есть и исключения, а именно: если требование, обеспеченное залогом, возникло уже после возникновения требований, предусмотренных первой и второй очередью, тогда перед этими требованиями требование залоговых кредиторов уже не является преимущественным. А это значит, что вырученные от продажи заложенного имущества средства будут распределяться между взыскателями первой и второй очереди, включая залоговых кредиторов, пропорционально суммам этих требований.

    Если требования залоговых кредиторов не были удовлетворены (полностью, либо частично) за счёт вырученных средств, то эти требования удовлетворяются в составе четвёртой очереди за счёт другого имущества ликвидируемого юридического лица.

    Выплаты взыскателям и кредиторам первых трёх очередей производятся со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам четвёртой очереди – по истечении одного месяца со дня утверждения данного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

    Если ликвидационная комиссия отказывает какому-либо кредитору в удовлетворении его требования, либо уклоняется от рассмотрения этого требования, то кредитор вправе до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. В этом случае, если суд признает законность и обоснованность требования данного кредитора, то по решению суда такие требования (требования данного кредитора) удовлетворяются за счёт оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Если эти требования были признаны необоснованными, либо если кредитор не обращался с иском в суд, то они считаются погашенными .

    При недостаточности имущества, денежных средств ликвидируемого юридического лица оставшаяся сумма должна быть распределена между кредиторами и взыскателями соответствующей очереди пропорционально суммам заявленных требований. А в случае отсутствия средств и имущества оставшиеся требования также считаются погашенными.

    После завершения всех расчётов ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который должен быть утверждён участниками ликвидированного юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации.

    Ликвидационный баланс предоставляется в налоговый орган (т.е. в регистрирующий орган). На основании данного баланса делается запись в едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация считается завершённой, а юридическое лицо – прекратившим своё существование.

    Если по завершению расчёта всё же осталось какое-либо имущество (“ликвидационный остаток”), то оно распределяется между бывшими участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

    Значение презумпции того, что требование считается погашенным, заключается в том, что кредиторы по этим требованиям вправе эти требования списывать со своих балансов.

    1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом .

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

    2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом , не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.1. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

    1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);

    2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

    3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

    5.2. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. (см. текст в предыдущей редакции)

    Поделиться: