Помогает ли общению завистливость,высокомерие,самовлюбленность,жадность,хвастовство,зазнайство,несправедливость? какие. Реферат: Влияние личностных качеств на общение

Тема: Общение

Социальная психология.

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы МакДауголла и Э. Росса, в названия которых был включён термин «социальная психология». Сейчас она изучает психологические явления и отношения между людьми.

Успехи того или иного человека в его финансовых делах

процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний

и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми.

Дейл Карнеги [Дорошенко, с. 221]

Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов заплатить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» [Дорош., с. 94].

Специальный хронометраж менеджерского времени показал, что более 80 % уходит на разговоры, т. е. на общение.

Общение – обмен информацией; процесс установления, развития и поддержания контактов между людьми.

Установить контакт – значит привлечь внимание, вызвать интерес, расположить собеседника к себе, т. е. вызвать у него желание общаться с нами. Решающими для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения с ним. Первое впечатление, хотя и не всегда бывает верным, однако довольно устойчивым. Меняется с большим трудом и долго.

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Качества, помогающие и мешающие общению

Общению
помогают мешают
Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность) Недоброжелательность Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)
Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия) Недружелюбие Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)
Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость) Неприветливость Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)
Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность) Неискренность, лживость Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)
Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их) Неэмпатичность Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)
Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный) Непредупредительность Категоричность , безапелляционность (недопущение возражений)
Общительность (склонность общаться) Необщительность Самоуверенность
Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость) Невежливость Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)
Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника) Неуважительность Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)
Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении) Бестактность Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)
Умение говорить Неумение говорить Заносчивость (высокомерность, чванство,)
Умение слушать Неумение слушать Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)
Коммуникабельность (способность общаться) Некоммуникабельность Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)
Инициативность Безинициативность Наглость
Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность) Трудность вступления в общение Нескромность, хвастливость
Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн) Закрытость Скрытность Уход от зрительного контакта
Надёжность Ненадёжность Демонстрация превосходства
Обязательность (верность своему слову) Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно) Авторитарность (требование беспрекословного подчинения)
Опрятность Неопрятность Эгоизм
Оптимистичность Пессимистичность
Энергичность, активность Вялость, пассивность
Чувство юмора Отсутствие чувства юмора
Культурность Некультурность
Ум Неумность



Задание студентам: Продолжить списки качеств.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение – средство, процесс построения и реализации отношений.

Умение общаться – это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называют коммуникативной компетентностью.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации . Но коммуникация – более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения [словарь иностр. слов]. Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.

Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции ). Затем следует обмен информацией (коммуникация ) и/или обмен действиями (интеракции ).

В структуре общения социальные психологи выделяют три стороны.

1. Перцептивная – выражается в восприятии партнёрами по общению друг друга.

2. Коммуникативная – выражается в обмене информацией.

3. Интерактивная – выражается во взаимодействии партнёров в процессе организации и выполнении совместной деятельности.

Перечисленные качества ни коим образом не смогут помочь общению. Кому же захочется общаться с человеком завистливым, при котором о положительных событиях в своей жизни и рассказать - то нельзя? И с высокомерным и самовлюбленным человеком общаться мало приятно. Он же зациклен на себе любимом, интересы собеседника его мало волнуют. Такой человек готов говорить только о себе, о своих интересах, перебивая других, переводя разговор все время на себя и свои проблемы. Любому нормальному человеку хочется чтобы общение было приятным, позитивным, интересным. Общению помогают такие качества как: коммуникабельность, открытость, позитивная эмоциональность, широкий кругозор собеседника, умение найти интересную тему, умение слушать другого, широкий словарный запас.

Рассмотрим, как влияет на общению завистливость, высокомерие, самовлюбленность, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость и какие качества помогают общению.

Общение

Под этим понятием, понимаются процессы установления и развития контактов между индивидами и целыми группами населения. Такие процессы являются результатом потребностей в совместной деятельности.

Процессы общения включают следующие особенности:

  • обмен информацией;
  • обмен действиями;
  • понимание и восприятие партнера.

Такие качества, как высокомерие, зазнайство, завистливость, самолюбование, хвастовство, жадность и несправедливость вызывают у окружающих негативные эмоции и отрицательное мнение о человеке.

Конечно, утверждать на сто процентов, что эти качества некоим образом не способствуют общению - тоже нельзя, потому что люди могут объединяться и по этим признакам. Общение это обмен энергиями, а значит любые действия, которые влияют на окружающих - положительно или отрицательно, уже способствуют определенной коммуникации. Пусть не здоровой, но все же коммуникации.

Другой вопрос как эти качества влияют на общение в долгосрочной перспективе и к какому результату приводят группы людей. Человеку свойственно проявлять разные черты характера и именно благодаря отрицательным качествам одних, можно выделять на этом фоне положительные качества других.

Какие качества помогают общению

Если речь идет о качественном и продуктивном общении, которое направлено на созидание, на удовлетворение реальных житейских потребностей, то можно выделить следующие:

  • симпатия;
  • заинтересованность;
  • любовь;
  • сострадание;
  • взаимопомощь;
  • дружба;
  • справедливость.

Такие качества добавляют энергии в группы, мотивирует людей делать больше за единицу времени, при этом получая удовольствие от самого процесса.

При задействование положительных качеств включается другой механизм - положительный, который в долгосрочной перспективе дает всем участникам группы определенные бонусы. А общение на основе отрицательных качеств разрушительно воздействует на остальные группы.

У кого из нас будет желание общаться с личностью, которая постоянно всем завидует, не оценивая вклад в достижение цели? Захочется ли говорить с человеком, который превозносит себя и ставит на целую ступеньку, а порой и две, выше остальных? Так давайте же разберемся, помогает ли общению завистливость, высокомерие, самовлюбленность? Какие черты влияют на процесс коммуникации положительно и отрицательно?

Базовая терминология

Под общением следует понимать процесс обмена данными, а также установления, развития и поддержания контакта между индивидуумами.

Очень важно не только правильно обратиться к собеседнику, но и вызвать у него интерес, привлечь внимание, расположить к себе. Человек должен сам гореть желанием общаться с нами.

Как правило, первые четыре минуты разговора являются решающими и позволяют сформировать общее впечатление о личности. Такое мнение не всегда бывает верным и правдивым, но именно оно стойко заседает в голове. Изменение первого впечатления - это долгий и весьма трудоемкий процесс.

Какие качества располагают человека к диалогу

Помогает ли общению завистливость, высокомерие, самовлюбленность и зазнайство? Вряд ли такие качества могут охарактеризовать человека с положительной стороны. Как правило, такие личности очень скупы, незаслуженно всех оговаривают и унижают, превозносят лишь себя и принимают во внимание исключительно собственные желания и нужды. Вышеописанные черты лишь отталкивают от их владельца.

Теперь, когда вы нашли правильный ответ на вопрос о том, помогает ли общению завистливость, высокомерие, самовлюбленность, мы можем поговорить о качествах, которые положительно влияют на приобретение заинтересованных собеседников.

Вот их неполный перечень:

  • приветливость;
  • доброжелательность;
  • общительность;
  • внимательность;
  • искренность;
  • умение понимать товарища;
  • тактичность;
  • вежливость;
  • почтительность;
  • открытость;
  • энергичность;
  • непринужденность;
  • умение слушать и говорить.

Вежливость в современном мире

Помогает ли общению завистливость, высокомерие, самовлюбленность? Конечно же, нет, и это логично. А вот доброта, внимательность, сочувствие, умение располагают к собеседнику. Очень важно своевременно улаживать конфликты мирным путем и уметь прощать. Но это не значит, что вы должны напрочь распрощаться с эгоизмом, небольшая его толика все же должна остаться с вами.

В современном мире многие люди часто путают вежливость со слабостью. Поэтому так важно уметь хранить дистанцию, оставаясь открытым, но в то же время не давая сесть на шею.

Теперь вы знаете, что помогает общению, и сможете применить эти рекомендации на практике.

Наверное, не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профессией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти.

Достижение такого понимания и овладение умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелательного отношения к окружающим, - это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Одним из условий получения именно такого результата является глубокое знание психологии другого человека - прежде всего его ценностных ориентаций, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне его притязаний. Необходимо также и знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает.

Выдающийся учитель и замечательный воспитатель А. С. Макаренко многократно подчеркивал, что главным принципом, которым надо руководствоваться в деловом официальном общении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему.

Следование этому принципу в повседневных делах, связанных с организацией воздействий на людей, предполагает умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого из этих людей. Вместе с тем индивидуальное своеобразие другого человека мы всегда будем

улавливать только случайно, если у нас отсутствуют качества, делающие нас знатоками других людей.

Главное, с чего начинается развитие названных качеств,- это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе будет на переднем плане - гипертрофированное «я» или «ты», - это оказывается вовсе не безразлично для проявления нашего умения глубоко проникать в другую личность и правильно строить с ней взаимоотношения.

Многие современники В. И. Ленина говорили, что он чувствовал бытие чужого «ты» так же сильно, как бытие своего «я». И это шло у него от полноты материалистического миропонимания, от глубокого и устойчивого интереса к людям.

Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для нормального общения в нашем обществе, выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»1.

Между тем факты показывают, что такое чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место не у всех людей. Так, например, петербургская исследовательница Н. В. Ревенко2 установила, что у одной части руководителей различных предприятий направленность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, на продукцию, которую должно выпускать предприятие. У другой части их она, наоборот, обнаружила ярко выраженную направленность на других людей - на подчиненных или на вышестоящих начальников, а чаще - на тех и на других со всей сложностью их взаимоотношений - и сравнительно слабую направленность на техническую сторону деятельности предприятия, на его продукцию и экономику. И наконец, у третьей части руководителей она нашла одинаково развитые до высокого уровня и направленность на людей, и направленность на технику, продукцию предприятия, на экономические показатели его деятельности. Руководители,

отнесенные к последней группе, наиболее успешно решали как чисто производственные задачи, так и задачи, связанные с необходимостью организации различных воспитательных воздействий по отношению к отдельным работникам предприятия.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке. А такая ориентировка важна для общения, так как она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. А. М. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть.

К сожалению, у человека может быть устойчивая ориентированность и на отрицательное в других людях. Вспомним, например, такую колоритную фигуру из русской истории, как Иван Грозный, о котором историк В. О. Ключевский писал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее, охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые качества»3.

Помимо направленности на людей - своеобразной психологической «повернутости» к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: и к вниманию, и к восприятию, и к памяти, и к мышлению, и к воображению.

Достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая устойчивость его - эти качества внимания нужны человеку не только для предметно-практической деятельности, но прежде всего для успешного общения с другими людьми. А между тем и наблюдения, и данные экспериментов свидетельствуют о том, что у некоторых людей эти качества внимания сильно

дают себя знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются при взаимодействии с миром людей.

То же следует сказать и о таком важном для общения качестве восприятия, каким является наблюдательность человека. Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные большинству из нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. И полностью прав известный журналист А. Ваксберг, когда пишет: «Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей - в путешествиях, в общении с людьми, да и просто в повседневной жизни. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, его одежда и то, как он ест, и как он зевает, и как стрижется или бреется, и какова форма его ногтей, и каково происхождение пятнышка на его шляпе, и какими нитками пришиты пуговицы к его пиджаку, и на какую шутку он реагирует, а какую пропускает мимо ушей. Для того, кто умеет все это подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают быть случайными прохожими или попутчиками - они открывают свои души»4.

Наша память, обращенная к другим людям, то, же условие нашего успешного общения с ними. Не перевирать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что их выводит из себя, а что, наоборот, успокаивает, какие дни они особенно чтут, что каждый из них умеет и что не умеет, - в этом и во многом другом подобном проявляется такая память.

У каждого человека, и особенно если он руководитель, должна быть память на людей, особенно на хороших людей.

Современники Я. М. Свердлова, перечисляя качества, делавшие его ярчайшим организатором, указывают: «Каждого человека, который хоть раз у него побывал, Яков Михайлович запоминал навсегда, запоминал всего - с его характером, способностями, биографией, сильными и слабыми сторонами.

Как-то на прием пришел чуть сгорбленный человек с сильной проседью в густых темных волосах. Яков Михайлович в эту минуту

разговаривал по телефону. Положив трубку, он сказал: «Ну, слушаю тебя, Богдан!»

Посетитель с недоумением посмотрел на Свердлова: «Откуда Вы меня знаете? - Потом, вглядевшись, вскрикнул: «Товарищ Андрей! Ты?»

Оказалось, что он когда-то работал с Яковом Михайловичем на Урале, знал его под партийным именем «Андрей» и даже не подозревал, что этот «Андрей» и есть Свердлов. А Яков Михайлович знал и помнил о «Богдане» все - и где тот за эти годы работал, и где сел, и каким этапом шел, и где работает сейчас»5.

Важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление человека. В данном случае речь идет о способности каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях.

Очевидно, при таком проникновении во внутренний мир других людей большое значение имеет интуиция - постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в виде мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека. Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным признакам схватывает характер переживаемого состояния учеником и причастность или непричастность этого ученика к какому-то событию, которое произошло в классе. Опытный руководитель по небольшому числу фактов поведения другого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относится, а потом уже обосновывает правильность своего «чутья».

Что такое интуиция в общении, очень ярко показывает в своих воспоминаниях генерал юстиции П. А. Доленко, наблюдавший ее у знаменитого нашего флотоводца - адмирала И. С. Исакова.

Шла война. Трибунал за грубое дисциплинарное нарушение должен был судить юношу-матроса. Его поступок в той конкретной ситуации заслуживал самого строгого наказания. Однако матрос написал рапорт адмиралу с просьбой пощадить его.

«...При всей нечеловеческой загруженности, проводя бессонные

ночи на самых опасных участках фронта, Исаков потребовал дело матроса, ознакомился с ним и велел привести парня к нему... Когда матроса после встречи увели, адмирал сказал: «По закону военного времени его следует судить и судить со всей строгостью, генерал. Но попробуйте помочь. Юноша с такими глазами не может быть злостным нарушителем дисциплины. Это подсказывает интуиция... Знаю, что Вам не до него. Все же не теряйте молодого человека из виду».

Матрос был наказан, но без тюремного заключения... Я время от времени просил докладывать о поведении матроса. Командир тепло отзывался о нем. Парень дважды был ранен, награжден пятью орденами, в том числе Красного Знамени, Красной Звезды. Прошли годы. Матрос после окончания высшего учебного заведения пошел в науку. Теперь он доктор биологических наук, недавно выступил с серьезным исследованием о перспективах развития подводной физиологии. Читая работу Дмитрия Новоселова - Димы, я то и дело вспоминаю слова Исакова, сказанные мне в трагические дни лета 1942 года: «Вы иногда верьте в интуицию»6.

Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами.

Развитием такого умения мы также сильно отличаемся друг от друга. И жизнь свидетельствует, что порой даже у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. А в самых крайних случаях человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, ставить себя на его место, «влезать в его шкуру». Например, писатель В. А. Каверин, во время Великой Отечественной войны часто встречавшийся с прославленным командующим нашим Северным флотом адмиралом А. Г. Головко, пишет об этом незаурядном человеке: «Головко обладал редкой способностью ставить себя на место другого человека, с которым его сталкивала судьба. Более того, на место других, - будь это батальон морской пехоты или экипаж подводной лодки. Это означало, что он «входил в

положение». Он понимал «положение» как жизненную задачу»7.

Такую же ярко выраженную способность ставить себя на место другого человека наблюдали современники у И. Н. Ульянова, у Н. К. Крупской, у А. С. Макаренко. И она, без сомнения, помогала им успешнее строить взаимоотношения с людьми.

Условием успешного общения человека с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая прежде всего проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А. Н. Радищева, «сопечалиться человеку и совеселиться ему»8.

Наблюдения и эксперименты показывают, что широта проявления этой способности в значительной мере связана с тем, насколько велик тот круг людей, который включается человеком в категорию «мы», другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги. У одних число предельно дорогих нам людей сравнительно невелико и не выходит за пределы семьи, а иногда и еще ýже, у других оно, наоборот, включает широкий круг людей - это еще и товарищи по работе; у некоторых оно еще шире и включает всех людей труда.

К чему приводит узость способности к сопереживанию, показывает следующий опыт, поставленный психологами в США9. За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, к телу которого были прикреплены электроды. Этот человек в условиях дефицита времени должен был научиться выполнять определенное задание. По другую сторону перегородки в другое кресло по очереди усаживались испытуемые, которым говорилось, что, нажимая на разные кнопки перед собой и вызывая у человека за перегородкой более слабые или, наоборот, более сильные неприятные ощущения от раздражения электрическим током, они должны побудить его быстрее справиться с заданием.

В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за перегородкой корчится от болевых

ощущений, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощущения у него вызывали. Истина «не желай другому того, чего сам себе не желаешь» в конкретном поведении этих людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они, наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от принципа «человек человеку - друг, товарищ и брат», а от принципа «человек человеку - волк».

Между прочим, недавно проведенные исследования10 показали, что в семье с одним ребенком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой - сверстник.

При общей положительной настроенности на других людей, способности к сопереживанию и сочувствию им, которые выступают как общий фон, на котором протекает общение с людьми, наш конкретный эмоциональный отклик может меняться в зависимости от того, как они себя ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей палитры проявляемых нами по отношению к другому человеку чувств оказываются обусловленными нашей гражданской, моральной воспитанностью.

Хотелось бы в связи со сказанным также отметить, что при субъективной оценке совершаемых человеком поступков, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и женщин установило, что у женщин характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связанные с их работой11.

Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую накопил Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей причиной непорядки в этой сфере. Эта бо́льшая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим человеком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, полнее отражают его внешний облик, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека и т. д.

Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в труде, направленном на создание материальных ценностей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на другого человека, в выборе подхода к нему.

Мы порой бываем недовольны поведением других людей, не замечая при этом, что мы сами своим обращением с ними толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Капризность ребенка, грубость ученика, неисполнительность подчиненного - это очень часто не проявление типичных для каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль поведения по отношению к ним, который спровоцировал эти ответы: капризность - на излишнюю уступчивость, грубость - на явную бестактность, неисполнительность - на низкую требовательность и отсутствие систематической проверки выполнения порученного.

Между прочим, характер обращения матери с ребенком, учителя со школьником, руководителя с подчиненным вызывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не только определенные формы эмоциональных

переживаний и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают преобладать либо одни чувства, либо другие. Этот характер обращения столь же направленно влияет на то, какая манера поведения человека в различных ситуациях становится для него типичной.

Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны.

У плохих работников, профессией которых является работа с людьми, сложившаяся в их опыте классификация типов людей (для начальников - типов подчиненных, для учителя - типов учеников, для врача - типов больных, для продавца - типов покупателей и т. д.) отличается узостью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие «судьи» и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь же шаблонно ведут себя с ними.

Психолог С. В. Кондратьева, например, выяснила, что у учителей-мастеров представления о возможных типах учеников-отличников, учеников-«середнячков», учеников-отстающих намного богаче, чем у плохих учителей12. Так, учителя-мастера различали отстающих, причиной неуспеваемости которых были: 1) непорядки в познавательной сфере - невнимательность, плохая память, несформированность до нужного уровня мыслительных операций, пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной сфере - большая заторможенность, излишняя возбудимость и др.; 3) непорядки в волевой сфере - отсутствие усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика важных для успешного учения более интегральных личностных качеств - познавательных интересов, самостоятельности, ответственности и др.; 5) одновременное сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие учителя выделяли только два типа неуспевающих - лентяев и тупиц.

Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим людям. У людей - специалистов по человеческому общению «репертуар» приемов, к которым они прибегают, строя свои контакты с

окружающими их людьми, инструментовка поведения, адресуемого другим, намного богаче, чем у неспециалистов. Так, было установлено, что если хорошие учителя в своей работе с учащимися используют до 43 различных приемов воспитательного воздействия, то плохие - только 17-19. Та же тенденция обнаружена, когда сравнили «наборы» воздействий, к которым прибегают в повседневной работе с подчиненными хорошие и плохие руководители. У первых она оказалась намного разнообразнее и шире. А когда в этих «наборах» совпадали какие-то приемы, частота их применения у хороших и плохих руководителей была неодинаковой. Например, такой прием воспитательного воздействия, как выговор при всех, в резкой, а иногда и грубой форме плохие руководители использовали в шесть раз чаще, чем хорошие; угроза по частоте применения среди других приемов у плохих руководителей стояла на 7-м месте, у хороших - на 13-м. Нотаций хорошие руководители не читали вовсе, а плохие ими просто-таки злоупотребляли и т. д.13.

Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с другими людьми.

В пьесе С. Алешина «Все остается людям», по которой потом был снят фильм, любимый ученик академика Дронова Алеша Вязьмин с самого детства рос в интеллигентной семье. У него мягкая мать, вдумчивый, тактичный учитель. И он усвоил стиль поведения по отношению к другим людям, в основе которого лежит деликатность, уважительность. Но вот жизнь сталкивает его с жуликом и пройдохой Трошкиным. В ситуациях, в которые Вязьмин попадает, он не должен, не имеет права быть деликатным, уступчивым, а переломить себя Алеша не может.

Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения зависит от

нашего знания не только другого человека, но и прежде всего - самих себя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. И поэтому полностью прав был Н. Г. Чернышевский, когда утверждал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»14.

| | |

Игры тренинга общения

Цель : формирование навыков и умений общения с разными группами людей.
Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей
Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации.

Также она может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

Список качеств, важных для общения.

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция : "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.
На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид:
Список качеств, важных для общения:

o Умение слушать;

o Тактичность;

o Умение убеждать;

o Интуиция;

o Наблюдательность;

o Душевность;

o Энергичность;

o Открытость.

Затем каждый из участников по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств".

"Я в тебе уверен"

Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: "Я уверен, что ты…" (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо).

Упражнение Волшебное слово «Да»

Цель : работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.

Инструкция : Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами).

Пример:

  • У тебя есть миллион рублей?
  • Тебе нравиться океан?
  • Ты творческий человек?
  • Ты добрый?
  • У тебя бывают рваные носки?
  • Тебе нравится танцевать?
  • Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да».

Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой – посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

Поделиться: