Особенности формирования американского этноса как нации эмигрантов. Влияние иммиграции на становление американской нации

Важность. Важно потому что необычно. Помогает понять степень адаптации человека к чуждым ему средам и поставить вопрос этнических меньшинств.

Когда? Формирование происходило в эпоху капитализма => феноменально быстро (200-300 лет).

3 основные группы:

1. переселенцы из Европы

2. фрагменты африканских племен и народностей

3. недобитые индейцы. Отсюда – этнорасовая пестрота американской нации.

Этническая история. Формирование собственно наций началось с завоевания и колонизации. 1492 год – высадка на Гаити. Конкиста испанцев. Потом Куба – плацдарм для экспедиций в Мексику и Флориду. Жили там инки и ацтеки. В 1500 Васка да Гама открыл Бразилию. Уже в 1521 пал Теночтитлан. Начали испанцы и португальцы, потом подключились французы, англичане и голландцы. Официальная цель – распространение католицизма. Папа Александр даровал Испании право на владение и миссионерство в открытых землях. XVIII век – англичане. Земледельческие колонии в Виргинии. Колонисты принесли с собой новые болезни, пьянство etc. Местные группы втянуты в непрерывные походы европейцев. На протяжении первого столетия колонизации погибло 95% коренного населения (при их общей численности ок. 100 млн. чел.). Ацтеки: «Дайте нам умереть, ибо наши боги уже умерли…», известный эдикт папы «о признании индейцев людьми» etc. Не эффективен труд аборигенов, поэтому ввозят негров. Нац. состав колоний – лоскутное одеяло. То, что мы сейчас называем американской нацией – народы Сев. Америки.

По переписи 1790 г. 80% жителей Америки было выходцами из UK. Остальные – GER, FR, HOL. Постепенно складывается понятие «американец», а потом и его типовой образ: янки – житель штата Коннектикут.

В 1900 г. в США было всего 200 тыс. индейцев, сейчас – 1, 5 млн. Но это метисы; в свое время была мода на приписывание себя к индейцам (ради позитивной дискриминации).

Всего в Америке около 40 млн. чел. (из 750 млн.) говорят на индейских языках, из них 10 млн. – проживают в MEX. В Парагвае язык гуарани – язык бытового общения, SP – язык официального общения. Билингвизм – типичное американское явление наравне с двойственным этническим и этнорасовым самосознанием.

Афроамериканцы. Прибыли в 1619 с голландцами. Причём не рабы – кабальные слуги. Классическое рабство – уже XVIII век, Виржиния. Рабство было и патриархальное, часто фермерство (надо самому работать). Босалии – негры, родившиеся в AFR, креолы – уроженцы уже Америки. (А в XIX в. креолами называли белых потомков SP и FR, в отличие от англоговорящих американцев). Всего было ввезено 10-15 млн. африканцев. Легитимировала всё протестантская этика (Вебер). Их судьба предопределена, пусть и пашут. Негры бежали, образовывая целые лагеря и даже области беглецов.

К концу XVIII, однако, кризис идеологии, появился аболиционизм – движение за отмену рабства. 1805 г. – победа негров Гаити, которые по новой конституции обрели свободу. 1838 г. – рабство отменено в колониях UK, в

Африканцы, утратили ли свою культуру? Херсковиц утверждал, что нет (она осталась в традициях афроамериканской церкви, песнопения etc.), Парк, что «да», идея культурного шока и потери корней. В рабстве (даже плантационном) были плюсы: крепкая семья, уверенность в будущем. Поэтому Гражданская война (1861-1865) всё порушила. Неясно, что дальше. Всё по накатанной: лишение их прав голосовать, раздельные школы, они собираются вместе, «чёрные гетто», противостояние Ку-клукс-клану. Отказались от ассимиляции. Преодолевали национальную неполноценность. 1896 год, Уильям Кроуди «чёрные евреи». Но особенно в 70ые годы XX-го века, «чёрные мусульмане», Нация Ислама. Элайджа Мухаммад, Малькольм Икс, Мохаммед Али. Боевая организация, политические борцы. Тут и групповая экономика, и тренировка девушек-убийц. Отдельно – массовые лидеры (Мартин Лютер Кинг). 1865 г. – XIII поправка в конституцию США – признание равноправия негров.

Латинская Америка. Главная черта – метисация. Полное отсутствие расовых предрассудков. Были удачные колонизаторские проекты (Парагвайское государство иезуитов среди индейцев гуарани). Тут и протестанты, и католики. Но если католики стремятся навязать свою веру аборигенам и даже неграм, то протестанты – нет. 1810-1826 – «Indepencia» – освободительная война в SP колониях. Аргентинский президент Сарбиенте написал книжку «Факундо», где сказал: США – civ, мы – варвары. Расовая терпимость, даже ввозимые негры принимались. Если от смешанных браков рождался мулат, его забирал белый отец. Если совсем чёрный – то оставляли матери, но давали всяческие льготы.

Белые. Предприимчивые люди, маргиналы, плыли за богатством и новой жизнью. Жили отдельными колониями по странам, но есть противопоставление: мы – они. Боролись между собой за влияние. Однако, смешанное население, довольно быстро «американизировалось». С точки зрения хозяйства принесли кучу плодов: картофель, томаты, какао, стручковый перец.

Около сер. XVIII в. противопоставление колоний и метрополий стало носить континентальный характер, появилось самоназвание «американцы».

С приобретением независимости американскими государствами аборигенные народы стали еще больше страдать. Их загоняют в резервации, истребляют. Границы государств были проведены без учета расселения аборигенных этносов. Осталось и плантационное землевладение – ввозят иммигрантов из CHI, IND, Индонезии. Протестантизм распространяется на юг, среди негров и аборигенного населения получают распространение различные синкретические культы.

УДК 323(73)

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ

АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Бурейко Н.Н.

В статье автор анализирует влияние иммиграции на процесс становления американской идентичности, определяя роль и место иммигрантов в американской нации. Определено, что иммигрантам в США отводилась ведущая роль независимо от доминирующей концепции, применяемой для объяснения сущности американского национального характера – плавильный котел или культурный плюрализм.

Ключевые слова: иммиграция, иммигрант, национальная идентичность, нация, США.

THE IMPACT OF IMMIGRATION ON THE PROCESS

OF AMERICAN NATIONAL IDENTITY FORMATION

Bureiko N.M.

In the article the impact of immigration on the process of American national identity formation is analyzed, distinguishing immigrants’ place and role within American nation. A significant role of immigrants in the USA is determined, regardless the domination concept used for explanation of the nature of American national character – melting pot or cultural pluralism.

Keywords: immigration, immigrant, national identity, nation, the USA.

В первом номере журнала «Studia Humanitatis» в своем исследовании мы проанализировали основные политико-идеологические факторы становления американской национальной идентичности и основные черты, определяющие характер американской наци謬¬. Но важно понимать, что Соединенные Штаты Америки уникальны тем, что как государство они были созданы преимущественно иммигрантами, и во всем мире США представлены в общественном сознании как «нация наций», «нация иммигрантов». Ведь в США национальная идентичность формировалась под влиянием культур и традиций представителей разных этнических групп, а иммиграция служила важным фактором различных аспектов общественно-политического развития. Именно поэтому целью предложенного исследования стало определение степени влияния иммиграции на процесс становления американской нации.

Актуальность темы обусловлена тем, что начиная со второй половины ХХ века, иммиграционная политика Соединенных Штатов Америки была существенно либерализирована, что в свою очередь, повлекло за собой изменение характера иммиграции, прежде всего, ее этнического состава. В целом такая тенденция привела к этнорасовой рекомпозиции облика американской нации и переосмыслению сущности американской национальной идентичности. Для того чтобы определить место и роль иммиграции в процессе становления и развития американской нации, а также изменения ее этнорасовой композиции на современном этапе, важно обратиться к истокам формирования национальной идентичности американцев, что и стало основной задачей нашей работы.

Влияние иммиграции на национальную идентичность в целом можно объяснить несколькими факторами, среди которых можно выделить количество иммигрантов и их этническую идентичность, продолжительность иммиграции, готовность иммигрантов интегрироваться в культурное и языковое пространство принимающего государства, перенимать его ценностные ориентиры. В значительной степени влияние иммиграции на национальную идентичность может определяться и отношением собственно государства к иммигрантам и его иммиграционной политикой .

Говоря о Соединенных Штатах Америки, важно понимать, что с самого начала формирования американской нации образ американца ассоциировался, в первую очередь, с иммигрантом, который прибывал к «золотым вратам», о чем красноречиво свидетельствуют строки Э. Лазарус (которая, кстати, тоже была иммигранткой), увековеченные на пьедестале статуи Свободы . В первых же попытках найти ответы на вопрос, какова сущность американской нации и роль в ней выходцев из разных стран (разумеется, на первых порах исключительно европейских), находим следующие ассоциации: американец – тот, кто был европейцем либо потомком европейца, в котором протекала смешанная кровь «англичанина, шотландца, ирландца, француза, голландца, немца, шведа» . Таким образом, «вся Европа, а не Англия стала праматерью Америки» , когда «индивиды всех наций сплавились в новую расу людей» . Истинным считался американец, в жилах которого протекла смешанная кровь, при этом Соединенные Штаты Америки провозглашались страной открытой и существующей для всего мира, готовой принять выходцев со всех его уголков к уже упомянутым нами «золотым вратам». Ведь принято считать, что эти врата ведут к «мировой цивилизации в миниатюре» .

Прибывая в США и оставляя позади свою родину, иммигрант, принимая новые идеи и ценности, руководясь принципами демократии, свободы и равенства, получая возможность усовершенствовать себя и свое материальное положение, становился американцем. Прибывающие в Соединенные Штаты «переплавлялись» в новую человеческую расу, чей труд и чьи будущие поколения должны были стать творцами великих изменений в мире. Характерно, что все, причастные к поиску сущности американского национального характера, пребывали в этом процессе осознанно .

Таким образом, выкристаллизуется однозначная констатация того, что иммиграция выступила фактором становления и процесса формирования американцев как нации при условии, что иммигранты, не имея общности этнического происхождения, перенимали американскую идею и американский характер, американские ценности . Именно таким способом многочисленные разнородные этнические элементы «сплавлялись» в новое историческое образование – американскую нацию , «включающую всех…» . Именно в способности принять в США людей разного этнического происхождения, которыми общими усилиями будут развивать американскую нацию и единую американскую культуру заключается концепция «плавильного котла». Одновременно с этим подчеркивалась определяющая роль фактора иммиграции для формирования американской нации. Однако, необходимо также отметить, что упомянутые «все» исключали тех, кто не принимал предложенные ценности , а также на протяжении очень продолжительного периода – представителей неевропейских народов. Более того, на начальных этапах формирования американской нации такое «европейское происхождение» для иммигрантов, творивших образ американца, сужалось до западноевропейского; иные достаточно долго не учитывались. То есть, несмотря на неэтнический характер национальной идентичности в США элемент «исключения» из национальной палитры представителей отдельных этнических групп, безусловно, присутствовал. Небелым американцам, а именно индианцам и африканцам, довело немало выстрадать, прежде их уравняли в гражданских правах – аж до принятия «Закона о гражданских правах» 1964 года, запрещающего расовую дискриминацию, дискриминацию на основе национального происхождения, пола, религии и т.д., и гарантирующего свободу и равенство трудоустройства, образования и проч.

Все это, разумеется, в свою очередь нашло и отображение в иммиграционном процессе Соединенных Штатов Америки – в 1965 году был принят «Закон про иммиграцию», который открыл дорогу в США представителям их тех регионов и стран, откуда прежде иммиграционные потоки были существенно ограничены. Немало исследователей считают упомянутые два закона результатом антидискриминационного движения в США и часто приравнивают их по степени значения. «Закон про иммиграцию» 1965 года остановил проведение национально ориентированной иммиграционной политики в Соединенных Штатах, которая основывалась на предыдущих законах (последний – «Закон про иммиграцию» Маккарена – Уолтера 1952 года, который предусматривал квотное ограничение доступа иммигрантов в страну по национальному признаку). Последствия иммиграционной реформы не замедлили проявится, немало дискуссий на современном этапе посвящены интенсификации иммиграции как вызову и угрозу национальной идентичности и единения. Об этом читаем, например, в работах С. Хантингтона , А. Шлезингера , П. Браймлоу .

Возвращаясь к роли иммигрантов (разного этнического происхождения), обратимся к идеям культурного плюрализма, о котором впервые заговорили в 1915 году. Примечательно, что идеологом культурного плюрализма был также иммигрант – Г. Каллен, который в своей работе «Демократия против плавильного котла: изучение американской нации» отмечал важность роли иммигрантов разного этнического происхождения в американской нации. Приверженцы идей культурного плюрализма однозначно утверждали, что Соединенные Штаты Америки никогда не были нацией с определенной национальностью, ведь США – это политическая нация, которая объединяет представителей разных национальностей. При этому они сохраняют свою культуру, а разговаривая на государственном языке – английском, не отказываются от своих «особенных диалектов или говоров», проживая в «демократии национальностей» . Именно поэтому предложенный Калленом плюрализм является культурным, а не политическим, ведь он предусматривает сохранение особенностей праотцовской культуры, в первую очередь, для иммигрантов. Культурный плюрализм стал своеобразным следующим логическим этапом американизма, истинного по своей сути, а не того, который в форме принудительных ассимиляционных программ для иммигрантов, известных как «американизация», противоречил американским принципам равенства и демократии. На современном этапе культурный плюрализм, с присущими ему некоторыми видоизменениями, распространен и в других полиэтнических странах, предусматривая «создание условий для развития культур этнических обществ, который составляют этнонациональную структуру того или иного общества» .

Примечательным является то, что последователи культурного плюрализма, которые, правда, не ссылались на взгляды Каллена, но все же продолжали развивать предложенную им концепцию, почти полностью отбрасывали расовые ограничения в процессе формирования американской национальной идентичности. При этом признавали ценность культурных элементов, предложенных и афроамериканским населением, и исконно коренными населением – индианцами. Идеи культурного плюрализма стали альтернативными концепции «плавильного котла» и особую популярность получили, начиная с 60х годов ХХ века, в связи с реформой иммиграционной политики в Соединенных Штатах Америки после принятия упомянутого выше закона 1965 года.

Своеобразным перерождением культурного плюрализма стал плюрализм этнический, поддержку которого принято считать значительным достижением демократии. Именно вследствие того, что понятие культурного плюрализма начали использовать для отображения и трактовки этнонациональных процессов, обусловленных ростом количества иммигрантов, его начали заменять на «этнический плюрализм», «этническое разнообразие / ethnic diversity», позже добавляя такие детерминанты, как «этнокультурный», «мультикультурный», а потом – «мультикультурализм». Практической поддержкой, а вернее воплощением данных идей в Соединенных Штатах стала реализация программы «позитивных действий», а также программы исследования этнического исследования и введение двуязычного обучения в школах с большим количеством детей иммигрантов.

Отметим, что позитивное отношение к иммигрантам и их вкладу в процесс формирования американской нации находим в исследованиях К. Витка «Мы, кто строит Америку: сага про иммигранта» , М. Хенсена «Атлантическая миграция» и «Иммигрант в американской истории» , О. Хендлина «Бостонские иммигранты» и многих других. На ценности вклада иммигрантов в развитие и утверждение самобытной американской культуры делал акцент философ Дж. Дьюи, утверждая, что крайне неправильно обращаться к представителю американской нации «… американский ирландец, американский еврей, американский немец, … поскольку истинный американец – иностранного происхождения. Это не означает, что он неполноценный американец с примесями чужеродной крови… Его сущность – межрасовая, интернациональная. Он не американец плюс поляк или немец. Американец уже, по сути, поляк – немец – англичанин – француз – испанец – итальянец – грек – ирландец – скандинав – чех – еврей» . Отсюда читаем – этническое происхождение не разъединяет, а наоборот способно выступить консолидирующим фактором. При этом важно учитывать ценность наследия прошлого иммигрантов, к чему призывает Дьюи, путем изучения его в системе американского образования, введения в курс школьной программы изучение роли «…миграционных волн, с которых на протяжении более, чем трех веков, формировалась эта (американская. – Н.Б.) земля» . В целом, согласно идеям культурного плюрализма культурного многообразие, принесенное иммигрантами, содействует прогрессу и благу страны . Ведь американская нация была создана людьми разного этнического и национального происхождения, иммигрантами – на основе их приверженности единым ценностям .

Американское общество не только не исключает, но и предусматривает разнообразие культурных элементов, принесенных иммигрантами, что закономерно повлекло за собой развитие концепции культурного плюрализма (pluribus) в виду политико-идеологического консенсуса, заложенного в единении американской нации (unum) . Учитывая то, что в течение ХХ века иммигранты и их потомки составляли значительную часть населения Соединенных Штатов Америки, сложно отрицать, что они так или иначе внесли существенный вклад в ее формирование . Примечательно, что на вопрос «Какое Ваше этническое происхождение?» только 6% респондентов ответили, что они американцы. Остальные же отнесли себя к одной из предложенных переписью 215 этнических групп . Исходя из такой многообразной этнической палитры, безусловно, возникает вопрос о том, каким образом страна с таким этническим многообразием удерживает и сохраняет целостность и единство нации, ее идентичности. Возвращаясь к тому, что США – это политическая нация, верная общим идеям и ценностям, важно помнить о том, что «нация, построенная иммигрантами… может задать вопрос тем, кто сегодня ищет возможности к ней присоединиться: «Что Вы можете сделать для нашей страны?», но мы (нация, американцы. – Н.Б.) не должны спрашивать: «В каком государстве Вы родились?» . Пусть иммигранты, которые перманентно прибывали в Соединенные Штаты Америки, и были выходцами из разных стран, а их предки не были американцами, они сами, перенимая американскую идею, не просто становили частью американского общества, но и влияли на формирование и развитие американской нации и национальной идентичности. Ведь последняя основана на общей принадлежности к универсальным принципам демократичности и равенства, – это идентичность, которая объединяет американцев независимо от их происхождения. Это подтверждает определяющую роль политико-идеологического фактора формирования национальной идентичности США.

Список литературы:

1. Бурейко Н.Н. К вопросу об американской национальной идентичности (политико-идеологический факторы ее становления) [Электронный ресурс] / Н.Н. Бурейко // Studia Humanitatis. – № 1. – 2013. – URL:

2. Ґібернау М. Ідентичність націй / Монтсеррат Ґібернау. – Київ: Темпора, 2012. – 304 с.

3. Євтух В. Етнічність: глосарій / Володимир Євтух. – К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2009. – 170 с.

4. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / Сэмюэл Хантингтон. – М., 2004. – 636 c.

5. Червонная С. Обеспечение прав меньшинств в США / Светлана Червонная // США – Канада: экономика, политика, идеология. – 1995. – № 7. – С. 86-96.

6. Bourne R. The Radical Will. Selected Writings 1911-1918 / Randolph Bourne. – Berkeley and Los Angeles, 1992. – 548 p.

7. Brimelow P. Alien Nation: Sense about America’s Immigration Disaster / Peter Brimelow. – New York: Random House, 1995. – 384 p.

8. Crevecoeur H. Letters from an American Farmer [Электронный ресурс] / Hector St. John de Crevecoeur // FullBooks.com. Thousands of Full-Text Free Books [сайт]. 2014 – URL: http://www.fullbooks.com/Letters-from-an-American-Farmer.html (дата обращения: 25.01.2014).

9. Dewey J. Nationalizing Education [Электронный ресурс] /

John Dewey // Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [сайт]. 2014. – URL: http://www.jstor.org.ezproxy.gsom.spbu.ru:2048/stable/367821?&Search=yes... (дата обращения: 25.01.2014).

10. D’Sauza D. What’s So Great About America / Dinesh D’Sauza. – Washington, D.C.: Regnery Publishing Inc., 2002. – 218 p.

11. Fuchs L. Culture Pluralism and the Future of American Unity: The Impact of Illegal Aliens / Lawrence Fuchs // International Migration Review. – Staten Island, N.Y., 1984. – Vol. 18. – № 3. – Р. 800-813.

12. Gleason P. American Identity and Americanization / Philip Gleason // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups . – Belknap Press, 1980. – P. 31-58.

13. Handlin O. Boston’s Immigrants / Oscar Handlin. – Belknap Press of Harvard University Press, 1991. – 400 р.

14. Hansen M. The Atlantic Migration / Marcus Hansen. – Simon Publications, 2001. – 428 p.

15. Hansen M. The Immigrant in American History / Marcus Hansen. – The Academy Library, 1964. – 230 p.

16. Higham J. Strangers in the Land. Patterns of America Nativism

1860 – 1925 / John Higham. – N.Y. : Rutgers University Press, 2002. –

17. Joppke C. Immigration and the Nation-State. The United States, Germany and Great Britain / Christian Joppke. – Oxford, NY: Oxford Univ. Press, 1999. – 359 p.

18. Kallen H. Democracy versus the Melting Pot: A Study of American Nationality [Электронный ресурс] / Horace Kallen // Pluralism and Unity. 2014. – URL: http://www.expo98.msu.edu/people/kallen.htm (дата обращения: 25.01.2014).

19. Lazarus E. The New Colossus [Электронный ресурс] / Emma Lazarus // Liberty State Park, Liberty Science Center, The Statue of Liberty and Ellis Island Website. 2014. – URL: http://www.libertystatepark.com/emma.htm (дата обращения: 25.01.2014).

20. Lind M. The Next American Nation. The New Nationalism and the Fourth American Revolution / Michael Lind. – N.Y., L., Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore, 1995. – 448 p.

21. Schlesinger A. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society / Arthur Schlesinger. – NY, L. : W.W.Norton&Co., 1998. – 208 p.

22. The Selected Work of Tom Paine and Citizen Tom Paine / Ed.

H. Fast. – N. Y.: The Modern Library, 1943. – 640 p.

23. Vecoli R. Return to the Melting Pot: Ethnicity in the United States

in the Eighties / Rudolph Vecoli // Journal of American Ethnic History. – 1985. – P. 7-20.

24. Wittke C. We Who Built America: the Saga of the Immigrant / Carl Wittke. – Prentice-Hall, 1939. – 547 p.

Бурейко Надежда Николаевна – кандидат политических наук, кафедра международных отношений факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина).

Data about the

Bureiko Nadiya Mykolaivna – Candidate of Political Sciences, Chair of International Relations, Department of History, Political Science and International Relations, Yurii Fedkovych Chernivtsi National University (Chernivtsi, Ukraine).

Введение………………………………………………………… ……………………………..2

1.Этническая структура населения к моменту образования

Соединенных Штатов. Образование колоний………………………..…………………….. 5

2. Ядро американской нации и миграционные вливания

2.1. «Старая» иммиграция…………………………… ……….……………………………....6

2.2. «Новая» иммиграция……………………………… ………………………….…………..8

2.3. «Первый квотный акт»………………………… …………………………………………9

2.5. Закон Маккарэна-Уолтера………………… ……………………………………………..12

2.6. Эра либерализации………………………………… ……………………………………..13

2.7. Борьба с нелегальной иммиграцией. Законопроект Кеннеди – Симпсона……………14

Заключение…………………………………………………… ………………………….…….17

Список источников и литературы……………………………………………… …………….18

Введение

Буржуазные историки иногда утверждают, будто американская нация сложилась в период от конца войны за независимость до 20-х годов XIX в.; отсюда выводится утверждение, что в состав американской нации вошли в основном англосаксонские народы. Позднейшая же иммиграция, принесшая в страну «нежелательные», в расистском понимании, элементы (славян, евреев, итальянцев и др.), никакого отношения к развитию американской нации якобы не имела. Согласно этой теории, после войны за независимость, в то время когда в Европе происходили такие события, как французская революция и наполеоновские войны, приток переселенцев из Западной Европы в Америку временно почти прекратился (примерно по 1820 г.) и за эти годы в бывших английских колониях успел сложиться «американский» тип, поколение так называемых «старых американцев» (old americans); иммигранты же, которые прибывали позже, в особенности иммигранты из стран Восточной и Южной Европы и из Азии, приток которых падает на конец XIX - начало XX в., принадлежат якобы к «неассимилирующимся», остающимся чужеродным по отношению ко всему американскому элементом. Чтобы доказать, будто ядро американской нации составили исключительно англичане, долго замалчивалась ранняя ирландская эмиграция. На самом же деле уже в колониальный период (1607-1776) население Северной Америки, пополнявшееся постоянно за счет иммиграции, было весьма неоднородно. Англичане, ирландцы, голландцы, немцы, французы, шведы, евреи населяли большие города, поселки, городки, деревни. Для сельских мест долгое время были характерны замкнутость и сохранение этнических особенностей Старого Света, пережитки которых сохраняются даже сейчас.

Но в городской жизни, особенно в больших городах, где население живет смешанно, эти черты обособленности выражены гораздо слабее. В течение 400 лет на материк беспрерывно прибывали все новые волны переселенцев, оседая частично в промышленных городах восточных областей, уходя на свободные земли, на лесоразработки, золотые прииски Запада, нефтяные промыслы Оклахомы, на поля Дакоты. Люди эти работали и жили бок о бок, вступали между собой в браки, забывая обычаи и язык своей родины.

Сейчас едва ли можно сказать, что существуют «чистые» потомки первых английских колонистов. Включение в американскую нацию эмигрантов из Центральной и Восточной Европы привело к еще большему изменению состава американцев. И такие изменения в этническом составе означали дальнейшее развитие американской нации. Но и это обстоятельство тоже используется, особенно за последнее время, реакционной пропагандой, в связи с обширными экспансионистскими планами американских империалистов для развития космополитических теорий, вроде теории так называемого «американского тигля». Согласно ей, Америка представляется своего рода котлом, в котором ассимилируются, «переплавляются» все национальности в единую американскую нацию. Факт, что американская нация сложилась из самых различных этнических элементов, толкуется в том смысле, что это само собой означает якобы единство идеологическое и социальное. Соединенные Штаты представляются страной, где якобы царят расовый и классовый мир. Идея космополитизма занимает не последнее место в борьбе американских монополий за мировое господство. Под флагом космополитизма широко пропагандируется приобщение к «американскому образу жизни» суверенных народов, осуществляется экономическое и политическое закабаление различных стран.

Исходя из вышеописанного, и для целей понимания особенности возникновения, устройства и функционирования американского общества, антагонизма и взаимозависимости его составляющих, возможности оказывать существенное влияние на мировую культуру, экономику, мировые миграционные процессы, - считаю важным разобраться в процессе образования Соединенных Штатов как общности населяющих их народов, многократно претерпевших иммиграционные изменения с момента возникновения первых колоний до настоящих дней.

  1. Этническая структура населения к моменту образования Соедине нных Штатов. Образование колоний.

Для исторического развития Соединенных Штатов Америки характерен постоянный, иногда ослабевающий, иногда интенсивный, но никогда не прекращающийся приток иммигрантов. Здесь представлены народы из самых различных стран и регионов. Наивысший подъем иммиграции приходится на ᴨериод между 1820 - 1920 гг. - 37 млн человек. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, наличие неосвоенных земель создавали в прошлом столетии самые благоприятные предпосылки для массовой иммиграции. Характерно, что уже к концу ᴨервой четверти ХХ столетия один из трех американцев был иммигрантом. США и сегодня продолжают быть лидирующей страной в мире по числу иммигрантов. По данным американских источников, США ежегодно принимают в 2 раза больше иммигрантов, чем все другие страны мира, вместе взятые, что составляет в среднем 650 тыс. человек. Только в 1992 г. сюда поселилось около 1 млн. иммигрантов. В 1994 г. - 804,4 тыс., причем из бывшего Советского Союза прибыло 63,4 тыс. человек. Как отмечают сᴨециалисты, если сохранить иммиграцию в том виде, в каком она существует сейчас, то к 2055 г. численность населения США достигнет 400.000.000 человек. В связи с этим не удивительно, что на одной из телеᴨередач, проходившей в 1990 г., в США, где ее участникам был задан вопрос: "Какая страна в следующем столетии по численности может превзойти Китай?" - был и такой ответ: "Соединенные Штаты".

Иммиграция всегда являлась главным источником пополнения рабочей силы в США, содействуя развитию внутреннего рынка труда и освоению богатых естественных ресурсов страны. Она оказала также непосредственное влияние на формирование американской нации, этнический состав населения и размещение, на историко-культурный облик американцев. "Почему американцы почти всегда задаются вопросом: кто они? - писал А. Манн, автор книги "Иммигранты в американской жизни". - Одна причина заключена в том, что с самого начала истории Соединенные Штаты считали себя нацией в процессе создания. Другая - в том, что в течение более чем трех столетий иммиграция постоянно меняет этнический состав народа Америки. Несомненно, эти люди продолжают спрашивать: "Что означает быть - становиться Американцем?"

Освоение североамериканского континента евроᴨейцами сопровождалось ввозом негров из Африки и Вест-Индии, а также покорением коренных его обитателей - индейцев, численность котоҏыҳ достигала в то время от 1 до 3 млн. человек. Военные столкновения с колоʜᴎϲтами, частые межплеменные войны, вытеснение племен с занимаемой ими исконной земли, приобщение индейцев к евроᴨейской цивилизации, сопровождаемое разрушением их общественных порядков, вели к снижению численности аборигенов. К началу ХХ в. индейцев насчитывалось только 200 тыс. С 1900 г. их численность стала расти и достигла к 1980 г около 1 млн., половина из них проживала в городах. А в 1990 г. в США было 7 млн. 274 тыс. индейцев, включая эскимосов и алеутов.

Большинство колоʜᴎϲтов и ᴨервых иммигрантов, поселившихся в Америке, прибыло из Северо-Западной Европы - Великобритании, Ирландии, Германии и т.д. За ᴨериод с 1776 по 1820 г. из 22.240 поселенцев, прибывших в порты Америки, более половины являлись уроженцами Великобритании и Ирландии. В ходе экономического освоения территории США иммигранты и их потомки вступали во взаимодействие с коренным населением и афроамериканцами, потомками негров-невольников, некогда ввезенных из Африки или Вест-Индии. В результате двухсотлетних этнических процессов, в котоҏыҳ противоречиво ᴨереплетались интеграционные и разъединительные тенденции, в США в основных чертах сложилась американская нация. Она включила все пришлые этнические элементы в свою экономическую и социальную структуру, объединила их общим языком, но до сих пор имеет в своем составе нерастворенные (хотя и сильно изменившиеся в Америке) расово-этнические группы, которые можно считать не осколками зарубежных народов, не ᴨережиточными явлениями, а структурными элементами современной американской нации.

В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колоʜᴎϲтов являлись выходцами из Англии, около 30% поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии. На долю негров приходилось 20% всего населения.

2. Ядро американской нации и миграционные вливания.

2.1. «Старая» иммиграция.

XVIII век стал решающим для населения 13 британских колоний. В результате освободительной войны народ добился национальной независимости и 4 июля 1776 г. был объявлен днем создания нового государства - Соединенных Штатов Америки, провозглашена его независимость от британской короны. Завоевание политической независимости, возникновение государства, явившись результатом образования американского народа с его экономическими, социальными, политическими, культурными и иными характеристиками и потребностями, оказали мощное обратное влияние на этнические процессы, преобразовав прежнюю общность в нацию и воздействуя на все стороны ее жизни.

Принято считать, что сложившийся ко второй половине XIX века этнический состав является ядром американской нации. Доминирующая роль в новом государстве была отведена англосаксонским правовым нормам и протестантской морали, а господствующую роль занял УОСП (WASP - аббревиатура слов White-Anglo-Saxon-Protestant - "белый англосаксонский протестант").

Образование независимого самостоятельного государства послужило мощным толчком для экономического развития и поставило со всей остротой проблему рабочей силы. Иммиграционная политика молодого государства всячески поощряла иммиграцию. Молодыми лидерами республики ясно осознавалось, что приток новых поселенцев жизненно необходим. Так, на Конвенте в Филадельфии, где принималась Конституция США, активно обсуждался вопрос об иммиграции. Там, в частности отмечалось, что иммигранты внесли весомый вклад в богатство нации, особо подчеркивалась их роль в развитии агрикультуры и искусства. С целью привлечь больше иммигрантов в 1787 г. Конгресс США гарантировал на северо-западных территориях религиозную свободу, а в последствии, и особенно с начала XIX в., из числа иммигрантов за рубежом назначались сᴨециальные агенты по вербовке ᴨереселенцев в США, создавались различные учреждения. Официальная политика штатов и федерального правительства исходила из того, что "иностранная иммиграция, которая в прошлом содействовала умножению богатства, развитию ресурсов и мощи страны, должна поощряться".

Иммиграция из Европы продолжалась до конца XIX столетия. Об этом констатирует и американский исследователь М. Линд. Пик этой иммиграции пришелся на середину столетия, когда страна находилась накануне гражданской войны 1861 - 1866 гг. и заканчивался промышленный ᴨереворот. Кроме того, благожелательная политика американского государства в вопросах иммиграции, а также более высокий жизненный уровень здесь по сравнению с евроᴨейскими странами, наличие пустующих земель на Западе и открытие золота в Калифорнии (1848 г) вызвали значительную иммиграцию в США из Европы. Революции 1848 - 1849 гг. евроᴨейских стран также обусловили иммиграционные потоки в США. Эту иммиграцию американские ученые назвали "второй революцией".

"Отталкивающим" и "притягивающим" факторами для иммигрантов были промышленный ᴨереворот, сопровождаемый массовым разорением мелких производителей, аграрное ᴨеренаселение, неурожаи, голод, политические потрясения, а также поиски возможностей для личной инициативы, высокий уровень жизни и творческого труда. До конца XIX в. иммигранты прибывали в США преимущественно из стран Западной и Северной Европы - Англии, Ирландии, Шотландии, Франции, Германии, Бельгии, Скандинавских стран. Это была так называемая "старая" иммиграция, так она именуется в отечественной и зарубежной исторической литературе.

Приехав в новую страну, иммигранты подвергались ассимиляции как в сфере экономической, так и культурной, бытовой, языковой. Развивая свою этническую общность - американских норвежцев, американских немцев и т.д., иммигранты не столько продолжали традиции прежней родины, сколько создавали новое этническое образование - американский народ. Основу ассимиляционного процесса составляла ассимиляция экономическая и социальная (структурная ассимиляция), на базе которой развивались все другие виды ассимиляционных процессов: культурная, языковая, бытовая, вплоть до смешанных браков.

Иммиграция из Европы вплоть до середины XIX в. не подвергалась почти никакому регулированию со стороны государства (исключение составляли азиатские национальности). Она не только не ограничивалась, но и всемерно поощрялась. Соединенные Штаты Америки, как федерация, складывались не по национальному принципу, хотя надежды у ряда народов создать "Новую Германию", "Новую Голландию", "Новую Ирландию" были. Препятствовала этому в большей стеᴨени сознательная государственная политика. Свободные земли, пока они имелись в США, стихийно очень быстро занимались людьми из различных национальностей, в том числе американскими старожилами. На этих землях ᴨеремешались разные элементы старожильческого и нового американского населения, которые заселяли и возникавшие там новые города. Все развитие США, как сельскохозяйственное, так и промышленное, весь урбаʜᴎϲтический склад жизни, преобладавший в этой стране, были связаны со стихийным и быстрым смешением этнически разнородного населения.

Так, не по национальному, а по территориально- адмиʜᴎϲтративному принципу строилась американская федерация. Ее основа, штат, обладал достаточной самостоятельностью, имел свою конституцию, систему высших органов власти и управления. При этом законодательство следило за тем, чтобы полномочия штатов не нарушали основ американской федерации (согласно разделу 10 статьи I Конституции США, им, например, запрещалось вступать в международные союзы, заключать международные договоры, выпускать деньги и другие платежные средства).

Краткое описание

Буржуазные историки иногда утверждают, будто американская нация сложилась в период от конца войны за независимость до 20-х годов XIX в.; отсюда выводится утверждение, что в состав американской нации вошли в основном англосаксонские народы. Позднейшая же иммиграция, принесшая в страну «нежелательные», в расистском понимании, элементы (славян, евреев, итальянцев и др.), никакого отношения к развитию американской нации якобы не имела. Согласно этой теории, после войны за независимость, в то время когда в Европе происходили такие события, как французская революция и наполеоновские войны, приток переселенцев из Западной Европы в Америку временно почти прекратился (примерно по 1820 г.) и за эти годы в бывших английских колониях успел сложиться «американский» тип, поколение так называемых «старых американцев» (old americans); иммигранты же, которые прибывали позже, в особенности иммигранты из стран Восточной и Южной Европы и из Азии, приток которых падает на конец XIX - начало XX в., принадлежат якобы к «неассимилирующимся», остающимся чужеродным по отношению ко всему американскому элементом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2
1.Этническая структура населения к моменту образования
Соединенных Штатов. Образование колоний………………………..…………………….. 5
2. Ядро американской нации и миграционные вливания
2.1. «Старая» иммиграция…………………………………….……………………………....6
2.2. «Новая» иммиграция………………………………………………………….…………..8
2.3. «Первый квотный акт»……………………………………………………………………9
2.4. Запретительные законы Второй мировой войны……………………………………….11
2.5. Закон Маккарэна-Уолтера………………………………………………………………..12
2.6. Эра либерализации………………………………………………………………………..13
2.7. Борьба с нелегальной иммиграцией. Законопроект Кеннеди – Симпсона……………14
Заключение……………………………………………………………………………….…….17
Список источников и литературы…………………………………………………………….18

Проблема влияния иммиграции на экономику США и на состояние американского общества в целом представляется весьма сложной и многоплановой. Оценить в полной мере роль иммиграции в экономике, ее социальные и политические последствия возможно лишь при детальном рассмотрении масштабов и структуры американской иммиграции конца ХХ-начала ХХI веков.

Соединенные Штаты Америки столкнулись в последние годы как с резким увеличением потока въезжающих, так и с серьезными изменениями этнической структуры иммиграции. Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия в страну в среднем ежегодно прибывали 1,1 млн чел. (легально и нелегально). Суммарное число въехавших в страну за последнее десятилетие прошлого века превысило 10,6 млн чел. За 2000-2007 гг. количество вновь прибывших составило 10,3 млн че ловек - рекордная семилетка по этому показателю за всю историю американской иммиграции. В результате в 2007 г. на территории США проживало 37,9 млн выходцев из других стран, что составило 12,6% населения страны, доля иммигрантов в составе рабочей силы равнялась 15,8%3 (для сравнения - в 1970 г. доля выходцев из других стран составляла 4,7% населения). В 2007 г. рост числа выходцев из других стран, проживающих в США, замедлился. Было отмечено значительное сокращение притока иммигрантов из Латинской Америки. Этому способствовал ряд факторов - вхождение экономики страны в фазу рецессии и соответствующий рост безработицы и сокращение числа рабочих мест, ужесточение иммиграционной политики и усиление пограничного контроля.

Влияние глобального финансового кризиса на процесс иммиграции в США прогнозировать достаточно сложно, так как его динамика будет зависеть не только от состояния экономики США , но и от положения в странах-донорах. Рост безработицы и сокращение числа рабочих мест в США, безусловно, могут уменьшить число людей, приезжающих в страну работать. В то же время ухудшение положения в странах-донорах, где также растет безработица, и снижается заработная плата, способны привести к увеличению потока иммигрантов, в т.ч. и нелегальных. В такой ситуации основным регулирующим фактором будет не рынок труда, а меры пограничного контроля и иммиграционной политики. Не следует забывать и о том, что согласно действующему иммиграционному законодательству, более 70% ежегодно получающих разрешение на постоянное проживание составляют члены семей и родственники американских граждан. Эта категория иммигрантов, также как и целый ряд других (беженцы и политэмигранты, люди с выдающимися способностями - ученые, музыканты, спортсмены) в значительно меньшей степени зависят от экономической конъюнктуры, чем "трудовая иммиграция", удельный вес которой составляет приблизительно 20%. Все это дает основания предполагать, что определенное сокращение притока иммигрантов в США возможно, но оно не будет слишком масштабным и долгосрочным. Оживление экономики неизбежно приведет к увеличению потребности в рабочей силе, в т.ч. и иностранной.

Последние десятилетия ХХ века ознаменовались и очень серьезными изменениями этнической структуры иммиграции. После отмены в 1965 г. системы установления квот для иммигрантов различных национальностей стремительно увеличился приток иммигрантов из стран Азии и Латинской Америки. В результате доля европейцев в общей массе въезжающих снизилась с 74,5% в 1960 г. до 12,5% в 2007 г. За тот же период существенно вырос процент выходцев из стран Азии - с 5% до 23,16%. Резко увеличился приток латиноамериканцев, прежде всего из Мексики. В иммиграционном потоке 2000-2007гг. мексиканцы составили 34,9%.

Иммиграция внесла серьезный вклад в изменение этнической структуры американского общества, треть которого в настоящее время - это люди, принадлежащие к расовым или этническим меньшинствам. Самым многочисленным меньшинст вом, опередив афроамериканцев, составляющих 13,4% населения, стали латиноамериканцы - их доля равна 14,4%. Из 2,8 млн чел. прироста населения США в 2005 г. 1,3 млн составили латиноамериканцы, из которых 800 тыс. - естественный прирост и 500 тыс.- вновь прибывшие в страну. Coгласно прогнозу авторов доклада "U.S. Population Projections: 2005-2050", опубликованного в начале 2008 г., 82% ожидаемого в рассматриваемый период прироста населения дадут иммигранты и их дети, которые родятся на территории США. При этом доля латиноамериканцев будет продолжать расти и составит в 2050 г. 29%, удельный вес чернокожих жителей не изменится, а белые будут составлять только 47% населения. Однако в 2008 г. рост численности латиноамериканского и азиатского населения несколько замедлился. Хотя указанные группы продолжают оставаться самыми быстрорастущими расовыми меньшинствами, Бюро переписи предположило, что потеря белыми большинства может произойти на несколько лет позже 2050 г.

Изменение национального состава иммигрантов имеет весьма существенное значение с точки зрения развития общества, так как люди, приехавшие из различных регионов, обладают различным образовательным и культурным базисом, отличающимися традициями трудовой этики, заложенными в национальной культуре, неодинаковым уровнем уважения к закону и толерантности по отношению к представителям других этнических групп и конфессий. Страна, отказывающаяся от регулирования национальной структуры иммиграции, должна быть готова к сдвигам в этнической структуре и вытекающим отсюда проблемам, к которым относятся ассимиляция носителей другого языка и другой культуры, взаимодействие коренного населения и вновь прибывших. Опыт США и других развитых стран (в Европе наиболее яркий пример - Франция) показывает, что ассимиляция людей, проживающих большими компактными моноэтническими поселениями, происходит весьма тяжело и медленно.

Определенной проблемой для американского общества является отчетливое стремление латиноамериканской общины сохранить свой язык, культуру, традиции. Если прежние иммигранты старались как можно скорее стать американцами, то сейчас наблюдается противоположная тенденция. По мнению С. Хантингтона, автора теории "столкновения цивилизаций", постоянный рост доли латиноамериканцев в структуре населения страны грозит самим основам общества, сложившегося в США и имеющего в основании своей культурной, политической, экономической системы принципы, заложенные белыми переселенцами-протестантами. Для того чтобы ассимилироваться, стать полноценными членами этого общества, латиноамериканцы, по мнению С. Хантингтона, должны прежде всего "научиться думать по английски", т.е. через усвоение языка усвоить ценности и принципы североамериканского общества. С этой точки зрения мексиканские иммигранты рассматриваются не просто как выходцы из другой страны, но и как представители иной цивилизации, а их стремление сохранить свой язык, обычаи и культуру выглядит как препятствие для вхождения в существующую общественную систему.

М. Крикориан, исполнительный директор Центра по изучению иммиграции в своей недавно вышедшей книге "Новые доводы против иммиграции легальной и не легальной" (The New Case Against Immigration: Both Legal and Illegal) утверждает, что ежегодное количество вновь прибывающих в страну должно быть сокращено до 300-350 тысяч, половину из которых должны составлять люди с выдающимися способностями и уникальной квалификацией. Главный довод для введения таких ограничений - невозможность ассимиляции. По мнению автора, период строительства американского общества за счет иммиграции закончился. За столетие, прошедшее после предыдущей "большой волны" притока иностранцев начала ХХ века, оно изменилось кардинальным образом - это развитое, зрелое общество, стоящее по уровню своего развития значительно выше стран-доноров. "Изменились не иммигранты, изменились мы", - подчеркивает автор и добавляет, что люди, "приехавшие из XIX века в век ХХ", независимо от того, законно ли они прибыли, ассимилироваться не смогут. Для малообразованных иммигрантов основная сложность - это низкие заработки, бедность, отсутствие медицинской страховки, что увеличивает нагрузку на систему социального страхования страны.

По мнению автора, ссылающегося на проводимые в США социологические исследования, для высококвалифицированных специалистов, которые находят в США хорошо оплачиваемую работу, неплохо знают английский и легко усваивают существующие правила и манеру поведения, главная проблема - отсутствие "патриотической ассимиляции", под которой понимается эмоциональная привязанность, преданность принявшему их государству. Национальная самоидентификация квалифицированных специалистов уже сформировалась длительным периодом жизни и образовательными институтами в своих странах (даже если они приехали после школы и затем закончили американские вузы), и менять ее они не собираются, имея возможность вести транснациональный образ жизни. Такая возможность предоставляется современными средствами связи, транспорта, Интернетом, которые, по мнению автора, буквально "убили" стимулы к ассимиляции. Автор делает категорический вывод - иммиграция должна быть резко ограничена, в противном случае США ожидает дальнейшее увеличение неравенства доходов, рост бедности и, соответственно, нагрузки на социальные статьи государственного бюджета, замедление роста производительности труда и подушевого дохода, угроза терроризма и культурная "балканизация" страны.

Многим американским экспертам подобные опасения кажутся преувеличенными. В любом случае ассимиляция происходит на протяжении нескольких поколений. Эксперты ссылаются на опыт прошлого и даже позапрошлого веков, когда в конце ХIХ в. на большой территории от Пенсильвании до Миннесоты переселенцы из Германии говорили только по-немецки, имели свои школы, газеты и т.д. Но через несколько поколений их потомки, полностью ассимилировавшись, говорили уже исключительно на английском. Каким образом будет происходить ассимиляция латиноамериканцев, предсказать сложно. Но следует признать, что они сейчас имеют значительно больше возможностей для сохранения собственного языка и культуры, чем белые переселенцы в прошлом.

Существенным фактором, который может повлиять на характер развития процесса ассимиляции, является то, что территориальная близость и современный уровень развития коммуникаций обеспечивают нынешним латиноамериканским иммигрантам гораздо больше возможностей для сохранения связей с родными странами, чем выходцам из европейских стран в прошлом. Внутри США они также имеют сегодня больше возможностей для сохранения своей культуры и языка - развитие системы масс-медиа, функционирование многочисленных испаноязычных теле и радиоканалов, выпуск кассет, компакт-дисков и т.п. позволяет постоянно оставаться в сфере воздействия родного языка. Согласно данным Бюро переписей, сегодня 78% латинос в США говорят по-испански, даже если они в достаточной степени владеют английским. Выясняется, что молодежь даже в большей степени, чем их родители, стремится сохранить родной язык. Обследование университета штата Калифорния, проведенное среди детей иммигрантов (до 18 лет), показало, что хотя 90% респондентов хорошо знают английский и могут свободно им пользоваться, 97% мексиканских подростков предпочитают говорить по испански.

Хотя многие американские ученые и общественные деятели считают, что стать полноправными членами американского общества латиноамериканские иммигранты смогут только в том случае, если они или хотя бы их дети перейдут на английский язык, не будут избегать смешанных браков, усвоят американские ценности и культуру, существует и другое мнение: стремиться к полной ассимиляции вновь приезжающих совершенно не обязательно, ассимиляция в наши дни может уступить место плюрализму (или сосуществовать с ним). Сторонники плюрализма считают, что нет смысла стирать расовые и этнические границы, поддерживая ситуацию "плавильного котла", которой ранее так гордились американцы. Сохранение расовыми и этническими группами своих традиций, религии, языка пойдет на пользу Соединенным Штатам, укрепит имидж мирового лидера демократии, толерантности и веротерпимости. Основное возражение, выдвигаемое приверженцами реализации концепции "плавильного котла", заключается в том, что поддерживать единство столь разнородного общества чрезвычайно сложно, и может наступить момент, когда центробежные силы превратятся в серьезную проблему.

На мой взгляд, основной вопрос сегодня заключается не в том, что лучше - ассимиляция или плюрализм, а в том, можно ли вообще ставить вопрос о полной ассимиляции в условиях массового въезда представителей других этносов и конфессий. Успешная интеграция в американское общество достаточно близких к англосаксам в языковом и религиозном отношении немцев, французов, ирландцев, голландцев вовсе не доказывает возможности ассимиляции латиноамериканцев, китайцев, арабов-мусульман, выходцев из Средней Азии. Ценностные структуры, лежащие в основе этих цивилизаций, серьезно различаются между собой, а потому может оказаться, что задача их объединения вообще не имеет решения. Проблема совместимости различных этносов в настоящее время не только не изучена, но еще и не осознана в достаточной степени. Вполне возможно, что в американском обществе будут сохраняться устойчивые культурные группы, имеющие свой язык и традиции. Существование таких групп само по себе не вызывает, на наш взгляд, никаких серьезных сдвигов в обществе до тех пор, пока четко функционируют основные механизмы, связывающие личность (и этническую группу) с социальной системой. Такими механизмами являются рынок труда и система образования. Через обучение иммигрантов и их детей и через участие в признанных и контролируемых обществом видах деятельности осуществляется реальное "встраивание" вновь прибывших в сложившуюся на территории страны систему отношений. В свою очередь и общество должно постоянно адаптироваться к происходящим изменениям, совершенствуя законодательную базу и иммиграционную политику.

Еще один широко обсуждаемый в США вопрос, связанный с иммиграцией, заключается в том, каким образом отражается быстрый рост населения на состоянии окружающей среды. В упоминавшемся выше прогнозе роста численности населения предполагается увеличение к 2050 г. населения США на 135 млн человек, причем более 80 % прироста приходится на долю иммигрантов и их детей. Это означает, что за указанный период в США должны быть построены 36 тыс. новых школ, 52 млн жилых домов и создана соответствующая инфраструктура, построены новые дороги, т.к. в стране появятся еще 106 млн автомобилей. По подсчетам Министерства энергетики, мигранты ежегодно создают 637 млн тонн углекислого газа.

Соединенные Штаты создавались на основе английских колоний. Первоначальным ядром американской нации были англичане и выходцы из Ирландии и Шотландии. Но вместе с тем большую роль в этом процессе сыграли выходцы из других стран «западной Европы, а с конца XIX в.- и из Восточной Европы и отчасти Азии. В колониальный период шло слияние населявших английские колонии иноязычных элементов - шведав, немцев, голландцев и многих других с английскими поселенцами. Часть этого населения составили жители недолговечных, впоследствии захваченных Англией колоний ряда европейских государств; частично это были иммигранты, прибывшие из стран Европы непосредственно в английские североамериканские колонии. Ни голландцы, ни шведы, ни другие колонисты не создали здесь сколько-нибудь крупных этнических образований и в основном влились в американскую нацию.

Те группы населения, которые до сих пор сохраняются в составе американской нации в отдельных районах с преобладанием той или иной языковой группы (поселения норвежцев, голландцев, французов, швейцарцев и др.), свидетельствуют о том, что американская нация - еще молодая нация, в которой новые поступления иммигрантов перевариваются далеко не сразу. В течение ряда поколений они сохраняют некоторые особенности быта и культуры своих предков.

Целый ряд обстоятельств способствовал сохранению этих особенностей у одних групп и более быстрому стиранию национальных особенностей - у других. Одним из наиболее показательных признаков является сохранение в быту родного языка. Те иммигранты, которые не сталкивались и США с дискриминацией или страдали от нее меньше других, быстрее смешивались с общей массой американцев, вступали в браки с американцами, постепенно утрачивали свой язык, переходя на английскую речь, забывали свои обычаи. Это относится прежде всего к выходцам из Западной Европы- к датчанам, шведам, финнам, норвежцам, немцам. Вместе с тем оказывается, что есть группы, которые ассимилируются не менее быстро: греки, армяне, румыны, украинцы. Это и понятно: их в США мало (например 274 тыс. греков по сравнению с 4950 тыс. немцев) и они довольно легко растворяются в общей массе англоязычного населения. Большое значение имеет также и расселение тех или иных групп. Жители сельских мест, живущие компактно, сохраняют обычаи и родной язык дольше (среди жителей США, говорящих по-норвежски, население сельских мест составляет несколько более одной трети, а у армян горожане составляют подавляющее большинство).

В связи с теми препятствиями, которые встречала эмиграция из стран Азии, включение уроженцев Азии в американскую нацию было затруднено. Значительные группы иммигрантов из стран Азии и др. живут в США в условиях изоляции от остального населения, и ассимиляция в таких группах протекает медленно. Это относится к японцам, китайцам, пуэрториканцам. Однако, если они не живут совместно в значительном числе, а вкраплены среди американцев, то и переход их к английскому языку происходит скорее, и смешанные браки - явление довольно обычное.

Но и для иммигрантов из европейских стран процесс ассимиляции также сопровождается определенными трудностями. То обстоятельство, что в английские колонии, а позже в Соединенные Штаты прибывали, люди из стран, где уже образовались нации, и приносили с собой свои традиции, свою культуру, свой язык, создавало своеобразие национального развития американцев. Долгое время, а для некоторых этнических групп и по сей день, этнические особенности отдельных национальностей сохраняются. Это относится к тем районам, где издавна живут сравнительно большими массивами выходцы из различных стран. ВыхоДцы из Швейцарии и Норвегии в Висконсине, потомки французских колонистов в Луизиане,- все они, будучи американцами, вместе с тем хранят многие национальные традиции своих предков.

Чем больше развивался капитализм в Америке, тем скорее стирались этнические различия. Смешанные браки, переселения в глубь страны, во время которых жители разных колоний, поселяясь с людьми другой национальности, иной религии, теряли свою обособленность, - помогали стирать эти особенности. Этническая пестрота американцев послужила поводом для всякого рода расистских предрассудков, насаждая и развивая которые американская буржуазия в свою очередь тормозит ассимиляцию многих этнических групп. Отсюда особые национальные кварталы в американских городах, двуязычие и другие явления, свидетельствующие о том, что процесс включения целого ряда этнических групп в американскую нацию проходит мучительно медленно. Вместе с тем часть американской буржуазии, ссылаясь на происхождение своих предков из какой- либо европейской страны, завязывает с этими странаминеофициальные связи, привлекая оттуда иммигрантов в своих корыстных целях. Многонациональная буржуазия США наживается за счет своих соотечественников, вновь прибывших в США и не знакомых с обычаями страны и ее языком. «Итальянские», «ирландские», «шведские» и прочие боссы, пользуясь своими ирландскими или шведскими именами, пытаясь затормозить рост классового сознания, завлекают в свои сети неопытных людей под предлогом помощи соотечественникам. Они всячески поддерживают в них сознание национальной обособленности. В качестве примера можно привести шведов г. Чикаго и близлежащих к нему городов и сельской местности. Политические боссы шведского происхождения держат в руках голоса избирателей этой части США, где живет много выходцев из Швеции. В городе множество магазинов, гостиниц, ресторанов, всякого рода обслуживающих учреждений, где иммигранта из Швеции обслуживают на шведском: языке: ему укажут, где найти квартиру, в какую церковь пойти, в какую школу устроить детей, помогут найти работу.

Буржуазные историки иногда утверждают, будто американская нация сложилась в период от конца войны за независимость до 20-х годов XIX в.; отсюда выводится утверждение, что в состав американской нации вошли в основном англосаксонские народы. Позднейшая же иммиграция, принесшая в страну «нежелательные», в расистском понимании, элементы (славян, евреев, итальянцев и др.), никакого отношения к развитию американской нации якобы не имела.Согласно этой теории, после войны за независимость, в то время когда в Европе происходили такие события, как французская революция и наполеоновские войны, приток переселенцев из Западной Европы в Америку временно почти прекратился (примерно по 1820 г.) и за эти годы в бывших английских колониях успел сложиться «американский» тип, поколение так называемых «старых американцев» (old americans); иммигранты же, которые прибывали позже, в особенности иммигранты из стран Восточной и Южной Европы и из Азии, приток которых падает на конец XIX - начало XX в., принадлежат якобы к «неассимилирующимся», остающимся чужеродным по отношению ко всему американскому элементом. Чтобы доказать, будто ядро американской нации составили исключительно англичане, долго замалчивалась ранняя ирландская эмиграция. На самом же деле уже в колониальный период (1607-1776) население Северной Америки, пополнявшееся постоянно за счет иммиграции, было весьма неоднородно. Англичане, ирландцы, голландцы, немцы, французы, шведы, евреи населяли большие города, поселки, городки, деревни. Для сельских мест долгое время были характерны замкнутость и сохранение этнических особенностей Старого Света, пережитки которых сохраняются даже сейчас. Но в городской жизни, особенно в больших городах, где население живет смешанно, эти черты обособленности выражены гораздо слабее. В течение 400 лет на материк беспрерывно прибывали все новые волны переселенцев, оседая частично в промышленных городах восточных областей, уходя на свободные землп, на лесоразработки, золотые прииски Запада, нефтяные промыслы Оклахомы, на поля Дакоты. Люди эти работали и жили бок о бок, вступали между собой в браки, забывая обычаи и язык своей родины. В 1790 г. американцы английского происхождения составляли примерно 77% всего населения, а в 1921 г. - лишь 41 %. С 1820 по 1933 г. в США зарегистрировано до 38 млн. иммигрантов, причем большая часть их прибыла не из Англии.

В 1850 г. в штате Нью-Йорк ирландские иммигранты составляли 52,4% всего иммигрантского населения штата, немцы 18,1% и только 17,5% - английские иммигранты; австрийцы, венгры, поляки - менее 10%, итальянцы и русские - еще меньше, скандинавы - 0,2%. В 30-х годах XX в. ирландские иммигранты составили 9,2%, немцы -" 10,9%, англичане - 6,9%, итальянцы - 19,7% 1 . Все эти этнические группы, несмотря на дискриминацию иммигрантов, смешивались с коренными американцами, вливаясь в американскую нацию.

Сейчас едва ли можно сказать, что существуют «чистые» потомки первых английских колонистов. Включение в американскую нацию эмигрантов из Центральной и Восточной Европы привело к еще большему изменению состава американцев. И такие изменения в этническом составе означали дальнейшее развитие американской нации. Но и это обстоятельство тоже используется, особенно за последнее время, реакционной пропагандой, в связи с обширными экспансионистскими планами американских империалистов для развития космополитических теорий, вроде теории так называемого «американского тигля». Согласно ей, Америка представляется своего рода котлом, в котором ассимилируются, «переплавляются» все национальности в единую американскую нацию. Факт, что американская нация сложилась из самых различных этнических элементов, толкуется в том смысле, что это само собой означает якобы единство идеологическое и социальное. Соединенные Штаты представляются страной, где якобы царят расовый и классовый мир. Идея космополитизма занимает не последнее место в борьбе американских монополий за мировое господство. Под флагом космополитизма широко пропагандируется приобщение к «американскому образу жизни» суверенных народов, осуществляется экономическое и политическое закабаление различных стран.

Поделиться: